в чем разница между государством и империей
Пять отличий нынешней России от империи
Государство, созданное 300 лет назад благодаря Петру I, было открыто миру и не боялось привлекать на службу «иностранных агентов».
Идейная сумятица в головах правителей Российской Федерации превосходит всякое воображение. А их пристрастие к нелепым историческим выдумкам и вовсе не поддается рациональному объяснению. «День народного единства» был придуман, чтобы уничтожить память о большом празднике, напоминавшем о революционном прошлом. Однако в нынешнем году новоявленный идеологический миф фактически заслонил собой действительно знаменательную дату — 2 ноября исполнилось 300 лет со дня основания Российской империи.
Но во всем этом нет ничего удивительного. Современные охранители, зациклившись на слишком «традиционных» ценностях, практически отвергли то государство, которое возникло благодаря Петру I. Они его, образно выражаясь, уже проскочили. И теперь современная Россия больше напоминает косную допетровскую Московию, лениво переползавшую с печки на лавку. Причем эта разница настолько очевидна, что не сказать о ней нельзя.
Отличие первое
В момент своего создания Российская империя находилась на подъеме и была устремлена в будущее. В то время как Российская Федерация движется от победы к победе исключительно в экране телевизора. Действительность же весьма печальна, поскольку абсолютно все — от политики и экономики и до культуры и образования — идет по нисходящей. Так что сегодня в пору думать не о великих свершениях, а том, чтобы не исчезнуть с политической карты мира. Все остальное, как ни крути, явно вытекает отсюда.
Отличие второе
К 1721 году петровская империя прочно обеспечила себе выход к Балтике и уже объединяла под своей властью главные княжества Древней Руси. На этом фоне территориальные приобретения «долгого государства Путина» откровенно не впечатляют. Безусловно, времена изменились. В современном мире, чтобы распространить сферу своего влияния на отколовшиеся земли, необходимо обладать не только военной, но и «мягкой силой». А ее у нынешней России как раз нет.
Поэтому даже постепенное поглощение Белоруссии выглядит проблематичным. Поскольку все договоренности между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко будут существовать лишь до тех пор, пока в них заинтересованы обе стороны. Надо ли напоминать, насколько коварен «батька» и чего стоят предыдущие соглашения? К тому же ни в коем случае нельзя забывать о том, что активная часть белорусского общества не приемлет идею перехода под владычество Москвы. И этот фактор, безусловно, еще сыграет свою роль.
Что касается Украины, то здесь все очевидно. Ее правящий класс и значительная часть общества категорически против любого сближения с Россией. Переломить эти настроения в обозримом будущем не представляется возможным. Впрочем, покорить Киев, наверное, можно военным путем. Но издержки такого решения будут превышать возможные выгоды.
Отличие третье
Петровская империя, как хорошо известно, была открыта миру. В частности, рост ее военной мощи во многом был обусловлен привлечением на российскую службу иностранных специалистов. В связи с этим достаточно вспомнить всего одну строку из поэмы Александра Пушкина «Полтава»: «И Брюс, и Боур, и Репнин».
Отличие четвертое
Единственная перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году. По тем данным, которые были получены, число подданных Николая II составило 125,6 миллиона человек. По этому показателю царская Россия занимала третье место в мире (после Китая и Британской Индии). Население быстро росло и в 1916 году оценивалось уже в 181 миллион человек. Таким образом, и в этом отношении наблюдается противоположная тенденция.
Более того, если верить злым языкам, то численность населения современной России приближается к показателю 1897 года. Конечно, все это можно отнести к области догадок и предположений, но массовая эмиграция и демографические потери последних десятилетий, особенно с учетом смертности от COVID-19, невольно наводят на подобные грустные размышления.
Отличие пятое
Можно, конечно, беззастенчиво паразитировать на славном прошлом. Например, снимать пропагандистские фильмы вроде того, что получил громкое название «Движение вверх». Однако это не приведет к желаемому результату, потому что невозможно подменить реальную общественно-политическую жизнь всевозможными симулякрами. Тем более тогда, когда отличительной чертой текущего исторического момента стало осознанное движение вспять. Да и вообще подобная политическая стратегия, как правило, приводит к неминуемому полному краху.
О понятии империи
Радио «Радонеж», Москва. Ноябрь 1994.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, февраль 2017.
Часть 1/3, 12 ноября 1994
Я обещал, дорогие братья и сестры, обратиться к основополагающим историческим и политическим понятиям, которые в наш век воспринимаются искаженно. Одно из этих понятий — империя. Трудно представить себе другое понятие, которое настолько же подверглось искажению в наш век. Им пользуются как ругательством. Нам навязывается представление об эпохе распада всех империй окончательно и бесповоротно, или просто говорят, что «все империи распадаются». Причем делают это, как правило, журналисты или политики невысокого культурного уровня. Империя стала каким-то наименованием нечистой силы. Наконец мы постоянно слышим словосочетание «советская империя» и даже «сталинская империя», а претендующим если не на мировое господство, то на мировое первенство американцам, президенту Рейгану, принадлежит даже словосочетание «империя зла».
А вот нас не должно устраивать такое положение дел. И не только потому, что Россия сложилась как империя и как империя просуществовала около полутысячелетия. И не потому, что Россия — преемница имперской традиции Рима и Константинополя. Нас это не должно устраивать и не потому, что русские безусловно имперский народ и один из самых выдающихся имперских народов в мировой истории. Нет, не потому. А просто потому, что это ложь! А ложь не должна нас устраивать. Ведь не размеры, не сила, не агрессивность делают империю таковой.
Византийскую Империю ее противники признавали таковой вплоть до падения Константинополя, хотя с тех пор как в 1261 году василевс Михаил Палеолог вышвырнул из Константинополя крестоносных оккупантов и восстановил имперскую столицу, почти двести лет шла ее агония. Когда в 1453 году пал Константинополь, имперские территории кроме города включали несколько островов Эгейского моря и небольшой кусочек в южной Греции. Тем не менее несчастный Константин XI Драгас, павший при защите Константинополя и доказавший, что он достоин пурпурной обуви василевса, для всех оставался императором.
Люди веками прекрасно понимали разницу между просто монархом (князем, архонтом, королем) и императором. Если вы почитаете «Младшую Эдду», вы увидите, что ее автор, величайший среди исландцев, Снорри Стурлусон детально разбирает, какие эпитеты полагаются конунгу (королю), а какие — только императору. Это совершенно разные государи, с разным суверенитетом.
Что означает сам титул главы империи? Ну, иногда ничего. Собственно латинское слово «император» — это почетное отличие, от «имперо» (властвовать). Еще в республиканские времена почетного титула «император» (повелитель) удостаивались выдающиеся полководцы. Должность же римского императора называлась «принцепс», то есть первенствующий (первый, главный). «Василевс» — это император по-гречески, император византийский, то значит просто царь.
Но есть и другие очень интересные названия. Впервые империя удалась у персов, у древнего ахеменидского Ирана. И персидский император назывался, кстати, и в XX веке тоже, «шах-ан-шах» («шаханшах»), то есть царь царей. Что это значило? Просто сверхбольшой царь? Такой большой, что слова не придумали? Это как у нас в простонародном советском восприятии «генеральный секретарь» — это не секретарь по общим вопросам, а этакий здоровый, здоровый секретарь размером с генерала. Нет. Термин «шаханшах» означал, что кроме царя царей есть и просто цари, реальные цари, управляющие своими царствами, бывшими вместе с тем и частями империи.
Итак, самый первый признак империи. Империя всегда включает в себя провинции. Империя всегда состоит из неповторимых частей. Тем империя отличается не только от унитарного государства, но также от федерации (я скажу позднее, чем еще). Государство, которое не делится на провинции, не есть империя. Стремление создать унитарное русское государство есть антиимперская тенденция.
Еще студентом, более 20 лет назад, изучая сборник, посвященный рабству в различных провинциях Римской Империи, я обратил внимание, что универсального рабства, единого для всего Рима не было. В одних провинциях было одно рабство, в других — другое. В южной Италии действительно встречались огромные латифундии со множеством рабов, мы изучали их в школе. Но на большинстве римских территорий того не было. В Элладе сохранялось патриархальное мелковладельческое рабство, когда хозяин сам работал в своей мастерской, а его рабы, часто один единственный раб, ему помогали. В Палестине сохранялось ветхозаветное рабство, и хозяин обязан был в юбилейный год отпускать своих рабов. А в Египте вообще рабства не было. То был первый толчок, благодаря которому я понял, что все имперские провинции были разными, и все жили своей жизнью.
Было и нечто общее. Монарх не только единый правитель, но также олицетворение единства.
Общими были вооруженные силы, дороги, акведуки (римляне очень любили воду), театры, то есть некоторые элементы цивилизации. Их все принимали, хотя они стоили дорого. Только империя была в состоянии учредить и поддерживать почтовую связь. Да, дороги стоили больших трудов, но каждый провинциал знал, что если из-за границы вторгнутся варвары, грабители, то по этой самой дороге умчится информация, а вернется стальная римская когорта и отразит нападение.
Так что империя — это некое универсальное образование, включающее в себя много не государств, конечно, а много стран, которыми и являются ее провинции. А государство — это вся империя. Тогда, может быть, это федерация? Нет, еще ни разу империя по чисто федеративному принципу не удалась, ибо каждая империя обязательно включает в себя имперский народ, имперский этнос, ведущий народ, на который она опирается. Покуда были римляне, был Рим. Полководца Аэция, победителя гуннов, называли «последним римлянином». Был убит Аэций, и через немногие годы пал и Рим, ибо не мог существовать Рим, когда не стало последнего римлянина. Пока были силы у византийских греков, которые, кстати, по преемству государства называли себя тоже римлянами (ромеями), они сохраняли империю. С окончательным упадком ромеев не стало Империи Ромеев. То же самое проходило в Иране. Каждый раз старость, усталость ведущего народа приводит к окончанию истории империи.
Империя в силу того, что она включает в себя многие народы, в силу того, что эти народы сохраняют свое неповторимое лицо, свою особенную культуру, а часто и самоуправление, приобретает универсальный характер. Это ощущали уже во времена персов. Но при римлянах окончательно сложилось представление о единственности империи, о ее универсальности, о том, что империя выполняет функцию арбитра, восстанавливающего мир и порядочные отношения между народами. Ни одна империя не хотела поглотить весь обитаемый мир. То хотел только Александр Македонский, а у него-то как раз империя не получилась. Император мыслился первенствующим среди других вполне суверенных правителей и республик. На него возлагалась миссия элементарного политического равновесия, элементарной порядочности в международных отношениях. И надо сказать, что на протяжении ряда тысячелетий, по крайней мере последних двух с половиной тысяч лет империи лучше справлялись с функцией вселенского арбитра, чем, например, Лига наций между Первой и Второй мировой войной или Организация объединенных наций последние полвека. У них не получается. Империям же то вполне удавалось, прежде всего среди соседей. Как мы уже отмечали в беседе о скончавшемся сто лет назад императоре Александре Третьем, «без его дозволения в Европе невозможно было воевать, а он такого разрешения не давал».
Вот огромная и благородная миссия империй. Мы продолжим наш разговор об империях. Я уже публиковал свои исследования о сущности и миссии империй в газете «Гражданин России», во 2-ом номере за 1993 год и в журнале «Диалог», в 4-ом номере за тот же год. Переработанные материалы, посвященные империи, выйдут в журнале «Новая Россия. Воскресенье», во 2-ом номере 1995 года. Возможно, они войдут и в сборники.
До встречи. Мы продолжим наш разговор об империях.
Часть 2/3 (части 3 нету)
В первой нашей беседе, друзья, мы разобрали с вами сущность империи как государства, которое объединяет самобытные страны-провинции, сохраняющие притом свой неповторимый культурный облик, свои национальные традиции, а часто законы и даже самоуправление, как государство, которое вместе с тем держится, опираясь на стержневой, имперский этнос, народ, лидер империи. Имперских народов в мировой истории было не много. Таким народом впервые оказались персы, создавшие великую Персидскую державу во главе с царем царей Киром Великим. Почему им это удалось? Почему не удалось другим? Ведь империю пытались создать и раньше. И ближе всего к созданию империи стояли ассирийцы. Но ассирийцы, понимая многое верно, например, привлекая знать покоренных народов в состав имперской аристократии, были слишком жестоки к покоренным народам. А вот персы повели себя иначе. Как заметил один большой знаток персидской истории, это было удивительно для всех, это воспринималось окружающими народами примерно следующим образом: «Странно! Завоевали, а никого не режут. Пожалуй, с этими можно жить». И Персидской державе служили очень многие, потому что она у всех сохраняла их уклад. Даже греки служили. Даже во время нападения Александра Македонского на Персидскую державу греческие города в Персии остались верны своему императору. Почему же? А потому что они жили в Персии так, как было принято у греков. Они оставались верны и поставляли персам войска на войну с греками.
А вот пример из отечественной истории. Формируется ополчение князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Сохранился Казанский земский приговор об участии в ополчении. Ну, то, что русские стремятся освободить Русскую землю, понятно. Более или менее понятно, что к ним примыкают марийцы, тогда мы их называли черемисами. Они, по крайней мере, могли предпочитать русское владычество татарскому. Но сами татары, полвека как присоединенные к России, вместо того, чтобы проклятым оккупантам ударить в спину, садятся на коней и едут с князем Пожарским освобождать Москву от бандитов и оккупантов. Почему? Исключительно потому, что за полвека русские доказали и казанским мусульманам, что они настоящий имперский народ, дружелюбный и надежный для всех народов, оказавшихся под русским скипетром, что с русскими можно жить. Это качество русских сохранилось до наших дней. Оно действовало и в XX веке. Именно это имперское качество было основой той реальной дружбы народов, которая существовала даже в советское время. Она не заслуга советского режима, это то, что русские создавали полтысячи лет.
Наиболее показательными созидателями империи были, пожалуй, римляне, ведь они создали империю задолго до той даты, которую мы в учебниках изучаем как начало Римской Империи. Римская республика уже была империей. Рим не потому стал империей, что во главе государства стал монарх, а наоборот, монарх оказался необходимым, потому что Рим уже создал империю.
Как римляне создавали свою империю? Во-первых, они были абсолютно надежны. В долгой борьбе с Карфагеном римляне победили, хотя все было против них. У Карфагена был флот, навыки мировой морской державы. Финикийцы могли нанимать войска по всему Средиземноморью, притом из храбрых народов, более разнообразных в своем военном умении, чем римляне и их союзники. Карфаген был неслыханно богат, намного богаче тогда еще довольно скромного Рима. Но победил Рим. Почему? Да, твердость, римская дисциплина, римская суровая верность, верность семьям, верность нации, национальной традиции, верность национальным богам. Это все правда. Но было еще. Карфаген, когда ему было выгодно, соблазнял кого угодно, а когда было невыгодно, кого угодно предавал. Римляне же своих союзников не предавали никогда.
Еще. Римляне вели себя с глубочайшим достоинством. «Я римский гражданин!» — где бы ни были произнесены эти слова, они внушали уважение. «Я римский гражданин», — говорит святой апостол Павел, и всё, это значит, что бить нельзя, пытать нельзя, правда, можно казнить, но для того надо сначала отправить его в Рим на суд. По пути в Рим апостол обращает к вере Христовой множество новых христиан. Кстати, это указывает на то, что на этапе с ним обращались вежливо. Иначе обращение неофитов было бы несколько затруднено. Он же, арестованный, предполагаемый к смертной казне, пользуется такими формами уважения, что успешно продолжает проповедовать.
«Я римский гражданин» звучало везде, и каждый мечтал стать римским гражданином! Из школьной истории Рима вы можете помнить так называемые Самнитские войны. Самниты — народ в Италии, живший совсем неподалеку от Рима. Почему шли те войны? Может быть, вы подумали, что самниты защищали свою независимость, защищались от римского порабощения? Ничего подобного! Самниты нападали на Рим за то, что римляне задерживали предоставление гражданства самнитам, и даже не римского гражданства, а только латинского гражданства — гражданства рангом ниже. Так вот, я твердо вам скажу, если бы сейчас какой-нибудь Крым или Татария или Чечня объявили нам войну, потому что мы, русские, не предоставляем им полных прав русского гражданства, я бы считал, что с Россией все в порядке. Ибо мелкая пограничная война — ерунда, а уважение к имперскому народу — это всё, это возможность дальнейшей жизни империи. Римляне были тут безупречны.
Римляне были не прочь и создавать имперскую элиту, имперскую знать, имперскую аристократию. Посмотрите, ведь очень многие римские императоры были родом из провинций: из римской Африки, из Испании, из Сирии… Если мы переберем византийских императоров, то встретим славян, армян, кого только ни встретим. Это нормальный подход империи к созданию имперской знати. Вполне естественно, что в составе русской знати были и должно были быть и немцы, часто лютеране, хотя многие принимали православие. Были представители грузинской знати. Были роды, вышедшие из волжских мусульман, прежде всего из татар. Были и другие мусульмане, с Кавказа.
А что же империя навязывает? Некоторые общие тенденции, общие традиции. Я уже сказал, что Рим навязывал акведуки и театры, дороги с мостами, почту, а также императорский культ языческий, по сути дела присягу императору, пожалуй, более ничего.
Что навязывала Россия? Россия смягчала нравы. Так, например, подчинившись русскому влиянию среднеазиаты сохранили в неприкосновенности шариат (мусульманское право), но избавились от посажения на кол и наказания в клоповнике, думаю, к большой радости самих мусульман. Русские защищали территорию, поддерживали войска и требовали, в общем, и от покоренных, чтоб они служили в этих войсках. Естественно, вводили единую денежную систему, а в общем все жили по-разному, все жили, как хотели.
Империя поддерживает равновесие внутри себя вот еще каким образом. Дело в том, что имперских этносов мало. Настоящими имперскими народами были персы, римляне, византийцы, немцы, мы, русские. У остальных уже получалось хуже. У арабов вполне не получилось. У турок получалось отчасти, у китайцев отчасти. А больше вообще империй не было. То есть, далеко не всякий народ оказывается с одной стороны суровым и сильным, а с другой стороны доброжелательным, и может возглавить империю. Как только империя распадается или ее расчленяют, появляется не только множество обиженных, ограбленных, хорошо, если не убитых людей, но появляется и множество обиженных и ограбленных народов, ибо более сильные народы немедленно начинают угнетать народы малые. Империя в действительности никогда не состоит из больших и малых народов. Империя состоит из одного большого народа, нескольких средних и множества малых. И вот от этих средних при распаде тут же достается малым. И не потому, что они злодеи, а просто не имперские они народы, нет у них навыка имперской власти и имперской ответственности. Так получилось почти на наших глазах с распадом Австро-Венгрии. Передел австро-венгерского наследия, как и передел турецкого наследия, продолжается сейчас. Расчленили Югославию, и на ее территории началась война вполне закономерная. Сербы, болгары и греки претендуют на Македонию. Чехи разорвали свои отношения со словаками, и образовалось два новых государства. И то еще не конец, это будет продолжаться. И не удивляйтесь конфликту абхазов с грузинами, гагаузов с молдаванами, памирцев с таджиками, не говоря уже о конфликте русских (коренного населения) в Нарве с эстонцами. Это будет продолжаться, потому что универсальный закон взаимодействия народов выглядит примерно так — «малый народ всегда с большим и против среднего». Ну, а о русском опыте мы будем говорить в последней, третьей передаче.
Империя — что это такое, виды, формы и типы империй.
Империя – это сложная политическая организация, в которой доминирующее центральное государство контролирует более слабые периферийные (внешние) государства.
Что такое ИМПЕРИЯ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Империя– это крупная политическая единица, имеющая большую территорию или несколько территорий и народов под единой суверенной властью.
Несмотря на общее для империй определение, эти политические единицы имели различные типы
Они существовали в разное время, в разных местах и имели поразительно разные амбиции.
Единого рецепта образования империи не существует, но главный ингредиент, суть империи – это всегда контроль. Из многочисленных исторических примеров империй мы обнаруживаем, что практически любое государство может оказывать влияние на другие государства для создания империи, но путь империи и результаты ее существования будут разными. Контроль центра над своими перифериями может быть слабым или сильным и может колебаться даже внутри империи.
Ранние империи.
Самой ранней известной империей была Аккадская империя. Около 1000 лет в Месопотамии доминировали города-государства – небольшие политические единицы, где город контролировал прилегающую территорию. В 2330 г. до н.э. Саргон Аккадский взял под свой контроль южную Месопотамию. Он правил из города Аккад – центра своей маленькой империи. Другие города-государства сохранили свою политическую идентичность, но теперь функционировали как периферия империи Саргона. Таким образом, в Месопотамии могущественные правители городов-государств получали больше власти, завоевывая своих соседей.
С 6-го по 4-й века до н. э. различные государства в северной Индии (Махаджанапады) боролись за власть. В конечном итоге регион пал перед Империей Нанда (345–322 гг. до н.э.), которая сама потеряла контроль над Империей Маурьев (322–185 гг. до н.э.).
Аналогичное развитие видим и в Китае: когда королевства периода Сражающихся царств (402-221 гг. до н.э.) боролись за господство, Цинь покорил их всех, создав первую Китайскую империю.
Империя и королевство: отличия.
Между 3100-3000 гг. до н. э. правитель Верхнего Египта завоевал Нижний Египет. Но Египет не стал империей, как Аккад. Это было королевство, ведь Верхний и Нижний Египет стали политически и культурно едиными. Граждане обоих регионов идентифицировали себя как «египтяне», а не как граждане отдельного города или региона, контролируемого единым центром.
Император и король: отличия.
Короля и императора можно сравнить с региональным менеджером и генеральным директором компании. В империи может быть много королевств. Император правит всей империей, в то время как короли (или королевы) правят меньшими королевствами внутри империи. В то время как король (как и региональный менеджер) полностью контролирует свою территорию, император (как и генеральный директор) принимает окончательное решение для всего региона.
Это различие не универсально. В истории есть много примеров, когда большие королевства назывались империями, но управлялись одним монархом, королем или королевой. Например, король Георг V, Эдуард VIII и Георг VI были королями Соединенного Королевства и императорами Индии.
Формы и размеры империй.
Мы склонны считать империи действительно большими. Британская империя, например, контролировала почти 14 миллионов квадратных миль, около 24% всего мира! На пике своего развития она была самой большой формальной империей, которую когда-либо знал мир. Ее сила и влияние распространились по всему миру. Но Аккадская империя Месопотамии (2330 –2200 гг. до н.э.) на своем рассвете контролировала только 30 000 квадратных миль, что примерно равно площади Южной Каролины (один из штатов США), и сомнительно, что имперский контроль когда-либо распространялся намного дальше. Таким образом, империи измеряются силой и богатством, а не квадратными метрами.
Но все же все империи в своем большинстве – обширные государства. Они вырастают из относительно небольших и географически ограниченных образований и охватывают обширные территории и их разнообразное население. Рим был небольшим городом-государством на берегу реки Тибр, когда он начал свою экспансию в 5 веке до н. э., в то время как Дом Османа (позже ставший Османской империей) начал свой собственный путь империи как конфедерация племенных эмиратов в Западной Анатолии на рубеже 14 века н. э.
Из своих первоначальных центров империи расширяются в основном
Этот процесс может быть внезапным и кратковременным (как всплеск экспансии ацтеков за два столетия до испанского завоевания) или затяжным и длительным (как в случае с Римом и Китаем). Однако во всех случаях территориальное приобретение – краеугольный камень строительства империи.
Великие империи в истории.
Причины существования империй.
Зачем правителям империя? Управлять империей сложно. Империи создают неравенство с периферийными народами, которым не предоставлены те же права и статус, что и населению в центре. Фактически, большинство периферийных людей угнетены, и это часто приводит к восстаниям, которые необходимо подавлять. Все это стоит дорого, поэтому расширение и контроль над периферией должны окупаться.
Нет единственной причины, по которой существовали империи. Множество причин уникальны для центра каждой империи:
Центр и периферия империи.
Отношения между центром и периферией определяются неравенством. Центр, как центр власти, считает себя выше своей периферии и контролирует ее. Это неравенство часто усиливается через правовую систему. Людям, живущим на периферии, обычно отказывают в правах и защите, предоставляемых центру. Таким образом, общее сообщество империи делится по статусу на более мелкие сообщества.
Когда империя осуществляет прямой контроль над своей периферией, она подвергается риску злоупотреблений в отношении людей на периферии. Поскольку периферийные народы обычно не считаются настоящими гражданами, они не имеют достаточной правовой защиты. Например, от периферийных народов поступало бесчисленное количество жалоб на римских правителей, которым по закону разрешалось грабить, избивать и даже убивать. Империя Хань совершала аналогичные нарушения против своих периферийных жителей.
Одним из самых ярких примеров является Афинская империя древней Греции. Город-государство Митилини принадлежал к ее периферии. Когда Митилена попыталась вырваться из-под контроля Афин, афиняне объявили следующее наказание: все мужчины будут убиты, а все женщины и дети будут проданы в рабство. В последнюю минуту афиняне решили пощадить жителей города, достаточно терроризировав их и заставив подчиниться.
Вызовы империи.
У первых империй не было образцов для подражания, и это было проблемой. Курсов всемирной истории еще не существовало, поэтому ранние императоры не могли исследовать предыдущие примеры. Самые ранние империи Месопотамии просуществовали всего около четырех поколений каждая – менее 200 лет. Управлять миллионами и кормить их, защищаться от врагов, укреплять социальные иерархии – нелегкое дело. Достаточно всего несколько ошибок для гибели империи.
Самые большие вызовы для империй:
Типология империй (типы и види империй).
Язык и империя.
Языковая политика для укрепления имперской власти проводилась в Римской империи, в Испании, а также в империях ацтеков и инков. Для национального единства необходим единый, стандартный, неизменный язык: крах Римской империи вместе с упадком латыни послужили для этого образцом и уроком. Как и в случае с римлянами, потребность в языковой политике проявляется, когда правительство пытается объединить под одной центральной властью народы, говорящие на разных языках. Часто наличие более чем одного языка рассматривается как угроза национальному единству, и поэтому в империях наблюдается тенденция к одноязычной политике, что приводит к подавлению языков меньшинств. Лингвистическое подчинение является важной стратегией в осуществлении политического подчинения в империи.
Необходимость культурного (в том числе языкового) объединения нации сильно ощущалась испанскими правителями. Корона рассматривала разнообразие языков и религий как угрозу политической стабильности. Объединив все различные группы под одним языком, кастильским, и одной религией, католицизмом, правители Испании, Фердинанд и Изабелла, надеялись создать стабильную нацию. Языковая политика становилась социальным клеем, с помощью которого правительства стремились связать человеческие трещины в стабильное политическое и социальное целое. Язык был ключом к объединенной Испании, и испанские монархи установили политику языкового империализма, в которой кастильский язык стал языком господства.
Подобный лингвистический империализм действовал в империях ацтеков и инков до прихода испанцев. Некоторые ученые утверждают, что на момент прибытия Колумба в Северной и Южной Америке говорили на 1000 языков.
Заключение.
Империи формировались по всему миру на протяжении всей истории. Первые обычно были недолговечными и не очень успешными, но со временем империи стали лучше контролировать другие народы. Основное преимущество развития империи – лучший доступ к ресурсам. Однако за империю приходится платить. Когда империи теряют контроль и рушатся, это происходит потому, что они больше не могут платить эту цену.