в чем разница между репарациями и контрибуциями
В чем разница между репарациями и контрибуциями
Репарации следует отличать от контрибуции, запрещенной современным международным правом.
– 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя; 2) принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с оккупированной местности.
Необходимость выполнения условий Версальского договора потребовала серьезного реформирования экономики Германии. Важнейшей мерой стабилизации внутриэкономического положения в этой стране стало проведение денежной реформы 1923 г., направленной на прекращение инфляции. Ее результатом стал выпуск новых банкнот, обеспеченных золотом и золотыми девизами на 40 % и подлежащих обмену на золото, правда, временно отсроченному. Кроме этого была осуществлена модернизация оборудования, усиление экономических позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и синдикаты на тресты и концерны; повышалась интенсификация труда. Однако экономическое положение страны оставалось крайне тяжелым, что вызвало обострение социальных противоречий. Отказ Германии от выплаты репараций в 1922 г. инициировал ввод в Рурскую область франко-бельгийских войск. Угроза возникновения новой войны и рост революционных выступлений немецких рабочих заставил страны-победительницы пойти на некоторые уступки Германии. Летом 1924 г. на Лондонской конференции был принят план Дауэса, предусматривающий резкое уменьшение ежегодных репарационных платежей: 1 млрд. марок в 1924-1925 гг.; 1,2 – в 1925-1926 гг.; с последующим увеличением вплоть до 2,5 млрд. марок с 1928-1929 гг. При этом Германии гарантировалась устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных платежей за границу в случае колебания валютного курса. План Дауэса выделял следующие источники обеспечения репараций:
* доходы железных дорог;
* налоги с промышленности.
Кроме того, для стимулирования роста немецкой промышленности США предоставили заем 800 млн. марок, что составило около 70 % внешних инвестиций.
Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) также смягчали положения Версальского договора, т.к. обеспечивали отмену военного контроля над немецкой военной индустрией, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации и т.д. К концу 20-х гг. Германия смогла достичь довоенного уровня промышленного развития.
В 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому ежегодные репарационные платежи снижались на 20%, Германия получила возможность отсрочки выплат. Кроме того, было рассчитано, что страна будет делать взносы до 1988 г. при уменьшении общей суммы до 113,9 млрд. марок. Источниками репараций остались только госбюджет и прибыль от железных дорог. Для получения и распределения репараций, осуществления расчетов по экономическим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансиро-вание тяжелой промышленности и укрепивший позиции аме-риканского капитала в немецкой экономике.
Ухудшение положения в кризисной ситуации привело к сворачиванию выполнения плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия решений, связанных с регламентаций репарационных платежей. Так, в 1931 г. президент США Гувер выступил с предложением отсрочки платежей на год, получившей название «Моратория Гувера». В 1932 г. Лозанская конференция предоставила Германии право выкупа за 3 млрд. марок своих репарационных облигаций на условиях погашения выкупных облигаций в течение 15 лет.
Особую роль в послевоенном развитии мировой экономики сыграло изменение мировой валютной системы. На смену золотому стандарту приходит золотовалютный стандарт – система, при которой страна хранит для внешних расчетов определенное количество иностранной валюты, рассматриваемой в качестве эквивалента золота и конвертируемой по твердому курсу в национальную валюту. Она получила распространение по рекомендации Женевской конференции 1922 г. и характеризова-лась попытками восстановления валютной стабильности в период с 1924 по 1928 г. При этом золото не использовалось для чеканки монет, не находилось в свободном обращении, а фигурировало в золотых слитках в кассовой наличности эмиссии банка. Международные расчеты требовали проведения согласованной политики, т.к. валютные центры должны были поддерживать высокий уровень экономической активности и высокий спрос на импорт, чтобы позволить странам-участницам свободно приобретать необходимые им резервные средства.
В чём разница выражений: контрибуция и репарация?
По мне так это- одно и тоже.Но,наверное, какая то разница есть.
Знатоки, откликнитесь, похвастайтесь своими знаниями на поприще политики.
Ваш труд будет оценён по заслугам.
Слово «Контрибуция» имеет латинские корни и происходит от слова contributio, что в переводе означает всеобщий вклад или общественный сбор средств. И слово это в международных отношениях до 19 века означало такое достаточно мягкое название государственных поборов страны-победителя со страны-побеждённой в форме денежных сумм и материальных средств назначаемых для материальной компенсации нанесённого ущерба и расходов. Практически узаконенный грабёж.
Ну а в 1918 державы-победители 1МВ отказались от этого термина достаточно дискредитированного в ходе предыдущих войн и стали использовать термин «Репарация».
При общем принципиальном сходстве у этих терминов есть и различия. Хотя и достаточно условные:
Но всё это проформы. На самом деле принцип «горе побеждённым» остаётся в силе. И СССР получил от Германии репарации на сумму 10 млрд. долл. станками и механизмами при только прямом ущербе в 128 млрд. долл. (по тем ценам). А США и Англия понёсшие гораздо меньший ущерб получили так же 10 млрд. дол. по примерным расчётам изъяв у Германии огромные ценности в виде патентов, золота и т.п.
Но и побеждённые научились выкручиваться. После 2МВ громадные ценности, наворованные Гитлером со всей Европы, в том числе золото, предметы искусства, акции, ценные бумаги и прочее так и не были найдены. И существует устойчивая версия, что успехи в развитии западной Германии во многом связаны не только с американскими кредитами по плану Маршалла, но и за счёт этих средств.
Значение слова контрибуция
Словарь Ушакова
контриб у ция, контрибуции, жен. (лат. contributio). Денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителями в качестве военной дани (воен., полит.). Мир без аннексий и контрибуций.
| Принудительный денежный побор, налагаемый чужеземными войсками на население занятой ими территории (воен., полит.).
| Всякий побор, взятка, денежное взыскание (разг. шутл.). Этот чиновник был большим любителем разного рода контрибуций.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от лат. contributio )
1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя. Современным международным правом запрещена (Репарации);
2) принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с населения оккупированной местности.
Современный экономический словарь. 1999
(от лат. contributio)
принудительные платежи или имущественные изъятия с побежденного в войне государства.
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
сумма убытков при авариях (см. авария — активная масса аварии).
Словарь экономических терминов
принудительные платежи или имущественные изъятия с побежденного в войне государства.
Энциклопедический словарь
(от лат. contributio),
Словарь Ожегова
КОНТРИБУЦИЯ, и, ж. (спец.). Платежи, налагаемые государством-победителем на побеждённое государство.
| прил. контрибуционный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— дань, платимая неприятелю: во время войны — населением занятой территории (см. Занятие неприятельской территории), по окончании войны — правительством побежденной страны. 1) Возникновение контрибуций, взимаемых в течение войны, относится еще к тому времени, когда неприятель по своему усмотрению располагал жизнью и имуществом слабейшего противника. Города и общины, занятые неприятельским войском, могли избавиться от грозившего им разорения, уплатив добровольно известную дань («контрибуцию»), которой выкупали принадлежавшее неприятелю право добычи. Следы такого происхождения контрибуции поныне сохранились в названии Brandschatzung. Контрибуции внесли в прежнюю военную практику, отличавшуюся крайней суровостью и необузданностью, элемент сравнительно гуманный, а потому находили поддержку и оправдание у писателей XVII и XVIII вв. (Ватель, Г. Ф. Мартенс, Клюбер). С окончательным установлением в международном праве начала неприкосновенности мирных жителей и их частной собственности, в сухопутной войне исчезло юридическое основание, на котором покоилось взимание К. В настоящее время безвозмездные поборы на войне безусловно воспрещаются; неотложные нужды войска, находящегося на чужой территории, удовлетворяются не изъятием собственности мирных граждан, а покупкой ее или принудительной экспроприацией, всегда предполагающей вознаграждение (см. Реквизиции). Тем не менее, К. продолжают существовать поныне, изменив лишь, соответственно новым требованиям международного права, свой юридический титул. Они взимаются теперь не самостоятельно, в своей первоначальной форме («чистые К.»), а под разными предлогами, в виде определенной денежной суммы, вместо других взысканий, правом дозволенных. Современное международное право допускает взимание К.: а) взамен налогов, уплачиваемых населением, в мирное время, своему правительству, b) вместо реквизиций, или доставки необходимых войску предметов натурой, и с) в виде штрафа, заменяющего другие уголовные наказания (особенно в тех случаях, когда преступник не открыт или убежал). Взимание должно совершаться не иначе как по распоряжению главнокомандующего, через посредство местных общинных властей; в получении К. каждый раз должна быть выдаваема расписка (эти правила формулированы в брюссельской декларации и в руководстве института международного права). Как широко иногда пользуется оккупант правом замены разных взысканий К., можно видеть на примере франко-прусской войны 1870—71 г., когда пруссаки совершенно восстановили старую систему К. (за разрушенный при Фонтенуа мост на население наложен штраф в 10 млн. фр.; г. Руан в течение 5 дней должен был уплатить 6½ млн. фр.; городок Гагенау — 1 млн.; чтобы устрашить население и ускорить окончание войны, наложена была К. по 25 фр. на каждого француза; всего в виде контрибуций было собрано: 49 млн. — в виде налогов, 227 млн. — в виде реквизиций и 39 млн. — под другими предлогами). Все ограничения, устанавливаемые междунар. правом и имеющие целью внести соответствие между размером К. и заменяемых ими взысканий, останутся без результата, пока сам принцип К., т. е. денежные поборы на войне, будет считаться правомерным. Воюющий может обойтись без К. (Россия в Турции, в 1877—78 г.). К. должны быть безусловно осуждены, как не имеющие ни разумного основания, ни юридического оправдания, и служащие лишь средством наживы для занявшего чужую территорию неприятеля. К., по существу своему, не подлежат возврату; исключение представляют лишь те, которые взимаются вместо реквизиции. О порядке возмещения см. Реквизиции. 2) К., налагаемые по окончании войны на побежденную страну (indemnit é de guerre, Kriegsentschä digung), представляют вознаграждение за понесенные победителем военные издержки. Их юридическое основание покоится на представлении о войне, как процессе, все расходы по которому должна нести неправая сторона — а такой, по старинной фикции, признается сторона побежденная. Обычай возмещать военные издержки, издавна уже существующий, получает значительное развитие в эпоху наполеоновских войн. Французы не заключали ни с кем мира или даже перемирия, не выговорив себе известной К. (за время с 1795 по 1808 г. — более 20 раз, всего в размере 535 млн. фр.; из них наибольшие К.: 1795 г. с Голландии — 210 млн. и 1808 г. с Пруссии — 120 млн.). В 1815 г. союзники налагают на Францию К. в 700 млн. фр. После того в мирных трактатах между европейскими державами долго нет речи о военных издержках; можно было думать, что обычай выведет их из употребления в отношениях между цивилизованными государствами. Войны 1853—56 и 1864 гг. окончились без К. Их возобновила в 1866 г. Пруссия, доведшая практику К. до крайних размеров в 1871 г.: Франция должна была уплатить, не считая упомянутых выше поборов, 5 миллиардов фр. Определяя размер К., победитель принимает теперь в расчет не одни специально военные расходы; он желает получить вознаграждение за все свои потери, имущественные и неимущественные, вызванные войной. Отсюда — крайний произвол при установлении суммы К., нередко возвращающий войне ее прежний хищнический характер. К. в таком виде теряют свое значение, как вознаграждение за военные издержки, и сами по себе могут стать целью войны. При определении размера К. необходимо было бы вмешательство посторонних держав: устраняя возможность чрезвычайных требований, международное право тем самым могло бы даже предупредить некоторые войны. Сумма всех К. за последние 100 лет с 1795 г. составляет около 8 миллиардов фр. (без китайской К. в пользу Японии, 1895 г.); из них на долю Пруссии приходится 5¼. К., наложенная Россией на Турцию после войны 1877—1878 г. (догов. 1879 и 1882 гг.), равнялась 802 млн. фр.
Литература. Féraud-Giraud, «Recours en raison des dommages causé s par la guerre» (П., 1881); Vidari, «Del rispetto della propriet à privata fra gli stati in guerra» (Павия, 1867); Rouard de Card, «Laguerre continentale dans ses rapports avec la propri été » (П., 1877); Ф. Мартенс, «О праве частной собственности во время войны» (СПб., 1869); Benedix, «Dissertatio de praeda. bello terrestri l é gitime parta» (Бресл., 1874); L ö ning, «Die Verwaltung des Generalgouvernements Elsass» (Страсб., 1874); Laveleye, «Le respect de la propri été en temps de guerre» (1876—1877); Guérard, «Les lois de la guerre au point de vue des intérêts privé s» (1880). См. также Занятие неприятельской территории (литература) и руководства по международному и специально военному праву, особенно Guelle, «Pr é cis des lois de la guerre sur terre» (П., 1884).
Вл. Г.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия
суммы, которые побежденное государство по условиям мирного договора уплачивает победителю;
принудительные денежные поборы, взимаемые неприятельскими войсками с населения оккупированной местности. Исторически оба типа К. возникли на основе военного грабежа, самой ранней формой которого было присвоение военной добычи, характерное для войн рабовладельческой и феодальной эпох. Распространённой формой военного грабежа была также дань, с юридической точки зрения являвшаяся обязательством побежденного государства уплачивать в знак подчинения государству победителю в течение определённого времени деньги, поставлять товары и т. д. С конца 18 в. неизменным условием мирных договоров становится К. как общее обязательство побежденного уплатить победителю определённую сумму, кроме взысканий, произведённых с населения во время войны. К. рассматривалась как одно из безусловных «прав», вытекающих из факта победы. Для новейшей истории характерно было установление связи между К. и военными расходами победителя, в покрытие которых она и взималась. К военным расходам иногда относили также ущерб, понесённый гражданским населением от разрушений, военных реквизиций и т. д.
Приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907 «О законах и обычаях сухопутной войны», провозгласив, что «частная собственность не подлежит конфискации» (ст. 46) и что «грабёж безусловно воспрещается» (ст. 47), вместе с тем допускает К., взыскиваемые в ходе войны в виде взимания установленных в пользу государства налогов, пошлин и денежных сборов и сборов, необходимых для нужд армии или управления занятой областью.
После 2-й мировой войны 1939≈45 благодаря твёрдой позиции СССР мирные договоры 1947 последовательно проводят принцип недопущения К.
Выработанная с учётом опыта 2-й мировой войны Женевская конвенция 1949 о защите гражданского населения во время войны запрещает взимание каких-либо К.
Контрибуция
Контрибуция (лат. contributio — всеобщий вклад, общественный сбор средств) — платежи, налагаемые на побеждённое государство в пользу государства-победителя; во время войны оплачивается населением занятой территории, по окончании войны — правительством побеждённой страны.
Содержание
Возникновение
Возникновение контрибуции относится к древнейшим временам. Это понятие существует столько же веков, сколько ведутся войны. Победившая сторона распоряжалась завоёванными землями по своему усмотрению, это было безусловное право, вытекающее из факта победы. Чтобы уберечь поселения от разорения, жители откупались деньгами, ценными вещами, невольниками. Завоеватели сами определяли размер, форму и условия выплат, при этом стремясь не только покрыть военные расходы, но и получить значительную сумму поверх того. Контрибуция долгое время являлась не правомерным взиманием компенсации, а грабежом (например, термин нем. Brandschatzung имеет два значения: наложение военной контрибуции и вымогательство, грабёж).
Описание
Контрибуцией первого типа является взимание с населения завоёванной территории определённой суммы денег во время войны. Кроме денежного оброка, также могла налагаться продуктовая повинность и иные виды дани. По факту, население побеждённой страны полностью содержало армию захватчиков. В наше время такие несанкционированные поборы запрещены. Войска должны покупать у населения необходимые товары, либо экспроприировать их с гарантией последующего вознаграждения. Первая попытка защитить во время войны неприкосновенность имущества мирных граждан была сделана в 1785 году. В договоре, заключённом между США и Пруссией был оглашён принцип неприкосновенности частной собственности. В 1799 году, не найдя применения на практике, его отменили. Только в 1872 году его повторно прописали в трактате между теми же США и Италией; а в 1874 году этот пункт включили в Брюссельскую конференцию. По рассмотрении, контрибуцию ограничили следующими пунктами:
В 1889 году эти пункты были рассмотрены Первой Гаагской конференцией мира, а в 1907 году Вторая Гаагская конференция переработала их. Контрибуция теперь имела следующие ограничения:
Контрибуции второго типа налагались на правительство побеждённого государства по окончании войны и представляли собой компенсацию победителю за военные издержки. Как правило, победитель желал не только покрыть военные расходы, связанные с завоеванием территории, но и возместить все потери, вызванные войной. Отсюда — крайний произвол при установлении суммы контрибуции. В таком виде она обессмысливалась, так как сама по себе могла являться причиной войны. Возмещение военных убытков посредством наложения контрибуции особое развитие получило в эпоху Коалиционных войн против Наполеона. Наполеон не заключил ни одного мирного договора, не выговорив контрибуции. А в 1815 году союзники, в свою очередь, наложили на Францию огромную контрибуцию.
Исторические примеры
Как указано выше, контрибуции активно использовались Францией во время правления Наполеона. При нём не было заключено ни одного мирного договора, в котором не оговаривалась бы контрибуция. В период с 1795 по 1808 годы Франция получила более двадцати контрибуций на общую сумму 535 млн франков. Из них наибольшие суммы отдали Голландия в 1795 году (210 млн) и Пруссия в 1808 году (120 млн). Но в 1815 году участниками Седьмой антифранцузской коалиции был подписан Парижский мирный договор, по которому Франция была обложена контрибуцией в размере 700 млн франков, которые обязана была отдать в течение пяти лет. До полной оплаты долга часть территории была оккупирована армией союзников в количестве 150 тысяч человек, содержание которой также оплачивалось Францией.
После того в мирных трактатах между европейскими державами долго нет речи о военных издержках; можно было думать, что обычай выведет их из употребления в отношениях между европейскими державами. Войны 1853—1856, 1859 и 1864 годов окончились без контрибуций. Их возобновила Пруссия с началом Австро-Прусской войны в 1866 году, доведшая практику контрибуций до крайних размеров в 1871 году: Франция должна была уплатить, не считая упомянутых выше поборов, 5 млрд франков. В 1866 году, по окончании семинедельной войны с Австрией, Пруссия по Пражскому мирному договору наложила на Австро-Венгрию контрибуцию в 20 млн прусских талеров.
Сумма всех контрибуций за 100 лет с 1795 года составляет около 8 млрд франков (без китайской контрибуции в пользу Японии в 1895 году); из них на долю Пруссии приходится 51,4 %. Контрибуция, наложенная Россией на Турцию после войны 1877—1878 годов (договора 1879 и 1882 годов), равнялась 802 млн франков. Кроме того, Турция вернула России южную часть Бессарабии, города Карс, Ардаган, Батуми. Из более древних примеров использования контрибуции можно привести Дарданский мир, заключённый в 86 году до н. э. между Римом и Понтийским царством. Митридат VI Евпатор уходит с захваченных территорий в Малой Азии, предоставляет 80 кораблей и 3000 талантов контрибуции. Византийский император Константин IV в 678 году заключил мир с халифом Муавией. Границы остались неизменными, но арабы обязались выплачивать Византии ежегодную контрибуцию. В 679 году воевал с болгарами хана Аспаруха, перешедшими Дунай. Потерпел неудачу и купил мир данью.
Под давлением общественного мнения и благодаря усилиям советских дипломатов державы Антанты при разработке Версальского договора формально отказались от контрибуций, заменив их репарациями. По соглашению, подписанному дополнительно к Брестскому миру в 1918 году, Россия обязалась выплатить Германии контрибуцию в 6 млрд марок. Кроме того, от России отторгались Польша, Литва, Курляндия, Лифляндия и Эстляндия, а к Турции отходили города Карс, Ардаган и Батуми. Украина и Финляндия признавались независимыми государствами. После Второй мировой войны мирные договоры 1947 года проводят принцип недопустимости контрибуций, а Женевская конвенция в 1949 году запрещает их взимание.
Чем отличается контрибуция от репарации?
В чем разница между контрибуцией и репарацией?
Ответов: 4
Применяя контрибуцию победители могут и не иметь никаких убытков. Победил, наложил контрибуцию, если не хочешь, чтобы отняли последнее, плати.
Репарация более цивилизованная форма контрибуции, при которой понесенный урон от проигравшей стороны может оцениваться по завышенным меркам.
Контрибуция по сути представляет собой узаконенный грабеж победившей стороны (страны) побежденной. Подразумевается, что побежденная страна будет выплачивать установленную победителем сумму. В эту сумму включаются не только понесенные военные расходы на военные действия, а еще плюс значительная сумма сверх того.
Репарации представляют собой возмещение нанесенного материального ущерба войной странам подвергшимся нападению. В этом случае Нападавший является проигравшей стороной.
Понятие репарации появилось в международном праве после первой мировой войны, тогда как контрибуция понятия известное с древних времен.
Можно сказать, что суть этих явлений идентична: более сильное государство отнимает у более слабого его материальные блага, чаще всего, конечно, деньги.
Но природа контрибуции и репарации все же отличается: у второй более гуманные мотивы. Репарация не выглядит таким жестким побором-сбором, изымание материальных средств обосновывается как необходимость в выплате компенсации сильной стороне за причиненный ущерб. А контрибуция может изыматься без суда и следствия, только потому, что так нужно более увесистому противнику.
Репарация выплачивается по факту завершения военных действий, когда четко определены агрессоры и пострадавшие (чаще всего, конечно, таковыми, как это ни парадоксально, выступают страны-победители). А контрибуция может выплачиваться как после, так и во время войны.