в чем разница между корветом эсминцем фрегатом и крейсером
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Классификация современных боевых кораблей обширна, а разница между различными типами морских монстров не так уж и очевидна. В этой статье мы поговорим об основных типах судов, входящих в ВМФ многих стран и, главное, о разнице между ними.
Корвет
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.
Авианосцы
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
В чем разница между эсминцем, корветом, фрегатом и крейсером
Современные технологии продвинулись очень далеко это позволило вывести на рынок много моделей боевых кораблей. В этой статье мы детально рассмотрим модели кораблей ВМФ и разницу между ними.
Корвет
Это небольшое боевое судно, которое появилось незадолго до Великой Отечественной войны, его главное предназначение сторожевое и конвойное. На борту корвета имеются артиллерийские и ракетные установки, в исключительных случаях его также дополняют торпедами. Все корветы снабжены установками подводного и воздушного обнаружения противника.
Эсминец
Второе название этого боевого судна эскадренный миноносец.Они были созданы для создания минного поля на морской территории, а так же снабжены артиллерией и торпедами. В разных странах скорость и размеры эсминцев значительно отличаются, например в Японии они достигают десяти тысяч тонн, а в России всего шесть с половиной, но эта разница в весе значительно сказывается на скорости узлов. Также он может бороться с любыми объектами, не зависимо от их место положения.
Фрегат
Они имеют очень большие сходства с эсминцем по манёвренности и скорости, но в боевом сражении он может оказать сопротивление лишь авиации и подводным противникам. На борту фрегата имеются только ракетные установки.
Крейсер
На данный момент это самый универсальный и высокотехнологичный тип ВМФ. Крейсеры выполняет свои функции самостоятельно и в полном составе эскадры. Основным их направлением, является борьба с надводными судами противников. На их борту находятся средства ПВО и ракетные установки.
Почему наш эсминец назначен фрегатом?
Как корабль назовёшь…
Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.
Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.
Порой бывает просто невозможно понять и объяснить разницу между с виду почти одинаковыми боевыми кораблями, один из которых называется «эскадренным миноносцем», другой «фрегатом», а третий и вовсе «большим противолодочным кораблём».
В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.
Исторически необоснованный шаг
Начну с того, что ещё 30 лет назад в Советском военно-морском флоте вообще никаких фрегатов и корветов не водилось. Просто потому, что это была вражеская классификация кораблей, принятая в странах НАТО, до которой нашим морякам не было ровно никакого дела. Потому что у нас была своя с крейсерами, эсминцами, сторожевыми, большими и малыми противолодочными кораблями.
Не было никаких «фрегато-корветов» и в Российском императорском флоте. Во всяком случае, после его расставания с эпохой парусников. Вот официальная классификация боевых кораблей флота Российской империи, разработанная в канун Первой мировой войны:
«При составлении судостроительных программ 1911 и 1912 гг. Морской Генеральный штаб разработал также новую классификацию, утверждённую в июне 1915 г.: линейные корабли, линейные крейсеры, крейсеры, эскадренные миноносцы, миноносцы, подводные лодки, заградители, тральщики, канонерские лодки, речные канонерские лодки, учебные суда, транспорты,
посыльные суда, яхты, гидрографические суда, портовые и крепостные суда,
блокшивы.
Как видите, ни в Российском императорском флоте постпарусной эпохи, ни тем более, в Советском ВМФ никаких фрегатов и корветов не было и в помине.
Но после того как в 1991 году в очередной раз развалили страну, нашлось очень много желающих держать равнение на якобы «передовой во всех отношениях» Запад. Причём не в смысле поддержания мощного флота, большую часть которого вполне успешно распродали за гроши на иголки, а только в его переклассификации на натовский манер. Вот оттуда и «есть пошла» нынешняя «вестернизированная» систематизация основной части современных надводных кораблей ВМФ РФ.
Итогом этой вроде бы невинной словесной эквилибристики стало отнюдь небезобидное преуменьшение боевых возможностей российского флота. Который стал выглядеть как-то уж совсем бледно, особенно почти без эсминцев, которые всегда считались его основой.
Не по росту, весу и жиру!
Между тем эта позаимствованная в натовском зарубежье классификация, кстати, очень полюбившаяся пронатовской Украине, у которой даже кораблей приличных нет, только «наводит тень на плетень». Потому что изначально для её введения в российском флоте не было никакой рациональной основы.
Объясню почему. В период Второй мировой войны водоизмещение корабля, имевшего классификацию лёгкий крейсер, составляло примерно 7-8 тысяч тонн. Типичным представителем этого класса был, например, советский крейсер «Киров».
Ещё менее вразумительное понижение в классе мы наблюдаем в других подразделениях корабельного состава нынешнего ВМФ РФ.
Так, например, в период Второй мировой войны стандартный эскадренный миноносец, считавшийся тогда большим, имел водоизмещение около 2.000 тонн. Сейчас аналогичное водоизмещение имеет российский корвет проекта 20380. По нынешней классификации получается, что он не эсминец, а корабль более низкого ранга. Но ведь типичный корвет военных времён имел весьма ограниченные боевые возможности и едва достигал по тоннажу отметки в 1.000 тонн!
А в эпоху парусного флота корветом и вовсе называли трёхмачтовый военный корабль, используемый в основном для разведывательной и посыльной службы.
Линкор в миниатюре
Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?
С теми огневыми задачами, которые способен решать этот мнимый «корвет», то есть номинально малый корабль, не был способен справиться, пожалуй, даже линкор периода Второй мировой войны.
«Жирный» флот англосаксов
Да, действительно, водоизмещение типовых кораблей ВМС США, причём практически всех классов, существенно больше принятых у нас стандартов. Но не стоит забывать, что в этом мире всё относительно.
Впрочем, американцы на этой своей глобальной миссии довольно скоро и почти наверняка надорвутся. Об угрозе чего они сами же и говорят. Вплоть до Трампа включительно.
У российского ВМФ нет задачи контролировать всю планету. Поэтому нет и острой необходимости строить корабли, способные загрузиться картошкой-фри и хот-догами в количествах, необходимых прожорливым «сэйлорам» для пересечения Тихого океана. Можно не сомневаться в том, что если бы ВМС США лишились такой имперской функции, то их корабли быстро бы похудели. И «сэйлоры», вероятно, тоже.
Без картошки фри, но с «Калибрами»
И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.
Мифическая «немореходность» российского флота
Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.
По самому большому счёту
И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.
За основу при этом, на мой взгляд, следует взять класс «эскадренный миноносец». Во-первых, потому, что он истинно русский и российский. А то, что мы привычно называем «эсминцами», имея в виду флоты НАТО, в действительности обозначается как «destroyer», то есть «истребитель». Согласитесь, что с нашим «эскадренным миноносцем» никакого тождества нет.
Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.
Другое дело, что в каждом корабельном классе могут существовать своего рода «подклассы», в зависимости от размерности того или иного серийного эсминца и комплекта его вооружения.
Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».
С учётом всех вышеуказанных корректировок и с целью избавления от неуместного западного влияния, общая классификация надводных кораблей ВМФ РФ основных боевых классов может выглядеть так:
Класс: авианесущие корабли, подклассы: авианосец, тяжёлый авианесущий крейсер;
Класс: крейсеры, подклассы: тяжёлый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер;
Класс: эскадренные миноносцы, подклассы: эсминец дальней морской зоны, эсминец ближней морской зоны, большой противолодочный корабль, сторожевой корабль.
Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:
Оптимистический итог
Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.
Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.
Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.
В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.
В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».
Классификация кораблей
Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.
Содержание
Парусный флот
Корабль
Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов
Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.
Линейный корабль
Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.
Фрегат
Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.
Корвет
Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.
Шнява
Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте
Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.
Так же словом «шлюп» в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.
Шхуна
Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.
Клипер
Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.
Люгер
Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.
Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли
Броненосец
Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.
Батарейный броненосец
Казематный броненосец
Барбетный броненосец
Башенный броненосец
Линейный корабль
В XX веке линейными кораблями (сокр. линкорами) стали называться бронированные корабли, которые пришли на смену броненосцам. Они были самыми мощными и защищёнными артиллерийскими кораблями за всё время. Отличались от броненосцев тем, что у них был сделан акцент на максимальное использование артиллерии крупного калибра.
Крейсер
Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Броненосцый крейсер
Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.
Бронепалубный крейсер
Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Миноносец
Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды
Торпедный катер
Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами
Эскадренный миноносец
Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.
В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.
Эсминец УРО
В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО
Фрегат
Во второй половине XX века в некоторых странах, например США и Великобритании, фрегатами стали называть корабли, ранее называемые эскортными эсминцами и лидерами эсминцев. Позже этим же словом назвали корабли, в том числе с ракетным вооружением (фрегат УРО), уступающие по размерам эсминцам. Водоизмещение порядка 3000-6000 тонн
Корвет
Во второй половине XX века корветами стали называть небольшие корабли, водоизмещением 500-1600 тонн.
В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.
Катер
Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.
Фрегаты, корветы и с чем их едят: возврат к истокам или низкопоклонничество?
После более чем векового перерыва в нашем флоте опять появились фрегаты и корветы. Одна часть неравнодушной общественности негодует по поводу очередного низкопоклонства перед Западом, другая пытается понять — круто это или фу такими быть. Попробуем разобраться.
После более чем векового перерыва в нашем флоте опять появились фрегаты и корветы. Одна часть неравнодушной общественности негодует по поводу очередного низкопоклонства перед Западом, другая пытается понять — круто это или фу такими быть. Попробуем разобраться.
Эпоха паруса
Зародились эти классы во времена парусных флотов. Типов парусников было много, но в случае военных они чётко делились на две основные категории: на собственно « корабли» — трёхмачтовики с прямыми парусами — и всё прочее.
Внутри самой категории кораблей границы были более размытыми, но в первом приближении они выглядели так:
Самые мелкие из кораблей — с орудиями только на верхней палубе — чаще всего именовали шлюпами. Лишь в XIX веке более-менее общепринятым стало их французское название — корвет. У них тоже было много талантов: дозорная служба, связь, охрана побережья и тому подобное, да и вражеских « купцов» могли пощипать.
В российском флоте фрегаты появились ‘ title=>при Петре I, корветы — в конце того же XVIII века. Так что страдать по поводу низкопоклонства перед Западом сейчас как минимум поздновато. Особенно забавно это выглядит на фоне того, какую долю нашей морской терминологии составляют другие « вражеские» слова.
Эпоха пара
Фрегаты с корветами сохранились и в период « междуцарствия», когда на кораблях соседствовали паруса и паровые машины. Но в начале XX века военные флоты полностью перешли на механическую тягу, а роль фрегатов и корветов к тому времени уже взял на себя новый класс, названный по основной функции этих кораблей, — крейсеры.
Часть задач корветов легла на ещё один новый класс — выросшие из « истребителей миноносцев» эсминцы, лёгкие быстроходные корабли, сочетавшие торпедное, артиллерийское, а затем ещё и противолодочное вооружение. А сами фрегаты и корветы надолго сошли со сцены.
Возвращение
Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации ‘ title=>от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётом « эскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.
Почему эту мелочь обозвали корветами — загадка.
Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типа « Флауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.
Мореходность « цветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типа « Ривер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называли « двухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.
Современность
Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.
К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.
Наши фрегаты и корветы
С недавнего времени в ВМФ РФ тоже появились « официальные» фрегаты и корветы. Некоторые сочли это банальным обезьянничаньем, « переходом на классификацию НАТО». Однако такой взгляд не выдерживает критики, поскольку никто не переклассифицирует уже имеющиеся сторожевые, противолодочные, малые ракетные корабли и прочее.
К сожалению, актуальное « Руководство по классификации кораблей и судов военно-морского флота» традиционно является секретным. Так что можно лишь предположить, что в нашем флоте введён новый класс « многоцелевой корабль» ( в отличие от прежних « специализированных»), разделённый на два подкласса — « фрегат» и « корвет».
Пресловутая « спираль истории» сделала очередной оборот и вернулась к истокам. Как и положено — на новом уровне.