в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане
Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному
Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства. Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом.
Кто определяет категорию субъекта предпринимательства?
К какой категории субъекта предпринимательства будет относиться созданное предприятие: малому, среднему или крупному, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия установлены статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Они не являются запретами и ограничениями. Если предприниматель в ходе своей деятельности не будет соблюдать заявленные условия, то он просто утратит первоначальный статус (например, субъекта малого предпринимательства), и перейдет в другую категорию (среднего предпринимательства). Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены.
Чем подтверждается категория субъекта предпринимательства?
Пунктом 1 статьи 25 Предпринимательского кодекса к компетенции органов Министерства национальной экономики отнесено ведение реестра субъектов предпринимательства (электронной база данных, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства). Согласно пункту 2 указанной статьи, а также пункту 19 Правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки, удостоверенной электронно-цифровой подписью заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.
Получить электронную справку можно, воспользовавшись государственной услугой «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства» на портале «Электронное правительство» или на портале «Электронное лицензирование». Порядок выдачи справки регулируется Правилами оказания государственной услуги «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства».
Справка выдается только в отношении того субъекта, который обращается с запросом.
Какие параметры определяют статус субъекта предпринимательства?
На статус субъекта предпринимательства влияют:
Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя. Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или сумма доходов субъектов предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние 3 года, поделенная на 3.
Отличия субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства
Субъект частного предпринимательства может быть отнесен только к одной из трех категорий, установленных пунктами 3-6 статьи 24 Предпринимательского кодекса.
К субъектам малого предпринимательства относятся
— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство:
(пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса)
Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:
(пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса).
К субъектам среднего предпринимательства относятся:
— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства, то есть отвечающие следующим критериям:
(пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса).
К субъектам крупного предпринимательства относятся:
— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев:
Как определить категорию предпринимательства.
Правовая основа деления предпринимателей на категории.
Деление всех представителей казахстанского бизнеса на категории закреплено в ст.24 Предпринимательского кодекса РК.
Так, выделяют субъектов:
Деление производится по принципу объема среднегодового дохода и среднегодовой численности работников.
Таблица 1. Критерии отнесения предпринимателя к определенной категории.
№ | Субъект | Среднегодовая численность работников, чел. | Среднегодовой доход, МРП. | Сумма, млн.тг. |
1 | Микропредпринимательство (ИП) | 15 | 30 000 | 79, 53 |
2 | Малое (ИП) | 100 | 300 000 | 795,3 |
3 | Среднее (ИП и юрлица) | 101-250 | 300 000-3 000 000 | 795,3-7 953 |
4 | Крупное (ИП и юрлица) | более 250 | свыше 3 000 000 | 7 953 |
Важно! Несмотря на то, что Указом Президента РК №299 от 08.04.2020 г. размер МРП установлен в сумме 2 778 тг., при расчете критерия среднегодового дохода на 2020 г. принимается размер МРП, установленный законом №276-VI от 04.12.2019 г. на 1 января 2020 года, т.е. 2 651 тг.
Среднегодовой доход рассчитывается как сумма доходов, полученная субъектом за последние 3 года и деленная на 3.
Среднегодовая численность работников включает всех работников, включая филиалы, представительства и самого ИП и рассчитывается с учетом следующих НПА:
Также следует учитывать Ответ Председателя КГД МФ РК от 20.09.2019 г. на вопрос от 19.09.2019 года № 570000/1 (dialog.egov.kz).
При определении категории предпринимательства также следует учитывать и ограничения по виду деятельности. В соответствии с п.4 ст.24 Предпринимательского кодекса, даже если субъект удовлетворяет критериям отнесения к микро-или малому бизнесу по численности персонала или доходу, он не может признаваться таковым, если его вид деятельности связан с:
На что влияет отнесение к той или иной категории предпринимательства?
Согласно п.2 ст.24 Предпринимательского кодекса РК, деление предпринимателей на категории используется для:
На практике, принадлежность к той или иной категории влияет на то:
Так, суммы практически всех штрафов, установленных КоАП РК, напрямую зависят от того, к какой категории предпринимательства относится нарушитель. Самые суровые штрафы предусмотрены для субъектов крупного предпринимательства.
Поэтому, принимая решение о найме в штат дополнительного сотрудника, или подписывая очередной договор, следует взвесить риски и определить, не приведет ли данное действие к потере статуса, например, малого предприятия. И затем оценить целесообразность принятия такого решения. Возможно, разумнее будет отказаться от очередной сделки, чем из-за небольшого превышения среднегодового дохода потерять право на льготу, кредит с низкой процентной ставкой и т.д.
На что влияет статус субъекта малого, среднего или крупного предпринимательства
Все субъекты предпринимательства в Казахстане по размеру делятся на три группы: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Не все предприниматели знают, на что влияет тот или иной статус, какие преимущества он предоставляет или, наоборот, создает дополнительную нагрузку. Рассмотрим в каких сферах имеет значение статус субъекта предпринимательства.
Сбор за государственную регистрацию юридических лиц
(статья 456 Налогового кодекса Республики Казахстан, статья 6 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»)
Вид сбора | Ставка для субъектов малого и среднего предпринимательства, МРП | Ставка для субъектов крупного предпринимательства, МРП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объекты недвижимости | Ставка для субъектов малого предпринимательства, МРП | Ставка для субъектов среднего и крупного предпринимательства, МРП |
---|---|---|
1 | 8 | |
имущественные комплексы нежилого назначения (здания, строения, сооружения), включающие: | ||
1 объект | 1 | 10 |
от 2 до 5 отдельно стоящих объектов | 1 | 15 |
от 6 до 10 отдельно стоящих объектов | 1 | 20 |
свыше 10 отдельно стоящих объектов | 1 | 25 |
Полностью освобождаются от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимость субъекты малого предпринимательства, занимающиеся подготовкой и обучением кадров, в течение 3 лет с момента их создания.
Сроки государственной регистрации и перерегистрации юридических лиц
(статьи 6-1, 9 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»)
Процедура | Срок для субъектов малого предпринимательства, рабочих дней | Срок для субъектов среднего и и крупного предпринимательства, рабочих дней |
---|---|---|
Государственная регистрация юридического лица, филиала, представительства органом юстиции | 1 | 1 |
Государственная перерегистрация юридического лица органом юстиции | 1 | 1 |
Необходимость нотариального удостоверения учредительных документов
(пункт 6 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах»)
Учредительные документы субъектов среднего и крупного предпринимательства должны быть нотариально удостоверены.
Регулирование трудовых отношений
(глава 26 Трудового кодекса Республики Казахстан)
Трудовой кодекс устанавливает особенности регулирования труда для субъектов малого предпринимательства со среднегодовой численностью работников не более 25 человек.
Применение стандартов финансовой отчетности
(статья 2 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»)
Субъекты малого и среднего предпринимательства составляют финансовую отчетность по Национальным стандартам финансовой отчетности (НСФО).
Субъекты крупного предпринимательства обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами (МСФО).
Получение лицензий
(статьи 42, 43 Закона Республики Казахстан «О лицензировании»)
Действие | Срок для субъектов малого предпринимательства | Срок для субъектов среднего и крупного предпринимательства |
---|---|---|
Выдача лицензии и приложений к ней | 15 рабочих дней | 15 рабочих дней |
Проверки государственными органами
Порядок, периодичность и условия проверок субъектов малого предпринимательства, проводимых государственными органами, установлены Законами Республики Казахстан, регулирующими различные сферы деятельности. В целом можно отметить, что для проверок субъектов малого предпринимательства установлены более длительные интервалы между плановыми проверками и более короткие сроки проверок по сравнению с субъектами среднего и крупного предпринимательства.
Административная ответственность
Почти во всех статьях Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность юридических лиц, санкции делятся на две группы: 1) для субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) для субъектов крупного предпринимательства. Последние составляют значительно больший размер.
Общие выводы
Как мы видим в большинстве случаев для субъектов малого предпринимательства (и иногда среднего) установлены наиболее благоприятные условия деятельности. Это выражается в более приемлемых сроках оформления документов, снижении ставок сборов, упрощении процедур. В то же время предоставление льгот означает определенные ограничения в масштабах деятельности предприятия.
Значение статуса субъекта предпринимательства (малый, средний, крупный бизнес)
В Казахстане субъекты предпринимательства делятся на три категории: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Не все бизнесмены знают, на что влияет статус субъекта, какие он дает преимущества и ограничения.
В данной статье предлагаем ознакомиться с основными отличиями правового регулирования субъектов бизнеса в зависимости от категории.
Сравнительная таблица: отличия правового регулирования субъектов бизнеса (малый, средний, крупный бизнес):
Субъект крупного предпринимательства | Субъект среднего предпринимательства | Субъект малого предпринимательства | |
За государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица производится оплата в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». | Освобождается от оплаты. | ||
Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. | Для ИП, не имеющих неисполненных обязательств и отнесенных государственными органами к категории субъектов с незначительной и средней степенями риска, устанавливается упрощенный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. | ||
Учредительный договор ТОО и устав АО подлежат обязательному нотариальному удостоверению. | Учредительный договор ТОО подлежит нотариальному удостоверению по желанию учредителей. | ||
Первоначальный размер уставного капитала не может быть менее суммы, эквивалентной 100 МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете на дату представления документов для государственной регистрации. | Аналогично крупному. | Размер минимального уставного капитала ТОО – субъекта малого бизнеса определяется нулевым уровнем. | |
Общеустановленный режим налогообложения | Общеустановленный режим налогообложения | Аналогично крупному. | Допускается заключение трудовых договоров с работниками на определенный срок без ограничения, предусмотренного подпунктом 2) пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса. |
Аналогично крупному. | Организация безопасности и охраны труда может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами. | ||
Аналогично крупному. | Аналогично субъекту крупного предпринимательства, за исключением субъектов микропредпринимательства, для которых наличие согласительной комиссии не требуется. | ||
Является субъектом государственного контроля и надзора при осуществлении деятельности, предусмотренной в статьях 138 и 139 Предпринимательского кодекса. | Аналогично крупному. | Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, осуществляемых на основе критериев оценки степени риска, в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юр. лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юр. лиц). | |
Допускается создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, а также участие государства в них. | Аналогично крупному. | Запрещаются создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, а также участие государства в них. | |
Предусматривается предоставление мер гос. поддержки в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством. | Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Предпринимательского кодекса РК. | Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Предпринимательского кодекса РК. | |
Передачи объектов гос.собственности в доверительное управление или аренду допускается в общеустановленном порядке, без льгот и на возмездной основе. | |||
Обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. |