в чем разница между образованием и воспитанием

Разница между обучением и воспитанием

Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм. Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся. Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.

Определение

Обучение – целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.

Воспитание процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.

Сравнение

Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.

ОбучениеВоспитание
Учимся рисовать елочкуУсваиваем, что нужно помогать маме по хозяйству
Изучаем русский алфавитПонимаем, что обижать слабых нехорошо
Осваиваем навыки работы на компьютереОсознаем, что нужно учиться на собственных ошибках
Обучаемся технике вышивания крестикомСтараемся всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста»

Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности – в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.

в чем разница между образованием и воспитанием. Смотреть фото в чем разница между образованием и воспитанием. Смотреть картинку в чем разница между образованием и воспитанием. Картинка про в чем разница между образованием и воспитанием. Фото в чем разница между образованием и воспитанием

Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта. Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу. Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период – в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.

Источник

Обучение и воспитание — что такое и отличия

в чем разница между образованием и воспитанием. Смотреть фото в чем разница между образованием и воспитанием. Смотреть картинку в чем разница между образованием и воспитанием. Картинка про в чем разница между образованием и воспитанием. Фото в чем разница между образованием и воспитанием

Термины «обучение» и «воспитание» на первый взгляд тождественны. Оба они связаны с процессом передачи каких-то знаний и опыта. Но синонимами эти слова назвать нельзя. В педагогике существуют принципиальные различия между двумя этими определениями. Так кто же является учителем, а кто – воспитателем? Разберемся в этом с помощью статьи.

Обучение: что это?

Обучение – это всегда взаимодействие учителя и обучающегося, в процессе которого последний познает какие-то явления окружающего мира, постигает их взаимодействия и взаимосвязи, получает практические навыки, совершенствует когнитивные и познавательные способности (память, мышление, логику, организованность и т.д.).

При этом тот, кто учит, всегда действует целенаправленно и руководит процессом. Ученик же вполне осознает, что происходит обучение. Он слушает преподавателя и вникает в смысл его слов, выполняет задания, пытается действовать и мыслить самостоятельно, проявляет инициативу.

В процессе обучения ученику передаются какие-то новые для него знания и навыки. Важное условия – эта информация является не субъективным мнением обучающего, а проверенными и подтвержденными фактами.

Чаще всего обучение регламентировано стандартами и нормативами. Учитель действует в соответствии с федеральными программами. Для учеников создаются пособия, рабочие тетради и т.д.

Обучение четко ограничено во времени. Это касается как самих занятий (например, несколько часов в день), так и курса в целом (год, три месяца, 11 лет).

Результат обучения виден практически сразу. Его легко оценить (пример – пятибалльная шкала оценок, принятая в наших школах).

Что такое воспитание

Воспитание – процесс принципиально иной направленности, чем обучение. Это воздействие на личность, с целью передачи социально-бытового и культурного опыта, формирования системы нравственных и духовных ценностей, привития норм поведения в обществе и взаимодействия с другими людьми.

Воспитатель делится с воспитанником жизненным опытом, вводит его в мир культуры и искусства, помогает найти выход из трудных ситуаций, поддерживает в тяжелую минуту, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, прививает манеры поведения, показывает важность непрерывной работы над собой и т.д.

Воспитание происходит непрерывно – посредством слов, поступков, личного примера. Этот процесс не имеет четких временных рамок, он протекает незаметно и постоянно.

У воспитательных мероприятий отсутствует жесткая регламентация. Хотя, конечно, существует литература для родителей, учителей и других наставников, позволяющая более грамотно организовать процесс. Однако федеральными стандартами эта деятельность не регулируется.

Воспитание формирует основные качества личности, которые находят свое проявление в поступках. Это очень ответственное и серьезное дело, требующее мудрости, терпения, энтузиазма.

Одна из отличительных особенностей воспитания – его сугубо субъективный характер. Личность воспитателя оказывает определяющее влияние на развитие воспитанника.

Сходство воспитания и обучения

Оба этих процесса направлены на развитие личности. Человек учится чему-то новому, формируется, становится опытнее и увереннее в себе.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны и часто совпадают во времени. Учителю, преподающему конкретную дисциплину, прямо во время урока зачастую приходится прививать ученикам нормы поведения в общественных местах. Родитель, пытающийся показать ребенку важность взаимопомощи в семейных делах, обучает его, например, приготовлению какого-то блюда.

Роли учителя и воспитателя часто переплетаются. Одно немыслимо без другого. Но между этими понятиями есть и принципиальная разница.

Воспитание и обучение: различия

Примером воспитания может служить осознание необходимости помощи близким, понимание важности заботы о слабых, появление привычки вовремя и к месту говорить простые слова вежливости. В то время, как обучение – это освоение алфавита и таблицы умножения, овладение навыком вышивания, усвоение очередного языка программирования.

Отличий между процессами обучения и воспитания много:

Источник

Урок 3. Воспитание и образование, умственное воспитание

в чем разница между образованием и воспитанием. Смотреть фото в чем разница между образованием и воспитанием. Смотреть картинку в чем разница между образованием и воспитанием. Картинка про в чем разница между образованием и воспитанием. Фото в чем разница между образованием и воспитаниемЛюбой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»?

Содержание:

Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее.

Воспитание и образование

Но, что такое умственное воспитание?

Умственное воспитание

Во многих областях человеческой деятельности происходит быстрое развитие, и знания регулярно теряют актуальность и, что важнее, информация бывает средством всевозможных манипуляций (финансовых, политических, идеологических). Ребёнок должен учиться ориентироваться в мире всевозможной информации и учиться учиться.

Умственное воспитание – это работа педагога по развитию умственных сил и мышления ребёнка. В нормальных условиях умственное развитие происходит в обыденных ситуациях, в повседневном общении с другими людьми и в процессе обучения.

Показателями умственного развития являются культура умственного труда и творческое мышление. Показатели вроде IQ вторичны (хотя и позволяют делать некоторые измерения). Умственное развитие связано с формированием мировоззрения (усвоение знаний – это средство). Задачи умственного воспитания, решаемые в процессе обучения, следующие:

AУсвоение некоторого объёма научных знаний.
BПривитие любознательности и стремления к эрудиции.
CФормирование основ научного мировоззрения (критичного, бесстрастного отношения к знаниям).
DРазвитие умственных способностей (Л.Л. Терстоун выделил 7 первичных умственных способностей: вербальная способность, беглость речи, счётная, пространственная, память, восприятие и рассуждение).
EПривитие культуры умственного труда и развитие навыков познавательной деятельности (ставить цели познавательной деятельности, планировать работу, разбираться в источниках информации).

Научное мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. В соответствии с законом «Об образовании» (№ 273-ФЗ ред. от 31.12.2014) «Содержание образования должно… учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». При этом в учебном процессе на детей влияет мировоззрение педагога.

Специфика умственного воспитания заключается в его связи с обучением и родителей интересует, в каком возрасте следует начинать обучение. Это зависит как от индивидуальных особенностей (крайне редко, но кому-то уже в два года интересна математика), так и от общих закономерностей развития мышления у детей.

Организация мозга и развитие мышления

Специальные нагрузки с целью развития логического и абстрактного мышления до 6-7 лет противопоказаны. Конфликт между мышлением рациональным (логическим) и образным имеет не только медицинский, но и философский аспект. В отсутствии гармонии, когда они отрицают друг друга, а не дополняют, конфликт развивается – и это проявляется как внутри личности, так и в масштабе цивилизации (пример – утрата красоты в науке и точности в современном искусстве).

Психолог, педагог и писатель Эда Ле Шан (и многие другие учёные, например, великий математик Андрей Николаевич Колмогоров) считает, что раннее интеллектуальное развитие является причиной нервных расстройств у детей в современном мире, где они подвержены воздействию самой разной информации и чрезмерной стимуляции сознания с самого рождения. Современных городских детей следует больше успокаивать, чем как-то стимулировать. В 3-4 года вся энергия идёт в развитие сенсомоторной и эмоциональной сфер, которые и нужно развивать (тоже бережно). В раннем развитии следует избегать бездумного натаскивания (слово «школа» связано с устаревшим словом «вышколить»). И следует предотвращать развитие эгоцентризма, больше ориентируя детей на общение со сверстниками и коллективизм.

Некоторые популярные концепции раннего развития

Основой методов раннего развития стала трудовая деятельность в игровой форме и максимальная самостоятельность воспитанников. Во время коротких занятий (в зависимости от внимания и интереса) дети могут сосредоточенно получать живой опыт. Они иначе переживают время, постоянно находясь в настоящем моменте. Секрет успешного раннего развития в том, что пользу и удовольствие дошкольникам приносят не результаты, а процесс.

Монтессори

Как и в случаях других врачей и педагогов (например, Антон Семёнович Макаренко, Гленн Доман, Рене Шпиц…), открытия Марии Монтессори были получены в ходе работы с особенными детьми («трудными» детьми, травмированными или имеющими отклонения в развитии).

В основе занятий лежат два принципа – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Свобода и самостоятельность позволяют детям развивать свои навыки в удобном ритме: моторика, внимание и воображение, творческое и логическое мышление, память и речь; навыки общения (в коллективных играх и заданиях) и навыки бытовой деятельности.

Дети сами выбирают игрушки (на самом деле дидактический материал) и продолжительность занятий. Педагоги привлекают внимание к тем, или иным играм, пробуждают интерес детей – и помогают только если это требуется: чтобы не пропал интерес, и чтобы исправить ошибки.

Гленн Доман

Обучение состоит из физических упражнений на основе рефлексов, стимулирующих раннее развитие различных отделов мозга, и программ: «как научить ребёнка читать», «как дать ребёнку энциклопедические знания», «как обучать иностранным языкам». Концепции Домана часто подвергается критике, которая сводится к тому, что успешное раннее развитие по Доману возможно только при соблюдении всех предписаний системы до мелочей и бесконечном энтузиазме родителей. Иными словами, раннее развитие по Доману – это образ жизни всей семьи, спланированный долгосрочный проект. Концепцию Глена Домана переработала Сесиль Лупан, сделав её более гибкой и «домашней».

Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан основана на идее, что дети требуют от родителей не опеки, а интереса. Ребёнку надо доверять, верить в него, проявлять доброе отношение к нему (научный факт – необходимо минимум 8 объятий в сутки). Обучение детей должно быть увлекательным. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с ребёнком обо всем без опасений, что он не понимает. Пониманию предшествует знание (и чем раньше появляется знание, тем раньше придёт понимание). Этот принцип пронизывает всё раннее развитие (чтение, письмо, музыка и прочее).

Вот некоторые рекомендации по обучению чтению словами: всюду разместить карточки с названиями предметов (чёрным цветом согласные, красным цветом гласные) и периодически их обновлять (главное, соблюдать соответствие предметов и названий). Названия букв можно петь на мотив весёлой детской песенки – так легче запомнить алфавит, затем петь песенки «гласных и согласных». Чтобы привить вкус к чтению, предлагается делать книжечки про самого ребенка и его игрушки с фотографиями и короткими подписями.

Рекомендации по обучению счёту: учить цифры (символы) следует после того, как ребёнок научился называть числа по порядку. Первый десяток легко выучить, пересчитывая вместе любые подходящие предметы (это поможет освоить порядковый счёт). Знакомство с нулём происходит в ответах на шуточные вопросы вроде: «Сколько крокодилов у нас в ванной?». Затем упражнения на обратный счет и знакомство с отрицательными числами, после чего можно учить игры на деление и умножение.

Подробнее обо всём в книге «Поверь в своё дитя». То есть, обучение идёт от простого сложному постепенно. Остаётся выбрать оптимальный темп. Это оказывается отнюдь не просто. Вальдорфская педагогика своей сильной стороной позиционирует оптимальный темп обучения.

Вальдорфская педагогика

Главная особенность – это ориентация на ребёнка, а не на программу (по крайней мере, до 8 класса). Вместо опроса происходит диалог, работа в группах. Обучение происходит в неторопливом темпе, причём искусства и науки стремятся к гармонии. Но на практике (по крайней мере, в России) реализация «права ребёнка оставаться ребёнком» отрицает саму идею школы – так, что дети нуждаются в дополнительных, тоже платных, репетиторах. Вальдорфские садики критикуются за вседозволенность, но самая острая критика направлена на то, что штайнеровская педагогика, формируя конкретное оккультное мировоззрение (не оставляя выбора), не является вполне светской.

Масару Ибука

Известный японский предприниматель и педагог Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно» подчёркивает значение атмосферы любви, доброты, понимания, спокойствия для младенца в первые годы жизни. Для интеллектуального развития ребёнка, помимо эмоциональной среды, важно, чтобы с ним как можно больше разговаривали (внимательно, больше диалога, спрашивая) и развивали физически.

Методика Зайцева

В основе методики педагога Николая Александровича Зайцева лежит идея, что элементарной частицей речи является не буква, а склад (одна буква, или согласная буква с твёрдым, или мягким знаком, или пара из согласной с гласной) – так дети, начиная говорить, произносят не буквы, а более певучие звуки. Склады нанесены на грани кубиков. Чтобы дети лучше чувствовали разницу между гласными и согласными, мягкими и звонкими, кубики Зайцева отличаются по многим признакам: большие и маленькие, «золотые», «железные» и «деревянные», они имеют разный вес и по-разному звучат.

Склады образуют цепочки, которые поются на разные мелодии, где-то хлопая в ладоши и прыгая. Таким же образом дети знакомятся с арифметикой, для чего разработаны специальные таблицы, по которым выполняются действия. Кроме кубиков развивающая среда Зайцева включает множество пособий – карточек, игрушек, музыкальных инструментов и прочего. Малыши с года могут учиться читать и говорить одновременно, а с трёх лет – считать. Дети четырёх-пяти лет легко складывают и вычитают в пределах ста, первоклассники делают это всего через несколько уроков. Занятия по методике Зайцева не только результативны – они приносят удовольствие детям.

Методика Никитиных

Судьба вундеркиндов и воспитание гениев

Среди детей, проявивших незаурядные способности в раннем возрасте лишь меньшинство, подтверждающее правило, остаётся на пути развития таланта. Большинство становятся обычными людьми примерно к 20 годам. В психологии описан синдром бывшего вундеркинда – это специфический невроз, связанный с невостребованностью значительного творческого потенциала, перманентным разочарованием в себе и ущемлённым самолюбием.

1Общей чертой характера вундеркиндов является их доброта и открытость.
2Развитие любых способностей требует систематических занятий.

Но давайте подведем итог сказанному.

Заключение

Рассмотрев взаимосвязь воспитания с образованием, закономерности развития мышления и некоторые подходы к раннему развитию, в заключении можно выделить некоторые важные моменты.

О раннем развитии нельзя сказать, плохо это, или хорошо. Всё зависит от подхода родителей (никогда не лишне напомнить о любви и внимании). Раннее развитие имеет образовательные цели, но образование дошкольников должно проходить в форме увлекательного знакомства с удивительным и бесконечным миром.

Эйнштейну принадлежит фраза: образование – это то, что остаётся, когда забыто всё, чему учили. Ум не ограничивается набором способностей (таких как память, логика и счёт) – он связан с мировоззрением человека, нравственностью и духовностью. Умственное воспитание эффективнее в комплексе с культурным (особенно музыкальным) развитием и воспитанием нравственности.

Рекомендуемая литература

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Теперь же у нас на очереди социальное воспитание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *