в чем разница между моторным и трансмиссионным маслом
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Чем отличается моторное масло от трансмиссионного
Сервисное обслуживание автомобиля предполагает диагностику всех его узлов, а также периодическую смену расходных деталей и технических жидкостей. Чаще всего автолюбителям приходится менять моторное масло, жидкость для трансмиссии не нуждается в столь частой замене.
Несмотря на то, что оба состава относятся к категории смазочных масел, их свойства различаются. Путать эти два материала для смазки нельзя.
Для чего используется масло
В современных транспортных средствах применяется несколько видов масла. Оно разделяется по назначению:
Смазочные материалы, используемые в автомобилях, необходимы для снижения энергетических потерь на трение (они могут «съедать» до четверти развиваемой мотором мощности) и уменьшения износа трущихся элементов конструкции. Масло защищает детали от появления коррозии, очищают и охлаждают поверхности.
Основные функции автомобильных смазок:
Одновременно от масла требуется совместимость с материалами уплотнений, малая летучесть, стойкость к внешним воздействиям, а также максимальная экологичность. Оно должно сохранять в течение длительного времени стабильные характеристики. К некоторым видам смазок предъявляются дополнительные требования.
Важно! Все допуски для смазочной жидкости, которую можно заливать в двигатель автомобиля или трансмиссию, обычно указываются в технической документации на него.
Любые транспортные средства имеют свои конструктивные особенности, эксплуатируются в различных условиях, поэтому к расходным материалам предъявляются разные требования.
Многие автолюбители не видят различий между моторным и трансмиссионным продуктом. Однако они есть, и при том — существенные.
Масло для двигателя автомобиля
Жидкость, применяющаяся для смазки элементов двигателей внутреннего сгорания (в районах камеры сгорания цилиндра, сопряжения «цилиндр-поршень» и картера), называется моторным маслом.
Она представляет собой смесь базового масла (до 85%) и необходимых для придания продукту определенных свойств присадок. Эти добавки обладают различным действием:
Обычно используются готовые комплексы присадок. При этом важно, чтобы не было антагонистического эффекта между разными компонентами.
Классификация по составу
В зависимости от основы смазки (способа ее производства и состава) масло может быть минеральным, синтетическим и полусинтетическим.
Минеральное
Представляет собой продукт перегонки сырой нефти, очищенный от вредных включений, в результате чего повышается химическая устойчивость и стойкость к коррозионным процессам. Достаточно дешево стоит, но его функциональные характеристики можно считать лишь удовлетворительными.
Синтетическое
Для получения синтетической смазочной жидкости применяется синтез органических соединений (ПАО (полиальфаолефинов), гликолей, сложных эфиров и т.д.). Производят синтетическое масло и из нефтепродуктов (существует технология выработки смазки даже из природного газа), но с применением более глубокой переработки.
Синтетика характеризуется гораздо более высокой стабильностью, лучшими температурно-вязкостными параметрами и более длительным эксплуатационным сроком. Однако и цена такого продукта — соответствующая.
Полусинтетическое
Полусинтетика производится из смеси минерального базового масла с добавлением синтетических компонентов. При этом содержание минеральной составляющей в ней доходит до 70. 80%. Такая смазка обладает рядом преимуществ по сравнению с минералкой. Она стоит дешевле синтетического аналога.
Классификация по вязкости и сезонности
Одни из важнейших характеристик моторного масла — его вязкость и температурная зависимость. Для описания соответствия температурно-вязкостных параметров смазки требованиям двигателей используется международная классификация SAE. Классы масла по ней представлены на фото.
В соответствии с этим стандартом моторное масло подразделяется на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Сегодня наибольшим спросом среди владельцев техники пользуется именно всесезонный продукт, использование которого позволяет эксплуатировать транспортное средство круглогодично.
Для разделения жидкостей по эксплуатационным свойствам применяют классификацию API.
Европейской ассоциацией автопроизводителей разработана классификация ASEA. По ней моторное масло подразделяется на три категории:
Масло для трансмиссии
Эта жидкость необходима для смазывания различных механизмов: коробки передач, раздаточной коробки, рулевого механизма, редукторов. Она так же, как и моторная, должна меняться через оговоренный автопроизводителем регламентированный период.
Отличие лишь в том, что интервал замены в данном случае существенно больше, что определяется отсутствием ряда негативно влияющих факторов: высоких температур, продуктов сгорания и т.д.
Условия, при которых эксплуатируется трансмиссионная жидкость, отличаются от условий работы моторного масла. Она не контактирует с горячей поверхностью камеры сгорания мотора и с продуктами сгорания топлива. Но работа масла осуществляется при значительных скоростях скольжения сопряженных узлов и повышенном контактном давлении.
Основные требования к таким смазкам: хорошие противоизносные и противозадирные характеристики. Они должны подавлять вибрации, снижать уровень шума и смягчать ударные нагрузки. Именно эти качества относятся к основным, если речь идет о трансмиссионном масле.
Состав подбирается таким образом, чтобы при высоких давлениях и температуре могла образовываться пленка, которая предохраняет металлические детали от схватывания при контакте и задирания микроскопических неровностей.
Остальные свойства, которые требуются от смазки, идентичны тем, которыми обладает моторный аналог: стабильность, способность уменьшать коэффициент трения, снижать износ деталей, отводить тепло, выводить продукты износа, предохранять от появления ржавчины.
Трансмиссионное масло, в точности, как и масло для двигателя, классифицируется по вязкости, видам и назначению.
По виду трансмиссионное масло может быть, как и для ДВС, минеральным, полусинтетическим и синтетическим. Для улучшения эксплуатационных характеристик используются аналогичные применяющимся в обычных моторных смазках присадки, но немного в других пропорциях.
Однако в дополнение к ним вводятся специальные компоненты, позволяющие обеспечить функционирование механизма в условиях большой нагрузки на детали и значительного продольного скольжения.
На сегодняшний день основными стандартами для классификации масла считаются API, SAE и отечественный ГОСТ.
Примерное соответствие масла, классифицирующегося различными способами, представлено на фото.
Сегодня единой классификации трансмиссионных смазок, так же, как и моторных, не существует. Однако в последнее время в европейских странах все большим авторитетом у изготовителей масла пользуется стандарт ZF TE-ML.
Его разработала компания Zahnradfabrik Friedrichshafen, производящая двигатели и коробки передач для автомобилей. В соответствии с этой классификацией используется маркировка ZF TE-ML (01. 14), которая предназначена для описания классов вязкости, видов и качественных показателей масла.
Масло для механической коробки и АКПП отличается. Смазочная жидкость для автоматической трансмиссии маркируется аббревиатурой ATF. Индекс в маркировке указывает на класс масла (чем больше данная цифра, тем выше класс продукта).
В отличие от масла для обычной трансмиссии, такая смазка служит рабочей жидкостью в гидросистеме управления, она смазывает и отводит тепло от фрикционных элементов.
Важно! Некоторые производители (например, немецкие) рекомендуют заливать в ручные КПП масло, предназначенное для автоматической коробки.
Масло для автоматических трансмиссий и вариаторов необходимо подбирать строго по допускам производителя. Иначе может произойти преждевременный выход из строя механизма АКПП.
Смешивать разные виды масел для коробки передач также нельзя. В противном случае можно добиться вспенивания жидкости и получения осадка в виде твердых отложений. Особенно губителен такой эксперимент будет для АКПП, где печальные последствия станут заметны уже через сто километров пробега.
Являются ли масла для двигателя и коробки взаимозаменяемыми
Неопытному автолюбителю может показаться, что изготовленные из одной основы жидкости можно использовать и для трансмиссии, и для заливки в двигатель. Однако нагрузки и принцип работы механизмов трансмиссии кардинально отличаются от условий, в которых эксплуатируется двигатель внутреннего сгорания.
К тому же различие в химическом составе и, соответственно, разные характеристики (например, вязкость) не позволяют быть смазкам взаимозаменяемыми
Масло, предназначенное для заливки в трансмиссию автомобиля, не может работать в условиях повышенных температур, в которых эксплуатируется мотор. При попадании его в среду, где температурные значения превышают отметку 150 градусов, оно начинает выгорать.
В результате образуется накипь, которая оседает на детали силового агрегата. Может произойти выдавливание сальников. При попадании трансмиссионки в коллектор впуска загрязнится дроссельная заслонка.
Итогом такого эксперимента для автовладельца станет капитальный ремонт двигателя. Причем для этого достаточно попадания в двигатель даже небольшого количества трансмиссионной смазки (100. 200 мл).
Аналогично, заливая в коробку передач моторное масло, нужно готовиться к повышенному износу деталей и скорому выходу механизма из строя. Особенно это касается минеральной смазки для деталей двигателя.
Важно! В старых автомобилях заливка в двигатель трансмиссионного масла может сказаться менее болезненным образом на состоянии мотора. В современной же технике печальные последствия ожидают хозяина очень быстро.
Однако в определенных обстоятельствах, когда, например, необходимо срочно залить смазку в КПП, а под рукой есть лишь моторное масло (и наоборот), можно использовать этот вариант, но лишь для того, чтобы доехать до ближайшей станции технического обслуживания.
Там следует полностью удалить временно использующуюся жидкость, произвести очистку системы промывочным средством, после чего залить подходящий продукт. В этом случае кратковременное применение неправильного смазочного материала допускается. Иначе автомобиль просто не сможет доехать до сервиса.
Важно! В случае, если автопроизводителем разрешено использование в трансмиссии моторного масла, следует ориентироваться на эти данные.
Следует отметить, что для удобства потребителя производители стали выпускать универсальные смазочные материалы для моторов, трансмиссий и гидравлических систем. Однако применяются они лишь для спецтехники и промышленных агрегатов.
Исключая чрезвычайные ситуации, когда особого выбора масла нет, использовать продукты не по назначению не следует. Только грамотно подобранные расходные жидкости помогут продлить жизнь транспортному средству. К тому же сегодня есть большой выбор специально предназначенных для каждой системы материалов.
Чем отличается моторное масло от трансмиссионного
Правильная эксплуатация автомобиля требует внимательного отношения к деталям. Дело в том, что от этого напрямую зависит срок службы транспортного средства. В частности, для увеличения ресурсов коробки передач и двигателя рекомендуется использовать специальные моторные и трансмиссионные масла. В чем заключается разница между данными составами? Разобраться с этим вопросом поможет представленная информационная статья.
Показатель вязкости является одним из наиболее важных у подобных вариаций ГСМ. Трансмиссионные масла обладают более высокой плотностью, следовательно, их текучесть существенно ниже чем у моторных аналогов. Особенно сильно это проявляется при использовании изделий при пониженных температурах.
Следует сразу отметить, что эксплуатация моторного масла проходит при более жестких условиях, в частности, оно подвергается высокотемпературному воздействию, частым контактам с другими веществами. Именно поэтому у данного класса составов принято использовать расширенный пакет присадок. Например, часто подобные смеси идут вместе с разнообразными «очистителями» двигателя, то есть компонентами, которые способны разрушать агломерации гари и предупреждать их дальнейшее появление. Для качественного функционирования трансмиссионных масел (carspare.in.ua/c-39-transmissionnie-masla.html) вполне достаточно использовать антиокислительные, противозадирные модифицирующие компоненты.
Нередко возникает ситуация, когда пользователю необходимо долить масло в бак. В случае с моторными типами ГСМ сделать это можно при соблюдении ряда условий. Во-первых, желательно использовать составы того же производителя. Во-вторых, нужно применять изделия с той же основой. А вот о взаимозаменяемость трансмиссионных видов смазки речь не идет в принципе. Данные вещества смешивать друг с другом не следует ни при каких обстоятельствах.
Как было отмечено выше, моторные масла (carspare.in.ua/c-37-motornie-masla.html) эксплуатируются при очень жестких условиях. Именно поэтому их ресурс существенно ограничен. Период замены у подобных составов наступает существенно быстрее, чем у трансмиссионных аналогов.
Конечно, данные виды смесей отличаются и по итоговой стоимости. Хотя, такая дифференциация во многом является лишь следствием других, представленных выше критериев.
Следует сказать, что некоторые производители смогли исхитриться и выпустить универсальный вид ГСМ. Однако, его усредненные свойства широкая общественность явно не оценила. Подобные составы сейчас применяются исключительно для некоторых видов сельскохозяйственной техники.
Отличия трансмиссионных и моторных масел и последствия их применения не по назначению
Ни для кого не является секретом, что для нормального функционирования автомобиля нужны своевременная проверка жидкостей во всех работающих системах и залив или замена смазок при возникновении такой необходимости. Бывает так, что автовладелец при очередном обслуживании узлов машины в домашних условиях не может определить, в какой канистре стоит масло для мотора, а в которой для трансмиссии. Причин для этого может быть много: оторвалась этикетка, стёрлось название, или жидкость покупалась на розлив, и человек забыл её подписать при произведении работ. Вариантов решения этой проблемы несколько: залить наугад, вылить старую жидкость и приобрести новую продукцию, или же попытаться разобраться, что за автомасло стоит в гараже. В этой статье расскажем, почему нельзя заливать смазку наугад, и как отличить моторное масло от трансмиссионного самостоятельно.
Есть ли расхождения между моторным маслом и жидкостью для трансмиссии?
Ответ на вопрос автовладельцев, имеются ли различия между маслами для разных узлов транспортных средств, однозначный – да. Существуют, конечно же, на рынке так называемые «масла универсального предназначения», однако, их многогранность чаще объясняется возможностью применения трансмиссионной жидкости к разным видам коробок передач, или же моторной смазки для различных модификаций двигателей. Эмульсии различаются не только по своей сфере применения, но и по технологическим особенностям, характеристикам и составу. Хоть смазочные жидкости и имеют некоторые идентичные свойства, такие как защита элементов систем от износа и коррозий, снижение трения соприкасающихся деталей, понижение шумового эффекта в процессе работы, всё же залив «не того» масла внутрь определённого агрегата машины, мотор или трансмиссию, может вылиться автовладельцу в серьёзные последствия. Рассмотрим дольше, какие отличительные признаки автомасел целевого предназначения выделяют профессионалы и производители, особенности смазок для залива в силовые агрегаты и трансмиссионную систему.
Отличительные черты моторного масла
Предназначение моторного масла изначально определено его названием, которое само за себя говорит об исключительной возможности его использования с целью смазки узлов силового агрегата. Главная задача эмульсии – эффективная смазка конструкций мотора, которые интенсивно контактируют между собой во время его работы.
Современный ассортимент автомасел для двигателей представлен потребителю разнообразными видами, отличающимися между собой как базовыми характеристиками, так и присадками, каждая из которых выполняет свою определённую функцию. Эмульсии могут изготавливаться на базе синтетических или минеральных компонентов, или же иметь смешанную структуру – класс полусинтетических жидкостей. Кроме этого, каждый производитель указывает, к какому именно виду транспорта и модификации силового агрегата подходит моторное масло, а также стандарты вязкости и плотности, играющие важную роль в выборе смазки для агрегата, обуславливающие его дальнейшие эксплуатационные возможности.
Главными отличиями моторной смазки и трансмиссионной, являются следующие параметры и свойства:
Из этих особенностей вытекает утверждение, что при заливе масла в силовой агрегат важно не перепутать трансмиссионную жидкость с моторной, лить исключительно те жидкости, которые максимально соответствуют требованиям автопроизводителя, с целью продления службы функционирования двигателя.
Отличия трансмиссионных жидкостей
Основным отличительным критерием смазки для трансмиссии считается необходимость в создании более упрочнённой масляной плёнки на конструкционных деталях системы. Дело в том, что трансмиссионные конструкции трутся с большим усилием, чем в двигателе, требуя усиленного уровня защиты от износа и повреждений.
Масла для трансмиссий характеризуются высокими критериями вязкости, которые позволяют защитить узлы в процессе работы от механической порчи, при этом работа трансмиссии характеризуется стабильными температурными режимами, в отличие от двигателя. Эти критерии обуславливают различие между присадками в смазках разного назначения: для мотора применяются уникальные добавки, компенсирующие работу при высоких температурах, в свою очередь, в трансмиссионное масло добавляются специфические примеси, которые позволяют жидкости выдерживать колоссальные нагрузки при стабильных температурных показателях.
Разобравшись, чем отличается трансмиссионное масло от моторного, и убедившись, что «путать» их категорически запрещено, переходим к методологии решения возникшей проблемы: выяснению природы неопознанной жидкости в бутылке, находящейся на стеллаже в подсобном помещении.
Как определить вид автомасла?
Вопрос, как отличить моторное масло от трансмиссионного, чаще всего возникает у людей, производящих обслуживание машины самостоятельно, в домашних условиях. Действительно, «застой» смазки в сервисных центрах – это редкое явление, так как там происходит конвейерная замена автомасел в разных транспортных средствах и их узлах, что практически исключает такие прецеденты. Несмотря на это профессионалы, которые каждодневно работают с автомаслами, утверждают, что отличить трансмиссионное масло от моторного можно по наружным факторам, а именно по визуальным показателям, запаху, или же проверить его маслянистость с помощью обычной воды. Попробуем разобраться, как определить тип масла в домашних условиях, и насколько точными будут результаты самостоятельных исследований неопознанной жидкости.
По запаху
Первым делом, когда в руки человеку попадает неизвестная ему жидкость или какой-либо материал, срабатывает инстинкт понюхать, понять, чем пахнет. По утверждениям специалистов, аромат трансмиссионной смазки, кроме технического запаха, имеет в себе нотки чесночной или серистой отдушки, по которой можно с уверенностью сказать, что эта эмульсия предназначена для залива в коробку передач. Определение вида эмульсии по запаху действительно считается возможным, однако, только в том случае, если бутылка с жидкостью была плотно запечатана и не выветрилась, а также человек обладает довольно чутким обонянием. Для людей, которые редко сталкиваются с техническими жидкостями, обслуживают только свою машину, этот запах может быть неуловимым, потому судить о виде масла только по такому критерию неблагоразумно – слишком велика цена ошибки.
По внешнему виду
Второй, более действенный способ – это оценить вид технической жидкости по внешним признакам. Как уже было сказано, трансмиссионные смазки отличаются от моторных повышенным критерием маслянистости за счёт значительных показателей вязкости. Определить тип смазки можно таким способом: два сжатых пальца опустить в эмульсию неизвестного происхождения, после извлечения из жидкости потихоньку их разомкнуть, внимательно наблюдая за «поведением» автомасла.
Если при разведении пальцев смазочная плёнка сразу же разорвалась – у вас на руках масло для трансмиссии, а тягучесть плёнки на несколько миллиметров свидетельствует о принадлежности продукции к моторному виду. Действенность этого метода, как и в предыдущем случае, измеряется внимательностью человека и опытом работы с жидкостями технического класса. Человек, который осуществляет такую проверку впервые, может не уловить визуально момент разрыва, что отразиться на правильности вывода.
Проверка водой
Самым эффективным считается вариант проверки смазки с использованием воды. Для проведения процедуры необходимо налить воду в небольшую ёмкость с существенным диаметром для получения достоверного результата. В подготовленную ёмкость с водой потребуется капнуть жидкость и следить за её реакцией. Если смазка мгновенно «разошлась» по поверхности воды радужным рисунком, значит, масло относится к классу трансмиссионных. Ситуация, в которой смазка приобрела линзообразную форму, и некоторое время не видоизменяется в воде, свидетельствует о принадлежности продукции к моторным маслам. Этот метод определения вида эмульсии считается самым надёжным, однако, специалисты советуют всё-таки не экспериментировать с проверками, а хранить автомасло подписанным: на определённой полке с отличительной маркировкой, подписывать водостойким маркером или краской канистру, что исключит возможность путаницы.
Последствия «ошибки» при заливке масла не по назначению
Для большинства людей, не имеющих технического опыта работы, новичков в автомобильной сфере, масла кажутся однотипными, не сильно отличающимися между собой. Однако такое мнение нередко приводит к необратимым последствиям, «ошибка» в заливе не того масла автовладельцу иногда очень даже дорого обходится.
Что же будет, если залить трансмиссионную смазку в мотор, или наоборот? В первом случае добавление в мотор даже незначительного количества эмульсии, предназначенной для коробки передач, может вылиться в абсолютный выход из строя силового агрегата и потребность в его капитальном ремонте. Объясняется этот факт довольно легко, с технической точки зрения: трансмиссионная жидкость при попадании в высокотемпературную среду очень быстро выгорает, превращаясь в шлам, который откладывается на внутренних стенках двигателя в виде накипи. В результате прецедента функционирующие элементы мотора теряют свою работоспособность, и если ошибку не исправить в кратчайшие сроки путём замены смазки качественной жидкостью после тщательной промывки мотора, негативные последствия будут иметь масштабный характер.
При заливе моторной смазки в коробку передач также неизбежны негативные последствия для трансмиссии. При смешивании жидкостей происходит изменение технических характеристик смазки, что отрицательно отражается на функционировании системы. Специалисты отмечают, что при заливе моторной жидкости в узлы трансмиссии последствия являются менее критичными, чем в предыдущем случае. Иногда, в экстренных ситуациях, специалисты даже рекомендуют при неимении под руками трансмиссионной жидкости долить в коробку моторную эмульсию, чтобы доехать до ближайшего сервисного центра или до дома, а потом произвести качественную замену смазки.
Подведём итоги
Качественное масло, применяемое по назначению, гарантирует корректную и бесперебойную работу функционирующих узлов машины. Если случилась ситуация, когда есть необходимость в определении вида имеющегося масла без опознавательных знаков, можно воспользоваться простыми методами, которые заключаются в проверке по запаху, наружному виду или тестировании водой, однако, доверять на сто процентов таким способам не стоит. Об истинном составе масла может достоверно свидетельствовать только лабораторный его анализ, который отличается высокой стоимостью. Если после проверки смазочной жидкости остались сомнения по поводу её вида, лучше отказаться от применения такой продукции, выбросив остатки, и купить новое автомасло. Поверьте, новая смазка, независимо от того, предназначена она для мотора или для трансмиссии, будет стоить значительно дешевле, чем капитальный ремонт машины.