в чем разница между рсчс и мчс
В чем разница между рсчс и мчс
Ижевск Где Гай Стоят (ИГГС) запись закреплена
МЧС Удмуртии
СМС НЕ от МЧС, а от РСЧС: об изменениях в информировании
Многие из вас наверняка заметили, что МЧС перестали отправлять населению СМС, теперь они приходят от адресата с именем РСЧС. Что это значит и кто это, а также в каких случаях на телефоны гражданам отправляются сообщения, читаем
В своей работе МЧС России отводит профилактике особую роль. Оперативное предупреждение о ЧС и своевременное информирование населения позволяет предотвратить ущерб жизни и здоровью людей.
Чаще всего, СМС-оповещение/информирование применяются только для долгосрочных ситуаций/прогнозов. Например, паводок, погодные явления, затяжные пожары и так далее, которые предоставляют угрозу жизни населению или их имуществу.
Следовательно, если нет угрозы жизни людям и последствия происшествий устранены, позднее СМС наоборот могут привести к панике среди жителей.
Особенно среди пожилых людей, которые не имеют возможности отслеживать оперативную информацию.
В целом, как работала эта система СМС информирования в Удмуртской Республике? Почему не все абоненты получали сообщения? И что сейчас изменится с доставкой сообщений?
ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ
Предупреждение о неблагоприятных погодных явлениях, если рассматривать именно «погодные СМС», поступают от Удмуртского Гидрометцентра в ежедневном бюллетене погоды. Далее сотрудник Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике готовил специальную заявку, в которой указывал прогнозируемое время и место, где ожидаются опасные метеорологические явления или произошло происшествие, а также географические координаты, где необходимо провести СМС-оповещение. То есть, указывался определённый территориальный «квадрат». Соответственно, СМС приходили только тем людям, которые в тот момент находились в указанных районах.
Заявка направлялась в Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Нижегородской области, по внутренней сети. После ее рассмотрения, уходила к операторам сотовой связи, с которыми было заключено соответствующее соглашение.
Почему через Нижний Новгород? У них есть технические возможности делать рассылки и это предусматривалось Распоряжением.
В течение 15 минут оператор, получивший заявку, рассматривал ее, начало рассылки не должно превышать 60 минут. Если выборка абонентов предполагалась более 1 миллиона пользователей, то не более 90 минут. И, напомним, что сама доставка СМС от оператора до абонента по регламенту может занять целые сутки.
ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС
Именно поэтому наши граждане больше не получают СМС от МЧС, и теперь они приходят от РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), т. е. от органов местного самоуправления
_______
*Распоряжение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.06.2021 № 482
**Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникших опасностях»
Презентация на тему: МЧС и РСЧС. Гражданская оборона
МЧС и РСЧСГражданская оборона
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и действий в ЧС В 1994г. Был издан закон «О защите населения и территорий об ЧС природного характера», который стал законодательной основой Единой ГС предупреждения и ликвидации ЧСС ноября 1995г. Началась реорганизация РС ЧС в МЧС России.
Задачи РС ЧС проведение единой политики в области предупреждения и ликвидации ЧСразработка и внедрение правовых и экологических основ;организация мониторинга и прогнозирования окружающей среды и потенциально опасными объектамипроведение мероприятий по защите населения и территорийоповещение, информирование и обучение населения по защите от ЧСликвидация ЧСсоздание и обеспечение готовности сил средств РС ЧС;гуманитарная помощьвыполнение мероприятий по ГО.
Задачи МЧС: координация всех уровней в области защиты;повышение устойчивости объектов экономики в ЧС;контроль за средствами и фондами, выделенными правительством РФ;обучение и подготовка кадров;международное сотрудничество.
Структура РС ЧС: Подсистемы (территориальные субъекты РФ):функциональная(федеральные органы власти);ведомственная(по ведомствам).Уровни:федеральный;региональный;территориальный;местный;объектовый.
Структура МЧС: Центральный аппарат МЧС состоит из департаментов, отделов и органов управления.департамент управлениядепартамент годепартамент предупреждения и ликвидации ЧСдепартамент материально-технического обеспечения и вооружениядепартамент мероприятий защиты населения и территорийфинансово-экономический департаментдепартамент инвестиций основных фондовдепартамент международного сотрудничества
Режимы функционирования: Повседневной деятельности:наблюдение и контроль за окружающей средой и ПОО;планирование программ и мероприятий по ликвидации и предупреждения ЧС;совершенствование сил и средств органов управления;обучение населения способам защиты;создание и восполнение резервов;целевое страхование.Режим повышенной готовности:формирование оперативных групп, работа комиссии по ЧС;усиление дежурно-диспетчерской службы;мониторинг и прогнозирование ЧС;принятие мероприятий по защите населения и территории;приведение в состояние готовности сил и средств.
ГО и защита от ЧС: вместе или порознь?
Одним из ключевых вопросов текущего изменения законодательства стал вопрос смены подходов к подготовке населения в области ГО и ЧС. Это обусловлено вступлением в силу с 1 января 2021 года Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и отменой 1 января 2021 года Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Изменения, спровоцированные этими нормативно-правовыми документами, оказались довольно неожиданными для специалистов и спутали все карты в организации обучения по ГО и ЧС.
Действительно, до вступления в силу данных изменений теоретическая подготовка работников, не имеющих отношения к структуре Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и не являющихся уполномоченными лицами, на предприятиях была довольно четкой и структурированной: вводный инструктаж по ГО при приеме на работу и курсовое обучение по ГОЧС на основе примерной программы, утвержденной министром МЧС. Проводились обучающие мероприятия силами самой организации.
Принятое Постановление № 1485 вычленяет обучение по защите от ЧС в отдельный инструктаж (присвоив ему, в отличие от инструктажа по ГО, статус периодического), а отмена Постановления № 547 формально упраздняет необходимость проведения курсового обучения по защите от ЧС.
Как оказалось, ожидаемые новшества также подкреплены письмом замминистра МЧС России от 19.05.2020 № 43-4562-11 «Об отмене примерных программ», которое было разослано министерством только органам исполнительной власти и осталось незамеченным профессиональным сообществом. Данным письмом в том числе признается недействующей Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС от 22.02.2017 № 2-4-71-8-14. Кроме того, несколько дней назад заместителем министра МЧС России была утверждена новая Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО от 20.11.2020 № 2-4-71-27-11, в названии которой сразу же обращает на себя внимание отсутствие упоминания о защите от ЧС природного и техногенного характера.
Таким образом, с 1 января 2021 года структура подготовки работающего населения будет выглядеть следующим образом:
Тем не менее такое разделение на сегодняшний день представляется несколько искусственным, в первую очередь потому, что все 3 программы во многом схожи и содержат в себе целый ряд пунктов, касающихся исключительно ГО либо исключительно защиты от ЧС.
Представляется, что возникающая ситуация будет неким переходным периодом, однако не совсем ясна цель проводимых изменений. С одной стороны, еще в сентябре Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России начал разработку закона, объединяющего систему гражданской обороны и Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На сегодняшний день у этих систем одни и те же органы управления, ресурсы, способы защиты и многое другое, однако их работа регламентируется разными законами, а значит, такое объединение на уровне нормативных документов должно затронуть и сферу подготовки работающего населения. С другой стороны – описанные выше изменения пока сложно назвать шагом в сторону такого объединения, и в сфере обучения населения ГО и защите от ЧС мы пока вынуждены наблюдать пересечение программ обучения (иногда дословное) и требований.
Ну и, помимо прочего, остается открытым вопрос: останется ли в нашем лексиконе термин «работающее население» (который применяется в примерных программах и письмах МЧС России) или корректнее употреблять термин «физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем», введенный Постановлением № 1485?
МЧС России вырабатывает механизмы создания единой системы защиты населения путем интеграции РСЧС и ГО
Интеграция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО) в единую систему защиты населения стала темой научно-практической конференция, состоявшейся 30 января на базе ВНИИ ГОЧС.
В мероприятии приняли участие руководители МЧС России, представители федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, научных и образовательных организаций министерства, РАН и других заинтересованные организаций.
Совместные обсуждения направлены на выработку актуальных комплексных подходов и единых направлений на пути интеграции.
Открывая конференцию, заместитель главы МЧС России Павел Барышев сказал: «Сегодня мы обсуждаем инициативу о возможной интеграции РСЧС и ГО. На сегодняшний день все законодательные вопросы проработаны и нуждаются в общественном обсуждении. Объединение двух систем позволит оптимизировать работу и снизить административные барьеры, повысить роль и эффективность гражданской обороны».
В рамках обсуждения актуальных вопросов внимание уделено, в частности, концептуальным подходам к созданию правовых и организационных основ формирования единой системы защиты населения. Ее фундамент должны составить единая законодательная база и единые органы управления, а также группировка сил и средств, направленные на защиту населения и территорий от угроз мирного и военного характера.
Как отметил директор Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Олег Мануйло, сегодня РСЧС и ГО имеют практически идентичные органы управления, силы и средства, перед обеими системами ставятся схожие цели и задачи.
Зачастую это приводит к дублированию нормативных правовых и планирующих документов, и как следствие, затрудняет выполнение функций и усложняет работу.
Участники конференции отметили, что интеграция позволит оптимизировать состав органов управления, сил и средств структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения, приведет в систему нормативную правовую базу, а также исключит дублирование функций и полномочий. Это обеспечит определенную экономию доли средств на содержание и функционирование единой системы защиты без потери ее эффективности. Кроме того, предлагаемые меры значительно повысят уровень защиты населения, материальных и культурных ценностей как в мирное, так и в военное время.
Напомним, ранее подготовленные предложения по интеграции РСЧС и ГО одобрены в декабре 2019 года на расширенном совещании МЧС России под руководством Министра Евгения Зиничева.
Термины МЧС России
система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3