в чем разница между суфистами и салафитами
Суфисты и салафиты: разница и противостояния
Ныне вряд ли кто-нибудь усомнится во всемирном значении ислама. А значит, найдется много желающих узнать лучше эту религию. Однако ислам многолик, в нем имеется несколько течений. Ранее мы уже говорили о различиях между суннитами и шиитами, обусловленных, прежде всего, фактами политического характера. Теперь же мы остановимся на суннитских ответвлениях и узнаем, чем различаются суфисты и салафиты.
Суфисты и салафиты: извечное противостояние
Мухаммад аль-Ваххаб полагал, что лишь первые три поколения последователей Пророка были носителями истинной веры. А все, что было после них, считалось опасным нововведением, пусть и основанным на шариате. Эта мысль постепенно обретала сторонников; так и появился ваххабизм. Сами же последователи этого течения называли себя салафитами.
Основные пункты их догматики сосредоточивались на следующем:
Суфизм как течение зарождался в 8 веке. Его основное положение строится на возможности очистить сердце путем следования заветам наставника. Тем самым суфизм вступает в противоречие с ваххабитами в двух пунктах: отсутствии посредников между Всевышним и человеком, а также вере в единого бога. Не будет преувеличением сказать, что огромная разница между суфистами и салафитами делает их полными противоположностями. Если первые максимально открыты всяческим нововведениям, то вторые считают нужным всячески оберегать от них ислам.
Почему так важно знать о течениях ислама любому россиянину, пусть даже и неверующему? Дело в том, что с начала 90-х годов на территорию нашей страны начали проникать ваххабиты. Причиной тому была не только массовая миграция в районы Северного Кавказа, но и поддержка из-за рубежа. Противоречия между радикалами и традиционалистами уже воплощаются в конкретных действиях. Так, в 2012 году был убит известный шейх-суфист Саид аль-Чиркави. К нему в дом пожаловала смертница, отняв жизнь не только у своей жертвы, но и еще у нескольких человек. Убийцей оказалась Анна Сопрыкина, которая незадолго до преступления стала сторонницей салафитов.
Суниты, салафиты, шииты и другие течения ислама
Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.
Сунниты
Самое широкое течение в исламе.
Что обозначает название
Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.
Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.
Когда возникло
После смерти халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев
Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.
Основные районы проживания
По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).
Идеи и обычаи
Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
полный текст
Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).
Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.
В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).
Шииты
Что обозначает название
Шийа – «приверженцы», «последователи».
Когда возникло
После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев
По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.
Основные районы проживания
Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.
Идеи и обычаи
Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.
Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.
Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.
Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.
Святые места
Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).
Суфисты
Что обозначает название
Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.
Когда возникло
VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).
Сколько приверженцев
Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.
Основные районы проживания
Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.
Идеи и обычаи
Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).
Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.
Асария
Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты.
Что обозначает название
Асар означает «след», «предание», «цитата».
Когда возникло
Идеи
Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.
Салафиты
Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.
Что обозначает название
Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.
Когда возникло
Складывается в IX-XIV веках.
Сколько приверженцев
По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.
Основные районы проживания
Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.
Идеи
Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.
Известные представители
Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».
Ваххабиты
Что обозначает название
Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Когда возникло
Сколько приверженцев
В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания
Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.
Идеи
Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
Мутазилиты
Что обозначает название
Когда возникло
Идеи
Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:
справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;
единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;
исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;
промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;
повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.
Хуситы (зейдиты, джарудиты)
Что обозначает название
Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.
Когда возникло
Сколько приверженцев
Оценочно около 7 миллионов.
Основные районы проживания
Идеи и обычаи
Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.
Хариджиты
Что обозначает название
Когда возникло
После битвы между Али и Муавией 657 года.
Сколько приверженцев
Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.
Основные районы проживания
Идеи и обычаи
В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).
По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.
Ибадиты
Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.
Что обозначает название
По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.
Когда возникло
Сколько приверженцев
Менее 2 миллионов по всему миру.
Основные районы проживания
Идеи и обычаи
По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.
К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.
Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.
Азракиты и надждиты
Считается, что ваххабиты – самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.
Что обозначает название
Название азракитов по имени духовного лидера – Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов – по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.
Когда возникло
Идеи и обычаи азаркитов
Идеи и обычаи надждитов
Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.
Исмаилиты
Что обозначает название
По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.
Когда возникло
Сколько приверженцев
Около 20 миллионов
Основные районы проживания
Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Сирия, Иран, Аравия, Йемен, Восточная Африка, Ливан, эмигранты в англоязычных странах.
Идеи
Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.
Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.
Известные исмаилиты
Насир Хосров, таджикский философ XI века;
Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;
Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;
Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);
Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.
Факт
Друзы
Что обозначает название
По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.
Когда возникло
Сколько приверженцев
Основные районы проживания
Сирия, Ливан, Израиль.
Идеи
Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.
У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.
Ашариты
Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.
Что обозначает название
По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари
Когда возникло
Идеи
Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).
Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.
Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)
Что обозначает название
Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.
Когда возникло
Сколько приверженцев
Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).
Основные районы проживания
Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.
Идеи и обычаи алавитов
Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.
Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.
Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).
По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.
Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.
Идеи и обычаи алевитов
Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.
Известные алавиты
Башар Асад, президент Сирии.
Такфириты
Что обозначает название
Такфир – обвинение в неверии.
Когда возникло
Преимущественно современное течение, XX век.
Идеи и обычаи
Радикальное направление, которое поощряет религиозных вопросов без собрания улемов, богословов и правоведов. Как некоторые хариджитские направления занимаются обвинениями в неверии и даже убийствами. Часты политические убийства. Ряд организаций признаны РФ террористическими и экстремистскими.
Кораниты
Когда возникло
Впервые подобные идеи были высказаны в IX веке, однако современное течение получило распространение в XX веке.
Идеи и обычаи
Отвергают авторитет хадисов и сунны и опираются только на Коран. Женщины могут становиться имамами, им необязательно носить хиджаб, а мужчинам необязательно носить бороду. Многоженство допускается лишь при усыновлении сирот. Паломничество в Мекку и обрезание необязательны.
Матуридиты
Суннитская школа религиозной мысли.
Что обозначает название
По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.
Когда возникло
Идеи
Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.
Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.
Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма.
Правовые школы ислама
Ханафитский мазхаб
Что обозначает название
По имени богослова Абу Ханифа
Когда возникло
Страны
Положения
Маликитский мазхаб
Что обозначает название
По имени богослова Малика ибн Анаса
Когда возникло
Страны
Страны Северной Африки, Кувейт
Положения
Шафиитский мазхаб
Что обозначает название
По имени богослова аш-Шафии
Когда возникло
Страны
Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Ирак, Египет, Курдистан, Пакистан, Индия, Малайзия, Индонезия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Сомали.
Положения
Ханбалитский мазхаб
Что обозначает название
По имени мусульманского правоведа Ахмада ибн Ханбаля
Когда возникло
Страны
Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман
Положения
Джафаритский мазхаб
Единственный шиитский мазхаб, в отличие от предыдущих суннитских
Что обозначает название
Когда возникло
Страны
Шииты Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана.
Положения
У республики есть все шансы на мир
— Недавно в центральной мечети Махачкалы прошла встреча представителей традиционного ислама и салафитов, чем она так важна для республики?
— Впервые за 14 лет четко обозначился поворот от противостояния к поиску механизмов взаимодействия. Много лет отношения приверженцев салафизма и суфизма были крайне напряжены. С ростом насилия в республике стереотипы и фобии в отношении друг друга только усиливались. Власти пытались разрешить ситуацию, сделав ставку на практический запрет салафизма и поддержку суфиев, это только усугубляло раскол.
Во время встречи духовные лидеры обсуждали основы объединения, пути преодоления взаимной вражды. Была принята совместная резолюция, которую утвердил канонический отдел Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), признана необходимость разрешать все спорные вопросы путем обсуждения в научном диспуте, для чего создан совместный орган, состоящий из равного количества исламских ученых с обеих сторон.
— В чем различие между суфиями и салафитами?
— Суфии являются приверженцами так называемого традиционного ислама, глубоко переплетенного с древними обычаями и поверьями народов Дагестана. Они считают себя последователями своих духовных лидеров или шейхов, которых почитают почти как святых.
Салафиты, которых часто неверно называют ваххабитами, не признают святых и учителей, считая, что их почитание нарушает принцип единобожия в исламе. Салафиты выступают за очищение ислама от народных традиций, упрощение обрядности и буквальное толкование Корана.
Еще очень важно отметить, что в Дагестане много светских людей, которые не принадлежат ни к одному из направлений в исламе. Их право на светскость последнее время тоже нередко попирается, они чувствуют себя незащищенными в условиях стремительно исламизирующегося дагестанского общества.
— Встреча в центральной мечети была инициирована лично муфтием Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаевым, почему именно сейчас?
— В Дагестане давно со страхом ждут войны, ситуация в республике очень напряженная. Народам Дагестана присущ удивительный инстинкт самосохранения, который исторически помогал предотвращать внутренние конфликты при помощи народной дипломатии. Сближение начинается, когда стороны к нему готовы. Видимо, время пришло. Очень важно, что мирный процесс инициировали именно духовные лидеры, а не чиновники и силовики.
— Почему?
Сейчас республиканские власти взяли курс на диалог и консолидацию общества. За вероубеждения людей не преследуют. Режим по отношению к салафитам значительно либерализован. Салафитская община растет, и она заметна в публичном пространстве. Но пока ситуация в республике не улучшается. В прошлом году в вооруженном конфликте в Дагестане погибли 824 человека. Сегодня Дагестан — самое опасное место в Европе.
— Нет никаких оснований ставить знак равенства между салафитской общиной и вооруженным подпольем. Для того чтобы верно выбрать стратегию борьбы с терроризмом, надо сначала определить: кто против тебя воюет?
— На что может повлиять принятая резолюция, ведь ни салафитская «Ахлю сунна», ни тем более традиционное ДУМД не имеют влияния на вооруженное подполье?
Голоса умеренных салафитских лидеров очень важны, потому что их слушают те, кто еще не ушел в лес, но, возможно, об этом думает. К муфтию прислушиваются очень многие жители республики, в том числе сотрудники полиции и чиновники. Совместно они могут дать новые установки обществу на преодоление противоречий.
— Есть ли шансы у мирного процесса в условиях непрекращающегося вооруженного конфликта?
Применение «мягкой силы» редко приносит плоды моментально. Это долгосрочный процесс. Если в Дагестане мирный процесс будет сопровождаться повышением эффективности государства и установлением законности, у республики есть все шансы на мир.
Беседовала Ирина ГОРДИЕНКО
Екатерина Сокирянская — директор проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы и член правления общества «Мемориал». Последние 10 лет занимается Северным Кавказом. В 2003—2008 годах жила в регионе и работала в отделениях «Мемориала» в Ингушетии и Чечне. В 2008—2011 годах — куратор работы «Мемориала» в Дагестане и Кабардино-Балкарии. Кандидат политических наук.