в чем разница между крымскими и казанскими татарами
Разница между крымскими и казанскими татарами
Этногенез
Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.
Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.
Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.
Лингвистические особенности
Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.
И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:
Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.
Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.
Сравнительная таблица
В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.
Разница между крымскими и казанскими татарами
Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.
Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.
Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.
Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.
И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:
-западный (мишарский) язык татарской этнографической группы «мишари»;
-средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
-восточный (сибирско-татарский).
-южнобережный;
-северный (или степной);
-средний, ставший основой для литературного языка.
Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.
Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном в грамматическом строе, и в значительной степени в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение между татарским и крымско-татарским языками.
Татары казанские, крымские – какая разница?
Духовная и культурная близость казанских и крымских народов, взаимообогащение культур и традиций
Об этом размышляет и рассказывает заместитель председателя Комитета Республики Крым по делам религий, кандидат философских наук Айдер Булатов.
В период распада некогда могущественной Золотой Орды тюркский народ, волею судеб географически разделенный на две части — казанских и крымских татар, остался способен сохранить свою конфессиональную и социальную идентичность, создавая тюркоязычные самостоятельные мусульманские государственные образования. Различие этнических компонентов, а также своеобразное развитии материальной и духовной культуры разделенных народов не столько различает, сколько объединяет и обогащает различные культурно-исторические типы и религиозно-национальные традиции крымских и казанских татар.
У двух тюркских народов — казанских и крымских татар общая не только судьба, но и схожая конфессиональная и социальная идентичность. Оба народа сформировались в середине XV века, и наряду с другими бывшими улусами чингизидского государства постепенно формировали тюркоязычные самостоятельные мусульманские государственные образования: Казанское и Крымское ханства. Проникновение Ислама в Среднее Поволжье и территорию Крыма на протяжении VIII — ХII вв. было связано с торговыми контактами со странами Центральной Азии — Хорезмом и государством Саманидов. Исламское вероучение начало приходить в Поволжье и в Крым через мусульманских купцов и миссионеров, в основном, представителей суфийских тарикатов. Тюрколог Е.В. Бахревский, исследуя суфийские тарикаты в Крыму по материалам «Книги путешествия» Эвлии Челеби, пришел к выводу, что важную роль в исламизации тюркских кочевников сыграли Ясавиййа — последователи шейха Ахмада Ясави из Туркестана.
Практически, на этом же историческом отрезке времени суфийские братства Ясавийа и Накшбандия становятся одним из исламских институций в Поволжье. В Казанском, Крымском и других позднезолотоордынских государствах был один и тот же институт сеидов, считавшихся потомками пророка Мухаммада. В Крыму была целая плеяда шейхов, выходцев из Поволжья и Кипчакских степей. В Русских летописях 1512 года упоминают имя казанского сеида Шаусеина (Шах-Хусеина), имевшего полномочия говорить «от имени хана и всей земли казанской». Позже этот сеид уже живёт в Крыму и даже там женится. Крымский же сеид Мансур перебирается в Астрахань, а потом в Казань. Это говорит о этнорелигиозной, а затем и родственной близости и взаимовлиянии двух родственных татарских мусульманских народов. Наглядным примером тому может служить популярность суфизма как в Казанском, так и Крымском ханствах.
В середине XV века, в период распада некогда могущественной Золотой Орды, из её состава вышла целая группа татарских улусов, которые постепенно сформировались в тюркоязычные самостоятельные мусульманские государственные образования: Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда и Большая Орда. В границах постзолотоордынских государств происходило формирование и консолидация татарских этнополитических общностей. Наиболее могущественными из них были Казанское и Крымское ханства. Их объединял Ханафитский мазхаб, известный особенностями своей веротерпимости в соответствии с региональными особенностями. Ислам, ставшей государственной религией, как в Казанском, так и Крымском ханствах являлся основой правовой системы и регулировал все стороны взаимоотношений мусульманского общества на основе религиозно-правовых установок ханафитского масхаба к местным региональным условиям.
В Золотой Орде преобладал тюркский язык, но с её распадом начались процессы образования новых тюрко-татарских государств, формировавшихся на основе тюркского кипчакского языка. В Астраханском ханстве и Ногайской орде стали преобладать ногайские кипчакские наречия, в Казанском ханстве было сильное влияние старого булгарского, а в Крымском ханстве — турецкого языка.
Анализ этносоциальной идентификации крымских и казанских татар во второй половине ХV — конце ХVIII вв. позволяет сделать вывод, что в целом народы воспринимают себя как тюркоязычные этносы, сложившиеся рамках двух мусульманских государств — Крымского и Казанского ханств и живущих по законам ислама. Языки крымских и казанских татар схожи, но и имеют определённые различия, т.к. крымские говорят на языке, имеющем основы кипчакско-огузских наречий, казанские — на языке кипчакско-булгарской подгруппы тюркской языковой общности. Различие этнических компонентов, принимавших участие в формировании, а также своеобразное развитии материальной и духовной культуры двух тюркских народов не столько различает, а сколько объединяет и обогащает различные культурно-исторические типы и религиозно-национальные традиции крымских и казанских татар.
Помимо политических, экономических и религиозных отношений между государствами наследниками Золотой Орды Крымским и Казанским ханствами развивались тесные родственные отношения. Крымский хан Менгли I Герай берёт в жёны вдову казанского хана Нур-Султан, после чего Крымское и Казанское ханства укреплялись близкими родственниками из династии Гираев. Основатель этой династии в Крыму Хаджи-Гирай и основатель династии казанских ханов Улуг-Мухаммад были двоюродными братьями. Сахиб Гирай, будущий основатель Бахчисарая, правил Казанским ханством, а его родной брат Мухаммад Гирай правил в это время в Крыму.
Следует отметить, что в 1502 году после разгрома Крымским ханством Большой Орды, являющейся, на тот момент слабеющим остатком Золотой Орды, татарские исламские государства предполагали, что крымские ханы могут лишить их независимости и подчинить себе и надо сказать, что их опасения имели место. Но в итоге уже с середины XVI века сначала Казанское ханство, а затем Астраханское, Сибирское ханства и Большая Ногайская Орда все же утратили независимость, но завладело ими уже не Крымское, а Московское царство. Тем не менее, с XVI века Казанское ханство можно уже рассматривать как национального государство казанских татар, а Крымское ханство — как первое государство крымских татар.
После завоевания Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, казанскими татарами была утрачена шестисотлетняя государственная независимость. Коренной европейский народ, жившей на своей исторической родине Волжской Булгарии именовался «волжскими булгарами». После завоевания Казани за волжскими булгарами закрепилось название «татары».
Мусульманское население Крыма присоединения к Российской империи в 1783 году, называлось «къырымлы» (крымцы), но после за ними также закрепилось название «татары», но с прилагательным крымские. Многие тюркские народы Российской империи, которым дали общее название «татары», сравнительно недавно перешли к своим собственным историческим этнонимам. Однако только казанские и крымские татары по-прежнему носят общее название «татары». Видимо, это историческое предопределение. В то же время казанских и крымских татар объединяет не только принадлежность к тюркоязычным народам, но и общая историческая судьба.
Возвращение крымских татар на полуостров в начале 90-х годов прошлого столетия дало толчок к возрождению культуры, религии, традиций казанских татар уже до того длительное время проживавших в Крыму. Уже в 1993 году в Симферополе был образован национально-культурный центр татар Поволжья, Урала и Сибири. Со временем была зарегистрирована мусульманская религиозная община «Нур», учредителями которой явились представители крымских и казанских татар. Оба народа традиционно исповедуют ханафитский масхаб суннитского толка. Имамами в крымских мечетей, являются как представители крымских, так и казанских татар. Например, имамом алуштинской мечети, построенной в XIX веке был избран Хамидулла Фахрутдинов. Вместе с крымскими татарами, татары Поволжья принимают активное участие в строительстве величественной Соборной мечети в г. Симферополе. Эти два народа всегда вместе: на праздниках, в мечетях, в горе и в радости.
Как известно, весной 2014 года изменился политико-территориальный статус Крыма и он вошёл в состав Российской Федерации. В этот сложный для Крыма период, полуостров неоднократно посещал Президент Татарстана Рустам Минниханов, представители государственных административных органов Татарстана, предприниматели, деятели культуры. Большой сбор мусульманских религиозных лидеров прошёл в Крыму 15-18 октября 2014 года, в дни, когда отмечалось 700-летие со дня основания старейшего мусульманского культового объекта Европы — мечети Хана Узбека в г. Старый Крым. В работе научно-практической конференции, посвящённой этой юбилейной дате, принимали участие: глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, руководители Духовных управлений мусульман Татарстана, Осетии, Ставропольского края, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Чечни, Белоруссии, Дагестана, Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Они однозначно высказались за единство мусульманской уммы Крыма и выразили готовность в новых политических условиях оказывать содействие Духовному управлению мусульман Крыма в его деятельности.
По направлению Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополя в Российском исламском институте (г. Казань, Татарстан) с 2015 года проходят обучение молодые слушатели из Крыма. В этом году в мечетях Крыма приступили к работе молодые теологи — Исмаил Аблаев и Джелил Азизов, которые закончили учебу по специальности «теология».
Наши татарские народы всегда отличались своим талантом, трудолюбием, целеустремленностью. Татарский театр, первый профессиональный театр во всем мусульманском мире в 2006 году отметил свое столетие, это говорит об уровне татарского искусства и драматургии. На этом фоне идёт взаимный обмен достижениями с культурой крымскотатарского народа, в частности, с не менее известным в мире Крымскотатарским академическим музыкально-драматическим театром, который не раз с большим успехом гастролировал в республике Татарстан.
В процессе трагической депортации 1944 года крымскотатарского народа со своей родины, в числе высланных частично оказались и казанские татары, проживающие в Крыму, которые в такой же мере на себе испытали все тяготы депортации. Хотя власти бывшего Советского Союза не запрещали казанским татарам проживать в Крыму, большинство из них не предпринимали попыток возвращения из мест ссылки без крымских татар. Эти трагические события навсегда остались в исторической памяти двух братских народов. Наверное, этим можно объяснить тот факт, что созданный в Крыму художественный фильм «Хайтарма», повествующий о сталинской депортации крымских татар, осуществленной в 1944 году произвел настоящий фурор на IX Международном фестивале мусульманского кино который проходил в Казани. Для зрителей не хватило мест и фильм демонстрировали в двух залах одновременно. Многие не могли сдержать слёз.
Жители республики Татарстан проявляют неуклонный интерес к Крыму. В настоящее время Татарстан прилагает немало усилий в различных сферах экономики, культуры, туризма, образования, курортного строительства и межконфессиональных отношений. Об этом красноречиво говорят факты. Город Казань взял шефство над бывшей столицей Крымского ханства г. Бахчисараем. В 2018 году в Крыму состоялся уже IX Форум муниципального сотрудничества, на котором обсуждались животрепещущие вопросы взаимного сотрудничества. В июле текущего года в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике открылась выставка работ художников из Республики Татарстан «Крым в моем сердце». Выставка приурочена к пятилетию художественно-выставочного проекта Союза художников Республики Татарстан, который осуществляется при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и является важным составляющим звеном в межкультурном диалоге народов Крыма и Татарстана.
На протяжении многих столетий духовная и культурная близость казанских и крымских народов влияют на процессы взаимообогащения культур и традиций. Мысли, новаторство выдающегося крымскотатарского ученого и просветителя Исмаила Гаспралы (Гаспринского) и его идеи единения всех тюркских народов всегда высокого ценились в Татарстане. Наследию великого тюркского просветителя крымского татарина посвящён целый цикл научно-практических научных форумов, которые прошли в Татарстане и Крыму. Одним из самых интересных современных поэтов Казани стал крымский татарин Ахмед Адиль, а ректором Казанской консерватории — замечательный органист Рубин Абдуллин, крымский татарин по матери. И у казанских и у крымских народов вызывают общую гордость имена выдающихся татар в науке, культуре, спорте. В Татарстане чтят память дважды героя Советского Союза лётчика-испытателя Аметхана Султана, создателя космических ракет, баллистика Рефата Аппазова, певиц Ленары Османовой и др. В Крыму знают имена директора Всесоюзного института космических исследований академика Рональда Сагдеева, изобретателя первой советской электронно-вычислительной машины Башира Рамеева и многих других деятелей науки, культуры, спорта.
Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что историческая память и общая историческая судьба стали факторами этнической и конфессиональной идентичности двух великих тюркских народов — казанских и крымских татар.
Крымские и казанские татары: родня или «однофамильцы»?
Золотая Орда – историческое государство эпохи высокого средневековья. Изначально оно являлось западной частью Монгольской державы, но получило независимость в конце 13-о века. В списке всемирных империй эта страна занимает почетное двадцатое место, располагаясь между Тюркским каганатом и Китаем в эпоху династии Мин.
Если не считать Русь, которая являлась татарским вассалом, территория Орды на пике ее силы составляла шесть миллионов квадратных километров. Это примерно соответствует площади Европы, если исключить из нее европейскую часть России. Неудивительно, что по такой причине тут сформировалось множество народов.
Татары, ногайцы, узбеки, казахи – предки каждого из этих этносов принадлежали к государствообразующему народу Улуса Джучи. Но если с тремя последними все понятно, они взяли себе отдельное название, то под именем татар фактически скрывается несколько различных национальностей. В соответствии с их географическим принципом, выделяют крымских, казанских, астраханских, касимовских и сибирских татар. Существуют еще иные небольшие субэтносы – мишари, тептяри, кряшены и прочие.
Давайте сегодня обсудим, являются ли родственниками казанцы и крымцы.
Политическая традиция монгольских государств заключалась в смешении собственного кочевого населения. Например, существовали три племени, A, B и C. Вместе они завоевывали новую страну и получали пастбища на приобретенной территории. Но наделы им давали не по соседству, а разбивали одну область, которую предоставляли тем или иным кланам. Поровну для представителей племен A, B и C.
Такая территория должна была выставлять войско численностью десять тысяч человек, этот отряд назывался тумен. Эти люди на войну ходили вместе, делили друг с другом общий котел, были рядом в беде и радости. Поэтому лет через сто уходили в прошлое старые племена, и на их основе возникал народ D.
В частности, такое случилось с крымскими татарами, которые фактически состоят из племен разного корня – тюркских, мадьярских и аланских. Почти то же самое вышло и с казанскими татарами, хотя они с древности оседлый народ. у тех и других язык тюркский и государство в прошлом было одно. Но компоненты, из которых они сформировались, были разные. Для знатоков генетики скажем, что у них присутствуют разные гаплогруппы ДНК – это говорит о наличии разных предков. То же самое можно сказать и о других региональных татарских субэтносах – мишарях, касимовцах и сибирских татарах.
Теперь что касается отношений крымских и казанских татар. Они считают друг друга хоть и братскими, но все-таки отдельными этносами. До падения Казанского ханства между ними поддерживались активные связи. Был даже момент истории, когда у двух государств правителями являлись родные братья. Тогда они затеяли совместный поход на Москву. Случались ситуации, когда казанцы переселялись во владения Крыма, а крымцы уходили на жительство в Казань.
Все изменилось в конце 15-о века. Крымское ханство было покорено Османской империей, Казанское ханство стало смотреть в сторону Москвы. В 1552-м году оно было завоевано, но мишари и касимовские татары стали добровольно служить московскому князю еще несколькими десятилетиями ранее. В исторической перспективе это добавило языковых и культурных отличий этим народам. Их языки примерно также далеки (или близки, как вам угодно), как русский и польский. А их генетическая составляющая отличается еще сильнее.
Исторически крымцы и казанцы имели много причин для духовной близости. До прихода советской власти между ними не было особого разделения. Но и сильной близости тоже не было – все-таки, между ними огромные расстояния. Все изменил прискорбный случай со сталинской депортацией, в результате которого братские этносы оказались на разных сторонах политических баррикад.