в чем разница между свободой и вседозволенностью
Свобода и вседозволенность
Свобода и вседозволенность – понятия, на первый взгляд, очень близкие. В быту их часто путают, принимая одно за другое. На самом деле многие века в философском мире ведутся споры об этих двух категориях.
Ученые пытаются разграничить “свободу” и “вседозволенность”, определить, где заканчивается одно и начинается другое.
На мой взгляд, свобода является неотъемлемой частью счастья каждого человека. Только будучи свободным, человек может реализовать себя в жизни. Человеку просто необходима свобода совести, свобода любви, свобода
И в жизни каждого человека происходят маленькие войны за свободу. Рано или поздно возникают ситуации, когда необходимо отстаивать свою независимость перед окружающими, доказывать всем, что ты взрослый, самостоятельный человек, способный сам творить свою жизнь.
Кстати,
Тогда он уже должен считаться со свободой другого. А если считаться не хочется, и человек слушает только себя, тогда его свобода перерастает во вседозволенность.
Вседозволенность страшна тем, что ведет к анархии. К сожалению, в умах современных подростков образ анархии приобретает романтический ореол. Они считают, что это “круто”, не задумываясь о последствиях, которые влечет за собой подобный режим.
Молодые люди принимают анархию за свободу, путая эти понятия. Но красивое слово на деле теряет всю свою прелесть. Каждый человек делает все, что ему вздумается, не задумываясь о правах другого.
В результате люди теряют все свои права. Они живут, не имея права на неприкосновенность, права на частную жизнь, права на передвижение, то есть, по сути, не имеют права ни на что.
Вседозволенность, появляющаяся в умах некоторых политических деятелей, приводит к страшным событиям в их стране и в целом во всем мире. Так, в истории 20 века было несколько подобных властителей. Ярчайшими их представителями можно назвать Гитлера и Сталина.
Идея вседозволенности, царствующая в их умах, привела к огромной трагедии, унесшей миллионы жизней.
На мой взгляд, у истоков идеи вседозволенности стоит панический страх самого себя и, соответственно, всего окружающего мира. Человек сильный и уверенный в себе никогда не будет препятствовать свободе другого человека. Страх заставляет человека защищаться и нападать самому.
Возвращаясь в мирное русло, хочется сказать, что самая страшная вседозволенность – это моральная. Потому что она не столь явная и подтачивает личность изнутри. Идея моральной вседозволенности является одной из основных тем романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”.
Лорд Генри Уоттон, один из героев романа, проповедует идею полной вседозволенности.
Этот образ не лишен обаяния, но в определенный момент становится страшно от того, как он безжалостно манипулирует людьми. Лорд Генри говорит, казалось бы, правильные вещи, но на деле они оборачиваются страшными деяниями: “Главная цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы рождаемся на свет”.
В дальнейшей речи лорда Генри уже четко проявляется идея вседозволенности: “Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания – это путь к очищению… А если пытаться ему противиться, то вся душа истомится желанием изведать то, на что она же сама и наложила запрет…”.
Свои идеи лорд Генри успешно претворяет в жизнь. Одной из его жертв стал удивительно красивый молодой человек Дориан Грей. Следуя жизненной философии лорда Генри, Дориан разрушает свою жизнь и жизнь любящих его людей. Он потакал своим малейшим прихотям, совершенно не думая об окружающих.
Related posts:
В чем разница между свободой и вседозволенностью
Свобода и вседозволенность – понятия, на первый взгляд, очень близкие. В быту их часто путают, принимая одно за другое. На самом деле многие века в философском мире ведутся споры об этих двух категориях. Ученые пытаются разграничить «свободу» и «вседозволенность», определить, где заканчивается одно и начинается другое.
На мой взгляд, свобода является неотъемлемой частью счастья каждого человека. Только будучи свободным, человек может реализовать себя в жизни. Человеку просто необходима свобода совести, свобода любви, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода передвижения и.т.д. Недаром свобода – одна из незыблемых основ любого демократического государства.
Свободу завоевывают и отвоевывают. В мире происходили и происходят войны за независимость государств. Люди завоевывают свободу, чтобы жить и развиваться так, как они считают нужным. И в жизни каждого человека происходят маленькие войны за свободу. Рано или поздно возникают ситуации, когда необходимо отстаивать свою независимость перед окружающими, доказывать всем, что ты взрослый, самостоятельный человек, способный сам творить свою жизнь.
Кстати, понятие свободы очень тесно связано с понятием ответственности личности, ответственности перед собой и перед обществом. Человек свободен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. Существует такое выражение: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Следовательно, человек волен поступать, как хочет, пока это не затрагивает интересы других людей. Тогда он уже должен считаться со свободой другого. А если считаться не хочется, и человек слушает только себя, тогда его свобода перерастает во вседозволенность.
Вседозволенность страшна тем, что ведет к анархии. К сожалению, в умах современных подростков образ анархии приобретает романтический ореол. Они считают, что это «круто», не задумываясь о последствиях, которые влечет за собой подобный режим. Молодые люди принимают анархию за свободу, путая эти понятия. Но красивое слово на деле теряет всю свою прелесть. Каждый человек делает все, что ему вздумается, не задумываясь о правах другого. В результате люди теряют все свои права. Они живут, не имея права на неприкосновенность, права на частную жизнь, права на передвижение, то есть, по сути, не имеют права ни на что.
Вседозволенность, появляющаяся в умах некоторых политических деятелей, приводит к страшным событиям в их стране и в целом во всем мире. Так, в истории 20 века было несколько подобных властителей. Ярчайшими их представителями можно назвать Гитлера и Сталина. Идея вседозволенности, царствующая в их умах, привела к огромной трагедии, унесшей миллионы жизней.
На мой взгляд, у истоков идеи вседозволенности стоит панический страх самого себя и, соответственно, всего окружающего мира. Человек сильный и уверенный в себе никогда не будет препятствовать свободе другого человека. Страх заставляет человека защищаться и нападать самому.
Возвращаясь в мирное русло, хочется сказать, что самая страшная вседозволенность – это моральная. Потому что она не столь явная и подтачивает личность изнутри. Идея моральной вседозволенности является одной из основных тем романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лорд Генри Уоттон, один из героев романа, проповедует идею полной вседозволенности.
Этот образ не лишен обаяния, но в определенный момент становится страшно от того, как он безжалостно манипулирует людьми. Лорд Генри говорит, казалось бы, правильные вещи, но на деле они оборачиваются страшными деяниями: «Главная цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы рождаемся на свет».
В дальнейшей речи лорда Генри уже четко проявляется идея вседозволенности: «Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания – это путь к очищению… А если пытаться ему противиться, то вся душа истомится желанием изведать то, на что она же сама и наложила запрет…».
Образом портрета, меняющегося со временем вместо Дориана, Оскар Уайльд желает сказать нам, что Грей продал душу дьяволу. Дьявол – это и есть вседозволенность, разрушающая все на своем пути.
Чем свобода отличается от вседозволенности и как формируется ответственность?
Чтобы сразу разделить свободу и вседозволенность, возьмём за основу такую формулу:
«В ЧЕЛОВЕКЕ РОВНО СТОЛЬКО СВОБОДЫ, СКОЛЬКО В НЁМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ».
Если человек ответственнее, чем большинство окружающих людей, то он в их контроле, оценке и одобрении не нуждается. Если же человек менее ответственен, чем большинство, то общество вынуждено его подтягивать и контролировать.
Ответственный не пойдёт за толпой ради одобрения. Не будет смеяться над слабым, чтобы казаться сильнее. Не будет стесняться своих выборов и стремлений, если другим они непонятны. Но и шапочку, когда ему жарко, он тоже не станет надевать. И нам придётся с этим смириться.
Когда начинает формироваться свобода?
Свобода начинает формироваться с момента зарождения жизни. Но сначала эта свобода очень проста: право жить, получать питание, двигаться, слышать.
После рождения ребёнок получает свободу видеть, осязать, испытывать эмоции… Постепенно он получает свободу брать, ходить, говорить.
И одновременно появляются простые связи. Например, «Если я упаду — будет больно». Значит, нужно стараться не падать. А если мама каждый раз ловит или обкладывает подушками, то ответственность за последствия своих действий не формируется.
В дошкольном возрасте появляется стремление подражать взрослым, и задача родителей — не мешать. Да, самому что-то сделать быстрее. Да, вечно приходится опаздывать. Следует помнить, что именно так формируется связь «свобода-ответственность». Плохо завязал шнурки — значит развяжутся, и придётся завязывать снова. Хорошо завязала мама? Свобода ходить и не спотыкаться есть, а ответственности — нет.
В то же время формируется понимание, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. И свобода ребёнка в том числе! Если он может что-то делать сам, мы должны дать ему право сделать это. Так мы демонстрируем ему своё доверие и говорим: «Ты большой, я знаю, что ты справишься». А раз родители доверяют, разве можно это доверие обмануть?
Постепенно ребёнок переходит к следующему этапу формирования свободы. Теперь уже им движет не желание угодить или получить награду, а естественная потребность что-то сделать самому. Просто потому что он может. Но если за ребёнка всё делают взрослые, то такая потребность не может сформироваться. А после родители разводят руками и сокрушаются, что ребёнок несамостоятельный.
В подростковом возрасте свобода становится нужна как воздух! Когда связь «свобода-ответственность» сформирована, то у подростка нет потребности отстаивать свою свободу нелепыми и опасными способами. Он и так знает, что она у него есть. А вот тому, кого постоянно контролировали со стороны, самому увидеть риски и оценить возможные последствия очень сложно.
Истинные причинно-следственные связи не должны подменяться искусственными. Правильная связь — это когда: «Я не буду так делать, потому что это вредно/опасно/жестоко», а не потому что «Мама заругает».
Важно помнить, человеческое развитие не заканчивается в подростковом возрасте. Мы меняемся всю жизнь, и возможности научиться ответственности нам предоставляются постоянно. Вот и сейчас мы с вами учимся быть ответственными родителями, чтобы научить ответственности своих детей 🙂
По мотивам цикла лекций детского психолога и тренера Дмитрия Корнилова «Мужская школа».