в чем разница между скрипкой и альтом
Разница между скрипкой и альтом
Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.
Альт, хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.
Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.
Строение
Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.
Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.
Звучание
Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.
Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.
Альт и скрипка: в чём различия
Самыми популярными музыкальными инструментами являются пианино, гитара и скрипка – в музыкальных школах эти классы насчитывают наибольшее количество учеников. Многие обыватели знакомы со скрипкой, но вот не каждый знает о существовании альта. И не удивительно, ведь они так похожи.
Определение
Оба инструмента относятся к смычково-струнным и имеют похожий внешний вид, отсюда и путаница.
Скрипка – это смычково-струнный музыкальный инструмент, имеющий 4 струны, звучащих в верхнем регистре, то есть в диапазоне высоких частот.
Альт – смычковый струнный музыкальный инструмент, имеющий 4 струны, настроенных на звучание в более низком регистре.
Так звучит общее определение. Видим, что единственное отличие в их определении – это регистр (диапазон), в котором воспроизводится музыка. Однако различий в них гораздо больше.
Различия инструментов
Несмотря на их внешнюю схожесть отличия находятся в каждой характеристике, от звучания до строения, и даже во внешнем виде.
Строение
Первое, на что стоит обратить внимание – это внешний вид. Именно из-за внешнего сходства одно принимаю за другое. Однако внешнее различие и приводит к образованию ряда других различий.
На заметку! Долгое время альт называли большой скрипкой, и не выделяли как отдельный инструмент.
Основное отличие во внешнем виде – размер. Полноразмерная скрипка составляет 60 мм (но бывают модели и больше), размер альта – 390–420 мм. Внушительная разница.
В остальном, по внешнему виду и устройству они идентичны. Скрипка, так же, как и альт, состоит из корпуса и грифа. Корпус округлую форму с выемками по бокам. Гриф выгнут по ширине, на конце имеет завиток.
Из-за различий в размерах имеются незначительные отличия и в необходимых аксессуарах. Так, для игры необходимы смычок, подбородник (чтобы прижимать подбородком во время игры), мостик (для установки его на плечо), футляр. Все эти аксессуары имеют большие размеры для альта, и меньшие для скрипки. Более того, смычок первого инструмента несколько отличается от второго: он имеет большие размеры и вес. Также у колодочки смычка альта углы закруглённые, а у скрипки – прямые и острые.
Такие различия во внешних качествах привели к разному звучанию.
Звучание
Из-за того, что альт больше, он производит звуки более низкого регистра, скрипка – высокого. Вследствие этого, и настраиваются они по-разному.
Альт настроен на диапазон от «до» малой октавы до «ми» третьей октавы. По звучанию он представляет собой что-то среднее между скрипкой и виолончелью, так как настраивается на квинту ниже первых, и на октаву выше вторых. Скрипка настраивается по квинтам и выше.
На заметку! Существуют пятиструнные скрипки с добавлением альтовой струны. Их звучание приближено к большему собрату.
Что выбрать
Считается, что на альте играть проще. И какое-то время его называли инструментом неудачников. Однако это мнение ошибочно. В процессе развития музыки образовалось целое альтовое искусство и альтовые школы (как вид учения), о которых писал ещё М. Глинка и Г. Берлиоз. А такие выдающиеся музыканты как Н. Паганини, И. С. Бах, М. Вайнберг и другие писали сольные и совмещённые произведения для альта.
Чтобы выбрать инструмент по душе достаточно прислушаться к звучанию обоих, подержать их в руках и почувствовать. Тогда не ошибётесь в выборе.
Маленький музыкальный ликбез
Пианино чаще используют для камерного исполнения фортепьянной музыки, обучения и любительского музицирования. Благодаря относительной компактности может быть установлено в большинстве квартир.
Рояль имеет крыловидную форму корпуса, установлен на три ножки и расположен горизонтально.
Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах и в классах музыкальных школ.
Скрипка, альт, виолончель и контрабас
Альт от скрипки отличается только размерами, конструкция и форма один в один. Современный альт имеет длину от 38 до 43 сантиметров.
Слева скрипка, справа альт.
На альтах бо́льшего размера, 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ), играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.
От шутников с музыкальных форумов:
«В чем отличие скрипки от альта?
Альт горит дольше.
На альте помещается больше пива».
Виолончель такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем.
М.Растропович.
Принципы игры — те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена.
Квартет «Apocalyptica» (Финляндия).
В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов. Виолончель — обязательный участник струнного квартета.
Контрабас (итал. contrabbasso) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов.
Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной до контроктавы, либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.
Основная сфера применения контрабаса — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах.
В рокабилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом (ударом большого пальца о струны) — за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника — успешно заменяет её.
«Мистер Твистер»
Аккордеоны,баяны,гармонь.
Сразу рассмотрим аккордеон. «В Штирлице ничто не выдавало русского разведчика, кроме ушанки со звездой и парашюта, волочившегося за спиной».
В России аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа.
В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия.
Например баян у них считается разновидностью кнопочного аккордеона. Бог им судья.
Малый аккордеон 26х48
Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.
«Хромка» 25х25
Кроме стандартного количества клавиш 25 справа и слева (25х25), выпускаются как в заводском, так и в заказном исполнении гармоники как с уменьшенным, так и с расширенным диапазоном. На левой клавиатуре у гармони может быть максимум 31 кнопка.
Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах
Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя рядами содержит 67 кнопок, с 5-ю рядами 112 кнопок.
5-рядный баян
Левая клавиатура так же, как и у полного аккордеона, у полного баяна состоит из 120-ти кнопок. 6-й ряд (с уменьшёнными септаккордами) у некоторых баянов отсутствует. Минимум 60 клавиш.
Полубаяны по сравнению с полными баянами меньше по размеру и, более портативны и легки. были удобны для обучения детей.
Баян ученический детский 30х30 тем не менее это баян!
Крепится на больших пальцах рук музыканта или на запястьях. Имеет шестигранную форму и кнопки на торцах.
Н.Бандурин.
Куда же без «канарика».
Бандонеон похож на концертину, с таким же расположением клавиш, с торцов, но крупнее и всегда четырехугольной формы.
Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
В чем разница между скрипкой и альтом
Об этом музыкальном инструменте французский композитор Альбер Лавиньяк сказал, что он всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Визуально альт легко спутать со скрипкой, но разница становится ощутима, как только он начинает звучать. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент имеет благородный бархатный тембр, а предпочтение ему отдавали самые знаменитые музыканты мира.
Что такое альт
Смычковый струнный, относящийся к скрипичной группе инструментов, альт значительно крупнее скрипки. Но техника игры сходная. Поэтому детей не учат игре на этом инструменте. К нему приходят уже в юношеском или взрослом возрасте с навыками игры на меньшем представителе струнных, способностью к хорошей вибрации.
Чаще всего на альте играют люди с крупным телосложением и с крупными кистями рук. Наиболее востребованная сфера применения – струнные, камерные и симфонические оркестры.
Устройство инструмента
Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.
Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.
Отличие от скрипки, виолончели, контрабаса
Все четыре инструмента относятся к одной группе струнных скрипичных. Главное их отличие друг от друга – звучание. От скрипки альт отличается только размерами. Конструкция один в один, но звук у нее более мощный, яркий, пронзительный.
Виолончель тоже отличается от альта размером, он крупнее. На нижней части деки есть шпиль, который музыкант упирает в пол во время игры. Без этого инструмента не обходится ни один струнный оркестр.
Контрабас самый большой представитель «семейства» струнных смычковых. Его высота около двух метров. Его звучание еще более низкое, а в современных моделях может быть добавлена пятая струна, которая позволяет извлекать пониженные до контроктавы звуки.
История альта
В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.
В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.
Старинные образцы инструмента не только хранятся в музеях, они активно используются ведущими музыкантами мира.
Звучание альта
Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.
Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.
В последнее время современные композиторы больше уделяют ему внимания, расширяя нотную библиотеку не только эпизодными вступлениями альта, но и сольными произведениями.
Интересные факты
В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.
Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:
Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.
Смычковые музыкальные инструменты
В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.
Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.
К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).
Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.
Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 /4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.
Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.
Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.
Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.
Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).
Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.
Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.
Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.
Виолончели подразделяют на сольные и учебные:
♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей «Страдивари», они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;
♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.
Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.
Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.
Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).
Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.
По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.
Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.
Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы » f «, отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.
Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).
Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.
Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.
Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.
Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).
Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.
Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.
Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.
Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам
Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.