в чем разница между кондиционером и климат контролем в авто
Что такое климат-контроль и как он работает?
Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.
Климат-контроль: определение и назначение
Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).
Можно ли установить климатическую систему дополнительно?
Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники.
Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».
Отличия климат-контроля и кондиционера
Как работает система?
Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:
Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.
Как использовать систему?
Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.
Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:
Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.
Специалисты рекомендуют активировать климат-контроль спустя минуту после запуска мотора авто, а деактивировать, напротив, за минуту до выключения двигателя.
Функционирование климат-контроля в холодное время
Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.
В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.
2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.
Плюсы и минусы системы
К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:
Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.
Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:
Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.
Кондиционер или климат?
В 1930 году производители автомобилей начали устанавливать на транспортные средства, электрические обогреватели, которые были встроенные в приборную панель. Затем спустя несколько лет компания Nash Motors создала систему подачи горячего воздуха в салон. Двигатель нагревал воздух, а отопительная система подавала горячий воздух в салон, обогревая водителя и пассажиров. С тех пор автопромышленность прошла долгий путь развития различных технологий, обогрева салона. Сегодня довольно необычно встретить на автомобильном рынке машину, которая не имеет кондиционера в качестве стандартной опции. Кондиционеры охлаждают горячий воздух в вентиляционной системе, с помощью компрессора, чтобы понизить температуру в салоне машины. Принцип тот же и в холодильники.
Но помимо кондиционера многие современные автомобили поставляются с климат-контролем в стандартных комплектациях или в качестве дополнительного оснащения. Климатическая установка также как и кондиционер способна охлаждать воздух в салоне, но, тем не менее, есть существенное отличие в принципе работы этой системы от обычного кондиционера. Поясним.
Отопление и вентиляция
Эти системы имеет каждый автомобиль. Принцип работы системы отопления и вентиляции очень прост. Как правило, система подают воздух с улицы в салон и при необходимости нагревает его. Но, к сожалению, система вентиляции не охлаждает воздух. Поэтому если вы путешествуете на машине в Южных регионах, то вам будет не комфортно, когда система вентиляции будет подавать с улицы раскаленный воздух.
Кондиционер
Кондиционер создан, для того чтобы охладить воздух поступаемый с улицы в вентиляционную систему. Охладив воздух до температуры ниже окружающий среды, он подается в салон через вентиляционную систему машины. Охлаждение воздуха происходит в компрессоре, в который заправлен хладагент (фреон). Фреон циркулирует по замкнутому кругу, попадая в испаритель, где жидкий охладитель переходит в газообразное состояние. При этом явлении поглощается большая часть тепла. В результате воздух остужается. Далее фреон из газообразного состояния опять переходит в жидкий вид, и все повторятся сначала.
Как правило, если машина оборудована простым кондиционером, то охлаждение воздуха может быть установлена только на одну температуру по всему салону машины. Простая система кондиционирования подразумевает только регулировку скорости вентиляции и степень охлаждения салона. То есть поменять температуру воздуха вы не можете. Можно регулировать только интенсивность охлаждения. К примеру, включив кондиционер, вы вручную должны понизить скорость обдува, чтобы остановить резкое снижение температуры или выключить кондиционер.
Поэтому если ваша машина оснащена обычным кондиционером, то вы можете либо включить его, чтобы воздух непрерывно охлаждался, или выключить его чтобы салон машины отапливался системой обогрева.
Климат-контроль
Климат-контроль это более сложная система, чем обычный автомобильный кондиционер. Климатическая система использует дополнительные датчики и компьютер, чтобы управлять температурой в салоне. Важно отметить, что климат-контролем проще пользоваться, чем кондиционером. Все дело в том, что климат-контроль позволяет вам выставить определенную температуру воздуха в салоне, которую автоматически будет поддерживать климатическая установка.
Это позволяет водителю и пассажирам не думать и не следить за интенсивностью обогрева или охлаждения. За них в этом случае следит компьютер. К примеру, выставив определенную температуру охлаждения, климатическая система климат-контролем самостоятельно без вашего участия будет следить за климатом в салоне.
Как только температура достигнет заданных значений, то скорость вентиляции и охлаждения автоматически уменьшиться. Интенсивность охлаждения будет постепенно уменьшаться по мере приближения заданной температуры на приборной панели климат-контроля. Далее компьютер будет автоматически поддерживать определенную температуру, добавляя или снижая интенсивность охлаждения и обдува салона при необходимости.
Многие климатические системы в современных автомобилях позволяют устанавливать водителю и пассажирам свои личные настройки температуры. Как правило, такие системы климат-контроля называются двухзонным (к примеру, для водителя и переднего пассажира). В последние годы также появились трехзонные климатические установки, которые могут охлаждать или нагревать с различной температурой разные участки салона машины (водитель, передний пассажир, задние пассажиры). Таким образом, подобные климатические установки прекратили вечные семейные споры в борьбе за температуру в салоне. Теперь каждый может выставить свою личную температуру охлаждения или обогрева.
Какой купить автомобиль: С кондиционером или климат-контролем?
Это часто определяется вашим бюджетом и выбором автомобиля, который вы хотите приобрести. Если приглянувшийся автомобиль, имеет в стандартной комплектации кондиционер, то нет смысла переплачивать, в качестве опции, за климат-контроль, поскольку установка в качестве доп.опции климатической системы не дешевое удовольствие. Помните, что сэкономленные деньги вы можете потратить на интегрированную спутниковую навигацию, если приобретаемый автомобиль не имеет этой опции. Если же приобретаемая машина не имеет кондиционер, то тогда стоит в качестве опции оснастить машину системой охлаждения, поскольку ваши поездки без кондиционера в летнее время будут не комфортны.
Тем не менее, если у вас есть лишние деньги, то вместо кондиционера вы можете приобрести автомобиль с климат-контролем или заказать его в качестве опции, если в стандартной комплектации завод производитель не поставляет машину с климатической установкой. К тому же помните что машина с климат-контролем более востребована на подержанном рынке. Это конечно не означает что машина с климат-контролем будет стоить на б/у рынке больше, чем транспортное средство с обычным кондиционером, но тем не менее, продать подержанный автомобиль с климатической системой будет легче.
Спросите любого, кто имеет отношение к обслуживанию и ремонту автомобильных кондиционеров, чем от кондиционера отличается климат-контроль, и в ответ наверняка услышите, что климат-контроль позволяет поддерживать заданную вами температуру в салоне, а кондиционер только охлаждает воздух, но делать холоднее или теплее вам придется самостоятельно.
Однако одной возможностью работы в автоматическом режиме преимущества климат-контроля над кондиционером не ограничиваются. В зависимости от исполнения климат-контроль способен обслуживать определенные зоны в салоне автомобиля, обеспечивая в них тот микроклимат, который был выбран сидящим в каждой из этих зон. В некоторых более продвинутых системах могут быть предусмотрены датчики солнца, позволяющие определить интенсивность и даже угол падения солнечных лучей. По информации этих датчиков подается дополнительный прохладный воздух в ту часть салона, где пассажирам приходится особенно несладко от прямых солнечных лучей. Есть климат-контроль с датчиками качества воздуха, определяющими концентрацию угарного газа и окислов азота в окружающем воздухе и при необходимости автоматически переключающимися в режим рециркуляции, отсекая поступление в салон излишне загазованной атмосферы.
В общем, много чего придумали с тех пор, как электроника позволила разработать и внедрить в производство системы климат-контроля. Но у любой медали, как известно, есть две стороны. То, что водитель в автомобиле с кондиционером делал своей рукой, при наличии климат-контроля выполняют сервоприводы. Увеличилось количество датчиков, на показания которых ориентируется блок управления, а сам он существенно усложнился. У конструктивной сложности опять-таки две стороны. Кондиционер отнюдь не дешев, а климат-контроль еще дороже. Чем больше узлов, каждый из которых может сломаться, тем хуже надежность. В снижении надежности и увеличении сумм, в которые обходится устранение неисправностей, заключаются эксплуатационные недостатки климат-контроля по сравнению с кондиционером.
Все упирается в количество фреона. Он не только хладагент, но и носитель масла, которое смазывает трущиеся детали компрессора, а также обеспечивает защиту от внутренней коррозии, инициируемой влагой, способной при определенных условиях, как и масло, перемещаться вместе с фреоном внутри системы. Кроме того, фреон еще и отводит тепло от компрессора, а при работе с высокой нагрузкой охлаждение бывает не менее важно, чем смазка.
Компрессор как раз наиболее уязвим к недостаче фреона, однако для него вредна и заправка в систему избыточного количества хладагента. Лишний фреон создает повышенное давление на трущиеся детали компрессора, что даже при достаточной смазке ведет к их преждевременному износу. При этом стоимость нового и тем более оригинального компрессора в у.е. превышает сумму с тремя нулями. Поэтому при ремонтах, как правило, используются восстановленные либо «бэушные» компрессоры, что позволяет снизить затраты на покупку запчасти до 80-200 у.е.
Не менее опасно повышенное давление от избытка фреона для конденсора и металлических трубопроводов. В первую очередь они страдают от наружной коррозии, обусловленной воздействием грязи и рассолов, а повышенное давление, прорывающее металл изнутри в местах, где его истончила коррозия, помогает конденсору и трубопроводам досрочно отправиться в утиль.
Стоит новый радиатор кондиционера не меньше компрессора с «разборки».
Вот почему так важно не дожидаться, когда климат-контроль и кондиционер перестанут холодить, а даже при их исправной работе не реже раза в год проверять количество фреона в системе.
При этом лучше обращаться не к «частникам», промышляющим услугой заправки кондиционеров, а на крупные СТО, где есть установки, позволяющие точно определять вес имеющегося в системе фреона и при заправке строго выдерживать норму.
Разгерметизация пагубна для ресивера-осушителя, внутри которого находится фильтр и упаковка с силикагелем. Работа кондиционера на неосушенном фреоне становится нестабильной из-за того, что может обмерзать терморегулирующий вентиль. И он же от коррозии способен закиснуть. Ресивер, забитый грязью, становится пробкой, что увеличивает нагрузку на компрессор.
Стоимость ресивера-осушителя доходит до 100 у.е., но в некоторых моделях предусмотрена возможность замены только картриджа с силикагелем, что дешевле.
Нормальную работу вентиляторов конденсора и салона, датчиков, сервоприводов могут нарушить окисления в контактах, обрыв проводки, перегорания электрических элементов в блоках управления, проблемы в щеточных узлах моторчиков привода, люфты в подшипниках, заклинивания заслонок. Все эти нюансы проявляются индивидуально в зависимости от пробега, состояния и условий эксплуатации каждой конкретно взятой машины, а также модели автомобиля или, вернее, особенностей конструкции и качества изготовления указанных узлов, отражающихся на их надежности и долговечности.
Кондиционер или климат-контроль что лучше
Климат контроль и кондиционер отличия в характеристике, какую систему выбрать и если разница? Для того, чтобы понять разницу, нужно оценить функциональность каждого по отдельности. Ведь в современных автомобилях тяжело представить передвижение без системы охлаждения салона. Без необходимого удобства водитель и пассажиры будут чувствовать себя дискомфортно. А иногда это может влиять на безопасность поездки. Поэтому такое дополнительное устройства в автомобиле становиться полезным и нужным.
Основная разница между кондиционером и климат-контролем
Основная задача кондиционера – это охлаждение воздуха в салоне и отведение влаги из воздушных масс. Таким образом, практически с самого начала работы автомобильного кондиционера, нахождение в машине становится комфортным для водителя и пассажиров, а сам воздух перестаёт быть тёплым или горячим. Особенно данная проблема актуальна в жаркое время года.
Что касается климат-контроля, эта система поможет вам установить в автомобиле именно тот температурный режим, который для вас является наиболее комфортным. То есть управление климат-контролем позволяет задать определённую температуру воздуха, которую данный функционал постоянно будет поддерживать, что невозможно обеспечить при работе кондиционера.
Устройство кондиционера
Кондиционер, который подаёт воздух и охлаждает воздушное пространство, стандартно состоит из следующих компонентов:
В дополнение к кондиционеру работает фильтр салона, который выполняет функцию очистки поступающего воздуха от частичек пыли, грязи и инородных элементов. Для закачивания воздушных масс внутрь салона используется вентилятор.
Кондиционер начинает своё функционирование при включении зажигания, компрессор качает специальный хладагент в данную конструкцию. Хладагент меняет своё состояние от газообразного до жидкостного, затем в обратном порядке. При этой смене протекает выделение тепловых масс, а затем их впитывание. Таким образом воздух, забранный с улицы, поступает в салон уже охлаждённым.
При работе кондиционера нельзя установить конкретную температуру воздуха, можно лишь только активировать либо выключить его. Новейшие модели кондиционера содержат датчики, позволяющие кондиционеру активироваться самостоятельно и содержат датчик, показывающий температуру внутри машины. Так водитель может сам подобрать себе автоматический или ручной режим.
Функции климат-контроля
Чем отличается от кондиционера климат-контроль? Он воплощён в глобальной системе, которая не только может предоставить определённую температуру воздуха, но и постоянно поддерживать внутри авто именно заданную температуру. Такой климат устанавливается на специальном электронном узле. Именно благодаря электронике происходит мониторинг эффективности функционирования систем кондиционирования, вентиляции и отопительной системы.
Из чего состоит климат-контроль
Система климат-контроля является более сложной и произведена из нескольких узлов. Основной узел анализирует с помощью специальных индикаторов не только температуру воздушных масс, но и их влажность. В более сложных вариантах системы климат-контроля существуют анализаторы других данных: температура воздуха на улице, параметры радиации, если в этом есть необходимость. Основное отличие с кондиционером заключается в этом центре координации.
Именно этот узел создаёт комфортные параметры для езды, так как вам не нужно вручную постоянно менять необходимые данные. Он самостоятельно регулирует наклон воздушных заслонок, чтобы на водителя и пассажиров не дул воздух напрямую, чего нет в кондиционере. Именно поэтому многие водители отдают предпочтение только климат-контролю.
Компрессор
Если детально рассматривать компоненты, из которых строится охлаждающий узел, то основным здесь является компрессор. Именно он прокачивает фреон по сети, в середине компрессора формируется давление, которое переводит его из состояния газа в жидкость. Компрессор начинает функционировать благодаря усилиям коленчатого вала. Поэтому, когда у машины в движении есть нехватка мощности, подключение кондиционера ухудшает положение дел.
Конденсатор
Задача данного узла – охладить ставший горячим фреон. Обычно он располагается как можно ближе к радиаторной решётке для обеспечения лучшего охлаждения. Так воздух, который при движении подходит к конденсатору, обеспечивает дополнительный охладительный эффект. Конденсатор оснащен одним или парой вентиляторов. Можно значительно увеличить срок жизни данной детали, применяя ручной способ очистки конденсатора от грязи и мусора.
Фильтр-осушитель
Перемена различных состояний фреона приводит к образованию лишней влаги, которая может отрицательно сказываться на работе функционала и влиять на процесс коррозии на металлических частях системы. Поэтому наличие данного фильтра высушивает хладагент, а также фильтрует мелкие частицы пыли и грязи.
Терморегулирующий клапан
Фреон, поступивший из осушительного фильтра, проходит из терморегулирующего клапана в испаритель. На этом отрезке пути фреон уже подаётся в газовом виде, но с мелкими жидкостными частицами. Задача этого вентиля – убрать напряжение фреона перед попаданием в испаритель, что способствует его захолаживанию.
Испаритель
Этот узел стандартно производится небольшого размера. Охлаждённый фреон, который заходит в испаритель, находится в наполовину газообразном состоянии с частицами жидкости. Вентилятор, работающий в паре с испарителем, прогоняет воздушные массы из салона через испаритель, тем самым остужая их. Каждые 2-3 года эта запчасть также требует очистки для корректной работы.
Конструкция индикаторов и трубопроводов
Каждый климатический узел имеет свою разводку, она выполнена сетью медных труб, по которым перетекает фреон. От компрессора они уходят в более тонком виде и работают горячими, а обратный поток от испарителя уже идёт охлаждённым. Влага оседает на гладь испарителя. А образовавшаяся жидкость сливается прямо под дно машины. Это объясняет наличие луж под машиной, в которой при длительной остановке функционировал кондиционер. Также в климатическом узле присутствуют датчики, которые оценивают температуру.
Алгоритм действий
При включении климатического узла, первым стартует компрессор, который активизирует прохождение фреона по системе. Хладагент заходит в конденсатор, где меняет состояние на жидкостное, а затем идёт через осушающий фильтр, где уходит лишняя влага. Расширительный вентиль помогает ему стать аэрозолем, и, при смене состояния на газ, хладагент охлаждается. Затем, дойдя до испарителя, фреон снижает его температуру. Воздушные массы идут в салон через испаритель и тем самым охлаждаются.
Отопитель
Такое удобное устройство, как печка, появилось задолго до кондиционера. При активизации отопителя салона вентилятор регулирует воздушные массы на нагретый испаритель. А тёплый воздух выходит непосредственно в салон, чем вытесняет холодные воздушные массы извне. Новейшие отопительные узлы имеют подключение к воздуховодам.
Зачем нужен электронный блок управления
Электронная система принимает данные с индикаторов, установленных внутри и снаружи автомобиля. После анализирования этой информации электронный блок вычисляет лучшие параметры, подходящие заданным водителем. Такой тщательный анализ способствует также уменьшению количества топлива, так как температура поднимается или опускается на оптимальный уровень и не требует лишних затрат. Поэтому климат-контроль не только привнесёт комфорт в поездку, но и поможет сэкономить.
Управление кондиционером и климат-контролем
Управление кондиционером традиционно ручное, осуществляется кнопкой, расположенной на приборной панели: включить/выключить. Во многих машинах эта кнопка обозначена значком «снежинка». Управление климат-контролем является более замысловатым по сравнению с обычным кондиционером – среди остальных кнопок управления располагается кнопка «Auto», которая запускает систему.
Далее аналитический узел климат-контроля берёт данные внешних и внутренних индикаторов и решает: нагревать или понижать температуру воздушных масс внутри авто. Есть небольшие различия в зависимости от моделей автомобилей, но в большинстве случаев узел работает именно так.
Различия в климатических системах
Есть упрощённая модель климат-контроля и более продвинутые её подвиды. Всё зависит от количества климатических зон внутри машины, которые может создать данный функционал. В самом простом случае во всём салоне автомобиля будет поддерживаться одна заданная температура, в более сложном варианте дело иногда доходит до 4-х климатических зон. Выглядит система зонирования так: возле водителя температура поддерживается на одном уровне, а в пассажирской зоне она может отличаться в ту или иную сторону.
Как климат-контроль работает зимой
Варианты работы климатических систем часто обусловлены разными видами транспортных средств. Такие различия в последовательности действий функционала хорошо заметны в холодное время года. Например, система может вначале заняться обогревом запотевших стёкол, затем дефлекторы самостоятельно опустятся вниз, чтобы прогреть воздух внизу салона. Затем тёплая воздушная масса будет идти на уровне корпуса водителя. Такая последовательность делает поездки в автомобиле намного комфортнее.
Преимущества и недостатки разных климатических систем
Климат-контроль заслуженно завоевал расположение многих водителей тем, что не нужно часто изменять параметры работы охлаждающего устройства. Достаточно один раз настроить нужную вам температуру и далее получать удовольствие от комфортной атмосферы в салоне.
Также кондиционер делает охлаждение салона одинаковым для всех, а климат-контроль предлагает возможность зонирования, где у водителя будет одна температура, а у остальных пассажиров она будет совершенно другой.
Есть и недостаток в пользу кондиционера, поскольку ремонтное обслуживание системы климат-контроля существенно превышает сервисный уход за кондиционером. За такое удобство придётся платить на порядок дороже.
Иногда не совсем удачное расположение индикаторов в климат-контроле может выдавать не ту температуру, которая требуется: переохлаждать или перегревать салон. Поэтому важно приобретать качественную систему.