в чем разница между попом и настоятелем

Православная церковная иерархия

ИЕРАР­ХИЯ (греч. ἱεραρχία – букв. озна­чает «свя­щен­но­на­ча­лие») – термин, упо­треб­ля­е­мый в хри­сти­ан­ской бого­слов­ской тер­ми­но­ло­гии в дво­я­ком зна­че­нии.

Струк­тура совре­мен­ной иерар­хи­че­ской лест­ницы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви для боль­шей нагляд­но­сти может быть пред­став­лена сле­ду­ю­щей таб­ли­цей:

Белое духо­вен­ство (жена­тое или в цели­бате)

Черное духо­вен­ство (мона­ше­ству­ю­щее)

Низшие кли­рики (при­чет­ники) пре­бы­вают вне данной трех­сте­пен­ной струк­туры: ипо­ди­а­коны, чтецы, певцы, алтар­ники, поно­мари, цер­ков­ные сто­рожа и другие.

Пра­во­слав­ные, като­лики, а также пред­ста­ви­тели древ­них восточ­ных («дохал­ки­дон­ских») Церк­вей (Армян­ская, Копт­ская, Эфи­оп­ская и др.) осно­вы­вают свою иерар­хию на поня­тии «апо­столь­ского пре­ем­ства». Послед­нее пони­ма­ется в каче­стве ретро­спек­тив­ной непре­рыв­ной (!) после­до­ва­тель­но­сти длин­ной цепи епи­скоп­ских хиро­то­ний, вос­хо­дя­щей к самим апо­сто­лам, руко­по­ло­жив­шим первых епи­ско­пов в каче­стве своих пол­но­власт­ных пре­ем­ни­ков. Таким обра­зом, «апо­столь­ское пре­ем­ство» – это кон­крет­ное («мате­ри­аль­ное») пре­ем­ство епи­скоп­ского руко­по­ло­же­ния. Поэтому носи­те­лями и хра­ни­те­лями внут­рен­ней «апо­столь­ской бла­го­дати» и внеш­ней иерар­хи­че­ской власти в Церкви явля­ются епи­скопы (архи­ереи). Про­те­стант­ские испо­ве­да­ния и секты, а также наши ста­ро­об­рядцы-бес­по­повцы, исходя из дан­ного кри­те­рия, не имеют иерар­хии, т. к. пред­ста­ви­тели их «духо­вен­ства» (руко­во­ди­тели общин и бого­слу­жеб­ных собра­ний) лишь изби­ра­ются (назна­ча­ются) для цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ного слу­же­ния, но не обла­дают внут­рен­ним бла­го­дат­ным даром, сооб­ща­е­мым в таин­стве свя­щен­ства и един­ственно дающим право на совер­ше­ние таинств. (Особый вопрос – о закон­но­сти англи­кан­ской иерар­хии, давно дис­ку­ти­ру­е­мый бого­сло­вами.)

Пред­ста­ви­тели каждой их трех сте­пе­ней свя­щен­ства раз­ли­ча­ются между собой «по бла­го­дати», даро­ван­ной им при воз­ве­де­нии (хиро­то­нии) в кон­крет­ную сте­пень, или «вне­лич­ност­ной свя­то­стью», кото­рая не свя­зана с субъ­ек­тив­ными каче­ствами свя­щен­но­слу­жи­теля. Архи­ерей, как пре­ем­ник апо­сто­лов, обла­дает пол­но­той бого­слу­жеб­ных и адми­ни­стра­тив­ных пол­но­мо­чий внутри своей епар­хии. (Глава помест­ной Пра­во­слав­ной Церкви, авто­ном­ной или авто­ке­фаль­ной, – архи­епи­скоп, мит­ро­по­лит или пат­ри­арх, – только «первый среди равных» внутри епи­ско­пата своей Церкви). Он имеет право совер­шать все таин­ства, в том числе после­до­ва­тельно воз­во­дить в свя­щен­ные сте­пени (руко­по­ла­гать) пред­ста­ви­те­лей своего причта и клира. Только хиро­то­ния во епи­скопа совер­ша­ется «собо­ром» или мини­мум двумя дру­гими епи­ско­пами по опре­де­ле­нию главы Церкви и состо­я­щего при нем синода. Пред­ста­ви­тель второй сте­пени свя­щен­ства (свя­щен­ник) имеет право совер­шать все таин­ства, кроме любой хиро­то­нии или хиро­те­сии (даже во чтеца). Его полная зави­си­мость от архи­ерея, быв­шего в Древ­ней Церкви пре­иму­ще­ствен­ным совер­ши­те­лем всех таинств, выра­жа­ется также и в том, что таин­ство миро­по­ма­за­ния он совер­шает при нали­чии у него ранее освя­щен­ного пат­ри­ар­хом мира (заме­ня­ю­щего собой воз­ло­же­ние рук епи­скопа на главу чело­века), а евха­ри­стию – только при нали­чии полу­чен­ного им от пра­вя­щего архи­ерея анти­минса. Пред­ста­ви­тель низшей сте­пени иерар­хии, дьякон, – только сослу­жи­тель и помощ­ник епи­скопа или свя­щен­ника, не име­ю­щий права совер­шать ни одно таин­ство и бого­слу­же­ние по «свя­щен­ни­че­скому чину». В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти он может лишь кре­стить по «мир­скому чину»; а свое келей­ное (домаш­нее) молит­вен­ное пра­вило и бого­слу­же­ния суточ­ного цикла (Часы) совер­шает по Часо­слову или «мир­скому» Молит­вен­нику, без иерей­ских воз­гла­сов и молитв.

Все пред­ста­ви­тели внутри одной иерар­хи­че­ской сте­пени равны друг другу «по бла­го­дати», дающей им право на строго опре­де­лен­ный круг бого­слу­жеб­ных пол­но­мо­чий и дей­ствий (в этом аспекте только что руко­по­ло­жен­ный дере­вен­ский свя­щен­ник ничем не отли­ча­ется от заслу­жен­ного про­то­пре­сви­тера – насто­я­теля глав­ного при­ход­ского храма Рус­ской Церкви). Раз­ли­чие – только по адми­ни­стра­тив­ному стар­шин­ству и чести. Это под­чер­ки­ва­ется цере­мо­нией после­до­ва­тель­ного воз­ве­де­ния в чины одной сте­пени свя­щен­ства (дья­кона – в про­то­дья­кона, иеро­мо­наха – в игу­мена и т. д.). Она про­ис­хо­дит на Литур­гии во время входа с Еван­ге­лием вне алтаря, на сере­дине храма, как при награж­де­нии каким-либо эле­мен­том обла­че­ния (набед­рен­ни­ком, пали­цей, митрой), что сим­во­ли­зи­рует сохра­не­ние чело­ве­ком дан­ного ему при руко­по­ло­же­нии уровня «вне­лич­ност­ной свя­то­сти». В то же время воз­ве­де­ние (хиро­то­ния) в каждую из трех сте­пе­ней свя­щен­ства имеет место только внутри алтаря, что озна­чает пере­ход руко­по­ла­га­е­мого на каче­ственно новый онто­ло­ги­че­ский уро­вень бого­слу­жеб­ного бытия.

Исто­рия раз­ви­тия иерар­хии в древ­ней­ший период хри­сти­ан­ства до конца не выяс­нена, бес­спорно лишь твер­дое ста­нов­ле­ние совре­мен­ных трех сте­пе­ней свя­щен­ства к III в. с одно­вре­мен­ным исчез­но­ве­нием пер­во­хри­сти­ан­ских арха­и­че­ских сте­пе­ней (про­ро­ков, дидас­ка­лов – «хариз­ма­ти­че­ских учи­те­лей», и др.). Гораздо дольше про­ис­хо­дило фор­ми­ро­ва­ние совре­мен­ного порядка «чинов» (рангов, или гра­да­ций) внутри каждой из трех сте­пе­ней иерар­хии. Смысл их изна­чаль­ных назва­ний, отра­жа­ю­щий кон­крет­ную дея­тель­ность, при этом суще­ственно менялся. Так, игумен (греч. эгу?менос – букв. пра­вя­щий, пред­во­ди­тель­ству­ю­щий, – одного корня с «иге?мон» и «геге­мон»!), пер­во­на­чально – руко­во­ди­тель мона­ше­ской общины или мона­стыря, чья власть осно­вы­ва­ется на личном авто­ри­тете, духовно опыт­ный чело­век, но такой же монах, как осталь­ная «братия», не име­ю­щий ника­кой свя­щен­ной сте­пени. В насто­я­щее время термин «игумен» ука­зы­вает только на пред­ста­ви­теля вто­рого ранга второй сте­пени свя­щен­ства. При этом он может быть насто­я­те­лем мона­стыря, при­ход­ского храма (или рядо­вым свя­щен­ни­ком этого храма), но также просто штат­ным сотруд­ни­ком духов­ного учеб­ного заве­де­ния либо хозяй­ствен­ного (или иного) отдела Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии, чьи долж­ност­ные обя­зан­но­сти не имеют пря­мого отно­ше­ния к его свя­щен­ному сану. Поэтому в данном случае воз­ве­де­ние в оче­ред­ной сан (ранг) – просто повы­ше­ние в звании, долж­ност­ная награда «за выслугу лет», к юбилею или по иному поводу (ана­ло­гично при­сво­е­нию оче­ред­ной воин­ской сте­пени не за уча­стие в воен­ных похо­дах или манев­рах).

3) В науч­ном и обще­ре­че­вом упо­треб­ле­нии слово «иерар­хия» озна­чает:

а) рас­по­ло­же­ние частей или эле­мен­тов целого (какой-либо кон­струк­ции или логи­че­ски закон­чен­ной струк­туры) в убы­ва­ю­щем порядке – от выс­шего к низ­шему (либо наобо­рот);
б) стро­гое рас­по­ло­же­ние слу­жеб­ных чинов и званий в порядке их сопод­чи­не­ния, – как граж­дан­ских, так и воин­ских («иерар­хи­че­ская лест­ница»). Послед­ние пред­став­ляют собой типо­ло­ги­че­ски наи­бо­лее близ­кую свя­щен­ной иерар­хии также трех­сте­пен­ную струк­туру (рядо­вой состав – офи­цер­ство – гене­ра­ли­тет).

Лит.: Лебе­дев А. П. Духо­вен­ство древ­ней все­лен­ской Церкви от времен апо­столь­ских до IXав. М., 1905; Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Лебе­дев А. П. По вопросу про­ис­хож­де­ния пер­во­хри­сти­ан­ской иерар­хии. Сер­гиев Посад, 1907; Мир­ко­ви­чаЛ. Пра­во­славна Литур­гика. Први општи део. Друго изда­нье. Бео­град, 1965 (наа­серб. яз.); Фельми К. Х. Вве­де­ние в совре­мен­ное пра­во­слав­ное бого­сло­вие. М., 1999. С. 254–271; Афа­на­сьев Н., прот. Цер­ковь Духа Свя­того. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition / Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. – 2‑nd ed. London – New York, 1993 (Chap. IV: Ordination. P. 339–398).

Архи­ерей

АРХИ­ЕРЕЙ (греч. archiereus) – в язы­че­ских рели­гиях – «вер­хов­ный жрец» (таково букв. зна­че­ние этого тер­мина), в Риме – Pontifex maximus; в Сеп­ту­а­гинте – высший пред­ста­ви­тель вет­хо­за­вет­ного свя­щен­ства – пер­во­свя­щен­ник ( Лев.3:4 ). В Новом Завете – име­но­ва­ние Иисуса Христа ( Евр.4:14 ), не при­над­ле­жав­шего к Ааро­нову свя­щен­ству (см. Мел­хи­се­дек). В совре­мен­ной пра­во­слав­ной греко-сла­вян­ской тра­ди­ции – родо­вое назва­ние всех пред­ста­ви­те­лей высшей сте­пени иерар­хии, или «епи­ско­пата» (т. е. соб­ственно епи­ско­пов, архи­епи­ско­пов, мит­ро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов). См. Епи­ско­пат, Духо­вен­ство, Иерар­хия, Клир.

Диакон

ДЬЯКОН, ДИАКОН (греч. diakonos – «слуга», «слу­жи­тель») – в древ­не­хри­сти­ан­ских общи­нах – помощ­ник воз­глав­ля­ю­щего евха­ри­сти­че­ское собра­ние епи­скопа. Первое упо­ми­на­ние о Д. – в посла­ниях ап. Павла ( Филип.1:1 и 1Тим.3:8-13 ). Бли­зость его к пред­ста­ви­телю высшей сте­пени свя­щен­ства выра­жа­лась в том, что адми­ни­стра­тив­ные пол­но­мо­чия Д. (соб­ственно – архи­дья­кона) ста­вили его зача­стую над свя­щен­ни­ком (осо­бенно на Западе). Цер­ков­ная тра­ди­ция, гене­ти­че­ски воз­во­дя­щая совре­мен­ный дья­ко­нат к «семи мужам» книги Деяний Апо­столь­ских (6:2–6, – совсем не назван­ных здесь Д.!), в науч­ном отно­ше­нии очень уяз­вима.

В насто­я­щее время Д. – пред­ста­ви­тель низшей, первой сте­пени цер­ков­ной иерар­хии, «слу­жи­тель слова Божия», бого­слу­жеб­ные обя­зан­но­сти кото­рого состоят пре­иму­ще­ствено в гром­ком чтении Св. Писа­ния («бла­го­вест­во­ва­нии»), воз­гла­ше­нии от лица моля­щихся екте­ний, каж­де­нии храма. Цер­ков­ный устав преду­смат­ри­вает его помощь совер­ша­ю­щему про­ско­ми­дию свя­щен­нику. Д. не имеет права совер­шать ни одно бого­слу­же­ние и даже само­сто­я­тельно обла­чаться в свои бого­слу­жеб­ные одежды, но должен каждый раз испра­ши­вать на это «бла­го­сло­ве­ние» свя­щен­но­слу­жи­теля. Чисто вспо­мо­га­тель­ная бого­слу­жеб­ная функ­ция Д. под­чер­ки­ва­ется воз­ве­де­нием его в данный сан на Литур­гии после евха­ри­сти­че­ского канона (и даже на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных даров, не содер­жа­щей евха­ри­сти­че­ского канона). (По жела­нию пра­вя­щего архи­ерея это может про­ис­хо­дить и в иное время.) Он лишь «слу­жи­тель (слуга) при свя­щен­но­дей­ствии» или «левит» (Симеон Солун­ский). Свя­щен­ник может обхо­диться совсем без Д. (это имеет место в основ­ном в бедных сель­ских при­хо­дах). Бого­слу­жеб­ное обла­че­ние Д.: сти­харь, орарь и поручи. Вне­бо­го­слу­жеб­ная одежда, как и у свя­щен­ника, –под­ряс­ник и ряса (но без креста поверх рясы, носи­мого послед­ним). Офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к Д., встре­ча­ю­ще­еся в старой лите­ра­туре, «Ваше бла­го­ве­стие» или «Ваше бла­го­гла­сие» (сейчас не упо­треб­ля­ется). Обра­ще­ние «Ваше пре­по­до­бие» может счи­таться пра­во­моч­ным лишь по отно­ше­нию к мона­ше­ству­ю­щему Д. Быто­вое обра­ще­ние – «отец Д.» или «отец имярек», либо же просто по имени и отче­ству.

Термин «Д.», без уточ­не­ния («просто» Д.), ука­зы­вает на его при­над­леж­ность к белому духо­вен­ству. Пред­ста­ви­тель того же низ­шего ранга в черном духо­вен­стве (мона­ше­ству­ю­щий Д.) име­ну­ется «иеро­дья­кон» (букв. «свя­щен­но­дья­кон»). Он имеет те же обла­че­ния, что и Д. из белого духо­вен­ства; но вне бого­слу­же­ния носит общую всем мона­хам одежду. Пред­ста­ви­тель вто­рого (и послед­него) ранга дья­ко­ната среди белого духо­вен­ства – «про­то­дья­кон» («первый Д.»), исто­ри­че­ски – стар­ший (в бого­слу­жеб­ном аспекте) среди несколь­ких Д., слу­жа­щих вместе в боль­шом храме (соборе). Его отли­чает «двой­ной орарь» и ками­лавка фио­ле­то­вого цвета (дается в каче­стве награды). Награ­дой в насто­я­щее время явля­ется и сам чин про­то­дья­кона, поэтому в одном соборе может быть более одного про­то­дья­кона. Первый среди несколь­ких иеро­дья­ко­нов (в мона­стыре) назы­ва­ется «архи­дья­кон» («стар­ший Д.»). Посто­янно слу­жа­щий с архи­ереем иеро­дья­кон, также обычно воз­во­дится в сан архи­дья­кона. Как и про­то­дья­кон, он имеет двой­ной орарь и ками­лавку (послед­няя – чер­ного цвета); вне­бо­го­слу­жеб­ные одежды – те же, что и у иеро­дья­кона.

В древ­но­сти суще­ство­вал инсти­тут дья­ко­нисс («слу­жи­тель­ниц»), чьи обя­зан­но­сти состо­яли глав­ным обра­зом в уходе за боль­ными жен­щи­нами, в под­го­товке женщин к кре­ще­нию и в слу­же­нии свя­щен­ни­кам при их кре­ще­нии «для бла­го­при­ли­чия». Св. Епи­фа­ний Кипр­ский († 403) подробно объ­яс­няет осо­бен­ное поло­же­ние диа­ко­нисс в связи с их уча­стием в этом таин­стве, реши­тельно исклю­чая их при этом из уча­стия в Евха­ри­стии. Но, согласно визан­тий­ской тра­ди­ции, дья­ко­ниссы полу­чали особое руко­по­ло­же­ние (ана­ло­гич­ное дья­кон­скому) и участ­во­вали в при­ча­ще­нии женщин; при этом они имели право вхо­дить в алтарь и брать св. чашу непо­сред­ственно с пре­стола (!). Воз­рож­де­ние инсти­тута дья­ко­нисс в запад­ном хри­сти­ан­стве наблю­да­ется с 19 в. В 1911 пред­по­ла­га­лась к откры­тию первая община дья­ко­нисс в Москве. Вопрос о воз­рож­де­нии этого инсти­тута обсуж­дался на Помест­ном Соборе РПЦ 1917–18 гг., но, по обсто­я­тель­ствам вре­мени, ника­кого реше­ния при­нято не было.

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М.,1906, с. 196–207; Кирилл (Гун­дяев), архим. К вопросу про­ис­хож­де­ния диа­ко­ната // Бого­слов­ские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201–207; Тро­иц­кий С. В. Диа­ко­ниссы в Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1912.

Диа­ко­нат

ДЬЯ­КО­НАТ (ДИА­КО­НАТ) – низшая сте­пень цер­ков­ной пра­во­слав­ной иерар­хии, вклю­ча­ю­щая в себя 1) дья­кона и про­то­дья­кона (пред­ста­ви­те­лей «белого духо­вен­ства») и 2) иеро­дья­кона и архи­дья­кона (пред­ста­ви­те­лей «чер­ного духо­вен­ства». См. Дьякон, Иерар­хия.

Епи­ско­пат

ЕПИ­СКО­ПАТ – соби­ра­тель­ное назва­ние высшей (тре­тьей) сте­пени свя­щен­ства пра­во­слав­ной цер­ков­ной иерар­хии. Пред­ста­ви­тели Е., име­ну­е­мые также обоб­щенно архи­ере­ями или иерар­хами, в насто­я­щее время рас­пре­де­лены, в порядке адми­ни­стра­тив­ного стар­шин­ства, по сле­ду­ю­щим рангам.

Епи­скоп (греч. episkopos – букв. над­зи­ра­тель, блю­сти­тель) – само­сто­я­тель­ный и пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель «мест­ной церкви» – воз­глав­ля­е­мой им епар­хии, име­ну­е­мой поэтому «епи­ско­пией». Его отли­чи­тель­ная вне­бо­го­слу­жеб­ная одежда – ряса. черный клобук и посох. Обра­ще­ние – Ваше прео­свя­щен­ство. Особая раз­но­вид­ность – т. н. «викар­ный епи­скоп» (лат. vicarius – заме­сти­тель, намест­ник), явля­ю­щийся лишь помощ­ни­ком пра­вя­щего архи­ерея боль­шой епар­хии (мит­ро­по­лии). Он состоит в его непо­сред­ствен­ном веде­нии, испол­няя пору­че­ния по делам епар­хии, и носит титул по одному из горо­дов на ее тер­ри­то­рии. Викар­ный епи­скоп в епар­хии может быть один (в С.-Петербургской мит­ро­по­лии, с титу­лом «Тих­вин­ский») или несколько (в Мос­ков­ской мит­ро­по­лии).

Архи­епи­скоп («стар­ший епи­скоп») – пред­ста­ви­тель вто­рого ранга Е. Пра­вя­щий епи­скоп обычно воз­во­дится в этот сан за какие-либо заслуги либо по исте­че­нии опре­де­лен­ного вре­мени (в каче­стве награды). От епи­скопа он отли­ча­ется только нали­чием жем­чуж­ного кре­стика, наши­того на черном же кло­буке (над лбом). Обра­ще­ние – Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство.

Мит­ро­по­лит (от греч. meter – «мать» и polis – «город»), в хри­сти­ан­ской Рим­ской импе­рии – епи­скоп мит­ро­по­лии («матери горо­дов»), глав­ного города обла­сти или про­вин­ции (дио­цеза). Мит­ро­по­лит может быть и главой Церкви, не име­ю­щей ста­туса пат­ри­ар­хата (Рус­ской Цер­ко­вью до 1589 г. управ­лял мит­ро­по­лит с титу­лом сна­чала Киев­ский, а затем Мос­ков­ский). Сан мит­ро­по­лита в насто­я­щее время дару­ется архи­ерею либо в каче­стве награды (после сана архи­епи­скопа), либо в случае пере­вода на кафедру, обла­да­ю­щую ста­ту­сом мит­ро­по­лии (С.-Петербургская, Кру­тиц­кая). Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность – белый клобук с жем­чуж­ным кре­сти­ком. Обра­ще­ние – Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство.

Экзарх (греч. началь­ник, руко­во­ди­тель) – назва­ние цер­ковно-иерар­хи­че­ской сте­пени, встре­ча­ю­ще­еся с 4 в. Пер­во­на­чально этот титул носили пред­ста­ви­тели только самых видных мит­ро­по­лий (неко­то­рые пре­вра­ти­лись позд­нее в пат­ри­ар­хаты), а также чрез­вы­чай­ные упол­но­мо­чен­ные кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов, посы­лав­ши­еся ими в епар­хии с осо­быми пору­че­ни­ями. В России этот титул впер­вые был усвоен в 1700 г., после смерти патр. Адри­ана, место­блю­сти­телю пат­ри­ар­шего пре­стола Сте­фану Явор­скому. Экзар­хом име­но­вался и глава Гру­зин­ской церкви (с 1811 г.) в период вхож­де­ния ее в состав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В 60‑е – 80‑е гг. 20 в. неко­то­рые загра­нич­ные при­ходы Рус­ской Церкви были объ­еди­нены по тер­ри­то­ри­аль­ному при­знаку в экзар­хаты «Запад­но­ев­ро­пей­ский», «Сред­не­ев­ро­пей­ский», «Цен­трально- и Южно­аме­ри­кан­ский». Управ­ляв­шие иерархи могли быть в сане ниже мит­ро­по­лита. Особое поло­же­ние зани­мал мит­ро­по­лит Киев­ский, носив­ший титул «Пат­ри­ар­ший Экзарх Укра­ины». В насто­я­щее время титул экзарха носит только мит­ро­по­лит Мин­ский («Пат­ри­ар­ший Экзарх всея Бела­руси»).

Пат­ри­арх (букв. «родо­на­чаль­ник») – пред­ста­ви­тель выс­шего адми­ни­стра­тив­ного ранга Е., – глава, иначе пред­сто­я­тель («сто­я­щий впе­реди»), Авто­ке­фаль­ной Церкви. Харак­тер­ная отли­чи­тель­ная осо­бен­ность – белый голов­ной убор с укреп­лен­ным над ним жем­чуж­ным кре­сти­ком. Офи­ци­аль­ный титул главы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси». Обра­ще­ние – Ваше Свя­тей­ше­ство.

Лит.: Устав об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1989; см. статью Иерар­хия.

Иерей

ИЕРЕЙ (греч. hiereus) – в широ­ком смысле – «при­но­ся­щий жертвы» («жрец»), «свя­щен­но­слу­жи­тель» (от hiereuo – «при­но­сить в жертву»). В греч. языке упо­треб­ля­ется как для обо­зна­че­ния слу­жи­те­лей язы­че­ских (мифо­ло­ги­че­ских) богов, так и истин­ного Еди­ного Бога, – т. е. вет­хо­за­вет­ных и хри­сти­ан­ских свя­щен­ни­ков. (В рус­ской тра­ди­ции язы­че­ские свя­щен­ники име­ну­ются «жре­цами».) В узком смысле, в пра­во­слав­ной бого­слу­жеб­ной тер­ми­но­ло­гии, И. – это пред­ста­ви­тель низ­шего ранга второй сте­пени пра­во­слав­ного свя­щен­ства (см. таб­лицу). Сино­нимы: свя­щен­ник, пре­сви­тер, поп (устар.).

Ипо­ди­а­кон

ИПО­ДЬЯ­КОН, ИПО­ДИ­А­КОН (от греч. hupo – «под» и diakonos – «дьякон», «слу­жи­тель») – пра­во­слав­ный цер­ков­но­слу­жи­тель, зани­ма­ю­щей в иерар­хии низ­шего клира поло­же­ние ниже дья­кона, его помощ­ника (что фик­си­рует име­но­ва­ние), но выше чтеца. При посвя­ще­нии во И. посвя­ща­е­мого (чтеца) обла­чают поверх сти­харя в кре­сто­об­разно повя­зан­ный орарь, и архи­ерей читает молитву с воз­ло­же­нием руки на его голову. В древ­но­сти И. при­чис­лялся к клиру и уже не имел права жениться (если до воз­ве­де­ния в этот сан был холост).

Тра­ди­ци­онно в обя­зан­но­сти И. вхо­дила забота о свя­щен­ных сосу­дах и алтар­ных покро­вах, охрана алтаря, выве­де­ние из храма огла­шен­ных во время Литур­гии и др. Появ­ле­ние ипо­дья­ко­ната как осо­бого инсти­тута отно­сят к 1‑й поло­вине 3 в. и свя­зы­вают с обы­чаем Рим­ской церкви не пре­вы­шать в одном городе число дья­ко­нов выше семи (см. Деян.6:3-6 ). В насто­я­щее время ипо­дья­кон­ское слу­же­ние можно видеть только во время архи­ерей­ского бого­слу­же­ния. Ипо­дья­коны не состоят в клире одного храма, но зачис­ля­ются в штат к опре­де­лен­ному архи­ерею. Они сопро­вож­дают его во время обя­за­тель­ных поез­док по храмам епар­хии, при­слу­жи­вают во время бого­слу­же­ния – обла­чают его перед нача­лом службы, подают воду для омо­ве­ния рук, участ­вуют в спе­ци­фи­че­ских цере­мо­ниях и дей­ствах, отсут­ству­ю­щих при обыч­ном бого­слу­же­нии, – а также выпол­няют раз­лич­ные вне­хра­мо­вые пору­че­ния. Чаще всего И. бывают сту­денты духов­ных учеб­ных заве­де­ний, для кото­рых это слу­же­ние ста­но­вится необ­хо­ди­мой сту­пе­нью к даль­ней­шему вос­хож­де­нию по иерар­хи­че­ской лест­нице. Архи­ерей сам постри­гает своих И. в мона­ше­ство, руко­по­ла­гает в свя­щен­ный сан, под­го­тав­ли­вая к даль­ней­шему само­сто­я­тель­ному слу­же­нию. В этом про­сле­жи­ва­ется важное пре­ем­ство: многие совре­мен­ные иерархи прошли через «ипо­дья­кон­ские школы» видных архи­ереев стар­шего поко­ле­ния (иногда еще доре­во­лю­ци­он­ной хиро­то­нии), уна­сле­до­вав их бога­тую литур­ги­че­скую куль­туру, систему цер­ковно-бого­слов­ских взгля­дов и манеру обще­ния. См. Дьякон, Иерар­хия, Хиро­то­ния.

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Вени­а­мин (Румов­ский-Крас­но­пев­ков В. Ф.), архиеп. Новая Скри­жаль, или Объ­яс­не­ние о Церкви, Литур­гии и о всех служ­бах и утва­рях цер­ков­ных. М., 1992. Т. 2. С. 266–269; Сочи­не­ния блаж. Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994. С. 213–218.

КЛИР (греч. – «жребий», «доля, достав­ша­яся по жребию») – в широ­ком зна­че­нии – сово­куп­ность свя­щен­но­слу­жи­те­лей (духо­вен­ства) и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (ипо­дья­коны, чтецы, певцы, поно­мари, алтар­ники). «Кли­рики так назы­ва­ются потому, что они изби­ра­ются в цер­ков­ные сте­пени так же, как избран был по жребию Матфий [ Деян.1:26 ], постав­лен­ный апо­сто­лами» (Бл. Авгу­стин). По отно­ше­нию к хра­мо­вому (цер­ков­ному) слу­же­нию люди делятся на сле­ду­ю­щие кате­го­рии.

I. В Ветхом Завете: 1) «клир» (пер­во­свя­щен­ники, свя­щен­ники и «левиты» (низшие слу­жи­тели) и 2) народ. Прин­цип иерар­хии здесь – «родо­пле­мен­ной», поэтому «кли­ри­ками» явля­ются только пред­ста­ви­тели «колена» (пле­мени) Ле“вия: пер­во­свя­щен­ники – прямые пред­ста­ви­тели рода Аарона; свя­щен­ники – пред­ста­ви­тели того же рода, но не обя­за­тельно прямые; левиты – пред­ста­ви­тели других родов того же колена. «Народ» – пред­ста­ви­тели всех осталь­ных колен Изра­и­ле­вых (а также при­няв­шие рели­гию Моисея не изра­иль­тяне).

II. В Новом Завете: 1) «клир» (свя­щенно– и цер­ков­но­слу­жи­тели) и 2) народ. Наци­о­наль­ный кри­те­рий упразд­ня­ется. Свя­щенно– и цер­ков­но­слу­жи­те­лями могут стать все муж­чины хри­сти­ане, соот­вет­ству­ю­щие опре­де­лен­ным кано­ни­че­ским нормам. Допус­ка­ется уча­стие женщин (вспо­мо­га­тель­ные долж­но­сти: «диа­ко­ниссы» в Древ­ней Церкви, певицы, при­служ­ницы в храме и др.), при этом к «кли­ри­кам» они не при­чис­ля­ются (см. Дьякон). «Народ» (миряне) – все осталь­ные хри­сти­ане. В Древ­ней Церкви «народ», в свою оче­редь, под­раз­де­лялся на 1) мирян и 2) мона­хов (при воз­ник­но­ве­нии этого инсти­тута). Послед­ние отли­ча­лись от «мирян» только обра­зом жизни, зани­мая по отно­ше­нию к клиру такое же поло­же­ние (при­ня­тие свя­щен­ного сана счи­та­лось несов­ме­сти­мым с мона­ше­ским иде­а­лом). Однако этот кри­те­рий не являлся абсо­лют­ным, и вскоре монахи стали зани­мать высшие цер­ков­ные долж­но­сти. Содер­жа­ние поня­тия К. изме­ня­лось на про­тя­же­нии веков, при­об­ре­тая доста­точно про­ти­во­ре­чи­вые зна­че­ния. Так, в самом широ­ком зна­че­нии в поня­тие К. вклю­ча­ется, наряду со свя­щен­ни­ками и дья­ко­нами, и высшее духо­вен­ство (епи­ско­пат, или архи­ерей­ство), – так у Тер­тул­ли­ана: клир (ordo) и миряне (plebs). Напро­тив, в узком зна­че­нии, также зафик­си­ро­ван­ном в первые века хри­сти­ан­ства, К. – одни лишь цер­ков­но­слу­жи­тели ниже дья­кона (наши при­чет­ники). В Древ­не­рус­ской Церкви клир – сово­куп­ность алтар­ных и вне­ал­тар­ных слу­жи­те­лей, за исклю­че­нием архи­ерея. Совре­мен­ный К. в широ­ком смысле вклю­чает в себя как свя­щен­но­слу­жи­те­лей (руко­по­ло­жен­ное духо­вен­ство), так и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, или при­чет­ни­ков (см. Причт).

Лит.: Еле­он­ский Ф. Г. О вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Поле­мика по вопросу о вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве и сущ­но­сти свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния вообще. СПб., 1882; и при статье Иерар­хия.

Место­блю­сти­тель

МЕСТО­БЛЮ­СТИ­ТЕЛЬ – чело­век, вре­менно испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти госу­дар­ствен­ного или цер­ков­ного дея­теля высо­кого ранга (сино­нимы: намест­ник, экзарх, вика­рий). В рус­ской цер­ков­ной тра­ди­ции так име­ну­ется только «М. пат­ри­ар­шего пре­стола», – архи­ерей, управ­ля­ю­щего Цер­ко­вью после смерти одного пат­ри­арха до избра­ния дру­гого. Наи­бо­лее известны в этом каче­стве митр. Стефан (Явор­ский), митp. Петp (Полян­ский) и митр. Сеpгий (Стpа­гоpод­ский), став­ший пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси в 1943 г.

Пат­ри­арх

ПАТ­РИ­АРХ (ПАТ­РИ­АРХИ) (греч. patriarches – «родо­на­чаль­ник», «пра­о­тец») – важный термин биб­лей­ско-хри­сти­ан­ской рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, упо­треб­ля­ю­щийся пре­иму­ще­ственно в сле­ду­ю­щих зна­че­ниях.

1. Библия назы­вает П.-ми, во-первых, родо­на­чаль­ни­ков всего чело­ве­че­ства («допо­топ­ные П.-и»), во-вторых, – родо­на­чаль­ни­ков народа изра­иль­ского («пра­отцы народа Божия»). Все они жили до Мои­се­ева закона (см. Ветхий Завет) и потому явля­лись исклю­чи­тель­ными хра­ни­те­лями истин­ной рели­гии. Первые десять П., от Адама до Ноя, сим­во­ли­че­ская гене­а­ло­гия кото­рых пред­став­лена книгой Бытия (5 гл.), были наде­лены необы­чай­ным дол­го­ле­тием, необ­хо­ди­мым для сохра­не­ния вве­рен­ных им обе­то­ва­ний на этом первом земной исто­рии после гре­хо­па­де­ния. Из них выде­ля­ются Енох, живший «всего» 365 лет, «потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), и его сын Мафу­сал, напро­тив, живший долее других, 969 лет, и умер­ший, согласно иудей­скому пре­да­нию, в год потопа (отсюда выра­же­ние «мафу­са­лов, или мафу­са­и­лов, воз­раст»). Вторая кате­го­рия биб­лей­ских П. начи­на­ется с Авра­ама, родо­на­чаль­ника нового поко­ле­ния веру­ю­щих.

2. П. – пред­ста­ви­тель выс­шего ранга хри­сти­ан­ской цер­ков­ной иерар­хии. Титул П. в стро­гом кано­ни­че­ском зна­че­нии уста­нов­лен Чет­вер­тым Все­лен­ским (Хал­ки­дон­ским) собо­ром 451 г., кото­рый при­своил его епи­ско­пам пяти глав­ных хри­сти­ан­ских цен­тров, опре­де­лив их поря­док в дипти­хах по «стар­шин­ству чести». Первое место при­над­ле­жало рим­скому епи­скопу, за ним сле­до­вали епи­скопы кон­стан­ти­но­поль­ский, алек­сан­дрий­ский, антио­хий­ский и иеру­са­лим­ский. Позд­нее титул П. полу­чали и главы других Церк­вей, причем, кон­стан­ти­но­поль­ский П., после раз­рыва с Римом (1054 г.), полу­чил пер­вен­ство в пра­во­слав­ном мире.

На Руси пат­ри­ар­ше­ство (как форма прав­ле­ния Цер­ко­вью) было уста­нов­лено в 1589г. (до этого Цер­ко­вью управ­ляли мит­ро­по­литы с титу­лом сна­чала «киев­ский», а затем «мос­ков­ский и всея Руси»). Позд­нее рус­ский пат­ри­арх был утвер­жден восточ­ными пат­ри­ар­хами пятым по стар­шин­ству (после иеру­са­лим­ского). Первый период пат­ри­ар­ше­ства про­дол­жался 111 лет и фак­ти­че­ски закон­чился со смер­тью деся­того по счету пат­ри­арха Адри­ана (1700 г.), а юри­ди­че­ски – в 1721 г., с упразд­не­нием самого инсти­тута пат­ри­ар­ше­ства и заме­ной его кол­лек­тив­ным орга­ном цер­ков­ного прав­ле­ния – Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Сино­дом. (С 1700 по 1721 г. Цер­ко­вью управ­лял мит­ро­по­лит рязан­ский Стефан Явор­ский с титу­лом «место­блю­сти­тель пат­ри­ар­шего пре­стола».) Второй пат­ри­ар­ший период, начав­шийся с вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства в 1917 г., про­дол­жа­ется по насто­я­щее время.

В насто­я­щее время суще­ствуют сле­ду­ю­щие пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хаты: кон­стан­ти­но­поль­ский (Турция), алек­сан­дрий­ский (Египет), антио­хий­ский (Сирия), иеру­са­лим­ский, мос­ков­ский, гру­зин­ский, серб­ский, румын­ский и бол­гар­ский.

Кроме того, титул П. имеют главы неко­то­рых других хри­сти­ан­ских (восточ­ных) Церк­вей – Армян­ской (П.-католикос), Маро­нит­ской, Несто­ри­ан­ской, Эфи­оп­ской, и др. Со вре­мени Кре­сто­вых похо­дов на хри­сти­ан­ском востоке суще­ствуют т. н. «латин­ские пат­ри­архи», нахо­дя­щи­еся в кано­ни­че­ском под­чи­не­нии Рим­ской Церкви. Этот же титул, виде почет­ного отли­чия, имеют и неко­то­рые запад­ные като­ли­че­ские епи­скопы (вене­ци­ан­ский, лис­са­бон­ский).

Лит.: Лебе­дев А. Вет­хо­за­вет­ное веро­уче­ние во вре­мена пат­ри­ар­хов. Спб., 1886; Робер­сон Р. Восточ­ные Хри­сти­ан­ские Церкви. СПб., 1999.

Поно­марь

ПОНО­МАРЬ (или « пара­мо­нарь «, – греч. paramonarios, – от paramone, лат. mansio – «пре­бы­ва­ние», «нахож­де­ние «) – цер­ков­ный при­чет­ник, низший слу­жи­тель («дьячок»), пер­во­на­чально выпол­няв­ший функ­цию сто­рожа свя­щен­ных мест и мона­сты­рей (вне и внутри ограды). О П. упо­ми­на­ется во 2‑м пра­виле IV Все­лен­ского собора (451 г.). В латин­ском пере­воде цер­ков­ных правил – «ман­си­о­на­рий» (mansionarius), при­врат­ник в храме. Гри­го­рий Вели­кий счи­тает его обя­зан­но­стью воз­жже­ние све­тиль­ни­ков при бого­слу­же­нии и назы­вает «хра­ни­те­лем церкви». Воз­можно, в древ­но­сти визан­тий­ский П. соот­вет­ство­вал запад­ному villicus («управ­ля­ю­щий», «рас­по­ря­ди­тель») – лицу, рас­по­ря­жав­ше­муся при бого­слу­же­нии выбо­ром и упо­треб­ле­нием цер­ков­ных вещей (наш позд­ней­ший риз­ни­чий или сакел­ла­рий). Согласно «Учи­тель­ному изве­стию» сла­вян­ского Слу­жеб­ника (назы­ва­ю­щего П. «слу­жи­те­лем алтаря»), его обя­зан­но­сти состоят в том, чтобы «…вно­сить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, воз­жи­гать и гасить свечи, при­го­тов­лять и пода­вать иерею кадиль­ницу и теп­лоту, часто и с бла­го­го­ве­нием уби­рать и очи­щать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и пото­лок от пыли и пау­тины» (Слу­жеб­ник. Часть II. М., 1977. С. 544–545). В Типи­коне П. назы­ва­ется «пара­екк­ли­си­ар­хом» или «кан­ди­ло­воз­жи­га­те­лем» (от kandela, lampas – «лам­пада», «све­тиль­ник»). Cевер­ные (левые) двери ико­но­стаса, веду­щие в ту часть алтаря, где нахо­дятся ука­зан­ные поно­мар­ские при­над­леж­но­сти и кото­рыми пре­иму­ще­ственно поль­зу­ются П., назы­ва­ются поэтому «поно­мар­скими». В насто­я­щее время в Пра­во­слав­ной Церкви особой долж­но­сти П. не суще­ствует: в мона­сты­рях обя­зан­но­сти П. в основ­ном лежат на послуш­ни­ках и про­стых мона­хах (не име­ю­щих руко­по­ло­же­ния), а в при­ход­ской прак­тике рас­пре­де­ля­ются между чте­цами, алтар­ни­ками, сто­ро­жами и убор­щи­цами. Отсюда выра­же­ние «читать как поно­марь» и име­но­ва­ние поме­ще­ния сто­рожа при храме – «поно­марка».

Пре­сви­тер

ПРЕ­СВИ­ТЕР (греч. presbuteros – «ста­рей­шина», «старец») – в литур­гич. тер­ми­но­ло­гии – пред­ста­ви­тель низ­шего ранга второй сте­пени пра­во­слав­ной иерар­хии (см. таб­лицу). Сино­нимы: свя­щен­ник, иерей, поп (устар.).

Пре­сви­тер­ство

ПРЕ­СВИ­ТЕР­СТВО (иерей­ство, свя­щен­ство) – общее (родо­вое) наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей второй сте­пени пра­во­слав­ной иерар­хии (см. таб­лицу).

Причт

ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕР­КОВ­НЫЙ (слав. причьтъ – «состав», «собра­ние», от гл. при­чи­тати – «при­чис­лять», «при­со­еди­нять») – в узком смысле – сово­куп­ность низших цер­ков­но­слу­жи­те­лей, вне трех­сте­пен­ной иерар­хии. В широ­ком смысле – сово­куп­ность как свя­щен­но­слу­жи­те­лей, или кли­ри­ков (см. клир), так и соб­ственно при­чет­ни­ков, вместе состав­ля­ю­щих штат одного пра­восл. храма (церкви). К послед­ним отно­сятся пса­лом­щик (чтец), поно­марь, или дьячок, све­ще­но­сец, певцы. В дорев. России состав П. опре­де­лялся по штатам, утвер­жда­е­мым кон­си­сто­рией и архи­ереем, и зави­сел от раз­мера при­хода. При­ходу с насе­ле­нием до 700 душ муж. пола пола­гался П. из свя­щен­ника и пса­лом­щика, при­ходу с боль­шим насе­ле­нием – П. из свя­щен­ника, дья­кона и пса­лом­щика. П. мно­го­люд­ных и бога­тых при­хо­дов могли состо­ять из неск. свя­щен­ни­ков, дья­ко­нов и при­чет­ни­ков. На учре­жде­ние нового П. или изме­не­ние штатов архи­ерей запра­ши­вал раз­ре­ше­ние Синода. Доходы П. скла­ды­ва­лись гл. обр. из платы за совер­ше­ние треб. П. сель­ской церкви обес­пе­чи­ва­лись землей (не менее 33 деся­тины на П.), неко­то­рые из них жили в церк. домах, значит. часть с сер. 19 в. полу­чила казен­ное жало­ва­нье. По церк. уставу 1988 П. опре­де­ля­ется в составе свя­щен­ника, дья­кона и пса­лом­щика. Число членов П. изме­ня­ется по просьбе при­хода и в соот­вет­ствии с его нуж­дами, но не может быть менее 2 чел. – свя­щен­ника и пса­лом­щика. Глава П. – насто­я­тель храма: свя­щен­ник или про­то­и­е­рей.

СВЯ­ЩЕН­НИК – см. Иерей, Пре­сви­тер, Иерар­хия, Клир, Хиро­то­ния

ХИРО­ТЕ­СИЯ – см. Хиро­то­ния.

Хиро­то­ния

ХИРО­ТО­НИЯ – внеш­няя форма таин­ства свя­щен­ства, соб­ственно его куль­ми­на­ци­он­ный момент – дей­ствие воз­ло­же­ния рук на воз­во­ди­мого в свя­щен­ный сан пра­вильно избран­ного став­лен­ника.

В древ­не­греч. языке слово cheirotonia озна­чает подачу голо­сов в народ­ном собра­нии через под­ня­тие рук, т. е. выборы. В ново­греч. языке (и цер­ков­ном сло­во­упо­треб­ле­нии) нахо­дим два близ­ких тер­мина: cheirotonia, хиро­то­ния – «руко­по­ло­же­ние» и cheirothesia, хиро­те­сия – «руко­воз­ло­же­ние». Гре­че­ский Евхо­ло­гий каждое постав­ле­ние (воз­ве­де­ние в сан) – от чтеца до епи­скопа (см. Иерар­хия) – назы­вает Х. В рус­ском Чинов­нике и литур­ги­че­ских руко­вод­ствах упо­треб­ля­ются как остав­лен­ные без пере­вода греч. тер­мины, так и их слав. экви­ва­ленты, кото­рые при этом искус­ственно раз­ли­ча­ются, хотя и не до конца строго.

Постав­ле­ние 1) епи­скопа: руко­по­ло­же­ние и Х.; 2) пре­сви­тера (свя­щен­ника) и дья­кона: руко­по­ло­же­ние и Х.; 3) ипо­дья­кона: Х., посвя­ще­ние и хиро­те­сия; 4) чтеца и певца: посвя­ще­ние и хиро­те­сия. На прак­тике гово­рится обычно о «хиро­то­нии» епи­скопа и «руко­по­ло­же­нии» свя­щен­ника и дья­кона, хотя оба слова имеют иден­тич­ное зна­че­ние, вос­ходя к одному греч. тер­мину.

Т. обр., Х. сооб­щает бла­го­дать свя­щен­ства и явля­ется воз­ве­де­нием («руко­по­ло­же­нием») в одну из трех сте­пе­ней свя­щен­ства; совер­ша­ется она в алтаре и при этом чита­ется молитва «Боже­ствен­ная бла­го­дать…». Хиро­те­сия же не явля­ется «руко­по­ло­же­нием» в соб­ствен­ном смысле, но лишь служит знаком допу­ще­ния чело­века (при­чет­ника, – см.) к испол­не­нию какого-либо низ­шего цер­ков­ного слу­же­ния. Поэтому она совер­ша­ется на сере­дине храма и без чтения молитвы «Боже­ствен­ная бла­го­дать…» Исклю­че­ние из этой тер­ми­но­ло­ги­че­ской диф­фе­рен­ци­а­ции допус­ка­ется лишь в отно­ше­нии ипо­дья­кона, что для насто­я­щего вре­мени явля­ется ана­хро­низ­мом, напо­ми­на­нием о его месте в древ­не­цер­ков­ной иерар­хии.

В древ­них визан­тий­ских руко­пис­ных Евхо­ло­гиях сохра­нился неко­гда широко рас­про­стра­нен­ный в пра­во­слав­ном мире чин Х. дья­ко­ниссы, ана­ло­гич­ный Х. дья­кона (также перед св. пре­сто­лом и с чте­нием молитвы «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»). Печат­ные книги его уже не содер­жат. Евхо­ло­гий Я. Гоара дает этот чин не в основ­ном тексте, но среди вари­ан­тов руко­пи­сей, т. н. variae lectiones (Goar J. Eucologion sive Rituale Graecorum. Ed. secunda. Venetiis, 1730. P. 218–222).

Кроме этих тер­ми­нов для обо­зна­че­ния руко­по­ло­же­ния в прин­ци­пи­ально раз­лич­ные иерар­хи­че­ские сте­пени – соб­ственно свя­щен­ни­че­ские и низшие «при­чет­ни­че­ские», име­ются также другие, ука­зы­ва­ю­щие на воз­ве­де­ние в раз­лич­ные «чины цер­ков­ные» (ранги, «долж­но­сти») внутри одной сте­пени свя­щен­ства. «Про­из­ве­де­ние во архи­ди­а­кона, …игу­мена, …архи­манд­рита»; «После­до­ва­ние во еже сотво­рити про­то­пре­сви­тера»; «Воз­ве­де­ние архи­ди­а­кона или про­то­ди­а­кона, про­то­пре­сви­тера или про­то­и­е­рея, игу­мена или архи­манд­рита».

Лит.: Дмит­ри­ев­ский А. А. Став­лен­ник. Киев, 1904; Несе­лов­ский А. Чины хиро­те­сий и хиро­то­ний. Каме­нец-Подольск, 1906; Николь­ский К. Посо­бие к изу­че­нию устава Бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1995. С. 701–721; Vagaggini C. L» ordinazione delle diaconesse nella tradizione greca e bizantina // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1974. N 41; и лит. при ста­тьях Архи­ерей, Иерар­хия, Дьякон, Свя­щен­ник, Свя­щен­ство.

При­ло­же­ние

ИНОК – древ­не­рус. назва­ние монаха, иначе – чер­неца. В ж. р. – инока, соврем. – ино­киня (мона­хиня, чер­ница).

Про­ис­хож­де­ние назва­ния объ­яс­ня­ется двояко. 1. И. – «оди­но­кий» (как пере­вод греч. monos – «один», «оди­но­кий»; monachos – «отшель­ник», «монах»). «Инок наре­чется, понеже един бесе­дует к Богу день и нощь» («Пан­декты» Никона Чер­но­горца, 36). 2. Другое тол­ко­ва­ние выво­дит назва­ние И. из иного образа жизни при­няв­шего мона­ше­ство: он «иначе должен вести жизнь свою от мир­ского пове­де­ния» (Дья­ченко Г., свящ. Полный цер­ковно-сла­вян­ский сло­варь. М., 1993, с. 223).

В совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном цер­ков­ном оби­ходе «иноком» назы­вают не монаха в соб­ствен­ном смысле, но рясо­фор­ного (греч. «нося­щего рясу») послуш­ника, – до постри­же­ния его в «малую схиму» (обу­слов­лен­ную окон­ча­тель­ным при­ня­тием мона­ше­ских обетов и наре­че­нием нового имени). И. – как бы «ново­на­чаль­ный монах»; кроме рясы он полу­чает также ками­лавку. И. сохра­няет мир­ское имя и волен в любое время пре­кра­тить про­хож­де­ние послуш­ни­че­ства и вер­нуться к преж­ней жизни, что для монаха, по пра­во­слав­ным зако­нам, уже невоз­можно.

Ино­че­ство (в старом зна­че­нии) – мона­ше­ство, чер­ни­че­ство. Ино­че­ство­вать – вести мона­ше­скую жизнь.

Миря­нин

МИРЯ­НИН – тот, кто живет в миру, свет­ский («мир­ской») чело­век, не при­над­ле­жа­щий к клиру и к мона­ше­ству.

М. – пред­ста­ви­тель цер­ков­ного народа, при­ни­ма­ю­щий молит­вен­ное уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии. Дома он может совер­шать все бого­слу­же­ния, при­ве­ден­ные в Часо­слове, Молит­во­слове или ином бого­слу­жеб­ном сбор­нике, опус­кая свя­щен­ни­че­ские воз­гласы и молитвы, а также дья­кон­ские екте­ньи (если они содер­жатся в бого­слу­жеб­ном тексте). В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти (при отсут­ствии свя­щен­но­слу­жи­теля и смер­тель­ной опас­но­сти), М. может совер­шить таин­ство кре­ще­ния. В первые века хри­сти­ан­ства права мирян несрав­нимо пре­вос­хо­дили совре­мен­ные, про­сти­ра­ясь до избра­ния не только насто­я­теля при­ход­ского храма, но даже епар­хи­аль­ного архи­ерея. В древ­ней и сред­не­ве­ко­вой Руси М. под­ле­жали общим кня­же­ским судебно-адми­нистр. уста­нов­ле­ниям в отли­чие от людей цер­ков­ных, нахо­див­шихся под юрис­дик­цией мит­ро­по­лита и епи­скопа.

Лит.: Афа­на­сьев Н. Слу­же­ние мирян в Церкви. М., 1995; Фила­тов С. «Анар­хизм» мирян в рус­ском пра­во­сла­вии: Тра­ди­ции и пер­спек­тивы // Стра­ницы: Журнал Библ.-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1999. N 4:1; Минней Р. Уча­стие мирян в рели­ги­оз­ном обра­зо­ва­нии в России // Там же; Миряне в Церкви: Мате­ри­алы меж­ду­нар. богосл. конфер. М., 1999.

Риз­ни­чий

РИЗ­НИ­ЧИЙ (греч. сакел­ла­рий, sakellarios):

1) заве­ду­ю­щий цар­скими одеж­дами, цар­ский тело­хра­ни­тель; 2) в мона­сты­рях и собо­рах – хра­ни­тель цер­ков­ной утвари, клю­чарь.

Статья была опуб­ли­ко­вана в Рос­сий­ском Гума­ни­тар­ном энцик­ло­пе­ди­че­ском сло­варе (СПб., 2002. Т. 2, с. 58–59) и в епар­хи­аль­ном жур­нале «Вода живая: Санкт-Петер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник», №5 (2007), с. 62–63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *