в чем разница между семпаем и сенсеем
Иерархия, этикет: сенсей, семпай, кохай
Прежде всего, я хочу чтобы вы запомнили, что независимо ни от чего все мы должны уважать друг-друга. Неважно, кто мы, мы не должны непочтительно относиться к кому-либо.
Теперь хочу отметить, что все, что я здесь скажу, может отличаться от места к месту, даже в Японии. Всё это может быть очень сложно, так что я расскажу только о ситуациях касательно додзё. Не думайте, что это единственный вариант ответа. Некоторые могут со мной не согласиться.
Семпай (sempai) – это обычно те люди, у которых больше опыта в той области, в которой вы занимаетесь. При этом не важно, старше вы или нет, если эти люди занимаются кендо дольше вас, то они – семпаи.
Теперь по поводу того, что будет, если вы получаете выше ранг, чем семпай. Ваше положение в додзё будет выше, чем у ваших семпаев. Но они не будут называть вас «семпай». Они по-прежнему ваши семпаи, только вы теперь обладаете более высоким рангом.
Таким образом, вы получаете звание семпай или кохай, когда начинаете заниматься кендо. И эти отношения на самом деле не меняются в зависимости от того, какой у вас ранг. Иерархия в додзё
Во главе всего сенсей. Затем семпай и кохай.
Тем не менее, вы не должны задирать кохаев или людей, у которых ниже ранг, чем у вас.
Роль сенсея, семпая и кохая
Сенсей обучает техникам кендо, отношению к кендо и т.д. Семпай и кохай являются учениками сенсея, поэтому, конечно же, они должны слушать своего сенсея.
Семпаи все еще ученики, только они являются учениками в додзё дольше, чем их кохаи, поэтому они и семпаи.
Т.к. семпаи знают больше о своем додзё и о кендо, они обучаю кохаев. Они должны обучать кохаев правилам додзё, этикету и манерам в додзё.
Семпаи должны обучать кохаев, исходя из своего понимания вещей. Многие кохаи жалуются на своих семпаев за то, что те чересчур командуют. Семпай не является командиром для кохай. Семпай должен быть хорошим наставником.
Кохаи должны слушать не только сенсея, но и то, чему их учат семпаи. Иногда кохаи не особо понимают, зачем они должны делать определенные вещи. Все равно делайте их, а почему нужно было это делать, спросите потом.
Иногда никто не знает, почему действительно нужно что-то делать. Спрашивать «Почему?» нормально. Но, на самом деле, у нас может и не быть ответа. Кендо – это древнее боевое искусство. Я должен сказать, что оно несет в себе традиции, философию и движения Японии, которые иногда и сами японцы не понимают.
Я хочу, чтобы вы понимали, что вашему учителю, если он не японец 7 или 8 дана, тяжело знать традиционные аспекты кендо. Так что, мой совет в том, что мы все должны смиренно учиться, особенно без опытного сенсея 7-го или выше дана.
Тренировка сильного киай
Вопрос: Есть такое упражнение, когда мы наносим подряд, например, три удара мен на одном дыхании, не делая при этом промежуточных вдохов.
Если я стараюсь кричать громче и сильнее, у меня заканчивается дыхание уже после второго мен. А если я кричу не так громко и сильно, тогда дыхания хватает и на пять ударов без промежуточных вдохов. Нужно ли мне продолжать кричать так громко, как только могу, во время подобных упражнений или же здесь лучше использовать такой киай, чтобы я мог продержать его до конца упражнения, не делая промежуточного вдоха?
И еще один момент по поводу киай. Если я кричу так сильно, как только могу, я устаю намного быстрее, чем обычно. Правильный ли это способ тренировать сильный киай? Или же я должен найти какой-то определенный уровень киай, чтобы не уставать очень быстро?
Ответ Масахиро Имафудзи:
Хороший вопрос.
Действительно, есть такое тренировочное упражнение, как вы описали, т.е. непрерывное нанесение ударов мен на одном дыхании.
Если вы произносите длинный киай перед тем, как начать наносить удары, и этот киай входит в «на одном дыхании», тогда, наверное, очень и очень сложно выполнить даже 3 удара мен без промежуточного вдоха.
Грудное и брюшное дыхание
Похоже на то, что вы все еще используете грудное дыхание. Когда вы кричите, используя грудную клетку, ваше лицо краснеет и вы чувствуете головокружение. Это действительно делает вас уставшим.
Перед тем как перейти к некоторым деталям о тренировке, я бы хотел кое-что посоветовать по поводу киай.
Почему мы кричим?
Существует много причин, таких как, чтобы приободрить себя и т.д. Но это также хороший метод изучения брюшного дыхания. Поэтому, когда вы кричите, уделяйте внимание мышцам брюшного пресса.
Представьте, что внутри, в нижней части вашей брюшной полости находится надувной шар, который становится больше во время вдоха. Делайте выдох так, чтобы не помять шар. В конечном счете ваш пресс станет плоским, но перед тем, как у вас совсем не останется воздуха, быстро сделайте вдох.
Это легкий способ улучшить киай.
И вы правы по поводу того, что вы должны найти свой способ произносить киай. Но как вы узнаете, что вы достаточно наполнены киай?
Вот мой личный взгляд на тренировку.
Каждый тренировочный метод имеет свою определенную цель. Поэтому:
1. Знайте цель тренировочного метода; зачем вы что-то делаете? Но
2. По-прежнему вкладывайте всё, что имеете, в каждое упражнение.
Второй пункт, на мой взгляд, является фундаментальным.
Что бы вы ни делали, это не должно быть просто упражнение. Вы не должны думать о том, чтобы подольше продержаться. Многие пытаются экономить энергию, чтобы продержаться до конца одно- или двухчасовой тренировки.
Вот что я думаю и говорю своим ученикам.
Как выработать хороший киай
Вопрос: У меня много проблем с киай. Помимо того, что мне кажется, что что мой киай звучит смешно, каждый раз после тренировки у меня болит горло и еще около дня голос охрипший.
Есть какие-то предложения или идеи, как лучше всего разработать хороший киай?
Ответ Масахиро Имафудзи:
Вы на правильном пути. Говорят, что киай должен идти из живота, правильно? Но если вы не привыкли это делать, вам придется сначала терять голос.
Это работает примерно так:
1. Кричите так громко, как только можете.
2. Вы потеряете голос.
3. Вы будете вынуждены использовать мышцы пресса, чтобы кричать после потери голоса.
4. Вы начнете учиться, как кричать, используя пресс вместо горла.
5. У вас будет хороший мощный киай.
Когда я был ребенком, я пытался быть самым громким в моем додзё, где еще тренировалось более 50 человек.
Конечно, мой киай звучал смешно и это забавляло людей. Но не переживайте. Вы должны понять, как использовать пресс, так что потеря голоса — это часть процесса.
Разные киай (kiai)
Существуют ли какие-нибудь правила для киай? Имеют ли какие-либо типы киай определенное значение? Как человек должен выбирать свой киай (когда и что именно кричать)?
Ответ Масахиро Имафудзи:
Хороший вопрос! Требований по киай нет, однако произносить что-то невежливое нельзя. Наиболее распространенный киай — «Йиааааа».
В Японии есть такое понятие как «какегоэ» (kakegoe) (выкрикивать/ восклицать) когда мы танцуем, играем в перетягивание каната и многое другое.
Какегоэ предназначено для того, чтобы взбодрить себя (и других, если в команде) и синхронизировать движения, как в танцах и перетягивании каната. Так и в кендо, некоторые люди применяют разные какегоэ. Поэтому мы и слышим разные киай.
Как мы выбираем киай?
Для начала вам нужно попробовать стандартный тип киай — «Йиааааааа!». Практикуйте громкий и долгий киай довольно продолжительное время. Затем, когда вы будете знать, как «заряжать» себя с помощью киай, вы можете попробовать какие-либо другие типы киай.
Многие среди не японских кендо-ка — обладателей кю (kyu) — произносят очень тихий и короткий киай. Возможно, они пытаются копировать обладателей данов, но, к сожалению, здесь это так не работает. С тихим и коротким киай очень сложно подавить оппонента, если вы еще не развили настоящий киай.
Через годы и годы тренировок вы придете к тому киай, который больше всего вам подходит.
Семе
Кто такой семпай и что он должен заметить?
Кто такой семпай?
Например, семпаями считаются старшеклассники и старшекурсники или коллеги, пришедшие в профессию раньше.
Также, семпай применяется в виде именного суффикса, приставляемого к имени.
Арараги-сэмпай, на Вас так удобно висеть
В Японии данные суффиксы занимают значимое место во время общения. Они могут обозначать социальное положение того, к кому обращены, статус собеседников по отношению друг к другу и степень их близости.
Кохай – дословно с японского «товарищ, что стоит позади» и имеет значение, противоположное семпаю. Это человек, с меньшим опытом в какой-либо сфере занятий или начавший заниматься позже.
«Семпай — это парень по-японски»?
Благодаря любителям аниме данный термин обрел популярность и статус сленгового понятия.
Главная героиня робеет и боится подходить и заговаривать с ним от того, что объект влюбленности старше и к тому же популярнее.
Читайте так же на «КтоТакой.com» — Кто такой краш в молодежном сленге и почему все по нему так сохнут?
Лишь бы сенпай заметил…
Все это породило глубокое заблуждение, что слово « семпай » обязательно обозначает любимого человека, парня, с которым состоишь или желаешь состоять в романтических отношениях.
Как правильно «семпай» или «сенпай»
По транскрипционной системе Поливанова правильно писать на кириллице «сенпай», через букву «н», но говорить следует «семпай», т.к буквосочетание «нп» произносится, как «мп».
В чем разница между семпаем и сенсеем
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Краткий словарик начинающего айкидоки. Этикет, ритуал, правила поведения
Итак, вы начали заниматься айкидо. Или еще не начали, а только думаете приступить к занятиям. Занятия айкидо (как и занятия любым другим японским будо) всегда проводятся в додзё.
Додзё может располагаться (и чаще всего располагается) в помещении спортзала. Но понятие «додзё» не идентично понятию «спортзал». Додзё может быть любое место, будь то закрытое помещение или открытая площадка, где в данный момент проводится занятие будо. Принципиальным отличием додзё от спортзала является необходимость соблюдать определенного рода этикет, во многом общий для всех японских будо, и все же отличающийся не только от БИ к БИ, но и от додзё к додзё. Правила этикета являются неотъемлемой частью будо, имеющей как символическое, так и практическое значение. Изначальное значение додзё как помещения для духовно-религиозных практик и строгий ритуал японских БИ обусловили большое количество запретов и ограничений. Так традиционно в додзё нельзя:
— громко разговаривать и смеяться, производить любой шум;
— бегать, прыгать, совершать бесцельные перемещения;
— находиться в верхней одежде, головном уборе, обуви;
— лежать на полу, сидеть, развалившись или вытянув ноги вперед;
— входить и выходить без разрешения инструктора;
— выполнять несанкционированные физические упражнения;
— сквернословить;
— выяснять любого рода отношения;
— есть и пить;
— вести суетное времяпрепровождение (что бы это ни означало).
По желанию инструктора требования могут быть смягчены или ужесточены. На данный момент в большинстве додзё придерживаются значительно упрощённой модели этикета, что не делает этикет в целом менее обязательным.
Кроме этикета, еще одной деталью, отличающей додзё от спортзала, является обязательное наличие татами и сёмэна.
По татами можно перемещаться либо босиком, либо, реже, в носках или таби. Соответственно, перед вступлением на татами нужно обязательно снять обувь. Если вы оставляете снятую обувь рядом с татами, ее следует ставить носками в направлении от татами.
В зависимости от традиций додзё и варианта ритуала выполняется либо тати рей, либо сувари рей.
Традиционно термины «семпай», «дохай» и «кохай» имеют отношение только к стажу занятий, но не к уровню мастерства, и не меняются в зависимости от полученных рангов. Обязанностью семпаев является обучение кохаев этикету и правилам поведения в додзё. Для обозначения уровня достигнутого мастерства используются термины «кю» и «дан», а также «юданся» и «муданся».
Практикующий инструктор (сенсей) может не быть юданся (такое редко, но встречается). Юданся может не быть сенсеем (встречается нередко). Для обозначения высших степеней мастерства и особого положения внутри школы используются следующие термины:
В начале и в конце тренировки проводится обязательный ритуал. Сигналом к началу ритуала является команда «сейдза».
В конце тренировки или после выполнения техники поклон сопровождается благодарственной фразой в одном из следующих вариантов:
Кто такой семпай и кохай?
Японская культура формировалась в течение десятков веков. Традиции и обычаи в Стране восходящего солнца занимают особое положение. Современные японцы чтят память предков, соблюдают основные обычаи и рассказывают о них своим наследникам.
Япония также прославилась своими боевыми искусствами. Искусство владения катаной, каратэ и другие традиционные единоборства сформировались в древние времена. И именно из того времени и пришли такие понятия, как «семпай» и «кохай». Однако эти термины стали более распространенными не из-за боевых искусств. Им подарило широкую известность аниме. Благодаря мультипликации даже самые юные поклонники аниме знают кто такой семпай и кохай.
Семпай и кохай: история возникновения иероглифов
Слова, а вернее иероглифы «семпай» и «кохай», зародились не в Японии, а в Китае. Первое упоминание относится к пятому столетию до нашей эры.
Возникновение таких слов, как «кохай», «семпай» и «сенсей», обусловлено особенностями восточных культур, основой которых является почитание тех, кто старше и опытнее. На востоке считается, что старший, вне зависимости от обстоятельств, мудрее и опытнее тех, кто младше. Таким образом, младшее поколение должно уважать старшее. В Японии и Китае учитель по умолчанию старше и опытнее. Ученики должны с уважением к нему относиться.
Чтобы понять, кто такой семпай, потребуется обратиться к древнему учению Куна-цзы, которое легло в основу конфуцианства. Процветание и успех возможны только при почитании предков, то есть тех, кто умнее и опытнее.
Значение кандзи «Семпай»
Значение кандзи «кохай»
Опыта у таких людей меньше, поэтому при возникновении проблем они должны обращаться за помощью к своим семпаям. Также, во многих сферах жизни японцев, забота о новичках ложится на плечи семпаев.
Концепция «сэмпай и кохай»
Японцы – очень вежливая нация. И, несомненно, отношения семпай/кохай возможны только в восточных культурах. В разговоре с незнакомцами японцы всегда проявляют такт и не будут грубить в ответ. От них практически невозможно получить категоричный отрицательный ответ. В обыденной речи они используют множество уважительных суффиксов. А своих коллег и даже друзей они могут долгие годы звать только по фамилии. Обращение напрямую по имени и без уважительного суффикса считается фамильярным.
Для них взаимодействие между семпаем и кохаем не вызывает вопросов. Кто такой семпай и кохай, можно понять на примере додзе.
К примеру, для занятий боевыми искусствами японец пришел в додзе в 2016 году. Все, кто занимался здесь раньше – его семпаи. Старший товарищ начал тренировки раньше и, соответственно, второй дан он получит раньше. Однако при подготовке семпай получил травму и покинул додзе на два года. В это время кохай смог получить свой второй дан. Через некоторое время семпай вернулся. И хоть он и будет обладать только первым даном, останется семпаем, так как пришел в додзе раньше. Ранг не влияет на отношения между старшими и младшими учениками.
Семпай и кохай в аниме
Помимо додзе, работы, учебы и других аспектов жизни японцев, узнать кто такой семпай и кохай можно из аниме и манги. Одна из самых распространенных направленностей анимации и печатной продукции – сёдзё.
Кандзи «сёдзё» переводится как девушка. И целевая аудитория сёдзё аниме и манги – девушки в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет. Главными героями обычно выступают юные особы, которые переживают некоторые трудности. Как правило, в таких аниме и мангах главная героиня – кохай – влюбляется в своего семпая.
При переводе диалогов и текстов возникает небольшая проблема: что делать со словами «кохай» и «семпай». Перевод на другие языки невозможен, так как не существует аналогов этим понятиям. Так, в официальных переводах термины опускаются. А вот в любительских слова не переводят, а просто добавляют к именам, к примеру, Ямато-семпай.
Стоит отметить, что не только в додзе и аниме используются термины «семпай» и «кохай». Хоть иероглифы и пришли из пятого века до нашей эры, но они активно участвуют в жизни простых японцев.
В фирмах и офисах работники часто называют тех, кто устроился раньше, семпаями. Так они выказывают своим коллегам уважение и не боятся подойти и спросить совета в случае затруднений.