в чем разница между контрабасом и виолончелью
Чем контрабас отличается от виолончели?
Виолончель – это струнно-смычковый музыкальный инструмент. По форме он напоминает скрипку, сильно увеличенную в размере. Если звук скрипки схож с высоким женским голосом, то звук виолончели можно сравнить с низким мужским голосом. Инструмент довольно тяжелый, поэтому он ставится на пол, а музыкант играет сидя.
История создания виолончели совпадает с историей скрипки. Предком обоих инструментов является виола, которую усовершенствовали одни и те же итальянские мастера Бертолотти и Амати. Но только величайшему мастеру Антонио Страдивари удалось довести виолончель до совершенства. Некоторые из созданных им инструментов сохранились и до сих пор и служат эталоном для современных мастеров.
Виолончель практически сразу вошла в состав симфонического оркестра, но ни один композитор не давал ей возможности исполнять сольные партии. Долгое время у инструмента была всего одна задача – аккомпанировать остальным партиям. Лишь спустя сто лет композиторы заметили необычайно красивый голос виолончели и стали писать сольные партии для нее. Выдающимся отечественным виолончелистом был Мстислав Ростропович.
Контрабас тоже относится к семейству струнно-смычковых инструментов. Это самый крупный инструмент симфонического оркестра, который обладает самым низким голосом. Высота контрабаса достигает 2 метров, а самый низкий около 180 сантиметров, поэтому исполнитель играет стоя, упирая инструмент в пол, а гриф кладет на плечо. Смычок для контрабаса гораздо длиннее скрипичного, количество волосков тоже больше.
Предком контрабаса является виола. Получается, что скрипка, виолончель и контрабас произошли от одного инструмента. Но есть и расхождения в истории этих инструментов – родился контрабас в Германии в 16 веке. В 17 веке он был принят в состав симфонического оркестра, где прочно укоренился. Контрабас очень точно повторяет формы своего предка – виолы, в отличие от виолончели и скрипки.
Звук у трех представителей струнно-смычковых (скрипка, виолончель, контрабас) извлекается по одному принципу – струна колеблется под воздействием смычка. Высота звука зависит от размеров корпуса и толщины струн: чем больше корпус и толще струны, тем ниже будет звук. Виолончель и контрабас обладают очень низким и густым звуком, поэтому композиторы доверяют исполнять трагические, грустные, тоскливые партии именно этим инструментам.
Виолончель
Виолончель считается самым выразительным музыкальным инструментом. Исполнитель, владеющий игрой на ней, способен успешно солировать, не менее успешно выступать в составе оркестра.
Что такое виолончель
Виолончель принадлежит к семейству струнных смычковых музыкальных инструментов. Классический вид конструкция приобрела благодаря усилиям итальянских мастеров, которые называли инструмент violoncello (в переводе – «маленький контрабас») или сокращенно – cello.
Внешне виолончель выглядит, как скрипка или альт, только гораздо больших размеров. Исполнитель не держит ее в руках, ставит перед собой на пол. Устойчивость нижней части придает специальная подставка, называемая шпилем.
Виолончель обладает сочным, певучим звучанием. Используется оркестром, когда необходимо выразить печаль, тоску, прочие глубоко лиричные настроения. Проникновенные звуки напоминают человеческий голос, идущий из глубины души.
Диапазон составляет 5 полных октав (начиная от «до» большой октавы, оканчивая «ми» третьей октавы). Строй струн – на октаву ниже альта.
Несмотря на внушительный вид, вес инструмента невелик – всего 3-4 кг.
Как звучит виолончель
Виолончель звучит невероятно выразительно, глубоко, ее мелодии напоминают человеческую речь, разговор по душам. Ни один инструмент не способен так точно, проникновенно передать практически весь спектр существующих эмоций.
Виолончели нет равных в ситуации, когда требуется передать трагичность момента. Кажется, она плачет, рыдает.
Низкие звуки инструмента схожи с мужским басом, верхние напоминают женский альтовый голос.
Строй виолончели предполагает написание нот в басовом, скрипичном, теноровом ключах.
Строение виолончели
Строение схоже с другими струнными (гитарой, скрипкой, альтом). Основными элементами являются:
История инструмента
Официальная история виолончели начинается в XVI веке. Она вытеснила из оркестра предшественницу под названием виола да гамба, так как звучала гораздо благозвучнее. Существовало множество моделей, отличающихся размером, формой, музыкальными возможностями.
XVI – XVII века – период, когда итальянские мастера совершенствовали конструкцию, добиваясь раскрытия всех ее возможностей. Благодаря совместным усилиям, свет увидела модель со стандартным размером корпуса, единым количеством струн. Имена умельцев, приложивших руку к созданию инструмента, известны всему миру – А. Страдивари, Н. Амати, К. Бергонци. Интересный факт – самыми дорогими на сегодняшний день являются виолончели руки Страдивари.
Виолончель Николо Амати и Антонио Страдивари
Классическая виолончель быстро набирала популярность. Для нее писали сольные произведения, затем пришла очередь занять почетное место в оркестре.
ХХ век – очередная ступень к всеобщему признанию. Виолончель становится одним из ведущих инструментов, игре на ней обучают учеников музыкальных школ, без нее немыслимо исполнение классических произведений. Оркестр включает в состав минимум 8 виолончелистов.
Репертуар инструмента весьма разнообразен: концертные программы, сольные партии, сонаты, аккомпанемент.
Размерный ряд
Играть, не испытывая неудобств, музыкант может, если верно подобран размер инструмента. Размерный ряд включает следующие варианты:
Последний вариант – наиболее распространенный. Именно его используют профессиональные исполнители. 4/4 подойдет взрослому человеку, имеющему стандартное телосложение, средний рост.
Остальные варианты приемлемы для низкорослых музыкантов, воспитанников детских музыкальных школ. Исполнители, имеющие рост выше среднего, вынуждены заказывать изготовление инструмента подходящих (нестандартных) габаритов.
Техника игры
Виолончелисты-виртуозы используют следующие основные приемы игры:
Порядок игры предполагает следующее: музыкант сидит, помещая конструкцию между ногами, слегка наклоняя корпусу к телу. Корпус опирается на шпиль, облегчая исполнителю задачу по удержанию инструмента в правильном положении.
Виолончелисты перед началом игры натирают смычок особым видом канифоли. Подобные действия улучшают сцепление волоса смычка и струн. По окончании музицирования канифоль тщательно удаляют, дабы избежать преждевременной порчи инструмента.