в чем разница между староверами и старообрядцами
В чем разница между старообрядцами и староверами
Большинство людей путает понятия «старовер» и «старообрядец», кто-то считает что это – одно и то же разными словами. Правда в том, что речь идет о двух совершенно разных религиозных течениях, со своими взглядами и укорененными нормами. Стоит узнать об этом детальнее.
Разница между староверами и старообрядцами
Итак, для начала надо разобраться, кто такие староверы, а кто – старообрядцы. Старообрядцами называют христиан, воспротивившихся принятию реформ патриарха Никона. В 50-х годах XVII века эти реформы повлекли за собой раскол Русской церкви, и тех, кто отказывался им подчиняться, объявляли раскольниками, предавали анафеме и всячески притесняли. Многие погибли, кому-то удалось бежать за границу, и там уже продолжать свой род. Только в прошлом веке отношение к ним смягчилось. Указ царя Николая II от 1905 г. предписывал слово «раскольник» заменить нейтральным «старообрядец».
А против чего же так восстали эти люди в те смутные времена, когда Никон расколол церковь? По их убеждению, большинство нововведений не соответствовали истине и оскверняли ее. Например:
Староверами же называют тех, кто придерживается дохристианских взглядов на мир. Большим заблуждением будет считать их какими-то закостеневшими, погрязшими в далеком прошлом нелюдимами, которые презирают современную религию и уклад жизни в целом. Эти люди имеют намного более сильную связь с природой, их мировоззрение более широкое, чем у обычных христиан. Они чувствуют себя последователями древних славян, верят в Славянские Веды и особую неразрывную связь между человеком и природой. В этом коренное отличие между староверами и старообрядцами, которые проводят четкую грань между Создателем и тем, что он создал.
Вот так выглядит типичный старовер
Староверы убеждены, что, только уединившись с природой, человек способен познать свою истинную суть и смысл нахождения в этом мире. Староверское летоисчисление говорит, что сейчас человечество проходит через эпоху Ночь Сварога (Кали Юга), один из труднейших периодов в современной истории: экономические кризисы, военные конфликты, природные катаклизмы, торжество корпораций-гигантов. Согласно Ведам, все происходящее в мире можно объяснить, и ничего случайного нет.
Обычаи староверов
Молитв, в традиционном понимании слова, у староверов нет. По их убеждению, молитва – нечто унизительное по отношению к обеим сторонам: самому молящемуся и тому, кому (чему) он молится. Вместо этого староверы совершают собственные родовые обряды, но о них не может знать не то, что простой мирянин, а даже представитель другого рода. У каждого рода свои уникальные обычаи, которые люди надежно хранят в тайне.
Подобное отношение у староверов и к иконам – они считают это идолопоклонничеством. Стены их домов украшены не образами, а фотографиями предков, их письмами, какими-то личными вещами. Так сохраняется сильнейшая духовная связь между поколениями, что для староверов является основой мировоззрения. Как и ощущение принадлежности к природе.
Староверы идентифицируют себя с природой, но не преклоняются перед ней, как перед Богом
Вообще, староверие характеризуется отсутствием общих жестких правил и догм, которых неукоснительно стоит придерживаться. Не обязательно носить специальные одеяния, принимать участие в обрядах. Главное для староверов – жить по совести, в ладу с ней.
Что отличает старообрядцев от православных
Стоит заметить, что среди старообрядцев существует несколько течений. Два главных – поповцы и безпоповцы. Вторые признают только 2 таинства: Крещение и Исповедь (Покаяние), в некоторых случаях еще таинство Брака и Освящение воды. Поповцы же признают 7 таинств древней церкви и еще ряд менее значимых таинств.
В целом все течения старообрядцев имеют общий ряд принципиальных отличий от православных. Вот к чему сводится их суть:
Есть и другие разновидности старообрядческих крестов, но они распространены в меньшей степени.
Где живут старообрядцы
Настоящей вотчиной старообрядцев России является Сибирь и, в частности, долины Енисея. Их там, по подсчетам, десятки тысяч. Большинство – потомки раскольников, оставшихся на этих землях. Но нередко там оседают потомственные старообрядцы, родившиеся и выросшие за границей.
Внешний вид
У старообрядцев есть огромные отличия от православных во внешнем облике. Это проявляется в следующем:
Обычаи старообрядцев
У старообрядцев существовали следующие обычаи.
Крещение у поповцев
Старообрядцы-поповцы могут совершать таинство крещения, по желанию, в природном водоеме либо в купели. Проводить таинство должен священник. Исключение составляет ситуация, когда человек при смерти и боится уйти некрещеным, а старообрядческого священника в тот момент не найти в окрестностях. Тогда ритуал совершают миряне.
Человек трижды окунается в чистую воду. Священник при первом омовении произносит: «Крещается Раб Божий … во имя Отца, аминь», при втором: «и Сына, аминь», при третьем: «и Святого Духа, аминь». Омовение в воде символизирует очищение от греховности и соединение с Богом.
При крещении младенца необходимо прочесть молитвы родильнице и при наречении имени младенцу. Так делается, чтобы здоровье матери укрепилось после родов, а дитя прожило свою жизнь по совести и заслужило Царство Небесное. На 8-й день над окрещенным следует провести обряд Миропомазания.
Крещение у безпоповцев
У старообрядцев-безпоповцев таинство Крещения проходит похожим образом. Так же разрешается крещение как в природном водоеме, так и в купели.
Важно! Воду в купели после каждого крещеного следует менять, чтобы там не оставались грехи человека. Если крестится взрослый, то в помещении с купелью может присутствовать только он и священник, для младенца разрешено присутствие родственников.
Совершаются три окунания, во время которых священник произносит благословение. В течение 8 дней после крещения не рекомендуется мыть тело полностью и снимать рубаху, в которой окрестили. На 8-й день осуществляется Миропомазание.
Венчание
Ритуал венчания по старому обряду заметно отличается от того, что принят современным православием. Их разницу демонстрирует таблица.
Старый обряд | Новый обряд | |
Чтение Апостола и Евангелия | В самом начале | После возложения венцов |
Пение 127 псалма | Добавились припевы, которых не было в старом обряде | |
Вопросы венчающимся о добровольности их намерений | Нет | Есть |
Регистрация в ЗАГСе | После венчания | До венчания |
Повойник на голову невесты | Надевается в конце обручения | Не используется |
Бракосочетание старообрядческой пары
Похороны
У старообрядцев принято хоронить покойного на 3 день. Накануне погребения, утром того дня и перед захоронением проводятся панихиды. Чем дольше длится отпевание, тем более чистой душа предстанет перед Богом. Отпевания заслуживают только те, кто прожил жизнь достойно и праведно.
Голова покойного в гробу должна смотреть на запад, ноги – на восток. На похоронах проводится последняя служба, Лития. После нее символы веры достают из гроба, заколачивают и опускают его в землю. Поминки сразу после похорон у старообрядцев не заведены. Они проводятся на 3, 9 и 40 дни после смерти.
Как молятся старообрядцы
Известно, что последователи старообрядчества предпочитают креститься так, как это делали их прапрадеды, то есть двумя пальцами. После Никоновских реформ двуперстное знамение было заменено трехперстным, что символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Старообрядцы же веруют в Единого Бога-Творца, и не наделяют божественными свойствами смертного Иисуса и, по их мнению, придуманного христианами Святого Духа. Больший из двух пальцев в их знамении наделяется символизмом Бога, меньший же символизирует пророка Божия Иисуса из Назарета.
Старообрядец сложил пальцы для двуперстного знамения
Поклоны на старообрядческих службах могут совершаться только земные, поясные запрещены. Земные поклоны делятся на 4 вида:
Могут ли старообрядцы посещать православную церковь
Нет никаких существенных помех для посещения старообрядцами православных храмов. То, что они будут там креститься двумя перстами, а не тремя, может представлять неудобство лишь для них самих: вдруг кто криво поглядит или подумает чего? Но бояться нечего. Современное христианство признает и двуперстное, и троеперстное знамение: они оба имеют право на жизнь.
Старообрядцы могут при желании посещать православные храмы
Может ли старообрядец быть крестным у православного
Человек собирается крестить своего ребенка, и намерен сделать крестным хорошего, проверенного друга. Все бы ничего, но у них принципиальное различие в мировоззрении: один – православный христианин, другой – старообрядец. Как разрешить эту ситуацию?
Такой вариант возможен лишь в одном случае. Второй крестный обязательно должен быть православным, а крестный-старообрядец должен пообещать, что никак не будет препятствовать воспитанию малыша согласно традициям, предусмотренным нынешними православными канонами.
Может ли старообрядец перейти в православие
Если сторонник старого обряда по каким-либо причинам желает принять православие, у него есть возможность сделать это. Человеку надо будет принять обряд Миропомазания, и так он соединится со своей новой ипостасью.
Староверы и старообрядцы. Православие и христианство
Большинство не понимает отличие между староверами и старообрядцами, православием и правоверием.
⠀
Попробуем чуть разобраться.
Т.е. когда патриарх Никон провёл реформу, тех кто был не согласен с ней, объявили раскольниками и до XX века их называли: раскольники.
Только в 1905 г. Николай II постановил: «Именовать раскольников старообрядцами».
Какие отличия старых и новых обрядов
К сожалению большая часть людей не различает таких понятий как Православие и христианство, то есть для них это одно и то же.
Но ведь, это совсем разные понятия и я объясню почему.
Христиане – НЕ православные, изначально они были «Ортодоксальная церковь греческого обряда».
В 1054 году христианская церковь поделилась на две: Западную и Восточную; западная объявила себя вселенской (католическая), а восточная объявила себя ортодоксальной, т.е. правоверной (стоящей на устоях изначалья христианского).
В XVII веке Никон приказал переписывать богослужебные книги и менять в них слова «правоверная вера христианская» на «православная вера», чтобы все победы православия приписать христианству. Но старообрядцы этого не захотели, потому что им говорили: вы не должны уподобляться язычникам, т.е. иноверцам (тем, кто хранили Веру).
Поэтому христианская церковь не была православной. То, что сейчас в Москве Московская Патриархия – это вообще к христианству и Православию не имеет отношения, это государственная структура, созданная по указу Иосифа Виссарионовича Сталина, и первый патриарх был генерал-полковник госбезопасности. Поэтому это политическая организация.
Та христианская церковь, которая была в Российской империи, все её подвижники уехали за океан, и как они называют Московскую Патриархию? Они называют её кооперативом по выбиванию денег с нищего населения. Но это их межхристианские дела.
Возникает вопрос: а что католики неправильно Иисуса славят? Или протестанты, ариане и прочие неправильно славят? Библия и молитвы одни и те же, что значит – эти правильно славят, а те неправильно?
Видите, произошли подмены, искажение языка. Допустим, христиане называют староверов крамольниками (крамола для них – это запрет, что-то противозаконное, предосудительное). А по-славянски «крамола» означает – к РА (к чистому свету) молвь возносить. Крамольник – это солнцепоклонник, солнцепочитатель.
А что в Солнце плохого? Солнце даёт жизнь, согревает. Разве это плохо, что человек встаёт утром и с распростёртыми руками встречает Солнце, гимн ему поёт. По христианским понятиям это плохо, а правильно — это всенощную литургию стоять на коленях и биться головой об пол.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей
Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию написать
Староверы — это те, кто верит «неправильно»?
Староверы: история раскола
На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.
Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.
Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?
Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.
Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.
Образ жизни
Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.
«Поповцы» и «Безпоповцы»
Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.
В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.
О староверах на Правмире:
Фильмы о староверах:
СТАРОВЕРЫ И СТАРООБРЯДЦЫ
В истории религиозного мировоззрения наших предков есть не мало трагических и покрытых “тайной” страниц. К их числу можно отнести насильственный “разрыв” сравнительно мирного сожительства староверческой традиции ПравоСлавного мировоззрения наших предков с христианским, религиозным мировоззрением, основанном на культе Иисуса Христа. Случилось это в ХVII столетии в результате “реформ” Никона.
До этого времени на Руси совершенно свободно носили на груди поверх христианских крестов, например, родовые змеевики, с интересом слушали проповеди попов, но тех, кто отворачивался от РОДного ПравоСлавия по-прежнему называли изгоями.
Навязывание христианства на Руси проводилось сверху и далеко не мирными способами. Со времен “святого” для христиан князя Владимира, убившего своего брата и захватившего Киевский престол, началось преследование староверов и, в первую очередь, хранителей древнего ПравоСлавия – ведунов и ведуний. Согласно староверческой ПравоСлавной традиции ведуны, которых на Руси традиционно называли волхвами, должны были “освящать” не только Вече – собрание всех мирян для обсуждения общественных дел и оглашения решений Копы, но и деятельность самой Копы.
В этом отношении староверы и старообрядцы близки, поскольку до “реформ” Никона не было жесткой централизации христианской церкви, и часто попы выбирались также, как и ведуны гоев-староверов. Копное право долгое время сохранялось на Руси, и даже в условиях административного давления царской власти и церковной иерархии оно сохранялось в решении важных дел крестьянской общины, в традиции решать вопросы “всем ми-ром”, или с(копом).
Согласно ПравоСлавной традиции сыновья и младшие братья домохозяев, а также женщины права голоса не имели и являлись в собрание только по особому требованию Копы для свидетельских показаний. Ведуны (волхвы) были хранителями ПравоСлавных традиций предков, но на Копе присутствовали и старцы, мнение которых спрашивали, когда нужно было вынести приговор на основании древних традиций. Старцы не имели права голоса на Копе, но к их совету обязательно прислушивались. Уважение к старшим – это отличительная сторона древнего ПравоСлавия, и она сохранялось среди старообрядцев. Копное право осуществлялось на принципе согласия – прихода к единому мнению всех сходатаев.
“Как деды наши поступали, так и мы будем действовать” — эта фраза была освещена многовековой традицией, и поэтому сравнительно легко было улаживать не только вопросы трудовой жизни общины, но и разного рода конфликты. Принцип выборности князей, священнослужителей и старейшин, освященный многовековой ПравоСлавной традицией, служил развитию самоуправления общин и, естественно, задевал интересы наследственной княжеской, а затем и царской власти. Вот почему Копное Право (мнение Копы), основанное на единогласии, справедливости (Законах Пра Вед) и опыте предков, в первую очередь подверглось нападкам князей и христианской церковной иерархии. Влияние ПравоСлавных традиций предков было настолько велико, что христианское старообрядческое движение пришло к беспоповщине. В истории “раскола” они известны как федосеевщина, филипповщина, бегуны, нетовцы и т.д.
В этих условиях официальная светская и церковная власть объединились. Вожди “раскола” — протопоп Аввакум, Иван Неронов, Никита Пустосвят, дьякон Федор и др. – понесли жестокие кары (смертная казнь, ссылка, вырезание языка и др.).
Как известно, составной частью “реформ” патриарха Никона, поддержанных “тишайшим” царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и введением единообразного богослужебного чина, что и послужило ближайшим поводом к “расколу”. Внешне ожесточенные споры старообрядцев с “никонианами” сосредотачивались около мелких обрядовых и текстовых вопросов, — старообрядцы с упорством отстаивали двуперстное сложение вместо трехперстного, начертание ”Исус” вместо ”Иисус” и т.д.
Однако “реформы” проводились не ради мелких изменений. Они служили целям укрепления централизованной власти и окончательного разрыва с древним ПравоСлавием, освещенного многовековыми традициями и хранимого ведунами и ведуньями славянских общин. Этот вывод подводит черту под всем тем, что объединяло староверов и старообрядцев, позволяло уживаться людям с разным религиозным мировоззрением.
Властолюбие и жестокость Никона, проявленные в подавлении новгородского бунта в 1650г., лучше всего служили целям укрепления царской власти и христианства на Руси. Однако цари, как это не парадоксально звучит, часто терпимо относились к ведунам и ведуньям древнего ПравоСлавия. Более того, в истории есть случаи, когда высокие сановники прибегали к услугам ведунов и ведьм, достойных продолжателей искусства П(Ра)метея. В мало известной Морозовской летописи есть очень важное для темы нашего исследования известие о том, что ведуны предсказывали будущее Борису Годунову.
Вот что об этом говорится: ”Призвав к себе, волхвов и волшебниц, и вопроси их: возможно ли вам сие дело усмотрети… буду ли я царем? Врагоугодницы же ему сказаша: истинно тебе возвещаем, что получиши желание свое – будеши на царствии московском; только на нас не прогневайся… недолго твоего царствия будет, только семь лет. Он же рече им с радостью великою и лобызав их: хотя бы седьмь дней, только бы имя царское положити и желание свое совершити!”. (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян, т. 3.- М.: Изд-во Эксмо, 2002, с.588).
Например, “в 1628 г. по доносу архимандрита нижегородского Печерского монастыря и по указу патриаршему, был розыск над дьячком Семейкой, который держал у себя “недобрые ересные” тетради да приговору несколько строк. Семейко показал, что тетради он поднял в одной каменной башне, а заговор дал ему стрелец и писан он “к борьбе” (т.е. на охрану в бою). По осмотру, тетради оказались гадательные, называемые “Рафли”, по которым (как известно) ворожили во время судебных поединков (”поля”). Тетради эти были сожжены, а дьячок сослан в монастырь, где велено было сковать его по ногам в железа и приставить к черным работам, а причастия не давать ему впредь до патриаршего разрешения, исключая только смертного часу.
В 1660г. подана была челобитная на другого дьячка Ивана Харитонова в том, что он травы рвет, и коренья копает по лугам, и свадьбы отпущает, и жены с младенцами к нему часто приходят. При челобитной приложены в улику два заговора, писанные Харитоновыми один на заживление рань, а другой на умиление “сердца сердитых людей”. (Там же, с.592). Как видим, доносы стали главным средством борьбы с христианскими попами, которые до конца не порывали со старой ПравоСлавной верой предков и перенимали у ведунов (ведуний) все, что могло служить на пользу людям.
Однако старообрядцы – это не староверы. Старообрядцы, сохраняя древнее благочестие к традициям Предков и наследуя многое из того, что знали ведуны и ведуньи, могли все-таки уживаться со светской властью.
Когда, например, в 1702 г. Петр I с войском “проезжал по “Осударевой дороге”, проложенной по вековому лесу и болотам от Нюхчи до Повенца, всю старообрядческую округу охватил страх: одни готовились пострадать за веру, другие – покинуть уже обжитые места. Царю донесли, что здесь неподалеку живут старообрядцы-пустынники, но Петр, более занятый предстоящей осадой Нотебурга, ответил: “Пускай живут”, — и “проехал смирно”, с радостью замечает летописец” (Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862, с.113).
Например, “в начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны “Соборное деяние на еретика Мартина” и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность. Внимательно изучив рукописи, Андрей Денисов и Мануил Петров обнаружили, что текст написан по соскобленному, начертания букв не соответствует древним, а листы пергамента переплетены заново. За этот тонкий анализ Питирим назвал Андрея Денисова “волхвом”, но даже и нестарообрядец, беседовавший с нижегородским владыкой, возразил, что Выговский начетчик действовал не волшебством, а “естественным своим острым про разумением”.
Еще более точным было определение известного историка старообрядчества В.Г. Дружинина, который с полным основанием увидел в Выговцах первых палеографов и источниковедов” (Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки.М., 1994, с.6).
Возникает вопрос, зачем официальная христианская церковь занималась подлогом древних рукописей?
Очевидно затем, чтобы протянуть “историческую нить”, связать историю проведения “реформ” Никона, поддержанных государственной властью, с историей ПравоСлавного народа.
Подделывая рукописи и “поправляя” историю русского народа ортодоксальное христианство лукаво стало называть себя “православным” и этот очень серьезный идеологический подлог был поддержан государством.
Более того, в первых документах, удостоверяющих личность человека в России, вносилась графа: “вероисповедание – православный”. Таким вот на первый взгляд удивительным образом были связаны в единое целое ПравоСлавные староверы и христиане-старообрядцы сегодняшнего дня.
Для более детального прояснения отличий староверов и старообрядцев обратимся к вопросам “веры” ведической и христианской в религиозных учениях.
В своей брошюре: “Что такое ПравоСлавие?” я утверждал и утверждаю сейчас, что вера является составной частью любой религии. Они соотносятся как “частное” и “общее”.
Главное отличие ведической ПравоСлавной религиозной доктрины от христианской в том, что она имела системную природу, являлась системным религиозным мировоззрением. Наши предки не противопоставляли “земное” и “небесное”, как это делают христиане. Вот почему они “боготворили” своих умерших соРОДичей, завещали это делать и нам.
Если “православный” христианин может удовлетвориться определением “веры” христианским богословом II века Теритулианом К.С. и его утверждением “веры” в вознесение Христа: “Верую, ибо это – абсурдно”, то ведическое ПравоСлавное учение не может этим удовлетвориться. Общее у них только то, что вера всегда субъективна. Это так, но ведическая ПравоСлавная религиозная доктрина не субъективна по своей природе. Ее можно назвать религиозной философией и религиозным мировоззрением, но не верой в привычном для христиан смысле.
В знаменитой “Велесовой книге” даются важнейшие философские понятия Явь, Правь и Навь. Явь – земной, материальный мир. Правь – небесный, идеальный мир, управляющий миром Яви. Навь – загробный мир духов. Они образуют триединство мироздания и систему мировоззрения ПравоСлавных людей.
Именно эта литература уничтожалась в годы “реформ” Никона и последующие столетия христианского мракобесия. Раскольники-христиане иначе относились к ведической литературе и этот тезис можно подтвердить множеством фактов. Ведуны и ведуньи, как уже отмечалось, могли предсказывать будущее и для этого они входили в трансовое состояние.
Именно таким путем постигают Абсолютную Истину (Бога) до сегодняшнего дня посвященные – “прав(вед)ники”. Путь постижения Истины (Правды) – это Правь в ПравоСлавии на Руси, Дао в Китае и Йога в Индии. Постигнувший Раджа-Йогу в Индии мог называться постигнувшим Истину Вед и становился б(Ра) хманом.
Естественно, что встать на Путь постижения Прави (Правды-Истины) мог далеко не каждый. Однако следовать тому, чему учили наши ведуны и ведьмы (ведуньи) никому не возбранялось, в том числе и христианам-старообрядцам.
Для ПравоСлавных Бог многолик, но это не уменьшало значение всех его про(явлений). Именно эта сторона древнего ПравоСлавного мировоззрения менее всего подходила для христиан. Для них символом “веры” был Иисус Христос и в этом главное отличие христианского мировоззрения.
Таким образом, существовали серьезные отличия между староверами и старообрядцами. Между ними были большие различия, но их объединяли общие национальные корни и старообрядцы были гораздо ближе к религиозному ПравоСлавному мировоззрению наших Предков, чем ортодоксальные христиане сегодняшнего дня.