в чем разница между мэром и главой администрации города
Газета «Речь»
Сегодня «Речь» публикует (4 — 6-я стр.) проект решения городской думы о внесении изменений в Устав Череповца. Помимо прочего, поправки уточняют полномочия главы города и мэра Череповца, в которых пока успели разобраться не все горожане.
14 сентября на первом заседании городской думы нового созыва в Череповце впервые была применена новая система муниципального управления. Главой города депутаты избрали из своего состава Маргариту Гусеву, мэром была назначена Елена Авдеева.
С тех пор прошло две недели, тем не менее в редакцию продолжают поступать вопросы от читателей, не до конца разобравшихся в том, за что отныне отвечает глава города, а за что — мэр.
Разграничили их полномочия еще в июле текущего года депутаты гордумы прежнего созыва, внеся изменения в Устав Череповца. В публикуемом сегодня проекте изменений Устава некоторые положения уточняются, в целом же дается полное описание прав и обязанностей новых руководителей города.
Новая власть в Череповце организована по схеме «глава города — мэр». Глава города — это политик, который осуществляет общее руководство муниципалитетом (ст. 34, 35 Устава).
Как высшее должностное лицо городского округа, Маргарита Гусева выполняет представительские функции: представляет город в отношениях с федеральной властью, руководством других регионов и городов, устанавливает межмуниципальное сотрудничество. Немаловажная (во многом и основная) роль в ее работе — исполнение полномочий председателя городской думы.
По закону, если глава города занимает пост спикера местного представительного органа, для руководства администрацией (то есть мэрией) приходится нанимать так называемого сити-менеджера — в нашем случае мэра, которым по результатам конкурса назначена Елена Авдеева.
Мэр напрямую руководит всеми хозяйственными вопросами. Он представляет в гордуму проекты городского бюджета и стратегии социально-экономического развития, проекты решений о местных налогах и сборах, заключает договоры и соглашения, осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 38.1 Устава).
Подробнее с полномочиями главы города и мэра можно ознакомиться в сегодняшнем приложении «Деловой вестник». Там же — текст присяги главы города. Добавим, что 20 октября в 15.00 в Череповце (пр. Строителей, 2, каб. 309) состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав города.
Чем отличается мэр от главы города?
чем отличается мэр города от главы города
Чем отличается мэр от главы города
На самом деле ничем, только названием. В некоторых городах должность называется мэр, в некоторых глава города, в некоторых глава района, но суть одна и обязанности одинаковые. Также может по разному называться местный парламент: дума, госсовет, хурал, еще как-то но суть одинакова.
Можно сказать, что ничем не отличается.
Все зависит от города, так как в каких-то городах глава города руководит администрацией и он же является мэром этого города, а в каких-то городах главой города называют председателя Совета депутатов, а обязанности руководителя администрации выполняет наемный работник.
Согласно закона, Устав определенного города должен включать описание, что именно делает глава данного города: возглавляет местный Совет депутатов или администрацию.
Вот такое у нас в Вологде разделение, у нас есть и глава города и мэр:
Ну так политика президента по выстраиванию строгой вертикали власти работает и еще будет работать относительно долго. Просто федеральное «законодательство» предусматривает форму выбора мэра по конкурсу. При этом рекомендовать кандидатов будут на паритетных началах глава региона и местная законодательная власть. Одно хорошо, что утверждает выбор все-таки местная власть. Такой порядок внедряют по всей стране, и Ёбург не имеет особых привилегий.
Разница между мэром и губернатором
Во многих странах мира в системах государственного и муниципального управления предусмотрены такие должности, как мэр и губернатор. В чем их специфика?
Кто такой мэр?
Должность мэра в большинстве случаев соответствует позиции главы исполнительной ветви власти на уровне муниципалитета — чаще всего города (в РФ — обычного или федерального значения, городского округа). В задачи мэра обычно входит контроль над реализацией положений законодательства РФ на территории населенного пункта, администрацию которого он возглавляет.
В России мэрами являются главы администраций многих крупнейших городов — например, Москвы, Новосибирска. Назначение лиц на должность, о которой идет речь, как правило, осуществляется на выборной основе жителями соответствующего населенного пункта.
Глава исполнительной власти муниципалитета обычно не подотчетен вышестоящим уровням власти РФ — федеральным и региональным структурам, поскольку по Конституции местные органы управления не подчинены государственным. Но руководитель исполнительной власти региона вправе отправить мэра города, расположенного в соответствующем субъекте РФ, в отставку.
Кто такой губернатор?
Под губернатором может пониматься:
В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года граждане вновь имеют право избирать своих губернаторов.
Если говорить об истории института губернаторства в РФ, можно отметить, что появился он еще во времена Российской империи. До революции 1917 года должность, о которой идет речь, занимал человек, являющийся начальником губернии либо области. Он выполнял такие функции, как:
В современной России, как мы отметили выше, лицо, занимающее пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Таким образом, эта должность является частью системы государственной власти. Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (при наличии устанавливающих данную процедуру положений в законодательстве) губернатором или освобожден от выполнения своих функций в соответствии с распоряжением политического центра.
Следует отметить, что в национальных республиках должность, о которой идет речь, не получила распространения. В соответствующих субъектах РФ руководитель исполнительной ветви власти — Глава или Президент. Кроме того, и в некоторых российских областях человек, занимающий соответствующую должность, именуется не губернатором, а главой администрации области.
Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать свои должности в течение не более чем двух сроков, длительность каждого из которых составляет 5 лет.
В США должность губернатора соответствует позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате. Как правило, данное лицо имеет очень широкий спектр полномочий — сравнимых с теми, которыми обладает Президент США в федеральном масштабе.
Избираются американские губернаторы населением штатов — на 4 года. Как правило, один и тот же человек может стать главой исполнительной ветви власти неограниченное количество раз. Но в некоторых штатах один и тот же губернатор может быть избран только 2 раза.
Многие из американских губернаторов становятся Президентами США. К примеру, соответствующим образом сложилась политическая карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.
Сравнение
Главное отличие мэра от губернатора в том, что первая должность, как правило, учреждается на уровне местной власти, вторая — на уровне региональной. Мэр обычно возглавляет город, губернатор — субъект федерации. Но из этих правил есть исключения.
Например, глава исполнительной власти Москвы — города федерального значения, то есть входящего в систему государственного управления, — именуется мэром. В свою очередь, лицо, возглавляющее исполнительную власть Санкт-Петербурга — другого российского города федерального значения — именуется губернатором.
Российские мэры по Конституции не подотчетны органам государственной власти — но могут быть смещены со своей должности при их непосредственном участии. Губернаторы, в свою очередь, подотчетны федеральным структурам. Кроме того, политический центр вправе освобождать их от исполняемых обязанностей.
Определив, в чем разница между мэром и губернатором, зафиксируем выводы в таблице.
Глава города и сити-менеджер – кто за что в ответе?
Один из обсуждаемых вопросов сегодня – это появление нового управленца в городе – главы администрации, или так называемого сити-менеджера. Что будет входить в его обязанности? За что он ответственен и перед кем? На эти и другие ваши вопросы мы постараемся ответить.
Напомним, что 8 декабря 2011 года в связи с отставкой по собственному желанию главы города Ульяновска Александра Пинкова вступили в силу положения Устава города, касающиеся изменения порядка избрания главы города. Спустя неделю на внеочередном заседании городского парламента путём тайного голосования был избран новый глава города Ульяновска – Марина Беспалова.
Исполнительно-распорядительным органом теперь является администрация города (ранее она называлась мэрией). Её деятельностью руководит глава администрации города. В настоящее время функции и. о. заместителя главы администрации исполняет Сергей Панчин.
Каковы полномочия главы города и главы администрации? Кто за что в ответе? Подробнее о каждом.
Глава города
Глава города Ульяновска представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Ульяновска; направляет на согласование проект генерального плана в другие органы власти муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Ульяновской городской думой, издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; награждает от лица города наградами и вручает удостоверения почётного гражданина города Ульяновска; инициирует и принимает решение о назначении публичных слушаний, а также выполняет др. полномочия. В дополнение к этому глава города Ульяновска исполняет полномочия председателя Ульяновской городской думы, т. е. обладает правом решающего голоса и осуществляет организацию деятельности Ульяновской городской думы. Разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за главой города.
Глава администрации
Текущие дела в городе будет выполнять глава администрации. Он назначается Ульяновской городской думой по результатам конкурса, который будет объявлен в ближайшее время. С новым руководителем администрации глава города заключает контракт на срок полномочий действующей Ульяновской городской думы, но не менее чем на два года.
В рамках своих полномочий, оговорённых в контракте и Уставе города, глава администрации должен обеспечивать решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ульяновской области. Можно сказать, что он занимается хозяйственными вопросами в городе – решает текущие дела и проблемы на местном уровне. Он подотчётен городской думе и главе города, вносит свои предложения об установлении межмуниципального сотрудничества и экономических связей с иными муниципальными образованиями, распоряжается средствами администрации города Ульяновска, подписывает финансовые документы; принимает решение о подготовке проекта генерального плана города Ульяновска, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план города Ульяновска изменений; принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ульяновска и его направлении в Ульяновскую городскую думу, утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, обеспечивает опубликование в установленном порядке сообщения о принятии такого решения и исполняет другие полномочия согласно Уставу и контракту. Кроме того, глава администрации ежемесячно осуществляет личный приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и организаций; рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления.
У главы города и сити-менеджера, несмотря на то что разные задачи, цель одна – управление сложным городским хозяйством, пополнение бюджета города и его рациональное использование, ремонт дорог, ветхое жильё, благоустройство дворов, детские сады и т. д. Отличие в том, что глава города реализует общегородскую политику, он должен принимать политические решения, которые касаются власти. Сити-менеджер – это профессионал-управленец, который должен рационально и обоснованно исполнять поручения и поставленные задачи.
ДОСЛОВНО
Нина Дергунова, председатель региональной Общественной палаты:
– В России первый опыт применения механизма разделения власти между думой, главой города и сити-менеджером пока не дал особо положительных результатов. Для нас это новшество станет в своём роде социально-экономическим экспериментом. Вся сложность в том, что у нас не отработаны механизмы: как будет проходить конкурс, по каким параметрам будут выбирать сити-менеджера, как будут строиться взаимоотношения между ним, думой и главой – всё это пока достаточно абстрактно. Сложностей много. К тому же я считаю, что много реформ одновременно проводить нельзя. А у нас вскоре начнётся вертикальная реформа по перераспределению полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями и горизонтальная по распределению обязанностей между думой, главой города и сити-менеджером. И всё это будет проходить параллельно. Поэтому выразить уверенность, что опыт точно будет положительным, нельзя. Может получиться достаточно эффективно, а может получиться и наоборот. Не случайно же многие регионы страны возвращаются к старой системе. С другой стороны, первые отрицательные результаты не всегда говорят о том, что идея плоха. Для того чтобы работал определённый механизм, нужны соответствующие ему условия. И тут как раз надо учитывать плачевный опыт других территорий и создавать эти условия. Ведь на Западе в ряде стран эта система великолепно работает, и наша задача – понять, что у нас, в России, мешает проявиться положительному эффекту.
Юрий Иванович Латышев, народный учитель России:
– Я должен честно признаться – в вопросах, касающихся власти и её структуры, я не компетентен. Я всегда был далёк от неё и поэтому не стал бы делать прогнозы о том, насколько удачным будет такой эксперимент. Могу сказать только одно – в одной берлоге не должно быть двух медведей. Задавать основной тон и брать на себя всю ответственность должен кто-то один. Ну и, наверное, для эффективной работы обязанности можно распределить таким образом, что стратегией занимается глава города, а тактические вопросы решает сити-менеджер. Но каким будет деление полномочий городской власти на деле, я пока не представляю. Поживём – увидим.
Дмитрий Петрович Добрынин, председатель городского совета ветеранов
– Всё зависит от людей, которые будут работать в этом тандеме. Я, например, предполагаю, что если у них не будет взаимопонимания, то и работа не сложится, начнутся разногласия. Им нужно работать сообща, иначе они не смогут решить никаких вопросов. На этих должностях должны работать совместимые люди. Сити-менеджер в первую очередь должен быть хозяйственником, а не бизнесменом. он должен определённое время проработать на предприятии, иметь опыт управленческой работы, которая показала хорошие результаты. Основные требования к сити-менеджеру: коммуникабельность, корректное обращение с людьми, умение слушать других и принимать от них советы.
Последние новости
Все города в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являются муниципальными образованиями. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения и являются субъектами Федерации. Глава (мэр) города – глава муниципального образования.
Мэр или глава города?
Глава (мэр) города – высшее должностное лицо муниципального образования. В разных регионах России должность главы муниципальных образований называется по-разному: «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления» и т.д. Это определяется уставом муниципального образования.
Деятельность главы муниципального образования регулируется Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.
Сити-менеджер
1 января 2006 года вступила в действие новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где была изменена структура управления городом.
Было введено два термина – « глава муниципального образования (глава/мэр города и/или сельского поселения)» и «глава местной администрации (сити-менеджер)».
Теперь существуют две модели:
Муниципальное образование вправе выбрать ту или иную модель управления городом.
При выборе второй модели функции главы муниципального образования распределяются между двумя должностями.
Представительным органом муниципального образования объявляется конкурс на замещение должности главы местной администрации (сити-менеджер). Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования. По результатам конкурса назначается сити-менеджер. С сити-менеджером заключается контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования, но не менее чем на два года.
Наемный сити-менеджер – исполнитель, отвечающий за энергетику, ЖКХ, транспорт и остальные аспекты городского хозяйства. Также в обязанности сити-менеджера входят вопросы управления и контроля за бюджетом и вопросы управления муниципальной собственностью.
Глава (мэр) города – политик, осуществляющий общее руководство городом, работающий с Городским Советом депутатов, Городской думой.
Должность сити-менеджера на данный момент введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске.
Выборы главы (мэра) города
Выборы главы (мэра) города регулируются уставом муниципального образования. Городским советом утверждается форма выборов – прямое тайное голосование или косвенные выборы.
На данный момент в большинстве городов глава (мэр) города избирается депутатами представительных органов из своего состава. Политологи видят в этом прямую связь с отменой в 2004 году прямых выборов глав субъектов РФ. Когда в 2012 году прямые выборы глав субъектов РФ были возвращены, политологи заговорили о необходимости обязательного прямого избрания главы (мэра) города.
На запрос журналистов «Газеты.Ru» в апреле 2013 года, Госдума ответила, что законопроект не будет рассматриваться, так как «инициатива признана нецелесообразной». http://www.gazeta.ru/politics/2013/04/29_a_5286317.shtml
Выборы главы (мэра) города в единый день голосования в 2013 году
В ходе прямых выборов будут избраны: