в чем разница между республикой и монархией
Разница между монархией и республикой
Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?
Что такое монархия?
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку — монарху. Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя. Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.
Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений. В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов — чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство. Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.
Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления — республике. Изучим ее особенности далее.
Что такое республика?
Республика — это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего — парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны — в ходе выборов.
В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви — законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.
Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.
Сначала они принимаются парламентом. После — одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.
Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.
Республики бывают 2 основных типов — парламентские и президентские. В первых основной объем политических полномочий сосредоточен на уровне законодательных органов власти, во вторых ведущую роль в государственном управлении играет исполнительная ветвь. Однако глава государства в обоих типах республик — это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти — премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).
Сравнение
Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй — население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда — напрямую участвовать в подобных политических процессах.
Есть и промежуточная форма правления — конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.
Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.
Монархия и республика – что это и отличия
Известно, что форм правления бывает несколько. Самыми известными из них являются монархия и республика. Не каждый человек сможет сразу дать каждой из них определение, раскрывающее особенности и отличия одной формы от другой. Для того чтобы узнать подробнее, что же они представляются собой, нужно сначала провести сравнение по самым важным критериям.
Определение понятий
Для того чтобы суметь объяснить, что же собой представляют рассматриваемые формы правления, нужно знать, как определяют их специалисты.
Монархия – особая форма правления, при которой вся полнота политической власти сосредоточена в руках одного человека – короля (монарха, эмира). Иногда он обладает частью полномочий, остальные переданы парламенту. В 90% случаев власть передается по наследству (титулы могут не передаваться). Правитель имеет право и возможность передать свою власть иному человеку, не являющемуся прямым родственником. Решения монарха могут быть представлены в виде указов, вердиктов, декретов, эдиктов. Эта форма правления подразделяется на абсолютную и конституционную. Если рассматривать первый вариант, то все решения принимает исключительно правитель. Все остальные должны подчиняться и исполнять их. Распространяется это на всю территорию страны или в тех регионах, для которых это решение было подготовлено.
В случае с конституционной монархией решение правящего лица подлежит рассмотрению парламентом. Оно в ходе заседания может быть дополнено, переработано, оспорено или не принято. Парламент также наделяется правом учреждения правительства страны. Монарх же обладает правом вносить предложения. Те органы власти, которые разделяют полномочия с правителем, могут самостоятельно разрабатывать законы и управлять государством. Наличие у парламента большого числа полномочий делает конституционною форму монархии по многим пунктам схожей с республикой.
Республика представляет собой форму правления, при которой действующая политическая власть сосредоточена в руках граждан страны. Управлять также могут представляющие их интересы органы – парламент, правительство. Формирование этих структур производится по результатам выборов. На них каждый человек, являющийся гражданином страны, может высказаться в поддержку того или иного кандидата.
В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви: парламент (законодательная), правительство и президент (исполнительная) и суды (судебная). Парламент, правительство (реже) и президента выбирают люди в ходе голосования. Судей назначают министры.
Решения, принимаемые органами власти в республиках, представляют собой законы и подзаконные акты. Их разработка и утверждение требует поэтапного участия всех перечисленных ветвей власти. Внесенные предложения поступают в парламент, где проводится их рассмотрение. Проект после этого поступает правительству. На этом этапе закон может быть отклонен, одобрен или отправлен на доработку. Также проводится проверка на соответствие его действующим нормам конституции. Этим занимается судебная ветка власти.
Нужно учитывать, что существуют республики, у которых отсутствует разделение властей на различные ветви на официальном уровне. Пример: работа государственного управления Китая. Республики подразделяются на 2 вида: президентская и парламентская. Если выбирается первый вариант правления, то 90% политических полномочий сосредоточено у законодательной власти. Главой республики является президент или премьер-министр. Во втором случае большая часть полномочий отводится парламенту.
Сравнение
Основным отличием монархии от республики является тот факт, кому принадлежит власть в стране. В первом случае она сосредотачивается у одного человека. Во втором имеется разделение на 3 ветви, каждая из которых предполагает, что будет в той или иной степени вовлечена в процесс создания законов и управления страной. В случае с республикой основная власть находится у народа.
Выводы
Монархия и республика – формы правления государством. Парламент и правительство присутствуют в конституционной монархии и республике. В первом случае главой государства является монарх, который может предлагать (или диктовать) законы, передавать власть по наследству или с учетом собственных пожеланий. В республике все законы проходят стадии рассмотрения, утверждения и одобрения. Основная власть принадлежит народу, а олицетворяют ее 3 ветви – исполнительная, законодательная и судебная. Главами могут являться президент или премьер – министр. Избираются они на должность в ходе выборов, в которых могут принять участие все граждане страны, достигшие совершеннолетия. Основные виды нормативных актов в монархии – указы, декреты. В республике и конституционной монархии – законы.
В чем отличия между монархией и республикой, есть ли сходства – сравнение
О форме правления государства и правильности его организации мыслители думали еще в древности. При этом сегодня существует много вариантов, которые имеют свои преимущества и недостатки. Многие люди интересуются отличием монархии от республики. Основная разница заключается в носителе власти. Также отличия затрагивают наследование власти. Чтобы разобраться в ключевых особенностях, нужно предусмотреть основные нюансы.
Что такое монархия?
Под этим термином понимают форму правления, при которой всей полнотой политической власти наделен один человек – монарх. Это может быть император, царь, король или эмир. Управленческие функции в монархиях часто переходят по наследству. Также они передаются по личному волеизъявлению действующего правителя. Монарх уполномочен издавать различные нормативные акты – в частности, указы, эдикты, декреты.
Монархии бывают конституционными и неограниченными. При конституционной форме решение правителя может быть оспорено или дополнено другими структурами. Эту функцию часто выполняет парламент. При этом он уполномочен учреждать также правительство. Помимо этого, органы власти, которые разделяют с монархом полномочия, способны самостоятельно принимать законы.
При неограниченной форме монархии решение правителя подлежит беспрекословному выполнению на всей территории страны или исключительно в тех областях, которые монарх вносит в юрисдикцию определенных решений.
Что такое республика?
Под этим термином понимают форму правления, при которой политическая власть сконцентрирована в руках граждан. Также это касается представительных институтов. В большинстве случаев это относится к парламентам. Помимо этого, туда же входят правительства, которые с ними функционируют и образуются при участии населения страны – во время выборов.
В современных республиках власть, как правило, делится на 3 ветви:
Население страны часто принимает участие в формировании законодательной и исполнительной власти. Решения, которые принимают органы власти в республиках, представлены в виде законов и подзаконных актов.
Наибольшей юридической силой обладают именно законы. Их создание и утверждение осуществляются при участии всех ветвей власти. Вначале такие нормативные документы принимает парламент, а затем их утверждает правительство и утверждает подотчетными органами. Однако иногда они отклоняются. При необходимости законодательные акты на легитимность проверяют судебные органы.
Существуют республики, в которых власть официально не делится на исполнительную и законодательную. Такая ситуация наблюдалась в Советском Союзе. Сегодня аналогичная система функционирует в Китае.
Все республики делятся на 2 типа – президентские и парламентские. В первом случае ключевую роль в управлении государством играет исполнительная ветвь, во втором – политические полномочия сконцентрированы на уровне законодательства.
В обоих типах республик глаза государства считается представителем исполнительной ветви. Это может быть премьер-министр, который назначается парламентом, или президент – его избирает население.
В чем разница?
Многих людей интересует, что конкретно отличает монархию от республики. Ключевая разница заключается в том, что в первом случае главным носителем власти считается один человек, а во втором – население страны. При этом люди делегируют полномочия по управлению государством конкретным органам власти. Иногда они напрямую участвуют в таких политических процессах.
Характерной особенностью республики считается возможность досрочного прекращения полномочий управляющих органов. Однако в европейских монархиях тоже возможна отставка правительства и отстранение монарха. Такая процедура проводится при выявлении неспособности к управлению.
Формы правления государства
Содержание:
↑ Формы правления
Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.
В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.
В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).
При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).
↑ Монархия как форма правления
↑ Признаки монархии
Само слово «монархия» греческого происхождения, означает буквально: единовластие (от лат: monos — один, единый, единственный и archе — начало, главенство, власть). Власть монарха продолжается практически пожизненно, не ограничена каким-либо сроком (исключения составляют чрезвычайные обстоятельства — дворцовый переворот, отречение и т.п.).
Можно выделить следующие признаки монархии:
↑ Виды монархии
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется
монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)
Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения любых действий правителя, демонстрируя «всеобщее одобрение».
Разновидности конституционной монархии:
Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)
Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.
Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).
↑ Республика как форма правления
Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.
↑ Признаки республики
↑ Виды республики
В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.
§ 8. Различие монархии и республики.
§ 8. Различие монархии и республики¹*
Итак, классификации форм правления представляются весьма разнообразными в самых своих основаниях. Одни кладут в основу классификации различия в организации правительства, другие — отношение государственной власти к отдельным личностям, третьи — отношение государства к обществу. Однако, при всем этом разнообразии в основаниях группировки, в результатах замечается довольно значительное сходство. Число основных групп в различных классификациях не одинаково, но вообще замечается постоянное сокращение числа основных групп, и нет ни одной классификации, в которой бы так или иначе не различались, по крайней мере, монархия и республика. Да и в обиходных понятиях именно эти две формы государственного устройства всегда противополагаются друг другу. Очевидно, в различии монархии и республики и следует искать основного различия форм правления.
Но в чем коренится основа этого различия? В числе правящих лиц? Нетрудно показать несостоятельность такого основания. Политики древности еще могли держаться такого взгляда, так как известные им формы государственного устройства были гораздо проще и однообразнее тех, какие приходится иметь в виду при установлении классификации современному государствоведу. Определение монархии, как правления одного, подходило только к абсолютной монархии и непригодно для монархии конституционной, где монарх правит не один, а с соучастием народного представительства. Если же определить монархию, как такое государство, в котором исполнительная власть вручена единоличному органу, то под такое определение подойдет и большинство современных республик, так как исполнительная власть вручена единоличному органу — президенту. Гарейс²*, задумавший последовательно провести различие форм правления по числу правящих лиц, различает монократии — правления одного, и плеонократии — правления многих, причем монократии у него подразделяются на монархии и президентские республики. Но и монархия не безусловно предполагает правление одного. В Спарте имелось два царя. Наша история знает пример совместного правления Петра и Иоанна, и, однако, Россия не сделалась на это время республикой, а осталась, как и была, монархией. Таким образом, число правящих лиц не составляет достаточно характерного признака для точного разграничения республики и монархии.
То же самое должно сказать и о различии юридического положения подданных государства. Не даром Кант пришел со своей классификацией к тому, что говорит о республиканских монархиях и деспотических демократиях. И в республике, и в монархии положение жителей может быть очень различно. И в республике большинство населения может находиться в рабстве, и в монархии оно может пользоваться широкой политической свободой. Если различие по числу правящих придает исключительное значение чисто внешнему признаку, внешней форме государственного строя, то различие государств только по различию юридического положения подданных основано на совершенном игнорировании различия собственно устройства государств.
Выдвинутое Штейном различие государств по их отношению к обществу имеет, бесспорно, очень большое значение и проливает совершенно новый свет на многие вопросы государственного права. Но на этом признаке можно основать только группировку последовательно меняющихся исторических типов государственного быта, могущих принимать формы и монархии, и республики. Сам Штейн в своем изложении с различия монархии и республики не раз сбивается на различие исторических типов государственного быта. Определив монархию, Königthum, как такую форму государственного устройства, при которой государственная власть не подчиняется обществу, а господствует над ним, в дальнейшем изложении он, однако, допускает существование и такой монархической власти, которая служит исключительно интересам одного какого-нибудь общественного класса. И, конечно, он прав в этой непоследовательности. Форма государственного устройства не может измениться только от того, что монарх станет служить не общим, а сословным интересам.
При всей спорности теоретического обоснования различия республики и монархии, практическое различие их не вызывает сомнений. Относительно любого из существующих государств можно с полной уверенностью сказать монархия это или республика, и никто не сомневается, например, что при всей ограниченности власти английского короля Англия все-таки монархия. Точно, так же вне всякого спора республиканский характер государственного строя современной Франции, хотя права президента французской республики во многом напоминают права монарха. Задача, следовательно, лишь в том, чтобы уловить, в чем заключается основание этого различия, всеми чувствуемого, но не легко поддающаяся формулировке.
Монархия, конечно, немыслима без монарха, а монарх есть лицо, стоящее во главе государства, призванное представлять государство, как целое, и во вне, и внутри государства и осуществляющее эту функцию самостоятельно, по собственному праву, а не по чужому поручению, и потому самому юридически безответственное. Нет монарха, который бы не имел права, по крайней мере, представлять государство в международных сношениях и во внутренних его отношениях. Вместе с тем, нет монархов юридически ответственных. Правда, Наполеон III провозгласил себя, как императора, ответственным перед народом, но и у него это не сопровождалось никакими постановлениями, которые бы могли придать ответственности императора реальное значение, и на деле это было лишь красивой фразой, прикрывавшей собою отмену министерской ответственности. Монарх, которого народ мог бы судить и, следовательно, сменять, ничем бы не отличался от президента республики.
Таким образом, монархию можно определить, как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство, как целое, осуществляется, как собственное право, безответственным лицом; республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учреждениями.
Такое определение различия монархии и республики имеет, без сомнения, за собою уже то преимущество, что соответствует установившемуся на практике представлению. Но оно может породить сомнение, не низводится ли при таком понимании различие монархии и республики к различию не форм государственного устройства, а только форм правительства. Так именно смотрели на дело Кант и Руссо. Они придают этому различию второстепенное значение.
Едва ли можно с этим согласиться. Уже один факт осуществления хотя бы некоторых функций государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии своеобразный склад. Юридическое отношение государственного властвования не может не меняться существенно, смотря по тому, какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости получают характер норм, лишенных санкции (Leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в независимо поставленном монархе, по справедливому указанию Штейна, более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства: и в издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к законам ему принадлежат обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они безответственным монархом или ответственным пред народом должностным лицом.
Безответственность монарха обусловливает, наконец, и существенные особенности в организации монархического правительства. Мыслимо и даже бывали случаи, что правительственные функции вручались совместно нескольким безответственным лицам. Но это явление исключительное. Властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами. И в действительности правительство в монархии всегда стремится принять единоличную форму. Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно так же наследственная власть свойственна монархии, избирательная — республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна. Избирательные монархии образуют уже переходную форму, и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок, и обыкновенно на довольно короткий срок. Всего распространеннее четырехлетний срок по образцу североамериканской конституции, самый долгий срок — десятилетний, как это было установлено французской конституцией VIII года для выбора консулов.
Таким образом, безответственное положение монарха, обусловленное тем, что он правит самостоятельно, по собственному праву, налагает определенный отпечаток на весь склад государственной жизни, и потому различие монархии и республики представляет действительно основное различие форм государственного устройства. Но, конечно, и монархический и республиканский принцип могут быть осуществимы с большею или меньшею последовательностью, и вследствие того получаются различные разновидности каждой из этих основных форм политической организации.
Монархии могут принимать различные формы, смотря по тому, сосредоточивается ли вся государственная власть в руках монарха, так что все другие государственные учреждения действуют, как органы монарха, по его поручению, или же, напротив, наряду с монархом некоторая доля власти присваивается народу и его представителям. В первом случае, при сосредоточении всей полноты власти в руках монарха получается абсолютная монархия; во втором — монархия конституционная, ограниченная соучастием народного представительства.
Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика. Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинения всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участие народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения. Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.
Но и каждая из этих разновидностей монархии и республики допускает множество различных видоизменений в подробностях. Для большей наглядности изображения характерных особенностей монархии и республики необходимо обратиться к ознакомлению с наиболее типичными образцами республиканского и монархического строя.
Дополнение. Предложенный в новейшее время классификации государств в общем также исходят из различения монархии и республики, как двух основных форм государственного устройства, с дальнейшим в пределах каждой из них видовыми подразделениями. В смысле же указания признаков, по которым различаются монархии и республики, представляет интерес теория Еллинека. Еллинек ищет их в “порядке образования воли государства”. Процесс образования верховной воли, приводящей в силу конституции государство в движение, либо завершается в психике одного физического лица; — в этом случае налицо монархия. Либо — и это характерно для республики — воля государства является неволею индивидуально определенного, чувственно воспринимаемого, живого лица, а волею коллегии, имеющей лишь юридическое бытие (Staatslehre, стр. 650 и сл.; русский перевод, стр. 444 и сл.).
Однако, и в. новой литературе имеется несколько попыток классифицировать государства иначе, чем на монархии и республики. Так, Борнгак различает государства монархического суверенитета, то есть абсолютную и конституционную монархию, с одной стороны, и, с другой, — государства народного суверенитета, к которым он относит республику, парламентарную монархию и “демократическую тиранию” (Staatslehre, стр. 25‑62). Так, Рем пытается воскресить классификацию государств по формам их устройства (Verfassungsformen) и по формам правления (Regierungsformen), различая таким образом государства с монархическим и республиканским строем и государства с монархическою и республиканской формой правления (Staatslehre, стр. 180 и сл.).
¹* Bernatzik. Republik und Monarchie. 1892.
²* Gareis. Allgemeines Staatsrecht. 1883 S. 35‑40