в чем разница между республикой и федерацией
Чем отличается федерация от республики: особенности и отличия
В основах государственного устройства, федерация и республика не являются антагонистичными понятиями. Поэтому само понятие отличий федерации и республики менее понятно чем, например, различия монархии и республики или различия федерации и унитарного государства. Поставленный вопрос относится к совершенно разным областям, и ответ на него достаточно сложен.
Федерация – это один из способов взаимоотношения центральной власти и регионов, где регионы имеют относительную автономию.
Республика – это противоположность унитарного государства с монополией государственного центра на власть.
Различия между республикой и федерацией
Основная разница между республикой и федерацией – это наличие, как в первой, так и второй, отдельных видов. Федерация делится на множество видов. Они могут быть территориальными, как Германия.
Исторически Германия состояла из множества раздробленных герцогств, графств и княжеств. Федерацией территориального типа может считаться и Австрия. Ярким примером являются и США, где расовый состав разных штатов и регионов сложился исторически. Изначально США делились по территориальному признаку. Ни, о каких национальных автономиях, кроме индейских резерваций, здесь не может идти и речи. То же самое можно сказать и о Бразилии, где северные штаты населены в основном чернокожими и цветными, а южные – белыми.
Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс имеют свои парламенты, свои региональные языки в качестве официальных (наряду с английским). Особенно реформа регионального парламентаризма касалась Шотландского парламента, который был решением вопроса предотвращения шотландского сепаратизма.
А вот Россия и Испания относятся к федерациям национально-территориального характера. Помимо автономных сообществ басков, каталонцев, галисийцев, в Испании есть области, где большинство населения составляют испанцы. То же самое можно сказать об областях, краях, городах федерального значения в России.
Владимир Вольфович Жириновский рассуждает, что единственная федерация, сформированная по национальным признакам – это Россия. На деле же он глубоко ошибается. В Азии же есть яркий пример федерации национального характера – это Индия с пёстрым этническим составом и одиннадцатью государственными языками, но основными являются хинди и английский. То же самое можно сказать о Пакистане, который разделён на национальные провинции белуджей, пуштунов, пенджабцев и синдхов.
Современная Россия – пример национально-территориальной федерации. Здесь есть и национальные автономные республики, и области, и края, и автономная область, и четыре автономных округа.
Республика – это форма правления. Важнейшее отличие её от федерации – это выборность власти. Более 140 государств из более чем 200 являются республиками. Хотя республика часто ассоциируется с синонимом демократии, на самом деле это далеко не так. Республиканская форма правления может носить и авторитарный характер.
Критерий для определения типа республики – это приоритет президента или парламента во власти. В президентской республике президент является координатором отношений между ветвями власти и отвечает за все ключевые вопросы в стране. Самый яркий пример президентской республики, безусловно, США.
Все страны Латинской Америки собственную форму правления взяли от США: велико было влияние этой страны в Западном полушарии. Однако страны Карибского бассейна в большинстве своём относятся к Британскому содружеству.
В парламентской республике властвует больше парламент. Именно он формирует правительство, а премьер-министром страны становится лидер партии, которая одерживает победу на выборах.
Именно он отвечает за большую часть политики страны. Фигура президента является больше формальной, и его имени жители государств иногда могут не знать. Но если это не президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который до этого года занимал пост министра иностранных дел. Такая форма правления характерна для многих европейских стран. Крупнейшими из них являются Германия и Италия. Преобладание парламента характерно в Венгрии, Австрии, Греции, Португалии.
Такая форма правления больше подходит для маленьких государств, а вот предыдущая и следующая формы правления для более крупных стран. Парламентская республика существует и в Израиле.
риоритет президент
В результате полученной информации можно чётко выделить следующие различия между республикой и федерацией:
Что общего между федерацией и республикой?
Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что между федерацией и республикой есть общее. Часто республика может быть федерацией. Это Россия, США, Германия, Мексика, Нигерия, Бразилия. Власть в этих странах носит выборный и сменяемый характер.
Взаимоотношения федерального правительства и регионов заключаются в том, что регионы имеют относительную самостоятельность, особенно ярко это выражено в Соединённых Штатах и Бразилии.
Также федерация может быть союзом республик при объединяющих их целях. Раньше этот тезис подтверждали СССР, Чехословакия и Югославия. Сейчас таких ярких примеров в государственном устройстве нет: Союз Независимых Государств как проект изжил себя, а ЕВРАЗЭС пока носит исключительно экономический характер без создания государственного образования.
Хотя за ближайшим примером от сделанного вывода далеко ходить не стоит: автономные области в Пакистане, сформированные по национальному признаку, фактически близки к автономным республикам.
Почему одни регионы России – республики, а другие – области почти без полномочий? И как это отражается на экономике?
Федеративное устройство России за последние пару десятилетий перешло от модели с самостоятельными субъектами к более централизованному управлению. Но все равно в составе РФ есть республики, имеющие более широкие полномочия, и есть области, края и АО – с меньшим объемом прав. Мы разобрались, почему так вышло и как объем полномочий у конкретного региона влияет на состояние его экономики.
Какие регионы есть в России
Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.
Итак, в составе России есть:
Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.
Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.
Как регионы отличаются полномочиями?
Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.
Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.
Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.
Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).
Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).
Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.
Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.
Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.
Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.
Как статус региона влияет на его экономику
Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.
Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:
То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.
Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:
Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.
Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.
А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:
Место | Безработица | Неофициальная занятость | ||
---|---|---|---|---|
Регион | Значение, % | Регион | Значение, % | |
1 | Москва | 2,0 | Москва | 4,0 |
2 | ЯНАО | 2,4 | Чукотский АО | 5,5 |
3 | Санкт-Петербург | 2,7 | ЯНАО | 6,5 |
4 | ХМАО-Югра | 2,8 | Мурманская область | 6,9 |
5 | Московская область | 3,8 | ХМАО-Югра | 8,3 |
6 | Республика Татарстан | 3,9 | Ненецкий АО | 8,6 |
… | … | … | … | … |
80 | Чеченская Республика | 16,0 | Республика Крым | 41,1 |
81 | Карачаево-Черкесская Республика | 16,2 | Республика Алтай | 41,3 |
82 | Республика Дагестан | 17,4 | Республика Дагестан | 47,0 |
83 | Республика Северная Осетия – Алания | 17,7 | Республика Ингушетия | 49,1 |
84 | Республика Тыва | 19,4 | Кабардино-Балкарская Республика | 49,8 |
85 | Республика Ингушетия | 30,1 | Чеченская Республика | 62,1 |
Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.
История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.
При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.
Как регионы получили свой статус
Как известно, Россия имела федеративное устройство еще в советские времена (будучи РСФСР – в отличие от остальных ССР). За счет федеративного статуса в РСФСР образовывались автономные национально-государственные образования – АССР, причем буквально сразу после революции. Более того, некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР – например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.
Всего было образовано 25 АССР, некоторые из них впоследствии были расформированы, например:
Окончательно состав РСФСР был утвержден в 1936 году с принятием конституции, но и дальше иногда происходили некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, в других союзных республиках тоже существовали АССР – несмотря на отсутствие у них федеративного статуса. Впоследствии почти со всеми из них были связаны территориальные конфликты, часто – вооруженные (пример – Абхазская АССР).
Большинство АССР создавались по национальному признаку – а существующие республики во многом произошли от советских АССР. Российские автономные республики объявляли о своем суверенитете параллельно с «парадом суверенитетов» союзных республик. А некоторые автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Хакасская) получили статусы республик.
Кроме республик, в составе РСФСР было несколько автономных округов (до 1977 года они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными субъектами. Округов было достаточно много – но впоследствии многие из них присоединили к другим субъектам. В 1992 году из Магаданской области вывели Чукотский АО – на тот момент автономных округов оставалось 10. До настоящего момента их сохранилось только 4.
В 1930-1944 годы в РСФСР в рамках политики «разукрупнения» регионов появилось несколько новых субъектов – например, из Средне-Волжского края выделили Оренбургскую область, а из Восточно-Сибирского – Красноярский край. Но после распада СССР политика изменилась на противоположную.
С 1961 года РСФСР состояла примерно из тех же субъектов, что и современная Россия – только с большим числом автономных областей. После «парада суверенитетов» большинство национально-государственных образований объявили о своей самостоятельности, и только в 1992-м был подписан Федеративный договор о разделении полномочий (который подписали все субъекты, кроме Чечни и Татарстана).
Тогда политику федерального центра очень метко выразил президент Борис Ельцин:
«Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»
Это была попытка объединить в составе РФ 16 автономных образований, которые грозили покинуть федерацию. Как теперь становится понятно, региональная политика 90-х оказалась достаточно успешной – в составе РФ сохранились все национальные образования.
В 90-е для развития регионов, казалось, были все условия – федеральный центр был готов прислушиваться к мнению властей субъектов, некоторые регионы получали серьезные инвестиции за счет умения губернаторов «договариваться». Иными были и отношения в бюджетной сфере – регионам оставалось больше налогов (по мнению некоторых губернаторов, они делились с РФ в соотношении 50:50). Правда, все возможности перечеркивали объективные факторы – денег не было в масштабах всей страны, поэтому «делить» между собой было, по сути, нечего.
С деньгами стало получше с начала 2000-х, но тогда произошло ожидаемое – федеральный центр начал ужесточать свое влияние. Жертвой «укрупнения» регионов пали несколько субъектов:
Укрупнение регионов привело к некоторым проблемам в социальной сфере, за что такую политику иногда критикуют. Возможно, отсутствие положительных результатов стало причиной неудачи с дальнейшими проектами по укрупнению регионов – например, недавней истории с Ненецким АО и Архангельской областью.
Может ли измениться статус у региона
Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.
С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.
Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.
И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.
Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.
В чём разница республики от страны? В чём разница республики от страны?
Форма государства, как известно, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Этим республика отличается от монархической формы правления, при которой статус главы государства является наследственным.
Такой вывод основывается на следующих позициях. Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием; он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т. п. Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.
По форме государственного устройства Россия, как определяет Конституция, является федеративным государством (ст. 1, гл. 3). Российская Федерация состоит из 88 равноправных субъектов, а именно: из 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 9 автономных округов.
Раньше РСФСР состояла из национальных республик и автономных образований, которые считались ее субъектами, а сами принципы федеративного устройства были в основном направлены на решение проблем национально-государственного строительства. Теперь же в состав Российской Федерации входят все территориальные образования, включая края и области, а принципы федерализма направлены на решение как государственно-территориальных, так и национально-государственных проблем.
Как же можно классифицировать субъекты Российской Федерации по видам? В настоящее время практически общепризнанна следующая точка зрения на виды субъектов.
Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.
Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.
Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.
Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами.