в чем разница между мтр и тмц

Регламентация процесса управления материальными запасами

Основной задачей руководства и сотрудников служб снабжения, плановой и финансовой служб является эффективное управление движением материальных и финансовых ресурсов — управление процессами снабжения и сбыта, запасами и оборотными средствами, вложенными в эти запасы. Эти службы должны своевременно выявлять излишние запасы материальных ресурсов с целью определения возможности их реализации и предупреждать о наличии и появлении дефицитных позиций по товарно-материальным ценностям на предприятии, которые грозят нарушить бесперебойность организации процесса производства.

Грамотное управление способствует увеличению оборачиваемости запасов, снижению уровня неликвидов, позволяет освободить денежные средства.

Чем крупнее предприятие, чем большим объемом ресурсов приходится управлять, тем более заметны сложности в организации материально-технического снабжения, тем важнее проведение работ по оптимизации процесса управления МТР.

Регламентировать процесс управления запасами можно с помощью разработки и внедрения в компании «Положения об управлении материально-техническими ресурсами».

Процесс этот необходимо рассматривать в комплексе, ведь управления запасами — это планирование, осуществление закупок, учет запасов, управление группами запасов, обеспечение процесса управления запасами.

1. Планирование МТР

Первая глава Положения посвящена планированию процесса приобретения запасов — планирование бюджета (денежные показатели) и планирование закупок (натуральные показатели).

в чем разница между мтр и тмц. Смотреть фото в чем разница между мтр и тмц. Смотреть картинку в чем разница между мтр и тмц. Картинка про в чем разница между мтр и тмц. Фото в чем разница между мтр и тмц
Рис. 1. Планирование бюджета МТР

1.1. Планирование бюджета МТР

Основой бюджета поставок материально-технических ресурсов являются производственная программа, программа капитального ремонта и программа инвестиций компании (далее — Программы) (рис. 1.) Срок формирования бюджета МТР — август-сентябрь года, предшествующего году планирования.

А) Производственные единицы (цеха, филиалы) и производственные отделы Аппарата управления, на основании Программ формируют бюджет закупок МТР и передают его в отдел материально-технического снабжения (ОМТС).

Б) Отдел МТС согласовывает с планово-экономическим отделом лимитов затрат на приобретение МТР, при необходимости проводит корректировку.

В) Отдел МТС передает согласованные показатели бюджета и Программы в Управление материального снабжения.

На основании сформированных лимитов затрат на МТР, с учетом имеющихся остатков МТР на складах, формируется план поставок.

Отдел МТС совместно с Управлением материального снабжения формирует помесячный план финансирования МТР и оборудования, исходя из сроков поставки и изготовления. При формировании плана финансирования учитывается состояние расчетов с контрагентами и ожидаемая дебиторская и кредиторская задолженности.

При возникновении необходимости корректировки бюджета руководитель дает указание директору Управления материального снабжения для внесения соответствующих поправок. Управление материального снабжения направляет в финансовый отдел на согласование изменения в план финансирования МТР. После рассмотрения финансовый отдел направляет в УМС и ОМТС откорректированный план финансирования.

1.2. Планирование закупок МТР

в чем разница между мтр и тмц. Смотреть фото в чем разница между мтр и тмц. Смотреть картинку в чем разница между мтр и тмц. Картинка про в чем разница между мтр и тмц. Фото в чем разница между мтр и тмц
Рис. 2. Планирование поставок МТР

С целью формирования плана поставок МТР осуществляется заявочная кампания, которая проводится в один или два этапа в срок до ноября года, предшествующего срокам поставки по следующему алгоритму:

А) Отдел МТС, согласно финансовому плану, предоставляет в Управление материального снабжения контрольные цифры в денежном выражении по затратам на материальные ресурсы, а также доводит их до производственных единиц Общества.

Б) Производственные единицы предоставляют:

– в производственные отделы Аппарата Управления — пообъектные и сводные ведомости потребности в МТР и оборудовании;

– в Управление материального снабжения — согласованные с производственными отделами Общества ведомости потребности в МТР и оборудовании.

В) В случае отклонения от плановых показателей в сторону увеличения, начальники производственных отделов производят корректировку плана поставок, основываясь на выполнении Программ Общества, выделяя приоритетные виды работ.

Г) Начальники производственных отделов Администрации производят проверку содержания заявок филиалов на предмет исключения из них технически или морально устаревших наименований МТР и предоставляют в Управление материального снабжения:

– сводные потребности МТР по всем направлениям расхода;

– распределение заявленных МТР в разрезе производственных единиц Общества.

Д) Управление материального снабжения, на основании предоставленных документов, составляет предварительный план поставок МТР в номенклатурном и стоимостном выражении и производит сверку с доведенными плановыми показателями. После согласования и корректировки передает предварительный план поставок МТР в ОМТС.

Е) ОМТС проверяет предварительный план поставок МТР на соответствие финансовому плану и утверждает предварительный план поставок у генерального директора Общества.

Ж) План поставок МТР с разбивкой по направлениям деятельности и помесячным срокам поставки, с указанием номенклатуры, доводится до производственных единиц Общества.

2. Осуществление закупок МТР

2.1. Централизованные поставки

В некоторых компаниях, являющихся частью холдингов или вертикально-интегрированных структур, существенная доля закупок материальных ресурсов производится централизованно через материнскую компанию. В таком случае в данной главе необходимо регламентировать взаимодействие с вышестоящей организацией по вопросу приобретения МТР.

2.2. Поставки по прямым договорам

Каждая компания в процессе производственной деятельности имеет дело с десятками и сотнями контрагентов, осуществляющих компании поставки материальных запасов. Необходимо описать весь спектр вопросов, касающихся приобретения МТР по прямым договорам с контрагентами: поиск контрагентов, порядок заключения договоров, осуществления оплаты, сверки денежных расчетов и т.д.

2.3. Организация тендерных закупок

Тендерные закупки являются обязательными только для госструктур, но находят все большее применение и в коммерческих компаниях.

Наиболее предпочтительным способом закупок является проведение открытого конкурса.

Размещение заказов на тендерной основе — пожалуй, тема отдельной статьи или отдельного регламента.

2.4. Поставки по договорам лизинга

Финансовый лизинг является современным распространенным инструментом, позволяющим предприятию приобретать оборудование на заемные средства, проводя ускоренную амортизацию и экономя при этом на налогах. При этом приобретение в лизинг — процедура специфичная, учитывая взаимодействие лизингополучателя с несколькими организациями — банком, лизингодателем, поставщиком оборудования. В вопросе приобретения по лизингу необходимо четкое взаимодействие служб компании — финансистов, бухгалтерии, отдела МТС, производственных отделов. Если вы планируете приобретать оборудование в лизинг, имеет смысл посвятить поставкам по договорам лизинга отдельную главу Положения.

3. Учет МТР

В данной главе описываются вопросы приема-отпуска, классификации и оценки запасов.

3.1. Прием и отпуск МТР

3.2. Классификация и оценка запасов

К материально-производственным запасам относятся активы, соответствующие требованиям Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Материалы при их постановке на учет оцениваются в размере фактических затрат на их приобретение.

Оценка материалов и готовой продукции при их выбытии производится по способу средней себестоимости.

Готовая продукция оценивается при постановке на учет по сокращенной производственной себестоимости.

Товары, приобретенные для перепродажи, оцениваются при их постановке на учет в размере затрат по их приобретению, но без учета расходов по их доставке (включая погрузочно-разгрузочные работы), которые относятся на расходы на продажу. При выбытии товары оцениваются по способу средней себестоимости.

4. Управление группами материальных запасов

В этой главе описываются методы управления материальными запасами на предприятии. Выделяются несколько групп производственных запасов, соответственно для каждой из них формируется своя стратегия управления.

Виды производственных запасов:

4.1. Текущий запас — основной вид запаса, поэтому норма оборотных средств в текущем запасе является главной определяющей величиной всей нормы запаса в днях.

Текущий производственный запас предназначен для ведения производственно-хозяйственной деятельности компании.

На размер текущего запаса влияет периодичность поставок материалов по договору с поставщиками (цикл снабжения), а также объем их потребления в производстве.

Наличие оптимальных запасов на предприятии, которое можно обеспечить путем организации управления и контроля за потоками материальных и финансовых ресурсов, за состоянием и уровнем запасов позволяет компании бесперебойно функционировать при малом объеме «омертвленных» материальных ресурсов и небольших размерах отвлеченных оборотных средств, вложенных в эти запасы.

Организации оперативного контроля и управления запасами материальных ресурсов способствует внедрение автоматизированных систем управления предприятиями, которые позволяют наладить учет движения материальных ресурсов (поступление, расход, ежесуточные остатки). Результатом решения задачи по оперативному контролю является получение ежедневной (недельной, декадной, месячной или иной периодичности) информации о фактическом наличии запасов на складах предприятия и степени их соответствия установленным нормам. Это позволяет осуществлять непрерывный контроль за их величиной, своевременно и оперативно выявлять образование излишних остатков или дефицита по отдельным позициям, который может нарушить организацию бесперебойности функционирования потребителя.

4.2. Страховой (аварийный, гарантийный) запас — второй по величине вид запаса, определяющий общую норму. Страховой запас необходим на каждом предприятии для гарантии непрерывности процесса производства в случаях нарушений условий и сроков поставок материалов поставщиками, транспортом или отгрузки некомплектных партий.

Оперативный запас предназначен для использования в текущей производственной деятельности предприятия. Отпуск материалов производится после согласования с заместителем руководителя компании по направлению деятельности.

Оперативный запас устанавливается в размере 60–80% от страхового.

Неснижаемый запас предназначен только для использования в исключительных случаях.

Неснижаемый запас составляет 20–40% от объема страхового запаса.

При снижении уровня страхового запаса ниже неснижаемого необходимо его пополнение до уровня страхового.

Материалы страхового запаса должны систематически заменяться по истечении срока годности в соответствии с техническими условиями на них.

Необходимо осуществлять учет поступления и расходования страхового запаса не реже 1 раза в квартал.

Нормы страхового запаса должны быть утверждены руководителем (заместителем руководителя компании).

4.3. Транспортный запас создается на период разрыва между сроком грузооборота и документооборота. При поставках материалов на дальние расстояния срок оплаты расчетных документов опережает срок прибытия материальных ценностей. Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.

4.4. Технологический запас создается на период времени для подготовки материалов к производству, включая время на анализ и лабораторные испытания. Учитывается технологический запас в общей норме в том случае, если он не является составной частью процесса производства.

4.5. Подготовительный запас, необходимый на период выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов, принимается также в расчет нормы запаса по сырью, основным материалам и покупным полуфабрикатам. Нормы этого времени устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки, исходя из технологических расчетов или путем проведения хронометража.

4.6. Неликвидные запасы — медленно реализуемые или нереализуемые запасы.

В процессе ежегодной инвентаризации определяются запасы, относящиеся к данной группе. Каждое предприятие само решает, по какому критерию запас относить к категории неликвидов. Например, один из вариантов — считать неликвидом товар, находящиеся на складе без движения в течение 12 месяцев.

Необходимо систематически проводить анализ причин появления неликвидов, чтобы устранить эти причины в будущем.

Необходимо сокращать инвестиции в медленно реализуемые и нереализуемые виды запасов и, возможно, даже перестать их закупать.

4.7. АВС- и XYZ-анализ

АВС- и XYZ-анализ является несложным, но достаточно эффективным инструментом управления запасами, строящимся на принципе Парето, более известного как «правило — 20 на 80». XYZ-анализ — изучение стабильности продаж, — обычно используется вместе с ABC-анализом, позволяющим выделить ключевые для фирмы-продавца товары. Проведя такой анализ в своей компании, мы получили достаточно неожиданные результаты и провели корректировку тактики управления некоторыми категориями своих запасов.

Ввиду достаточного количества публикаций, подробности проведения АВС- и XYZ-анализа в данной статье мы опускаем.

5. Обеспечение процесса управления материальными запасами

Данная глава описывает вспомогательные функции процесса управления материальными запасами.

а также любые другие отчеты, в соответствие со спецификой предприятия.

5.2. Программное обеспечение

В этом подразделе описывается программное обеспечение, служащее для автоматизации учета МТР компании, будь то широко распространенная 1С:Склад или сложная ERP-система, имеющая многоуровневое территориальное распределение. Программное обеспечение используется для учета складских операций прихода, расхода и перемещения и подготовки данных для отражения выполненных складских операций на бухгалтерских счетах.

5.3. Обеспечение безопасности

5.4. Подготовка кадров

Обучение специалистов в области логистики осуществляется с целью повышения эффективности и качества труда работников, овладения новыми методами и навыками работы в условиях рыночной экономики и реализуется в соответствии с системой внутрифирменного образования руководителей и специалистов.

В данном подразделе освещаются вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов. Необходимо определить приоритеты, периодичность проведения, возможно, и перечень учебных заведений.

Для разработки «Положения об управлении материальными запасами» в компании целесообразно создать рабочую группу, состоящую из заинтересованных специалистов под руководством заместителя руководителя предприятия, в ведении которого находятся вопросы снабжения и логистики.

После разработки «Положения об управлении материальными запасами» необходимо проведение его согласования со всеми подразделениями компании, участвующими в процессе планирования и использования МТР: финансово-экономической службой, отделом капитального строительства, производственными отделами и службами, бухгалтерией и т.д. После согласований Положение утверждается приказом руководителя предприятия и приобретает статус распорядительного документа, обязательного для исполнения.

Системное видение процесса управления МТР позволяет осуществлять стратегическое и тактическое планирование, повысить эффективность управления материальными запасами, сделать прозрачной систему материального снабжения, повысить качество основного продукта.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Как проводится учет товарно-материальных ценностей

Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится на основании первичных документов (статья 9 ФЗ №129 от 21.11.1996 года). Он должен соответствовать всем нормативным актам. Существуют правила учета, утвержденные различными Методическим указаниями и Постановлениями.

Что представляют собой ТМЦ в бухучете?

ТМЦ – это статистический показатель. В его состав могут входить:

Бухгалтер обязан отражать все хозяйственные операции с ТМЦ: поступление, передвижение внутри предприятия, списание.

Методы учета ТМЦ

Методы учета прописаны в Методических указаниях №119.

Сортовой метод

Учет выполняется при помощи карточек сортового типа. В них фиксируется наличие объектов, а также их движение. В пунктах под номерами 136-140 Методических указаний описаны особенности метода. Учет может вестись следующими способами:

Сортовой метод используется тогда, когда хранение ТМЦ осуществляется по названию и сорту. При этом не проводится учет времени поставки ценностей, их стоимости. На каждую из номенклатур заводится отдельная карта складского учета. Отличается одна номенклатура от другой по следующим показателям:

Карточки будут актуальными в течение всего года. В них должна быть изложена вся информация о принятом объекте. Их требуется зарегистрировать в соответствующем реестре. После этого в карточках проставляются индивидуальные номера. Регистрацией обязаны заниматься сотрудники бухгалтерского отдела. Если весь лист карточки заполнен, открываются новые листы. Их обязательно требуется пронумеровать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все записи, вносимые в карточки, должны подтверждаться первичной документацией.

Плюсы и минусы сортового метода

Сортовой метод отличается следующими преимуществами:

Однако есть и существенные недостатки – сложности в классификации товаров одного сорта по разной стоимости.

Вопрос: Как отражается в учете хранителя оказание услуг по договору складского хранения, в том числе получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на ответственное хранение и их возврат по окончании срока договора?
Посмотреть ответ

Партионный метод

Партионный метод предполагает порядок учета, аналогичный сортовому методу. Отличие заключается в том, что раздельно регистрируется каждая партия ТМЦ. О партионнном методе написано в пункте 242 Указаний. Он используется и на складе, и в бухгалтерском отделе. Предполагает отдельное хранение каждой партии. На каждую из партий должен быть соответствующий транспортный документ.

ВАЖНО! Продукция, которая перевозилась одним транспортом, товары с одним названием и одновременным поступлением от единственного поставщика – все это можно считать единой партией.

Партию нужно зарегистрировать в журнале поступления ТМЦ. Ей присваивается индивидуальный регистрационный номер. Он используется для проставления отметок в расходной документации. Регистрационный номер ставится рядом с названиями ТМЦ. Необходимо открыть две партионные карты. Одна будет использоваться в складском отделении, другая – в бухгалтерском. Форма карточки определяется типом продукции.

Плюсы и минусы партионного метода

Методика отличается следующими преимуществами:

Выбор конкретного метода будет зависеть от приоритетов предприятия, размеров складского помещения.

Учет ТМЦ

Учет производится на основании первичной документации, составленной по унифицированной форме.

Поступление

Оформление будет зависеть от следующих факторов:

При приемке составляется акт. Оформить его нужно по форме №ТОРГ-1. Сотрудники при поступлении ТМЦ должны действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

Регламент должен быть зафиксирован во внутренних актах предприятия.

Проводки при поступлении

При поступлении ТМЦ от поставщика будут использоваться следующие проводки:

ТМЦ могут поступать не только от поставщиков, но и от учредителей и прочих лиц. В этом случае открывается соответствующий субсчет счета 10. Проводки будут следующими:

Если ТМЦ поступили для перепродажи, следует использовать счет 41.

Внутренние передвижения ТМЦ

Под внутренними передвижениями товарно-материальных ценностей нужно понимать их перемещение в границах предприятия. К примеру, отпуск сырья со склада в производственный цех. Как правило, при внутренних перемещениях оформляется накладная. Она актуальна в следующих случаях:

Накладная составляется, согласно Постановлению №71а, по форме №М-11.

Списание

Списание ТМЦ – необходимая процедура, обеспечивающая соответствие фактического количества ценностей с зафиксированным в бухгалтерских документах. Для оформления составляется акт о списании. Ценности, указанные в нем, не подлежат дальнейшему применению. Документ утверждается руководителем. В акте нужно указать всю информацию об объекте списания: вес, номер, причину выбытия.

Задача бухгалтера – отражение стоимости списываемых ценностей. Определяться она может следующими методами:

ВАЖНО! Если списание производится в связи с тем, что ценность морально устарела, то акт не составляется.

Проводки при списании

При списании могут использоваться следующие проводки:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При выбытии с балансового счета списывается и стоимость ценности, и амортизационные начисления по ней.

Пример списания

При списании оргтехники в бухучете появляется следующая запись:

Учет по выбытию ведется в специальном журнале.

Источник

Что такое материально-производственные запасы в бухучёте

МПЗ, или материально-производственные запасы, – важнейшая часть производственного цикла. Используя их, фирма создает готовую продукцию – товары, работы, услуги. Излишки могут быть проданы на сторону. МПЗ постоянно совершают движение, следовательно, необходим детализированный учет этих активов. Он должен быть организован так, чтобы обеспечить оптимальный объем МПЗ для производства, исключить хищение ценностей, иметь возможность контроля движения запасов по видам.

Материальные запасы: понятие и классификация

Определяя понятие МПЗ, бухгалтера ориентируются на ПБУ 5/01 – документ, определяющий правила их учета.

Вопрос: Как отразить в учете организации списание материально-производственных запасов (МПЗ) (товаров), выбывших в результате их гибели вследствие пожара на складе при отсутствии виновных лиц?
Фактическая себестоимость товаров в бухгалтерском учете совпадает со стоимостью товаров в налоговом учете и составляет 380 000 руб. НДС, предъявленный при приобретении товаров, был принят к вычету.
Факты пожара и отсутствия виновных лиц подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов, гибель товара подтверждена актом о списании товара, составленным технической службой организации.
Организация применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.
Посмотреть ответ

Материальными запасами признаются активы:

МПЗ, таким образом, могут быть представлены и готовой продукцией, и товарами, и собственно материалами, сырьем. Характер МПЗ может быть различным, и для эффективного учета, последующего внутреннего и внешнего аудита необходимо грамотно их классифицировать, прежде всего, по роли в производственном процессе. Обычно выделяют:

Эта классификация лежит в основе аналитических бухгалтерских данных. Классификация учитывает специфику производства, видов деятельности. Например, если в организации ведется собственное строительство, выделяют категорию «стройматериалы», а если речь идет о сельскохозяйственном производстве – категорию «семена», «корма».

Вопрос: Включаются ли в стоимость МПЗ для целей налога на прибыль суммы НДС, которые нельзя зачесть из-за отсутствия документов (п. 2 ст. 254 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Во вспомогательные относят материалы, улучшающие производственный процесс, облегчающие его: обтирочную ветошь, лакокрасочные материалы и прочие подобные им.

Аналитические данные могут учитывать порядок использования МПЗ:

Если фирма имеет запасы, не принадлежащие ей, к примеру, отданные ей на хранение по договору, их выделяют в учете в отдельную категорию, а иные относят к собственности этого юрлица. Здесь имеет место классификация по характеру владения.

Кстати говоря! Понятия ТМЦ (товарно-материальные ценности) и МПЗ означают одно и то же.

Положения ПБУ 5/01 не позволяют отнести к материальным запасам незавершенное производство.

Вопрос: Что следует учитывать при заполнении формы N ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»?
Посмотреть ответ

К запасам производственного характера относится имущество, срок службы которого не превышает года. ПБУ 6/01, касающийся ОС, определяет, что запасы не могут иметь стоимость свыше 40 т. руб. – это лимит по МПЗ в бухгалтерском учете.

ПБУ 5/01 предоставляет право самостоятельно определять, в каких единицах будет организован учет МПЗ: по номенклатурным номерам, партиям, группам и любым иным способом, который фирма сочтет необходимым для достоверности сведений.

Этот актив отражается в БУ по фактической стоимости, в которую включают цену продавца, консультационные услуги сторонних фирм, транспортные и любые иные затраты, непосредственно связанные с приобретением актива (п. 6 ПБУ 5/01).

Запасы могут быть отражены в отчетности по цене договора, с дальнейшим уточнением данных до фактических в двух случаях (п. 26 ПБУ 5/01):

На фактическую стоимость не влияет НДС. Этот налог выделяется отдельной проводкой.

Общий, или синтетический учет, активов отражается на счетах 10, 43, 41, затрагивающих, соответственно, материалы, готовую продукцию, товар. Субсчета детализируют эти сведения с учетом классификации ТМЦ. К примеру, информация по счету 10 может детализироваться субсчетами: 10/1 «Сырье и материалы», 10/3 «Топливо», 10/4 «Тара», 10/5 «Запчасти», 10/9 «Инвентарь и хозпринадлежности» и др.

Важнейшим элементом аналитического учета является правильно организованный складской учет МПЗ – поступления и отпуска в производство, для хознужд, для продажи.

Оприходование и отпуск производятся по первичным документам, например:

Все движения ТМЦ отмечаются в карточке (книге) складского учета, журнале учета товаров, готовой продукции.

Контроль в бухгалтерии ведется по отчетам материально ответственных лиц о движении ТМЦ, товарным отчетам, ведомостям по учету запасов. Как правило, применяют унифицированные формы документов, но законодательство не запрещает разработку и использование фирмой собственных форм.

Аналитические данные собираются в соответствии с принятыми учетными единицами.

Примеры бухгалтерских проводок

Ввиду чрезвычайного разнообразия видов МПЗ, вариантов учетной политики по ним, конкретных учетных ситуаций бухгалтерские учетные схемы также могут быть разными. Приведем наиболее распространенные варианты.

Аналогично делаются проводки по товару, вместо счета 10 применяется счет 41. Для торговых организаций учитывается наценка проводкой Д41 К42. Готовая продукция приходуется Д43 К20, 23, 29 и др. – по видам производства.

Этот метод по фактической стоимости применяется наиболее часто. Если принято решение использовать дополнительные счета для материалов и готовой продукции, используется метод учетных цен (стоимости), для материалов приход отразится так:

Похожая схема будет иметь место по готовой продукции:

Отражение на счетах бухгалтерских данных может быть, например, таким. Пусть закуплены ТМЦ в количестве 1 тыс. шт. на сумму 120 000 руб., в т.ч. НДС 20%:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *