в чем разница между станицей и хутором
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Отличия в сельских населенных пунктах
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:31
Деревня, село, сельское поселение, поселок, поселок городского типа, хутор, станица, кишлак, аул
1. ДЕРЕВНЯ
Дере́вня — населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки, преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне) — сельское хозяйство, промыслы. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами.Основным отличием деревни от села в канонической топонимике является отсутствие церкви в деревнях, однако это не является правилом. Например, деревня Логдуз в Вологодской области имеет деревянную церковь.
2. СЕЛО
Село́ — один из видов сельских населённых пунктов в России и Казахстане, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей.
Как и деревня, располагается такой населённый пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до революции 1917 четко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились бо́льшую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах.
В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует. В БСЭ указано, что село является центром сельского совета, но это далеко не всегда так.
В современный период не существует статистического учета числа сел в России. Учитываются все сельские населенные пункты, которых по последней переписи населения 2002 г. насчитывается 152290.
Орджоникидзевская (Ингушетия) — самый крупный сельский населённый пункт России и один из крупнейших в мире. Население станицы составляет 65,1 тыс. человек (2002), что соответствует городу средних размеров.
3. СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Се́льское поселе́ние — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
Сельское поселение имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.
Численность сельских поселений может варьировать от нескольких десятков человек до 15—20 тысяч жителей. Пример: Большеколпанское сельское поселение в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:32
4. ПОСЕЛОК
Посёлок — один из видов населённых пунктов. В отличие от других населённых пунктов, посёлок может быть сельского или городского типа. Соответственно, в статистических подсчётах население посёлков сельского типа включается в сельское население, а посёлков городского типа в городское население.
5. ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА
По численности населения занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами. До административно-территориальной реформы 1923—1929 годов такие населённые пункты назывались посадами.
6. ХУТОР
Ху́тор — населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
Включает в себя обычно не больше десятка строений. Часто бывает семейным (например хутор Тарусин, Анапский район, Краснодарский край). Иногда хутором называют отдельно стоящую группу жилых строений, административно относящихся к более крупному населенному пункту.
По мере расширения превращается в деревню, село и т.д, но в названии населённого пункта может оставаться слово «хутор».
В Эстонии хутора назывались мы́зами (от эст.mõis); известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед.håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии. Наиболее известные мызы: Саарская мыза (позже Царская мыза, а ныне город Пушкин), Гатчинская мыза, мыза Стрелина, мыза Пелла (ныне город Отрадное), мыза Сиворицы (ныне посёлок Никольское).
В Польше и ряде стран центральной и восточной Европы использовался термин фольварк.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории юрта (земельной территории) станицы, не имеющее отдельного административного управления. У некоторых станиц (например ст-ца Елизаветинская) хутора по населению были больше исторически возникшего первым центрального поселения. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:33
7. СТАНИЦА
Стани́ца — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки).
Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт, лица войскового сословия, живущие в юрте, станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.
По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Орджоникидзевская (Ингушетия) проживает 65,1 тыс. человек (2002), а в станице Каневской (Краснодарский край) — 44,8 тысячи (2005). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России.
Станицы, как населённые пунккты, в настоящее время находятся в следующих субъектах России: Адыгея,
Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область.
8. КИШЛАК
Кишла́к (первоначально: зимовка от тур.Kış — зима) — название поселка в Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал зимовку кочевников. Кишлаки окружались глухими глинобитными стенами (дувал, девал). В каждом окруженном каменным забором доме находился подземный колодец (кяриз), поэтому люди с водой достаточно редкое явление в кишлаке. Канализация в кишлаках отсутствовала. Глиняные печи (аналог тандури) топились кизяком. Кривые улочки были грязны, по ним ходили облаченные в чадру женщины, мужчины в чалмах и халатах, навьюченные ишаки. Образ кишлака дополняет дерево чинар. Помимо жилых домов важными элементами кишлака являлся базар, мечеть и кладбище. Основным населением кишлаков были дехкане (крестьяне).
9. АУЛ
Ау́л (авул, авыл, айыл, агыл, аил, аал, йал, ял) (башк. ауыл, каз. ауыл, монг. айл, тат. авыл, тюрк. авул, тув. аал, чуваш. ял) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников.
Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2 — 3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт.
Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов.
Начиная со времён Великого переселения народов, неоднократно происходило смешение народностей. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением.
В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным.
В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.
На Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по ОКАТО аулами числятся сельские населённые пункты с адыгским (черкесским), абазинским и ногайским населением в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. В других республиках региона, а также Ставропольском крае (ногайские, туркменские) такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и публикациях зовутся аулами, что не верно.
У народов Казахстана и Средней Азии, а также Башкирии первоначально этот термин означал подвижное поселение, которое циклично перемещается с мест зимнего выпаса скота (кышлау) на летнюю кочевку (жайляу). Становление аула, как постоянного поселения связано с переходом народов (казахов, киргизов, башкир, туркменов) к оседлому образу жизни в XIX веке и начале XX века. Аул у этих народов представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр, родников, либо в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод. Фактически аул среднеазиатского типа имеет большое сходство с деревней (или селом) славянских и финно-угорских народов. Ряд населённых пунктов с казахским населением в Омской области России (Нововаршавский район, Русско-Полянский район) числятся многочисленными аулами.
Русь древняя и не совсем
суббота, 5 мая 2012 г.
Село, деревня, поселок
Деревня; населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки, преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне); сельское хозяйство, промыслы. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами.
Основным отличием деревни от села в канонической топонимике является отсутствие церкви в деревнях, однако это не является правилом. Например, деревня Логдуз в Вологодской области имеет деревянную церковь.
Село; один из видов сельских населённых пунктов в России и Казахстане, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000-2000 жителей
Как и деревня, располагается такой населённый пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь; село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились большую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах.
В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует. В БСЭ указано, что село является центром сельского совета, но это далеко не всегда так.
Типы населенных пунктов
Список составлен по алфавиту.
Типы населенных пунктов
Село — один из видов сельских населённых пунктов, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей.
Чем отличается поселок от деревни, в чем разница?
Для городского жителя понятие деревенская жизнь означает проживание человека на природе, вдали от мегаполисов, и занятие сельскохозяйственной деятельностью. Но кроме поселения в деревне, существуют и другие варианты жизни вне города – село и поселок. Многие люди не понимают различия между этими названиями, что зачастую приводит к путанице и непониманию друг друга. Какие имеет отличительные признаки поселок от деревни, чем отличаются эти населенные пункты и какая между ними разница, знают не многие. Для того чтобы разобраться в этом вопросе и не попасть в неловкую ситуацию при разговоре, можно прочитать эту статью.
Что такое сельская местность
Перед тем, как понять, чем отличается деревня от села или поселка, надо знать, что собой представляет сельская местность. Это название обозначает проживание людей на территории, где нет городов, а также пригородов. Жители сельской местности занимаются животноводством, выращиванием различных культур, промыслом рыбы и охотой. В таких поселениях могут быть небольшие предприятия по обработке, выращенной на селе продукции. Сельская местность занимает основную территорию в мире, по сравнению с городами.
Какое поселение можно назвать селом
В понятие село может входить любой населенный пункт, расположенный вне городской и пригородной черты. Подобный термин существует не только в России, но и, например, в Украине, Белоруссии и Казахстане. Это может быть:
Количество жителей в селе должно начинаться от тысячи человек. Расположен населенный пункт, как правило, на довольно большом расстоянии от города. До революции, обязательным для села было наличие церкви, которая объединяла окрестные поселения в единый, церковный приход. В советское время в таких населенных пунктах появились сельсоветы, которые курировали колхозы и совхозы расположены в соседних населенных пунктах. На территории сел отстраивали небольшие предприятия такие как:
Зачастую жители деревень работали в селах. Они были задействованы на пашнях, покосах или заготовке древесины. Сегодня официального разделения между деревней и селом не существует. Поэтому чем отличается поселок от деревни в современном мире определить сложно.
Отличительные признаки поселка
Основная особенность поселка заключается в том, что такое поселение может быть разных типов:
Как правило, поселками стали называть различные населенные пункты, такие как хутор или полустанок. Поселок – это административная единица расположенная недалеко от города, или какого-либо предприятия (фабрики, завода, лесопилки). Также существуют такие населенные пункты при железнодорожных платформах. Обычно они носят такое же название, как и станция, рядом с которой они расположены.
Поселок сельского типа включает в себя сельское население. В основном местные жители занимается сельскохозяйственной деятельностью: посевом различных культурных растений, занятие животноводством и выращиванием птицы. Таким образом, разница между поселком и деревней заключается в наличии или отсутствии предприятия по переработке, выращенной на селе продукции.
Что такое поселок городского типа
Рабочий или поселок городского типа, как населенный пункт появился во времена Советского Союза. Представлял собой нечто среднее между городом и селом. Чтобы не перепутать поселок и деревню, разницу между понятиями можно определить по виду деятельности жителей. Особенность такого поселка заключается в том, что основное население занято работой на фабриках или заводах. А сельскохозяйственная деятельность в таких поселениях почти не ведется. Кроме этого количество жителей в населенном пункте должно начинаться от трех тысяч человек. Вот чем отличается деревня от поселка городского типа.
Как появилась деревня
Это слово является исконно русским и обозначает место для проживания людей, расчищенное от деревьев. В древние времена, человек должен был вырубать лес для создания полей, на которых можно было выращивать зерно. Таким образом, появились мелкие поселения людей, которые создавали огороды и занимались выращиванием домашних животных и птицы. Деревней может называться место, где есть всего один двор или проживает одна семья.
Постепенно такое селение развивалось, создавались семьи и рождались новые жители. Строились новые дворы. Деревня разрасталась и увеличивалась в размерах. Но даже очень большую деревню, в старые времена, нельзя было назвать поселком. Разница между деревней и поселком заключалась в наличии церковного прихода. Если в определенном поселении нет церкви, то это не поселок, а деревня. Так в России считалось до революции. К сожалению, насажденный большевиками атеизм привел к уничтожению церквей и заменил их сельсоветами. Поэтому понять, чем отличается поселок от деревни можно по наличию административного центра или церковного прихода.
Из деревни в город и обратно
С развитием городов молодые люди начали покидать родные места, видя в городских условиях больше возможностей для заработка. В результате этого переселения, деревни стали вымирать. Зачастую в сельской местности, можно увидеть только заброшенные полуразвалившиеся дома, заросшие бурьяном.
В последнее время наблюдается обратное движение. Многие городские жители стремятся уехать из шумного мегаполиса, и поселиться в тихой и уютной деревеньке. Перенаселение городов, стремительный образ жизни, шум, загрязненный воздух начинают раздражать людей. Желание быть ближе к природе, питаться натуральными продуктами, никуда не спешить побуждает многих сменить комфорт городских квартир на деревенский домик.
Жизнь современных людей в деревне
Для того чтобы переселиться жить в деревню, нужно иметь желание и смелость. Довольно сложно человеку, привыкшему к городским условиям, адаптироваться к сельской местности. Стоит присмотреться к тому, как живут местные, деревенские жители. Узнать, как правильно вести хозяйство и ухаживать за домашними животными (коровами, козами, гусями, утками и т. д.).
Прежде всего, необходимо накопить денег для первых месяцев жизни в деревне. Хорошо, если в наследство от бабушек и дедушек достался деревенский дом. Тогда первоначальные денежные вложения могут оказаться не большими. Возможно, потребуется ремонт и обустройство хозяйственных помещений. Если дома в деревне нет, то необходимо заложить в бюджет его приобретение или строительство.
Кроме приобретения дома, нужно продумать, каким видом деятельности в сельской местности, есть желание и возможность заниматься. Но в любом случае начинать надо с небольшого хозяйства. Можно приобрести несколько кур и козу, разбить огород, этого вполне достаточно, чтобы опробовать свои силы в крестьянском труде.
Выбор между поселком и деревней
Для тех людей, которые сомневаются, что им подойдет жизнь в отдаленной деревне, можно приобрести дом в поселке. В таких поселениях есть магазины, больницы и развлекательные учреждения. Это все, чем отличается поселок от деревни. Городскому жителю будет проще адаптироваться к жизни в поселке. При этом наличие свежего воздуха, отсутствие большого скопления людей и более спокойная жизнь будут такими же, как и в деревне.
Немаловажно, что существенное отличие деревни от поселка, заключается в том, что в поселке легче найти работу. Несмотря на то, что собственное хозяйство значительно уменьшает траты на пропитание, надо помнить, что налоги на землю и оплата электричества, потребуют вложения денежных средств.
Типы поселений донцов: городки, станицы, хутора, остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы
Согласно письменным источникам самые ранние казачьи поселения назывались «зимовье», «острога», «городок». Помимо этих терминов, в актах XVI и XVII вв. постоянно встречаются такие понятия, как «юрт» и «станица». Позже в XVIII-XIX вв. появятся «хутора» и «слободы».
Городки
«Городками» в источниках XVI-XVII вв. назывались постоянные поселения донских казаков. В древней Руси не было городов без оборонительных сооружений. Населенный пункт только тогда начинал называться городом, когда он приобретал оборонительную ограду. Учитывая сложившуюся традицию, казаки называли свои укрепленные поселения городками. Но казачьи городки не относились к городским поселениям, в полном смысле этого слова, особенностью казачьих поселений был их военный характер. При строительстве своих городков-крепостей казаки, несомненно, использовали опыт, накопленный за многие века славянской и русской фортификационной культурой.
Первые городки строились в низинах, в камышовых зарослях, па островах, то есть в местах неудобных для жилья, но дающих возможность легко укрыться, уйти через ерик или реку на лодках.
«Городки, все без исключения, — как писал В.Д. Сухоруков, — стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов». По свидетельству источников, почти все ранние городки страдали от весенних разливов рек.
Представления о ранних казачьих городках носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны.
Описаний казачьих городков за XVI в. не сохранилось, а за XVII в. их дошло очень мало. Наиболее ранние принадлежат турецкому путешественнику Эвлии Челеби, который в январе 1667 г. проехал от Переволоки до Азова. Эвлия описывал городки как весьма мощные крепости с многочисленным казачьим населением. Так, в городке Иловлинский, он видел «сильную крепость из дерева»; в городке Паншин — «весьма прочную деревянную крепость»; в городке Голубые — «деревянную крепость», «прочную вследствие своей шестиугольной формы»; в городке Верхний Чир — «неприступную деревянную крепость» и т.д.
Сведения Эвлии о наличии в городках деревянных укреплений подтверждаются источниками, относящимися к концу XVII в.: походный журнал Петра I за 1695 г., описания вице-адмирала К. Крюйса, составленном в 1699 г. и др.
Городки были, по выражению самих казаков, «некорыстны», они были «оплетены плетнями, а обвешены тернами».
В центре городка находилась площадь, свободная от застройки и называвшаяся у казаков «майданом» (от тюркского «мейдан»). Здесь проходили круги, которые решали все вопросы жизни поселения и обсуждали войсковые дела. Площадь окружали арсеналы, кузницы, оружейные, амбары, ссыпки для зерна. Рядом с майданом обязательно тянулись коновязи, где ставили коней собиравшиеся по тревоге сполоху казаки. Майдан окружали полностью или частично, кругом или полукругом, жилища. Одно из них именовалось станичной избой и выполняло функции центра управления, «присутственного места», своеобразного клуба, общего склада и т.п. На той же площади ставилась часовня, а потом и церковь.
За городком или за протоком (рукавом) Дона устраивались базы для скота — загоны.
В качестве жилищ на раннем этапе строительства использовали шалаши, балаганы и примитивные землянки в виде «круглой ямы», покрытой жердями, поставленными вокруг нее и связанными сверху в пучок, с кровлею из камыша или сена. «В образе устроения жилищ казачьих, — замечал В.Д. Сухоруков, — в первой половине XVII столетия не представляется ничего отличного от первобытного их состояния. Главный городок Черкаской состоял из землянок. ».
Но сообщению адмирала К. Крюйса, городки делились на две части: зимние жилища (отапливаемые) и летние.
Постепенно временные шалаши и землянки заменялись наземными постройками-куренями. Много куреней было из хвороста или камыша, обмазанных глиной. Чтобы предохранить жилища от наводнения, их строили на высоких деревянных сваях. К.И. Куликов вообще считает, что жилища первых городков, стоявшие на отдельных затапливаемых островах, были изначально приспособлены к разливу рек. Постройки были рубленые, из местного леса и их ставили на подклет или на высокие дубовые столбы-сваи высотою до 2 м. Пространство между сваями заполнялось тесом или плетнями и служило подсобным помещением.
В некоторых городках, стены которых нельзя было «раздвинуть» по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. А.И. Ригельман отмечает, что «избы Козачьи. находятся без дворов, курень возле куреня рядом».
Станицы
С конца XVII в. происходило постепенное превращение городков в станицы, т. е. утрачивался их военно-оборонительный характер. Таким образом, станицами стали постоянные и лишенные укреплений поселения.
Казачьи станицы приобретают значительные размеры и население. В 1776 г. в «верховых» станицах насчитывалось дворов: Вешенская — 339, Михайловская — 400, Кланская — 140, Мигулинская — 306, Казанская — 350, Клетская — 150.
Станицы переняли от городков все внутреннее устройство. Центром любой станицы была центральная площадь — майдан. Здесь проходили общественные сборы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожала станица казаков на службу, по большим праздникам здесь устраивали народные гулянья. В восточной части майдана располагалась церковь или собор, напротив, через площадь здание станичного правления («атаманская») с тюрьмой («тигулевкой»). Со временем боевое назначение майдана сменилось на торговое, и на широком пространстве между церковью и правлением зашумели знаменитые ярмарки, а вокруг него появились гимназии, магазины, почта.
Повсеместно распространенным явлением было деление станицы на отдельные концы. Поскольку станицы располагались по течению рек, то наиболее частым было простое деление на три части: верхняя, центр и нижняя.
На краю поселения обычно устраивали «гумна» — огороженные рвом или камышовой изгородью площадки для обмолота и первичного хранения зерна, тянувшиеся единой полосой («улицей») на возвышенном месте. В низине (на берегу реки или озера) располагались «левады» — огороженные участки, засаженные огородными и садовыми культурами. За черту поселений выносили кузницы, мельницы, маслобойни. Кладбища всегда устраивали за станицей. В поселениях со смешанным составом жителей было два кладбища — православное и старообрядческое.
Со временем прочные удобные дома сменили былые тесные избы и землянки.
Из заведений промышленности находятся здесь: рыбоспетных заводов 41, кирпичных 4, кузниц: каменная 1, деревянных 20 и 3 ветряные мельницы. Количество рыбоспетных заводов показывает удобность здешней промышленности».
Каждая станица в свою очередь представляла макросистему расселения, которую формировали входящие в станичный юрт хутора. В состав юртовых владений, окружавших станицу, входили пашни, выпасы для скота, сенные покосы.
Хутора
Развитие земледелия и скотоводства вызвало к жизни новую форму поселения — «хутор». Казачьи хутора впервые встречаются в документах в 1680-х гг., но стремительный рост их числа приходится на XVIII в. По данным переписи 1764 г. на Дону насчитывалось 792 хутора. В отчете за 1859 г. войсковой атаман указывает 1 662 хутора.
До тех пор, пока незанятой земли было еще много, казаки устраивали свои хутора вблизи от станицы, как правило, в пределах станичного юрта. Постепенно свободных и удобных для скотоводства и земледелия земель становилось все меньше и меньше, и казаки основывали хутора далеко от станицы, часто за пределами своего станичного юрта.
Постепенно хуторское хозяйство разрасталось и состояло из амбаров для хранения зерна, соломы, инвентаря, колодца, загонов для скота. И.Г. Георги указывает, что казаки на хуторах «не редко содержат лошадей от пятидесяти до трехсот, овец Российской и Калмыцкой породы широкохвостых как и коз и того не сравнено более. Почти у каждого Козака, даже и у самаго бедного есть каждой из сего скота по нескольку, а особливо хороших лошадей».
Остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы
«Острога», по В. Далю, — «частокол или полисадник из свай, вверху заостренных». Этот тип поселения «делался наскоро, из бревен стойком, им ограждалось небольшое войско или обносился осаждаемый город». Чаще всего острога являлась у казаков временным сооружением.
«Зимовищами» («зимовниками», «зимовьями») на Дону называли временные поселения, в которых казаки только зимовали, проводя лето в военных походах. По сведениям И. Краснова, в конце XVI столетия «городки и зимовища (зимовники) имели между собою то различие, что первые были жилища постоянныя, а последния составляли временный и преимущественно зимний приют».
«Зимовниками» называли и временные пристанища за пределами городка, устраиваемые специально для укрытия скота зимой от вьюг и метелей. Главным строением зимовника являлся загон для скота, отгороженный со всех сторон высокою стеною из камыша. Тут же в загоне или рядом с ним ночевали люди, устраивая для себя примитивные шалаши или землянки.
Постепенно зимовники обустраивались. Казаки стали поселяться в них на весну и лето, начали распахивать окрестные земли. Так постепенно базы-зимовники превращались в хутора, куда казаки перебирались на постоянное жительство.
Термин «баз», «базок» до сих пор обозначает помещение для скота или отгороженное для этой цели место на дворе и вне его. Говорят: скот стоит «на базу», «на базках».
После окончания строительства Царицынской линии и присоединения к России Азова в ходе русско-турецкой войны 1736-1739 гг. заселение и освоение края пошло более быстрыми темпами. Население Подонья в значительной степени пополнялось за счет приписных крестьян, преимущественно из южноукраинских губерний. В 1764 г. на Дону насчитывалось 792 хутора, у владельцев которых были приписные крестьяне. Некоторые из таких хуторов постепенно превращались в крестьянские «слободы». К 1801 г. на Дону насчитывалось уже 40 поселений, получивших, официальное наименование слобод. В них насчитывалось по нескольку сот дворов, в которых жили главным образом крестьяне.
Казачьи старшины устраивали слободы по казачьим традициям. Практически все слободы получали свои названия по фамилиям казаков, руководивших их переселением и организацией: Мартыновка, Орловка, Недвиговка, Синявская и т. д.