в чем разница между психологией и философией

Разница между философией и психологией

Философия и психология обращаются к человеку как к предмету исследования.
Интересно, что психология в течение долгого времени развивалась как составная часть философии, взяв от нее довольно много теоретических знаний. Но между этими двумя науками существует довольно много различий, сформулировать которые не так-то просто. Попробуем разобраться, в чем же глобальная разница между данными подходами к исследованию человеческой личности и окружающего мира в целом.

Определение

Философия – наука, предметом исследования которой является практически безграничная область знаний и представлений как о человеке и человечестве в общем, так и об окружающем их мире в самом широком смысле; мировоззрение, стремящееся к познанию всего сущего.

Психология – наука, которая изучает механизмы и закономерности психической деятельности человека.

Сравнение

Философия, возникшая несколько тысячелетий назад, – явление намного более древнее, чем психология. Философию даже сложно назвать именно наукой (против этого протестуют некоторые философы), настолько это всеобъемлющий способ постижения действительности. Психология, так же как и многие другие науки, была тесно связана с философией и лишь в середине XIX века отделилась в самостоятельное учение.

в чем разница между психологией и философией. Смотреть фото в чем разница между психологией и философией. Смотреть картинку в чем разница между психологией и философией. Картинка про в чем разница между психологией и философией. Фото в чем разница между психологией и философией

Одной из главных задач философии можно назвать постижение сознания как крупнейшей мировоззренческой категории. Психология же разделяет сознание на множество отдельных элементов: память, мышление, волю, восприятие, воображение и т.п. Сознание – лишь один из видов психической деятельности, наравне с бессознательным. Философия выясняет, как сознание (сфера духа) взаимодействует с телесным, материальным. Психология такую задачу решить не в состоянии, равно и как ответить на вопрос, откуда произошло духовное вообще. Здесь психология уступает первенство философии, в вопросах духовности опираясь на данное мировоззрение как на свою основу. Психология может только описывать последовательные этапы формирования сознания у индивида, обосновывает умственные действия, помогает сформировать психические навыки, анализирует состояние человека. Поэтому можно сказать, что психология не может существовать без философии, в то время как философия не опирается в своих выкладках на психологию. Психолог должен быть философом, а вот философу не обязательно знать психологию.

Налицо своеобразный парадокс: зародившись как наука о душе (psyche – «душа» по-гречески), психология затем начала изучать внутренний мир человека, особенности характера, поведения и мышления. Фактически психология – это наука о душе, которая не изучает душу, ведь эта субстанция неуловима. Изначальным предметом постижения философии была природа, затем в центре внимания оказалось соотношение «человек – мир». Его философия рассматривает с различных сторон, отвечая на вопросы: «Что это?», «Почему так?» Перед психологией стоят другие задачи: она выясняет, как можно изменить существующее положение вещей, каковы пути решения проблемы.

Источник

Сравнение предметов философии и психологии

Предмет философии с течением истории постоянно менялся. Поэтому его можно называть переменным. Психология вышла из философии, а потому ее предмет также характеризуется изменчивостью. То есть, у психологии и философии в течение какого-то периода времени был один предмет.

На данный момент предметом философии являются общие закономерности системы «Мир – человек». В свою очередь, предметом психологии являются психические явления, такие как мышление, воображение, внимание и прочие аспекты сознания. Более того, само понятие «Сознание» в психологии и философии кардинально отличаются по сей день.

В психологии сознание – это форма отображения субъектом объективной действительности, а в философии сознание – это способ взаимоотношений субъекта с объективной действительностью. Немножко непонятно, но сейчас это исправим. В психологии сознание понимается как свойство психики воспринимать мир. В философии же трактовка сознания переходит на более общий уровень и оно воспринимается как фундаментальный способ взаимодействия человека с миром. Согласно Гегелю, сознание в философии – это способность соотноситься.

Вообще, предмет философии является более обобщенным, чем у психологии. Он специфичен тем, что он не локализован. Также отличие предмета философии от психологии в том, что он сам по своей природе абстрактен. Психика – вещь конкретная, а философия изучает отношение человека к миру. Это абстрактный предмет. Это отличает философию от ряда других наук, в которых биология изучает живой мир, геология полезные ископаемые. Все эти предметы конкретны. А отношение? Его можно описать? Его можно пощупать?

Его можно только мысленно осознать. Причем сделать это можно разными способами. Например, материалисты утверждают, что материя первична, а идеалисты утверждают, что первичной является мысль. Скорее даже не мысль в нашем конкретном понятии, а как обобщенная идея. Таковой может быть Бог, Верховное сознание. Если говорить более конкретно, то предмет философии можно разделить на четыре вопроса, которые изучаются:

2. Что представляет собой человек?

3. Какой смысл его существования?

4. Вопрос взаимосвязи человека с объективной и идеальной реальностью.

Итак, давайте подведем черту. Основное отличие предмета психологии и философии в том, что психология изучает субъективное, а философия отношение субъективного к объективному в системе «Мир – Человек».

Источник

Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли

Психология и философия человека

Замечание 1
Психология и философия – это науки, которые занимаются изучением разума человека и его поведения. Психология делает на этом вопросе особый акцент, а философия рассматривает более широкий набор понятий. Философия рассматривает вопросы природы и будущей жизни, в то время как психология изучает ум человека и его поведение.

Если психологи изучают функции ума в социальном поведении и исследуют нейробиологические процессы, определяющие мышление и поведение, то философия занимается исследованием возможностей установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Также в поле зрения философии находятся метафизические аспекты природы и вопросы возможности жизни после смерти, взаимоотношения человека с Высшей силой, ответственной за создание жизни на Земле.

Со своей стороны, психология оказывает помощь философии в установлении различных философских истин через логические выводы.

Психология и философия зародились и развивались почти одновременно и, в течение длительного времени, психология являлась составной частью философии. Проблемы, с которыми столкнулись психологи, были не только сложными, но и необычными, что и заставило их обратиться к философии.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Довольно большой круг вопросов психологии практически не поддается экспериментальному анализу, зато во многом решаются философски умозрительно. Надо сказать, что и сам человек, обитающий между природой и обществом, не является полностью биологическим существом и охватить его сущность могут только обе науки.

Общими вопросами для психологии и философии выступают такие вопросы – личностный смысл, цель жизни, политические пристрастия, моральные ценности, мировоззрение человека. Традиционной философско-психологической проблемой является сущность и происхождение сознания человека, природа мышления, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы и др.

В советское время единственной и научно-методологической основой психологии бездоказательно выдавалась марксистско-ленинская философия, которая делилась на материалистическую и идеалистическую. Психология же в это время делилась на советскую и буржуазную. Этот союз двух наук был создан искусственно и, безусловно, не мог быть прочным. В результате, во многих областях психологии начался застой, который особенно коснулся психологии личности и социальной психологии. Однако некоторые материалистические идеи К. Маркса оказали положительное влияние на развитие отечественной психологии.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Сотрудничество психологов и философов сегодня является плодотворным и дает ощутимые результаты в решении целого ряда проблем и, прежде всего, в эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Многолетние исследования в этой области позволили многое узнать о природе интеллекта человека и его развития у детей. Над этой проблемой сегодня трудятся философы, логики и психологи.

Определение понятий

Философия и психология тесно связанные науки. Психология имеет два направления: знание и совокупность черт человека, составляющих его характер. В первом значении это наука, которая изучает механизмы и закономерности психической деятельности общества. Во втором значении это обозначает психические процессы, происходящие в организме человека, которые делают его индивидуальным.

Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и человека. Она отражает состояние общества в определенный момент времени и развивается вместе с ним. Поэтому она непостоянна. В разные исторические эпохи в ней зарождаются течения, на основе которых появляются школы, а философы разделяются во мнении.

Философия психологии

Многие вопросы теоретических основ современной психологии лежат в области знаний философии психологии. Ряд этих вопросов, которые являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования, изучает философия социальной психологии.

Важно, например, определить, какая методология более всего подходит для психологии – ментализм, бихевиоризм или компромисс. В философии психологии есть философские вопросы о природе разума, мозга, познания. Чаще всего они рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума.

Специалистов философии психологии интересует работа, которая проводится в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии, искусственного интеллекта. Несмотря на то, что эти области деятельности связаны между собой, ряд ученых, до настоящего времени сомневаются в том, можно ли психологические явления объяснить при помощи методов нейронауки, вычислительного моделирования и эволюционной теории.

Вопросы возникают в отношении того, насколько целесообразно импортировать методы философии в психологию. Открытым остается вопрос о том, будет ли разум являться исключительно физиологическим явлением и достаточно ли плодотворными будут эволюционные исследования в этой области.

Если подходить к вопросу различий психологии и философии с точки зрения научной методологии, то психология будет зависеть от философии по нескольким причинам:

Есть и два способа, которые позволяют со своей стороны вписаться в психологию – это взаимодействие наук через относительные гипотезы – это ум и правильные способы его изучения, второй способ – общие принципы научных исследований.

Безусловно, между науками есть и различия, несмотря на то, что они обе исследуют поведение человека. Различия заключаются в их методологиях, целях и вопросах морали.

Философия открыта для любого метода, потому что работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Опорой психологии является эмпирическая и статистическая основа, использование количественных и качественных исследований. Психология фокусируется на экспериментах и эмпирической проверке гипотез.

Если говорить о конечных целях каждой науки, то у философии они более абстрактны, а психология сосредотачивается на терапии. Для разъяснения реальностей философия создает философские системы, а психология стремится изолировать некоторые переменные поведения человека. Психологические теории рассматривают биологию человека и его индивидуальные различия.

История развития

Изначально, философия была основной наукой, от которой впоследствии начали отсоединяться отдельные дисциплины. Также произошло и с психологией. Обе дисциплины появились в одно и то же время, но на протяжении существования, психология являлась частью философии и стала отдельной отраслью научной мысли только в 19 веке.

Впервые, об изучении души заговорил Гераклит, который считал, что она сложна для изучения. Он делил общество на две группы:

Психологическая доктрина развивалась в рамках материализма. Следующим развивал эту мысль Демокрит, который предложил теорию атомов. Он считал, что тело состоит из мелких частиц, а душа состоит из еще более мелких частиц. Душу он рассматривал как мотив жизни и признавал ее смертность, которая наступает со смертью носителя.

в чем разница между психологией и философией. Смотреть фото в чем разница между психологией и философией. Смотреть картинку в чем разница между психологией и философией. Картинка про в чем разница между психологией и философией. Фото в чем разница между психологией и философией

Сократ предполагал, что душа – это отголосок божественного разума, к которому следует прислушиваться. Сократ противопоставлял душу и тело. Душа – нематериальна, невидима и бессмертна как Боги. Поэтому со смертью тела, душа продолжает существовать. Сократ предложил идеалистическое понимание души, которое в дальнейшем получило своей развитие.

Продолжил эту тему Платон, который считал, что душа предназначена каждому существу еще до его рождения. Перед тем, как соединиться с телом, она находится в мире идей и знает всё. Но соединившись с телом, она забывает знания. Платон делил психологические явления на:

У мудрого эти три вида явлений находятся в гармонии. Чтобы ее достигнуть, человек должен самосовершенствоваться. Борьба с самим собой в процессе самосовершенствования выражается во снах.

Вершиной развития античной психологии стали работы Аристотеля. Он считал, что душа – часть тела человека, а не привнесенная извне. Душа придает смысл существованию, а тело служит для выполнения цели.

В Средневековье на психологию большое влияние оказывала религия, поэтому душу связывали с божественным началом и верой.

Различия

Психология — это научное исследование поведения людей, умственных процессов и опыта в разных контекстах. Философия определяется как изучение фундаментальной природы знания, реальности и существования.

Психология пытается изучить структуру, функцию и поведенческое происхождение человеческого разума, в то время как философия является критическим анализом фундаментальных убеждений и ценностей.

Обе науки происходят из одних и тех же корней, но психология, согласно академическим требованиям, включила в себя естественнонаучную методологию, а философия остается сугубо гуманитарной дисциплиной.

Предисловие

Очень странное чувство испытываешь, когда возвращаешься к своим текстам десятилетней давности. Оттого, что эти тексты были написаны тобой в двадцать лет, а сейчас тебе, соответственно, тридцать, ощущение странности, какой-то, быть может, даже неловкости только усиливается.
В этой книге – с этого она начинается – речь идет о «способах думать», о том, как принципиально, сущностно менялось мировоззрение всего человечества от момента своего зарождения до наших дней. О том, что эти изменения происходили этапами, но при этом оставались незамеченными; мы так устроены, что заметить подобные перемены в себе действительно крайне сложно, а увидеть прошедшее «прежними глазами» и вовсе никак невозможно.

И вот ты сам возвращаешься к себе прежнему, десятилетней давности, и с ужасом понимаешь, что это не твой текст. «Не твой» в том смысле, что ты – нынешний так

не думаешь, и он абсолютно твой – если ты остался там, в своем прошлом, двадцатилетним. Ты думаешь о том же, ты думаешь, если можно так выразиться, те же самые мысли, но
по-другому
. Исторический опыт всего человечества и опыт твоего личного, какого-то жалкого десятилетия…

Универсальность правил, доказанная личным психологическим опытом, – на этом, собственно, и стоит вся новая методология. Она ищет универсальные правила, правила, по которым в принципе живет все знание, но при этом она в значительной степени, если не сказать – главным образом, опирается на личный опыт, на индивидуальное знание. Это может казаться странным, критически ненаучным, недостоверным, бездоказательным и так далее и тому подобное. Но факт остается фактом – вон там человечество с его развитием отношений со знанием, а вот тут – ты, с твоим собственным принципиальным изменением прежнего видения жизни. Ведь речь идет об универсальных

правилах, которые, раз они такие – универсальные, – должны работать всегда и везде, а значит, и в тебе, в твоей жизни и в твоих личных отношениях со знанием. И они работают. Работают.

Если бы меня еще месяц назад, до того как я сел за редактуру прежнего текста книги, спросили – о чем она? – то я бы, верно, ответил так: «Это книга, написанная как размышление над „вечными темами“ философии, но не с точки зрения философа, а с точки зрения психолога. Отсюда и название – „психософия“. Для психолога самое важное – это некая объективизация того, с чем он имеет дело, а дело он имеет с материей неосязаемой, неконкретной и трудно структурируемой. Но практика требует определенности, и поиски увенчались успехом. Получилось сформулировать принципы, которые позволяют подойти к „психической материи“ достаточно корректно с методологической точки зрения, а главное – по-деловому, с эффектом и с практическим выходом. Поскольку же инструментарий сразу подыскивался а) универсальный, б) для работы с открытыми системами, – то и выходит, что знание это, полученное в области психологии, вполне может быть основанием для работы с другими открытыми системами. Соответственно, полученный результат – новая методология для открытых систем, в чем давно уже нуждается наука».

Когда же я принялся редактировать текст, то понял, что книга совсем не об этом. Во-первых, их не одна (или одна с половиной, как мне раньше казалось), а три. Во-вторых, хотя она и написана как «размышление», автор размышляет только в целях аргументации материала, в действительности же это – вполне строгая, выверенная, где-то даже жесткая методологическая система. В-третьих, тут нет ни «философских вопросов», ни «вечных тем», тут предложение совершенно по-другому взглянуть на феномен знания – не в привычном для нас противопоставлении познающего и познаваемого, а с точки зрения самой природы знания. Наконец, автор не просто допускает возможность строить систему, исходя из человека, помещая его в центр мироздания, определяя его как высшую и суверенную ценность… Не просто. Он так думает, и строит, и помещает, и определяет.

Странное, парадоксальное чувство. Какая точка зрения верна – меня-прежнего или меня-нынешнего, – сказать невозможно. Читатель, впрочем, получит собственное представление от прочитанного, по-своему прочтет и поймет. Но, так или иначе, некий новый способ мышления заявлен, описанные методы, что проверено прошедшими десятью годами, работают и дают очень неплохие результаты, причем как при смене предмета исследования, так и при изменении идеологической парадигмы. Иными словами, принципы новой методологии позволяют конструировать знание как таковое, что, надо полагать, является наиважнейшим фактором всякого научного прогресса. В чем, в чем, а в информации недостатка мы теперь не испытываем, скорее напротив. Методологическая же проблема не в том, чтобы получить новые знания, а в том, чтобы структурировать те, которые уже есть в наличии. Структурировать, разложить по полочкам и оживить. Знание должно работать, оно должно быть полезным, его священный долг – служить человеку. И мне кажется, что психософия с этой задачей справляется.

Изначально, как я уже говорил, это была одна книга, точнее – одна с половиной. Первая называлась «Философия психологии. Начало психософии. Теоретические основы науки о душе человека», вторая так и не успела получить своего названия; речь в ней шла о сущности психотерапевтического процесса. Впоследствии, в 2002 году, то есть спустя семь лет после создания книги, мы получили возможность ее издать (первое издание произошло тремя годами раньше, книга была выпущена символическим тиражом). При подготовке второго издания полностью была переработана та часть книги, которая посвящалась «личности» (структура личности, процессы ее формирования и развития, феномен психотерапевтического сопровождения процесса развития личности). В этом, измененном варианте книга получила название «Психософия: методология, развитие личности и психотерапия». И уже тогда было понятно, что методологическая часть книги и психологическая, хоть они и дополняют друг друга (как могут и должны дополнять друг друга теория и практика), созрели для того, чтобы стать отдельными работами. Теперь же стало очевидно, что на самом деле этих самостоятельных частей, то есть книг – три. Одна посвящена именно методологии, методологии открытых систем, другая – личности, процессам ее формирования и развития, третья – феномену индивидуальных отношений. Все они выйдут теперь отдельными изданиями – «Философия психологии. Новая методология», «Развитие личности. Психология и психотерапия», «Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии».

Книга «Философия психологии. Новая методология» – первая в этом списке. В новой редакции прежних текстов произведены самые незначительные изменения – текст «причесан», по возможности разъяснены некоторые путаные места. Неизменным остался и сносочный материал, поскольку дополнительные ссылки на литературу, появившуюся после 1995 года, сделали бы не совсем корректным ход авторского изложения. Мысли рождаются в том интеллектуальном и информационном пространстве, в котором они рождаются, можно сказать, связаны с ним своей пуповиной, и внесение каких бы то ни было уточнений и дополнений может травмировать текст да и сами мысли. Кроме того, надо сказать, что серьезной редакции тоже не производилось, хотя желание сделать ее было сильным. Но полноценная редакция этого текста превратилась бы в совершенно новую книгу – и содержательно, и структурно, что, наверное, было бы неправильно. А главное – вряд ли получилось бы хорошо, потому что думать по-другому

– это не просто думать иначе, но еще и испытывать другой интерес. Соответственно, мы имеем ту, «старую» книгу, но чуть более аккуратную и более цельную.

В заключение мне бы хотелось поблагодарить своего соавтора – доктора медицинских наук профессора Анатолия Николаевича Алехина. В тот момент, когда зарождалась эта работа, он был моим научным руководителем, впоследствии мы стали коллегами, соавторами и друзьями. Только наши взаимные обсуждения, дискуссии сделали эту книгу возможной. Ее первый текст рождался в настоящем сократическом диалоге – мы обсуждали, спорили, изучали, проверяли свои гипотезы. Способ мышления, предложенный Георгием Петровичем Щедровицким, у которого Анатолий Николаевич имел счастье учиться, был использован нами в практическом применении и на все сто процентов. К сожалению, все реже случаются в науке такие споры и обсуждения. К сожалению…

Я благодарен Анатолию Николаевичу не только как соавтору, но и прежде всего как учителю, именно он показал мне, что значит смотреть на психологию с пытливым любопытством и настоящей исследовательской строгостью, то есть за самое важное – за науку быть ученым. Мы оба, в свою очередь, учились и работали под началом доктора медицинских наук профессора Олега Николаевича Кузнецова. Олег Николаевич был для нас примером научной смелости, открытости, увлеченности делом и воплощением внутренней свободы в отношении к «священной корове» под названием «наука» – в общем, всех тех качеств, без которых, как нам представляется, в науке делать нечего. Он, как и Лев Маркович Веккер, оценил эту работу очень высоко, за что мы им со своей стороны искренне благодарны. Впрочем, когда слышишь подобные оценки из уст таких ученых, кажется, что ты просто не можешь быть этого достоин.

И в довершение этого небольшого предисловия хочется высказать слова благодарности читателям, обратившим внимание на нашу с Анатолием Николаевичем книгу. Очень хочется думать, что она покажется вам интересной и даже полезной. Не секрет, что методологический остов науки давно нуждается в капитальном ремонте, но даже дискуссия на эту тему пока толком так и не открыта. Если же все мы так и продолжим ждать, откладывая на потом серьезный разговор о методологических принципах организации знания, то последствия этого пассивного бездействия предсказать трудно, точнее – страшно и потому не хочется. Возможно, данная работа придаст некоторый импульс этой давно назревшей дискуссии. Авторы со своей стороны очень на это надеются.

Новая область

Философия психологии — относительно молодая область, потому что «научная» психология, то есть психология, которая благоприятствует экспериментальным методам, стала доминировать в психологических исследованиях только в конце XIX века. Одна из проблем философии психологии — оценить достоинства многих различных психологических школ, которые были когда-то и существуют сейчас. Например, использование когнитивной психологии внутренних психических состояний можно сравнить с бихевиоризмом. Философия, психология и саморазвитие — тесно связаны, даже если вспомнить, к примеру, произведения русских классиков, мы видим, что молодые люди, занимающиеся саморазвитием, прежде всего начинают изучать философию.

Темы, которые входят в философию разума, заходят очень далеко. Например, вопросы о самой природе разума, качествах опыта и конкретных вопросах, таких как дискуссии между дуализмом и монизмом, обсуждались в философии на протяжении многих веков.

Общие черты

Философия смотрит на то, как мы относимся к знанию. Она смотрит на то, что можно узнать, и можно ли вообще что-либо узнать. Она рассматривает инструменты, которые работают в логике, и ловушки, которые могут нарушить стройность логической мысли. Философия определяет онтологию и эпистемологию, которые считаются ее разделами. Психология — это исследование того, почему мы думаем так, как думаем, и ведем себя так, как ведем, и что не так с нашим умом, почему иногда мы обращаемся ко злу и насилию, а иногда — и к саморазрушительному поведению. Общее психологии и философии коренится именно здесь, в области исследования человеческого сознания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *