Крепостные крестьяне и рабы – категории зависимых людей, чей труд становился собственностью феодала или хозяина. Рабство было широко распространено в Античности, а крепостничество получило развитие в Средние века и Новое время. В чем между ними разница?
На определенном этапе истории, когда появились первые цивилизации, объем производства пищи превысил объем необходимый для собственных нужд. Появились излишки. Эти излишки позволили обществу сохранять жизнь и кормить военнопленных, которых раньше убивали. Теперь этих людей лишали свободы и принуждали к работе. Так появились первые рабы.
С течением времени, в рабов стали превращать преступников, должников и даже собственных граждан. В Европе расцвет рабовладения пришелся на эпоху Римской империи. В некоторых арабских и африканских странах рабство существует до сих пор.
Итак, что представляет собой раб?
«Раб – это говорящее орудие» – Марк Теренций Варрон, римский ученый I век до н.э.
Раб не имеет никакой собственности: орудия труда, жилище, пища и предметы первой необходимости выдаются хозяином. Всё что производит раб, является собственностью его владельца.
Раб не является самостоятельным лицом и не может выступать как субъект права. Он не может свободно передвигаться, вступать в брак, совершать сделки и распоряжаться собственной жизнью без разрешения господина. Уровень жизни, как правило, зависел от гуманности владельца.
Несмотря на крайне удручающее положение, обычно хозяин заботился о своем подопечном, поскольку раб – вещь представляющая ценность. По желанию хозяина раб мог обладать некоторым имуществом и занимать низшие должностные посты. В отдельных случаях, рабы исполняли военную и государственную службу.
Как появилось крепостное право?
На определенном этапе развития общества рабы сильно подорожали в цене, а их производительность в сельском хозяйстве стала малоэффективной. На смену рабства пришло крепостное право. Положение, при котором человек был сам способен прокормить себя и работал гораздо эффективнее на собственной земле.
Крепостными стали ранее свободные крестьяне, попавшие в зависимость от знати в период усиления дворянства и духовенства.
В Западной Европе крепостничество сложилось, и было отменено, раньше. Например, в Испании крепостное право наступило в X веке, и было отменено в 1486 году. В Восточной Европе крепостничество наступило позже и также позже прекратилось.
Переход от свободного ведения хозяйства к крепостному происходил постепенно. Сначала земля принадлежала крестьянской общине, с усилением феодальной знати люди потеряли землю, но сохранили свободу. В России до конца XVI века крестьяне представляли собой арендаторов, берущих землю в аренду. Они имели возможность сменить место жительство и арендодателя-помещика.
Крепостное право в России окончательно оформилось к 1649 году, когда крестьянам запретили покидать землю помещика, таким образом, закрепив их на земле.
Кто такой крепостной крестьянин?
Крестьянин не владел землей и не мог свободно передвигаться без позволения феодала. Однако он имел право на движимое и недвижимое имущество и обладал личной свободой. Крепостной сам обеспечивал себя жилищем, пищей, одеждой и т.д.
Помещику запрещалось лишать подопечного жизни, покушаться на его честь и достоинство. Крестьянин был защищен законом от произвола помещика и мог пожаловаться на него в вышестоящие инстанции.
Отличия раба от крепостного крестьянина
Налог и запрет на смену жительства – фактически, на этом обязательства крепостного заканчивались. Это был закрепленный за землей, но свободный равноправный человек.
Раб, в свою очередь, терял статус человека и был «вещью».
«Крестьянину ничего не принадлежит: его душой владеет Бог, телом и имуществом – помещик» – Помещичий устав Шлезвиг-Гольштейна 1740 год.
К несчастью, к XVIII веку в Восточной Европе крепостничество дошло до крайней формы. С марксисткой точки зрения, к этому времени увеличился спрос на хлеб, и укрепилась государственная власть. Первое провоцировало феодалов нещадно эксплуатировать людей, а второе – позволяло подавлять восстания.
В результате грань между рабом и крепостным стала неразличима. Крепостных продавали на рынках как товар, не редко разлучая семьи. Их лишали собственности, чести и достоинства. Жизнь крестьянина, так же как и у раба, стала зависеть от гуманности помещика.
Последнее время слышу, что у нас в стране, существовало точно такое же рабство как и в США. Что крепостное право это та же самая рабская зависимость, что крепостные и рабы не имели ни каких прав и ни какой собственности и т.д. Но так ли это?
Про это уже писали-переписали много всего, но попробую кратенько, в виде тезисов, рассмотреть в чём же разница между рабством и крепостным правом.
Для начала рассмотрим само определение этих понятий. В Большой советской энциклопедии (БСЭ) они толкуются так:
Рабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.).
Отсюда следует, что необходимо тогда дать значение и феодализма. В той же БСЭ оно звучит так:
Таким образом, исходя только из трактования этих понятий, видно, что рабство и крепостное право, разные формы эксплуатации, если раб не имел ни каких прав и имущества, то крепостной уже кое-каким имуществом обладал.
А теперь тезисно за промежуток времени, вплоть до отмены:
Раб в США (XVII век — 1865 г.):
— собственность хозяина, не могло быть никакого имущества;
— отсутствовало право на жизнь;
— всё что производил принадлежало хозяину;
— право на брак и семейную жизнь отсутствовало;
— его кормил и одевал хозяин.
Крепостной в России (1714 — 1861 г.):
— зависимый от хозяина, имел движимое и недвижимое имущество;
— жизнь крепостного охранялась законом, как и свободного;
— барщина и оброк, что-то вроде налога за пользование землёй помещика, в остальное свободное время работал на себя;
— право на брак разрешалось, членов семьи продавать врозь запрещалось;
— содержал себя и семью сам.
К тому же крепостное право, в отличии от США, было не повсеместно на территории Российской Империи.
Из 65 губерний и областей (на 1858 год), только в 52 губерниях и областях имелись крепостные. В 9-ти (в трёх остзейских губерниях, земле Черноморского войска, Приморской Восточной Сибири области, Семипалатинской области и Области Сибирских Киргизов, а также в Дербентской и Эриванской губерниях) крепостных не было совсем, а в четырёх губерниях и областях (Архангельской, Шемахинской, Забайкальской и Якутской) их практически не было, имелось лишь незначительное количество (несколько десятков) дворовых людей (слуг).
Интересный факт: как оказывается, в США, штат Миссисипи официально стал последним штатом ратифицировавшим 13-ю поправку к Конституции, отменяющую рабство. Это произошло спустя 148 лет после того, как она вступила в силу на всей территории страны. А перед Миссисипи, такую же поправку в 1976 году ратифицировал штат Кентукки.
«Чем отличалось крепостное право от рабства?» Вот уже несколько десятилетий школьные учителя истории терзают этим вопросом своих учеников. Хуже того, его иногда задают университетские преподаватели студентам. Если бы за это не ставили оценки, то я бы счел наличие данного вопроса глупой игрой, когда одна сторона может только высказывать догадки, а другая сторона знает ответ, но этот ответ заведомо неверный. Если ваш учитель или преподаватель пускается в рассуждения о том, чем крепостной отличался от раба, то он сразу не прав. Единственный правильный ответ на этот вопрос: «Ничем!» Потому что крепостной крестьянин был самым обычным рабом.
Дети в избе. Иллюстрация 1884 года. Позаимствована у фонда wikimedia
Что такое рабство и крепостное право Давайте начнем с того, что статус раба определяется не занятием, уровнем жизни, состоянием здоровья или степенью экономической зависимости от других. Возможно, кто-то будет удивлен, но истории известны случаи, когда рабы становились богатыми и влиятельными, так что от них зависели тысячи других свободных людей. Рабство – это правовое положение. Согласно международной «Конвенции о рабстве», принятой в 1926 году, раб является чьей-то собственностью. Причем, не обязательно законной. Что касается понятия «крепостное право», то это вообще не правовой термин. Он появился в Российской империи лишь в первой половине XIX века в связи с обсуждением крестьянской зависимости от помещиков, но в юридической нормативной практике никогда не применялся. Даже знаменитый манифест 19 февраля 1861 года, который иногда называют манифестом об отмене крепостного права, ни разу об этом самом праве не упоминал. Его использовали писатели и общественные деятели исключительно в полемике между собой. Наряду с термином «крепостное право» относительно помещичьих крестьян в Российской империи применяли также термин «рабство». Как тут не вспомнить Александра Пушкина, который в стихотворении «Деревня» упоминал «дворовые толпы измученных рабов». Возможно, вас этот пример не убедит, так как А. Пушкин был поэтом и имел право на некоторые поэтические вольности. Тогда следует упомянуть сенатора, почетного члена Императорской российской академии, позже министра народного просвещения Сергея Уварова, который в официальной записке на французском языке называл положение крепостных «servitude personnelle», то есть «личное рабство». Однако слово «рабство» на русском языке XIX века имело явный негативный оттенок. Возможно, это предопределило популярность понятия «крепостное право». Между тем, слово «крепостной» возникло намного раньше «крепостного права» и означало то же, что и «раб». Вот, что по этому поводу писал Василий Ключевский, знаменитый историк конца позапрошлого – начала прошлого века: «Крепостью в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в древней Руси были и люди». От древнерусского права перейдем к законодательству XIX века. Согласно российскому «Своду законов о состоянии людей в государстве» (1835), крепостной являлся частной собственностью владельца (статья 611), мог быть куплен и продан, наказан (статья 596), насильно переселен (статья 605), переведен в дворовые (статья 591), отдан в услужение посторонним людям (статья 592), был лишен прав на недвижимое имущество, в том числе на дом, в котором жил (статья 664). Таким образом, он был рабом!
Когда все формы эксплуатации вместе Важно понять, что феномен существования зависимого крестьянства действительно имел место в истории. Причем, он возник не после падения западной Римской империи и даже не в последние века ее существования. Зависимые от владельца земли, зачастую ограниченные в праве свободного перемещения крестьяне были известны уже в Древнем Египте и Древней Месопотамии. В Древней Греции в классический период зависимые войкеи сохранялись на Крите, пенесты – в Фессалии, илоты – в Спарте. В Аргосе зависимость крестьян была отменена в конце архаического периода. Взамен, богатые аргосцы стали нанимать свободных граждан или эксплуатировать рабов. В средневековой Европе существование зависимых крестьян ничуть не мешало рабовладению. Причем, рабов могли осаживать на землю, разрешать им пользоваться произведенной продукцией, но при этом рабы все равно оставались рабами, так как принадлежали владельцу. Феодально-зависимые крестьяне были лично свободными. Их можно было принуждать отрабатывать повинности, запрещать переход к другому владельцу земли, но не продавать и покупать, а также самовольно переселять с места на место. Древняя Русь, раннее Московское государство и Великое княжество Литовское в этом смысле мало отличались от других европейских государств. Здесь наряду с рабами (челядью, холопами, отроками) упоминались зависимые группы населения (смерды, закупы, рядовичи, тяглые, непохожие). Но советские историки, как правило, мало обращали внимания на правовые различия в положении подневольно трудящихся. Все они с легкой руки Б. Грекова были записаны в крепостные, причем это касалось не только древнерусского общества, но и западноевропейского. Хотя рабство просуществовало в европейских странах до конца XVIII – XIX веков, упоминать о нем считалось дурным тоном. После развала СССР авторы постсоветских учебников по истории легко отказались от политического учения К. Маркса, но не от искаженного исторического материализма. Разве что присовокупили к нему не менее сомнительный цивилизационный поход А. Тойнби, даже не задумываясь о том, что теории К. Маркса и А. Тойнби явно противоречат друг другу. Им не уступают авторы трудов по правоведению и истории экономики, профессиональные юристы и экономисты. Видимо, пользоваться отработанными схемами проще, чем изучать, что и откуда пошло.
Все еще историческая загадка Итак, в средневековой Руси были рабы и зависимые крестьяне, но, сколько было тех и других, никто точно не знает. Переписей в то время не проводили. Большинство историков склоняется к мысли, что обе категории составляли лишь малую долю по сравнению с полностью свободными людьми. Но в 1858 – 1859 годах крепостные, то есть рабы насчитывали 37,51% от всего населения европейской части Российской империи. Как и когда крестьяне попали в рабство? Вопрос интересный, так как однозначного ответа на него нет. Историки второй половины XIX – начала XX веков раскололись на два лагеря. Одни полагали, что во всем виновато государство с его законами, поддерживавшее интересы помещиков. Другие считали, что крестьяне попадали в кабалу в результате разорения. В немалой степени благодаря все тому же Б. Грекову в советской исторической науке закрепилась первая точка зрения. В результате появилась знаменитая хронология под названием «Этапы закрепощения». Она начинается с введения Юрьева дня в 1497 году и заканчивается то ли Соборным уложением 1649 года, то ли податной реформой Петра I. Поскольку территории Беларуси и Украины были включены в состав России относительно поздно, там разработали собственные хронологии. Так, в Беларуси первой ласточкой закрепощения считают великокняжеский привилей 1447, а оформлением – Статут 1588 года. Лично мне все эти хронологии кажутся весьма сомнительными. Их главная проблема в том, что они объясняют, как крестьяне попали в зависимость, но не как стали собственностью помещиков. Логично было бы вернуться ко второй точке зрения. Но для этого надо освободиться от путаницы в определениях, внесенной Б. Грековым, а это оказывается не таким уж легким делом.
Крепостные и рабы: были, есть и будут. В любом обществе есть желающие обладать рабами, меняются лишь детали
На протяжении всей известной истории человеческая цивилизация так или иначе использовала рабский труд – идёт ли речь о древних Греции или Риме, средневековой Европе, России или едва появившейся тогда как государство Америке. Другой вопрос – насколько тяжёлыми были условия, в которых жили американские рабы – или российские крепостные крестьяне, или европейские сервы.
«Две большие разницы»
Знак равенства между чернокожими рабами в Штатах и крепостными в России или Европе ставить, думается, нельзя – несмотря на модную в некоторых кругах такую точку зрения. Вот какое сравнение тем и другим даёт профессор, доктор исторических наук Иван Курилла (Европейский университет в Санкт-Петербурге):
Как американцы, так и русские хорошо понимали схожесть рабства и крепостного права, однако в своих рассуждениях делали упор либо на критике этих установлений в обеих странах, либо на отличительных особенностях американского рабства и крепостного права, оправдывая собственный вариант. Как правило, более популярным и среди критиков, и среди защитников системы принудительного труда было подчеркивание общих черт двух институтов.
И всё же, …между российским крепостным правом и американским рабством существовала значительная разница. Крепостные крестьяне не были собственностью помещиков в том смысле, в каком собственностью считались негры на Юге США. Они, как правило, сами распоряжались своим имуществом… но были «прикреплены» к земле, которую обрабатывали и которая как раз принадлежала помещику. Негры же находились в полной собственности рабовладельца и не имели никакой собственности и тем более организации, в США в первой половине XIX в. процветали такие виды «бизнеса», как разведение рабов для последующей продажи.
Из истории вопроса: рабство
Африканских рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки начали ввозить еще в XVII веке. Нужда в рабочих руках, пусть не квалифицированных, зато после покупки не оплачиваемых, появилась, прежде всего, на Юге Северной Америки в процессе освоения здешних земель и использования их для ведения сельского хозяйства.
«Кодекс рабов Вирджинии», принятый в 1705 году, был основным документом, узаконившим рабство и определившим место рабов в обществе.
Рабам запрещалось покидать плантации без письменного разрешения. Бежавшему и пойманному рабу отрезали уши. Рабам запрещали передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью.
В США было много рабов-ирландцев. С африканскими рабами, кстати, поскольку те не были католиками, зачастую обращались лучше, чем с белыми ирландскими.
После 1713 года торговля рабами приняла наиболее широкие размеры, причиной этого стало получение Англией права асиенто – исключительного права торговли неграми-рабами.
Рабство было формально отменено после завершения Гражданской войны 1861-1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Вот только ратифицировали её в Штатах не все и не сразу: например, североамериканский штат Миссисипи сделал это лишь в 2013 году.
За период с 1663 по 1863 года было зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров.
Из истории вопроса: крепостное право
Считается, что первым документом, который способствовал возникновению крепостного права, стал судебник Ивана Третьего, утверждённый в 1497 году.
Ранее крестьяне могли по своему желанию переходить от одного помещика к другому, когда им этого хотелось, выплатив отступные. Судебник это право у крестьян отнял.
Далее, в 1648 году, когда Соборное Уложение (свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года) полностью прикрепило крестьян к земле, введя бессрочный сыск беглых крестьян, крепостное право на Руси утвердилось окончательно. Однако определённые права в те времена крестьянин еще имел: право на частную собственность, на которую не распространялись права помещика. Объектом купли-продажи была лишь земля, но не крепостные. До определённого времени никто не мог отнять у крестьянина землю, разлучить его с семьей, перевести в дворовые слуги.
Практику незаконной купли-продажи крестьян без земли в 1682 году узаконила царица Софья. После неё Петр I лишил крестьян прав на собственных детей – помещик мог забирать их себе в дом в услужение. Петр ввёл подушную подать: ранее налог взимали с крестьянского двора. При этом налоги собирали с помещика. Таким образом, крепостное право вышло на новый уровень: крестьяне стали товаром.
Далее при Екатерине II крепостное право распространилось на территории практически всей империи. Государственных крестьян, по сути, не являвшихся крепостными, в «Золотой век» дарили помещикам сотнями тысяч. Катерина запретила крестьянам жаловаться на помещиков. Наконец, возникла и распространилась «месячина» – использование безземельных крестьян на сезонных работах «за харчи» практически без отдыха. Правда, в 1771 году Екатерина запретила продажу крестьян на ярмарках «с молотка», но это, по мнению большинства историков, было сродни «Потёмкинским деревням», крестьян ведь всё равно свободно продавали.
Каждый следующий российский император XIX века старался облегчить жизнь крепостных. Сменивший Екатерину II её сын Павел принял ряд мер, а внук Екатерины Александр I уже полностью отменил крепостное право в Прибалтике и Финляндии.
Войны и бунты: разный масштаб
Российские крестьяне были значительно непокорнее чёрных и белых рабов в Америке. Бунты рабов, как и бунты крепостных, происходили нередко. Однако в сравнении с порядка 250 случаев неповиновения рабов в Америке российские крестьяне бунтовали гораздо чаще – и страшнее.
В России счёт общему количеству крестьянских бунтов – от мелких до масштабных, когда сжигали господский двор и хозяйственные постройки, после чего уходили в леса, в Сибирь, на Урал или Волгу, – по разным оценкам, идёт на тысячи.
А крестьянские войны и бунты были настолько кровавыми и масштабными, что их с самого начала называли не иначе, как войнами.
Пушкин называл русский бунт «бессмысленным и беспощадным», и если обратиться к записям современников таких бунтов, был абсолютно прав хотя бы по части беспощадности.
Степан Разин со товарищи «во всех занятых городах и крепостях… представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили».
Емельян Пугачёв и соратники «…убивали не только мужчин, но также и дворянских жен, и детей (в том числе известно о расправе над 64 младенцами). Убивали священнослужителей и членов их семей (237 человек). Что же касается убитых в правительственных войсках, то их число приближалось к шести тысячам».
В Штатах же сравнительно масштабными были лишь восстания Ната Тёрнера и Джона Брауна в Виргинии.
В течение восстания Ната Тёрнера были убиты 60 белых людей и, по меньшей мере, 100 чёрных рабов… Впоследствии американское правительство казнило 56 чёрных рабов, обвинённых в участии в восстании Тёрнера. Двести чёрных были избиты и убиты белыми ополченцами.
Контраст очевиден: русское противодействие несправедливости, творимой во времена крепостничества, подавляюще масштабнее американского. Связано это, возможно и вероятно, с тем, что русский бунт происходил на земле, которую бунтующие считали своей, родной. Каковой сейчас считают США взбунтовавшиеся афроамериканцы.
Поменялся лишь вектор. Временно?
Коленопреклоненные потомки рабовладельцев в Штатах – лучшая иллюстрация утверждения: за тысячелетия развития базовые устои человеческой цивилизации не изменились.
Всё так же есть угнетённые и есть угнетатели, всё так же угнетённые в какой-то момент взрываются и естественным образом превращаются в угнетателей. Славно, когда подобное происходит без масштабного кровопролития: в тех же Штатах происходящее сейчас повлекло лишь несколько смертей. Правда, подобная смена вектора сопровождается доходящими до абсурда унижениями прежних властителей: тысячу лет назад их сажали на кол, сейчас заставляют каяться и платить. Правда, в США всё это весьма напоминает некий безумный фарс: наряду с унижением (и самоунижением) обтолерантившихся белых всё чаще находят повешенных чёрных.
То есть демократия-демократией¸ свобода-свободой, равенство-равенством, а особо обнаглевших, по мнению белых господ, негров как вешали, так и вешают. Так что смена вектора у них там, похоже, чисто внешняя и весьма временная. Как бы реставрации не дождаться…
Использованы иллюстрации и материалы, находящиеся в свободном доступе