в чем разница между республикой и областью
Разница между республикой и областью
Административное деление Российской Федерации нельзя назвать простым. Среди территориальных единиц, наряду с прочими, встречаются республики и области, правовой статус которых во многом схож. Понимание разницы между ними – ключ к тонкому осознанию национальных процессов, которые в настоящий момент происходят в нашей стране.
Определение
Республика – это административно-национальная единица, тип субъекта Российской Федерации, обладающий широким спектром прав, в том числе – наличие собственной конституции, своего языка, а также местных законов. В то же время, такие образования не обладают суверенитетом и не могут выйти из состава Федерации.
Область – административная единица, образованная по территориальному принципу. Данный субъект Российской Федерации может включать в себя автономные округа, а по своему статусу аналогичен краю. Область не может входить в состав другого субъекта РФ, однако они могут объединиться путём слияния.
Сравнение
Таким образом, указанные административные образования являются субъектами Российской Федерации и исторически сформировались на определённой территории. Однако республики образуются по национальному признаку: (Адыгея, Карелия, Чечня, Мордовия). В них доминирует один этнос, который имеет право на самоопределение: собственную конституцию, язык, культуру и традиции.
Области более универсальны и формируются по территориальному принципу. В них нет одной ярко выраженной национальности, поэтому отсутствует необходимость в принятии местной конституции. При этом областей явно больше: в настоящий момент их 46, в то время как республик – всего 21. По своему статусу они практически идентичны, однако исторически больше внимания уделяется республикам как провокаторам центростремительных тенденций.
Чем республика отличается от области
В последние годы все чаще возникают дискуссии, в которых употребляются термины «республика» и «область». Порой неправильное их толкование и понимание способно ввести человека в заблуждение, привести к ошибочным выводам при оценке различных политических и социальных процессов. Эта статья призвана в сжатой форме раскрыть эти понятия и разграничить их.
Зачем нужна республика
В средние века развитие государств потребовало совершенствования механизма управления ними. Передовые мыслители того времени старались использовать опыт древних греков и римлян по созданию демократического устройства государства. Это означало, что его руководители занимали свои посты по воле народа, в отличие от божественного права или наследования престола. В этом и состоит основное содержание понятия республики.
Сегодня в подавляющем большинстве государств мира действует республиканская форма управления. Все высшие органы государств на определенный период избираются гражданами соответствующей страны, которые в полной мере имеют личные и политические права и свободы. Распространена также практика избрания органов государственной власти парламентами суверенных государств. Способ передачи власти по наследству либо другим не выборным образом – исключается.
Современные республики в отличие от древнеримских в своих главных законах-конституциях устанавливают четкие правила взаимоотношений общества и государства. В них подчеркивается представительский характер власти, которую избирает народ.
В этих документах декларируется принадлежность власти народу и отсутствие привилегированных групп и классов. Однако практика показывает, что те группы людей, которые сосредоточивают власть и материальные блага, нередко для достижения своих целей манипулируют людьми. Для получения нужного результата используются социально-политические технологии, огромные финансовые ресурсы.
22 республики России
Республики отличаются по распределению полномочий между ее высшими органами. Так, в парламентской республике власть преимущественно принадлежит парламенту, формирующему исполнительный орган и назначающему его руководителя. В президентской отношения между высшими органами власти регулирует президент страны, который:
В смешанных республиках обычно сильна власть президента и широкие полномочия у правительства. В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом и президентом. В некоторых странах с государственной религией создаются теократические республики, в которых парламент и президент подотчетны религиозному лидеру.
Что такое область
В России областью именуется крупная административно-территориальная единица, создаваемая для удобства управления территориями и решения других социально-экономических задач. Такая практика имеет место и в некоторых других странах. Область не обладает политической самостоятельностью. В своей совокупности области выступают функциональным элементом системы управления территориями.
Они должны обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей, обеспечивать выполнение не своей территории прочих функций государства. Помимо РФ области существуют в Армении, Беларуси, Казахстане. Киргизстане, в Таджикистане, Узбекистане, Украине, а также в Бангладеш и Болгарии.
Образование областей в Российской империи началось в XVIII веке. Со временем многие из них преобразовывались в другие территориально-административные единицы или включались в их состав.
В 30-е годы прошлого века шел процесс создания больших областей. Они сначала включали в себя ликвидируемые губернии. Затем эти области делились на более мелкие. При этом некоторые из них упразднялись. Когда закончилась Великая Отечественная война, и некоторые народы были депортированы из родных мест, статус республик, где они жили до депортации, снизился.
В Крымскую область была преобразована Крымская АССР, в Грозненскую область- Чечено-Ингушская АССР. Отдельные области получали новые названия. Другие упразднялись, а спустя некоторое время восстанавливались.
Сегодня в России из 85 субъектов федерации 46 имеют статус областей. В стране в 2000-е годы проходил процесс преобразования областей в края, укрупнения областей.
В чем отличия
Республики и области отличаются по ряду принципиальных признаков:
В чем различие между областью и автономной областью, автономным округом и республикой?
Проще ответить на каждый вопрос в отдельности, отталкиваться необходимо от области, как от основной единицы:
Чем автономная область отличается от областей? — лишь историей своего образования, потому что жили там по большей части переселенцы, по поводу которых эта область и была создана. Над особым названием думать было некогда, по всей видимости. «Автономная» добавили для указания национального принципа формирования.
Может, и был бы смысл сейчас ее переименовать в какой-нибудь Еврейский край, но об этом, наверное, просто никто не задумывается так же, как не задумываются о переименовании Ленинградской области в Петербургскую. Потому что перелопачивать и переименовывать абсолютно все документы — боже упаси. Об этом, кстати, на сайте говорили уже.
Чем автономные округа отличаются от областей? — национальным принципом формирования.
Чем республики отличаются от областей?— национальным принципом формирования.
Так, а чем тогда республика отличается от автономного округа? — а тем, что республика вместо устава делает свою Конституцию, а в Конституции может прописывать свои соответствующие языки в качестве языков субъекта наряду с русским.
А она этого как-то заслужила больше, что ли? — в республике есть конкретный резон установить отдельный режим для языка помимо русского — может сложиться ситуация, при которой житель субъекта не будет знать русского, но будет знать татарский или язык саха. В автономном округе такая ситуация крайне маловероятна — настолько мало в субъекте коренного населения, которое говорит только на ненецком, к примеру.
А почему автор ничего не спросил про то, чем край отличается от области? — вот и я спросить хочу, там же все интересно. Сейчас край от области не отличается вообще ничем. Но в СССР была норма, по которой они и отличались — автономная область могла быть частью союзной республики или края, но не дай бог области! И норма-то такая, любопытная, создана, как будто этих автономных областей было в Советском Союзе как грибов после дождя. Но что тогда, что сейчас область эта одна-единственная.
А юридически вот это все как-нибудь закреплено? — юридически отличаются лишь республики от всех остальных. Именно Конституцией и языками. Никто так не может, только республика так может. Все остальные деления лишь в силу традиций и здравого смысла.
Именно по причине отличия республик от всех остальных есть такая научная дискуссия — является ли Россия симметричной федерацией (вот как США, например, штат и штат, все штаты равные-равные) или асимметричной (что есть не только области, но и все вышеперечисленное, а республики к тому же могут еще и Конституцию вместо устава вводят и языки). И вроде бы де-юре она, разумеется, ассиметричная — вот сколько преимуществ дали республике! Но де-факто Конституция от устава не отличается ничем, уставной суд от конституционного суда субъекта ничем, и так далее, а введение дополнительных языков — это просто такая жизненная необходимость. То есть если посмотреть на Якутию и Вологодскую область в динамике, по количеству прав и обязанностей они совершенно равны.
Ну, есть еще города федерального значения, но автор вопроса в силу очевидности про него не спрашивает.
В чем разница между краем, республикой, автономной областью и автономным округом? Разница лишь в названиях?
Какая удача, вопрос по теме диплома подъехал)
Ответ будет дан очень обобщенный и краткий, пытливым умам традиционно советую разобраться самим. В помощь пригодятся ряд законодательных актов конституционного значения (Конституция РФ (ст. 5, глава 3), Федеративный договор 1992 года, ряд ФКЗ, связанный с изменением территории, статуса и названия субъектов федерации), а также учебники по конституционному праву и федерализму (например, Авакьян, Эбзеев, Юсубов, Макарцев).
В Российской Федерации существует 3 вида и 6 типов субъектов:
1) национально-государственные образования (республики, коих 22);
2) национально-территориальные (4 автономных округа и 1 автономная область);
3) административно-территориальные (9 краев, 46 областей и 3 города федерального значения (ГФЗ)).
Такое разделение пошло со времен заключения Федеративного договора от 31 марта 1992 года, когда федеральный центр заключил 3 договора с каждым субъектом федерации, выделив их в такие виды.
Республика как субъект Российской Федерации является предметом довольно бурных дискуссий, даже исходя из Конституции РФ (КРФ). В частности, в ч. 2 ст. 5 КРФ содержится такая формулировка: «Республика (государство). «, что подчеркивает особый государственно-правовой статус данного типа. Наличие собственной конституции, права на установление государственного языка в пределах собственной территории и национальный принцип формирования выделяют республики над остальными субъектами.
Автономная область существует лишь одна, Еврейская (куда без них!), и с ее формально-правовым статусом ничего нельзя сделать: в 1 главе КРФ перечислена автономная область в числе субъектов РФ, эту главу нельзя пересмотреть в обычном порядке, посему Еврейская автономная область свое особое название не утратит в обозримом будущем, а в остальном по полномочиям не отличается от автономных округов.
Наконец, края, области и ГФЗ. Между ними тремя в юридическом смысле различий нет, а между краями и областями и фактически нет разницы, просто дань традиции. Это стандартные единицы федеративного государства, как земли в Германии или штаты в США.
В чем разница между республикой и областью
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
Чем отличаются друг от друга разные регионы страны?
Российская Федерация состоит из нескольких видов субъектов: республик, краев, областей и автономных округов, в её состав также входят три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. Все перечисленные субъекты юридически равноправны. Фактически же у республик есть больше государственности и возможностей для существования вне федерации, чем у других регионов страны, кроме того, регионы различаются по своему экономическому положению.
Республика – фактически государство в составе России – имеет свою конституцию и законодательство, структура ее органов обычно схожа со структурой государственных органов федерации, но отражает в названиях национальную специфику. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство и, как правило, организация власти в них представляет собой напоминающую упрощенную федеральную структуру органов государственной власти. Все субъекты федерации имеют определенное административно-территориальное деление на муниципальные районы, городские округа, в которых в свою очередь выделяются городские и сельские поселения, внутригородские районы.
Республики, в отличие от других субъектов федерации, вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Больше всего таких языков в Карачаево-Черкесии – абазинский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский и ногайский и Дагестане – аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки. В Мордовии государственным признан мокшанский язык, в Татарстане – татарский, в Тыве – тувинский.
В остальном отличий минимум. Для всех регионов конституция предусматривает перечень вопросов, находящихся в совместном ведении с Российской Федерацией:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Совместное ведение означает, что решения по этим вопросам могут принимать как федерация, так и её субъекты по согласованию друг с другом или самостоятельно. В реальности Российская Федерация чаще всего сама решает вопросы совместного ведения.