в чем разница между подсознанием и бессознательным
Статья №2: Бессознательное или подсознание? Основные идеи о бессознательном
Использование терминов «бессознательное», «подсознание» и концепта «Оно» как синонимов – лучший способ растерять всякую осмысленность в употреблении этих слов. Фрейдовским и, по сути, психоаналитическим является понятие «бессознательное» – даже при многочисленных признаниях аналитиков сколь неудачным является этот термин. Лакан однажды скажет, что «слово это неудобно тем, что представляет собой отрицание, так что вообразить по его поводу можно все на свете», а Жак-Ален Миллер из Новой Лакановской школы даже предложил заменить его в современной клинике неологизмом «парлетр» (parletre – говорящее тело/говорящее существо/говорящее бытие). Подсознание – это термин, отсылающий к совершенно иной традиции понимания психики и ее скрытой стороны.
Краткая история идеи
Здесь уместно сделать небольшое тематическое отступление в историю идей. Когда говорят об открытии Фрейда, то обычно понимают под этим создание первой теоретической концепции о бессознательной части нашей психики. Это совершенно неверно. О том, что человек – отнюдь не целиком разумное существо, было известно еще в архаичных культурах. Античная классическая философия в лице Платона и Аристотеля очень четко делит душу человека на три части, из которых две неразумны [причем одна отвечает за аффекты и страсти, а другая – за животные потребности – прим. автора]. О неосознанных частях души писали Августин, Декарт, Спиноза и Лейбниц. А немецкие романтики сделают иррациональную стихийную часть души главным объектом своей философии. Так что пока никакого открытия здесь не просматривается.
Однако если мы внимательно посмотрим на то, как философы классической эпохи говорят о бессознательном, то мы обнаружим, что это то, что стоило бы называть «не-осознанное». Базовая предпосылка такой философии сознания такова: наша душа/сознание прозрачны для наблюдения, в них есть лишь то, что еще не попало в свет разума, но никаких принципиальных преград этому нет. Лишь Лейбниц теоретически обосновывает, что в человеческой душе могут существовать столь малые переживания (теория малых перцепций), что мы никогда их не отследим, но можем видеть лишь некоторые результирующие. Собственно, это и есть то, что можно назвать «подсознанием» или подпороговым уровнем сознания. Такое подсознание изучают психологи экспериментального толка, т. к. оно принципиально строится на идее причинности.
Именно на такой предпосылке в XIX веке появится месмеризм и множество других полумистических практик лечения. Другим вариантом такого бессознательного является иррациональное начало у романтиков. По сути, оно отличается от подсознания Лейбница только заменой строгой причинности на полную свободу, творчество и непостижимость. Однако, оно тоже может быть названо подсознанием, поскольку по мысли романтика это основа, на которой взрастает разум, т. е. оно всегда подспудно присутствует, являясь истиной происходящего в душе человека.
Оригинальность гипотезы Фрейда
Открытие Фрейда если и состоит в чем-то, то в конституировании совершенно нового представления о бессознательном. Оно непрозрачно, в отличие от несознательного классических философов, и даже сопротивляется осознанию. Оно не является врожденным и истинным как стихийная иррациональность романтиков и не строится целиком на малых переживаниях и их причинном взаимодействии как подсознание у Лейбница и Месмера. Это бессознательное говорящего существа, которое проявляет себя вопреки сознательной воле индивида.
«Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено». З.Фрейд
Гипотеза Фрейда по-своему остроумна. На основании экспериментальных исследований психики человека XIX века он проводит приблизительное равенство между «сознанием» как психической инстанцией и «осознанным вниманием» как его функцией. В самом деле, то, что сейчас не находится в зоне контроля или фокусе внимания, сложно назвать сознательным. Но тогда очевидно, что всё, что не осознается «здесь и сейчас» – это вне-сознательная и гораздо большая по объему часть психики, т. к. она включает в себя память и, возможно, врожденные элементы.
Развивая эту идею, Фрейд предлагает различать «бессознательное» в двух смыслах. Первый смысл он называет дескриптивным, т. е. описательным, – это бессознательное как всё, что не осознанно. Например, воспоминания вчерашнего дня, которые сейчас не актуальны для меня, усилием воли я могу восстановить.
Второй смысл – динамический – это и есть бессознательное, которым занимается психоанализ. В отличие от латентного состояния психики, которое может быть помещено в фокус сознания, бессознательное в динамическом смысле – это то, что вытеснено и сопротивляется осознанию. Именно в этой области Фрейд ищет причины тех действий, которые нам кажутся случайными или нелепыми, и прежде всего причины болезненных симптомов невротиков.
При этом в духе экспериментальной науки он исследует людей, которым под гипнозом даются разные команды и установки, и обнаруживает, что какой-то части сознательных объяснений наших действий мы верить не можем. Эти на вид логичные объяснения, идущие от сознания, на деле скрывают реальные причины действий, лежащие в бессознательном. Фрейд назовет это рационализацией.
«Я умышленно говорю «в нашем бессознательном», ибо то, что мы так называем, не совпадает с бессознательным у философов». З.Фрейд
Основатель психоанализа был хорошо знаком с разными научными и философским теориями [например, идеи о бессознательном есть в теориях К. Каруса, И. Гербарта и Э. Гартмана, которых читал Фрейд – прим. автора], однако вопросы, которые он задает, разительно отличаются от предшественников. Для большей части предшествующей философской традиции бессознательное – это нечто непознанное или вообще непознаваемое. Фрейд же пытается изучить механизмы, благодаря которому возникает и проявляется бессознательное.
Ключевые особенности психоаналитического представления о бессознательном
Концепция бессознательного будет меняться со временем, а для его описания Фрейд использует несколько разных моделей и аналогий: гидравлическая модель, экономико-энергетическая модель, топологическая и другие. Однако относительно неизменными останутся следующие положения.
Во-первых, бессознательное можно анализировать и расшифровывать, оно не непознаваемо, хотя и сопротивляется анализу. Психоанализ не отбрасывает разум, а напротив – сохраняет веру в возможность разума помочь в работе с бессознательным.
Во-вторых, бессознательное по своему содержанию – продукт нашей личной истории, без влияния языка и общества его не существует, а доля врожденных содержаний, пресловутых «инстинктов», в нем незначительна. Фрейд в своих работах четко различал «влечения» (у людей) и «инстинкты» (у животных), а факт их смешения – целиком на совести недобросовестных переводчиков и комментаторов.
В-третьих, бессознательное – это особое состояние психики, которое лишено времени и модальности, а также содержит в себе всё вытесненное, ничего не забывая. Сюда же относится известная идея о том, для бессознательного почти ничего не значит частица «не». При этом бессознательное весьма сложным образом связано с телом. На примере своих пациентов Фрейд обнаружил, что бессознательные влечения могут игнорировать или прямо противоречить потребностям или возможностям организма.
Эту часть нашей психики он назовет «влечением к смерти», хотя многие вдумчивые комментаторы будут отмечать, что формулировка крайне неудачная. Суть этого влечения не в стремлении к разрушению и смерти, а в некотором слепом стремлении, безразличном к жизни и смерти. Впоследствии Жак Лакан сформулирует эту идею более утонченно: бессознательное – это то, что возникает благодаря телу, но ничего не желает знать о его существовании.
Многие поняли это слишком прямолинейно, в духе философии – как полное осознание того, что еще не осознанно. Однако такая экспансия не только невозможна в полной мере, но и губительна для субъекта, т. к. только «Оно» является источником хоть какой-то жизненной энергии. Лакан, читая эту формулу в оригинале («Wo Es war, soll Ich werden»), отмечал, что в ней можно услышать не только описание будущего («должно прийти»), но и обещание («обязуюсь прийти»).
В этом смысле статус бессознательного не столько онтологический, сколько этический, а сама фраза указывает на то, что субъект («Я») – это тот, кто еще только должен появиться на фоне бессмысленного симптома («Оно»). Собственно, именно эта вера в возможность (прихода) субъекта и определяет целиком и полностью клинику психоанализа.
Конечно, можно выделить еще целый ряд положений о бессознательном в психоанализе, и к некоторым из них мы еще обратимся в последующих текстах курса.
Подведем итог. Фрейд изобрел совершенно новый концепт «бессознательного», порывающий с логикой «непознанного» и «непознаваемого». И если речь идет о психоанализе, то стоит говорить «бессознательное» и никак иначе. За «подсознанием» стоят совсем иные допущения в духе аутосуггестии, гипноза и других теорий.
Сознание и подсознание: значение в жизни человека
Духовная составляющая человека
Если в отношении материальной части человека наука может сказать что-то весомое, конкретное, то духовная составляющая для науки закрыта, — ее невозможно измерить никакими приборами. Материальную сущность человека можно понять и наука, изучая геном, все больше убеждается, насколько сложный человеческий организм. И хотя вопросов все равно остается много, но здесь можно многое понять при помощи современных приборов, сверхмощных микроскопов. Но если посмотреть на духовную часть, на то, что часто называется «душой», то здесь возникает еще больше вопросов.
Взять хотя бы такой вопрос как сон человека. Почему все люди видят сны? Если сон является просто продуктом человеческой деятельности, продолжением дневных переживаний, то почему человек часто во сне находится в тех местах, которых он никогда не видел? Почему Д. Менделеев во сне увидел таблицу элементов, и притом правильную таблицу? И вот здесь невольно философы начинают приближаться к тому, что они назвали таким словом, как подсознание.
Есть ли разница между подсознанием и бессознательным?
Изучая философию и психологию, часто можно встретить такие слова как «подсознание» и «бессознательное подсознание». При более глубоком изучении можно заметить, что эти выражение часто встречаются у авторов, которые принадлежат к разным психологическим школам. В одних случаях они совпадают, а в других совершенно отличаются.
Сегодня часто психику человека делят на три составляющие:
Иногда некоторые философы добавляют и четвертую часть — сверхсознание, но другие это относят уже ближе к фантастике, так как еще никто из них так пока и не смог доказать, что существует сверхсознание. Возможно, в качестве сверхсознания можно было бы назвать Бога, но это уже никак не относится к личности самого человека.
На сегодняшний день с сознанием человека как психологи, так и философы уже определились и здесь нет никаких тайн и загадок. Впервые такое слово как «бессознательное» было употреблено Зигмундом Фрейдом и оно у него ассоциировалось с подсознанием, так как не любил он слова «подсознание». Но при чтении книг З. Фрейда можно еще больше запутаться, так как он часто употреблял и другие слова — «околосознательное», «внутрисознательное».
Если взять учебник по физиологии, то там можно прочитать, что вместе с сознанием в деятельности мозга любого человека участвуют и неосознаваемые процессы по обработке информации. И такие процессы можно отнести к категории бессознательного, которая включает в себя три группы явлений:
Такой вывод дает учебник по физиологии и по нему получается, что подсознание является одним из явлений бессознательного. Но так ли все просто? А может бессознательное сохраняет в себе информацию о прошлых жизнях человека? Возможно, права восточная религия, которая учит о том, что каждый человек является вечным существом и просто происходит процесс перерождения, воплощения в новое тело и новый образ?
Бессознательные психические явления
Фрейд относил к бессознательному качества, интересы и желания личности, которые не осознаются, но проявляются в непроизвольных действиях и психических явлениях. Рассмотрим некоторые из них:
Бессознательное влияет на все действия, состояния, чувства человека. У людей есть бессознательное мышление, бессознательная память, бессознательные ощущения и восприятие и т.п.
Бессознательные явления включают в себя следующие виды:
Подсознание и получение наслаждение
У каждого человека имеются желания, мечты, стремления. Но каждый ли достигает того, чего он желает? Редко кому удается достичь в полной мере того, чего он желает. А если не получается реализовать свои желания, куда все это девается, куда исчезает? Если у человека было желание и мечта, то в том случае, когда это было не реализовано, оно уходит в подсознание.
Для каждого человека является очень важно такое чувство как наслаждение. Никакой человек не желает для себя плохого, а только хорошее и такое желание существует на подсознательном уровне. Даже то, что у человека существует желание пить, есть, спать направлено на то, чтобы любой ценой выжить в этом мире. И это существует не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Получения удовольствия существуют на бессознательном уровне, хотя у каждого человека они могут быть совершенно разные.
Фрейд о бессознательном
Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании
Это принципиальный момент, важность которого прояснится, когда мы дойдем до юнговской концепции бессознательного
Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».
Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.
В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.
Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.
Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.
Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.
Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.
Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.
Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.
Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.
Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.
Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе такой эмоциональный заряд, что полностью лишают человека душевного покоя.
5 различий между сознательным, бессознательным и подсознательным
Содержание:
Мы еще многого не знаем о человеческом разуме. Многие вопросы еще ждут ответа. И в этом контексте разные психологи и неврологи на протяжении всей истории вносили свои идеи, теории и гипотезы о функционировании психических процессов.
Но что такое сознание? А бессознательное? А какую роль играет подсознание? Как они связаны друг с другом? Где каждый? В чем разница между ними? Они такие разные? Если вы хотите найти ответы на эти и многие другие вопросы, вы попали в нужное место. В сегодняшней статье мы исследуем нейропсихологические различия между сознательным, бессознательным и подсознательным.
Что такое сознательное, бессознательное и подсознательное?
Прежде чем детализировать их основные различия в форме ключевых моментов, очень важно поместить себя в контекст и понять точно и индивидуально, что такое сознательное, бессознательное и подсознательное. Итак, давайте определим три концепции. Давай пойдем туда.
Сознательный: что это?
Это самый поверхностный слой разума, который дает нам возможность воспринимать реальность, осознавая все, что происходит в вашей жизни, иметь возможность воспроизводить, комментировать и делиться всем, что связано с самими переживаниями, эмоциями и чувствами. что они производят.
Люди сознательно учатся, рассуждают, судят, планируют, решают и говорят. Вся эта сознательная мысль рождается на этом поверхностном уровне разума. что, как и в случае с двумя другими концепциями, мы не очень ясно понимаем его природу с чисто неврологической точки зрения.
Благодаря сознательному мы развиваем интеллект и приобретаем знания. Его можно использовать как существительное для обозначения «местоположения» определенных психических процессов, которые составляют ясное функционирование нашего разума, или как прилагательное, таким образом служащее для определения психического состояния.
Бессознательное: что это?
Это понятие очень часто используется в качестве прилагательного, применимого к человеку, который действует, не принимая во внимание последствия или риски своих действий, но правда в том, что на психологическом уровне оно содержит гораздо больше секретов.
Бессознательное определяет те действия, которые мы выполняем не задумываясь, и является «местом», где обнаруживаются подавленные воспоминания, неконтролируемые мысли, впечатления, импульсы и т. Д.Точно так же это уровень, на котором находятся феномены личности, происхождение которых мы не можем объяснить.
Подсознание: что это?
Как бы то ни было, мы можем понимать подсознание как слой, который находится ниже порога сознания, но не становится недоступным «местом», как бессознательное. Подсознание состоит из всего, чему мы сознательно научились, но в настоящее время делаем, не слишком задумываясь об этом.
Таким образом, это уровень разума, который мы можем запрограммировать для выполнения задач с очень низким уровнем сознания. Это дверь доступа к тем вещам, которыми вы жили и которые, хотя они и не находятся на сознательном уровне, могут определять ваш образ поведения и ваши личные качества.
Даже так, если вы приложите усилие, вы можете вспомнить их и вернуть в сознание для анализа. Скажем, это мост между бессознательным и сознанием, который, несмотря на то, что он окружен множеством метафорических идей, может помочь разрешить травму, преодолеть болезненные переживания и даже отказаться от зависимости.
Он также известен как предсознательное, и, хотя говорят, что сны рождаются из этого подсознания, правда в том, что современная психология отказалась от его использования, сосредоточившись только на различии между сознательным и бессознательным. И все, кажется, указывает на то, что это подсознание больше реагирует на мистическое, чем на истинную человеческую неврологию.
Чем отличаются сознание, бессознательное и подсознание?
После анализа трех концепций, несмотря на их сложность, несомненно, стали проясняться различия между ними. Тем не менее, если вы хотите или вам необходимо получить информацию в более наглядном виде, мы подготовили следующую подборку различий между сознательным, бессознательным и подсознательным в виде ключевых моментов.
1. Сознательное и бессознательное признаются психологией; подсознание, нет
Все три концепции в свое время были частью психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Но дело не только в том, что подсознание было синонимом бессознательного, но и со временем термин «подсознание» устарел, и сегодня современная психология не признает его. По этой причине в настоящее время разум делится на два уровня: сознательный и бессознательный. Подсознание было отнесено к более мистической и метафорической области разума. но это не соответствует хорошей нейропсихологической основе.
2. Сознание содержит информацию, к которой мы имеем доступ в любое время.
То есть сознание содержит всю информацию, к которой мы имеем доступ в любое время, воспринимая и анализируя реальность и принимая решения на основе опыта и предыдущих знаний, которые мы сохранили в «папке» для быстрого доступа.
5. Сознание контролирует интеллект; бессознательное, физиологических функций
Наконец, сосредоточив внимание на двух уровнях разума, признанных современной психологией, важно подчеркнуть, что, в то время как сознание берет на себя контроль над интеллектом; бессознательное выполняет физиологические функции.
То есть мы сознательно принимаем решения, планируем, говорим и, в конечном итоге, контролируем все, что связано с интеллектом. Но вместо, мы не контролируем дыхание, пищеварение, частоту сердечных сокращений, память, инстинкты или эмоции. Все это опосредовано бессознательным.
37 животных в Чили под угрозой исчезновения