в чем разница между кастами и варнами
Варны и Касты. В чем различие?
Многие слышали о Кастах и Варнах на примере Индии. Слово Варна многие смешивают с кастой.
Внутренний и внешний контроль чувств, аскетизм, чистота, терпение, искренность, духовное знание, просветленность и глубокая вера – таковы естественные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
Доблесть, мужество, выносливость, находчивость, стойкость в испытаниях, великодушие и царское достоинство – таковы качества кшатриев, необходимые им для исполнения их долга.
Земледелие, забота о скоте и торговля – естественные занятия для вайшьев.
Служение брахманам, кшатриям и вайшьям (оказание поддержки им в различных начинаниях) естественно для шудр».
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
То есть даже обладая высокими интеллектуальными способностями, но не имея соответствующих душевных качеств, требуемых конкретной варной, человек не в состоянии исполнять определенные ею профессиональные обязанности на должном уровне.
Так человек, ставящий превыше всего выживание и удовольствие или достижение свободы от других, не может быть ни ученым, ни священником, ни даже торговцем, потому как благородные стремления будут со всей неизбежностью заменены мерзостью чувственных удовольствий.
Каждой варне соответствует свой цвет:
В чем разница между варной и кастой?
В ведические времена общество было строго стратифицировано (разделено) по 4 варнам.
Варна, буквальный перевод – цвет. Были и внекастовые (неприкасаемые), т.е. те, кто не смог найти себя в обществе. Кого считали внекастовыми? Внекастовые – это грубо говоря «отбросы» общества, например криминал (под воздействием Раху), также сюда относят аскетов и монахов (под влиянием Кету).
Каста и варна – это не одно и тоже, а океан различий между этими понятиями. Варна – это то, что дано человеку от рождения по его качествам. Это может быть связано с рождением в определенной семье, а может быть и не связано. Бывает, что в семье рабочих рождается гений, а в семье интеллектуалов, кто-то непонятный.
Что означает термин «варна-ашрама»? Это богоцентрическое общество, где люди работали по своим качествам, и плоды своей деятельности предлагали Богу.
Итак, мы подошли к такому понятию как каста, что оно значит? Если человек родился в семье врача, он автоматически становится врачом, и всем без разницы, что у этого человека кшатрийские таланты, качества. Те, кто смотрел сериал Махабхарата, понимают трагедию данной системы, и почему так боролись против кастовой системы. Если помните, в этом сериале в такую трагедию попал Карна, сын Сурьи и Кунти, но Кунти не могла воспитывать сына т.к. не была еще замужем, по итогу его воспитанием занималась семья колесничего, Карне пришлось по кастовой системе становится колесничем (профессия сына по профессии отца), хотя он по своим талантам и качествам был настоящий кшатрий. Поэтому в итоге он уехал от родителей, «обманул» великого учителя Парашураму, чтобы тот обучил его военному искусству, сказав, что он сын брахмана, за что и получил проклятие.
Чем варны отличаются от каст?
Просьба отвечать действительно знающим людям или ссылаться на достоверные источники.
ВАРНЫ (санскр., букв. — качество, цвет), четыре сословия Древней Индии.
Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний.
Вторую варну представляли кшатрии — воины.
Третья варна — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли.
Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный.
КАСТА, –ы, ж.
1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов.
2. Узкая общественная группа, к-рая отстаивает свои привилегии и интересы и доступ в к-рую для посторонних затруднён или невозможен (неодобр.). Замкнутая к.
Так вот ВАРНЫ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ПОДРАЗДЕЛЯЛИСЬ НА КАСТЫ.
С уважением.
Лена
Такие понятия как варна и каста обычно подаются как синонимы. С нашей же точки зрения есть несколько ключевых различий в этих понятий, характеризующих принадлежность человека к определённому слою общества.
Каста – это социально обусловленный слой, в котором родился и, чаще всего, проводит свою основную деятельность человек. Каст существует огромное множество – каста торговцев, каста ремесленников, каста земледельцев и др.
Понятие варна связано с природной предрасположенностью (выбором души) к определённому виду деятельности. По индийским источникам существует четыре основные варны – Шудры, Вайшью, Кшатрии, Брахманы.
Чем варна отличается от касты: Мифы вокруг традиций индийской «цветовой» иерархии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ритм индийской жизни
Понятие касты-джати легко спутать с понятием варны («цвета») — изначальным фундаментом ведического общества. Первым «социологом», согласно «Махабхарате», выступил бог Кришна. Он разделил людей на четыре сословия, сообразуясь с материальной природой и её тремя качествами-гунами, из которых происходят виды человеческой деятельности.
В зависимости от преобладания той или иной гуны, каждый человек относится к одной из четырёх варн:
— брахманы (жрецы, учёные, хранители духовной культуры, советники);
-кшатрии (воины — правители и аристократы);
-вайшья (предприниматели, торговцы, купцы, ремесленники);
— шудры (обслуга, люди, занятые «нечистым» трудом).
Сколько раз родился?
Представители первых трёх варн именуются также «дважды рождёнными», поскольку в юном возрасте проходят посвящение, то есть «духовное рождение» как полноценные члены общества. Вероятнее всего, сложившуюся варновую систему индоарии принесли с собой в ходе проникновения на Индостан во II тысячелетии до нашей эры.
В «Ригведе» и более поздних текстах есть указания на то, что изначально принадлежность к варне не была наследственной, а определялась для индивида в соответствии с его природными качествами, способностями и наклонностями. Соответственно, барьеры для смены варны в течение жизни, а также для межварновых отношений (включая браки), были довольно прозрачными и гибкими, если вообще существовали.
Среди риши (легендарных ведийских мудрецов, то есть относящихся к варне брахманов) можно обнаружить как выходца из семьи кшатриев-воинов (Вишвамитра), так и внука рыбака, то есть шудры (Вьяса), даже бывшего разбойника(Валмики, автор
«Рамаяны»). Даже шудрам не возбранялось участвовать в ритуалах и изучать Веды.
Чем разделение на джати отличается от деления на браминов и шудр
На обширных территориях полуострова (овладение которыми заняло не один век) арии обнаружили множество автохтонных племён и народностей на разных стадиях развития: от потомков высокоразвитой Хараппской цивилизации до полудиких охотников. Всё это разношёрстное население, называемое пренебрежительно «Млеччхи» («дикари», «варвары», чуть ли не «животные»), предстояло расставить по местам, чтобы оно сложилось в подобие единого социума. Этими процессами сопровождается продвижение ариев вглубь Индостана (XIII-XIвв. до н. э.), смена пастушеского образа жизни осёдлым, усиление власти царей и жрецов, а также трансформация ведийского учения в индуизм.
Само разнообразие этносов, языков, стадий развития, верований плохо вязалось со скрепной, исконной и богоданной системой варн. Так что аборигенов мало-помалу вписали в зарождавшийся общеиндийский социум иным способом. Практически каждая территориально-этническая группа оказалась добровольно-принудительно привязана к определённой социальной модели, состоявшей также из рода деятельности и религиозно-ритуальных предписаний. Это, собственно, и стало именоваться «джати».
Высшие ступени иерархии — джати, соответствовашие варнам брахманов и кшатриев, составляющим «знать» — завоеватели, разумеется, застолбили за собой. Процесс более-менее совпал с окостенением варновой системы: «цвет» стал передаваться по наследству, отсюда переход к эндогамии и прочие ограничения на межварновое общение.
Деградация изначальной варновой концепции объясняется усилением могущества двух высших варн, в особенности брахманов. Последние добились практически богоподобного статуса «по праву рождения» и держали в своих руках всю духовную сторону жизни.
Естественно, верхушка прилагала все усилия, чтобы не пускать в свои ряды сколь угодно способных «низкорождённых». Барьерам между джати способствовали всё устрожавшиеся представления о «чистоте» и «нечистоте» профессий. Насаждалось представление о том, что соблюдение достижение четырёх ключевых целей человеческой жизни (дхарма, артха, кама и мокша) невозможно вне джати и что подняться по социальной лестнице можно только в следующей жизни при условии неукоснительного следования касте в жизни настоящей.
Неудивительно, что к тому же периоду брахманизма относится постепенное снижение статуса и закрепощение женщины. Представители разных варн приносили жертвы в разные сезоны и разным богам-покровителям. Шудры же теперь вовсе не смели обращаться к богам напрямую и были лишены доступа к священному знанию.
Даже наречия, на которых говорят герои более поздних классических драм, сразу выдают происхождение каждого: простолюдинам достаётся магадхи, поющим простолюдинкам — махараштри, царям и знати мужского пола — священный санскрит, знатным же дамам и незнатным старикам — изысканный шаурасени. «Разделяй и властвуй» — это не Цезарь придумал.
Сорта людей
Словосочетание «мусульманская каста» (как и «христанская») по существу является оксюмороном. Сами положения ислама оттвергают деление людей на сорта и предписывают халифу стоять на молитве в одном ряду с какими угодно единоверцами, включая бедняков и рабов. Не случайно после завований Великих Моголов ислам особенно охотно принимали представители низших каст, включая неприкасаемых: новая вера автоматически повышала их статус, выводя за пределы кастовой системы.
Однако Индия — страна парадоксов. Потомки пришедших с Великими Моголами тюрков и арабов образовали касту «ашраф» («благородных») и по сей день смотрят свысока на «аджлаф» — потомков индусов, принявших ислам. Не замедлила образоваться каста «арзал», аналогичная индусским неприкасаемым, и пошло-поехало: на сегодняшний день в отдельных Штатах Индии насчитываются десятки каст мусульман.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все про индийские касты — разделение, признаки, мифы и правда
Как возникли касты в Индии
Каста, варна и джати — в чем разница?
Четыре индийских варны
Каста неприкасаемых — миф и реальность
Варны и касты в наше время
Полторы тысячи лет до нашей эры индийское общество разделилось на 4 сословия. Их назвали варнами. С санкскрита это переводится как «цвет», «качество» или «категория». Согласно «Ригведе», варны или касты появились из тела Бога Брахмы.
Круг в центре флага Индии — религиозный символ
В Древней Индии изначально были такие касты (варны):
По легенде, Брахма создал касты из четырех частей своего тела
Возникновение каст в Древней Индии
Причин возникновения варн или так называемых индийских каст называют много. Например, арии (не путать со лженаучными «арийцами»), завоевав индийскую землю, решили поделить местный народ по цвету кожи, происхождению и материальному положению. Это упрощало социальные взаимосвязи и создавало выигрышные условия для правления. Арийцы возвели себя, очевидно, в касту высших и брали в жены только девушек-брахманов.
Образование — шанс жить лучше, чем другие представители касты
Каста, варна и джати — в чем разница?
Большинство людей путают понятие «каста» и «варна», многие считают их синонимами. Но это не так, и с этим следует разобраться. Каждый индиец, без права выбора, рождался в закрытой группе — в варне. Иногда их называют индийской кастой. Однако, каста в Индии — это подгруппа, расслоение в каждой варне, поэтому каст сегодня существует бессчетное количество. Только в 1931 году, согласно переписи населения, были опубликованы данные о 3000 индийских кастах. А варн всегда 4.
Брахманы и неприкасаемый. Так в Индии устраняют разногласия каст
Джати — это второе название касты и подкасты, и джати есть у каждого жителя Индии. Джати — принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине, она тоже закрыта и эндогамна. В каждой варне есть свои джати.
Более подробная таблица индийских каст с правами и обязанностями
Можно провести примитивный аналог с нашим обществом. Например, есть дети богатых родителей. Это — варна. Они учатся в отдельных детских садах, школах и университетах, общаются преимущественно, между собой. Эти дети, вырастая в подростков, делятся на субкультуры. Кто-то становится хипстером, кто-то — «элитным» предпринимателем, другие — творческой интеллигенцией, а кто-то — свободным путешественником. Это — джати или каста.
Касты в Индии могут образовываться по религии, профессии и даже интересам
Они могут делиться по религиозным признакам, по интересам, по выбранным профессиям. Однако, как это ни странно, люди этой варны редко «смешиваются» с другими, низшими варнами и даже кастами, и всегда стремятся к общению с теми, кто выше их.
Четыре индийских варны
Брахманы — высшая варна или каста в Индии. К ней относились жрецы, священнослужители, мудрецы, учителя, духовные наставники и те люди, которые связывали других людей с Богом. Брахманы были вегетарианцами и могли есть только ту пищу, которую приготовили люди их каст.
Брахманы — высшая и самая уважаемая каста в Индии
Кшатрии — это индийская каста или варна воинов, защитников своей страны, дружинников, солдат и, как ни удивительно, царей и правителей. Кшатрии были защитниками брахманов, женщин, стариков, детей и коров. Им разрешалось убивать тех, кто не соблюдал дхарму.
В армии и полиции служат представителями касты кшатриев-воинов
Вайшьи — это свободные общинники, торговцы, ремесленники, земледельцы, рабочий класс. Не любили заниматься тяжелым физическим трудом и крайне щепетильно относились к пище. Среди них могли быть очень зажиточные и богатые люди — владельцы индийских магазинов, предприятий и земель.
Представители касты торговцев избегают тяжелого труда
Шудры — низшая варна или каста Индии. В нее входили слуги, разнорабочие и чернорабочие. Все те, кто не имел ни дома, ни земли, и выполнял самую тяжелую физическую работу. Шудры не имели права молиться богам и становиться «дваждырожденными».
Шудры — низшая каста в Индии. Они живут бедно и очень тяжело работают
Религиозный обряд, который проходили три верхних варны или касты Индии назывался «упанаяна». В процессе посвящения на шею мальчика надевали освященный шнур, соответствующий его варне, и с тех пор он становился «двиджа» или «дваждырожденным». Он получал новое имя и считался брахмачари — учеником.
У каждой касты свои обряды и посвящения
Индуисты верят, что праведная жизнь позволяет родиться в более высокой касте в следующей жизни. И наоборот. А брахманов, которые уже прошли большой цикл перерождений на Земле, ждет воплощение на других, божественных планетах.
Каста неприкасаемых — миф и реальность
Отдельное внимание нужно уделить неприкасаемым. Существование 5-ти индийских каст — это миф. На самом деле, неприкасаемые — это те люди, которые не попали в 4 варны по каким-то причинам. Согласно индуизму, они вели неблагочестивую жизнь в прошлом перерождении. «Каста» неприкасаемых в Индии — это чаще всего бездомные, нищие люди, которые осуществляют самую унизительную и грязную работу. Они попрошайничают и воруют, живут в трущобах. Своим присутствием оскверняют индийскую касту брахманов.
Медицина практически не доступна неприкасаемым
Правительство Индии в некоторой степени защищает неприкасаемых. Уголовно наказуемо называть таких людей неприкасаемыми или даже внекастовыми. Запрещена дискриминация по социальному признаку.
Варны и касты в Индии сегодня
Какие касты есть в Индии в наше время? — спросите вы. А каст в Индии тысячи. Некоторые из них немногочисленны, однако есть и известные на всю страну касты. Например, хиджры. Это — индийская каста неприкасаемых, в Индии к ней относят трансгендеров, транссексуалов, бисексуалов, гермафродитов, интерсексуалов и гомосексуалов. Их шествия можно встретить на улицах больших и маленьких городов, где они совершают подношения матери-Богине. Благодаря множественным акциям протеста, индийская каста хиджр добилась признания себя «третьим полом» официально.
Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Индии относятся к касте хиджры
Варны и касты в Индии в наше время считаются некоторым пережитком прошлого, но зря — система остается. В больших городах границы несколько стираются, а вот в деревнях старый уклад по-прежнему сохранен. Согласно Конституции Индии, запрещена дискриминация людей по варне или касте. Существует даже Конституционная Таблица Каст, в которой, кстати, вместо «индийская каста» используется термин «община». В ней указано, что каждый гражданин Индии имеет право получить соответствующий документ, который свидетельствует о принадлежности к касте.
В Индии любой желающий может получить документ о принадлежности к касте
Итак, кастовая система в Индии не просто сохранилась и дошла до наших дней, она работает и по сей день. Более того, другие народы тоже делятся на варны и касты, просто не дают этому социальному делению названия.