в чем разница между парциальными и комплексными программами
Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования
Елена Журавкова
Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования
Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования
Название программы
Программа 1
Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе. «Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры. Разработана на основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л. С. Выготского. Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка. В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного Образования
(Данный вариант программы «Детство»
разработан на основе и в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования)
Авторы программы, выходные данные
Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, создана авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т. Н. Дороновой. Авторами-разработчиками являются Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, С. Г. Якобсон,В. В. Гербова, А. А. Грибовская, С. И. Мусиенко.
Разработана на основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л. С. Выготского
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС
Год издания: 2014 Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена представляет новыйвариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
–СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И.
Цель программы: сформировать у ребенка такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение ставить перед собой задачу и добиваться ее решения.
Основные задачи программы:
• обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
• обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
• всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
• приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Цель программы:
создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Главная задача – ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.
Концептуальной основой данной программы служит теория А. Н. Леонтьева, в которой основными категориями анализа психики являются:
— полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного
образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Личность воспитывается Личностью.
Поэтому мы знаем,что: детям важно, что воспитателя
действительно интересует то, о чём он рассказывает;
дети хотят знать о жизни и переживаниях
взрослых; ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать; ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит; в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ;
в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп; каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.
Программа «Детство» исключает из образовательного процесса детей раннего возраста, т. е. она нацелена на детей 3-7 лет (три психологических возраста). Основная идея программы – социализация ребенка, т. е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей. Вообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье. Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.
Программа 2
Программа «РОСИНКА»
Программа «Ладушки»
Авторы программы, выходные данные
Автор: Куцакова Людмила Викторовна, Мерзлякова Светлана Ивановна
Издательство: Владос, 2005 г.
программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста под редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
Одна из ее основных целей – помочь в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение слышать, видеть, чувствовать и сопереживать.
Задачи программы: воспитание эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного
общения с взрослыми.
Цель программы –музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
— Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
— Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
— Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
— Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
— Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
— Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Основные положения программы: «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» должны активно использоваться с раннего возраста.Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
Анализ авторских программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Анализ авторских программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Музыкальному образованию и воспитанию в дошкольных учреждениях.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. Общее приложение 1.1. Настоящий федеральный.
Деятельность педагога по реализации программ дошкольного образования В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной на основе программы «Радуга», предназначенной для работы.
Обзор основных программ дошкольного образования Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную.
Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.
Консультация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в познавательном развитии дошкольников.
Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов.
Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС до
Антонина Артамошкина
Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС до
Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС ДО
Любая образовательная деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, строится на основе образовательной программы дошкольного образования, что обусловливает особую значимость, важность создаваемого документа.
В настоящее время, содержание образования в ДОО определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками, пройдут экспертизу и будут размещены в федеральном реестре.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО (далее – программа дошкольной образовательной организации или Программа).
Образовательные программы дошкольного образования (ОП ДО)должны быть направлены на:
разностороннее развитие детей дошкольного возраста
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
на основе индивидуального подхода к дошкольникам
и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
В ст. 7. ФЗ «Об Образовании в РФ» указано, что «освоение образовательных программ дошкольного образования НЕ сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». (п. 2)
В ст 15. ФЗ «Об Образовании в РФ» сказано, что «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». (организации партнеры: научные и медицинские организации, организации
культуры, физкультурно- спортивные)
В соответствии с Законом «Об Образовании в РФ» все общеобразовательные программы подразделяются на: основные и дополнительные.
Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.
Основные программыдля ДОО можно разделить на:
Адаптированная образовательная программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
Занятия по дополнительному образованию лучше проводить во второй половине дня. Следует помнить, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо, или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных
организаций, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
АЛГОРИТМ разработки программы:
1. Формирование проекта программы (вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью).
2. Решение о принятии проекта образовательной программы (т. е. содержание программы принято всеми участниками образовательного процесса и претензий к данному содержанию нет).
Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе.
Без соблюдения соответствующего алгоритма нет возможности вести речь о соблюдении права педагогов и родителей воспитанников на управление образовательным процессом.
3. Утверждение Программы к реализации приказом, подписанным руководителем ДОО.
Структура и объем ОП ДО:
Программа состоит из:
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей:
Если обязательная часть Программы соответствует Примерной программе, то она оформляется в виде ссылки на данную Примерную программу;
Такое же правило распространяется и на оформление части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Она может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы;
или включать Программы, самостоятельно разработанные педагогами или специалистами Организации.
Программа включает три основных раздела (в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений) :
1. цели и задачи реализации Программы
2. принципы и подходы к формированию Программы
3. значимые характеристики (особенности развития детей раннего и дошкольного возраста)
· освоения Программы
· с учетом возрастных возможностей
· индивидуальных различий детей
· особенностей развития детей с ОВЗ
· образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
· вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
· образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена).
В содержательном разделе Программыдолжны быть представлены:
· особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
· способы и направления поддержки детской инициативы;
· особенности взаимодействияпедагогического коллектива с семьями воспитанников:
Организационный:
· описание методических материалов и средств обучения и воспитания;
· описание распорядка и /или режима дня;
· описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
Содержание Программы должно отражать следующие
аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4)система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.
Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
используемые примерные программы;
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Программы дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.
Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru. На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.
Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:
• Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е. Г. Юдиной (Научный руководитель А. Г. Асмолов)
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н. В. Фединой (Руководитель авторского коллектива Н. В. Федина)
Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е. В. Соловьевой (Научный руководитель Е. В. Соловьева)
Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В. Т. Кудрявцева
Издательский центр «Вентана-Граф»: drofa-ventana.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е. А. Хилтунен
Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И. Е. Федосовой Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л. А. Парамоновой (Научный руководитель Л. А. Парамонова)
Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru
Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н. В. Микляевой Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н. В. Микляевой Издательство «АРКТИ»: www.arkty.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика».Авторы: В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»
Издательство «Русское слово»: русское слово. рф
• Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е. А. Хамраевой, Д. Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева) Часть 1 Часть 2
Издательство «Ювента»: uwenta.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р. Н. Бунеева Сайт образовательной системы «Школа 2100»: school2100.com
• Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой (Научный руководитель Л. Г. Петерсон) Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch2000.ru
Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф
• Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г. Г. Кравцова
Сайт «Золотой ключик»: thegoldenkey.ru Информационная поддержка ООО «Левъ»: www.levb.org
• Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А. И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ»
• Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т. Н. Дороновой (Научный руководитель А. Г. Асмолов) Минобрнауки РФ. Федеральный институт развития образования
• Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Под редакцией В. К. Загвоздкина, С. А. Трубицыной Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»
• Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т. С. Комаровой Агенство стратегических инициатв
• Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько
• Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги».Авторы: Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Психологический институт РАО. МГППУ
• Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.Автор: Н. В. Нищева Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru
• Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 «Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией» (по результатам.
Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.
Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.
Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию»Юный спасатель» среди дошкольных.
Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.