в чем разница между радио и телепрограммами
Средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет
Динамичное развитие информационной революции сопровождается закономерным ростом влияния на политический процесс средств массовой информации (СМИ), которые формируют общественное мнение по самым важным политическим проблемам, активно участвуя в социализации масс. Вместе с тем нельзя не заметить, что внимание все больше переносится с содержания сообщений на изучение того эффекта, который они вызывают. Повышенное внимание к политическому эффекту, который производят СМИ, приоритет эффекта над информацией – самое главное изменение, которое произошло в политике в эпоху массмедиа. Политический эффект меняет ситуацию в целом, а не какую-то часть информации. Следовательно, контроль над каналами коммуникаций становится все более актуальной политической задачей, ведь тот, кто управляет СМИ, способен реально влиять на развитие ситуации. Печать, радио, телевидение, Интернет превратились в важнейший инструмент современной политики, который ведет непрерывную интенсивную обработку общественного мнения, используя эффект «включенного наблюдения».
Средства массовой информации представляют собой совокупность множества каналов распространения информации, которая обращена к самой широкой аудитории – общественности, различным социальным группам и слоям, государствам, что позволяет оперативно информировать их о событиях, происходящих в мире и в конкретной стране.
Таким образом, СМИ составляют информационную систему, включающую в себя элементы с различными формами, методами и уровнями организации в странах, регионах, в мире в целом. Важнейшей отличительной чертой СМИ является публичность, поскольку они адресуются к неограниченной аудитории, которая постоянно меняется в зависимости от интереса общественности к той или иной статье или передаче.
Сегодня принято выделять четыре подсистемы СМИ – печать, радио, телевидение, Интернет. Каждая из них, в свою очередь, состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, а также сайтов Интернета.
Печать
Пресса, печать, представленная газетами, журналами, сборниками, альманахами, книгами, – старейший из институтов СМИ. Печатная продукция содержит информацию преимущественно в виде буквенного текста, а также в форме фотографий, рисунков, плакатов, схем или графиков, которые воспринимаются читателем самостоятельно, без помощи вспомогательных технических средств. Пресса имеет качество портативности и доступности, которого так недостает любой рукописи или телевизионной передаче, именно поэтому возникает самый широкий спектр возможностей индивидуальной работы с печатным текстом: общий обзор, просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение и пр. Весьма важно, что при чтении у каждого есть возможность самостоятельно анализировать информацию.
Характерной чертой печати является создание образа «повторяемой точности», что способно разносить политические новости по всему миру, воспроизводить человеческий диалог поистине в планетарном масштабе, перебрасывая порой мосты между целыми эпохами. Именно благодаря печати человек получил возможность «громко и дерзновенно высказаться перед всем миром», ибо смелость книгопечатания создала дерзновенность самовыражения.
Цитата и интерпретация
Интересно вспомнить греческий миф о царе Кадме, который посеял зубы дракона: когда посевы созрели, из них вышли вооруженные воины. Эта история трактуется как миф о введении фонетического алфавита, после чего в Греции закончилась власть жрецов и началось правление военных, что сопровождалось упадком городов-государств и ростом империй. Интерпретируя этот миф, британский мыслитель Элиас Канетти (1905–1994) указывает, что у многих животных и у человека зубы являются инструментом власти, причем буквы и зубы даже визуально весьма похожи. Власть букв как выражение порядка и меткости предстает в греческом мифе как «расширение» зубов дракона.
Печатное слово существенно расширило власть политических лидеров, поскольку письменные распоряжения стали новой массовой технологией власти, способной достичь отдаленных уголков империи. Однако самым важным даром печати ученые считают дар отстраненности и непричастности, что в социально-политическом плане привело к развитию национализма, индустриализма и всеобщей грамотности. Если устное слово волной эмоций способно драматически захватить всего человека, то письменный текст «холоден», он развивает психологическую отстраненность и индивидуализм. Как отмечал известный английский историк Арнольд Тойнби (1889–1975), именно письменное слово стало инструментом создания цивилизованного человека, благоговеющего перед писаным правовым кодексом.
Современная пресса нередко управляет массовым сознанием с помощью тщательно спланированных «утечек информации». Впрочем, и без специальных технологий пресса способна придавать политическим событиям разное значение, активно пропагандируя их или игнорируя. М. Маклюэн называл прессу «групповой исповедальной формой», которая обеспечивает общественное участие, создавая эффект тайной политической истории уже самой своей формой, независимо от содержания.
Политологи отмечают один важный недостаток печатных СМИ по сравнению с электронными средствами коммуникации, которым печатная продукция проигрывает в оперативности информирования. Пресса не имеет возможности избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием и доставкой тиража, получением его читателями. Однако этот недостаток пресса стремится компенсировать с помощью сенсационности своих сообщений, что особенно важно в сфере политического пиара.
Журналистский фольклор гласит: «Настоящие новости – это плохие новости». В связи с этим политическая новость, чтобы стать сенсацией, должна быть приправлена скандальным душком негатива. Современное выражение «делать новости» достаточно точно обнажает двойной смысл работы прессы: то, что попадает на страницы печати, не только является новостью само по себе, но и создает мир новостей. Как иронично заметил М. Маклюэн, пресса – это ежедневное воздействие и «ежедневная фикция», т. е. целиком сконструированная вещь.
Радиовещание
Важным средством массовой коммуникации является радиовещание, в котором носителем информации выступает звук, благодаря чему можно мгновенно передавать сообщения на большие расстояния. В политике оперативность радиовещания активно используется, когда необходима трансляция сообщения практически в момент свершения какого-то важного события.
В большинстве случаев радио воздействует на человека приватно, с глазу на глаз, что создает иллюзию интимного диалога в темной комнате, когда лица говорящего не видно и все, сказанное им, приобретает особый, почти мистический смысл. Психологи отмечают высокую способность радио создавать глубинное вовлечение человека в мир транслируемой информации. Тогда повторение политических комментариев, исключение из обсуждения альтернативных позиций создают эффект запоминания нужных сообщений без всяких усилий со стороны слушателей, чему немало способствуют сводки погоды, сигналы точного времени, поддерживающие иллюзию объективности. Нельзя не отметить также, что в мире автолюбителей радио особенно популярно, а это весьма значительный процент современного городского населения.
Политологи весьма ценят одну особенность радио: звук не подкреплен видеорядом, что позволяет слушателю домысливать образ. При прослушивании политических передач это особенно важно, ведь каждый имеет возможность составить свой образ политика или освещаемого события. Антропологи считают, что радио обладает почти магическим воздействием в племенных обществах: радиоволны заряжены резонирующими отзвуками племенных горнов и барабанов, что будит глубинные архаические силы давно забытого прошлого. Современники Гитлера в своих воспоминаниях не раз подчеркивали, что взлет его популярности напрямую был связан с радио, которое усиливало эффект публичных выступлений. Будучи «горячим» средством коммуникации, радио выгодно подчеркивает «горячие» политические фигуры и «горячие» новости.
К «минусам» радио относят его «принудительный» характер: передачи можно слушать преимущественно в эфирном времени. Поскольку достаточно сложно перенести прослушивание на удобный час, для политических передач важно правильно определить время трансляции, когда аудитория будет максимальной.
Телевидение
Телевидение – наиболее популярное сегодня СМИ. Подобно радио, телевидение имеет возможность трансляции радиоволн на далекие расстояния, организации оперативных передач с места политических событий, что создает весьма важный для политики «эффект присутствия», который обеспечивается органическим единством звукового и видеоряда. Политологи весьма ценят эмоциональность телевизионных передач, создаваемую ими иллюзию максимальной объективности и зрелищности трансляций с места события, что особенно важно для новостей, формирующих информационную повестку дня.
Вместе с тем политикам необходимо помнить, что отнюдь не случайно с момента возникновения телевидения специалисты стали называть его «застенчивым гигантом» из-за неспособности работать с «горячими» политическими фигурами, острыми вопросами. Камера оператора при высоком приближении превращает в карикатуру утрированные жесты и мимику: на трибуне политического митинга они заводят толпу, а на телеэкране выглядят клоунским кривлянием.
Современные имиджмейкеры подчеркивают, что успех политика на телевидении во многом зависит от его умения создать свой ненавязчивый стиль выступления. Особенно важно, чтобы речь выступающего перед телекамерой политика не была резонирующей, т. е. не произносилась с подчеркнутой четкостью, что необходимо, например, на театральных подмостках или митинге. Выступая перед телекамерой, политик не должен напрягать голос и акцентированно демонстрировать свой политический вес, поскольку, в силу особой вовлеченности зрителя в процесс довершения телевизионного образа, требуется атмосфера ненавязчивой, почти интимной встречи. Не каждому под силу такое перевоплощение, ведь политические лидеры привыкли демонстрировать свою харизму. М. Маклюэн заметил, что телевизионный образ бросает ценностям политической славы столь же решительный вызов, как и ценностям потребительских благ.
Пример
Однако бывают и исключения. Американский журналист Тэд Шульц, долго проработавший в Латинской Америке, объясняет феноменальный многолетний успех кубинского лидера Фиделя Кастро его эффектными политическими шоу на телевидении. Будучи ярким харизматиком, он проводил свои выступления в импровизационной манере «вот-иду-я-как-то-раз», что заставляло аудиторию снова и снова переживать иллюзию прямого вовлечения в процесс принятия политических решений.
Таким образом, телевидение максимально эффективно в политике при представлении политических событий и процессов, тогда как при презентации политиков оно весьма амбивалентно. Телевидение имеет тот же недостаток некоторой «принудительности» телепрограмм, который мы отмечали у радиовещания, – невозможность для зрителя изменить время просмотра передач. Но самый главный политический «секрет» телевидения состоит в том, что, глубоко увлекая аудиторию, оно при этом не возбуждает, не агитирует и не воодушевляет, а создает эффект оцепенения, несколько похожий на массовый гипноз. Именно поэтому основные политические новости сегодня предпочитают показывать по телевидению, а не обсуждать по радио или в прессе.
Интернет
Интернет, самый современный из каналов коммуникации, политологи сразу же назвали «новой средой обитания» (М. Коуэл). Интернет-пространство стало важным атрибутом поля политики, в котором происходит обсуждение идей, кипят дискуссии, идет согласование интересов, поиск компромиссов.
Достаточно активно развивается сетевая журналистика: в 2015 г. в России было зарегистрировано более тысячи периодических сетевых СМИ. Среди них «Газета. Ru» – первая в России ежедневная интернет-газета, «Страна. Ru» – информационная служба, объединяющая функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства.
Точка зрения известного политолога
Мануэль Кастельс одним из первых обратил внимание на противоречивые перспективы Интернета в социально-политической жизни. Несмотря на то что Интернет задумывался как особая технология, призванная обеспечить свободную коммуникацию, реализация данного проекта вовсе не означает, что благодаря использованию Интернета мы обретем долгожданную свободу: все будет зависеть от складывающейся ситуации. Очевидно, что Интернет является весьма гибкой технологией, допускающей возможность серьезных видоизменений в результате общественного использования и потому способной вызвать целый ряд социальных последствий, обнаруживаемых опытным путем, а не декларируемых заранее.
Социологи из университета Индианы (США) предлагают рассматривать Интернет как многостороннее СМИ, создающее комплекс различных форм коммуникации, которые условно можно разделить на четыре категории:
По сравнению с традиционными СМИ Интернет обладает рядом преимуществ:
Все эти особенности выводят глобальную Сеть на лидирующие позиции в качестве средства воздействия, достижения целей и продвижения интересов, в том числе в сфере политической коммуникации.
Очень важно, что Интернет не только обладает свойством доносить до аудитории сведения о происходящих событиях, как и все остальные СМИ. Он способен также создавать коммуникационные сети для внутри- и межгруппового общения и тем самым делегировать функции по передаче информации и формированию общественного мнения самой аудитории, которая активно вовлекается в процесс, поскольку имеет возможность образовывать любые сообщества по любому основанию. Трансляция идей не от средств массовой коммуникации, а от пользователей делает информацию внешне безобидной и более достоверной.
Пример социальной сети
Наиболее ярко это видно на примере широко известной социальной сети Facebook: хоть она и не разрабатывалась как инструмент политической борьбы, ее создатели быстро осознали таящийся в ней необычайный потенциал. Уже в первые несколько недель существования Facebook студенты начали высказывать в ней свои политические взгляды, заменив изображение своего профиля фрагментом текста, включающим политический лозунг, что впоследствии вылилось в целенаправленно спланированные акции, предшествующие тем или иным политическим событиям.
Сегодня в политической сфере миссия Интернета представляется амбивалентной: с одной стороны, он делает политику более доступной для простых граждан, а с другой – предоставляет политикам новые возможности, чтобы активно влиять на аудиторию, в том числе с помощью манипулирования, использования весьма изощренных информационных технологий. Так, сегодня практически все российские политики ведут в Интернете свои блоги – своеобразные дневники, в которых ежедневно комментируют события в стране и мире, обмениваются информацией с другими пользователями. Это позволяет не только привлечь внимание аудитории к ключевым сообщениям, но и сформулировать вполне определенную оценку происходящего и тем самым направить политическую активность в заданное русло.
В последние годы в России набирает популярность Твиттер (от англ. to twitter – «чирикать, щебетать, болтать»), интернет-сервис, предназначенный для обмена короткими сообщениями. В Твиттере пользователь ведет собственный микроблог, при этом каждое сообщение (твит) содержит не более 140 знаков. Это значит, что информация подается максимально лаконично, но дополняется специальным сервисом для выкладывания фото и видео, создания опросов. Каждый автор с помощью системы ретвитов (повторяющихся сообщений) может сделать выделенную информацию доступной для тысяч пользователей, таким образом, любая новость мгновенно становится известной. Именно поэтому Твиттер быстро политизировался: сейчас свои микроблоги ведут практически все российские политики, в том числе региональные (губернаторы, мэры, крупные чиновники). Особенно важно, что блог в Твиттере не является официальным сайтом политика, поэтому он может общаться со своими подписчиками неформально; в свою очередь, аудитория имеет возможность напрямую обратиться к любому публичному деятелю.
Примеры взаимодействия с аудиторией с помощью новых медиа
Эксперты выделяют следующие типы взаимодействия политиков с аудиторией с помощью блогов и твиттеров:
Итак, очевидно, что политики увидели в системе блогов и твиттеров интересную технологию налаживания обратной связи между властью и народом, возможность использовать новые механизмы небюрократического взаимодействия. Однако не менее активно использует новые технологии политическая оппозиция.
Примеры твиттерных революций
Известно, что революционные выступления в Египте в 2011 г. начались с обмена твиттами, точно так же были организованы массовые выступления в Великобритании летом 2011 г. Российские эксперты полагают, что Твиттер, социальная сеть «ВКонтакте» и Facebook во многом позволили организовать события на Манежной площади в декабре 2010 г. и протестные митинги после парламентских выборов в декабре 2011 г.
Распространение социальных сетей дает специалистам повод всерьез задуматься о политическом значении разнообразных сервисов Интернета. Исследователи говорят о возникновении нового типа социальной активности с помощью интернет-технологий. Однако сами по себе технологии не создают революции, они только облегчают организацию больших масс людей. Впрочем, некоторые политики полагают, что необходимо серьезно ужесточить систему наказаний за призывы в социальных сетях к разрушительным антисоциальным действиям и разжиганию социальной розни.
Пример
Среди новых медиа, активно используемых в политике, отметим видеохостинги – сайты, на которых можно выложить видеоряд. YouTube – наиболее популярный сайт такого рода, где можно обнаружить уникальные политические материалы, записи с места событий, не попавшие в обзоры СМИ. Многие актуальные ролики с помощью ссылок в социальных сетях становятся популярными и актуализируют разнообразные темы, волнующие общественность. Обычно здесь используются технологии политической рекламы, создающие позитивный или негативный образ, запоминающий видеоряд, что способно эмоционально воздействовать на аудиторию. Возможность создавать и быстро делать популярными актуальные политические ролики в Сети, отвечать одним роликом на другой дает дополнительный ресурс политикам для привлечения внимания аудитории.
Итак, очевидно, что политическая управляемость СМИ распределяется в порядке убывания от телевидения к прессе, радио и Интернету, поэтому молодежная аудитория отдает предпочтение глобальной Сети. К числу позитивных сторон Интернета политологи относят также создание информационных баз и библиотек, возможность общаться поистине в планетарном масштабе, оперативно получать информацию. По сравнению с традиционными каналами коммуникации сетевые СМИ имеют ряд преимуществ: оперативность, географическая доступность, эффективная обратная связь, возможности частого обновления информации, использования гипертекста. Нельзя не отметить, что в последнее время большинство политических новостей в Интернете распространяется официальными источниками, а новая информация имеет более операциональный и структурированный вид.
Аудитория российского телевидения
Просмотр телевизора для современного человека – неотъемлемая часть повседневной жизни. Абсолютное большинство населения России (более 90% взрослого населения) смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и большая часть из них (около 70% по данным разных опросов населения) делает это каждый день. Не смотрят телевизор, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», всего 5% россиян. Даже для молодежи, про которую бытует мнение, что она не смотрит телевизор, характерна высокая степень привязанности к телевидению
Приведенные результаты опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) красноречиво свидетельствуют о том, что молодежь все же смотрит телевизор, просто делает это реже, чем старшее поколение. Данные ФОМ коррелируют с результатами индустриальных телеизмерений Mediascope/TNS: ежедневно у телеэкрана оказывается 49 % зрителей в возрасте 16 лет – 24 года.
Несмотря на общедоступность интернета и популярность новых медиа, средний россиянин с каждым годом смотрит телевизор все больше. В 2016 году объем телепотребления в России вырос до максимального значения за всю историю телеизмерений Mediascope/TNS (Total TV рейтинг – 16,7%).
Как и в предыдущие годы, этот рост объясняется исключительно увеличением времени телепросмотра (с 349 до 353 мин), тогда как среднесуточная аудитория (охват) телевидения понемногу сокращается. Это значит, что в аудитории телевидения происходят разнонаправленные процессы.
С одной стороны, часть населения включает телевизор реже, чем прежде. С другой стороны, увеличивается продолжительность телепросмотра среди ежедневных телезрителей: в 2016 году они смотрели телевизор в среднем 353 мин в сутки (5 ч. 53 мин).
В этом отношении 2016 год ничем не отличался от 2015 и 2014 года, когда средняя продолжительность просмотра среди населения резко выросла, превысив отметку в четыре часа. Этот рост тогда обеспечили лояльные телезрители – те, кто привык смотреть телевизор каждый день, в первую очередь это зрители старшего возраста (55+). В условиях возросшей политической и экономической нестабильности они стали проводить у телеэкрана больше времени. В последние три года именно в этой группе телесмотрение растет опережающими темпами. В 2016 году среднее время просмотра телевизора среди населения старше 55 лет выросло еще на пять минут и составило 6 ч. 17 мин.
В 2016 году к пожилым людям присоединились дети (4 года – 10 лет) – они также смотрели телевизор больше, чем раньше (плюс две минуты к прошлому году). Основным «драйвером» здесь выступил телеканал «Карусель», ставший единственным общедоступным детским телеканалом благодаря включению в первый цифровой мультиплекс. В 2016 году дети смотрели его в среднем на девять минут в сутки больше, чем годом ранее.
В отличие от детей и пенсионеров, телесмотрение экономически активных возрастных групп понемногу снижается. В 2016 году немного меньше внимания (в среднем на 1 минуту в день) уделяли телевизору подростки 11–17 лет и люди среднего возраста (35–54 года).
Рост телесмотрения только в старших возрастных группах приводит к тому, что их доля в аудитории телевидения растет, а доля молодых – сокращается. В этой связи в индустрии говорят о «старении» и снижении «качества» телевизионной аудитории. Средний возраст российского телезрителя составляет 48 лет и удерживается на этом уровне последние три года. А в более длительном периоде – с 2008 года – средний российский телезритель постарел на четыре года (с 44 до 48 лет). Гендерный состав аудитории российского телевидения остается стабильным с 2009 года: 60% женщин и 40% мужчин.
Очевидно, что основной причиной структурных изменений в аудитории телевидения является развитие интернета, распространение мобильных устройств с доступом в интернет, рост популярности социальных сетей и онлайн-видео. Новые источники информации и развлечений конкурируют с телеканалами за внимание аудитории.
Телеканалы же, следуя за аудиторией, осваивают интернет-пространство: развивают свои сайты, продвигают свой контент на сторонних интернет-ресурсах (интернет-порталах типа «Яндекса», в онлайн-кинотеатрах, приложениях для мобильных устройств). Интернет стал новой конкурентной средой для телеканалов, а компьютерные устройства – альтернативными экранами для просмотра фильмов, телесериалов и телепрограмм линейно и по запросу.
Нелинейный просмотр освоил уже каждый второй городской житель, но на регулярной основе (не реже раза в неделю) его практиковали в 2016 году только 36% горожан. Это немного меньше, чем годом ранее (43%). Сокращение регулярной аудитории «видео-по-запросу» социологи объясняют совокупностью факторов, главным из которых является активная борьба с «пиратами» и удаление нелегального контента с пиратских сайтов. Когда доступ к части желаемого контента оказался закрыт или потребовал бóльших усилий и бóльшей технической грамотности, часть аудитории переключилась на услуги легальных онлайн-кинотеатров, которые отмечают резкий рост числа подписчиков в 2016 году, в том числе на платные услуги.
Однако на площадках российских онлайн-видеосервисов с легальным контентом зрители также не всегда находили желаемый контент и потому смотрели «видео-по-запросу» реже, чем в 2015 году.
Традиционный линейный телепросмотр (просмотр вещания телеканалов по телевизору) все еще остается доминирующей практикой – на него приходится 90% от всего телепотребления. На просмотр фильмов, телесериалов и телепрограмм «по запросу» в интернете (нелинейный телепросмотр) приходится только 10%. Значительную долю в нелинейном просмотре занимают зарубежные фильмы (18%) и телесериалы (25%). Доля отечественных фильмов и сериалов в нелинейном просмотре – 20%, а телепрограмм различных жанров – около 40%. В целом контент российских телеканалов занимает в нелинейном просмотре около 50%.
Нелинейная аудитория фрагментирована не только по контенту, но и по экранам. Для просмотра «видео-по-запросу» 22% городских жителей используют экраны ПК или ноутбука, 8% смотрят длинное видео на смартфоне, 5% – на планшете.
Востребованным экраном для нелинейного просмотра является и экран телевизора. Способы такого просмотра разнообразны: 9% смотрят на экране контент, скачанный из интернета (однозначно пиратский), 10% смотрят видео онлайн, подключая к телевизору компьютерное устройство. И 5% горожан смотрят «видео по запросу» через видеоприложения на Smart TV (преимущественно это легальные видеосервисы и легальный контент).
Поскольку фрагментированная нелинейная аудитория пока лишь выборочно регистрируется индустриальной системой телеизмерений, то вместе с аудиторией телеканалы теряют рекламный инвентарь (контакты) и, соответственно, деньги. Создание адекватной тенденциям телесмотрения системы измерений и технологий монетизации телеконтента (во всех средах, на всех экранах) – ключевая задача телевизионной индустрии, решить которую можно лишь на основе консолидации, договоренностей и согласованных действий всех заинтересованных участников рынка.
Зрительские предпочтения: телеканалы и жанры
С каждым годом обостряется конкуренция и на самом телевизионном рынке. За внимание аудитории здесь борются 26 эфирных телеканалов (из них 20 общедоступных каналов цифровых мультиплексов), многочисленные региональные телевещатели и более 200 неэфирных тематических каналов, распространяемых в сетях компаний-операторов платного телевидения. Рисунок ниже наглядно отражает высокий уровень фрагментации телевизионного рынка: небольшая группа массовых каналов-лидеров и «длинный хвост» многочисленных нишевых каналов.
В 2016 году лидером рынка впервые стал канал «Россия 1», обогнавший с небольшим преимуществом «Первый канал». Это второй случай, когда «Первый канал» уступил пальму первенства – в 2012 году лидером стал НТВ (14%). В последние годы НТВ теряет аудиторию (впрочем, как и «Первый канал»), а в 2016 году его доля впервые опустилась ниже 10%.
Только телеканалу «Россия 1» – единственному из тройки федеральных каналов – удалось в 2016 году немного нарастить аудиторию и вырваться в лидеры с небольшим преимуществом.
В целом суммарная аудитория трех федеральных каналов сократилась в 2016 году на 1,6 пункта доли, а за два года они потеряли четыре пункта доли (38,9 % в 2014 году vs 34,9 % в 2016 году). Эта аудитория ушла на нишевые каналы – эфирные телесети и неэфирные тематические каналы.
Крупнейшие коммерческие телесети – ТНТ, «Пятый канал», РЕН ТВ, СТС – традиционно составляют «второй эшелон» каналов на российском телевизионном рынке. Из них только ТНТ в 2016 году немного растерял аудиторию, остальные – выросли. Хотя доля ТНТ снижается, ему удается удерживать четвертую позицию на рынке аудитории (Аудитория «Все 4+»). А в своей целевой аудитории «Все 14–44» (наиболее востребованной рекламодателями) он остается лидером (11,4%). Примечательно, что второе место в этой возрастной группе у «Первого канала» (10,4 %). «Пятый канал», давно закрепившийся на пятой позиции, продолжает наращивать долю. И хотя его аудитория в 2016 году выросла несущественно (+0,1 п. п.), в условиях нарастающей конкуренции и фрагментации любой рост – уже неплохой результат.
Самый большой прирост аудитории среди крупнейший телесетей продемонстрировал РЕН ТВ. Его доля выросла на 20% (с 4,2% до 5%), что позволило каналу «подняться» на шестое место, вытеснив с этой позиции СТС. В своей целевой аудитории («Все 25–54») канал также достиг впечатляющих результатов. Отчасти этот успех РЕН ТВ объясняется тем, что с августа 2015 года он закрепился на 11-й кнопке (согласно принципу must carry) – выше, чем СТС и ТНТ.
Это дало дополнительные преимущества РЕН ТВ. А СТС, несмотря на рост аудитории (в том числе значительный рост целевой аудитории канала – «Все 10–45»), уступил свое шестое место, пропустив вперед РЕН ТВ.
Еще один канал холдинга СТС Медиа – телеканал «Домашний» – продемонстрировал убедительный рост аудитории: в 2016 году его доля достигла 3% (против 2,7% годом ранее). Это рекордно высокий для канала показатель доли за всю историю его существования. А вот канал «Че» понес весьма существенные потери (-18% доли) и стал своеобразным «лидером» по потере аудитории в 2016 году. Аудитория канала «Че» уменьшилась во всех возрастных группах, включая целевую аудиторию («Все 25–49»). В определенной мере эти потери объясняются снижением технического охвата канала, который не вошел в состав цифровых пакетов и не представлен на первых 20 кнопках.
Эти потери аудитории отчасти компенсировал холдингу «СТС Медиа» их кабельный канал СТС Love, доля которого выросла в 2016 году на 12% (по сравнению с 2015 годом).
В целом перераспределение аудитории между каналами в последние два года во многом обусловлено формированием цифровых пакетов телеканалов и введением принципа must carry. Бенефициарами стали каналы с небольшим (прежде) техническим охватом, включенные в состав цифровых мультиплексов и ставшие «общедоступными обязательными». Так, стремительно выросла аудитория телеканалов «Спас», «Мир», МУЗ ТВ, «Карусель», ОТР. Они являются лидерами по темпам роста аудитории в 2016 году. Доля телеканала «Спас», например, выросла в три раза, «Мир» увеличил свою аудиторию почти в два раза.
Эту аудиторию они «отобрали» у других каналов. Хотя в абсолютных показателях эти каналы собирают небольшие аудитории – меньше 1% телеаудитории (кроме «Карусели», у которой уже 2,8 %), суммарно они «оттягивают» более 4% телезрителей, что соизмеримо с величиной аудитории телеканала СТС. Общедоступность этих нишевых каналов стала во многом определяла перераспределение аудитории между каналами и динамику их показателей в 2016 году.
Каналы ТВ3 и «Пятница!», входящие в «Газпром-Медиа», в отличие от флагманских каналов НТВ и ТНТ, продолжили наращивать аудиторию. Видимо, им удалось сформировать лояльное ядро аудитории, которое приносит им стабильные показатели, а некоторый рост аудитории свидетельствует, что на канал приходят и новые зрители.
Молодые каналы холдинга – «Матч!» и ТНТ4 – также немного нарастили аудиторию, компенсируя снижение показателей НТВ и ТНТ. Исключение составляет телеканал «2х2», который понес весьма ощутимые потери (-27% аудитории) – прежде всего потому, что потерял частоту вещания (точнее, «передал» ее новому каналу холдинга – ТНТ4) и стал распространяться в кабельных сетях.
С другой стороны, ТНТ4 принес «Газпром-Медиа» столько же телеаудитории, сколько раньше приносил «2х2» – 0,7 % (хотя, очевидно, что это иная по своему составу и интересам аудитория).
В отличие от главного канала государственного холдинга ВГТРК («Россия 1»), другие каналы холдинга – «Россия 24» и «Россия К» – понесли аудиторные потери. Снижение доли государственного информационного канала «Россия 24» объясняется, вероятно, усталостью зрителей от потока новостной информации. Она была крайне востребована в 2014 году (тогда доля канала выросла с 1,2 % до 3,1 %), но уже в 2015 году доля «России 24» снизилась, и в 2016 году это падение продолжилось.
Аудиторные потери понесли также отдельные развлекательные эфирные каналы – «Канал Ю», Disney и RU.TV, что свидетельствует о росте конкуренции в определенных аудиторных нишах. Так, снижение доли аудитории Disney объясняется прежде всего усилением позиций телеканала «Карусель», а сокращение аудитории RU.TV связано с ростом доли МУЗ ТВ, включенного во второй цифровой мультиплекс.
Кроме того, конкуренцию всем эфирным каналам – и массовым и нишевым – составляет совокупность неэфирных тематических каналов, доля которых с каждым годом растет. В 2016 году на них приходилось уже 14,3% совокупной аудитории телевидения. Это больше, чем доля аудитории самого крупного российского телеканала (для сравнения: доля «России 1» – 12,9%).
За последние три года суммарная доля аудитории неэфирных каналов выросла на 20% (с 11,8% в 2014 году до 14,3% в 2016 году). «Донорами» становятся в первую очередь универсальные массовые каналы. Первыми «жертвами» стали федеральные каналы, затем «длинный хвост» стал «отъедать» аудиторию у крупнейших телесетей. Суммарная доля аудитории «большой тройки» федеральных каналов сократилась до 35% (для сравнения: в 2011 году она составляла 46%).
За этот же период снизилась и доля крупнейших коммерческих телесетей (ТНТ, «Пятый канал», РЕН ТВ, СТС), хотя не столь значительно: с 22,6% до 21,6%.
В сегменте неэфирного тематического телевидения есть свои каналы-лидеры, которые по доле аудитории уже превосходят некоторые эфирные каналы. В 2016 году абсолютными лидерами среди неэфирных каналов стали «Дом кино» (1,2%) и «Русский роман» (1,0%). Причем «Дом кино» собирал в 2016 году такую же по объему аудиторию, как, например, эфирные каналы «Че» или «Россия К». А «Русский роман» смотрело больше зрителей, чем «Канал Ю», «Мир» и ОТР. Суммарная же аудитория эти двух самых популярных неэфирных телеканалов (2,2%) соизмерима уже с аудиторией достаточно крупных эфирных каналов (например, «Звезда»
или «Россия 24»).
Таким образом, популярные тематические каналы стали влиятельными субъектами телевизионного рынка и серьезными конкурентами в борьбе за аудиторию. Недооценивать их, пренебрегать ими сегодня уже нельзя. В то время как большие каналы вкладывают огромные силы и средства в программирование, чтобы «отвоевать» десятые доли процента у своих конкурентов, популярные неэфирные каналы «уводят» у них аудитории, соизмеримые с аудиторией полноценного эфирного канала.
Предпочтения массовой аудитории: анализ топ-листов
Несмотря на процессы фрагментации, свидетельствующие об углублении различий в телевизионных предпочтениях различных групп аудитории, массовые телевизионные вкусы остаются неизменными. Массовая аудитория предпочитает развлекательный контент. В топ-листах доминируют телесериалы, музыкальные и развлекательные шоу, художественные фильмы.
В отличие от топ-листа 2015 года, который возглавила трансляция военного парада на Красной площади, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., в 2016 году парад занял только вторую строчку (см. Таблицу 10). Рейтинговым лидером 2016 года стал юбилейный концерт «Клуба веселых и находчивых» («КВН – 55!»). В топ-20 2016 года также вошли еще семь развлекательных шоу, среди которых два премьерных «шоу талантов»: «Лучше всех!» на «Первом канале» (4-е место) и «Удивительные люди» на канале «Россия 1» (5-е место). Не покидают топ-лист уже несколько лет и два популярных вокальных проекта «Первого канала» – «Голос. Дети» и «Голос».
Развлекательные программы «разбавили» в этом году спортивные трансляции. Целых три матча Чемпионата Европы по футболу попали в двадцатку самых популярных программ этого года: между сборными России и Уэльса («Россия 1»), Англии и России и финальный матч между Португалией и Францией («Первый канал»).
Лучшие сериалы 2016 года также нашли место в топ-листе. Премьера сериала «Мажор 2» (продолжение популярного телесериала) заняла 8-ю строчку хит-парада, а историко-биографический сериал «София» телеканала «Россия 1» – 12-ю.
Не сдают позиции и старые советские фильмы, ставшие неотъемлемой частью традиционного телеменю россиян в праздничные дни. И снова в топ-листе «Любовь и голуби» (8 марта), «Джентльмены удачи» и «Ирония судьбы», показанные 31 декабря. Из информационных программ («Новости», «Время») в топ-лист вошли лишь те выпуски, которые вышли сразу после высокорейтинговых программ (Парад победы) или фильмов и «унаследовали» их аудиторию. В целом рейтинги информационных и общественно-политических программ в 2016 году снизились по сравнению с 2015 (и тем более 2014 годом). Так, в 2015 году в топ-100 самых высокорейтинговых выпусков телепрограмм они занимали 40 строчек, а в 2016 году – только 16 из 100.
На ТНТ большинство позиций топ-листа по-прежнему занимают развлекательные программы (9 из 20) и сериалы (три из них – премьеры: «Ольга», «Бородач. Понять и простить», «Остров»). При этом рейтинговым лидером ТНТ остается шоу «Битва экстрасенсов», второе место в 2016 году у телесериала «Интерны» (первая серия заключительного сезона).
В топ-листе «Пятого канала» преобладают художественные фильмы и телесериалы (хедлайнеры – сериалы «След» и «Детективы»), но также представлены и информационные программы «Сейчас» и «Главное».
На РЕН ТВ самые массовые аудитории собирали, как обычно, мультфильмы про русских богатырей студии «Мельница» и концерты Михаила Задорнова. Кроме того, высокие рейтинги в 2016 году получил премьерный документальный проект «Украина в огне» режиссера Оливера Стоуна (4-е место).
Основу топ-листа канала СТС, как и годом ранее, составили художественные фильмы (16 строчек из 20) и два сериала – «Кухня» и «Отель “Элеон”» (премьера 2016 года). На канале «ТВ Центр» самые большие аудитории продолжают собирать социально-политические программы «Право знать» и «Постскриптум». На телеканале «Домашний» особой популярностью пользовались телесериальные премьеры: русско-турецкий сериал «Восток-запад» (2-е место), сериал с Максимом Авериным «Напарницы» (11-е место) и телесериал «о ненужных детях» «Подкидыши» (13-е место).
Хотя основу топ-20 телеканала ТВ 3 составляют художественные фильмы (16 строчек из 20), больше всего рейтингов телеканалу продолжает приносить документальный проект «Слепая». В 2016 году к нему прибавился еще один регулярный рейтинговый «локомотив» – премьерный телесериал «Анна детективъ». А телеканалу «Пятница» большую часть рейтингов продолжают приносить программы «Ревизорро» и «Орел&решка». Но в 2016 году популярность набрали и новые развлекательные проекты – «Пацанки» и «На ножах».
Увеличение числа нишевых каналов, доступных телеаудитории, способствует все большей индивидуализации телепредпочтений. Телезрители ищут и находят развлечение «на свой вкус». Имея в распоряжении в среднем 63 телеканала, россияне формируют индивидуальные «пакеты» каналов для ежедневного просмотра, которые состоят из 5–6 телеканалов, причем в 80% случаев в этот «пакет» входят 1–2 универсальных канала.