в чем разница между лидером и руководителем
Лидер и руководитель: в чем разница?
Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.
В чем разница?
Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:
Что говорят работодатели
Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.
Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.
«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». — Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».
Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.
Как узнать про способности к руководству?
Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.
Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.
Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.
Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.
Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.
Пример из результатов теста «Профориентация».
Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.
Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.
Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.
А как относитесь к руководству и лидерству вы?
В чем разница между руководителем и лидером?
В чем разница между руководителем и лидером?
На первый взгляд может показаться, что понятия лидерства и руководства довольно схожи, однако при детальном изучении вопроса оказывается, что они имеют довольно много отличий.
Очень редко удается встретить поистине идеального руководителя. Грамотно сочетать в себе качества лидера и руководителя и соблюсти между ними баланс удается лишь немногим, но именно сочетание и баланс этих качеств дает миру самых лучших руководителей.
Попробуем выделить основные различия между руководителем и лидером.
Отличия лидерства и руководства
Первое и, пожалуй, основное отличие руководителя от лидера в том, что руководителя назначают официально, а лидерами становятся неформально.
Если вы занимаете руководящую должность, то, естественно, обладаете преимуществами в завоевании лидерской позиции в коллективе, однако это еще не делает вас настоящим лидером.
Направление.
Руководитель — это тот человек, который задает направление работы другим и несет ответственность за результаты этой работы. Он также вносит порядок и последовательность в действия подчиненных, а свое взаимодействие с ними строит на основании фактов и в рамках установленных целей.
Лидер же вдохновляет и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение непременно светлого будущего.
Руководители зачастую занимают пассивную позицию в отношении целей. Чаще всего они ориентируются на уже установленные кем-либо цели. Лидеры напротив всегда устанавливают цели самостоятельно и используют их для изменения отношения людей к делу.
Порядок.
Руководители склонны к порядку во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними в соответствии ролям и иерархии. Лидеры предпочитают подбирать в команду людей, которые разделяют их взгляды и идеи, а также склонны использовать эмоции и интуицию. Они не связывают себя и свою роль с определенной организацией, в отличие от руководителей.
Контроль.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение. Лидеры же мотивируют и вдохновляют свою команду, закладывая принцип доверия в основу совместной работы.
Руководители склонны принимать решения, основываясь на собственном прошлом опыте и разрешать все возникающие проблемы таким же способом. Лидеры всегда изобретают новые, нестандартные решения и, кроме этого, после решения одной проблемы они нарочно ищут другую, чтобы придумать решение и для нее. Руководители же стараются проблем всячески избегать и предотвращать.
Отличие лидера от руководителя: делаем выводы
Понятия лидера и руководителя принято различать как, соответственно, неформального и формального лидера.
Если процесс влияния на людей происходит через способности, умения и прочие ресурсы, то мы имеем дело с неформальным лидерством. В этом случае влияние исходит из признания другими лидерских качеств и личного превосходства. Если же влияние происходит с позиции занимаемой должности и официального положения в компании, то это лидерство формальное.
Формальный лидер обычно действует в отведенной ему профессиональной области и имеет поддержку в виде официальных полномочий. Неформальный лидер выдвигается вперед за счет своих способностей оказывать влияние на других людей и своих личных и деловых качеств.
В жизни, как правило, очень редко удается встретить идеальное соблюдение этих двух типов лидерства в управлении. Как показывают результаты исследований, большинство хороших руководителей обладают лидерскими качествами, обратная же взаимосвязь наблюдается крайне редко.
Развитие лидерских качеств необходимо каждому руководителю, ведь если вы являетесь руководителем лишь формально, то в любой момент в коллективе может появиться тот самый неформальный лидер, который обязательно перетянет одеяло власти на себя и сбросит вас с ваших позиций.
Быть лидером
Научиться вести, а не тянуть, за собой людей, собрать вокруг себя сильную команду, Вы сможете, если перестанете ограничивать себя стереотипами. Мы помогаем людям становиться эффективнее, разрывая привычные шаблоны поведения. Хватит скрывать свой потенциал!
Почему важно отличать руководителей и лидеров
Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.
Определение понятий
В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.
Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.
Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.
Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.
Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.
Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.
Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.
Основные качества
Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:
Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:
Стили поведения
Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.
Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.
Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).
Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.
Выводы
Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.
В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.
Кто вы — лидер или начальник?
Между лидером и начальником, казалось бы, много общего: и тот и другой управляют людьми, достигают результата усилиями команды. Но если погрузиться в детали, то можно обнаружить и ряд отличий.
Говоря о начальнике, мы обычно подразумеваем человека, который наделен большими полномочиями, занимает руководящую должность и имеет в подчинении персонал.
Понятие лидера намного глубже. Сам термин скорее психологический: лидер — человек, который завоевал признание в какой-то группе, команде или компании и пользуется большим авторитетом. Он обладает влиянием, поэтому окружающие прислушиваются к нему.
Начальник скорее номинальный термин, который зачастую несет завуалированный негативный смысл. Ведь можно быть начальником, но не иметь авторитета у подчиненных. По сути, начальник — это менеджер, который должен эффективно распоряжаться ресурсами. Но не у каждого это получается.
Мы постарались собрать максимум отличий с учетом мнения бизнесменов, психологов и исследователей природы лидерства. Обращайте внимание на те критерии, что вам ближе, и решайте сами, какие личностные качества и навыки вам стоит подтянуть.
Обучать сотрудников или работать с теми, кто есть
Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев считает, что задача хорошего лидера — выращивать сотрудников. Он развивает подчиненных, потому что относится к ним как к основному капиталу компании. И ценность менеджера как раз в том, чтобы вырастить как можно больше профессионалов. Это качество лидера.
Минус такого подхода в том, что выращенные сотрудники обычно хотят больше денег. И это логично, ведь у них появляется больше навыков. Поэтому нельзя игнорировать ситуации, когда лидер выращивает людей, тратит на них ресурсы компании, а затем они увольняются и уходят к конкурентам.
Основатель и генеральный директор FastTrack Христо Попов в своей колонке в Forbes отмечает, что корпоративное образование переоценено, и рекомендует искать людей, которые смогут управлять тем, что есть, не стремясь развивать сотрудников, а используя их как бизнес-единицу с понятными возможностями и стоимостью. Так действуют начальники.
Рисковать или избегать ошибок
Основатель и генеральный директор JotForm Танк Айтекин уверен, что одно из главных качеств лидера — это умение рисковать. В ситуации, когда простой начальник откажется от идеи из-за неуверенности в результате, лидер, наоборот, рискнет и продемонстрирует прорыв. Важно понимать, что речь идет об осознанном риске, а не о бессмысленных поступках.
Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж
Лидер рискует, но осознанно. И готов принять ответственность за произошедшее, сделать выводы. Начальник не готов отвечать за ситуации со слишком высоким риском, поэтому он отказывается от таких поступков.
Стремиться завоевать доверие или контролировать и управлять
Танк Айтекин рассказывает еще об одном ярком отличии лидера и начальника. Менеджер работает с процессами компании, контролирует их, обеспечивает соблюдение правил. Это важная роль для любой организации.
Лидер же создает доверие и уважение — делает так, что ему не нужно контролировать мотивацию персонала, ведь люди сами стремятся сделать всё правильно и с первого раза.
Чтобы проверить, лидер вы или начальник, достаточно посчитать, как много людей каждый день приходят к вам за советом. Если совсем мало или никто, скорее всего, вы начальник. Если много и постоянно, то вы лидер.
Создавать стратегию или думать над тактикой
Соучредитель CareerBlast Уильям Арруда в колонке Forbes рассказывает, что основные задачи лидера — стратегические, а управляющего — тактические.
Лидер предпочитает смотреть на общую картинку, создавать её в целом. Лидер задает направление, вдохновляет.
Задача менеджера, по мнению Арруды, заключается в том, чтобы разработать детальный план, чаще краткосрочный. Контролировать, как сотрудники двигаются по нему, хватает ли на всё ресурсов. И после достижения цели составлять следующий план.
Быть проактивным или четко следовать плану
В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называет проактивность отличительной чертой лидера. Он считает, что такие люди всегда проявляют инициативу, пытаются расширить зону своего влияния и не обращают внимание на то, что от них не зависит.
Робин Шарма в книге «Лидер без титула» рекомендует тем, кто хочет стать лидером, каждый день задаваться вопросами:
У начальников таких личностных качеств нет — они могут спокойно работать по плану и не пытаться улучшить ситуацию.
Искать новые навыки или развивать то, что есть
Саймон Синек в книге «Начните с почему» уверяет, что настоящие лидеры постоянно учатся новому. Их основная цель — личностный рост, развитие «мягких» навыков (soft skills), которые помогают им лучше понимать людей. Лидеры знают, что если они не будут постоянно развиваться, то скоро останутся позади конкурентов.
Начальники же оценивают существующие ресурсы, уже прокаченные навыки, и действуют исходя из этого. Благодаря обучению они улучшают имеющиеся навыки, не пытаясь найти что-то кардинально новое.
Быть гибким или следовать плану
Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что отличительное качество лидера — гибкость. Лидеры готовы меняться сами, готовы менять планы в процессе. Менеджеры, наоборот, четко следуют плану и неохотно вносят изменения в «дорожную карту».
Образно говоря, менеджер напоминает строителя железной дороги: сначала он всё долго просчитывает, прокладывает пути и только затем пускает поезд. Лидер больше напоминает смелого кочевника, который только во время экспедиции решает, лезть в гору или обойти её.
Воспитывать последователей или работать с сотрудниками
Лидер не относится к персоналу просто как к сотрудникам — скорее он пытается сделать из людей последователей своей идеи. Достаточно вспомнить истории Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга.
Менеджер же, наоборот, дистанцируется от личных отношений с персоналом и предпочитает не добавлять в рабочие отношения какую-то идейность.
Способность заражать идеей и превращать сотрудников в последователей актуальна в момент зарождения компании, как это и было с вышеуказанными лидерами. Когда бизнес рос и переходил из стадии стартапа в развивающуюся компанию, лидеры нанимали менеджеров — как раз для плодотворной работы с линейными сотрудниками.
Искать уважения или признания
Робин Шарма рассказывает, что лидеру не нужен титул — его в первую очередь интересует уважение людей. Именно для этого он работает и развивается, это его мотивирует.
Менеджеры мотивируются признанием или титулом, им необходимо некое подтверждение того, что их работа приносит пользу. В этом есть элемент тщеславия.
Как определить, лидер вы или начальник
Может показаться, что конкретный человек может быть только лидером или начальником, но это не так. Да, есть люди с явно выраженными качествами лидера, например, тот же Стив Джобс. Но большинство эффективных руководителей обычно сочетают в себе качества и менеджера, и лидера. Вспомните своего лучшего руководителя — наверняка он умел и вдохновить идей, и жестко контролировать бизнес-процессы.
Как бы то ни было, но важно развивать в себе и способность вовремя переключаться. Когда это необходимо, вы можете быть лидером и заниматься стратегическим развитием компании, воспитывать сотрудников и стараться усовершенствовать как можно больше процессов. Но раз вы работаете на бизнес, то в сложных ситуациях нужно заниматься и тактикой, принимать управленческие решения и четко следовать плану. То есть проявлять менеджерские качества.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Чем отличается руководитель от лидера: особенности и отличия
Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов. Кто такой лидер?
Теория лидерства
Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные задатки и способности личности, помогающие человеку стать лидером.
Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.
Особенности лидеров
Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье «Харизма: что это в человеке и как ее развить». К другим отличительным чертам лидера относится:
Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:
Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.
Виды лидерства
Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.
Эмоциональное
Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.
Деловое
Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать деятельность. Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.
Информационное
Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.
Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.
По направленности лидерство может быть:
Правила
Они должны быть в минимальном количестве, чтобы избежать делегирования по-управленчески и не загонять сотрудника во множество рамок. Руководитель в процессе делегирования обычно выставляет много правил и рамок, прописывая весь план работы сотрудника. Лидер убирает рамки, потому что доверяет сотруднику и знает, что тот сделает работу по-своему, но это не значит, что хуже. Лидеру важнее получить результат.
Так же лидер определяет все виды ресурсов: технические, организационные, материальные, которые подчиненный может задействовать при решении задач.
Типы лидерства
Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:
По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:
Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.
Лидер и руководитель
Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на стиль руководства они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.
Среди сходств можно выделить следующие:
Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.
Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают творческое и проблемное мышление.
Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.
Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.
Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:
Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.
Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.
Лидер видит в сотрудниках людей
Руководитель отдела имеет место в своей организации, он убежден, что четкая иерархия создана для того, чтобы происходило движение по карьерной лестнице. Мелкий начальник всегда будет мечтать взять под свою опеку более крупный отдел. Именно поэтому всех своих сотрудников и подчиненных менеджер рассматривает исключительно с точки зрения должности.
Львы психуют по пустякам: Мехди Эбрагими Вафа о самых нервных знаках
Михаил Муромов заявил, что получил целительные способности от Джуны
На первый взгляд это милый кот. Но уже третий хозяин отдает его в приют
Лидер склонен отбрасывать в общении с подчиненными всякие условности, видя в обычных сотрудников, прежде всего, людей. Он интересуется делами сотрудников, их мечтами и чаяниями, а свое общение строит на доверии. Такое непринужденное общение помогает лидеру хорошо узнать своих подчиненных для того, чтобы в дальнейшем более успешно использовать сильные и слабые стороны работников.
Особенности руководителя-лидера
Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:
В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.
Лидер не присваивает себе достижения других
Менеджер это такой же сотрудник в компании, он имеет свои собственные цели и мотивы. Точно так же он приходит к своему начальнику с отчетом о проделанной работе. И если кто-то из рядовых работников добился хорошего результата или придумал гениальную идею, велик соблазн присвоить себе авторство. Если же весь отдел сработал хорошо, управляющий воспользуется возможностью в очередной раз показать, какой он гениальный начальник.
Лидер всегда найдет теплые слова для каждого из своих сотрудников и подчеркнет, что достижение цели – это, прежде всего, коллективный успех. Он с удовольствием упивается успехами своих подчиненных, ведь он знает, что чем больше успешных людей вокруг, тем лучше для коллектива.
Опаздывает на месяц: стало известно о сроках прихода весны в центре России
Эксперт прогнозирует ослабление масочного режима в России к лету
Почему в основе здоровых отношений не может лежать любовь одного из партнеров