в чем разница между наценкой и маржой и
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как отличить наценку от маржи?
Чтобы компания развивалась и эффективно функционировала, её владельцу необходимо контролировать все финансовые процессы, располагать полной информацией о доходах, расходах, материальных издержках. В бизнесе существует множество факторов, влияющих на формирование цены. Некоторые предприниматели объединяют их воедино и называют общим словом «прибыль», что не совсем правильно. Например, важные бизнес-коэффициенты: маржа и наценка. Считается, что они являются синонимами, но на самом деле это не так. Цель нашей статьи — продемонстрировать разницу между наценкой и маржей.
Определение наценки
Наценка — термин, отражающий соотношение между валовой прибылью предприятия и себестоимостью товара. Именно этот параметр помогает нам быстро вычислить, каков размер полученной прибыли. Формула расчета наценки выглядит так:
Пример. Ваша компания продаёт мячи. Себестоимость каждого изделия составляет 100 рублей. В эту сумму включена цена одного мяча, запрошенная производителем (75 рублей) и услуга доставки от транспортной компании (25 рублей). Узнав параметр себестоимости, вы легко рассчитаете валовую прибыль. Если продавать мячи по 130 рублей за единицу, то размер валовой прибыли составит 30 рублей. Данный параметр имеет значение для бухгалтерии, однако не демонстрирует нам уровень заработка. В данном примере один мяч принёс нам прибыль в 30 рублей. Как узнать, это много или мало? Процент нашей прибыли рассчитывается по такой формуле:
В ней для расчета прибыли валовую прибыль делят на себестоимость и получают наценку в %. Параметр составляет 30%. Среди всех критериев, рассмотренных выше, важнейшее значение для бизнеса имеет только наценка.
В нашем примере наценка на 1 мяч составила 30%. У конкурирующей организации наценка составила 20% (валовая прибыль 40 рублей, разделённая на себестоимость товара 200 рублей). То есть навар нашего магазина составил 30%, а у конкурентов — 20%. В этой ситуации неважно, какова прибыль в рублях у нас и конкурентов. Процентное соотношение уже демонстрирует, что наша продажа была выгоднее.
В таблице № 1 наглядно показано соотношение известной информации с её пониманием.
Информация
Её понимание
Магазин продал один мяч и заработал 30 рублей
Конкурентная компания продала мяч и заработала 40 рублей
Мало информативности и ничего непонятно. На первый взгляд конкурент заработал больше, а наш магазин — меньше.
Наш магазин купил мяч за 100 рублей и продал его за 130 рублей.
Конкурентная компания приобрела мяч у поставщика за 200 рублей, а продала его покупателю за 240 рублей.
Здесь ситуация проясняется. Мы смогли наварить 30 рублей при себестоимости в 100 рублей, а конкуренты получили 40 рублей при себестоимости мяча в 200 рублей. Первоначальные расходы у нас были в 2 раза меньше по сравнению с конкурентами, поэтому разница в прибыли на этом фоне теряет свою актуальность.
Очевидно, что наш магазин продал мяч выгоднее.
Наценка демонстрирует выгоду от продажи товара, купленного по себестоимости, и провести сравнительный анализ прибыли у себя и конкурентов без привязки к конкретным денежным суммам.
Что такое маржа?
Маржа — термин, который определяет соотношение между валовой прибылью и выручкой. Она помогает вычислить размер прибыли, которую продавец кладёт себе в карман. Формула расчёта маржи выглядит так:
Если мы продаём мячи по 130 рублей, валовая прибыль составляет 30 рублей. Сейчас, например, в кассе лежит 13 тысяч рублей. Как рассчитать общую валовую прибыль, исходя из этой суммы? Какую часть прибыли мы можем забрать себе? С этой целью выполняем расчёт валовой прибыли с каждого рубля, заработанного на продаже мячей. Этот параметр и называется маржей. Формула расчёта будет такой:
Полученный показатель составляет 23%. Это означает, что с каждого рубля, поступившего в кассу после продажи мячей, мы можем забрать себе всего 23 копейки. Теперь несложно посчитать, сколько валовой прибыли мы получили с кассовой выручки в 13 тысяч рублей. Прибыль равна 3 тысячи рублей. Именно такую сумму мы заработали лично для себя.
Маржа демонстрирует ту часть выручки от продаж товара, которую продавец может забрать себе. Параметр повышает эффективность управления бизнесом, помогает отрегулировать стоимость продукции, сформировать правильный ассортимент товаров, узнать объёмы собственных продаж и получить желаемый доход.
Максимальный уровень наценки и маржи
Размер наценки может быть любым, чего не скажешь о марже. Продавец имеет право купить мяч за 100 рублей, и перепродать его за 500 рублей, сделав наценку в 400%. Ограничения в данном случае отсутствуют. Нужно руководствоваться лишь здравым смыслом и действующим законодательством страны.
Уровень маржи ограничивается. К примеру, если мы нашли мяч на улице, себестоимость такого товара будет нулевой (ведь мы за него абсолютно ничего не заплатили). Соответственно, при его последующей продаже установленная цена будет равняться валовой прибыли (например, 500 рублей). Соответственно уровень маржи будет равен 100%. Так как мы никогда не можем заработать больше всей выручки за товар, маржа не может быть больше 100%. Таким образом, наценка и маржа — совершенно разные понятия. Маржа не может быть больше 100%, а наценку продавец устанавливает на своё усмотрение.
Как наценка влияет на формирование цен
Наценка является важным элементом в формировании цен. Представьте, что ваш магазин продаёт не только мячи. В ассортименте есть и другие товары с различной ценой и себестоимостью. Не зная наценки, продавец не сможет определить, какую сумму денег он зарабатывает на том или ином товаре и какую продукцию продавать выгоднее. В таблице № 2 представлена информация по себестоимости, цене и валовой прибыли разных групп товаров. Наценку мы не знаем, но, опираясь на приведённые в таблице данные можно сказать, что наибольшую прибыль магазину приносят боксёрские перчатки.
Наименование товара
Себестоимость (₽)
Цена(₽)
Валовая прибыль(₽)
Также опираясь на полученную информацию, можно посчитать наценку. Расчёты показывают, что магазин больше всего зарабатывает не только на боксёрских перчатках, но и на скакалках. Обе группы товаров имеют одинаковую наценку, а вот размер валовой прибыли от продажи боксёрских перчаток в 2 раза выше, чем от реализации скакалок. Наименьшую выгоду приносят магазину продажи бадминтона. Вместе с тем, валовая прибыль от реализации бадминтона и скакалок — одинакова. Наценка — это инструмент, с помощью которого можно определить товары, продажа которых приносит наибольшую прибыль.
В соответствии с данными в таблице № 2 рассчитаем уровень наценки для каждого товара:
Без наценки мы не понимаем всей выгоды от реализации продукции и можем продавать её в ущерб собственному финансовому благополучию.
Ещё один момент касается изменений себестоимости товара. Например, если магазин несколько месяцев подряд продаёт мячи по 130 рублей за штуку, его чистый заработок может быть совсем не одинаковым. Здесь всё зависит от себестоимости продукции. Если она поменялась в большую сторону, продавцу нужно сделать перерасчёт цены с учётом валовой прибыли. Например в январе мяч был куплен по себестоимости за 100 рублей, а затем его продали в магазине по 130 рублей с наценкой в 30% и валовой прибылью 30 рублей. В феврале себестоимость этого же мяча увеличилась на 10 рублей и составила уже 110 рублей. Если цена в магазине на него останется прежней, валовая прибыль уменьшиться и будет составлять 20 рублей. Вместе с ней сократиться и наценка. Её размер составит 18%.
Чтобы в феврале продать мяч с такой же выгодой, как в январе, нужно выполнить перерасчёт. Сделать его несложно, ведь нам известна новая себестоимость, требуемая наценка и валовая прибыль. К себестоимости приплюсовывают требуемую валовую прибыль. В итоге цена на товар составляет 143 рубля. С ней продавец сможет продать мяч с такой же выгодой, что и в предыдущем месяце. Если при себестоимости мяча в 110 рублей цена в магазине составляет 143 рубля, размер валовой прибыли будет 33 рубля, а наценка останется такой же, как и в январе (30%). Именно так наценка влияет на формирование цены, являясь эффективным ценообразующим инструментом. Она открывает возможности для сравнения разных периодов и товаров, информирует о работе конкурентов и помогает своевременно скорректировать стоимость продукции.
Как маржа помогает развивать бизнес?
Свой вклад в развитие бизнеса вносит и маржа. Например, вы закупили мячей на сумму 10 тысяч рублей, а продали их на 13 тысяч рублей. Валовый доход составляет 3 тысячи рублей. Из этой суммы нужно потратить около 2 тысяч рублей на операционные расходы. В них включены:
После всех расходов остаётся чистая прибыль в размере 1 тысячи рублей. На основании этих данных можно рассчитать маржу. Формула будет такой:
Размер выручки, которую нужно потратить на операционные расходы, рассчитывают по такой формуле:
Формула для расчёта чистого дохода:
Таким образом, продавец забирает себе от продажи мячей 23% от всей выручки. Правда, часть этой суммы растрачивается на зарплату, электроэнергию, аренду здания. На операционные расходы уходит примерно 15% выручки. Оставшаяся чистая прибыль в размере 8% от выручки — это деньги, которыми продавец может распоряжаться по своему усмотрению. Маржа показывает эффективность ведения бизнеса.
Прибыльный бизнес всегда предусматривает такое соотношение между маржей и операционными расходами, при котором маржа будет всегда больше. Если маржа равна операционным расходам, бизнес не развивается, и не приносит никакой прибыли. Когда маржа — меньше операционных затрат, предприятие считается убыточным.
Минимальная маржа определяется по размеру операционных затрат, что снижает риск разорения. С её помощью можно регулировать объёмы продаж и цены на продукцию, а также влиять на уровень прибыли. К примеру, в ситуации, когда арендодатель повышает арендную плату, размер маржи приравнивается к операционным затратам. Вследствие этого предприятие перестаёт получать прибыль. Бизнесмену приходится действовать, выбирая один из нижеописанных вариантов:
Выбор конкретного направления зависит от ситуации. Главное для предпринимателя — вовремя увидеть выгоду и предотвратить возможное разорение. Разобраться в нюансах поможет маржа.
Маржа — это полезный инструмент для принятия верных управленческих решений и оценивания эффективности продаж.
Выводы
Существование любого предприятия во многом зависит от успешности его финансовой работы. Предприниматели обязаны регулярно выполнять финансовые расчёты, чтобы обнаруживать слабые моменты в бюджете и обеспечивать правильное формирование цены. Также важно различать понятия маржи и наценки. Они являются эффективным инструментом для анализа финансового состояния компании.
Что такое маржинальная торговля на бирже, её плюсы, минусы и риски
На бирже можно торговать не только на свои средства, но и на заемные. Что для этого нужно и как организована маржинальная торговля на фондовом рынке, расскажем далее.
Как работает маржинальная торговля?
Итак, основной смысл работы маржинальной торговли: покупка какого-либо товара на сумму, большую, чем располагаешь, или вообще без расходования своих денег. Можно продать чужой актив и получить прибыль.
Понятие маржи и ее виды
А на фондовой бирже под маржой понимают залог или блокируемую для сделки сумму средств на счету трейдера.
Цена товара * количество реализованного товара-затраты на товар * количество товара.
Как работает кредитное плечо?
Размер кредитного плеча устанавливает брокер.
Что такое маржин колл?
Плюсы маржинального кредитования
Российский фондовый рынок широко использует маржинальное кредитование. В этом есть значительные плюсы для инвесторов:
Риски при маржинальной торговле
Наряду со значительными преимуществами, маржинальная торговля имеет крупный недостаток в виде риска для потенциальных инвесторов. Вероятность возникновения рискованной ситуации увеличивается пропорционально сумме кредитного плеча, взятого для совершения сделки. Учитывайте рыночные риски потери денег из-за ценовых колебаний, а также риски по кредитным ставкам, установленным брокером.
Отличительной чертой маржинальной торговли есть риск не просто потерять свои накопления, но и оказаться должным брокеру.
Инвестировать на различных биржах достаточно просто опытным игрокам, но у начинающих трейдеров, не имеющих крупных сумм, часто возникают трудности. При грамотном управлении капиталом и позициями маржинальная торговля предоставляет широкие возможности к преумножению личного капитала.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.