в чем разница между импрессионизмом и постимпрессионизмом
Вслед за импрессионизмом
С конца XIX в. новые течения французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма.
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни. Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, от чего отказались импрессионисты: содержание, размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими.
Винсент Ван Гог
При жизни была продана лишь одна его картина. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели художника к самоубийству. Хотя творческая жизнь Ван Гога продолжалась всего 10 лет, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин.
Винсент стремился с помощью цветовых созвучий выразить своё отношение к изображаемому. В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Его целью было выразить себя. Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Иногда он резкий, заострённый, отрывистый, а иногда — закруглённый, ритмически повторяющийся.
За последние 70 дней жизни он написал 70 картин. После смерти слава художника быстро росла. Эмоциональная глубина его творчества оказала огромное влияние на искусство 20 века, в частности на фовизм и экспрессионизм.
Поль Сезанн
Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. Он называл своё искусство «размышлением с кистью в руках». Построение продуманной целостной композиции было одной из главных задач в творчестве Сезанна. В своих поисках часто обращался к темам и образам классического искусства, не ограничиваясь только изображением современной жизни. Сезанна интересовало не столько мимолётное впечатление от игры света, сколько материальная предметность натуры.
Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной. Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объёмность и материальность, утраченную импрессионистами. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре».
Его картины не вызывали интереса публики вплоть до последних 10 лет жизни, однако материальная независимость позволяла заниматься любимым делом. К концу жизни он становится глубоко почитаемой фигурой.
Поль Гоген
Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Поль хотел обратиться к вечным, вневременным темам. Его привлекало искусство первобытности, Востока. Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а «свои мечты о ней».
Живопись Гогена — это мир чуда, сказки. Стволы деревьев синие, земля красная, небо жёлтое. Его художественный язык становится откровенно условным. У Ван Гога цвет эмоционален, у Гогена — декоративен.
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ.
Эдвард Мунк
Его мировоззрение формировалось под воздействием творчества писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма «вечным» мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги.
Творчество Мунка развивалось в русле складывавшегося стиля модерн, но обнаруживало и ряд новых черт — жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет, которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, — взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.
Мунк обращался к монументально-декоративной живописи, писал станковые произведения разного, в том числе лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Загадочные картины в стиле постимпрессионизм
Хотя постимпрессионизм в живописи возник в середине 80-х годов XIX века, сам термин появился лишь годами позже, в начале XX века. Он был придуман Роджером Фраем – лондонским критиком, который таким образом попытался описать свои впечатления от одной из выставок французского современного искусства 1910 года.
Направление постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм был обусловлен кризисом, который начал переживать в 1880-е годы стиль импрессионизм. Это явно продемонстрировала 8-я выставка импрессионистов 1886 года, в которой уже не принимали участие такие знаменитые французские импрессионисты, как Пьер Огюст Ренуар и Клод Моне, а также другие художники этого течения, добившиеся успеха и проводившие свои личные выставки.
Договоренность, согласно которой французские импрессионисты должны собираться на общей выставке, в очередной раз не была соблюдена. Так эта выставка импрессионистов оказалась последней, окончательно определив стиль импрессионизм лишь как живопись 19 века.
Писать – не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике. (Поль Сезанн)
И хотя импрессионизм не прекратил свое существование, в противовес этому направлению появился так называемый постимпрессионизм. На самом деле это понятие охватывает несколько различных художественных направлений, которые объединены общей мотивацией – противопоставлением главным принципам импрессионизма и реализма.
При этом многие постимпрессионисты являлись в прошлом сторонниками импрессионизма, но со временем ощутили потребность в отторжении импрессионистской эстетики, изжившей себя, и поиске новых смыслов, правильно отображающих живопись 19 века, созвучных современной эпохе.
Чем постимпрессионизм в живописи отличается от импрессионизма
Основные представители постимпрессионизма
В то время как французские импрессионисты изначально являлись официальным объединением художников, постимпрессионисты работали поодиночке. Главные имена в направлении постимпрессионизм рассмотрим далее.
Поль Гоген
На протяжении своей творческой жизни Гоген постоянно стремился к тому, чтобы найти свой собственный путь в живописи и с ее помощью выражать свой протест против окружающей реальности и ее пороков. С импрессионизмом у художника так и не сложилось – не мог он принять этой воздушности и сиюминутности. Ему хотелось изображать не тела, не внешность, а эмоции и души.
Художник утверждал, что его работы отображают мечты, а не действительность, поэтому зрители могут увидеть на гогеновских полотнах, например, небо желтого цвета, а деревья — синего.
Во время путешествия на Таити Гоген пишет одну из самых важных и загадочных своих картин под названием «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».
Интересующиеся творчеством художника считают, будто каждый из вопросов в названии картины соответствует определенным фигурам на полотне, если читать его по направлению справа налево. «Откуда мы пришли?» – вопрос, интересующий человека в начале жизни, его символизирует ребенок рядом с женщинами. «Кто мы?» – представляют собой зрелость люди в центре произведения. «Куда мы идем?» – словно вопрошает седовласая женщина слева, обхватив голову руками.
Создав эту работу, художник был уверен: ничего лучше он больше никогда не напишет, поэтому чуть не наложил на себя руки. Многие зрители, видевшие ту картину, отмечали, что она может привести в восхищение, а может и наоборот, ввести в апатию.
Винсент Ван Гог
Ван Гог использовал в своей живописи насыщенные цвета и размашистые мазки. Подобно Гогену, он много экспериментировал и отвергал импрессионистское и академическое представление о живописи, создавая новые подходы к ней. Цвет был главным инструментом, с помощью которого Ван Гог выражал эмоции.
А одна из самых известных работ художника, «Ночная терраса кафе», и вовсе содержит в себе шифр – так считает один из исследователей творчества Ван Гога, Джаред Бакстер, по мнению которого, на картине запечатлена знаменитая «Тайная вечеря».
Если присмотреться к фигурам на террасе кафе, то можно заметить, что они действительно напоминают то самое полотно авторства Леонардо да Винчи: здесь мы видим длинноволосого официанта, стоящего в центре в белом, а вокруг него – именно двенадцать посетителей. Позади официанта мы видим окно, элементы которого образуют крест. Иуда, как утверждает Бакстер, на картине изображен стоящим в дверях кафе.
Поль Сезанн
Главной целью Сезанна было восстановление чувства порядка и материальности жизни, который утратил в своей мимолетности импрессионизм. По его мнению, природе не нужно подражать, как это делали французские импрессионисты, – необходимо самовыражаться.
Одной из самых загадочных картин направления постимпрессионизм авторства Поля Сезанна считается полотно «Пьеро и Арлекин», или «Mardi Gras».
Исследователи работ художника никак не могут найти зацепку, которая станет объяснением тематической основы произведения Сезанна, никогда не любившего и не писавшего подобные картины: декоративные, игровые и театральные. Что же побудило Сезанна создать такое нестандартное для него полотно? Не менее загадочен был и духовный мир художника, благодаря которому невозможно однозначно оценивать его работы.
Жорж Сера
Живопись 19 века трудно представить без Жоржа Сера, который стал яркой фигурой в направлении постимпрессионизм. Сера тщательно продумывал композицию каждого полотна, заботясь о самых мелких деталях, и увлекался изучением теории цвета.
Знание академической живописи и принципов импрессионизма позволило ему работать над созданием нового постимпрессионистского стиля живописи под названием пуантилизм – создание картин с помощью точечных мазков, которые смешиваются не на холсте, а лишь в глазах зрителя, благодаря оптическому эффекту.
Исследователи творчества Сера подозревают скрытый смысл в самой известной картине художника — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
На переднем плане изображен мужчина с женщиной под руку, которая одета чересчур вычурно и нарядно для летней прогулки у воды. На поводке она держит обезьяну. По-французски «обезьяна-самка» – «singesse», но это также жаргонное слово для обозначения девушки легкого поведения. Те же подозрения исследователей падают и на девушку, которая рыбачит у реки в богатом платье.
Посмотреть на картины Жоржа и узнать больше о пуантилизме можно в следующем видео:
Импрессионизм и постимпрессионизм
Курс от Соколовой Марии Васильевны, кандидата искусствоведения и старшего преподавателя кафедры Всеобщей истории искусств Московского Государственного Университета.
Курс основан на базе академической программы МГУ им. М.В. Ломоносова.
10 лекций курса посвящены французскому искусству последней четверти XIX столетия и охватывают такие явления как импрессионизм и постимпрессионизм.
Именно в это время в европейском искусстве происходят существенные изменения. Художественный процесс, охватывающий фактически весь XIX век, можно определить как поступательное развитие реализма. Апогея эта тенденция достигает в творчестве импрессионистов, изначально стремящихся в своем творчестве к передаче на холсте чисто визуальных впечатлений.
Однако именно в творчестве импрессионистов на рубеже 1870-80х годов происходит поворот, переносящий интерес художника от обыденного, повседневного, банального к универсальному и идеальному. Логическим продолжением этих новых поисков станет творчество пуантилистов и постимпрессионистов.
Что узнаем в результате?
Разберемся в истории развития таких явлений как импрессионизм и постимпрессионизм. Научимся понимать их особенности и различия.
Подробно разберем специфику техники, особенности отношения к цвету. Поговорим о задачах, которые ставили перед собой художники.
Поймем в чем заключалось новаторство и как воспринимали такие эксперименты современники.
Подробно разберем творчество самых ярких представителей этих направлений. Познакомимся с темами, жанрами, особенностями композиции и колористическим кодом.
Будем четко понимать место импрессионизма и постимпрессионизма в истории развитии живописи. Сможем безошибочно узнавать влияние этих направлений в работах современных мастеров.
Увидим множество прекрасных фотографий и иллюстраций.
Импрессионизм и постимпрессионизм
Курс от Соколовой Марии Васильевны, кандидата искусствоведения и старшего преподавателя кафедры Всеобщей истории искусств Московского Государственного Университета.
Курс основан на базе академической программы МГУ им. М.В. Ломоносова.
10 лекций курса посвящены французскому искусству последней четверти XIX столетия и охватывают такие явления как импрессионизм и постимпрессионизм.
Именно в это время в европейском искусстве происходят существенные изменения. Художественный процесс, охватывающий фактически весь XIX век, можно определить как поступательное развитие реализма. Апогея эта тенденция достигает в творчестве импрессионистов, изначально стремящихся в своем творчестве к передаче на холсте чисто визуальных впечатлений.
Однако именно в творчестве импрессионистов на рубеже 1870-80х годов происходит поворот, переносящий интерес художника от обыденного, повседневного, банального к универсальному и идеальному. Логическим продолжением этих новых поисков станет творчество пуантилистов и постимпрессионистов.
Что узнаем в результате?
Разберемся в истории развития таких явлений как импрессионизм и постимпрессионизм. Научимся понимать их особенности и различия.
Подробно разберем специфику техники, особенности отношения к цвету. Поговорим о задачах, которые ставили перед собой художники.
Поймем в чем заключалось новаторство и как воспринимали такие эксперименты современники.
Подробно разберем творчество самых ярких представителей этих направлений. Познакомимся с темами, жанрами, особенностями композиции и колористическим кодом.
Будем четко понимать место импрессионизма и постимпрессионизма в истории развитии живописи. Сможем безошибочно узнавать влияние этих направлений в работах современных мастеров.
Увидим множество прекрасных фотографий и иллюстраций.
Импрессионизм и постимпрессионизм
Импрессионизм и постимпрессионизм
Импрессионизм и постимпрессионизм
Шишлянникова Е.В. г. Дубна Московская обл. гимназия №8
Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 г
Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце. («Impression. Soleil levant», 1872 г.). Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись и не только…
К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце.»
ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве конца XIX — начала XX в. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-хгг.
Для ряда художников изучение метода импрессионизма стало начальным этапом на пути сложения собственной художественной системы (П
Для ряда художников изучение метода импрессионизма стало начальным этапом на пути сложения собственной художественной системы (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, Ж. Сера).
Альфред Сислей Этот французский живописец английского происхождения считается самым известным пейзажистом второй половины
Этот французский живописец английского происхождения считается самым известным пейзажистом второй половины XIX века. В его коллекции насчитывается более 900 картин. Несмотря на то, что сегодня Сислей считается одним из самых известных импрессионистов, чьи работы оценивают очень высоко, при жизни он не был оценен по достоинству и умер в нищете. Причиной смерти стал ревматизм и рак горла.. Лишь много позже его смерти, имя Альфред Сислей стало пользоваться большой популярностью.
В своих работах Сислей пытался передать настроение пейзажа и своё впечатление от увиденного. Особенно его увлекала игра света, поэтому иногда он часто рисовал один и тот же пейзаж в разное время суток и время года. Картины Сислея зачастую нечёткие, без детальной проработки и прорисовки. Таким образом он передавал задумчивый взгляд на мир, ведь не даром этого художника считают настоящим поэтом от живописи.