в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане

Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному

в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Смотреть фото в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Смотреть картинку в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Картинка про в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Фото в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане

Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства. Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом.

Кто определяет категорию субъекта предпринимательства?

К какой категории субъекта предпринимательства будет относиться созданное предприятие: малому, среднему или крупному, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия установлены статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Они не являются запретами и ограничениями. Если предприниматель в ходе своей деятельности не будет соблюдать заявленные условия, то он просто утратит первоначальный статус (например, субъекта малого предпринимательства), и перейдет в другую категорию (среднего предпринимательства). Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены.

Чем подтверждается категория субъекта предпринимательства?

Пунктом 1 статьи 25 Предпринимательского кодекса к компетенции органов Министерства национальной экономики отнесено ведение реестра субъектов предпринимательства (электронной база данных, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства). Согласно пункту 2 указанной статьи, а также пункту 19 Правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки, удостоверенной электронно-цифровой подписью заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.

Получить электронную справку можно, воспользовавшись государственной услугой «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства» на портале «Электронное правительство» или на портале «Электронное лицензирование». Порядок выдачи справки регулируется Правилами оказания государственной услуги «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства».

Справка выдается только в отношении того субъекта, который обращается с запросом.

Какие параметры определяют статус субъекта предпринимательства?

На статус субъекта предпринимательства влияют:

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя. Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или сумма доходов субъектов предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние 3 года, поделенная на 3.

Отличия субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

Субъект частного предпринимательства может быть отнесен только к одной из трех категорий, установленных пунктами 3-6 статьи 24 Предпринимательского кодекса.

К субъектам малого предпринимательства относятся

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство:

(пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса)

Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

(пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства, то есть отвечающие следующим критериям:

(пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

К субъектам крупного предпринимательства относятся:

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев:

Источник

Как определить категорию предпринимательства.

в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Смотреть фото в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Смотреть картинку в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Картинка про в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане. Фото в чем разница между малым и средним бизнесом в казахстане

Правовая основа деления предпринимателей на категории.

Деление всех представителей казахстанского бизнеса на категории закреплено в ст.24 Предпринимательского кодекса РК.

Так, выделяют субъектов:

Деление производится по принципу объема среднегодового дохода и среднегодовой численности работников.

Таблица 1. Критерии отнесения предпринимателя к определенной категории.

СубъектСреднегодовая численность работников, чел.Среднегодовой доход, МРП.Сумма, млн.тг.
1Микропредпринимательство (ИП)1530 00079, 53
2Малое (ИП)100300 000795,3
3Среднее (ИП и юрлица)101-250300 000-3 000 000795,3-7 953
4Крупное (ИП и юрлица)более 250свыше 3 000 0007 953

Важно! Несмотря на то, что Указом Президента РК №299 от 08.04.2020 г. размер МРП установлен в сумме 2 778 тг., при расчете критерия среднегодового дохода на 2020 г. принимается размер МРП, установленный законом №276-VI от 04.12.2019 г. на 1 января 2020 года, т.е. 2 651 тг.

Среднегодовой доход рассчитывается как сумма доходов, полученная субъектом за последние 3 года и деленная на 3.

Среднегодовая численность работников включает всех работников, включая филиалы, представительства и самого ИП и рассчитывается с учетом следующих НПА:

Также следует учитывать Ответ Председателя КГД МФ РК от 20.09.2019 г. на вопрос от 19.09.2019 года № 570000/1 (dialog.egov.kz).

При определении категории предпринимательства также следует учитывать и ограничения по виду деятельности. В соответствии с п.4 ст.24 Предпринимательского кодекса, даже если субъект удовлетворяет критериям отнесения к микро-или малому бизнесу по численности персонала или доходу, он не может признаваться таковым, если его вид деятельности связан с:

На что влияет отнесение к той или иной категории предпринимательства?

Согласно п.2 ст.24 Предпринимательского кодекса РК, деление предпринимателей на категории используется для:

На практике, принадлежность к той или иной категории влияет на то:

Так, суммы практически всех штрафов, установленных КоАП РК, напрямую зависят от того, к какой категории предпринимательства относится нарушитель. Самые суровые штрафы предусмотрены для субъектов крупного предпринимательства.

Поэтому, принимая решение о найме в штат дополнительного сотрудника, или подписывая очередной договор, следует взвесить риски и определить, не приведет ли данное действие к потере статуса, например, малого предприятия. И затем оценить целесообразность принятия такого решения. Возможно, разумнее будет отказаться от очередной сделки, чем из-за небольшого превышения среднегодового дохода потерять право на льготу, кредит с низкой процентной ставкой и т.д.

Источник

На что влияет статус субъекта малого, среднего или крупного предпринимательства

Все субъекты предпринимательства в Казахстане по размеру делятся на три группы: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Не все предприниматели знают, на что влияет тот или иной статус, какие преимущества он предоставляет или, наоборот, создает дополнительную нагрузку. Рассмотрим в каких сферах имеет значение статус субъекта предпринимательства.

Сбор за государственную регистрацию юридических лиц

(статья 456 Налогового кодекса Республики Казахстан, статья 6 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»)

за государственную регистрацию юридических лиц, их филиалов и представительств

Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

(статья 456 Налогового кодекса)

Вид сбораСтавка для субъектов малого и среднего предпринимательства, МРПСтавка для субъектов крупного предпринимательства, МРП

многоквартирный жилой дом (с хозяйственными постройками и другими подобными объектами),
нежилое помещение в жилом доме,
нежилое строение

Объекты недвижимостиСтавка для субъектов малого предпринимательства, МРПСтавка для субъектов среднего и крупного предпринимательства, МРП
18
имущественные комплексы нежилого назначения
(здания, строения, сооружения), включающие:
1 объект110
от 2 до 5 отдельно стоящих объектов115
от 6 до 10 отдельно стоящих объектов120
свыше 10 отдельно стоящих объектов125

Полностью освобождаются от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимость субъекты малого предпринимательства, занимающиеся подготовкой и обучением кадров, в течение 3 лет с момента их создания.

Сроки государственной регистрации и перерегистрации юридических лиц

(статьи 6-1, 9 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»)

ПроцедураСрок для субъектов малого предпринимательства, рабочих днейСрок для субъектов среднего и и крупного предпринимательства, рабочих дней
Государственная регистрация юридического лица, филиала, представительства органом юстиции11
Государственная перерегистрация юридического лица органом юстиции11

Необходимость нотариального удостоверения учредительных документов

(пункт 6 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах»)

Учредительные документы субъектов среднего и крупного предпринимательства должны быть нотариально удостоверены.

Регулирование трудовых отношений

(глава 26 Трудового кодекса Республики Казахстан)

Трудовой кодекс устанавливает особенности регулирования труда для субъектов малого предпринимательства со среднегодовой численностью работников не более 25 человек.

Применение стандартов финансовой отчетности

(статья 2 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»)

Субъекты малого и среднего предпринимательства составляют финансовую отчетность по Национальным стандартам финансовой отчетности (НСФО).

Субъекты крупного предпринимательства обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами (МСФО).

Получение лицензий

(статьи 42, 43 Закона Республики Казахстан «О лицензировании»)

ДействиеСрок для субъектов малого предпринимательстваСрок для субъектов среднего и крупного предпринимательства
Выдача лицензии и приложений к ней15 рабочих дней15 рабочих дней

Проверки государственными органами

Порядок, периодичность и условия проверок субъектов малого предпринимательства, проводимых государственными органами, установлены Законами Республики Казахстан, регулирующими различные сферы деятельности. В целом можно отметить, что для проверок субъектов малого предпринимательства установлены более длительные интервалы между плановыми проверками и более короткие сроки проверок по сравнению с субъектами среднего и крупного предпринимательства.

Административная ответственность

Почти во всех статьях Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность юридических лиц, санкции делятся на две группы: 1) для субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) для субъектов крупного предпринимательства. Последние составляют значительно больший размер.

Общие выводы

Как мы видим в большинстве случаев для субъектов малого предпринимательства (и иногда среднего) установлены наиболее благоприятные условия деятельности. Это выражается в более приемлемых сроках оформления документов, снижении ставок сборов, упрощении процедур. В то же время предоставление льгот означает определенные ограничения в масштабах деятельности предприятия.

Источник

Значение статуса субъекта предпринимательства (малый, средний, крупный бизнес)

В Казахстане субъекты предпринимательства делятся на три категории: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Не все бизнесмены знают, на что влияет статус субъекта, какие он дает преимущества и ограничения.

В данной статье предлагаем ознакомиться с основными отличиями правового регулирования субъектов бизнеса в зависимости от категории.

Сравнительная таблица: отличия правового регулирования субъектов бизнеса (малый, средний, крупный бизнес):

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»

Заявление о государственной регистрации юридического лица подписывается и подается в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» учредителем или одним из учредителей.

Государственная регистрация может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом МЮ РК.

Учредительные документы при регистрации не представляются, за исключением учредительных документов АО и гос. предприятий. АО прилагают нотариально удостоверенный устав на казахском и русском языках.

Предусмотрен уведомительный порядок государственной регистрации.

Регистрация осуществляется посредством подачи электронного уведомления, которое заполняется на веб-портале «электронного правительства».

Учредительные документы при регистрации не представляются.

За государственную регистрацию производится оплата в Государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Освобождается от оплаты.

Статьей 11 Закона предусмотрен перечень оснований для отказа в гос. регистрации, в том числе:

— несоответствие учредительных документов закону Республики Казахстан;

— если юридическое лицо или его единственный учредитель (участник) является бездействующим юридическим лицом;

Предусмотренные в статье 11 Закона основания отказа в гос. регистрации не распространяются ( за исключением случаев реорганизации ).

Освобождается от оплаты.

Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»

Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»

Учредительный договор ТОО подлежит нотариальному удостоверению по желанию учредителей.

Устав АО подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР УСТАВНОГО КАПИТАЛА ТОО

Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Вправе применять специальный налоговый режим при соблюдении условий, предусмотренных Налоговым кодексом.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса, трудовой договор, заключенный на определенный срок не менее 1 года, может продлеваться не более двух раз. При продолжении трудовых отношений трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников работодатель создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю организации или лицу, им уполномоченному.

Работодатель с численностью работников до 50 человек вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики деятельности либо обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда возлагает на другого специалиста.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями за исключением споров, возникающих между работодателем и единоличным исполнительным органом организации, руководителем исполнительного органа, а также другими членами коллегиального исполнительного органа организации, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами.

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

ПРОВЕРКА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Предусматривается возможность передачи в доверительное управление или аренду не используемых более 1 года объектов гос. собственности для организации производственной деятельности и сферы услуг (за исключением торгово-посреднической деятельности) с последующей передачей в собственность на безвозмездной основе.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

Составляет финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса.

По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Осуществляет составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом.

По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Субъект крупного предпринимательства Субъект среднего предпринимательства Субъект малого предпринимательства
За государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица производится оплата в Государственную корпорацию «Правительство для граждан».Освобождается от оплаты.
Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.Для ИП, не имеющих неисполненных обязательств и отнесенных государственными органами к категории субъектов с незначительной и средней степенями риска, устанавливается упрощенный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.
Учредительный договор ТОО и устав АО подлежат обязательному нотариальному удостоверению.Учредительный договор ТОО подлежит нотариальному удостоверению по желанию учредителей.
Первоначальный размер уставного капитала не может быть менее суммы, эквивалентной 100 МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете на дату представления документов для государственной регистрации.Аналогично крупному.Размер минимального уставного капитала ТОО – субъекта малого бизнеса определяется нулевым уровнем.
Общеустановленный режим налогообложенияОбщеустановленный режим налогообложенияАналогично крупному.Допускается заключение трудовых договоров с работниками на определенный срок без ограничения, предусмотренного подпунктом 2) пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса.
Аналогично крупному.Организация безопасности и охраны труда может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами.
Аналогично крупному.Аналогично субъекту крупного предпринимательства, за исключением субъектов микропредпринимательства, для которых наличие согласительной комиссии не требуется.
Является субъектом государственного контроля и надзора при осуществлении деятельности, предусмотренной в статьях 138 и 139 Предпринимательского кодекса.Аналогично крупному.Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, осуществляемых на основе критериев оценки степени риска, в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юр. лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юр. лиц).
Допускается создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, а также участие государства в них.Аналогично крупному.Запрещаются создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, а также участие государства в них.
Предусматривается предоставление мер гос. поддержки в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Предпринимательского кодекса РК.Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Предпринимательского кодекса РК.
Передачи объектов гос.собственности в доверительное управление или аренду допускается в общеустановленном порядке, без льгот и на возмездной основе.
Обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.