в чем разница между смирением и покорностью
Чем смирение отличается от покорности.
Пример, притча:
«Однажды Мудрец проходил с учениками мимо одной деревни, в ней жили противники учеников Мудреца.
Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Мудреца начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал: — Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?
Люди из деревни не ожидали такой реакции.
— Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?
— Вы свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.
— И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». А теперь я спрашиваю вас:
— Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?
Один человек из толпы сказал: — Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите»
В данном случае Будда проявляет смирение, он не подавляет свой гнев, он его просто не испытывает благодаря своему мировоззрению, хотя разумеется возможен и вариант агрессии, но это его выбор. Ученики же, кстати, проявили незначительную покорность авторитету учителя, подавляя свои чувства, хотя для этого случая слово покорность слишком сильное, осуждающее, ведь здесь и уважение к Учителю и непонимание с сомнением в правильности своих действий.
413. В чём разница между смирением и покорностью?
В русском языке так много синонимов, что в них легко запутаться и принять одно слово за другое. Так иногда происходит с понятиями «смирение» и «покорность». По моему мнению, они похожи, но не тождественны. Первое означает согласие с судьбой, принятие того, что приготовила человеку жизнь. Второе — только внешнее желание избежать спора, следование правилам, выполнение норм только потому, что так положено. Попробую объяснить свою точку зрения.
Существует немало литературных примеров того, как одно понятие отличается от другого. Вспомним, например, произведение А.Н. Островского «Гроза». Варвара, дочь Кабанихи, внешне была послушной дочерью, уважала мать, соглашалась с её решениями. Но разве она смирилась с тем, что жизнь её пройдёт в тихой и скучной провинции? Без любви, без приключений, в бессмысленном ожидании лучшего будущего? Как только представилась возможность, «смиренная» Варвара сбежала с Кудряшом. Не зря Островский выбрал для этой героини имя, означающее «чужеземец». Варвару, которая просто владеет искусством притворства, манит что-то новое, неизведанное, поэтому она с легкостью бросила отчий дом, хотя до последнего момента сохраняла иллюзию послушания, чтобы обеспечить себе возможность уехать без прощания.
Другой яркий пример различия покорности и смирения — произведение Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Бекки Шарп всегда покорялась судьбе, если её ждали неприятности. Слабохарактерный муж, долги, косые взгляды в обществе, ненужный ребёнок… Так должно быть? Что ж, пусть, но это временно. Точно феникс, Ребекка восстает из пепла, чтобы вновь вступить в битву за место под солнцем. Это явно не смирение, а только временная покорность, шаг назад перед двумя шагами вперёд, отвлекающий манёвр, попытка обмануть судьбу. Такая стратегия приносит свои плоды, и Бекки действительно добивается определенного успеха. Эта героиня кажется мне более симпатичной, чем «невнятная» Эмилия, которую можно назвать и смиренной, и просто слишком покорной: её портрет прорисован не совсем чётко. И все же мы видим, как Эмилия вновь и вновь смиряется, подчиняясь условностям и обстоятельствам, теряя шансы один за другим.
Именно поэтому нельзя использовать слова «смирение» и «покорность» в одном и том же значении. Тонкости их применения раскрываются в контексте. В целом же смирение — понятие более пространное, чем покорность. Примеры из классики это подтверждают.
В чем разница между смирением и покорностью
Оригинал взят у notonties в О мужском смирении.
Меня просили написать о мужском смирении. Статья о «Мужском и женском» писалась в порыве вдохновения, от невозможности больше молчать об этом. Данный материал является социальным заказом. Энергетика разная. Получилась не статья. А скорее тезисы. О мужчинах я писал достаточно много. Посмотрите материалы: «Страна детей», «Матрица войны». И все же.
Я в своем детстве очень остро почувствовал, что в хулиганах ведущих себя асоциально нет зрелой мужественности, а скорей много растерянной истеричности. Вот в этом разница. Этот парень был абсолютно смирен и не покорен, сомневаюсь, что его вообще можно было покорить. Хулиганы были покорены, но не могли с этим смириться. В этом вся разница. Рефрен. В их сознании был раскол, каждый день хулигана — на самом деле был внутренней трагедией. У этого парня был мир в душе, он делал лучшее из того, что мог найти для себя в сложившихся обстоятельствах. И система с удивлением для себя — покорялась ему. Его обсуждали на всех педсоветах и неизменно принимали решение — переводить дальше, учитывая его примерное поведение. В смирном и непокорном просыпается энергетика вождя, лидера, учителя. Людей привлекает его дух. Его уважение помогает принести новые принципы в матрицу.
Представьте себе сюжет возможного фильма «Аватар — ответный ход». Жители Пандоры решили помочь своеобразной цивилизации землян. Создали аватара на основании генетического материала человека и поместили в него более развитое сознание. Примерно в таком положении оказывается душа. Вибрации любви, единства и гармонии в теле высшего примата. Возникающая личность ребенка оказывается в достаточно сильном конфликте. Если личность следует за животными инстинктами своего тела: отнять, ударить, толкнуть — душа реагирует болью, поскольку для нее нет разницы чья это боль, своя или чужая, это просто боль. Это называется «эмпатией». Вы наверняка наблюдали картинку, как ребенок бьет другого ребенка и начинает сам плакать. У альфа самцов в стаде высших приматов нет такого конфликта, природа отбирает сильнейших. У людей все по другому.
Если следовать за душой — мальчик оказывается изгоем в системе, Гадким Утенком описанным у Андерсона. Если не следовать — начинает нарастать страдание, война внутри. На которую мир немедленно реагирует — приходит богиня Кали со всеми вытекающими последствиями.
Наверное ни одна школа мира не обучает прислушиваться, к душе, следовать за душой, мало кто из родителей стремиться сделать это. Но ведь если игнорировать душу — человек постепенно превращается в животное или машину.
Вопрос вопросов — мог ли Гадкий Утенок не убегать из курятника, не разрушиться при этом и не пытаться насильно переделать кур? Мог, для этого требуется очень много смирения. Другой мой товарищ, представитель бизнеса — никогда не пьет в компаниях собратьев по цеху. Когда он оказывается в такой ситуации, когда все пьют, он спрашивает: «Что вы хотите, чтобы я сделал пьяный? Чтобы я стал веселее? Я и так веселый. Чтобы я станцевал? Я и трезвый могу станцевать. Все, что вам нужно от меня пьяного — я могу сделать трезвый. Но пить я не буду». Он смиряется с тем, что оказался в курятнике, но не покоряется. Он не борется за трезвость — он этим живет. Спиртное несет женские энергии. Оно помогает мужчине принять свое женское положение в жизни, согласиться со своей покорностью и периодически устраивать бунт в курятнике.
Мой восемнадцатилетний сын сказал: «Если я продолжаю слушаться маму, мне начинает хотеться выпивать». Маму, как и любую женщину, не нужно слушаться, ее желательно слышать.
Мы с ним обсудили, что чем покорнее ведут себя мужчины в обществе тем выше продажи спиртного. Они покоряются «обстоятельствам», но не могут с этим смириться. Для мужчины естественно пьянеть от женщины, от риска, от красивой природы от многих других проявлений настоящей женственности в своей жизни. Женщины не зря ревнуют к бутылке.
Приняв правила игры — можно начать на них влиять. Личность соглашается, да у меня есть и животное тело и божественная душа, которые требуют от меня часто противоположного. Раз уж Бог так это устроил, пожалуй не стоит ни от чего отказываться. Это момент не убийства дракона в себе, а соединения с ним, как это прекрасно показано в фильме Аватар. Принятие возможностей своего дракона и усмирение его природы.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Четверть века жил Ефим в этом городе, но только после его смерти люди поняли, как он им был нужен. Без него народ стал вымещать свою злость друг на друге. К тому же, Юшка был очень скромен в быту: вместо чая пил воду, не ел сахар и все заработанные деньги откладывал. Как оказалось, он оплачивал сироте обучение сначала в школе, а потом и в университете. Ефим Дмитриевич является примером человека, в котором есть настоящая внутренняя сила. Несмотря на все издевательства, он сохранил в себе доброту, человечность, кротость и смирение, но именно по этой причине его не хвалили и не возносили. Люди просто не могли понять, как это возможно: не отвечать на зло злом, агрессией на агрессию.
В рассказе Антона Павловича Чехова «Размазня» рассказчик преподает гувернантке своих детей жестокий жизненный урок. Во время расчета он начинает ей перечислять все штрафы и вычеты из зарплаты. Доходит до открытого обмана: хозяин говорит, что девушка взяла в долг 10 рублей. И гувернантка соглашается отдать, хотя и она, и он понимают, что никто ничего не брал. В конце концов из 80 рублей остается 11, но мадмуазель благодарит его и за это. Рассказчик воскликнул: «можно ли быть такой размазней?!», но по кислой улыбке девушки он понял, что можно. В этом произведение мы можем видеть на редкость смиренного и до ужаса робкого персонажа. Здесь рабская покорность доминирует над всеми остальными чертами личности, но гувернантка не собирается бороться с этим качеством, и, как мы можем увидеть в тексте, её часто обманывают и не дают зарплату. На примере этой девушки мы можем увидеть, что будет с человеком без «внутреннего стержня».
Как мы видим, в разных ситуациях смирение может привести к диаметрально противоположным результатам. В одних произведениях смирение ведёт к тому, что герой и его окружение растут в моральном плане, становятся лучше, предотвращают конфликты между людьми. В других же, наоборот, плывут по течению, не задумываясь о последствиях и не пытаясь изменить ситуацию в положительную сторону. Читая подобные произведения, мы можем увидеть, к чему могут привести наши действия, и научиться у героев положительному смирению и терпению, развить в себе волю и стремление улучшить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих нас людей.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id68150
Многие умы человечества не раз размышляли на тему смирения человека: сила это или всё таки рабская покорность и слабость. Смирение – умение человека не идти наперекор обстоятельствам, принимать, мириться с неизбежным, не проявляя негативных эмоций и чувств. Я считаю, что смирение это, прежде всего, сила человека, которая помогает ему жить, справляться с проблемами и трудностями и оставаться человеком. Но также существует и нездоровое смирение, отражающее покорность, рабскую зависимость человека, которые убивают гордость и самоуважение.
В произведении Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается тема смирения человека. Соня Мармеладова, находясь в неблагополучной обстановке: отец много пьет, мачеха тяжело больна, беспризорные брат и сёстры – чувствует свою обязанность помогать своей семье выжить. В глазах общества Соня становится падшей женщиной. Будучи смиренной, она принимает такое своё положение и не сопротивляется, ведь только от нее зависит судьба её семьи.
Также Соня стала единственным человеком, способным понять Родиона Раскольникова, который может ей доверить всё и раскаяться. Она морально сильный человек, который может справиться со всеми трудностями и невзгодами, не теряя душевной чистоты и возвышенности, именно благодаря своему смирению.
Александр Куприн затрагивает тему смирения в произведении «Гранатовый браслет». Желтков, однажды полюбив одну женщину – Веру Николаевну Шеину, сначала надеется на ответные чувства своей избранницы, спустя какое-то время он смиряется со своим положением, продолжая любить эту женщину. Вместо того, чтобы добиваться той, которая не хочет быть с ним рядом, он оставляет её, не мешая ей жить. Таким образом, любовь Желткова становится возвышенной, никто из персонажей «Гранатового браслета» не умеет любить так чисто и искренне, как Желтков. Это смирение показывает его достоинство и силу, умение преодолеть негативные эмоции.
Смирение создает спокойную обстановку, мир и гармонию в душе человека. Но важно сохранять смирение на том уровне, где оно не становится покорностью, рабством и самоуничижением. Если человек имеет такое положительное качество, как смирение, он будет заботиться, научится понимать и принимать других людей такими, какие они есть. Это и показывает его силу. В его жизни нет места войне и злобе, в душе такого человека царит мир и благополучие.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.