в чем разница между менеджером и лидером
Менеджер или лидер: почувствуйте разницу
Разницу между лидером и менеджером можно объяснить в двух словах: первый вдохновляет, второй направляет. Проблема в том, что лидерами рождаются, а на менеджеров учат. И очень редко эти два амплуа могут успешно ужиться в одном человеке. Однако, если в компании нет ни того, ни другого, очень скоро и самой компании не будет.
Редкий сотрудник не расскажет вам, что именно у него на работе построено не так, и что нужно сделать, чтобы все работало лучше. Лечить и учить – профессии, которые люди, как известно, постигают практически с рождения и без диплома. Тем удивительнее, что работа многих компаний выстроена неэффективно. И хорошо, когда руководитель вовремя замечает проблему.
Бывший гендиректор NCR (Dundee Scotland) Джим Адамсон, добившись нужных финансовых результатов, заявил: «Отныне 80% рабочего времени я буду тратить на то, чтобы устранять барьеры с пути моих сотрудников, чтобы они могли бежать быстрее». Об этом же, но не настолько образно, неоднократно заявлял и гендиректор General Electric Джеффри Иммельт. По его словам, с момента, как он занял свое кресло, ему пришлось как минимум треть своего рабочего времени тратить на общение с сотрудниками, чтобы понять, чего бы они хотели и чего им не хватает для лучшей работы. Эта нудная работа не имеет ничего общего с высоким понятием лидерства.
Суть менеджмента – в зависимости от характера компании создать атмосферу, в которой людям было бы максимально комфортно работать или максимально просто достигать своих лучших результатов. Факторов, о которых приходится думать менеджеру, масса. Как выстроить систему взаимоотношений сотрудников с руководством, как запустить процессы внутренней коммуникации и даже заботиться о том, как организовывать предоставление отпусков.
Все эти моменты могут показаться мелочами, до которых генеральному директору нет никакого дела. В реальности же именно потому, что многие руководители предпочитают делегировать подобного рода задачи своим многочисленным подчиненным, компании разрушаются. Прежде всего, сотрудники быстро перестают понимать, что конкретно нужно их шефу. И тогда все чаще слышны мнения, вроде: «Я больше времени трачу на то, чтобы соблюсти все формальности и ублажить начальников, чем на то, чтобы проделать реальную работу и принести успех компании». Помнится, примерно такая ситуация сложилась в DEC (Digital Equipment), компании, занимавшейся торговлей компьютерным оборудованием и когда-то лидировавшей в США по объемам продаж. Ее директор Кен Олсен на жалобы заместителей об отсутствии четких требований и коммуникаций отвечал просто: «Не волнуйтесь, все будет хорошо». Компания развалилась довольно быстро.
Можно долго рассуждать о том, как важно и сложно найти гендиректора, который бы успевал уследить за всем, и при этом не забывал бы мечтать и вдохновлять. На деле же гораздо проще разделить эти две функции между разными людьми. Именно по этой схеме действуют множество компаний. У всех на слуху успешное сотрудничество Стива Джобса и Тим Кука из Apple. В группе компаний ACCORD, которая, в частности, владеет гостиницей Novotel, на мой взгляд, хорошо сработались гендиректор Дюбурле и его заместитель Пелиссон. Но и здесь важно не прогадать. Так, сотрудничество Джобса и Джона Скали несколько лет назад чуть не довело Apple до катастрофы.
Хороший пример прекрасного лидера – это, несомненно, Билл Гейтс, бывший глава гиганта Microsoft. От своих сотрудников отдела кадров он требовал одного: они должны были нанимать людей, которые были бы лучше, чем он сам. Тем временем Йому Оллилу, возглавившего компанию Nokia в 1992 году, можно считать лишь менеджером, несмотря на то, что именно благодаря ему компания доросла до топовых позиций на мировом рынке мобильных телефонов. Он посвятил все свое время тому, чтобы поддерживать систему и облегчать работу людей.
Впрочем, случаи, когда компания успешно развивалась имея во главе только лидера или только хорошего менеджера, уникальны. Заметим: Билл Гейтс возглавлял и развивал свою компанию с момента ее появления, а Оллила возглавил Nokia, когда она уже встала на тропу роста, и лидер-вдохновитель ей, по сути, не был нужен.
Разница между лидером и менеджером
Главное отличие
Основное различие между лидером и менеджером заключается в том, что лидер — это вспомогательная роль, которая влияет на достижение цели, тогда как менеджер — это человек, который управляет всей компанией или организацией.
Лидер против Менеджера
Лидер — это человек, у которого есть видение. Менеджер — это человек, у которого есть конкретная цель. Лидер — это подчиненный, который влияет на достижение цели. Менеджер — это человек, который управляет всей компанией или организацией. Мыслительный подход лидера рассчитан на долгосрочную перспективу. Мыслительный подход менеджера недолговечен. Лидеры знакомят людей с идеей, а затем — с полуночным маслом, чтобы воплотить свое видение в жизнь. Менеджеры озабочены своими конкретными задачами, и только они справляются с ними.
Лидер — один из выдающихся людей любого общества, который предлагает новаторские идеи или изменения. Менеджер не исключительный; вместо этого он может быть нанят на должность менеджера. Лидеры смотрят на картину в целом и создают в уме масштабный план того, как достичь цели — мысли и задачи менеджеров ограничены ограниченной областью. Лидер всегда выступает за перемены. Менеджер — наоборот; он фокусируется на статус-кво и поддерживает его.
Быть новатором — важнейшее качество лидера. Менеджеры предпочитают находиться в своей зоне комфорта и управлять вещами в первозданном виде. Лидер известен своей склонностью к риску. Менеджер не рискует. Лидер не боится неудач. Менеджер всегда старается держать все на месте и беспокоится, если происходит что-то вопреки его ожиданиям. У лидеров свой жизненный путь, и они вкладывают свое сердце в достижение своих целей. Менеджеры следуют типичному пути и используют свой мозг только для того, чтобы двигаться дальше.
Сравнительная таблица
Лидер | Менеджер |
Подчиненный, влияющий на достижение цели | Человек, который управляет всей компанией или организацией |
Позиция | |
Временный | Более стабильный |
Подотчетность | |
Это подотчетно | У него нет определенной ответственности |
Взаимоотношения | |
Все лидеры не менеджеры | Все менеджеры — лидеры |
Подписчики | |
У лидера есть добровольные последователи | Последователи менеджера ориентированы на работу |
Зрение | |
Широкий | Узкий |
Сфокусируйся на | |
Люди | Процесс |
Подход, основанный на | |
Мозг и сердце | Головной мозг |
Что такое лидер?
Лидер — это человек, у которого есть видение. Лидерство требует исключительных навыков и качеств. Лидер обладает такими качествами, чтобы передавать и продвигать свое видение среди людей настолько эффективно, что несколько человек становятся его последователями. Позже он создает команду, нанимая большинство талантливых своих последователей, и стремится к достижению своей цели.
Лидерство — это не выполнение задач. Речь идет о результатах вождения. Лидер по натуре страстный и бесстрашный. Он сжигает полуночное масло, чтобы воплотить свое видение в реальность. Идеология, которую он представляет, существует на протяжении десятилетий. Лидер — это один из выдающихся людей любого общества, который предлагает новаторскую идею или изменение.
Лидеры не думают о себе; скорее, они смотрят на более широкую картину и устанавливают масштабный план. Их основное внимание всегда уделяется теме, благоприятствующей человечеству. Лидер всегда изобретателен. У него есть новые идеи и способы изменить установленные нормы и вещи. Он не любит следовать установленному пути; скорее, он пробивается.
Примеры лидеров из истории: Махатма Ганди (лидер движения за независимость Индии), Мартин Лютер Кинг-младший (обратился к несправедливости черного населения в Соединенных Штатах), Мария Тереза (унаследованное правление своей страны, Австрии, в 1740 г.). Характеристики лидера — сосредоточенность на людях, несущих риск, дальновидный, страстный, новаторский, целеустремленный, дальновидный, имеющий последователей, бесстрашный, долгосрочное мышление, влиятельный, диктаторский и авторитетный.
Что такое менеджер?
Менеджеры реализуют цели и задачи любой компании или организации. Компания нанимает их, чтобы держать дела на своих местах или доводить дело до конца. Менеджеры полагаются на своих сотрудников при выполнении задач и продвижении проектов. Менеджер — это человек, способный управлять всей компанией или организацией. Имидж и ответственность организации или компании в значительной степени зависят от менеджера, поэтому именно он несет ответственность за все, что случилось по какой-либо причине.
Менеджер — сознательный и ответственный человек, и он изо всех сил старается минимизировать вероятность неудач или потерь. Менеджеры озабочены только своими конкретными задачами. Его мысли, задачи и энергия также ограничены ограниченной областью. Менеджер избегает конфликтов и использует транзакционный стиль руководства. Он выполняет пять разных, но взаимосвязанных функций для достижения целей. Эти пять функций включают планирование, организацию, укомплектование персоналом, контроль и руководство.
Примеры менеджеров из истории: Генри Форд (Запущенная автомобильная культура — удалось повысить эффективность и снизить стоимость конечного продукта). Мадам С.Дж. Уокер (афроамериканка, которая разработала и продала средства для волос, ориентированные на игнорирование потребностей малообеспеченной демографической афроамериканки, она руководила глубоко расистской культурой). Уолт Дисней (Начинал как мультипликатор, но стал выдающейся фигурой в мире развлечений).
Характеристики менеджера — сфокусированность на процессах, объективность, краткосрочное мышление, наличие сотрудников, следование уже существующему пути, а не новаторское, не склонное к риску, управление процессами, формалистическое, опирающееся на авторитет, демократичное и увлекательное.
Ключевые отличия
Заключение
Лидеры и менеджеры — это две разные должности, которые иногда путают друг с другом. Оба эти термина различаются в зависимости от их происхождения, определения, роли, персонажей, задач, положения, целей, мыслей и т. Д.
Лидер или менеджер? В чем разница и что лучше для коллектива
Начальник, лидер и менеджер – мы часто ставим между этими словами знак равенства. Это простительно, если вы простой служащий. В конце концов, какая разница – все они над вами, всем им нужно подчиняться. Если же вы сами во главе компании и коллектива, то знать отличие вам просто необходимо.
Разница в значении слов
Само слово менеджер происходит от английского manage – управлять процессами, вести бизнес, а лидер от слова lead – руководить деятельностью сотрудников. То есть, работа менеджера направлена на бизнес процессы, а работа лидера – на людей. Управляющий делами должен вникать в малейшие детали работы компании. Вести статистику, отчеты, отслеживать производительность.
Зачастую менеджер забывает о том, что за любыми процессами стоят люди. Поэтому к управленцу обычно отношение, как к холодному, жесткому, расчетливому типу. Лидер же находится ближе к людям, он руководит ими, а не процессами, он должен знать каждого сотрудника не только в лицо, но и выделять их достоинства и недостатки.
Умение совмещать
Настоящий босс умеет быть лидером и менеджером в одном лице. Он знает, когда важнее заняться делами, а когда переключиться на людей и коллектив. Лидер обычно вызывает более позитивную реакцию со стороны сотрудников, а менеджер ассоциируется с властностью, вызывающей негатив. Это восприятие формируется годами, но его можно и нужно изменить.
Лидерство часто рассматривается как более открытое и «человечное», тогда как управление часто представляется как жесткое и авторитарное. Умело совмещая в себе управленца и лидера, вы сможете сгладить острые углы и избежать проблем в коллективе. Руководитель всегда успешнее справляется с делами, когда ощущает себя лидером живой команды, а не главным по бумагам и цифрам.
Управление без диктатуры
Можно называть себя боссом, но не быть при этом диктатором. Самые успешные люди способны как руководить, так и управлять, зная точно, когда стоит «переключиться». Поиск баланса – вот ключевой момент. Пусть ваша должность не влияет на подход к управлению вашей командой. Всегда стремитесь устанавливать связи со своими сотрудниками, помогайте им развиваться и расти.
Принимайте активное участие в руководстве своей командой и не просто управляйте делами из закрытого офиса. Чем больше вы вовлечены в работу со своими сотрудниками, тем крепче будут отношения в компании. Это повысит интерес сотрудников к общему делу, а повышение производительности само не заставит себя ждать. Делайте приятное людям, с которыми работаете, ведь действия говорят громче, чем слова.
Лидер – ценнейшее качество
Построение отношений с начальством и коллегами очень важно для молодого поколения. Становясь именно лидерами, а не менеджерами, они создадут меньше видимых барьеров. Это действительно имеет значение. Управленцу важно быть ближе к людям, не теряя при этом способности вести дела.
Именно качества лидера нужно взращивать в детях, а навыки управления они освоят потом сами. Грамотный лидер будет востребован всегда в любой стране – вот что нужно понять самому и обучать этому молодое поколение. Все современные тренинги направлены на развитие лидерских качеств, на умение общаться и мотивировать людей, увлекать и вести за собой. Вы смогли стать настоящим лидером для своих подчиненных? Тогда им с вами очень повезло.
ObRetu
Предлагаю прямо сейчас сыграть в игру, которую мы будем называть «Менеджеры против лидеров».
Прочитайте максимально внимательно описание и постарайтесь догадаться, что из этого подходит под лидера, а какие подходят под менеджера.
Ответы готовы? Приберегите их т.к. сначала нужно немного разобраться со всем этим.
Худшее заблуждение о лидерстве
Правда в том, что лидерство не имеет ничего общего с должностью человека. Настоящее определение лидера — этот тот, кто способен влиять на других, чтобы следовать к своим целям.
Таким образом, ответа на нашу викторину нет. Мы не можем знать является ли кто-то из этих людей лидером или нет. К примеру, менеджер ресторана на самом деле может быть исключительным лидером, а полковник армии может быть ужасным лидером, поэтому он типичный менеджер.
Но этот вопрос мог бы быть более сложным. К примеру, вот.
Ответ тут будет достаточно неочевидный. Секрет в том, что оба этих человека были великими лидерами, нравится нам это или нет, но это действительно так.
Бен Ладен и Сталин были лидерами, как и Мартин Лютер Кинг, Ганди и Авраам Линкольн. Лидерство не может определяться целью, либо ведением, лидерство даже не может определяться авторитетом конкретного человека. Если даже миллионы людей выступают против человека, либо выполняют его приказы, то это никак не относится к лидерству. Истинный вопрос заключается в том, смогут ли они приобрести последователей, которые с радостью поклянутся в своей верности им?
Некоторые менеджера — великие лидеры, а некоторые владельцы бизнеса и генеральные директора — ужасные лидеры.
Для этой статьи я собираюсь выбрать стереотипных “плохих менеджеров” и боссов, чтобы сравнить их с хорошими лидерами, потому что я считаю, что различия между менеджером и лидером могут оказаться решающими.
Руководители и боссы пытаются найти виновных, а лидеры берут ответственность на себя
В книгах по эффективному руководству часто демонстрируется важность ответственности в числе главных лидерских качеств. Во время встречи по продажам менеджер был сыт по горло своей командой, поэтому он ругал их за крайне низкие показатели продаж.
Что имел менеджер? Большое количество плохо выполненной работы и море оправданий, поэтому он был готов распрощаться с командой. В порыве гнева он говорил, что вокруг есть много других людей, которые готовы выполнять эту работу.
На самом деле, этот менеджер был прав. В нашем мире достаточно трудно найти хорошую работу. Вокруг есть много людей, которые воспользуются возможностью продать хороший продукт, чтобы немного заработать. Кстати, один из тех продавцом был новичком в продажах, который ранее работал футболистом. На том собрании менеджер обратился к этому продавцу: “Если футбольная команда не побеждает, что происходит? Игроки заменяются, не так ли?”.
Смотря на всю команду бывший футболист дал ответ: “На самом деле, сэр, если у всей команды были проблемы, то у нас обычно был новый тренер.”
Первый шаг, который сделает настоящий лидер — посмотрит на себя в зеркало и спросит:”Что я могу изменить? Как я могу улучшить что-то? Что я могу сделать по-другому?”
После анализа настоящий лидер всегда готов принять на себя всю вину и ответственность за неудачи всей команды.
Есть одно эмпирическое правило, которым вы можете руководствоваться при каждом успехе или провале лидерства: Великие лидеры осознают провал и берут ответственность и вину на себя! Настоящий лидер всегда скажет: “Если нам это удалось, то команда сделала это. Если мы потерпели неудачу, то это сделал я”.
Вы можете подумать, что для лидера признать свою вину — это проявление слабости, но только так ваша команда будет любить вас.
Видите ли, менеджеры и руководителя говорят: “Вам нужно стать лучше”, а лидеры говорят, что “Я должен стать лучше”.
Лидеры подают примеры, а менеджеры дают инструкции
Вот замечательная цитата Джона Вудена, которая мне очень нравится:
“Ваш самый мощный инструмент управления — это ваш собственный пример”.
Это самый главный принцип лидерства.
Люди покупают курсы по лидерству за сотни тысяч рублей, хотя самый важный принцип лидерства достаточно прост, чтобы его мог освоить любой человек.
Лидер показывает пример
Точно так же, как ваши дети не слушают вас, потому что они целенаправленно пытаются проявить свою индивидуальность, доказать свою независимость. Но единственное, что они никогда не делают, это перестают смотреть. Они будут смотреть на вас и впитывать все, что вы делаете. Они будут отражать все ваши действия и соответствовать вашему примеру до самого конца. Часто это происходит неосознанно, но влияние есть в любом случае.
Все это заложено в нас на генетическом уровне. Мы всегда подбираем для себя лидера, чтобы следовать примеру. В данном примере семья — это племя, частью которого мы являемся, а в семье есть свой лидер.
Если вы являетесь лидером, то за вами постоянно следят. Каждое действие, поведение, мышление и философия отражается на всех, кто считает вас лидером. Вы можете даже не знать это, но это работает именно так!
Вот почему ключ к изменению поведения вашей команды, к изменению темпа и последовательности вашей начинается именно с ваших изменений. Члены команды будут следовать вашему примеру, а не вашим словам. Если вы даете руководству к действию, то вы похожи на боевого командира, который плетется сзади. Если вы показываете пример, то вы ведете за собой.
Именно по этой причине можно с уверенностью сказать, что ваш собственный пример — это самый мощный инструмент управления.
Лидеры должны быть самым — самым
Если вы хотите руководить людьми, то вы должны быть самым ответственным. Если вы являетесь лидером, то именно вы задаете темп всей команде.
Видите ли, большинство людей работают не так усердно, как могут. Они не настолько преданные, лояльные, заботливые, трудолюбивые и ответственные, насколько мог ли бы быть. Они не идут так быстро, как могут идти, но они идут с той же скоростью, с которой идет лидер группы.
Это все работает так же, как с собачьей упряжкой. Если у вас есть 12 собак, чтобы тянуть сани, то вам не нужно чтобы все эти 12 собак были быстрыми, вам нужен только один погонщик (ведущая собака — лидер упряжки). Остальные 11 собак будут выжимать из себя максимум, чтобы не отставать от одной сильной собаки.
Если вы являетесь лидером, то причина, по которой вы можете считать себя лидером, состоит в том, что вы обязаны быть самым лучшим во многих сферах. К примеру, вы должны быть самым дисциплинированным. Как лидер, вы не можете давать себя в этом поблажку.
Как лидер, вы должны быть самым последовательным и самым верным общим правилам и убеждениям. Лидер должен быть самым старательным во всем. Если вы хотите, чтобы ваша команда обладала каким-то атрибутом и поддерживала его, то вы должны стать в этом самым лучшим, чтобы остальные начали стремиться за вами. Вот такая тяжкая ноша лидера. Все сотрудники всегда будут брать пример с лидера
Менеджер дают ответы, лидеры задают вопросы
К сожалению, если менеджеры регулярно выдают готовые ответы, то они становятся инициаторами дисфункционального цикл, которые на самом деле является огромной тратой времени в долгосрочной перспективе. Ведь все члены команды привыкают к тому, что для решения любых проблем нужно мнение менеджера, поэтому даже в самых незначительных проблемах они будут искать менеджера, а не решать проблемы.
Все это мешает разработки реальных решений, сдерживает рост членов команды и в конечном итоге ограничивает производительность всей организации. Кроме того, если члены организации привыкают обращаться по каждой проблеме к менеджеру, то они фактически снимают с себя ответственность за проблему. В этом случае любые неудачи — это не их вина, ведь решение им предоставил менеджер, а они просто выполнили все по приказу.
Если вы собрали членов команды, чтобы обговорить ход выполнения задачи и цели, для создания жизнесобного решения всех указанных проблем, то нужно ответственность распределить между членами команды. Вполне возможно, что следует назначить ответственным за проект конкретного сотрудника.
Не предоставляйте ответы. Вместо этого ответьте на каждый вопрос вопросом. Учите людей думать, учиться и расти, и самое главное — думать самостоятельно.
Знаменитый детектив Коломбо решал свои загадки, задавая много вопрос. Как и все великие детективы — как в реальной жизни, так и в художественной литературе. И быть парнем со всеми готовыми ответами — роковая ошибка. На этом быстрорастущем, изменчивом и прогрессирующем рынке нужно распределять ответственность, чтобы была возможность максимально быстро решать проблемы, а это возможно только при возможности самостоятельно думать и выдвигать решения каждым членом команды.
На каждый вопрос всегда можно ответить:”Что вы думаете?” или “Что вы можете предложить?”, а затем затем задать ключевой вопрос “И почему?”.
Не нужно стремиться развивать их ответы, а нужно развивать их мышление. Ситуации будут менять. Новые ситуации будут требовать новых ответов, а лидер не всегда будет рядом, поэтому необходимо обучать людей принимать решения самостоятельно.
Вспомните своего любимого учителя, который действительно как-то на вас повлиял и изменил вашу жизнь. Скорее всего, этот учитель возлагал ответственность на вас за каждый ваш ответ? Именно так все и было! Он или она заставляли искать вас ответы.
Именно такие люди помогают людям учиться, развивать потенциал, что способствует общему росту.
Итак, если вы это читаете, то вы хотите стать лучше, хотите развивать свои лидерские качества. А с чего начать? Прямо сейчас и навсегда перестаньте давать готовый ответы членам вашей команды. Вместо этого на каждый вопрос, который вам задают, задавайте вопрос, чтобы узнать мнение собеседника и почему он так думает.
Менеджеры развивают подчиненных, а лидеры развивают лидеров
Менеджеры боятся, что их заменят другие члены команды, поэтому предпочитают сохранять власть. Это понятный страх, но, к сожалению, это большая ошибка для лидера.
Говорят, что успех без преемника — это провал. Если вы управляете командой или бизнесом, который не может работать без вас, то вы потенциально терпите неудачу и приближайтесь к разорению. Вы должны быть в состоянии взять отпуск продолжительность до 2 недель или даже до года с полной уверенностью в том, что ваш бизнес будет не только функционировать, но и процветать.
Будучи лидером, вы должны стремиться лишить себя работы. Лидер стремится делегировать и автоматизировать рабочие процессы, поэтому они понимают, что необходимо дать возможность другим стать лидерами.
Чем больше различных дел вы сможете делегировать членам вашей команды, тем меньше у вас будет повседневных задач. Особенно важно делегировать управленческие и операционные задачи, чтобы освободить максимальное количество времени для более высокоуровневых задач. Вполне возможно, что у первого лидера есть такие навыки, которые жизненно необходимы для решения стратегически важных задач и развития компании.
Лидерство это не только ответственность, но помощь другим в их личностном развитии. Лидер выращивает других лидеров. Научиться руководить сложно, но научить других людей управлять — еще сложнее.