в чем разница между каской и шлемом
Чем каска отличается от шлема
В России привыкли называть защитный головной убор солдата XX века каской. Этим же словом называется защита головы гражданского назначения: существует каска строительная, пожарная, есть еще кое-какие разновидности. Но чем каска, в первую очередь военная, стальная, отличается от стального же шлема?
Нюансы названий
Дело в том, что в русском языке слово «каска» закрепилось после Первой Мировой войны. Первым пехотным шлемом русской армии стал так называемый «шлем Адриана» французского (!) происхождения. Солдаты, русифицировав французское слово, и прозвали его «каской», однако по всем официальным документам эта защита головы именовалась шлемом.
И все остальные русские каски, в том числе те самые, знаменитые, времен Великой Отечественной, по-правильному назывались шлемами.
Кстати, здесь, на фото выше, показана парадная каска РККА. На полевых шлемах таких ярких красных звезд не цепляли, это ж мечта снайпера. )
Отличие по факту
После этого термином «каска» стали называть те шлема, которые защищают только верхнюю часть головы, примерно до линии середины уха. Каска может иметь поля, но не имеет нащечников, наушей, забрала, в общем, других элементов развитых шлемов.
Британская каска образца Первой Мировой
Сервильер. Макушка прикрыта, и так сойдеть! ))
Подводя итоги
Российский шлем «Сфера» с забралом
А есть, кстати, еще и каскетка. ) Это наиболее облегченный вариант защиты головы. Вариантов каскеток тоже очень много, к примеру, сейчас в России на складах и тому подобных местах у персонала встречаются каскетки-кепки.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Чем отличается Шлем от каски?
Уникальную выставку шлемов и касок открыл на днях в Таллине Морской музей Эстонии, в экспозиции которого представлено около сотни стальных и выполненных из композитных материалов головных уборов. Как сообщила в среду газета «Ээсти пяэвалехт», на выставке можно увидеть «дедушку» военных шлемов — знаменитую «рогатую» каску немецкого солдата образца 1916 года. По словам специалиста-историка Урмаса Селиранда, «рога» на каске предназначались не для устрашения противника, а всего-навсего прикрывали вентиляционные отверстия в тяжелом стальном шлеме. Своеобразная отдушина видна и на макушке шлема французского солдата, прикрытая небольшим гребнем. Селиранд объяснил, что конструкторы солдатских шлемов с самого начала делали каски по возможности отличающимися от шлемов вероятного противника. «Каскам солдат советской армии в 1936 году сначала выгибали большие козырьки, прикрывавшие уши. Но во время поездки в открытом кузове грузовика, например, ветер в такой каске шумел так, что солдат ничего не слышал, а вдобавок еще и заболевал», — рассказал Селиранд. После этого каски советских солдат стали делать несколько компактнее. На выставке представлены также шлемы и каски, используемые в современной армии и сделанные из легких композитных материалов. Организаторы выставки сообщили, что в их коллекции есть шлемы и каски не только солдат, но и военной полиции, спасателей и даже музыкантов полковых оркестров. Среди экспонатов — образцы касок из США, Франции, Великобритании, Германии, бывшего СССР, Скандинавских стран и других государств, сообщает DELFI.
по-моему шлем прикрывает еще и лицо, и подбородок, и часть шеи. а каска только волосяную часть головы (жутко описала как-то, но зато наверное понятно, о чем я говорю)
Для служебного пользования: Череп, каска, шлем
Этот атрибут военной экипировки заслужил достойное место в ряду прочих, благодаря своей простоте, неприхотливости и, самое главное, полной незаменимости.
К началу 1914 года основным головным убором солдат были форменные фуражки да легкие пробковые шлемы «колониальных войск», защищавшие их головы разве что от солнца. Как только война приобрела позиционный характер, на зарывшихся в землю солдат обрушились ливни пуль, осколков и шрапнели. А также обломки камней и кирпичей, комья сухой глины и куски бревен, разлетавшихся при взрывах фугасных снарядов. Количество раненых стремительно возрастало, госпитали были переполнены несчастными с окровавленными бинтами на голове.
Единственным выходом из ситуации было возрождение шлема. Несмотря на то, что во многих странах и раньше были попытки создания стального шлема, тем не менее первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке французы. Они использовали для экипировки большей части своей армии проект, автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан. Таким образом, он увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели, получившей официальное название «каска Адриана модель 1915». Судите сами: Бельгия, Италия, Греция, Польша, Румыния, Сербия, Чехословакия, Мексика, Бразилия, США, Болгария и, конечно же, Россия.
Каска Адриана имела полусферическую форму, штамповалась из марганцевой стали толщиной 0,7 мм, имела козырек, небольшие поля и характерный гребень, ставший ее отличительной чертой.
Несмотря на невысокие защитные свойства, она оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 экземпляров.
Но были и те, кто, как говорится, пошел своей дорогой. В Великобритании и Германии были приняты на вооружение собственные образцы касок, также на долгие годы снискавшие популярность. Германский Stahlhelm – символ немецкого солдата. Его первая модификация 1916 года во многом сильно копировала средневековые германские шлемы «айзенхуд» и «салад», закрывавшие голову и лицо до самого подбородка.
Кстати, из всех касок Первой мировой Stahlhelm, пожалуй, лучше всего защищал своих владельцев, но все же был неудобен. Опускающийся почти до самой спины назатыльник мешал солдату задрать голову, а большие размеры и толщина делали его весьма увесистым. Поэтому в дальнейшем шлем неоднократно модернизировали. Во Вторую мировую немецкие солдаты вступили в стальных шлемах модели М35 (из молибденовой стали толщиной 1,15 мм), считавшихся лучшими в мире. Но экономические трудности вынудили сменить их на более дешевые М40 и М42 (из марганцевого сплава).
Армия Ее Величества в июне 1915 года отдала предпочтение каске Джона Леопольда Броди, которая копировала средневековые «железные шляпы». Только широкие поля, по замыслу автора, должны были прикрывать шею от шрапнели, а не стрел. Этот шлем оказался весьма удачным. Он успешно прошел две мировые войны, был несколько раз модернизирован (его поля уменьшили и опустили книзу) и прослужил до середины 80-х годов.
Но если в Европе лишь модернизировали каски, то СССР в период между мировыми войнами лихорадочно перебирал всевозможные модели, пытаясь найти свой идеал. Во-первых, каску Адриана. Во-вторых, ее отечественный вариант, так называемый «русский шлем» М17, который в ограниченных количествах поступил в войска после Февральской революции и использовался, в частности, участниками Белого движения. Он отличался тем, что вместо гребня имел небольшую круглую накладку, а штамповался из 1,2-миллиметрового листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Оба шлема затем приняли на вооружение Красной Армии.
В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной Армии появился новый стальной шлем, получивший наименование М 29. Он стал прародителем большинства советских шлемов. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части имелось вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, прикрепленной к шлему винтами.
В 1934 году начинается разработка нового стального шлема Красной Армии. Новый шлем позже получил маркировку «Стальной шлем 1936», или «СШ-36» (по году начала поставки шлема в армию).
Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и направлений в армейские подразделения в большом количестве. Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200–1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм.
Боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время «зимней войны» с Финляндией в 1939/1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности, широкие поля, сделанные по инициативе С. М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того, защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего.
Все эти недостатки были устраненены в следующей модели СШ-40. Этот шлем назван по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из легированной броневой стали марки 36 СГН, намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36. Выполнен толщиной 1,2 мм.
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца используемым подтулейным устройством, или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклепок, в предыдущих – три. Подшлемник состоит из трех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов СШ-40 выпускался только трех размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г.
Именно в этой каске наши деды и прошли всю Великую Отечественную войну, и благодаря ей сотни тысяч из них смогли вернуться домой живыми и здоровыми.
Полевые испытания новых образцов шлемов проходят на протяжении последних пяти лет. Итог закономерен; были выбраны лучшие образцы. Будем надеяться, в скором времени они поступят в войска в массовом порядке. Первыми в очереди стоят морские пехотинцы и десантники. Наконец-то эти рода войск получили собственную, разработанную специально для них защиту.
Военная каска или как правильно защитить голову бойца
Каждый мужчина, особенно тот, кто служил, согласится, что военная одежда считается залогом высокой боеспособности военных сил. В России военная форма всегда отвечает всем необходимым требованиям: она надежна, удобна и выполняет все свои основные функции. Сегодня в России военной формой экипирован каждый боец военных сил. Все-таки обмундирование – это один из важных моментов службы.
Рассмотрим, что же такое военные каски, когда начали их использовать, первые военные английские, французские и немецкие шлемы.
Как появилось понятие “каска”?
С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов. Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».
Устройство касок
Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.
В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.
Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:
Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал.
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.
Английские солдатские шлемы
Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».
Просмотрев несколько вариантов, английское военное командование выбрало разработку Джона Броди, который представил собственную модель шлема, очень сильно напоминающую средневековую английскую железную шляпу Капеллина. В таких шлемах ангийские солдаты сражались в 11-16 веках. После небольших доработок, шлем был принят на вооружение английской армии под названием «Helmet Steel Mk1».
В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:
Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».
Военные шлемы в Германии
Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.
В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.
Однако, как оказалось, прямого попадания в лоб лучше было всё-таки избегать. Каска прекрасно выдерживала попадание даже пулемётной пули, но шеи солдат оказались абсолютно не готовыми к подобным проверкам на прочность. Травмировались или даже ломались шейные позвонки, что в ряде случаев приводило к летальному исходу.
Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.
Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.
Какие каски были в СССР после революции
Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.
Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. В связи с тем, что процесс производства был очень трудоёмкий и дорогостоящий, данная модель так и не стала производиться серийно.
Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.
В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась. Данные модификации проходили в 1954 и 1960 годах. В обоих случаях модернизация заключалась в замене подтулейного устройства на более совершенное, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.
Чья каска была лучше?
Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.
Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.
В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.
Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.
Советский стальной шлем СШ-40
Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.
Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.
29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).
Немецкий стальной шлем образца 1935 года
В первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.
В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.
Немецкие солдаты в касках М35 или М40.
В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: завод имени газеты «За индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.
Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.
Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.
В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).
Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.
Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)
К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.
Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.
Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)
На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.
Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.
Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками.
На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.
Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:
Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?
Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?
Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?
Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?
Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?
Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)
После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это «является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».
В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.
Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной.
Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.
Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.
Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)
При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…
В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.