в чем разница между опросом и анкетированием и
СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью
Теоретический материал
Исследования
В рамках данного этапа социального проектирования мы предлагаем рассмотреть следующие понятия и теоретические моменты:
· Этапы социологического исследования……………………………. стр.5
· Методы сбора информации………………………………………. стр.6
· Различие между интервью и анкетированием……………………. стр.13
· Анализ результатов анкетирования…………………………………стр.14
· Отчет о результатах исследования………………………….……….стр.16
Обратите внимание на следующие понятия:
Исследование – это сбор информации по интересующей теме.
Анкетирование – это метод сбора информации через специально разработанную анкету.
Анкета – это упорядоченный список вопросов для проведения опроса, анкета состоит из трех частей: вводная, основная, паспортичка
Респондент – это человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот у которого берется интервью.
Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации через проведение беседы, основанной на непосредственном личном контакте; возможность задавать уточняющие вопросы.
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологическое исследование включает несколько этапов
1. Подготовка исследования: составление программы, разработка инструментария, составление анкет, вопросов для интервью, первичная апробация анкеты.
2. Сбор первичной социологической информации (проведение анкетирования, интервьюирования).
3. Обработка полученных материалов.
4. Анализ полученных данных и оформление выводов исследования.
Подробнее про этапы социологического исследования:
1. Подготовка исследования.Составление программы исследования включает в себя цель исследования, задачи, выбор методов, разработку анкет, интервью и т.д. обязательно надо определеить параметры целевой группы: то, что, по вашему мнению, важно (пол, возраст, занятость и пр.) также на этом этапе решаются организационные вопросы исследования.
2. Сбор первичной социологической информации.Сбор материалов по той теме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представленна в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, аудио- и видео записи и др.; количество первичной информации зависит от масштаба проводимого исследования.
3. Обработка данных.Полученный материал может быть обработан вручную или с помощью компьютера. Подготавливаются вспомогательные таблицы для облегчения процесса обработки.
4. Анализ данных и оформление выводов.После обработки материала, полученные данные оформляются в виде документов, отчетов, таблиц, диаграмм и т.д. затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые становятся основой для дальнейшей работы.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Работа с текстом. Составление анкеты.
АНКЕТА –документ, представляющий собой набор вопросов, ответы на которые дают возможность судить об объективных и субъективных факторах.
Анкета состоит из трёх частей:
Вводная часть.
В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчёркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента ( респондент – человек, отвечающий на вопросы анкеты или тот, у которого берется интервью), мотивирующей его на участие в опросе. Вводная часть по объему не большая, но очень важная. От того, как составлено обращение зависит отношение респондента к анкете.
Основная часть.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.
В основной части необходимо выдержать логику составления и расположения вопросов. Первыми идут так называемые «контактные вопросы», их основная цель – заинтересовать респондента проблемой, включить в содержание исследуемой проблемы. Эти вопросы должны быть сформулированы достаточно просто и понятно. Следующие вопросы будут усложняться – данный способ расположения вопросов называется «Правилом воронки».
После контактных вопросов идут основные вопросы, ответы на которые дают информацию по интересующей исследовательской теме. Содержание именно этих вопросов должно соответствовать целям и задачам исследования. Для каждой задачи могут быть сформулированы отдельные блоки вопросов, они могут располагаться как вперемешку, так и по порядку. Идеальный вариант, когда сложные вопросы расположены в середине анкеты.
Завершающие анкету вопросы – заключительные. Основная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение у респондентов. В связи с этим, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют особого напряжения памяти и внимания.
Расположение вопросов от простых к сложным, а затем опять к простым получило название «Эффект эха».
Паспортичка.
Содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, семейного положения, стажа работы респондента и др. в зависимости от целей и задач исследования, количество вопросов этого блока может быть либо увеличено, либо уменьшено.
Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. В конце анкеты желательно поблагодарить респондента за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Спасибо!» и т.д.
В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. «насколько важным вы считаете проведение исследования данной темы?»
Вопросы, используемые в анкете, могут быть:
· О фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или последствиях.
· О знании.Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющей целью выявить уровень информативности респондента и его знания в определённой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует опрашиваемого использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имён.
· О мнении.Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения., основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
· О мотивах.Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
По логической природе вопросы подразделяются на:
· Основные.На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.
· Фильтры.Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделение части респондентов из всего массива по определенному признаку.
· Контрольные.Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.
· Наводящие.Оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.
· Контактные.Служат для установки контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.
· Прямые.Направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.
· Косвенные.При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию. И усилить критический акцент своих высказываний. Косвенные вопросы задаются тогда, когда прямые не очень удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации косающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.
По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на:
· Открытые:предполагают повествовательный оригинальный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным.
· Полузакрытые:респонденту предоставляется возможность выбора подходящего ответа из предложенного перечня и/или высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки закрытости и открытости.
· Закрытые:предполагают ограниченный выбор ответов.
· Шкальные:ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
· Вопросы-меню:здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
· Альтернативные: предполагают ответы по принципу «да – нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.
По способу распространения анкет опросы разделяются на:
1. Раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);
2. Почтовые(анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;
3. Прессовые(анкета предлагается читателю через печатное издание;
4. Телефонные(при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телефонной сети).
ИНТЕРВЬЮ
1. Необходимо составить список вопросов, которые вы собираетесь задать, в письменном виде. Список должен быть организован так, чтобы вы смогли провести короткое (10 минут), среднее (20-30 минут) или длинное (1 час) интервью, и получить самую важную информацию, в независимости от количества времени, которое вам выделит интервьюируемый.
2. Составить план ведения записей ответов. Кроме диктофона позаботьтесь об альтернативном варианте, на тот случай, если человек не захочет, чтобы его записывали, или вы посчитаете, что это затрудняет ответы на вопросы.
3. Как только вы пришли на встречу, первый вопрос должен быть: «Сколько у нас есть времени?» это поможет вам сразу определить какой сценарий нужно использовать. Затем кратко объяснить цель интервью, сказать, как будет использована полученная информация, и рассказать о целях вашей команды/инициативной группы. По окончании интервью поинтересуйтесь: «Что, по-вашему, было наиболее важным из сказанного?», «Возможно, вы хотите что-нибудь добавить?». Поблагодарите человека и оговорите срок, когда вы представите ему копию подготовленного материала. Запомните: человек должен одобрить материал, перед тем как вы его начнете использовать.
ПАМЯТКА
Пример представления себя при обращении в организации, к специалистам, к интервьюируемым.
Меня зовут (имя и фамилия). Я ученик (класс и школа). Мы изучаем (цель исследования). Я являюсь ответственным за сбор информации по данной проблеме, которую мы будем обсуждать на сборе нашей команды.
Могу ли я задать Вам несколько вопросов прямо сейчас (или лучше позвонить вам в другой раз)? С кем бы еще я мог поговорить об этой проблеме? Имеется ли у вас какая-нибудь письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы нам передать или выслать на наш адрес? (будьте готовы продиктовать ваш электронный адрес)
Бланк для интервью:
Лично . По телефону . В письме . Имя интервьюируемого Название организации, компании Номер его телефона Адрес (город, улиц, дом) Советы для проведения анкетирования, опроса, интервью: 1. Говорить четко, уверенно, ясно 3. Говорить с какой целью проходит исследование 4. Записывать все, что говорит респондент 5. Не перебивать респондента 6. Не задавать наводящих вопросов 7. Не навязывать своего мнения 8. Благодарить за уделенное время и за ответы – говорить спасибо. СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ Полученные в ходе опроса и анкетирования данные необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования. При обработке открытых вопросов сначала следует выписать столбик полученные ответы, потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов. И затем на основе подсчетов делать вывод. Для облегчения обработки можно использовать таблицу, в ней соединена и биографическая информация, и содержательная.
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ Документы и публикации подбираются в соответствии с исследуемой проблематикой, преимущественно из печатных изданий Вашего города/региона или сети Интернет. Документацию необходимо анализировать по следующему алгоритму: — выходные данные публикации (издание, дата публикации, название, автор) — краткое описание содержания публикации (основные герои, в чем состоит событие/проблема); — каков с вашей точки зрения, уровень публикации (сухая информация, отчет «для галочки», попытка предложить читателю материал для анализа, глубокий качественный материал и т.п.); — что находится в фокусе стаитьи – люди, проблемы, пути решения пр.; — если в материале автором дается оценка или задается общий тон, каковы они: положительные, негативные? Что именно отмечается как положительное/негативное? — ваш комментарий к публикации. Общая схема анализа всей документации: 1. Полученные данные (факты, свидетельства, то, что вы узнали). 2. Интерпритация/объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязи между ними, причин). 3. Выводы/заключения (значение полученных данных – хорошо или плохо, мало или много, позитивно или негативно, желательном или не желательном направлении). 4. Рекомендации (предполагаемые направления действий, предполагаемые изменения в программе, советы заинтересованным сторонам, основанные на полученных данных, интерпретациях и выводах). Чем отличается анкетирование от тестирования?Доброго времени суток! Надеюсь, вы сможете уделить моей сегодняшней публикации немного благосклонного внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое анкетирование, чем оно отличается от тестирования, зачем вообще нужно анкетирование и стоит ли участвовать во всевозможных опросах. Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов. Что такое анкетирование?Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление. Обратимся к определению:
Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее. Анкетирование:Тестирование:Сферы применения анкетированияАнкетирование, как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп. Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее. Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике. Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге. Плюсы и минусы анкетированияСреди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть: Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов. Виды анкетирования:Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах. Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено. Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ). Несколько в стороне находятся и телефонные опросы – они занимают некое промежуточное положение между интервью и анкетированием. Для проведения телефонных опросов зачастую нанимают случайных людей, не имеющих понятия о правилах коммуникации с потенциальными респондентами, что увеличивает риски отказов и отрицательно сказывается на объективности ответов. Сейчас мы поговорим именно о «чистокровных» вариантах – буквы, слова, письменные вопросы – и ничего более. Раздаточное анкетированиеПеред вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия). В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно. Онлайн-опросыИнтересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках. Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением. Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее. Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке. Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать. А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа You Think, Survey Harbor, Анкетка, Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги. Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках: Иные виды анкетированияСреди других форм анкетирования стоит упомянуть, прежде всего, почтовую рассылку. Опросники в распечатанном виде отправляются по адресам потенциальных респондентов (обычно с вложением оплаченных конвертов). Альтернативным вариантом является распространение опросников через печатные СМИ: следует вырезать анкету, заполнить ее и отправить по почте по указанному адресу. Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны. Правила составления анкетПри составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов: Типовая структура анкетыКлассическая печатная анкета состоит из трех структурных частей: Классификация вопросовПопробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более. Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?». Переходим к классификации вопросов по функциям: И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на: Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм. Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать. Подведение итоговОбработка анкет – это очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные. Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных. Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности. Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили.
|