в чем разница между кабинетом и офисом
В отличие от офисов кабинеты по кадастровой стоимости не облагаются
Судьи вынесли решение в пользу компании, решив, что нельзя включить в кадастровый перечень здания, в экспликации к поэтажному плану которых указаны такие названия помещений:
Арбитры пришли к выводу, что ни все эти помещения, вместе взятые, ни каждое из них по отдельности не подпадают под понятие офиса, 20 процентов которого в здании является основанием для занесения всего дома в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости. В частности, даже термин «кабинет» тождественным термину «офис» не является.
Спор возник между компанией и московским правительством. Последнее включило нежилое здание первой в столичный перечень недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Организация это оспорила, так как здание не имело необходимых признаков для занесения в этот список. В частности, не являлось административно-деловым центром, как он понимается в п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Московские власти обосновали включение спорного дома в перечень тем, что согласно экспликации к поэтажному плану в ней отмечены помещения вышеуказанного назначения. Они отведены под офисы и занимают совокупную площадь более 20 процентов в общей площади здания.
Суды решили, что по документам технического учета именно офисов в здании немногим больше двух процентов. Все остальное к ним не относится.
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Типы офисов: кабинетный, open space, комбинированный
Современная офисная недвижимость, несмотря на экономический кризис, продолжает пользоваться спросом. Выбор офиса во многом зависит от финансовых возможностей арендатора и его географических предпочтений, но кроме этих факторов, часто арендатору приходится решать вопрос выбора типа офисной планировки.
По типу планировки офисы принято делить на:
— офисы кабинетно-коридорного типа,
— офисы типа open space,
— офисы комбинированного типа.
Офис кабинетного типа
Офис кабинетно-коридорного типа, так называемая «закрытая» система, представляет собой классические, в представлении многих, кабинеты за закрытыми дверьми, расположенные в длинных коридорах. Такая система свойственна для организаций с четкой иерархической структурой, где есть традиционная управленческая вертикаль. Чаще всего такие офисы выбирают государственные учреждения, производственные и строительные организации.
Работа в кабинете создает ощущения уединенности и спокойствия, что влияет на эффективность работы сотрудников. Однако, такая работа скорее индивидуальная, и почти исключает взаимодействия между сотрудниками, то есть продуктивную коллективную работу, что является основным минусом офиса такого типа.
Среди минусов, также можно назвать нерациональное использование офисного пространства и дороговизну перепланировки для небольших отделов. Однако, именно офисы кабинетно-коридорного типа пользуются большим спросом среди множества современных компаний. Согласно результатам анализа сделок по аренде в 2015 году, предоставленных компанией Maris в ассоциации с CBRE, 57 % арендаторов предпочитают именно кабинетный тип планировки для своего офиса.
Офис «открытого» типа
Офис «открытого» типа — open space — характеризуется открытым пространством, неразделенным на замкнутые кабинеты, где с помощью подвижных невысоких перегородок структурируются отдельные функциональные зоны для работы всех сотрудников компании. Такой тип офиса чаще выбирают компании, которым свойственны демократичная организационная структура и более свободная система отношений между сотрудником и начальством. Это, как правило, творческие студии, IT-компании, сфера услуг.
Идея подобного офиса появилась в ответ на рост цен за аренду и трудности перепланировки для конкретных целей.
Преимущества open space в высокой гибкости планировки, в росте контактов между сотрудниками, в экономии площади офиса.
Среди недостатков отмечают отсутствие приватности, ведь любой может вторгнуться в рабочее пространство сотрудника, также плохая звуковая и зрительная изоляция, которые часто негативно влияют на продуктивность работы.
Согласно того же исследования компании Maris и CBRE, примерно третья часть (28%) арендаторов предпочитают офисы open space.
Офисы подобного типа в Петербурге предлагает, к примеру, УК «Теорема», в торгово-офисном центре «Эврика», бизнес-центрах «Лангезипен»,«Обуховъ-Центр», «Т4», сеть бизнес-центров «Сенатор» и ряд других собственников коммерческой недвижимости.
Один из ярких примеров open space офиса в Санкт-Петербурге это офис компаний Google на улице Маяковской 3Б:
Офис комбинированного типа
Офис комбинированного типа — представляет собой сочетание первых двух типов. В open space пространстве организована работа отделов, для которых необходима постоянная коммуникация, а в кабинетном — размещается начальство и часть сотрудников, которым необходимо уединение.
По результатам исследований 15% арендаторов выбирают комбинированный тип планировки офиса. Примером, такого офиса может служить офис компании Яндекс в БЦ «Бенуа» на Пискаревском проспекте:
Актуальные предложения по аренде офисов смотрите на нашем сайте в разделе «Офисы».
В чем разница между кабинетом и офисом
О́фис (англ. office ) или контора (нем. Kontor ) — помещение, здание, комплекс зданий, в котором работают служащие. В офисе принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы и т. п..
Главный офис — офис, в котором находится руководство фирмы, место пребывания центрального аппарата компании или предприятия, где размещается топ-менеджмент компании или предприятия, дирекция, секретариат и другие важные административные подразделения. Место расположения фирмы указывается при регистрации фирмы. Некоторые для придания важности (значимости) свой главный офис (контору) называют штаб-квартирой, что является неправильным применением термина.
Под офисом иногда также подразумевается рабочий кабинет руководителя или сотрудника какой-либо общественной организации, государственного органа, фирмы, корпорации и т. д.
Содержание
Классификация
Для удобства делового оборота офисы принято относить к той или иной категории. Наиболее распространённой является буквенная классификация, в соответствии с которой выделяются основные категории офисных помещений A, B, C, D, (A — наиболее высокий, D — наиболее низкий класс) которые дополнительно уточняются путём дополнения символами «+» и «-» (A+, A, A- и т. д.), либо цифровыми индексами (A1, A2 и т. д.). Присвоение класса в определенной степени субъективно и производится с учётом следующих характеристик помещений:
Офисы класса А
Арендаторы офисов класса А — крупные компании, филиалы зарубежных фирм.
Для офисов класса А характерны: руководство международной управляющей компании, индивидуальная отделка помещений или авторский дизайн, новейшее оборудование, наличие зала для общения с VIP-клиентами, ресепшена, высота этажа не менее 3, 6 м, оптико-волоконные телекоммуникации.
Особенности зданий, в которых расположены офисы класса А: наличие системы кондиционирования, собственной службы охраны, высокоскоростных лифтов, конференц-залов, наземных и подземных парковок, кафе, автоматизированных систем жизнеобеспечения, систем контроля доступа в здание бизнес-центра.
Выделяют офиса класса A+, A, A- или А1, А2 и А3.
Офисы класса В
Офисы класса В — один из типов помещений, предназначенных для работы служащих, осуществления коммерческой деятельности. Несколько уступают по уровню офисам класса А, относятся к офисам эконом-класса, характеризуются более низкой арендной ставкой. Предназначены для размещения основного персонала компании. Офисы класса B относят к категории рабочих, а не представительских помещений. Обычно их выбирают солидные банки, представительства зарубежных компаний, СМИ.
Офисы класса В располагаются в реконструированных особняках, зданиях современной постройки, модернизированных административных, промышленных зданиях 60 — 80 годов прошлого века. Некоторые офисы класса B находятся в бывших бизнес-центрах категории А, прошедших период 5-летней эксплуатации.
Для зданий класса B характерны те же параметры, что и для объектов класса А, однако спектр услуг может быть более узким. Так, для офисов класса B характерно наличие наземной парковки, часто отсутствует автоматизированная система управления зданием. К зданиям с офисами класса B предъявляются менее строгие требования к качеству отделки помещений, уровню инженерных, вентиляционных систем.
В категории B различают офисы класса B+, B1, а также B2.
Офисы класса С
Вид помещений, которые арендуются у предприятий, административных зданий или НИИ для офисной деятельности, но изначально не предназначенных для нее. В такого типа помещениях часто отсутствует современная система кондиционирования, а также ряд других составляющих инфраструктуры. Многие из них являются морально устаревшими и требуют ремонта, однако они имеют основные коммуникации, так как здания, перепрофилированные под офисные, в течение длительного периода уже находятся в эксплуатации.
Арендаторами офисов являются небольшие компании и организации. Здания располагаются в спальных или не слишком престижных районах. Часто это здания с устаревшим фасадом и интерьером, поэтому арендаторы производят косметический или полный ремонт. Характерен неудобный подъезд, отсутствует централизованная парковка.
К ограниченному набору услуг офисов класса С относятся: центральное отопление, связь, в том числе интернет, туалет на этаже или в коридоре, обычная система вентиляции, охрана, наличие столовой и в редких случаях небольшого кафе.
Офисы класса D
Офисы класса D — типичное институтское здание советских времен в состоянии «без ремонта». Данный тип зданий имеют больше отрицательных черт, чем положительных. В основном требуется капитальный ремонт. Характерные черты класса D: непрезентабельный вид, неудобная планировка и устаревшие коммуникации, отсутствие кондиционирования.
От иерархии к играм: какие офисы нужны сегодня
Об эксперте: Юлия Волощук, Директор по созданию среды и корпоративной культуры компании Sinteza.
Работая из дома, сотрудники тоскуют по офисной среде, атмосфере и общению с коллегами. 76% опрошенных миллениалов и зумеров говорят, что офис для них по-прежнему важен. Это пространство, в котором живет корпоративная культура, дух компании. Если этого нет, мотивация падает и тормозят рабочие процессы.
Зачем нужен офис сегодня
Офис дает возможность эффективной организации труда. И хотя во время самоизоляции сотрудники пытались приспособить квартиру под рабочее пространство, многие столкнулись с проблемами. Как минимум, для этого нужны оборудование и свободная площадь. В офисе можно переключиться с одной задачи на другую, пока идешь с одного этажа на другой. В то время как дом по сути — одно цельное пространство, часто не зонированное. А для work-life balance важно разграничивать home office и сам дом, как место для сна, семьи и отдыха после работы.
Офисная среда располагает к определенному типу общения. Когда мы физически находимся рядом с собеседником, у нас больше коммуникационных возможностей. При групповом взаимодействии растет и уровень креативности: внезапная идея может прийти за чашкой кофе с коллегой. Кроме того, мотивация работника во многом зависит от включенности в группу, которую зачастую сложно организовать без офлайн-участия. И даже самым распределенным, удаленным командам, по моему опыту, хотя бы пару раз в год необходимо собираться для физического общения. Причем, чтобы почувствовать себя частью компании, не обязательно встречаться на совещаниях. Речь идет и о встречах в неформальной обстановке.
Офис — прежде всего деловое пространство, где проходят рабочие встречи, часть из которых — с клиентами. В офис можно позвать клиента, чтобы получше познакомить его с продуктом и вашей компанией. Также физическое наличие офиса подтверждает репутацию бизнеса, что повышает доверие.
Как корпоративная культура влияет на офисное пространство
Основу корпоративной культуры закладывают собственники и основатели бизнеса. Со временем она усиливается и транслируется людьми, которые работают в компании. Дизайн офиса отражает дух компании, ее ценности и свойства. Поэтому при разработке офисного дизайна учитывать корпоративную культуру важно не меньше, чем эффективность и эргономичность пространства. И хотя рабочее место — это отдельная статья расходов, и многие пытаются уплотнить размещение сотрудников, все же экономить на материалах не стоит. Ведь рабочее пространство может стать ресурсом, который способен повысить производительность сотрудников и в целом удовлетворенность работой.
Соотношение личных, переговорных и общественных пространств, их функциональное назначение и дизайн — дополнительная возможность показать и поддержать культуру организации. Кроме того, офис транслирует преимущества бренда работодателя. Например, наличие массажного кабинета и капсул для сна — показатель заботы компании о сотрудниках и доказательство комфортных условий труда. При этом иногда детали могут все решить или наоборот — разрушить. Во многих IT-компаниях команды работают в тапочках, что может оттолкнуть сотрудника условного «Газпрома». А вот в SkyEng это нормальная практика. Поэтому при проектировании офиса важно учитывать, для какой компании он делается, какая у нее культура, стратегия, ценностное предложение для сотрудников, и уже от этого отталкиваться.
Именно корпоративная культура определяет дизайн офиса, а не наоборот. Попытки скопировать известные офисы вроде Google могут закончиться плачевно. Не всем подходят игровые комнаты или яркие цвета, это должно быть подкреплено культурой компании. Иное возможно только в случае трансформации компании, когда вы осознанно, меняя среду, поддерживаете культурные изменения.
Какие бывают офисы
Согласно исследованиям ученых Мичиганского университета, большинство корпоративных культур можно разделить на три основных типа: клан, адхократия и иерархия. В зависимости от типа культуры бывают и разные офисы.
Иерархическая культура — классические офисы
Иерархический, он же бюрократический, подход к организационной культуре применяется компаниями, цель которых — обеспечить эффективный, последовательный и предсказуемый результат. Здесь четко определены границы и обязанности между сотрудниками и отделами, все процессы четко регламентированы. Такой тип культуры чаще всего наблюдается в государственных структурах и на предприятиях, которые ориентированы на соблюдение всех правил и внутренний комфорт, нежели на потребителей.
Компании с иерархической культурой чаще используют офисы кабинетно-коридорного типа — «закрытую» систему, где люди работают в основном индивидуально, командное взаимодействие сведено к минимуму. При этом коридоры, проходы, стены занимают полезную площадь.
Например, в «Газпром нефти» выбор кабинетно-коридорной планировки объясняют тем, что большая часть сотрудников работает с информацией конфиденциального характера. В то же время компания пытается достичь баланса между закрытой деятельностью и общением — эту задачу решают гибкие функциональные пространства. Сосредоточенность работников поддерживает и оформление пространства: выбран минималистичный стиль, который не отвлекает людей от работы. Атмосферу доброжелательности создают светлые тона и правильно подобранное освещение, а обилие растений, зеленых стен, панно из мха дает сотрудникам почувствовать себя частью природы даже в таком закрытом пространстве. Доказано, что озеленение офисов повышает удовлетворенность работой. Надо отметить, что игровых зон в этом проекте нет.
Компании с преобладающей иерархической культурой стремятся подчеркнуть свою респектабельность, консервативность и сдержанность и в дизайне офиса. Например, Объединенная вагонная компания, которая называет своей основной ценностью лидерство и инновационность в вагоностроении, для нового офиса перевезла старую массивную мебель с кожаным покрытием. В представительских зонах оформление перекликается с интерьером лобби дорогого отеля или бизнес-клуба. В отделке предпочтение отдают натуральным материалам. Но даже такие заказчики понимают, что без перемен не обойтись, поэтому в новом проекте к традиционной кабинетной рассадке добавили зоны опенспейса. Чтобы поддержать заявленную инновационность компании выбирают при строительстве экологичные материалы, могут организовать в офисе раздельный сбор мусора, а на территории организовать велопарковки для тех сотрудников, которые готовы отказаться от автомобиля.
Компании с бюрократической корпоративной культурой также могут существовать в условиях опенспейса, но даже офис открытого типа у них будет организован так, что сотрудники могут чувствовать себя в приватной обстановке. Медицинская компания Baxter выбрала рабочие места в виде кубиклов — станции, отделенной от других перегородками. Отделка и декор — максимально лаконичные и соответствуют культуре компании. Миссией бренда заявлено спасение жизней.
При этом и компании с иерархической культурой пытаются следовать тренду на открытость. Когда сам офис из закрытой в открытую систему руководство переводить не готово, для всеобщего доступа открывают общественные пространства на территории объекта. Так будет с новой штаб-квартирой РЖД.
Семейная культура — гибкие офисы
Компаниями с преобладающей клановой культурой движет чувство единства и общности. Для такого типа рабочей среды характерны семейные качества. Как правило, менеджеры в этих организациях стремятся расширить возможности сотрудников, активно вовлекают их в деятельность, топ-менеджмент общается с подчиненными на равных, иерархия почти отсутствует. Офис, построенный на основе клановой культуры, должен поддерживать командную работу, демонстрировать гибкость и заботу о людях. Следовательно, для отдельного сотрудника будет выделено меньшее пространство, куда больше роли отводится пространствам для групповых взаимодействий, собраний и брейнштормов. Чаще всего компании с клановой, или семейной, культурой работают с клиентами: в розничной торговле или сфере услуг.
Один из таких примеров — онлайн-ретейлер Lamoda. Наиболее активные сотрудники компании даже участвовали проектировке офиса. В компании есть несколько типов пространств для встреч и командной работы: коворкинги, стандартные переговорные (некоторые можно при необходимости объединить для проведения тренинга), тихие будки для созвонов, мягкие зоны разных форматов с пуфами или диванами, разбросанные по всему офису. Так как Lamoda — компания с сильным ИТ-отделом, офис наполнили технологическими решениями. Для перемещений по офису используют Face ID, а для бронирования переговорных — централизованную систему с интерактивным экраном у каждой комнаты. Важным моментом для ретейлера было привести внутреннее (корпоративную культуру) в соответствие с внешним. Так что теперь даже стены и надписи на полу о стиле жизни напоминают сотрудникам, что они работают в индустрии моды. Стеклянные стены с зеркальной пленкой создают впечатление, что ты находишься в магазине с кучей зеркал и примерочных.
Всё популярнее становится концепция офисов с незакрепленными рабочими местами (хотя у той же Lamoda она не прижилась). Сотруднику предоставляется свой шкафчик-локер для хранения вещей, вместо тумбочек, которые занимают место и захламленных столов, что позволяет поддерживать чистоту. В остальном же человеку предоставлена полная мобильность в пространстве: он может выбрать любое незанятое рабочее место. В России такой офис использует фармацевтическая компания GSK. В пространстве есть 18 focus rooms, мест для индивидуальной работы, где сотрудник может уединиться и сосредоточиться на проекте. В офисе нет отдельных кабинетов и строгой иерархии: топ-менеджеры и руководители также работают в опенспейсе.
Пять переговорных комнат являются трансформерами: за счет мобильных перегородок можно сделать одно огромное пространство для мероприятий. В опен-спейсе в роли перегородок между отделами выступают подвесные орнаментальные акустические панели. Они поглощают шум и создают камерную уютную атмосферу, при этом не перегружая пространства и не создавая вокруг сотрудников ограждения. Используется система освещения, которая автоматически регулирует теплоту источника света в зависимости от погоды и времени суток.
По принципу hot desking устроен и офис ИТ-компании Mafin. Сотрудник сам выбирает себе рабочее место в зависимости от актуальной задачи. В офисе также есть так называемые зоны коллаборации, которые подходят как для быстрых встреч, так и для длительной работы. Отдохнуть тоже есть где: помимо лаунж-зон в офисе установлены капсулы сна.
Адхократия — игровые офисы
Наконец, есть адхократия. В компаниях с такой культурой сотрудникам предоставлена свобода мыслей и действий, а стратегические предпосылки этой офисной культуры основаны на инновациях и вере в то, что новаторские инициативы приведут к успеху. Руководство всячески способствует творчеству и активности сотрудников. Адхократии не имеют централизованной власти, вместо этого власть передается от человека к человеку.
Культура адхократии ориентирована на творчество, поэтому дизайн должен стимулировать творческий процесс в компании. Офисные помещения — это не только пространство для непосредственно работы, здесь решаются и другие задачи. Поэтому такой подход требует создания игровой атмосферы, чтобы в офисе было где отдохнуть и повеселиться, переключить внимание с работы.
Особое внимание зонам для отдыха и игр уделили в штаб-квартире «Авито», где сотрудники могут полежать в гамаках или посетить лаунж-зону с искусственным прудом. Avito также следит за здоровьем своих сотрудников — помимо кабинета врача в офисе имеются два спортзала. Один из принципов компании — Work Hard, Play Hard. Поэтому в свободное время команду зовут поиграть в футбол, пинг-понг, заняться йогой, альпинизмом, бегом, принять участие в марафонах. Также в офисе предусмотрены бесплатные обеды.
Интерактивной составляющей офиса уделяют внимание и в CPA-сети Admitad. Само пространство оформлено в супергеройской тематике: на стенах развешаны плакаты героев комиксов и мультфильмов. Помимо зон отдыха для сотрудников есть библиотека и два кофе-пойнта. При организации пространства дизайнеры старались сделать такой офис, который был стал вторым домом для сотрудников. После работы для команды организовывают коллективные дегустации и мастер-классы: кулинарные или по рисованию.
Каким должен быть офис
Необходимость офиса ставится под вопрос не первый год, и весенний карантин приблизил многих к ответу. Компании вынужденно перешли на дистанционный режим и на своем опыте поняли, как им работается удаленно. Многие команды в новых условиях, вне офиса, показали себя менее эффективно: возникали проблемы в коммуникации и концентрации.
Однако перед тем, как переходить к организации офиса, нужно разобраться с корпоративной культурой. Один из способов понять, какое рабочее пространство вам нужно, воспользоваться принципом «Шести П»:
Офис служит объединяющим звеном для всех игроков: руководства, сотрудников и клиентов — здесь проявляется корпоративная культура компании. Если в интерьере, освещении, зонах для отдыха невозможно проследить ваши ценности — это повод задуматься и поработать над офисом, превратив его в визитную карточку. Сейчас самое время, чтобы пересмотреть наполнение офиса, учитывая новые реалии.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.