в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов?

Факты о праве хозяйственного ведения

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Факты о праве оперативного управления

Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов:

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом:

Собственник госпредприятия вправе:

Сравнение

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

Источник

В чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Оперативное управление и хозяйственное ведение – это важные юридические понятия. Они означают вещные права организаций, которые не принадлежат к группе собственников. Их активно применяют государственные бюджетные и унитарные организации. При этом оперативное управление и хозяйственное ведение имеют разницу. Она кроется в возможности использования для той или иной разновидности организаций.

Определение терминов

Чтобы разобраться в сходствах и отличиях, требуется проанализировать ключевые термины.

Хозяйственное ведение

Хоз. ведение представляет собой механизм, благодаря применению которого управляющие органы государственной организации могут пользоваться объектами определенной фирмы. Это допустимо делать в границах, установленных законами или иными нормативными документами.

Руководство организации может использовать недвижимость, тогда как применение движимых объектов находится под запретом. Владельцем компании, которая использует механизм хозяйственного управления, считается государство. Оно может:

Если обладатель компании выявляет, что объекты, переданные в соответствии со схемой хозяйственного ведения, не применяются в соответствии с их предназначением, он может изъять их.

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Оперативное управление

Под этим термином понимают механизм, использование которого подразумевает наличие разных типов субъектов, применяющих государственное имущество. К ним относятся:

Такие субъекты могут использовать государственные объекты с учетом следующих правил:

Владелец государственной организации может:

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Учреждения не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, которое зафиксировано за ними. В качестве исключения стоит отметить денежные средства, выделенные по смете. Отдельные авторы отмечают, что некоторые разновидности учреждений все же могут распоряжаться объектами, закрепленными за ними.

В чем различия?

Ключевым отличием рассматриваемых прав считается то, что субъектом хозяйственного ведения считаются руководители государственной компании. Оперативное управление отличается тем, что круг вероятных участников правовых отношений, связанных с реализацией управленческих функций, намного шире. Именно в этом заключается основная разница.

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Есть ли что-то общее

При сравнении рассматриваемых понятий можно выявить и общие черты. Так, оба механизма помогают организовать управление государственными объектами.

Жизненные примеры

Лица, которые имеют рассматриваемые права, не приобретают имущество. Это обусловлено отсутствием важнейшего основания для использования приобретательной давности, а именно – владения имуществом. Безусловно, получив какой-либо объект от собственника с ограничением прав, субъект не может считать его собственностью. Такое положение подтверждает судебная практика.

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

При этом суд не удовлетворил это требование. В материалах дела отмечается, что заявитель не может применять этот способ приобретения прав на имущество. Поскольку истец обладал статусом учреждения, он не мог стать собственником имущества, которое находилось в его ведении.

Сравнительная таблица

Особенности и отличия рассматриваемых прав приведены в таблице:

КритерийХозяйственное ведениеОперативное управление
СубъектыГосударственные и муниципальные унитарные организации.Государственные и муниципальные казенные организации.
Права владельца в отношении имуществаВладелец получает часть денег, которые были заработаны в результате эксплуатации имущества. Также он контролирует процесс его эксплуатации.Владелец может изъять лишнее имущество, которое не используется. Также он может распределять доходы предприятия.
Правомочия субъектов в отношении объектов, которые были им переданыРаспоряжаться возможно без согласия собственника при использовании движимых объектов и исключительно с его согласия, если дело касается недвижимости.Распоряжаться возможно исключительно с согласия собственника имущества. Если компания получила право заниматься деятельностью, которая приносит доход, она может распоряжаться заработанными финансами. Также казенное учреждение может продавать продукты, которые выпускает.

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Заключение

Хозяйственное ведение и оперативное управление характеризуются рядом сходств и отличий. При этом разница заключается в особенностях применения имущества и получения прибыли от его эксплуатации.

Источник

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

Ограничения права оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

Нет (исключение — казенные предприятия)

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Также вам будет полезна статья КонсультантПлюс, посвященная отличиям этих двух видов прав. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете получить его бесплатно.

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Источник

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к ст. 296 ГК РФ

— по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);

— по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);

— по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

Судебная практика по статье 296 ГК РФ

Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 209, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 158, 167, 169, 170, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта наличия задолженности, а также обязанности именно МВД России по ее оплате.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статей 210, 296, 298, 309, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 36, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 158. частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», учитывая разъяснения, данные в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, признал, что управление, как лицо, владеющее в спорный период времени жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, наравне с другими владельцами помещений в нем является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания дома, в отсутствие доказательств своевременной оплаты оказанных истцом услуг, удовлетворил иск.

Источник

Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления

Оперативным управлением в гражданском праве Российской Федерации принято именовать имущественное право, в соответствии с которым учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с ГК РФ, целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества ( п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Как видно из указанных выше определений права хозяйственного ведения и оперативного управления, данные имущественные права отличаются, во-первых, по субъектному составу, а во-вторых, по полномочиям на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Так, субъектами права хозяйственного ведения могут выступать только государственные или муниципальные унитарные предприятия, созданные собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), тогда как субъектом права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия).

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях ( ст. 113 ГК РФ).

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ ( ст. 123.21 ГК РФ).

Как уже было указано выше, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют свои ограничения и отличаются по полномочиям на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Так, субъекты права хозяйственного ведения имеют следующие ограничения:

Субъекты права оперативного управления имеют следующие ограничения:

в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Смотреть картинку в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Картинка про в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением. Фото в чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Субъекты права хозяйственного ведения как коммерческие организации имеют больше полномочий на владение, пользование и распоряжение имуществом, чем субъекты права оперативного управления, являющиеся некоммерческими организациями. При этом все имеющиеся ограничения устанавливаются в пользу собственника, поскольку как право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления являются производными вещными правами от права собственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *