в чем разница между пророком и посланником
В чем отличие пророка от посланника?
Многие думают, что пророк (наби) Бога и посланник(расул) Бога – это одно и то же. Но это не так. Так в чем же разница между ними?
Согласно исламу, посланник (расул) − это человек,который был избран Аллахом, ему ниспослано откровение свыше с конкретным Писанием (книг − Тора,Евангелие, Коран) и поручено донести его до народа.Пророк (наби) − это тоже избранный Аллахом человек,которому было ниспослано только откровение, но не было послано Писание и не было поручено донести его до народа.
Коран ясно указывает на такое различие. В Коране не говорится о том, что Харуну (библ. Араон) и Яхье (библ.Иоанн) было дано Писание (как, например, Моисею –Тора, а Иисусу – Евангелие). Но в Коране говорится о том,что они являются благочестивыми рабами, пророками(наби) и что они были превознесены над мирами.В Коране проводится разграничение между посланником и пророком: «Воистину, мы даровали Мусе Писание(в виде каменных скрижалей, на которых написаны заповеди и законы) и сделали его брата Харуна его помощником» (Сура «аль-Фуркан», 25:35). То есть здесь говорится о том, что Мусе (библ. Моисею) дается Писание(книга), а Харун (библ. Араон) только следует этому писанию.
Или, например, Аллах говорит в Коране, обращаясь к Закарии (библ. Захарии): «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (библ. Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха (приход Иисуса с Евангелием) и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников»» (Сура «аль-Имран», 3:39). В другом аяте говорится: «О, Яхья (библ. Иоанн)! Крепко держи Писание.Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком»(Сура «Марьям», 19:12).
Аллах Всевышний внушает откровение и посланникам,и пророкам. Однако получение откровения не означает,что человек становится посланником. Только те пророки, которые получают священное Писание (Тора,Псалтырь, Евангелие, Коран) путем откровения, являются посланниками. Наш пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был и пророком, и посланником. Он был избран, и ему было ниспослано откровение Аллаха – священный Коран.
Сколько посланников и пророков было отправлено человечеству?
Большинство ученых-богословов утверждает, что пророков было 124 тысячи.Другие говорят, что точное их число известно только Аллаху, так как Аллах упоминает в Коране, что посылал в каждое племя, народ и поселение своего пророка, не оставив ни одной народности или общины.
В Коране Аллах говорит: «…не было ни одного селения, куда бы мы не посылали нашего увещевателя». В Коране упомянуты следующие посланники и пророки:Адам, Идрис, Нух, Ибрахим, Альяса‘, Исхак, Я‘куб, Исма‘ил, Салих, Закария, Аюб,Муса, Шу‘айб, Давуд, Харун, Юсуф, Худ, Лут, Ильяс, Зуль-Кифли, Яхья, Сулайман,‘Иса, Юнус, Мухаммад (мир им и благословение Аллаха!).
Но из всех упомянутых пророков было избрано 313 посланников. Самые известные из них пятеро, которых называют «улуль-‘азми» (великими посланниками): Нух (библ. Ной), Ибрахим (библ. Авраам), Муса (библ. Моисей),Иса (библ. Иисус) и Мухаммад (мир ему и мир им всем и благословение!).Каждый мусульманин должен знать, что пророк и посланник Мухаммад (мир ему и благословение!) является одним из детей Адама (мир ему!), из религии Ибрахима (мир ему!), из рода Исмаила (мир ему!). Он является чистокровным арабом из племени Курайш, рода Хашима, родился в Мекке, его отцом был Абдуллах, а матерью – Амина. Он имел прекрасную внешность: был белокожим с красивым румянцем, был самого лучшего нрава и характера, великодушным,добрым и скромным. По достижении 40 лет Всевышний Аллах возложил на него пророческую и посланническую миссию. На протяжении 23 лет к нему ниспосылался Коран. Он распространил религию Аллаха – ислам. Умер он в Медине в возрасте 63 лет.
Пророки и посланники
Кто такие пророки?
Пророки – это лучшие из людей, рабы, избранные Всевышним, чтобы до¬нести до народа Его религию.
Какая разница между пророком (наби) и посланником (расул)?
Тот, к которому Всевышним Аллахом ниспослано вахью (откровение) с Шариатом и поручено донести этот Шариат до народа, является посланником (расул). А тот, к которому было ниспослано откровение, но не было поручено донести его до народа, является пророком (наби).
Тот, кто не является пророком, не может быть посланником. Посланники – это избранные из пророков.
Сколько посланников и пророков было отправлено Всевышним к народу?
Большинство учёных-богословов говорят, что пророков было 124 тысячи. Другие алимы утверждают, что их точное число известно только Аллаху. Из этих проро¬ков были избраны 313 посланников. Поэтому посланники почётнее пророков. Избранными же из посланников являются пятеро, которых называют «Улуль-‘азми», – Мухаммад, мир ему и благословение, Ибрахим, Муса, Иса, Нух, мир им всем.
Можно ли стать пророком благодаря своим стараниям в поклонении?
Сколько бы человек ни старался в богослужении и самосовершенствовании, он никогда не станет пророком. Всевышний Аллах Сам избирает из людей особых Своих рабов для выполнения пророческой миссии.
Могут ли приближённые к Аллаху люди – авлия – дойти до уровня пророков?
Каким бы величайшим ни был вали, он не достигнет уровня пророка.
Имена каких пророков приведены в Коране?
Это Адам, Идрис, Нух, Ибрахим, Альяса‘, Исхак, Я‘куб, Исма‘ил, Салих, Закария, Аюб, Муса, Шу‘айб, Давуд, Харун, Юсуф, Худ, Лут, Ильяс, Зуль-Кифли, Яхья, Сулайман, ‘Иса, Юнус, Мухаммад (мир им и благословение Аллаха).
Некоторые алимы полагают, что Зуль-Карнайн, Хизри, Лукман и Юша‘ тоже были пророками, другие говорят, что они были из авлия.
Перечислите качества, обязательно присущие пророкам, и те, которые невозможны, а также допустимые для них качества.
Всевышний Аллах наделил пророков совершенными качествами, то есть признаками пророческой миссии, присущими только им. Такими признаками пророков являются:
1. Правдивость. Пророк не может говорить неправду, ибо приходит он со Словом Аллаха. Если бы пророк хоть раз сказал неправду, то это означало бы, что таково веление Всевышнего Аллаха, ибо пророки строго следуют Его велениям. Кроме того, у людей возникли бы сомнения, и они не смогли бы различить в его словах правду и ложь.
2. Непогрешимость. Пророк не может в своём поведении отклониться от пути, указанного Всевышним, то есть совершить греховное, ибо поведение пророка является образцом для подражания остальным людям. Если бы пророк совершил хоть один недостойный поступок, то это означало бы, что таково веление Всевышнего и что такой поступок вправе совершить любой человек.
3. Интеллектуальное совершенство. Пророк не может быть умственно неполноценным человеком, ибо то, с чем он пришёл, – это и есть совершенство. Если бы пророком был глупец, то таковым посчитали бы люди и то, что он проповедует. Кроме того, он не смог бы в дискуссиях отстоять истину, доказать свою правоту людям.
4. Доведение до людей того, что поручено довести до них. Пророки получают откровение от Аллаха и обязаны полностью передать людям то, что велено им Всевышним, ибо они избраны Аллахом именно для доведения до людей истины.
Пророки не могут иметь качества, противоположные перечисленным выше, то есть они недопустимы для них. Это лживость, греховность, умственная ограниченность и сокрытие от людей того, что было поручено им Всевышним Аллахом довести до них.
Кроме того, существует ещё один допустимый для пророков сифат. Это различные состояния людей, не унижающие, не оскорбляющие, то есть не подрывающие их авторитет. Например, сон, болезнь, принятие пищи и питья, женитьба, занятие торговлей, выражение радости и печали и т. д. А такие состояния, которые могут подорвать их авторитет (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), пророкам не присущи.
Итак, всего получилось девять сифатов: четыре обязательных, четыре недопустимых и один допустимый.
Следует также отметить, что пророками могут быть только свободные мужчины.
Каков порядок достоинства народов перед Всевышним Аллахом?
Самые достойные из всего человечества – это пять пророков, называемые «Улуль-‘азми», среди которых самым лучшим является Мухаммад (мир ему и благословение), затем Ибрахим, Муса, Иса, Нух (мир им всем). После них идут другие посланники, а за ними пророки. За пророками следуют старшие ангелы – Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил (мир им) и другие, затем лучшие люди из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Абу Бакр, Умар, Усман, Али (да будет доволен ими Аллах), далее сподвижники, которых Посланник (мир ему и благословение) при жизни поздравил Раем – Талхат бин Убайдуллах, Зубайр бин ‘Авам, Абдуррахман бин ‘Авф, Саид бин Зайд, Са‘ад бин Аби Вакас, Абу Убайдат ибн Джаррах (да будет доволен ими Аллах). После них достойными являются сподвижники, участвовавшие в битвах при Бадре, Ухуде, затем сподвижники «Бай‘ату ризвана», далее остальные сподвижники, таби‘ины и имамы мазхабов.
Некоторые алимы говорят, что среди сподвижников самыми достойными являются дети Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его род. Да будет доволен ими всеми Аллах!
Что необходимо знать каждому мусульманину о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение)?
Каждый мусульманин должен знать, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является одним из детей Адама (мир ему), из религии Ибрахима (мир ему), из рода Исмаила (мир ему). Он является чистокровным арабом из племени Курайш, рода Хашима, родился в Мекке, его отцом был Абдуллах, а матерью – Аминат. Он имел прекрасную внешность: был белокожим с красивым румянцем. При достижении 40 лет Всевышний Аллах возложил на него пророческую миссию.
На протяжении 23 лет к нему ниспосылался Коран. Он распространил религию Аллаха – Ислам. Его Шариат отменил все предыдущие шариаты. Умер он в Медине в возрасте 63 лет и похоронен в комнате Айши, которая ныне находится внутри мечети Пророка (мир ему и благословение).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Есть ли разница между пророком и посланником Бога?
Всевышний Аллах к предыдущим общинам отправлял посланников и пророков (мир им). Они были отправлены, чтобы донести до людей шариат Аллаха, направить их на путь истины и объяснять им религию Аллаха.
Всевышний Аллах для этого подкрепил своих посланников и пророков муъджизатами (способностью творить чудеса) и ясными знамениями, которые подтверждали, что они посланы Господом.
Многих из них люди не принимали, обвиняли во лжи, высмеивали и издевались. Часто случалось так, что их принимала только небольшая часть общины, к которой они были посланы.
Но, несмотря ни на что, посланники и пророки Аллаха (мир им) выполнили свою миссию и донесли до людей то, что им повелел донести Всевышний Аллах. Выполняя свою миссию, они стойко перенесли все тяготы, с которыми встречались на своём пути.
Призывая народы к единобожию, они проявили колоссальное терпение и непоколебимую стойкость. Таким образом, во все времена к разным общинам один за другим отправлялись посланники и пророки (мир им), и завершилось это отправлением Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Слово посланник (расуль) в арабском языке обозначает человека, который послан с поручением. Поэтому посланников Аллаха и назвали этим словом, ибо они были посланы Всевышним с поручением довести до людей миссию (рисалат).
Слово «пророк» («набийюн») в арабском языке происходит от глагола «набаъа», что означает «рассказать». Пророка назвали этим именем (набийюн), потому что он уполномочен рассказывать людям о Всевышнем Аллахе.
А в чём же разница между посланником и пророком?
Некоторые путают эти термины и обычно не видят разницы между ними, и это стало очень распространённой ошибкой среди людей. Некоторые же знают различия между ними, но при этом дают неправильные определения этим понятиям.
Например, есть распространённое мнение, что посланники получают откровение, а пророки не получают, и этим они отличаются друг от друга. Однако это ошибочное и неправильное понимание вопроса.
Существенное же различие между посланником и пророком проявляется в следующем.
Человек, который был избран Аллахом, которому Всевышний Аллах ниспослал вахью (откровение) с Шариатом и поручил довести этот Шариат до людей, является посланником (расуль).
А тот человек, который избран Аллахом и которому было ниспослано откровение, но не было поручено донести его до народа, является пророком (наби). Следовательно, пророк уполномочен устанавливать и подкреплять шариат предыдущего посланника.
Из всего этого вытекает, что термин «посланник» имеет более объёмный смысл, чем слово «пророк», поэтому каждый посланник одновременно является пророком, но не каждый пророк является посланником.
Что общего между посланником и пророком?
Имеются некоторые общие качества, которые присущи и посланникам, и пророкам:
1. все они посланы Всевышним Аллахом;
2. Всевышний Аллах избрал их среди всех своих созданий и людей;
3. вера (иман) в них является одной из составных частей (рукнов) имана (вероубеждения);
4. непризнание их человеком выводит его из религии;
5. целью их миссии является исправление и ведение людей по правильному пути;
6. есть посланники и пророки, которые упоминаются в Священном Коране и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и есть те, о которых там нет упоминаний;
7. их обязанностью является доведение до людей того, что им поручил довести Аллах, и призыв людей к Всевышнему.
Чем они отличаются от остальных людей?
Посланники и пророки отличаются от остальных людей следующим:
1. они получают откровение (вахью);
Всевышний Аллах наделил их этой особенностью, внушая им откровение в разной форме.
2. они непогрешимы и непорочны;
Все посланники и пророки были защищены от впадения в грех.
3. их глаза спят, а сердца бодрствуют;
По этому поводу сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах), рассказывая о ночи вознесения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал:
فَكَانَتْ تِلْكَ، فَلَمْ يَرَهُمْ حَتَّى جَاءُوا لَيْلَةً أُخْرَى فِيمَا يَرَى قَلْبُهُ، وَالنَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَائِمَةٌ عَيْنَاهُ وَلاَ يَنَامُ قَلْبُهُ، وَكَذَلِكَ الأَنْبِيَاءُ تَنَامُ أَعْيُنُهُمْ وَلاَ تَنَامُ قُلُوبُهُمْ،
«В ту [ночь больше ничего не произошло], и он не видел их, пока они не пришли в другую ночь, а [их присутствие] он ощутил своим сердцем, ибо глаза Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спали, но не спало сердце его. И это было присуще всем пророкам: глаза их спали, а сердца бодрствовали». (Бухари, 3750)
4. им даётся выбор перед смертью;
Всевышний Аллах даёт своим посланникам и пророкам право выбора между этим миром и переходом в мир иной. По этому поводу от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ نَبِيٍّ يَمْرَضُ إِلَّا خُيِّرَ بَيْنَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَة
«Каждому пророку при болезни даётся выбор между этой жизнью и ахиратом». (Бухари, 4586)
5. их хоронят в том месте, где они скончались;
Именно поэтому сподвижники (да будет доволен ими Аллах) похоронили Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в комнате Аиши (да будет доволен ею Аллах).
6. их тела не разлагаются в земле;
Всевышний Аллах почтил Своих посланников и пророков ещё и тем, что земля не пожирает их тела. Сколько бы времени ни прошло с момента их смерти, их тела не разлагаются в земле и остаются нетронутыми, в целости и сохранности.
От Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ اللَّهَ قد حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَنْ تَأْكُلَ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ
«Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков». (Ибн Маджах, 1085; Абу Дауд, 1047; Ан-Насаи, 3/91-92)
В той версии этого хадиса, который приводит только Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن الله عز وجل حرَّم على الأرض أجساد الأنبياء
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сделал тела пророков запретными для земли».
Пророки и Посланники получают откровение, при этом каждый из них обязан призывать к соблюдению того, что ему передано. Важно отметить и то, что посланником и пророком может быть только человек.
Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был и пророком, и посланником. Он был избран, и ему было ниспослано откровение Аллаха – священный Коран. Каждый мусульманин должен знать, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является пророком и посланником Аллаха.
Он является арабом из племени Курайш, из рода Хашима, родился в Мекке, его отцом был Абдуллах, а матерью – Амина. Он имел прекрасную внешность: был белокожим с красивым румянцем, был самого лучшего нрава и характера, великодушным, добрым и скромным.
По достижении 40 лет Всевышний Аллах возложил на него пророческую и посланническую миссию. На протяжении 23 лет к нему ниспосылался Коран. Он распространил религию Аллаха – Ислам. Умер он в Медине в возрасте 63 лет.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
В чем разница между пророком и посланником?
Чем отличаются пророки от посланников? (Источник фото: unsplash.com)
К каждой общине, когда люди сбивались с прямого пути, Аллах направлял посланников. Всевышний говорит:
«Потом Мы отправляли одного за другим Наших посланников. Каждый раз, когда к какому-либо народу приходил посланник, они нарекали его лжецом. Мы отправляли их одних за другими на погибель и сделали их предметом сказаний. Да сгинут люди неверующие!» (аль-Муминун, 44).
Всего к общинам было направлено около 124 тысячи пророков, о чем свидетельствуют некоторые хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а посланников было чуть больше 300.
Чем же отличаются пророки и посланники, и почему последних было намного меньше? Некоторые ученые говорили, что они ничем не отличаются, и что все хадисы о численном количестве тех и других являются либо слабыми, либо выдуманными.
Однако большинство ученых, опираясь на коранические аяты и хадисы, все же говорят о том, что слова «пророк» и «посланник» не являются синонимами. Ученые по-разному определяют разницу между ними. Самое распространенное мнение гласит, что и пророк, и посланник получали от Аллаха откровения, однако обязанностью посланника было доведение до людей истины, а у пророка такой обязанности не было.
Аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) в «А’лям аль-хадис» писал: «Пророк (наби) – это тот, кто получает вести (ан-наба) и сообщения от Всевышнего, а посланник, получая эти сообщения, должен еще и передавать их другим. Поэтому каждый посланник – пророк, но не каждый пророк – посланник».
Имам аль-Айни (да помилует его Аллах) в своей книге «аль-Биная шарх аль-хидая» писал: «Разница между «пророком» и посланником» в том, что посланник был отправлен к людям с Писанием и с целью донесения до них посланий Всевышнего Аллаха. Пророк же отправлен к людям, чтобы действовать и проповедовать по тому Писанию, что был ниспослан посланнику до него».
Многие ученые не соглашались с тем мнением, что на пророках не было обязанности доводить до людей послания Всевышнего Аллаха. Они считали, что каждый пророк и посланник призывали людей к истине и к тому, что ниспослал им Всевышний Аллах, но посланник судил по шариату, ниспосланному ему от Аллаха, а пророк судил и принимал решения по шариату прежнего посланника.
Также некоторые определяли разницу между ними в том, что посланники были отправлены к народам, которые не верили в них и отрицали их правдивость. Пророки же были отправлены к верующим народам.
«Таким же образом, какой бы посланник ни приходил к их предшественникам, они обязательно говорили: «Он – колдун или одержимый!» (аз-Зарийят, 52).
Пророки же приходили к верующим людям. Они получали откровения от Всевышнего и указания о том, какие решения им следует принимать. Например, Муса (мир ему) был посланником. Всевышний Аллах отправил его к неверующему народу фараона, который отверг его призыв. Ему была ниспослана Тора, по которой судили ряд других пророков после него.
Есть ли разница между пророком и посланником Аллаха?
В Исламе человек, который был избран Аллахом, и которому Он дал писание, называется посланником (расуль). А тот человек, который избран Аллахом, и которому не было дано писания, является пророком (наби). Такое определение соответствует Корану. Например, в Коране не говорится о том, что Харуну и Яхье (алейхима салям) было дано писание, но говорится о том, что они являются благочестивыми рабами, пророками, и что они были превознесены над мирами.
Например, Аллах Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Закарии (алейхи салям): «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников»» (Али Имран 3/39).
В другом аяте говорится: «О, Яхья! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком» (Марьям 19/12).
В следующем аяте проводится разграничение между посланником и пророком: «Воистину, Мы даровали Мусе писание и сделали его брата Харуна его помощником» (аль-Фуркан 25/35). То есть в этом аяте говорится о том, что Мусе (алейхи салям) дается писание, а Харун (алейхи салям) следует этому писанию.
И наконец, следующий аят упоминает посланников и пророков по их атрибутам: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и коленам, Исе, Айубу, Юнусу, Харуну, Сулейману. Давуду же Мы даровали Забур» (ан-Ниса 4/163).
Аллах Всевышний внушает откровения и посланникам, и пророкам. Однако получение откровения не означает, что человек становится посланником. Однако пророки, которые получают священное писание путем откровения, являются посланниками.