в чем разница между монологом и диалогом
Основные различия и сходства между монологической и диалогической речью.
Диалог | Монолог |
Состоит из реплик или цепи речевых реакций | Это логически последовательное высказывание, протекающее относи-тельно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей |
Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников | Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям |
Собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания | Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто |
Речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; Характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание | Характерна литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность. Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание |
Связность обеспечивается двумя собеседниками | Связность обеспечивается одним говорящим |
Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника). | Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий. |
Структура процесса общения.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Предполагает использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Кроме того, характеризуется также определенной структурой.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
3 – б) Средства коммуникации.
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Интерактивная сторонаобщения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Это такое взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
Разница между монологом и диалогом
Главное отличие
Монолог против диалога
В монологе участвует один персонаж, тогда как в диалоге участвует более одного персонажа. Монолог говорит с людьми, тогда как диалог говорит с людьми. В монологе персонаж говорит вслух или выражает свои мысли перед аудиторией, но диалог — это нормальный разговор между двумя людьми.
Цель монолога — раскрыть внутренние чувства и эмоции персонажа, которые в противном случае остались бы скрытыми, тогда как в целом диалоге ситуация выражается взаимодействием разных персонажей.
В фильме в основном используется техника монолога для создания желаемого стилистического эффекта, но, с другой стороны, драма строится исключительно на диалогах. Диалоги — это основные элементы, которые помогают зрителям получить смутное представление о персонажах, конфликте и продвинуть историю в будущем.
Монологи используются реже, чем диалоги, или, проще говоря, диалоги используются более широко, чем монологи.
Сравнительная таблица
Монолог | Диалог |
Монолог — это речь, которую произносит один персонаж в драме, фильме или спектакле. | Диалог — правильный разговор между двумя персонажами фильма, драмы, рассказа и т. Д. |
Вовлеченные персонажи | |
Одиночный / один символ | Два или более персонажа |
Цель | |
Он говорит у людей. | Он говорит с людьми. |
Составная часть | |
Сильный компонент в фильме | Сильный компонент в драмах и романах |
Выражение | |
Выражается перед началом действия или сюжета | Суть любого письменного или устного выступления |
Пример | |
Например, дамы и господа и т. Д. | Например, как диалог из знаменитого романа Шекспира, «мечта полуночного лета» — это «путь настоящей любви никогда не был гладким». |
использование | |
Меньше использования | Широко используется |
Стиль | |
Разговаривать с самим собой | Совместное создание реальности |
Отношения с поэзией | |
В некоторой степени похожи на поэзию | Не близко к поэзии |
Сходство с монологом | |
Похоже на монолог | Не похоже на монолог |
Типы | |
Три | Пять |
Что такое монолог?
В монологах персонажи в основном высказывают свои мысли вслух, чтобы сказать людям то, что они думают. Кроме того, концепция «внутреннего голоса» человека раскрывается в монологах, поскольку персонажи часто говорят сами с собой.
С помощью монологов аудитория может угадать душевное состояние персонажа, а также предстоящие события в истории. Этот прием очень распространен в средствах массовой информации, например, в драмах и фильмах. Монологи очень похожи на поэзию, поскольку оба они предполагают «голос», обращающийся к аудитории.
Монолог воспринимается и другими персонажами на сцене. Его также можно назвать расширенной частью речи. Техника использования монологов в письменной форме не нова. Шекспир также использовал эту технику в своих пьесах, таких как «Гамлет» и других.
Что такое диалог?
Диалог — это нормальный разговор двух людей. Это может быть письменная или устная форма. В драмах, фильмах и пьесах персонажи выражают свои послания аудитории с помощью диалогов. В таких вещах диалоги играют ключевую роль в развитии драмы через диалоги. По диалогам зрители судят о персонажах как о хороших или плохих. Короче говоря, диалог — это то, что формирует характер.
В диалоге участвует более двух человек, но между персонажами по-прежнему происходит передача информации. В драме, романе или фильме диалог заставляет аудиторию понять, что происходит и как история будет развиваться в дальнейшем.
Диалоги показывают внутренний конфликт между персонажами. Они также вводят новых персонажей. Диалоги объясняют основной сюжет рассказа. В некоторых диалогах представлены главные и главные герои рассказа. Они также различают разных персонажей.
Ключевые отличия
Заключение
И монолог, и диалог являются частью языка, на первом разговаривает один персонаж, а на втором — между двумя или более людьми.
Разница между монологом и диалогом
Важнейшая функция языка – служить средством общения. Люди обмениваются приветствиями, спорят и соглашаются, звонят по телефону, произносят речи перед публикой, не подозревая, что вступают в диалоги или используют принцип монологического построения речи. Монолог и диалог – способы речевого обмена информацией, отличающиеся по структуре и содержанию.
Определение
Монолог – способ построения речи, при котором говорящий в форме размышления, призыва или оценки чьих-либо действий передает свое душевное состояние. Монолог является структурным элементом многих литературных произведений, прежде всего – драматических.
Диалог – речевое общение двух или нескольких лиц, структура которого состоит из последовательного чередования реплик, воспринимаемых на слух или записанных в форме прямой речи. Такой способ речевой организации служит для обмена мнениями или полезной информацией.
Сравнение
Монолог – это произнесенная вслух и обращенная к реальному или воображаемому собеседнику речь, в которой передаются сокровенные мысли и выражаются эмоции говорящего. Речевая ситуация с использованием монолога строится по принципу оратор – слушатель.
Монолог произносится одним лицом и непосредственно в процессе речи не предполагает ответа со стороны других участников речевого общения.
В диалоге участвуют двое: это беседа, спор, обсуждение, в котором высказываются разные мнения относительно темы общения или содержатся дополнения и подтверждения высказанных мыслей. Диалог состоит из отдельных фраз – реплик, каждая из которых представляет собой структурно завершенное смысловое целое.
Диалог – основной речевой компонент межличностного общения. Он четко структурирован, логичен и последователен. Монолог – это всегда самовыражение, в котором не обязательно присутствует смысловая и синтаксическая упорядоченность.
Чем монолог отличается от диалога?
Монолог это литературный термин, разговор (речь) героя произведение, которая не требует ответа, чаще всего это рассуждение вслух, нет направленности в чью либо сторону.
Диалог же наоборот это беседа или разговор, речь обращена к какому то лицу, который участвует в нем и оппонирует в ответ.
Монолог это рассуждения одного человека,которое не обязательно должно произносится вслух,вполне вероятен внутренний монолог.Диалог это же разговор и рассуждения двух человек,причем важно участие обеих сторон
Раньше монолог был разговор на отвеченные тем, когда невозможно было показать те или иные события в пьесе.
В 16 веке в свои пьесы обязательно включали монолог и он уже адресован был в зрительский зал. Цель монолога открыть все душевные переживания героя.
В настоящее время различают монологи по функции и по литературной форме.
Существует равноправный диалог и структурированный.
Диалог и монолог это два противопоставления друг другу.
В диалоге участвует двое человек. Сначала говорит один, потом говорит другой, отвечая на слова своего собеседника. А монолог это речь одного человека, который может что-то говорить другим людям (или одному человеку), а те при этом только слушают его. Монологи могут говорить люди с трибуны, со сцены, а иногда монологи получаются у родителей, которые высказывают свое мнение по поводу проступка ребенка.
В диалоге участвуют от двух до нескольких человек, беседа или разговор можно так сказать не в одиночестве, что гораздо интереснее, а монолог это когда тихо сам собою ведешь беседу в одиночестве, а в ответ тишина.
Монолог это обычно чья-то речь, в театре, на выступлении бывают.
Коробит от неправильных ударений и склонений. Особенно часто слышу «звОнит» и «туфлЕй». Коробит.
И всегда удивляюсь, когда коллега с достаточно грамотной речью произносит слово «кажНый» вместо каждый. Стесняюсь спросить или поправить.
Раздражает, когда один из руководителей называет меня «подруга». Так и тянет спросить: «Когда это мы успели подружиться?»
И просто бесят слова-оскорбления «козел» и «свинья». Обидно за животных. Свиньи одни из самых чистоплотных животных и козлики в тысячу раз лучше людей.
В основном женщины говорят не только быстрее, но и выразительнее, богаче интонационно, они склонны «упаковывать» свои мысли в более яркие формы, фонетика более четкая именно у женщин. Одним словом, женщины более красноречивы. Правда, я имею в виду образованных и начитанных женщин. А почему, возможно из-за того обстоятельства, что речевые центры у женщин расположены в обоих полушариях мозга, а у мужчин в одном.
Шепелявый человек, в отличие от картавого (картавящего), произносит свистящие звуки [с] и [з] подобно шипящим [ш] и [ж]. Слово «шепелявый» образовано способом звукоподражания, как, например, и слово «шепот». Известные фамилии типа «Шепелев» возникли первоначально как прозвища, но позже эта их связь с этимологией забылась.
Арго отличается от жаргона тем, что не имеет профессиональной привязки и употребляется различными группами людей.
Фактически арго является синонимом фени (тайного языка).
Монологическая и диалогическая речь
Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.
Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:
— монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:
Для овладевания МР необходимо развить следующие умения:
1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
5. Строить сообщения с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.
Диалогическая речь – жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные – монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».
Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения – фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
Основными разновидностями диалогической речи являются:
Культура ведения диалога:
Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.