в чем разница между либерализмом и демократией
Разница между демократией и либерализмом
Считается, что демократия и либерализм — понятия исключительно близкие, едва ли не тождественные. Но это не всегда так. Каковы их самые популярные трактовки?
Что такое демократия?
Демократия — это политический режим, при котором принятие решений по управлению страной осуществляет народ — напрямую или через выборные представительные органы. При этом в демократических режимах власть, как правило, поделена на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Данная схема исключает концентрацию преобладающего объема полномочий в чьих-либо руках — как это бывает при авторитаризме и тоталитаризме, которые традиционно противопоставляются демократии.
Что такое либерализм?
Либерализм — это идеология, в центре которой — провозглашение верховенства прав и свобод человека, отведение им главной роли в социально-экономическом и политическом развитии общества. Государство в соответствии с либеральными концепциями должно различными способами содействовать тому, чтобы его граждане имели все возможности реализовывать свои права и свободы. По мнению некоторых идеологов, это должно выражаться, прежде всего, в невмешательстве властей страны в социальные процессы. Однако при необходимости власти должны осуществлять правовую защиту интересов своих граждан, обеспечивать равенство всех жителей страны перед законом.
Основными свободами, которые провозглашает традиционный либерализм, являются:
Таким образом, либерализм — это идеология, которая затрагивает 3 основных общественных института — политику, социум и экономику.
Сравнение
Главное отличие демократии от либерализма — в определяемом социальном явлении. Первый термин обозначает политический режим, второй — идеологию. Однако понятия демократии и либерализма, как мы отметили выше, во многих аспектах очень схожи. Чем это обусловлено?
Дело в том, что практическая реализация идей либерализма может быть в полной мере осуществлена только при демократическом политическом режиме. Только те люди, которые имеют политические свободы — то есть свободу выбора взглядов, ценностей, представителей в органы власти, — способны рассчитывать на принятие законов, гарантирующих иные либеральные преференции.
В свою очередь, не каждая демократия может предполагать внедрение в жизнь общества либеральных концепций. Вполне возможно, что народ страны решит, что излишняя свобода слова или выбора политических взглядов ему не очень-то и нужна, и выберет во власть тех людей, которые примут законы, ограничивающие подобные свободы (либо сам примет соответствующие законы на референдуме).
Таким образом, либерализм возможен только при демократии, но демократия вполне способна существовать и без либерализма.
Определив то, в чем разница между демократией и либерализмом, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.
Что такое либерализм – история, признаки, принципы, плюсы и минусы, отличие от демократии
Что такое либерализм – история, признаки, принципы, плюсы и минусы, отличие от демократии
Практически каждый современный человек наслышан о том, что такое либерализм. Это философское течение имеет свои принципы и формы выражения, разновидности, которые противоречат консервативному типу образа жизни и мыслей как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Либерализм – что это?
Анализом философских течений и идей, образа мышления человека занимаются ученые из смежных отраслей, такие как политологи, философы, социологи и другие. Каждый из них вносит свой вклад в толкование того, что такое либерализм. Если рассматривать понятие глобально, то так можно назвать общественно-политическое течение, философское учение и идеологию, в основу которой положен принцип главенства прав и свобод каждого отдельного человека.
Понятие либерализм происходит от латинского термина liberalis, который переводится как «свободный». То есть такой образ мышления стремится к освобождению индивидуума от определенных стеснений, налагаемых религией, государством и другими общественными институтами в рамках закона. Эта идеология стремится к проведению мягких и постепенных общественных реформ, которые должны привести к всесторонней свободе личности.
История либерализма
Первые упоминания того, что такое либерализм, можно найти еще в трудах древнегреческих философов. Яркий пример – города-полисы Древней Греции, в которых «воздух города делал человека свободными». Однако, глобальное распространение либеральных идей на земном шаре началось значительно позднее:
Признаки либерализма
Кратко основные черты либерализма сформулированы в следующих постулатах выдающихся ученых:
Принципы либерализма
Еще на заре своего развития идеология либерализма была дополнена основными принципами, благодаря которым она и отличается от других политических и философских течений. Каждый из них либералы стремятся воплотить в жизнь и в наши дни:
Плюсы и минусы либерализма
Как и любая идеология либерализм имеет свои достоинства и недостатки. К ее плюсам можно отнести:
Однако, многие ученые и мыслители приводят и доводы того, почему либерализм, это плохо:
Отличие либерализма от демократии
На практике многие люди считают, что либерализм и демократия это слова-синонимы. Однако между ними есть четкие различия:
Виды либерализма
Можно классифицировать либерализм по ряду признаков. По направленности некоторые ученые выделяют:
К тому же существует и другая общепризнанная классификация идеологии, по которой понятие делится по сферам применения на:
Классический либерализм
В основу того, что такое классический либерализм, включены фундаментальные принципы либеральной демократии, которые зародились еще в 18 веке благодаря родоначальник течения – Джону Локку, Жану-Батисту Сэйю, Томасу Мальту и другим. Это либеральное течение строится на:
Политический либерализм
Отдельно можно рассматривать такое понятие, как политический либерализм. Его основные идеи:
Экономический либерализм
Основателем понятия того, что такое экономический либерализм, принято считать Адама Смита. Сторонники этого течения выступают за свободу торговли и конкуренции, частного предпринимательства. При этом:
Культурный либерализм
В основу культурного либерального идеологического течения заложены идеи защиты личности и быта каждого человека от влияния государства. Сторонники течения убеждены, что каждый человек волен сам выбирать свои культурные нормы и свободно принимать решения по ряду сложных вопросов. Например:
Социальный либерализм
В конце XIX века в развитых европейских странах возникает так называемый социал-либерализм, идеи которого значительно отличаются от классической идеологии. На него становление повлияли идеи марксизма и социалистическая теория эксплуатации. Основа – восстановление государством социальной справедливости:
Либерализм в современном мире
В наши дни одной из ведущих мировых идеологий принято считать либерализм. В мире существуют отличные по культуры и уровню экономического развития страны либералы, например, Финляндия, Эстония, Кипр, Словения, Тайвань и другие. Всех их объединяет признание:
Книги про либерализм
Знаменитые люди-либералы излагали свои идеи, анализировали общественные процессы на страницах знаменитых книг. К самым известным трудам можно отнести:
Либерализм и Демократия
В наше время два как будто близких понятия – Демократия и Либеральность, греческое и латинское, – не только обязательно соединяются друг с другом в политических речах и практиках, но часто взаимозаменяются и, практически, отождествляются.
Между тем, исторически, эти концепты расходятся и даже противоречат друг другу.
В основе либеральных убеждение лежит идея независимости личности, индивидуала: независимости как таковой. То есть, либералу не важно, от кого или от чего быть свободным, лишь бы СВОБОДНЫМ!
«…Зависеть от царя, зависеть от народа – не всё ли нам равно?!» – возглашал Поэт.
Не случайно основополагающая декларация либеральной идеологии Джона Стюарта Милля называется не «О свободе народа», как необходимого условия демократии, а просто – «О Свободе» (On Liberty, 1859).
Ибо, как пишет историк социологической мысли Ежи Шацкий, если «для мыслителей Просвещения главной угрозой свободе был деспотизм королей, то для постреволюционных либералов, имевших за собой опыт Французской Революции, столь же большой угрозой ей мыслился деспотизм народа»:
«Свобода, – писал Бенжамен Констан, – это триумф индивидуальности как над властью, которая хотела бы править деспотично, так и над массами, которые домогаются подавления меньшинства большинством» (Constant В. M;langes Litt;raire et politiques).
Тот же мотив развит в эссе Джона Стюарта Милля «О свободе», где он утверждает, что «народная власть может иметь побуждение угнетать часть народа, и поэтому против ее злоупотреблений также необходимы меры, как и против злоупотреблений всякой другой власти».
Дальше всех пошел в подобных рассуждениях Алексис де Токвиль, который показал, что демократия как таковая «скрывает в себе угрозы свободе личности, которых трудно избежать».
Эти угрозы полностью обнаружили себя в ныне сущих Демократиях, острый политический кризис которых мы наблюдаем с тревогой и надеждой. И вполне ощущаем свою зависимость, – и как личностей, и как единиц народа, – от Демократии как таковой и от взятого ею на вооружение Либерализма, в частности.
«Самой поразительной чертой либерализма – говорит историк Ежи Шацкий – является локализация в центре его внимания человеческой личности». А личность, как мы знаем, есть психологическое понятие, крепко связанное с индивидуальностью.
«Либерализм, как иногда говорят, это форма индивидуализма. Именно индивидуализм, по мнению Шацкого, ярче всего отличает либерализм от великих социальных идеологий и философий, для которых отправным пунктом были потребности той или иной общественной целостности».
Как видим, польский историк не относит либерализм к числу великих идеологий.
«Либеральные мыслители, — замечает Джон Данн (Dunn J. Western Political Theory in the Face of the Future), — старались понять общество, государство и экономику как сумму индивидуальных действий».
При таком подходе нет места такой целостности как «Народ»: значит, нет и такого субъекта. Следовательно, в либерализме нет места и «Власти Народа», или «Демократии».
Один из авторов индивидуалистической политологии, Иеремия Бентам несомненно, ощущал этот дефект своей логики. И как же он преодолевал его? – спрашивается. – А очень просто: по его мысли отдельные индивидуумы – творцы; а проще говоря, ремесленники, «артизаны», создают искусственное тело «Народа», точно так же, как ваяют свои произведения, но – коллективно. Отсюда и центральная мысль индивидуально-поведенческой социальной психологии – сотрудничество индивидов, исходящее не из цельной общности, а из «группы», сиречь, собрания единиц.
По словам Бентама, «общество есть фиктивное искусственное тело, состоящее из индивидуальных лиц», а интерес общества — «это сумма интересов отдельных членов, составляющих его». (Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства).
Допустим…, однако тот же Иеремия Бентам замечает далее, что «тщетно говорить об интересе сообщества без понимания того, в чём состоит интерес индивидуума». А с этим как раз большие проблемы. Согласно Канту, устойчивый интерес индивидуума заключается в обретении счастья, поскольку, «все люди уже сами собой имеют сильнейшее и глубочайшее стремление к счастью».
Беда только в том, что «счастье», в свою очередь нуждается в определении. Но по словам того же Канта, «человек не может составить себе никакого определенного и верного понятия о сумме удовлетворения всех склонностей, именуемой счастьем».
Как видим, здесь вновь появляется математическая операция сложения и её результат – сумма. Подобное представление счастья не зря отображается суммой. Сложение, ведь, предполагает раздельность, отделённость слагаемых друг от друга. В данном случае, отдельность индивидуальных счастий отдельных «членов общества». В гуманистическом аспекте это равносильно несообщительности, отчуждению, другой стороной которого неизбежно явится потакание своим «склонностям», или «удовлетворение их», как говорит Кант. Но, мало этого! – Раздробленность общественного быта приводит и к раздробленности личности, разложенной на спектр «склонностей», удовлетворяемых по отдельности. Отсюда и появляется Счастье как Сумма различных удовольствий. Однако сумма не образует целого – просто кучу… Поэтому такое счастье является вещью лишь в понятии, как мыслимое. Отсюда и невозможность для человека – согласно Канту, – «составить себе определенное и верное понятие» о таком счастьи.
Возвращаясь к индивидуальному «интересу» как стремлению к счастью, и «общему интересу» как сумме этих стремлений, мы наталкиваемся на логическое затруднение, состоящее в том, что сумма очень многих единиц необходимо даёт большое число: скажем, миллион. Но с одним «интересом общества» соотносится только единица!
Такой результат можно получить только в Деспотии, где все интересы подвластных суть нули, складываемые с одним интересом Владыки.
Так что логика Бентама здесь явно хромает; и вместо суммы нужно, по меньшей мере, говорить об интеграле. Интегрируются, однако, только производные целого, – что возвращает нас к исходной фиктивности понятия индивидуума как результата мысленного дробления Целого, а не как самого по себе сущего.
Всё сказанное даёт основание историку социологии Ежи Шацкому, называющему социальную онтологию Бентама «своеобразной», заключать, что …
«… Исходной точкой либерализма было представление о суверенном индивиде, наделенном от природы определенными правами, от которых он не может отказаться и которых он не может быть лишен силой произвольных политических решений, принимаемых во имя предполагаемого всеобщего блага. Эти права принадлежат индивиду по причине его принадлежности к человеческому роду, а не потому, что он относится к тому, а не иному сообществу или занимает то, а не иное социальное положение…».
Как следует из цитированного, идея неотъемлемых прав человека образует хребет либерального аксиологического подхода к обществу, и если мы усомнимся в существовании таких прав или докажем, что их нет, то либеральная идеология просто рухнет.
По крайней мере, ясно, что не может быть «природных прав», без принятия тезиса Аристотеля о «природности Полиса». Ведь, понятие «Права» обретает смысл только внутри общества в рамках Правосудия.
Но если человек изначально, по своей природе – в Аристотелевом смысле слова – существует в себе как «Полития», или «Государство», имея общественность своей сутью, не могущей быть и корректно мыслиться вне Полиса, – на что и указывает использование понятие «права», – тогда возникает вопрос: «А что мы должны разуметь под индивидуумом? Животная особь вида «Человек разумный» даёт ли о нём представление? Какое место животная особь занимает в индивидууме, или «личности»? Может быть либеральная индивидуальность вообще связана с особью лишь случайным образом, а принципиально не связана? Ведь только так можно объяснить жертвование жизнью тела волей социального Персонажа или волей Общника(?).
Социолог Георг Зиммель (1858 — 1918) трактует базовое просвещенческое понятие индивидуальности следующим образом:
«Когда человек будет освобожден от всего того, что не является им самим, когда найдет себя, истинной субстанцией его бытия станет человек как таковой, человечность, которая живет в нем так же, как в каждом другом, всегда одинаковая, фундаментальная сущность, замаскированная, уменьшенная и искаженная эмпирически-историческими условиями».
Но, разве это не пустая тавтология? Что значит «человечность»? Мы уже знаем одного «самого человечного человека» – это Владимир Ильич Ленин.
Наши современники, не желающие толковать Природу Права в Аристотелевом смысле слова «Природа», но понимающие её в смысле биологическом, неизбежно приходят к идее прав животных, уравненных с правами человека. Так что за нарушение их «прав» в современных либеральных демократиях человек может даже быть наказан в судебном порядке (!).
Так не лучше ли вычеркнуть из помянутого либерального представления слова «от природы» и оставить только «суверенность»?
Поступим так, и встанем неизбежно перед вопросом, что понимать под «суверенностью индивида»? Если выводить её из «свободы», понимаемой как «ограничение власти политических правителей» (Дж. Милль), тогда наши суждения должны будут вместиться в локальную автономию личности или ограниченную политическую самостоятельность индивидуума. Ведь, ограничения власти правительства суть создание для автономного творца полей творчества, в том числе – политического; подобно тому, как земля даётся земледельцу без конкретного указания на то, что он будет на ней выращивать, но с ограничениями её использования.
Источник такой «свободы» – буржуазная свобода частного предпринимательства и художественного творчества ремесленников и торговцев, родившаяся в коммунальных революциях северной Италии. В эту парадигму вписывается и политическое «предпринимательство» как создание различных объединений граждан для различных культурных целей. В основе, всё равно, – ремесленная артель или торговое товарищество. И представление о таком локализованном «суверенитете индивидуума» не позволяет нам сделать вывод о существовании его «неотъемлемых прав».
Возможно, более продуктивным приёмом является отнесение «Суверенности» к трансцендентальным понятиям. В этом случае всё становится более упорядоченным. Суверенность отсылает к трансцендентальному опыту общности и общения с Сувереном, из союза с которым уже не индивидуум, но ЛИЦО получает свой суверенитет. Если такого Суверена нет, то словосочетание «суверенный индивидуум» равнозначны словам «полный идиот». Поэтому необходимо предполагаем Суверена.
В случае, когда наше предположение неприемлемо, «суверенность индивида», проективно поясняемая корпусом неотъемлемых прав, предполагает, что имярек сам себе законодательствует. Последнее означает, что он должен иметь в себе источник Закона.
Если Бога нет, а есть только Разум, значит искомый источник находится в Разуме. Утверждению и доказательству наличия такого Источника посвящена «Критика практического разума» Канта.
Но, допустим, мы принимаем трансцендирующее предположение о существовании Суверена. Тогда, – говорим ли мы о Вечном Суверене или о Его политическом Образе, — получаемая от Него суверенность ЛИЦА предшествует гражданским правам и первенствует по отношению к ним. Так что во всяком суде всегда прав тот, у кого больше суверенных Прав. И этих Прав лицо действительно «не может быть лишено силой произвольных политических решений, принимаемых во имя предполагаемого всеобщего блага».
Таким образом, для обладания суверенным правом недостаточно принадлежать «человеческому виду», в биологическом смысле слова, необходимо родиться от Бога и принадлежать к Роду Богочеловеков. Осознав своё Сыновство, вступить в Союз Почитания с Отцом и хранить Ему верность.
Таким Сыном Божьим был Иисус из Назарета. Он публично обнаруживал своё суверенное Право уже тем, что «говорил как Власть имеющий» и оглашал Законы входа в Жизнь Вечную.
Тень Богорождённой суверенности Человека исторически присутствует в умозрениях либералов, но их принадлежность к постреволюционному Модерну, отвергнувшему Верность в пользу разумной самостоятельности, мешает им по-настоящему осмыслить наличие названной «Тени».
Одновременно возрожденческая тень «Демократии», в подражание античности, застилает глаза, и заставляет формально объединять несоединимое.
А между тем, прошло совсем немного времени после воодушевлений Возрождения и Просвещения, и в XIX веке уже выкристаллизовался Либерализм, провозглашавший свободу личности не только от Царя, но и от Народа.
Апологет либеральной мысли Джон Стюарт Милль писал о предшествующей эпохе, что «… в те времена главная цель, к которой направлялись все усилия патриотов, состояла в том, чтобы ограничить власть политических правителей. Такое ограничение и называлось свободой».
Теперь же «… мыслящие люди сознают, что когда само общество, т.е. общество коллективно, становится тираном по отношению к отдельным индивидуумам, его составляющим, то средства его к тирании не ограничиваются теми только средствами, какие может иметь правительственная власть. Общество может приводить и приводит само в исполнение свои собственные постановления, и если оно делает постановление неправильное или такое, посредством которого вмешивается в то, во что не должно вмешиваться, тогда в этом случае тирания его страшнее всевозможных политических тираний, потому что хотя она и не опирается на какие-нибудь крайние уголовные меры, но спастись от нее гораздо труднее, – она глубже проникает во все подробности частной жизни и кабалит самую душу».
«Вот почему – говорит Дж. Милль – недостаточно иметь охрану только от правительственной тирании, но необходимо иметь охрану и от тирании господствующего в обществе мнения или чувства, – от свойственного обществу тяготения, хотя и не уголовными мерами, насильно навязывать свои идеи и свои правила тем индивидуумам, которые с ним расходятся в своих понятиях, – от его наклонности не только прекращать всякое развитие таких индивидуальностей, которые не гармонируют с господствующим направлением, но, если возможно, то и предупреждать их образование и вообще сглаживать все индивидуальные особенности, вынуждая индивидуумов сообразовать их характеры и известными образцами. Есть граница, далее которой общественное мнение не может законно вмешиваться в индивидуальную независимость; надо установить эту границу, надо охранить ее от нарушений, — это также необходимо, как необходима охрана от политического деспотизма».
Именно этот, сформулированный Миллем радикальный индивидуализм является ныне лицом политической активности «Западного мира». Его антидемократический пафос совершенно очевиден. Он обнаруживает себя вызывающим поведением меньшинств в пику традиционному большинству.
На их знамёнах читается лозунг Бенжамена Констана, писавшего, что «Свобода – это триумф индивидуальности как над властью, которая хотела бы править деспотично, так и над массами, которые домогаются подавления меньшинства большинством» (Constant В. M;langes Litt;raire et politiques). А в доводах – рассуждения Алексиса де Токвиля, который показал, что демократия как таковая скрывает в себе угрозы свободе личности, которых трудно избежать, и утверждение Милля о том, что
«… народная власть может иметь побуждение угнетать часть народа, и поэтому против ее злоупотреблений также необходимы меры, как и против злоупотреблений всякой другой власти» (Милль Дж. Ст. О свободе).
В заключение можем повторить замечание Ежи Шацкого, гласящее, что «… на основе популярной сегодня терминологической комбинации «либеральная демократия» не стоит делать вывод, что между либерализмом и демократией никогда не было никаких противоречий».
Политика либерализма и демократии
На современной политической карте мира многие государства становятся демократическими. Это очень распространенное и популярное понятие, которое многие люди даже путают с либерализмом. Конечно, эти слова несут в себе много схожего, однако суть их абсолютно разная, так как либерализм является политической идеологией, а демократия – формой организации и внутренних отношений в стране.
Многие считают, что демократия к нам пришла с запада и что именно там зародилось это политическое направление. Однако это не совсем так, ведь еще в древности люди принимали важные решения совместно, устраивали советы. Сейчас общество, устроенное на либерально-демократических канонах, основывается на тех же правилах, что и в древности. Хотя в странах и царит демократия, но основные решения в государстве принимают избранные народом люди, которые в силу своих политических и управленческих качеств могут ошибаться или заблуждаться. Еще Аристотель считал, что демократия является самым пагубным устройством любой республики и что гуманизм в недобрых руках может стать страшной силой. Те события, которые постоянно происходят в самых демократических странах, пока только заставляют соглашаться с мнением известного философа.
Первые упоминания о демократии можно увидеть в летописях античной эпохи. Именно здесь, в Афинах, 2500 лет назад зародилась демократическая форма правления государством. Однако это была не та демократия, о которой говорят современные люди. Античная – она была совершенно другой, и все важные государственные решения принимались народом Афин, причем значимость каждого голоса была одинаковой. Такой режим не нашел себе поддержки среди народа в силу своей несостоятельности, ибо людские решения напрочь расходились. При рассмотрении таких вопросов, что будут подняты в первую очередь, – продажа часов или сельхозпродукции, часовщики выступали в поддержку первого пункта, а крестьяне – в поддержку второго. Сейчас все выглядит иначе, и демократия происходит в представительной форме, где один депутат представляет сразу целую группу народа. От античной в современном мире осталась только история.
Поскольку мы уже немного ознакомились с понятием демократии, то можно перейти к либерализму. Эта идеология возникла несколько столетий назад в Европе, где при создании капиталистического общества стала выделяться индивидуальность каждого человека. Из утверждения такого известного философа, как Руссо, каждый человек рождается совершенно неповторимым, он несет в себе скрытые таланты, а под давлением общества в течение всей своей жизни он их теряет. Это утверждение накладывает большой крест на учебе и воспитании ребенка, ведь тогда ему насильственно преподаватели и родители навязывают знания и свой жизненный опыт. В связи с этим система образования многих стран Европы и США основана на минимальной учебной нагрузке для школьников. Да и если вообще глубоко «копнуть» проблему осознания мира и становления личности человека, то еще Аристотель утверждал, что любое человеческое действие губительно, чтобы быть идеальным, человек должен просто созидать.
Либерализм может существовать только в капиталистических обществах. Ведь при такой идеологии ваши интересы превыше всего, вы можете смело выступать как против другого человека, так и против всего вашего государства. При таком раскладе гражданин может быть не согласен с решениями недобропорядочного правления демократическими государствами. Это особенно актуально в странах, где у власти находятся олигархи и продажные чиновники.
Подытожив все вышесказанное, можно смело утверждать, что демократия и либерализм на сегодняшнее время являются самыми дееспособными формами правления государством. А без правильной формы правления политик не может продержаться в своем кресле: как мужской ремень держит брюки, так и демократия с либерализмом поддерживают надежду в сердцах народа.