в чем разница между матом и шахом

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!
На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»
А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.
Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.
Крh6 – h7

2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).
Сd3 – g6
Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.

3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.
Cd3 : a6
Самый надёжный способ избавиться от шаха!
Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.
Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.

Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.

Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.

Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.

Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.

Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.

Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.

В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.
Мат – это шах, от которого нет защиты.
Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.

Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.

Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.

Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.
Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.
Patta – игра вничью.

Источник

Правила шахмат | Как может закончиться шахматная партия?

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

Шахматные партии могут завершаться по-разному.

Обычно исход абсолютно ясен, но есть и такие случаи, когда у шахматистов остаются вопросы, почему партия завершилась так, а не иначе.

Чтобы разобраться во всем, рассказываем о восьми чаще всего встречающихся финалах шахматной борьбы.

Победа/Поражение:

Ничья:

Победа/Поражение:

Шахматная партия может завершиться результативно тремя способами: матом, сдачей или окончанием времени. Посмотрим несколько партий и видео в качестве примера.

Мат

Если эти условия выполнены, шахматист, давший шах, побеждает матом.

Как черные могут дать мат в один ход?

Этот мат несложен. В турнирах сильнейших шахматистов, таких как ПРО лига, бывает не так просто объявить мат.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомТренировки: Даем мат | в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомУроки: Даем мат

Сдача

Некоторые партии завершаются матом на доске, но во многих дело до этого не доходит.

Иногда один из шахматистов понимает, что неизбежно получит мат, и сдается, не дожидаясь завершения партии. На диаграмме мы видим, что после хода белых мат неизбежен, поэтому шахматист, игравший черными, сдался.

Какой ход вынудит черных сдаться?

Оставайтесь начеку! Иногда нам кажется, что мы проигрываем, хотя это на самом деле не так. На турнире в Вейк-ан-Зее в 2019 году Сэм Шенкленд, чемпион США 2018 года, в партии против супергроссмейстера Аниша Гири сдался в ничейной позиции.

Закончилось время

Распределение времени и использование его во время партии критически важно.

Время может закончиться в результате разрыва связи, когда один из противников теряет подключение к серверу. В этом случае ему присуждается поражение. На Chess.com, отключившемуся шахматисту дается достаточно времени, чтобы восстановить связь, но не настолько много, чтобы его противник испытывал дискомфорт от напрасного ожидания.

Ничья:

Если результативные исходы, в основном, интуитивно понятны, то с ничьей дело может обстоять сложнее. Тем, кто только учится играть в шахматы, не всегда просто понять правила пата или нехватки фигур. Объясним все подробно.

Пат

В этом примере у белых лишняя пешка, но когда они пытаются провести ее в ферзи, у черного короля заканчиваются ходы, и на доске ничья патом.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомПример пата в шахматах.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомСтатья: Что такое пат? | Шахматный словарь

Недостаточно фигур

В некоторых случаях у одного из противников в конце партии остается больше фигур, чем у другого, но не всегда этого хватает для победы, потому что некоторые фигуры или их сочетания не могут дать мат.

Партия считается ничейной, когда у обоих противников «недостаточно фигур», чтобы дать мат.

Недостаточно фигур (мат невозможен или возможен только при кооперативной игре):

Если у обоих противников остается по королю, партия автоматически признается ничьей, потому что никто из них не может победить.

Король и легкая фигура (слон или конь) не могут добиться победы в одиночку, потому что невозможно дать мат с использованием этих фигур. Партия автоматически признается ничьей.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомКороль и конь или король и слон не могут дать мат королю.

Что случается, когда у одного из противников остается один лишь король, а у другого много фигур, но при этом заканчивается время на обдумывание? В позиции на доске белые легко победили бы, но у них закончилось время!

Этот случай иногда называют «окончание времени при нехватке фигур».

При этом сочетании фигур мат возможен только, если противник будет вам подыгрывать. Партия ничейна.

Мат королем и легкой фигурой, которые борются с королем и другой легкой фигурой, возможен, если эти фигуры не являются слонами, расположенными на полях одинакового цвета. Но вновь мат невозможно объявить, если противник не будет вам подыгрывать. Партия ничейна.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомПри этом сочетании легких фигур возможен только кооперативный мат.

Чтобы понять, как можно поставить мат при помощи соперника, взгляните на диаграмму. Тем не менее, это соотношение сил ничейно.

Правило 50 ходов

Правило 50 ходов позволяет любому из противников заявить о ничьей, если на протяжении последних 50 ходов не совершалось взятий или ходов пешками.

Самая длинная партия в истории шахмат не могла быть сыграна в наши дни, потому что она закончилась бы вничью намного раньше. С 1984 по 1989 годы разрешалось делать по 100 ходов без взятий и ходов пешками.

Повторение позиции

По правилу троекратного повторения позиции, когда она повторится трижды, любой из противников может заявить о ничьей. Это правило появилось, чтобы при повторении позиции партии не затягивались из-за того, что противники делают одни и те же ходы снова и снова. В партиях онлайн ничья фиксируется автоматически при третьем повторении.

По соглашению

Когда оба противника считают, что им хватит ничьей, партия заканчивается вничью по соглашению. Обычно такое случается, потому что по мнению шахматистов никто из них не может добиться перевеса.

Ничья по соглашению может вызывать толки, когда она случается в партии, где обоих противников устраивает ничья в связи с турнирным положением.

Чтобы предложить ничью на Chess.com, достаточно нажать соответствующую кнопку.

В следующем примере Грищук и Мамедъяров согласились на ничью всего за 16 ходов.

На некоторых турнирах сейчас используется правило 40 ходов, по которому предложение ничьей до 40-го хода запрещено.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомЕсть ли у вас вопросы о том, как может закончиться шахматная партия? Задавайте их в комментариях.

Источник

Областная спортивная школа по шахматам А.Е.Карпова

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!
На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»
А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.
Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.
Крh6 – h7

2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).
Сd3 – g6
Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.

3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.
Cd3 : a6
Самый надёжный способ избавиться от шаха!
Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.
Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.

Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.

Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.

Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.

Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.

Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.

Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.

В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.
Мат – это шах, от которого нет защиты.
Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.

в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.

Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.

Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.

Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.
Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.
Patta – игра вничью.

8 (3452) 51-72-69 наш контактный телефон в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом Блог ДМИТРИЯ КРЯКВИНАв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомРегистрируйся и решай задачи на Chess Tempoв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом в чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахомв чем разница между матом и шахом. Смотреть фото в чем разница между матом и шахом. Смотреть картинку в чем разница между матом и шахом. Картинка про в чем разница между матом и шахом. Фото в чем разница между матом и шахом

Источник

Словарь шахматных терминов

Приведены основные шахматные понятия и термины, встречающиеся в шахматной литературе.

Батарея — две (или более) фигур, объединенная сила которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь слон», «ладья ферзь» и т. п.

Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).

Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).

Вечный шах — ситуация, при которой сторона, которой объявляются шахи, не может от них никаким образом уклониться. При возникновении такой ситуации партия признается ничьей.

Вилка — ход коня или пешки, при котором под боем оказываются две и более фигуры противника.

Гамбит — жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.

Гарде́ — В шахматах: нападение на ферзя (объявление «гарде» не обязательно).

Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперед 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.

Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.

Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.

Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.

Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.

Детский мат — мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.

Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.

Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.

Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.

Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.

Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.

Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).

Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.

«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.

Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или « пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив)за неё лёгкую фигуру.

Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.

Комбинация — форсированный вариант с жертвой.

Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).

Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.

Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.

Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.

«Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.

Ловушка — один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7 Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.

Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьей и ферзем, двумя ферзями).

Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

Мат эполетный — мат, который ставится ферзем, при этом матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.

Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала во имя получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур.

Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.

Новинка — новый ход (новая схема развития)в известных вариантах (табиях).

Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в «быстрые» шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц.

Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет ходов.

План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — то есть поле, доступные для вторжения вражеских сил.

Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).

Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. То есть «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).

Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Freetz, Deep Blue, Deep Thought etc.)играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на легкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три легких фигуры и т. п.).

Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.

Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.

Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.

Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд- вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжелые фигуры могут «полакомиться» пешками.

Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет битым.

Cкакография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней елки).

«Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый «зевок», ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.

Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).

Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.

Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).

Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).

Фаланга — пешечная цепь.

Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.

Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).

Фланг — край доски, ограниченный вертикалями a, b, c и f, g, h.

Фишеровские шахматы (рэндом-чесс)- шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причем слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.

Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию)фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.

Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчет.

Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.

Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.

Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции.

Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.

Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).

Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

«Шахматы Фролова» — разновидность шахматной игры, придуманная А.Фроловым. Игра начинается на пустой доске. Противники поочередно выставляют на доске свой комплект фигур (свои пешки — только на своей половине доски). «Обычная» игра начинается, когда все фигуры поставлены на доску. Легко предположить, что наибольшие проблемы вызывает определение возможной позиции своего короля.

Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.

Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *