в чем разница между компрессией и степенью сжатия двигателя
Степень сжатия и компрессия. В чем разница? Это одно и тоже или все же нет
Двигатель внутреннего сгорания достаточно сложное устройство. Как говорят физики, принцип работы его основан на физическом эффекте расширения газов, которые образуются при сгорании воздушно-топливной смеси. ТО есть внутри цилиндра создается давление, которое толкает поршни, а они в свою очередь раскручивают «коленчатый вал», после эта «работа» передается нужным узлам и агрегатам. НО прежде чем воспламениться, «смесь» сжимается – тут то и вступают вроде бы два одинаковых термина «степень сжатия» и «компрессия». Многие уверены что это одно и тоже и разницы никакой нет, однако это не так. Сегодня я подробно и популярно объясню, что это такое …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Наверное, многие из профессиональных автолюбителей мерили компрессию двигателя, подключается специальный «компрессометр» далее крутят двигатель (в основном стартером от аккумулятора) и вырисовывается определенное значение, то есть вы получаете – компрессию вашего силового агрегата. По ее состоянию, можно понять, все нормально внутри, либо же есть какие-то проблемы. Например, когда компрессия падает, то возможно прогорание клапанов, «залегание» компрессионных колец и т.д., нужен ремонт.
Однако после такого замера многие уверены что компрессия, это не что иное, как и степень сжатия, то есть эти понятия – ОДНО И ТОЖЕ! НО ЭТО НЕ ТАК.
Степень сжатия указывается практически для всех современных автомобилей, на его основе производитель рекомендует вам заправлять то или иное топливо, скажем 92 или 95 бензин.
Разница у этих двух величин действительно есть, причем достаточно разительная, не смотря кажущуюся схожесть, давайте разберем каждую.
Степень сжатия
Пожалуй, начнем с самого сложного. Как мы все с вами знаем внутри блока цилиндров, ходят поршни. У каждого поршня есть «мертвые точки», это верхняя – когда топливо сжато до предела и ждет воспламенения, и нижняя – когда поршень уходит вниз, а пространство либо заполняется новой топливной смесью, либо расширившимися (воспламененными) газами.
Верхняя мертвая точка. Когда поршень находится в «верхней точке», над поршнем остается определенный объем (или пространство) именно в нем находится сжатая воздушно-топливная смесь, это и есть «камера сгорания» — для условного обозначения этот объем мы назовем «V1»
Нижняя мертвая точка. Здесь поршень находится в «нижней мертвой точке», и к объему камеры сгорания, добавляется объем цилиндра, точнее, объем находящийся над поршнем. В итоге у нас получаются как бы два объема – Vц (цилиндра) и V2 (общий = цилиндра + камера сгорания).
Теперь все просто — важные для нас параметры, это V1 и V2 (стоит отметить, что измеряются они в литрах). Для того чтобы получить степень сжатия нужно:
Степень сжатия = V2 / V1
Таким простым методом мы рассчитываем, во сколько сжимается воздушно-топливная смесь, при движении из нижней мертвой точки в верхнюю.
Зачастую производитель уже указывает эти характеристики в описании или инструкции, и мы можем видеть степень сжатия 9,5 – 10 – 10,5 – 11 – 12 – 14 и т.д. Это нам говорит о том — что топливная смесь, которая «всосалась» при движении поршня из «верхней мертвой точки» в «нижнюю», на такте впуска, сожмется в 9,5 – 14 раз, от первоначального объема и после подожжется свечой зажигания.
Думаю, теперь путать не будете, разжевано все досконально, теперь переходим к компрессии двигателя.
Компрессия двигателя
С этой величиной все намного проще, как обычно начнем с определения:
Компрессия – это давление, которое создается в конце такта сжатия (воздушно-топливной смеси), когда поршень идет в максимальную верхнюю (мертвую точку).
Чем выше компрессия, тем большую мощность может развить силовой агрегат. Почему? ДА все просто — увеличение этой величины способствует наилучшему сжатию топлива, а потому его воспламенение может происходить намного эффективнее. Так же большая компрессия даст больший толчок поршню, то есть прямая зависимость частоты вращения коленчатого вала и мощностью мотора.
Однако бесконечно увеличивать компрессию нельзя, все потому что воздушно-топливная смесь, а в нашем случае это бензин, разогревается и может воспламениться произвольно, то есть произойдет детонация, а этот процесс реально разрушительный для внутренностей двигателя в целом. Поэтому сейчас и появляются высокооктановые бензины, подробнее здесь.
Стоит отметить, практически все производители указывают нормальный параметр этого показателя. Если при замере, ваша компрессия отличается в пару или даже несколько раз, то тут стоит задуматься, практически всегда это означает сложные поломки силового агрегата, как я уже писал выше — начиная с клапанов, заканчивая компрессионными кольцами на поршнях и т.д.
Так степень сжатия и компрессия это одно и тоже?
Как вы поняли, конечно же нет! Степень сжатия это коэффициент, который рассчитывается при помощи объемов, а вот компрессия банально замеряется специальными манометрами (компрессометрами).
Если взять практическое применение, то компрессия будет немного больше, чем степень сжатия (ст). Так например, при степени сжатия — 9,5, компрессия зачастую от 11 до 12!
Почему такое происходит? Да потому что при замере компрессии от давления разогревается воздушно-топливная смесь, происходит увеличение температуры.
Эти показатели можно было бы приравнять, если бы процесс был изотермическим (то есть исключающим воздействия температуры, как извне, так и изнутри) в закрытом герметичном корпусе. Но поскольку на практике это не возможно, то величины будут различаться.
Сейчас видео версия статья, смотрим
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.
(26 голосов, средний: 4,58 из 5)
Похожие новости
Гидрокомпенсаторы или толкатели (клапанов). Что лучше?
Компрессия и степень сжатия: разница, принцип работы, сходство и различия
Степень сжатия
Для начала рассмотрим, что следует понимать под этим термином. Степень сжатия представляет собой геометрическую величину, не имеющую единиц измерения. Это обусловлено тем, что для ее определения используются параметры силового агрегата. Иными словами, степень сжатия – это отношение всего объема цилиндра к объему камеры сгорания.
В отношении двигателей, работающих на бензине, это значение может разительно варьироваться — в диапазоне от 8 до 12. Что касается дизельных силовых агрегатов, то у них данная характеристика еще больше – 14-18 единиц. Это во многом продиктовано конструктивными особенностями.
В поисках ответа на вопрос, в чем разница степени сжатия и компрессии, стоит рассмотреть другой момент в отношении бензиновых двигателей. Дело вот в чем. Чем больше будет значение степени сжатия, тем выше будет и удельная мощность. В то же время сильное увеличение этого параметра неизбежно приведет к заметному снижению ресурса мотора. И ко всему прочему могут появиться серьезные проблемы, если заправить машину топливом низкого качества.
Что такое степень сжатия и компрессия двигателя. Особенности и различия
Сегодня мы узнаем, что из себя представляют автомобильные показатели двигателя внутреннего сгорания, такие как
степень сжатия и компрессия силовой установки, а также чем они отличаются друг от друга
ЧТО ТАКОЕ СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ И КОМПРЕССИЯ ДВИГАТЕЛЯ. ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ
Добрый день, сегодня мы узнаем, что из себя представляют
автомобильные
показатели двигателя
внутреннего сгорания, такие как
степень сжатия
и
компрессиясиловой установки
, а также
чем они отличаются
друг от друга. Кроме того, дадим
определение
понятиям
компрессии
и
степени сжатия
, расскажем про основные
особенности
данных
показателей двигателя
, а также установим,
почему так важны значения
этих
параметров
для того или иного
мотора
транспортного средства. В заключении мы поговорим,
как влияют конечные значения компрессии силовой установки
на
установление возможных неисправностей двигателя
, а также
почему степень сжатия
напрямую
влияет на параметр мощностимотора
автомобиля.
Для того, чтобы понять для чего нужны показатели компрессии
и
степени сжатия двигателя
внутреннего сгорания, а также
чем они отличаются друг от друга
, необходимо знать их
определения
, осознавать
важность каждого параметра
, который напрямую или косвенно
влияет на долговечность функционирования силовой установки
транспортного средства. Данные вопросы мы и обсудим в нашем рассказе, чтобы получить исчерпывающее представление о
степени сжатия
и
компрессии двигателя
, а также
почему не нужно путать
эти, в какой то мере схожие
показатели измерения работы мотора
. Кроме того, рассмотрим часто задаваемый вопрос многими автолюбителями: “
Чем отличаются параметры степени сжатия
и
компрессии двигателя друг от друга
, а также
какой показатель наиболее важен
?”.
Компрессия двигателя. Результаты измерения
Почему загорается лампа давления масла
.
Степень сжатия. Понятие и особенности автомобильного показателя
Степенью сжатия силовой установки
называется
отношение объема рабочей области цилиндра
к
объему камеры сгорания топливно-воздушной смеси
. На
бензиновом двигателе
, в зависимости от определенной задачи,
показатель степени сжатия
может находится в разном диапазоне величин
от 7 до 11 пунктов
. Что касается
дизельных силовых установок
, то в связи с определенными конструкторскими особенностями устройства, их
степень сжатия
значительно
превышает бензиновые
и составляет в среднем
от 13 до 19 пунктов
.
На сегодняшний день степень
или
показатель сжатия двигателя
указывается почти на всех современных транспортных средствах. На основании этого
параметра
производитель
в документации
и еще, как правило, на
лючке бензобака
к тому или иному автомобилю указывает
рекомендованное для заправки топливо
, например, если транспортное средство оснащено
бензиновым мотором
, будет указание
на марку бензина АИ-92
или
АИ-95
.
Для того, чтобы более детально представить, как и где создается степень сжатия в двигателе
автомобиля, нужно первым делом себе представить
блок цилиндров
и
поршни
, которые в нем ходят. Дело в том, что у каждого
поршня
есть в
блоке цилиндров
, так сказать свои “
мертвые точки
“. Такой
точкой
называется
верхняя плоскость блока
, когда
топливо сжато до предела
и ждет момента для
воспламенения
.
Нижняя точка
– это та плоскость, где
поршень
опускается вниз, а
пространство заполняется новой порцией топливной смеси
или наоборот уже заполнено
расширившимися
от
воспламенения газами
.
В том случае, когда поршень
располагается в
верхней части блока
, то есть в “
верхней мертвой точке
“, то над ним остается определенный
объем
, в котором и находится
сжатая под определенным давлением топливно-воздушная смесь
. Это
пространство
или
область
называется
камерой сгорания смеси
. Когда
поршень опускается
в
нижнюю область блока цилиндров
, так сказать к “
нижней мертвой точке
“, то к
пространству камеры сгорания
еще добавляется
объем расположенный
над
поршнем
. Поэтому довольно просто зная вышеописанные теоретические основы
работы поршня в блоке цилиндров
определить
во сколько
может
сжиматься топливно-воздушная смесь
нашего
двигателя
при движении
узла мотора
из нижней “
мертвой точки
” в верхнюю. Справочно отметим, что при
измерении
этого
показателя
,
переменные значения
отображаются, как
объемные величины
, поделенные друг на друга, то есть
V2
(объем) /
V1
(объем).
Таким образом, при помощи обычного деления объема V2
(
объемнад поршнем
) на
V1
(
объем подпоршнем
) мы получим
показатель
, который укажет нам
во сколько раз сжимается топливно-воздушная смесь
,
при движении поршня из нижней мертвой точки блока цилиндров
в
верхнюю
. Ниже на изображении мы постарались наглядно продемонстрировать наши
расчеты степени сжатия
(
Нажмите на изображение для увеличения
).
Как правило, авто производители данные характеристики
указывает в
документации
к транспортному средству. Поэтому зачастую этот
параметр высчитывать
самостоятельно
не требуется
, для его нахождения нужно всего то открыть
инструкцию
на свой автомобиль.
В большинстве случаев степень сжатия
указывается в диапазоне
от 9 до 14 пунктов
. Данный
показатель
нам скажет о том, что
топливно-воздушная смесь
, которая вошла в
камеру сгорания при движении поршня
в
блоке цилиндров
из “
верхней мертвой точки
” в
нижнюю
точку, на
такте впуска
, сожмется в
9
,
10
, … или
14
раз, от
первоначального состояния
(
объема
), а после этого
воспламенится свечой зажигания
.
.
Компрессия двигателя. Понятие и особенности автомобильного показателя
Компрессией
называется
максимальное давление воздуха в камере сгорания
в самом конце
такта сжатия топливно-воздушной смеси
. Другими словами
компрессия
– это определенный
уровень давления в области цилиндра
, которое так или иначе
зависит от степени сжатия смеси
в нем. Справочно заметим, что
показатель давления в малом объеме
всегда будет больше, так как при
увеличении степени сжатия
,
уровень компрессии вырастает
.
Уровень компрессии
косвенно или
предварительно указывает на состояние силовойустановки
автомобиля. Поэтому так важно
правильно производить процедуру замера компрессии
в
моторе
.
Заметим, что чем выше показатель компрессии
на
шкале
специального
манометра
при
замере
, тем
большую мощность способна развивать силовая установка
автомобиля. Довольно часто автовладельцы задаются вопросом почему так получается? Все довольно просто и лежит на поверхности. Дело в том, что
повышение уровня компрессии
способствует
оптимальному сжатию топлива в камерах цилиндров
, так как его
воспламенение
может происходить куда более
эффективно
, чем с
низким показателем
. Кроме того,
высокая компрессия
предоставляет
большой толчок поршню
. Таким образом происходит прямая зависимость
частоты вращения коленчатого вала
и
мощности силовой установки
.
Но стоит заметить, что постоянно повышать компрессию
не в коем случае нельзя, так как
топливно-воздушная смесь
, как правило, это
бензин
может сильно
перегреться
и самопроизвольно
воспламениться
, что как следствие выльется в
детонацию
. А это уже может привести к губительным и
разрушительным последствиям
для внутренних
узлов
, а также
деталей двигателя
. Как говорится этот процесс уж точно не продлит
срок службы силовой установки
. Вот поэтому сегодня на рынке новых автомобилей можно все чаще встретить машины
оборудованные специальными двигателями
, да и на заправках можно сейчас часто видеть
высокооктановые марки бензина
, которые образуют
высокую компрессию
.
Как правило, большинство автомобильных производителей указывают средний показатель компрессии
. Например, если при
измерении
, наш
показатель компрессии
отличается даже на пару пунктов от
заводского
, то стоит задуматься, так как почти в 90 процентах случаях это может означать, что с нашим
двигателем
возникли серьезные
проблемы
. В этом случае, необходимо
начинать диагностику неисправностей деталей силовой установки
с
клапанов
,
маслосъемных колпачков
и заканчивая
компрессионными кольцами
, которые расположены на
поршнях
и так далее по цепочке.
.
Отличительные особенности степени сжатия от компрессии двигателя
Для того, чтобы понять, в чем же различие степени сжатия от компрессии двигателя
, давайте немного вспомним ранее рассказанные нами
задачи
, которые выполняются одним и вторым
показателем
. И так,
степень сжатия
– это в первую очередь
коэффициент
, который рассчитывается при помощи
объемов
, а
компрессия
наоборот измеряется специальным
прибором
под названием
компрессионный манометр
.
Если рассматривать различия показателей
с
практической
точки зрения, то
компрессия двигателя
будет незначительно больше, чем
степень сжатия
. К примеру, при
показателе степени сжатия
в
9 пунктов
,
компрессия
будет находится в диапазоне
от 10,5 до 11,5 пунктов
.
Многие сейчас могут задать вопрос: “Почему так разнятся итоговые показатели этих индикаторов
?” Дело в том, что при
измерении компрессии силовой установки
от
давления
может
разогреваться топливно-воздушная смесь
и следовательно происходит
повышение
ее
температуры
. В принципе, в какой то мере
показатели степени сжатия
и
компрессии
можно было бы
приравнять
, в том случае, если бы процесс проходил в изотермическом, а также
герметично закрытом корпусе
, который бы исключал любое воздействие температуры, как снаружи, так и внутри. Однако в связи с тем, что в реальности обеспечить
полную герметичность узлов
не реально, то итоговые величины будут всегда отличатся.
Видео обзор: “Что такое степень сжатия и компрессия двигателя. Особенности и различия”
В заключении отметим, что для бензиновых силовых установок, чем больше показатель степени сжатия, тем будет выше удельная мощность двигателя. Однако, если чрезмерно повысить степень сжатия мотора, то это может значительно снизить срок службы его узлов и при этом возрастет риск наступления внепланового капитального ремонта двигателя при заправке “разбавленным” топливом. При снижении компрессии двигателя, самое главное нужно немедленно установить причину этого понижения. Зачастую причиной низкой компрессии становятся проблемы с поршневыми кольцами или клапанным механизмом. Чтобы наверняка установить неисправность, специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств при помощи обычного шприца вводят примерно около 20 грамм моторного масла в “подозрительные” цилиндры. Затем процедуру повторяют. В том случае, если после этих манипуляций показания компрессометра выросли, то причиной падения являются поршневые кольца, а если они остались на прежних местах, то проблема в клапанах.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Расчет степени сжатия
Для любого двигателя внутреннего сгорания важно, чтобы данный параметр обладал максимально возможной величиной. Однако при необходимости форсировать мотор следует знать, как эту характеристику можно вычислить. Это нужно для того, чтобы избежать детонации, из-за чего мотор может просто выйти из строя.
Формула, с помощью которой проводится вычисление, выглядит следующим образом:
где CR- степень сжатия, V – рабочий объем цилиндра, C – объем камеры сгорания.
Тому автолюбителю, который желает знать, какая между компрессией и степенью сжатия разница, будут интересны подобные вычисления. Возможно, это пригодится ему на практике.
Для определения этого параметра в отношении лишь одного цилиндра, следует общий рабочий объем двигателя разделить на количество «стаканов». В результате получаем значение V из формулы выше.
А вот определить показатель C заметно труднее, но тоже возможно. Для этого на примете у опытных автомобилистов и механиков, занимающихся ремонтом двигателей, имеется верное средство – бюретка. Она проградуирована в кубических сантиметрах. Самый простой способ – это залить в камеру сгорания бензин, после чего бюреткой измерить ее объем. Остается полученные данные занести в формулу.
Форсирование двигателя путем увеличения степени сжатия
Чем выше степень, тем горячее воздух в конце такта сжатия и тем выше КПД двигателя. Но повышение одного параметра не гарантирует линейное возрастание второго. Наибольший прирост мощности ощущается при повышении степени до 10-11 единиц.
К примеру, увеличив степень сжатия стандартного ВАЗовского мотора с 9.8 до 11, мы в теории получаем прирост термического КПД на 4%. Тест на стенде при этом покажет куда более скромное значение – 2,5%. Повысив степень сжатия того же мотора еще на единицу, мы получим фактическую прибавку в 4.5%. Моментная характеристика возрастет главным образом на низких и средних оборотах. Дальнейшее увеличение степени сжатия без перехода на высокооктановое спортивное топливо и вовсе не даст результат.
Причина такого явления — в детонации, которая возникает в случае слишком высокого пикового давления в камере сгорания. При контакте с разогретым воздухом в таком случае смесь самовоспламеняется еще до момента подачи искры. При этом фронт пламени распространяется со скоростью более 2000 м/с, тогда как значение при нормальном сгорании не превышает 250-300 м/с.
Ударная волна такой силы оказывает разрушительное давление на цилиндры, стенки камеры сгорания, поршни. Также значительно повышается температура выхлопных газов, что приводит к прогоранию днища поршня, клапанов.
Поэтому тюнинг со сжатием следует проводить после точного математического расчета и с прицелом на октановое число бензина.
Компрессия
Теперь познакомимся с этой характеристикой. В отличие от степени сжатия, компрессия – это давление в цилиндре на момент конца такта. И данная характеристика является физической величиной, поэтому ее уже можно измерить. Для этого используется специальное оборудование – компрессометр.
С теоретической точки зрения данный параметр должен быть равен степени сжатия. Но это все лишь в теории, в действительности же все по-другому. Компрессия практически всегда больше степени сжатия. Это обусловлено несколькими причинами, о которых далее пойдет речь.
Компрессия в ДВС
Полученные показатели при замерах компрессии являются одним из важных комплексных показателей состояния ЦПГ (цилиндро — поршневой группы) ДВС.
При реальной работе двигателя происходит выработка компрессионных колец их залипание в выточках поршня (закоксовка), элипсообразная выработка рабочей поверхности цилиндров, образование микрозазоров между седлами и клапанами, через которые может происходить утечка рабочих газов, что уменьшает давление и величину компрессии ухудшая работу двигателя.
Объяснение теории и практики
Обе характеристики будут равны лишь в том случае, когда в цилиндрах происходит бесконечно долгое изометрическое сжатие газа. В результате выделяемая энергия станет поглощаться поршнем, стенками цилиндров, головкой блока и прочими частями двигателя, причем полностью. За счет этого тепловой баланс не станет меняться. Сжатый газ отдает тепло, но не давит на манометр с большей силой, нежели расчетный показатель.
На практике все обстоит иначе – разница между компрессией и степенью сжатия в показаниях присутствует. Процесс носит адиабатный характер. Сжатие газа сопровождается значительным повышением температуры.
Не все тепло, выделяемое сжатым газом, поглощается стенками цилиндра, и по этой причине за счет остатка возникает давление.
Компрессия: что это?
Компрессия – это давление газов в цилиндрах двигателя в конце такта сжатия во время вращения вала стартером при отключенном зажигания. Именно во время вращения стартером нужно измерять компрессию, так как во время работы мотора давление меняется. Этот параметр является физической величиной, а для ее измерения используют специальный прибор – компрессометр.
В теории компрессия и степень сжатия равны между собой, а вот на практике ситуация иная: степень сжатия почти всегда меньше, чем компрессия.
На это есть свои причины. Эти величины будут равны между собой, если газ в цилиндрах сжимается бесконечно долго, изометрически. В этом случае энергия, которая выделяется в процессе сжатия газа, полностью поглощалась бы поршнем, стенками цилиндров, головкой блока и другими частями мотора, благодаря чему не менялся бы тепловой баланс. Газ, который сжимается, отдает тепло и не давит на манометр с большей силой, нежели расчетная.
На практике же все абсолютно по-другому. В реальной жизни процесс сжатия газа происходит на фоне роста температуры, то есть процесс адиабатный. Если говорить простыми словами, то все тепло, которое выделяет сжатый газ, просто не успевает поглотиться стенками цилиндров, а за счет остатка и в цилиндре создается повышенное давление.
В старых моторах компрессия будет ниже, чем у новых. Это происходит за счет герметичности: новый мотор более герметичен, нежели старый, поэтому и замки колец и остальные места цилиндров не будут пропускать достаточно большое количество тепла, чтобы компрессия существенно упала.
Если двигатель работает исправно, то зачастую компрессия больше расчетной степени сжатия в 1,2 – 1,3 раза. В теории давление газа меняется обратно пропорционально изменению объема газа в степени 1,4.
Но подобный расчет справедлив только тогда, когда нет утечек воздуха, а тепло не передается окружающими стенками. За счет того, что все это есть в реальной жизни, то и подобное соотношение справедливо (1,2 – 1,3 раза). Существует эмпирическая формула, которая связывает степень сжатия и компрессия: Е = (P+3,9)/1.55, где Р – это измеренное давление, а Е – это степень сжатия.
Измеряют компрессию для того, чтобы оценить состояние двигателя и степень износа цилиндропоршневой группы. Чем меньше уровень компрессии, тем больше изношены клапаны и цилиндропоршневая группа. Если показатели слишком низкие (меньше 10 атм. в случае нетурбированного мотора, который работает на бензине), то можно говорить о том, что мотор находится в плачевном состоянии. Также об износе мотора может говорить и отличие в уровнях компрессии в разных цилиндрах больше, чем на 1 атм.
Самый плохой вариант – это наличие и первого, и второго «звоночков». В этом случае нужно обращаться к специалистам для проведения капитального ремонта «начинки» автомобиля.
Померять компрессию можно таким образом: двигатель нужно прогреть, потом выкрутить свечи, нажать на педаль газа, от чего стартер будет прокручивать двигатель, пока давление не станет стабильным.
Прогревать двигатель нужно для того, чтобы коленчатый вал вращался с достаточной частотой, а аккумуляторная батарея была разряженной. Чем выше будет частота вращения коленчатого вала, тем меньшим будет время контакта сжимаемых газов и стенок цилиндра, то есть компрессия будет выше. Именно поэтому и стартер, и АКБ должны быть исправными.
С помощью компрессии можно определить и то место, где мотор наиболее изношен. Это возможно за счет того, что давление газов падает из-за негерметичности клапанов и колец. Чтобы конкретизировать место утечки газа («виноваты» клапаны или кольца), нужно залить в цилиндр 10 – 30 г моторного масла, после чего нужно снова померять компрессию. За счет своей вязкой структуры, масло на определенное время герметизирует замки колец и щель между стенкой цилиндра и поршнем, то есть места, где «уходит» наибольшее количество газа.
Старые и новые двигатели
В моторах, которые уже отработали порядочный срок, показатели компрессии будут заметно ниже, чем у недавно выпущенных силовых агрегатов. Это объясняется герметичностью. Двигатели новых автомобилей в значительной степени непроницаемы для газов. Поэтому через замки колец и прочие места цилиндров не будет выпускаться много тепла. Соответственно, компрессия не упадет. Разница компрессии и степени сжатия будет минимальной.
Со старыми двигателями все понятно – срок службы делает свое дело. И в результате долгого использования транспортного средства, включая воздействие высокой температуры, элементы теряют свои первоначальные свойства. Конечно, это происходит в течение длительного периода времени, но так или иначе характеристики двигателей в любом случае изменяются.
Способы изменения степени сжатия
У современных силовых агрегатов можно откорректировать эту характеристику как в большую, так и в меньшую сторону. Если нужно повысить параметр, то для этого растачиваются цилиндры и ставятся поршни с большим диаметром. Любому, кому интересно понимать разницу в компрессии и степени сжатия двигателя сгорания, будут полезны эти сведения. Ведь среди автолюбителей есть сторонники разного рода тюнинга.
Другой, не менее эффективный способ изменения степени сжатия, заключается в уменьшении камеры сгорания. В этом случае с места сопряжения ГБЦ с блоком двигателя удаляется слой металла. Такая операция проводится с использованием строгального или фрезерного станка.
Если же по каким-либо причинам возникает необходимость в понижении степени сжатия, то, наоборот, стоит поместить дюралевую прокладку между блоком цилиндров и ГБЦ. Другой способ – это удаление слоя металла с днища поршня. Однако он более сложен в реализации, поскольку это потребует определенных усилий, навыков и умений. К тому же для этой процедуры нужен токарный станок.
Итоги сравнения
В конечном счете в чем разница степени сжатия и компрессии? Проанализировав эти два термина, можно заметить существенное отличие. Степень сжатия является величиной безразмерной. Изменить ее можно, но лишь путем вмешательства в конструкцию двигателя.
Компрессия же способна варьироваться в период эксплуатации транспортного средства. Кроме того, этот параметр во многом зависит от степени сжатия. Ведь давление в меньшем объеме всегда будет большим.
Иными словами, если увеличивается степень сжатия, то и компрессия также растет.
Как происходит воздействие?
Так на что же оказывает влияние степень сжатия? Здесь стоит учитывать то количество работы, которое производит силовой агрегат. И чем выше этот параметр, тем больше энергии будет выделяться в ходе сгорания топливовоздушной смеси. Соответственно, повышается и мощность двигателя.
По этой причине большинство производителей старается увеличить силовые показатели мотора за счет одной эффективной методики. К ней стали прибегать еще с конца прошлого столетия. Вместо того чтобы двигаться в направлении увеличения объема цилиндров и камеры сгорания, специалисты, а они уж точно знают, какая разница между компрессией и степенью сжатия, стремятся повысить именно последний показатель.
Однако здесь имеются ограничения. Рабочую смесь нельзя сжимать бесконечно долго — по достижении определенной величины она детонирует, то есть взрывается. В то же время это касается только двигателей, работающих на бензине. Дизельные силовые агрегаты лишены риска детонации. Собственно, этим и объясняется их более высокая степень сжатия.
И, чтобы избежать столь разрушительного воздействия, ведь детонация для двигателя губительна, повышается октановое число бензина. А это, в свою очередь, увеличивает стоимость топлива. Ко всему прочему те добавки, которые служат этой цели, приводят к ухудшению экологических параметров мотора.
Определимся с терминами
Компрессия – это значение максимального давления воздуха в камере сгорания неработающего двигателя, которое развивается в конце такта сжатия. В нынешнее время величина измеряется в Барах (бар), Атмосферах (ат, атм) и Паскалях (Па), а раньше – в килограммах силы на квадратный сантиметр (кг/см2) и фунтах на квадратный дюйм (psi, ksi). Измерение компрессии – очень эффективный способ исследования, а полученное её значение – важный диагностический показатель «здоровья» мотора.
Степень сжатия – сугубо инженерная, расчётная и безразмерная характеристика. Она является частным деления объёма цилиндра, когда поршень находится в нижней мёртвой точке (НМТ), и остаточного объёма цилиндра (в т.ч. и объёма камеры сгорания), когда поршень находится в верхней мёртвой точке (ВМТ). Другими словами, степень сжатия – в какое количество раз сжимается объём газа (включая топливо-воздушную смесь), попавшего в цилиндр двигателя во время рабочего хода поршня.
Компрессия зависит от степени сжатия, но не наоборот. Чем выше степень сжатия, тем выше давление, регистрируемое при измерении. Однако на величину этого давления влияет большое количество внешних факторов, изменяя и анализируя которые, с высокой вероятностью можно обнаружить источник проблем, либо убедиться в его отсутствии.
Значение степени сжатия (СЖ) обычному водителю может лишь очень примерно указать на используемое здесь октановое число бензина. Например:
Если двигатель современной конструкции, то взаимосвязь между этими параметрами может отсутствовать благодаря «продвинутым» технологиям смешения, зажигания и сгорания топлива, как и компьютерному управлению, позволяющему менять настройки в широких пределах. Наличие турбонаддува подразумевает эксплуатацию на бензине с октановым числом не ниже АИ-95-98, а если «92-й» и упомянут в числе разрешённых, то только высококачественный, т.к. контрафактный станет для турбомотора смертельным ядом.