в чем разница между моделью и супермоделью
Все, что нужно знать о суперм оделях
25 августа исполняется 50 лет Клаудии Шиффер — одной из самых знаменитых моделей в мире, без которой сложно представить себе модную индустрию девяностых и нулевых и, разумеется, «золотую эру» супермоделей, которая — как негласно принято считать — пришлась на последнее десятилетие ХХ века. Пользуясь случаем, мы решили разобраться в том, кого можно считать супермоделями, когда они на самом деле появились и куда исчезли.
Кто придумал это слово?
Вопреки распространенному заблуждению, само определение зародилось задолго до дебютных выходов на подиум Клаудии Шиффер и Синди Кроуфорд. Если быть совсем точными, то впервые словосочетание «супер модель» (именно так, раздельно) появилось на страницах прессы как раз в 90-е годы. Правда, сто лет назад. В одном из материалов британского журнала Strand Magazine (к слову, в нем печатали свои рассказы многие знаменитые писатели — от Герберта Уэллса до Агаты Кристи) его употребил художник Генри Стэйси Маркс, говоря о натурщиках (и имея в виду мужчин): «Очень многие злоупотребляют алкоголем, — сетовал Маркс. — А стоит им немного попозировать сидя, как они засыпают. А однажды у меня был тот, кого я называю «супер моделью» — знаете, из того типа людей, которые всегда стремятся производить театральный эффект…» На дворе был 1891 год, автор картин на тему Средневековья и представить не мог, какое у изобретенного им слова блестящее будущее.
В 60–70-е почетное звание супермодели модные журналисты успели присвоить Твигги, Джин Шримптон, Марго Хемингуэй, Верушке и не только. Пожалуй, неофициальным — и самым громким — признанием существования этого феномена стала статья в журнале Glamour в 1968 году. В ней супермоделями назвали 19 девушек — в их числе были Твигги, Мариса Беренсон, Джин Шримптон, Верушка и Агнета Фрайберг.
В 1979 году модель Дженис Дикинсон попыталась присвоить авторство термина себе. В интервью журналу Entertainment Tonight она заявила, что изобрела слово, сложив воедино «супермен» и «модель» — и что вообще сама она и была первой супермоделью в истории. Но мы-то знаем, что ни первому, ни второму утверждению верить не стоит.
Что оно на самом деле означает?
В двух словах, супермодель — это очень успешная модель. Та, что сумела добиться популярности не только среди инсайдеров мира моды, но и у более широкой аудитории, и встать в один ряд с кино- и поп-звездами. Словарь Вебстера определяет супермодель как «знаменитую и успешную модель». Примерно так же трактует термин Кембриджский словарь: «Очень знаменитая модель».
Издание Mental Floss в 2008 году попыталось описать разницу между моделью и супермоделью в свойственном ему ироничном ключе: «Если за употреблением кокаина ловят модель, ее забирают в полицию; если супермодель — она попадает на обложку People».
А вот Highsnobiety подходит к вопросу куда серьезнее: «Настоящие супермодели — те, кто умеют проиллюстрировать модный дискурс своего времени. Те, кто способен воплотить собой идеал красоты и стать символом своего поколения».
Почему этот феномен часто связывают с девяностыми?
Все началось со знаменитого фотографа Питера Линдберга. В 1988 году о н, по собственному признанию, сперва отказался сотрудничать с американским Vogue. Ему не нравился стиль и тип женской внешности, который в те годы «рекламировал» самый известный журнал о моде: «Все эти чересчур шикарные, идеальные, богатые леди». Чтобы уговорить Линдберга, который уже тогда был одним из авторитетов в индустрии, сделать съемку, креативный директор Condé Nast Александр Либерман позволил ему отправиться куда угодно и самому выбрать моделей. Линдберг поехал в Калифорнию, где заснял на пляже шесть молодых и мало кому известных девушек, в числе которых были Кристи Терлингтон, Линда Евангелиста и Татьяна Патиц. Героини были одеты не в роскошные наряды haute couture, а в простые белые рубашки. В кадре они дурачились и смеялись — ни следа от чопорности «чересчур шикарных леди».
Боссы Vogue не сразу приняли новый подход: фотографии несколько месяцев пролежали в ящике стола, куда их отправил Либерман, — пока на место главного редактора не заступи ла Анна Винтур. Она, уже тогда визионер, сумела оценить работу Линдберга и новый женский типаж, за которым было будущее. Уже в январе 1990 года она одобрила обложку, которую тот снял с участием Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Татьяны Патиц, Кристи Терлингтон и Синди Кроуфорд. Позднее фотограф назвал этот снимок «своего рода нотариальным документом», заверяющим начало золотой эры супермоделей 90-х. Обложку увидел Джордж Майкл и пригласил героинь сняться в клипе Freedom! ’90, ставшем впоследствии легендарным. А вскоре четырех (за бортом осталась Татьяна Патиц) из этой «большой пятерки» забукировал на показ осень–зима 1991 Джанни Версаче.
К когорте новых супермоделей вскоре присоединились другие — например, Клаудия Шиффер, Карен Малдер, Ева Херцигова, Стефани Сеймур и Тайра Бэнкс. Все они сумели стать воплощением нового идеала, о котором мечтал Питер Линдберг. Эти женщины были стройными, но не болезненно худыми; успешными, но не чопорными; красивыми и полнокровными — без примеси трагизма и драмы. Словом, им удалось найти золотую середину между, казалось бы, полярными образами — олимпийских богинь и соседских девчонок.
Модели 90-х стали звездами мирового масштаба — их поле деятельности вышло далеко за пределы моды: они снимались в кино, выпускали именные ароматы, записывали музыкальные альбомы (один из треков с диска Наоми Babywoman до сих пор популярен в Японии!), придумывали авторские фитнес-программы (видеокассеты с записями упражнений Синди Кроуфорд были в 90-е, пожалуй, у каждой третьей женщины — в том числе на постсоветском пространстве) и активно занимались — и занимаются — общественной деятельностью и благотворительностью. Клаудия Шиффер стала послом UNICEF, Наоми Кэмпбелл активно борется с расизмом, а Кристи Терлингтон основала организацию EMC, которая помогает предотвращать материнскую смертность.
В чем разница между моделью и супермоделью
История создания термина супермодель в мире Высокой моды, уходит своими корнями в середину 20-го века. В те времена супермодели мира были достаточно редким явлением и получили свою популярность только в начале 1990-х годов. Сейчас красивые супермодели представляют множество стран и среди них есть русские модели, обладающие звездным статусом в мире большой моды.
История возникновения термина Супермодель
Первое упоминание термина супермодель (сверх-модель) встречается в американском ежедневнике «Чикаго трибюн» в 1942 году. В это время журналист Джудит Касс, которая вела колонку о новостях шоу-бизнеса, выпустила статью под названием «Супермодели участвуют в показе моды». Годом позже модельный агент Клайд Мэтью Десснер использовал этот же термин, в своем эссе «Стать моделью!».
Первые имена, связанные со статусом Супермодель
Первым именем в мире высокой моды, которому придали статус супермодели, является американская актриса и модель Анита Колби — работавшая на рекламные компании издания «Harper’s Bazaar» в 1935 году.
В 1949 году журнал «Космополитен» назвал Колби самой высокооплачиваемой супермоделью. Популярное издание «Vogue» использовало этот термин применительно к британской модели и актрисе Джин Шримптон — назвав её супермоделью в осеннем выпуске журнала 1965 года.
В 1967 году, американский таблоид «Нью-Йорк Таймс» назвал английскую певицу, актрису и модель Твигги — супермоделью, а уже через год журнал «Гламур» перечислил имена 19 моделей, которые подходят под этот статус.
Споры о том, кто придумал термин Супермодель
В начале 1970-х годов, в мире Высокой моды начали появляться споры, кто первым ввел понятие супермодели в средства массовой информации. Так писательница, модель и светская львица Дженис Дикинсон заявила, что еще в 1979 году она придумала этот популярный термин — соединив комиксы о Супермене и слово модель.
Дикинсон ссылается на интервью с Моник Пилар — сотрудником модельного агентства «Elite Model Management».
Однако совершенно очевидно, что первой настоящей супермоделью является Вильгельмина Купер — голландско-американская модель, основавшая легендарное модельное агентство «Wilhelmina Model» в 1967 году.
Статус супермодели должен соответствовать нескольким строгим критериям, одним из которых является регулярное появление на обложках всех именитых изданий моды, что и сделала Купер на пике своей карьеры. Ввиду этого, заявление Вильгельмины Купер о том, что она первая супермодель мира — является вполне обоснованными.
Критерии статуса Супермодели
Для того, чтобы быть супермоделью, нужно появиться на всех обложках глянца во всем мире. При этом сделать это одновременно! Только тогда вас будут узнавать в лицо.
Клаудия Шиффер, 2007
Статус супермодели в мире Высокой моды, не является просто красивым словом в средствах массовой информации, присуждаемой любой персоне, которая начала появляться на обложках модных изданий.
Этот термин с особой осторожностью используют как именитые кутюрье, так и модельные агентства во всем мире. Так в 2008 году, креативный директор «Шанель» и именитый кутюрье Карл Лагерфельд, отрицал статус супермодели у немецкой дивы моды Хайди Клум и только спустя несколько лет по достоинству оценил ее качества.
Для того, чтобы получить имидж супермодели мира, кандидатка должна обладать следующими яркими моментами в своей модельной карьере:
Супермодели первой волны 1970-х и 1980-х годов
Первые супермодели мира стали популяризироваться в мировом сообществе только в начале 1970-х годов. До этого времени считалось редкостью, что имя модели будет написано на обложке именитого глянца о моде. Известные Дома моды рекламировали только свои коллекции, где личность фотомодели скрывалось за именем бренда.
Вскоре Кэмпбелл реализовал свой проект, выпуском отдельной версии журнала, где каждое изображение фотомодели имело подпись с именем. Тем самым редакция увеличила тираж своего издания в несколько раз, а у фотомоделей появилось большое количество поклонников.
Этот маркетинговый ход быстро подхватили и другие журналы, начав публиковать на своих обложках имена моделей, а сами девушки стали популяризироваться в обществе со статусом супермодели. Этот статус в начале 1970-х годов получили такие модели, как Пегги Моффит, Санни Харнетт, Шерил Тиг, и японка Хироко Мацумото.
После того, как модели мира Высокой моды стали популярными как и известные актрисы — именитые бренды начали заключать с ними контракты, гонорары от которых превышали доход любого актера в Голливуде.
Так американская модель Марго Хемингуэй — была первой, кто оформил долговременный контракт с брендом «Faberge» стоимостью около 1 миллиона долларов. Именно в это время в обществе начинает повсеместно использоваться термин супермодель, основанный на доходах и популярности див Высокой моды.
В начале 1980-х годов, на обложках журналов появляются и первые чернокожие девушки, получившие статус супермодели. Среди них нужно особо отметить: афроамериканок Наоми Симс, Доньяле Луну и Патрицию Кливленд, а также филипинку Анну Бейл.
Индустрия красоты
На период середины 1980-х годов, появляется еще один термин, названный «индустрия красоты» и подразумевающий имидж супермоделей и их статусность в мире Высокой моды. В эту индустрию красоты вливаются новые имена звезд мировой моды, такие как американки Шелли Хак и Кристина Ферраре, француженка Инес Мари де ля Фрессанж, а также сомалийско-американская супермодель Иман.
Именно супермодели первой волны начали презентовать не просто одежду, а особый стиль жизни индустрии красоты, показывающийся в рекламных роликах — разъезжая на грузовиках «Ford» и распивая диетическую Пепси, как залог стройной фигуры.
Интересен тот факт, что самой молодой супермоделью 1980-х годов становится Брук Шилдс, которая буквально после первой своей публикации на обложке журнала «Vogue» в 14 лет —получает статус супермодели и заключает выгодный контракт с Домом моды «Calvin Klein».
Особенностью супермоделей первой волны является популяризация внешности и имен в именитых журналах моды, создания для общества особого стиля жизни, а также баснословные гонорары за участие в рекламных компаниях известных брендов.
Супермодели мира второй волны 1990-х годов
Супермодели мира получили свой фактически осмысленный статус только в начале 1990-х годов, начав влиять на мировую поп-культуру. Многие из них были признаны самыми красивыми супермоделями мира, благодаря пикантным фотосессиям в популярных изданиях, а также участию в знаменитом ежегодном шоу «Виктория Сикрет».
Супермодели становятся сверхзвездами мировой величины, а появления такой дивы моды в музыкальных клипах известных исполнителей — означает гарантированный успех. Мировые таблоиды наполняются слухами об их личной жизни, а супермодель Кейт Мосс признается самой эксцентричной моделью десятилетия, благодаря ее яркому и скандальному роману с киноактером Джонни Деппом.
В это время, супермодель Хелена Кристенсен играет главную роль в клипе известного исполнителя Криса Айзека «Злая игра», 1989 (Wicked Game), который становится самым популярным музыкальным видео за всю историю существования современной музыки.
Её «коллега по цеху» — супермодель Кристи Тарлингтон подписывает первый сверх-выгодный контракт в истории существования Высокой моды, получив за три дня участия в рекламной компании косметического бренда «Maybelline» — около 800 тысяч долларов в 1991 году.
Гонорары супермоделей мира 1990-х
В 1992 году, издание «Vogue» в своем юбилейном выпуске обозначала фактическую семерку супермоделей мира, в которую вошли: Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Кейт Мосс, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Клаудия Шиффер и Тайра Бэнкс.
Первые пять имен приняли участие в рекламной акции британской автомобильной корпорации «Vauxhall Motors», заработав за участие в рекламном ролике 4,5 миллиона долларов, что даже в современным мире Высокой моды считается недостижимым гонораром.
Ближе к середине 1990-х годов, многие супермодели мира обретают статус телеведущих популярных телевизионных шоу и снимаются в голливудском кино. Так американская супермодель с русскими корнями Татьяна Сорокко, появилась в фильме Роберта Альтмана «Прет-а-Портер» (1994), а афроамериканская дива моды Тайра Бэнкс снялась в драме «Высшее образование» (1995).
Супермоделями второй волны, кроме вышеназванной семерки, также являются: французская модель Летиция Каста, чешская Ева Герцигова, канадская Шалом Харлоу и американская актриса Эмбер Валлетта. Интересен то факт, что последней супермоделью второй волны стала очаровательная Мила Йовович.
В середине 1990-х годов Мила была музой итальянского модельера Джанни Версаче, а таже стала самой богатой супермоделью мира по версии журнала «Forbes», заработав в 2004 году состояние в 10,5 миллиона долларов.
Особенностью супермоделей второй волны 1990-х годов, является их интеграция в поп-культуру, а также появление во множестве Голливудских фильмов, где они играют как правило второстепенные роли.
Статус супермодели сейчас: третья волна
С начала середины нулевых годов формируется третья волна супермоделей Высокой моды с характерными признаками для современного времени.
Эти супермодели начинают свою карьеру порой с 11 лет, участвуя в фотосессиях для подростковых изданий моды, таких как к примеру «Teen Vogue», а по достижении совершеннолетия заключают контракт с брендом «Виктория Сикрет», который в современном мире индустрии красоты является необходимым критерием статусности.
Параметры современных супермоделей значительно отличаются от звезд моды 1990-х годов, с загорелыми телами и шикарными формами фигуры. Современные супермодели мира, это девушки с небольшим весом, и худым телосложением, однако зарабатывающие на ежегодных Неделях Высокой моды баснословные гонорары.
Первыми супермоделями третьей волны являются таки звезды высокой моды, как: Ракель Циммерман, Коко Роша, Лили Дональдсон, Шанель Иман, Даутцен Круз, Джессика Стам, а также русские модели Саша Пивоварова, Наташа Поли, Саша Лусс и Наталья Водянова.
Для современной фотомодели характерно отсутствие гендерности, которые они обозначают в обществе, как особый стиль свободной жизни и многие из них даже совершают каминг-аут — ярким примером является модель Кара Делевинь.
Также стоит отметить, что некоторые модели достигают или претендуют на статус супермодели редко участвуя даже в Неделях Высокой моды, отдавая предпочтение участию в грандиозном шоу «Виктория Сикрет», где они имеет многолетние контракты, как «ангелы» этого бренда, а также многомиллионную армию поклонников.
Среди таких див индустрии красоты можно выделить бразильскую модель Андриану Лима, сестер Беллу и Джиджи Хадид, а также россиянку Ирину Шейк.
Современные супермодели мира характеризуются высокой интеграцией в поп-культуру, а также играют главные роли в высокобюджетных голливудских фильмах. Однако, как отмечают критики мира Высокой моды, термин супермодель абсолютно ничего не значит в третьем десятилетии двухтысячных годов.
Связанно это с тем, что в отличии от периода 1990-х годов, мир моды плотно интегрирован с шоу-бизнесом, поэтому такой статус может получить любая дебютантка при грамотном продюсировании и маркетинговом сопровождении.
Супермодели плюс сайз
С начала 2000-х годов в мире появляется направление плюс сайз моделей, которое связано с дальнейшей интеграцией свободы и равенства в сегменте Высокой моды. Первой пышной фотомоделью, кто получил статус супермодели, является американка Эшли Грэм.
Появление плюс сайз модели на подиумах высокой моды вызвало противоречивые отзывы, однако Грэм удалось задать свой собственный стиль и тонус для дальнейшей интеграции нестандартных форм в мировое сообщество индустрии красоты. Плюс сайз модели начали интенсивно появляться на обложках известных изданий и участвовать в дорогостоящих рекламных компаниях.
После триумфа Грэм в середине первого десятилетия нулевых годов, появляется множество моделей которые получили статус супермоделей в этом сегменте моды. Среди них особенно можно выделить россиянку Катю Жаркову, а также таких «пышных звезд», как Кэндис Хаффин, Тара Линн, Дженни Ранк, Денис Бидо и Уитни Томпсон.
В 2020 году, некоторые супермодели плюс сайз «взяли приступом» последний оплот консервативных стандартов в индустрии красоты, подписав контракт с брендом «Виктория Сикрет».
В чем разница между моделью и супермоделью
В отношении того как зародился модельный бизнес в современном понимании этого слова есть легенда. Американка Эйлин Форд работала манекенщицей в Лос-Анджелесе. Тогда моделей не баловали высокими гонорарами, девушки жили достаточно скромно, по четыре-пять человек в одной квартире. Эйлин не блистала красотой, и ей часто приходилось сидеть дома возле телефона. Отвечая на звонки заказчиков, она записывала в специальную тетрадку предложения, которые поступали ее подругам. Так родилась идея появления посредника между моделями и заказчиками, так появилось на свет всемирно известное агентство Ford models.
Идею подхватили, развили, и моделинг стал транснациональным бизнесом. В качестве примера можно привести Elite, которое имеет филиалы в крупнейших городах США и дочерние агентства в Париже, Лондоне, Милане, Торонто, Мадриде, Мюнхене, Амстердаме, Токио, Рио-де-Жанейро, Копенгагене…
Манекенщицы по-прежнему рекламировали новые коллекции на светских раутах, но имена стали известными только в 60-х. Мир до сих пор помнит «тростинку» Твигги, которой старались подражать женщины того времени. В 70-х многое изменилось. Мода стала демократичнее, как следствие родилось движение Black is Beautiful, и в модельном мире появились чернокожие девушки. Одной из первых черных граций была Иман, отличавшаяся экзотической красотой.
Глава 2. Профессия модель.
Профессия фотомодель и профессия подиумная модель, на сегодняшний день представляют собой две разные сферы деятельности, хотя довольно часто фотомодели выступают на подиуме (к примеру, Клаудиа Шиффер, Джейсон Льюис, Наоми Кембел, все «ангелы Виктория Сикретс» и. т.д.).
Модельные стандарты (для моделей достигших 14 летнего возраста)
Виды модельной работы.
1. Участие в показах.
Демонстрация на подиуме одежды, аксессуаров, тенденций в прическе и макияже, ювелирных украшений и. т.д. Задача модели, профессионально показать созданный дизайнерами продукт в рамках модного показа.
2. Работа для каталогов:
3. Работа для журналов мод:
Модель работает в кадре до получения одного идеального снимка, который затем помещают в соответствующих журналах, различных изданиях, билбордах, витринах и т.д. Обычно на такой фоторекламе ярко выделяются имя модельера и перечень магазинов, где можно купить его одежду, или название той или иной компании и оказываемой услуги. Стиль съемки может быть любым. Каждый снимок требует особого подхода, в нем важна концепция, исходя из которой, специалисты разрабатывают мизансцену и подбирают типаж модели.
5. Работа на выставках.
На выставках модели исполняют множество разных функций, от рекламной, где девушки и юноши служат атрибутами подчеркивающими имидживую составляющую товара, до консультативной, где им необходимо презентовать товары, подробно рассказывая о них потенциальным покупателям, именно поэтому профессиональная модель должна обладать навыками ораторского искусства.
6. Съемки в рекламных роликах и музыкальных клипах.
Этот вид работы требует от модели высокого уровня владения навыками актерского мастерства.
лава 3. Образ жизни профессиональной модели.
Глава 4. Виды контрактов в модельном бизнесе.
В модельном бизнесе существуют два основных вида контрактов между агентствами и моделями.
Первый называется эксклюзивным (EXCLUSIVE) контрактом.
Большинство агентов предпочитают подписывать именно такой вид контракта. Он подразумевает, что агентство имеет исключительные права на представительство модели и получает комиссионные от всех доходов модели. Очень важный момент такого контракта состоит в том, что агентство получает комиссионные в любом случае, даже если модель находит для себя работу сама, без участия агентства. Подписывая такой контракт, модель должна быть уверена, что агентство будет серьезно заниматься ее карьерой и представлять ей достаточный объем работы – (имеются в виду кастинги и интервью с потенциальными клиентами). Если агентство имеет очень хорошую репутацию и действительно активно занимается повышением профессионального уровня модели и ее профессиональным продвижением, этот контракт может быть приемлемым и, даже, очень желательным. Но, к сожалению, очень часто ситуация складывается совсем иначе. Агентство подписывает эксклюзивный контракт только для того, чтобы заполнить BOOK агентства. В этом случае, после подписания контракта агентство практически ничего не делает для модели до окончания срока контракта, а это может быть целый год или даже не один. Это, как вы понимаете, является очень плохой ситуацией для начала карьеры, так как самая большая ценность для любой модели – это время. Карьера модели, за редким исключением, очень кратковременна. Модель просто не имеет права использовать драгоценное время непродуктивно.
Другой вид контракта – так называемый не эксклюзивный (NON-EXCLUSIVE) контракт.
При этом контракте агентство не является исключительным представителем модели. Основной плюс такого контракта состоит в том, что агентство имеет право на получение комиссионных только с той работы модели, которую модель получила через это агентство. Другой, не менее важный плюс такого контракта в том, что модель свободна в своем праве подписывать подобные контракты с другими агентствами или агентами. Это означает, что модель может быть представлена несколькими агентствами одновременно.
Какие минусы такого контракта? Пожалуй, только один: не ожидайте такой же помощи и такого же внимания к себе со стороны агентства как в случае, если у вас с агентством эксклюзивный контракт.
Глава 5. Понятие «Фотомодель». Основные правила работы в кадре «фотопозирование»
Ниже приведены примеры позирования для девушек и юношей.