в чем разница между глаголом и сказуемым
Сказуемое и глагол — в чем разница?
В рамках школьного курса детей знакомят с частями речи. Они учатся делать синтаксический разбор. В общеобразовательных школах ключевым показателем освоения программы по дисциплине «Русский язык» в начальных классах является умение обучающихся выделять главные и второстепенные члены, умение определить, чем в речи является то или иное слово.
После окончания школы каждый способен объяснить, что означает то или иное слово, какую роль оно играет в устных и письменных высказываниях. Однако раскрыть отличия подлежащего и существительного или глагола и сказуемого способен далеко не каждый.
Что такое сказуемое?
Сказуемое наравне с подлежащим — первостепенная деталь в любой реплике. В связке с подлежащим они образуют грамматическую основу. Часто в роли него выступает глагол, неразрывно связанный с существительным или местоимением. В повествовании он описывает подлежащее: «Что делал?», «Что сделал?», «Какой он?», «Что с ним происходит?». В научно-методической литературе сказуемое иногда называют «предикат».
Таким образом, в тексте сказуемое призвано описать многообразие поступков героя, выступая в любой временной форме, в любом наклонении. Оно может быть простым или составным. Его отличительной особенностью является то, что от него нельзя задать вопрос к определению. Так, в художественной литературе можно встретить повествовательные предложения, которые состоят из 2 или даже 1 слова. В качестве примера могут выступить фразы: «Стоит печальная» и «Лежу больной». Здесь подлежащее только подразумевается. Также здесь нет определения. Эти высказывания содержат в себе только сказуемые — оба слова в них при синтаксическом разборе нужно подчеркивать 2 чертами.
Что такое глагол?
Данный термин обозначает самостоятельный компонент языкознания, который раскрывает суть вопросов «Что делать?», «Что сделать?» Он позволяет описывать состояния персонажа. В научно-методической литературе по языкознанию и лингвистике его иногда называют итеративом.
Как языковая единица он обладает постоянными и непостоянными признаками. Его постоянные признаки остаются неизменными. Непостоянные признаки итератива изменяются в зависимости от контекста употребления.
Грамматика разных народов отличается. В разных языках существуют различные времена и спряжения слов, обозначающих действие предмета. Так, в русском языке существует 2 спряжения и 3 временных формы у этих лексем. Знание спряжения обеспечивает правильное написание окончаний и суффиксов. В зависимости от контекста, слова, описывающие поступки и деятельность, могут быть действительными или страдательными, возвратными или средневозвратными. Они встречаются в единственном или множественном числе, изменяются по лицам.
Для словообразования глаголы имеет существенное значение: от них образуются причастия и деепричастия.
Таким образом, итератив - один из самых важных лингвистических компонентов, который нужен для описания поведения и поступков персонажа или раскрытия особенностей его состояния.
Сходства сказуемого и глагола
Очевидно, что эти две категории похожи. Их сходство усматривается в следующем:
Различия между сказуемым и глаголом
Основными различиями этих понятий можно считать:
Вывод
Несмотря на то, что сказуемое чаще всего выражено глагольной формой, эти 2 термина нельзя назвать синонимами. Между ними существуют как сходства, так и принципиальные различия. На существование различий между этими двумя понятиями указывает хотя бы тот факт, что глагол наравне с прилагательными, причастиями, деепричастиями, существительными, предлогами признается самостоятельной языковой структурой, в то время как сказуемое считается главным элементом реплики.
Как отличить глагол от сказуемого с помощью театра. Помогаем детям учить русский
Не у всех взрослых многое осело в голове из школьной программы. Особенно тяжело в этой ситуации тем, чей ребёнок учится дома — приходится заменять учителя. Тамилу Казанок спасает фантазия и правильные ассоциации.
Готовится моя младшенькая к экзаменам. Четвёртый класс. Уже второй год, как она ушла на экстернат из престижной гимназии. Учится сама дома. В апреле ей предстоит сдавать пять экзаменов. Обычный ребёнок, не гений.
— Я ни-че-го не понимаю! А-а-а! Чем отличается существительное от подлежащего?! У-у-у! А глагол от сказуемого?! Ы-ы-ы!
Я задумалась. Взяла чистый лист и фломастеры. Проходить-то мы это когда-то проходили, ещё в школе. Значит, не очень понятно проходили. Система в голове не осталась, да и системой это не было, всё кусочками.
Нарисовала я шесть кубиков, подписала их: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Нарисовала пять полочек в одну линию. Подписала: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Поставила жирную точку, собралась расставлять кубики на полочки.
Рыдания прекратились, Алиса смотрит исподлобья. Не верит, что я смогу ей донести истину о строении языка. И вдруг меня осенило: театр! Алиса посещает театральную студию, театром просто бредит.
«Игра — это главный способ развития детей»
— Алиса, в нашем театре шесть актеров: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Кто из них самый любопытный?
— Наречие, — Алиса уже улыбается. — Вон у него сколько вопросов: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?
— Кто самый конкретный? Кому интересно: конкретно, сколько?
— Глагол. Он всегда что-то делает.
— Кто самый возвышенный, восторженный?
— Кто самый таинственный?
— М-м-м… Думаю, местоимение: указывает на предмет, но не называет его.
— А кто самый главный в этой команде, в этой театральной труппе? Кто задаёт тему всем разговорам?
— Точно. Каждое предложение — это отдельная пьеса. Главные роли дают чаще всего лидеру и самому деловому. Кто будет играть роль дополнения? Тоже зачастую существительное, только ему придётся переодеться, а иногда местоимение.
— Переодеться? Это как?
Я беру деревянный кубик. Какое совпадение: у него столько же граней, сколько падежей в русском языке. Первое пришедшее на ум слово прописываем на всех гранях во всех падежах.
Поиграли. Потом Алиса уже легко подчёркивала все слова в предложении. А сложные вещи стали простыми и понятными, потому что обрели образ и характер.
Сказуемое и глагол — в чем разница?
Кое-кто впоследствии пребывает в уверенности, что синтаксический разбор заканчивается после получения сведений, кто что делает/делал. В этом случае требуется стереть пыль со школьных знаний.
Итак, главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Она несет основную лексическую нагрузку, а умение ее определять позволяет правильно строить фразы и расставлять знаки препинания.
Сравнение
Мальчик шел, сова летела,
В этих строчках ничего лишнего, можно задавать те самые определяющие вопросы: подлежащие мальчик, сова и крыша (кто?/что?), сказуемые – шел, летела, ехала (что делал?/делала?). В них видится первоочередное отличие.
Отличие подлежащего от сказуемого состоит в обязательной характеристике первого – предметности. Выражено оно может быть не только существительным и местоимением, но и другими частями речи, имеющими значение существительного. Мушкетеров там ждали четверо (числительное). Умный (прилагательное) в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Сказуемое обозначает признаки предмета, названного подлежащим. Это может быть:
В чем разница между подлежащим и сказуемым с точки зрения грамматики? Подлежащее – грамматически независимый член предложения, употребляемый в форме именительного падежа, сказуемое же зависит от него и соотносится с ним в роде и числе.
В роли подлежащего могут выступать и словосочетания, и целые предложения. Сказуемое может состоять из глагола (глагольное), сочетания глагола-связки с существительным, местоимением, наречием (именное составное), из одного существительного или другой части речи.
При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя.
Таблица
Подлежащее | Сказуемое |
Обозначает предмет | Обозначает признак предмета |
Независимый член предложения, стоит в именительном падеже | Зависит от рода и числа подлежащего |
Отвечает на вопросы кто? и что? | Отвечает на вопросы что делает? что происходит? чей? каков? что такое? и прочие, заданные к подлежащему |
Подчеркивается одной чертой | Подчеркивается двумя чертами |
Как отличить глагол от сказуемого с помощью театра. Помогаем детям учить русский
Не у всех взрослых многое осело в голове из школьной программы. Особенно тяжело в этой ситуации тем, чей ребёнок учится дома — приходится заменять учителя. Тамилу Казанок спасает фантазия и правильные ассоциации.
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Готовится моя младшенькая к экзаменам. Четвёртый класс. Уже второй год, как она ушла на экстернат из престижной гимназии. Учится сама дома. В апреле ей предстоит сдавать пять экзаменов. Обычный ребёнок, не гений.
— Я ни-че-го не понимаю! А-а-а! Чем отличается существительное от подлежащего?! У-у-у! А глагол от сказуемого?! Ы-ы-ы!
Я задумалась. Взяла чистый лист и фломастеры. Проходить-то мы это когда-то проходили, ещё в школе. Значит, не очень понятно проходили. Система в голове не осталась, да и системой это не было, всё кусочками.
Нарисовала я шесть кубиков, подписала их: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Нарисовала пять полочек в одну линию. Подписала: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Поставила жирную точку, собралась расставлять кубики на полочки.
Рыдания прекратились, Алиса смотрит исподлобья. Не верит, что я смогу ей донести истину о строении языка. И вдруг меня осенило: театр! Алиса посещает театральную студию, театром просто бредит.
— Алиса, в нашем театре шесть актеров: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Кто из них самый любопытный?
— Наречие, — Алиса уже улыбается. — Вон у него сколько вопросов: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?
— Кто самый конкретный? Кому интересно: конкретно, сколько?
— Глагол. Он всегда что-то делает.
— А кто самый главный в этой команде, в этой театральной труппе? Кто задаёт тему всем разговорам?
— Точно. Каждое предложение — это отдельная пьеса. Главные роли дают чаще всего лидеру и самому деловому. Кто будет играть роль дополнения? Тоже зачастую существительное, только ему придётся переодеться, а иногда местоимение.
— Переодеться? Это как?
Я беру деревянный кубик. Какое совпадение: у него столько же граней, сколько падежей в русском языке. Первое пришедшее на ум слово прописываем на всех гранях во всех падежах.
Поиграли. Потом Алиса уже легко подчёркивала все слова в предложении. А сложные вещи стали простыми и понятными, потому что обрели образ и характер.
Способы выражения сказуемого
Сказуемое – один из главных членов предложения. Подробно его изучают в 8 классе. Многообразие значений сказуемого отражается в многообразии способов его выражения.
Сказуемое сообщает нам основную информацию о подлежащем. Кроме того, оно привязывает информацию, содержащуюся в предложении, ко времени и реальности (с помощью грамматической категории наклонения).
Подлежащее и сказуемое связны между собой предикативной связью и согласуются в своих признаках, как минимум в числе.
Сказуемое в предложении очень важно. Это понятно уже по тому, что существует много односоставных предложений, где нет подлежащего, и только один нечасто встречающийся вид односоставного, в котором нет сказуемого.
Сказуемое передает главную информацию о подлежащем.
Это может быть действие, которое совершает, совершало или будет совершать субъект, названный подлежащим.
Бывает, подлежащее является не субъектом, а объектом действия: Дом строится.
Тогда сказуемое выражено обычно глаголом или причастием.
Сказуемое может сообщать, чем является подлежащее. Тогда оно бывает выражено существительным.
Нередко сказуемое характеризует подлежащее, указывая на какое-либо его важное качество. Тогда способ выражения сказуемого – это прилагательное.
Составное глагольное состоит из двух глаголов, из которых один (модальный или фазовый) в личной форме, а второй (смысловой) в инфинитиве.
Однако первая часть составного глагольного сказуемого может быть выражена также кратким прилагательным с модальным значением (рад, должен, готов, обязан и т.д.).
Но в этом случае она не может самостоятельно выразить грамматическое значение и будет еще вспомогательный глагол (связка). Он может быть нулевой в настоящем времени (“Я готов вам ответить”) или нет (“Я был готов вам ответить”).
В составном именном сказуемом есть глагол-связка и именная часть. Эта последняя может быть выражена почти чем угодно:
Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом (в любом комплекте), то между ними ставится тире, в том числе перед словом “это”; но тире нет, если есть НЕ, КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д. или дополнение.
Ниже приводим таблицу с примерами способов выражения сказуемого.
Вид сказуемого | Способ выражения | Пример |
Простое глагольное | Глагол в личной форме | Дождь идет. |
Составное глагольное | Фазовый или модальный глагол в личной форме + инфинитив основного глагола | Я хочу прочитать книгу. Я начал читать книгу. |
Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + инфинитив смыслового глагола | Я рад был видеть вас. | |
Составное именное | Глагол-связка + существительное | Синица – маленькая птичка. |
Глагол-связка + прилагательное | Лес удивителен в зимнем наряде. | |
Глагол-связка + числительное | Мое любимое число – три. | |
Глагол-связка + местоимение | Этот ящик мой. | |
Глагол-связка + причастие | Картинка уже нарисована. | |
Глагол-связка + инфинитив | Моя мечта – съездить на Байкал. | |
Глагол-связка + наречие | Туфли ей были впору | |
Глагол-связка + слово категории состояния | На улице холодно. | |
Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетание | Ваш учитель – Мария Петровна. | |
Глагол-связка + фразеологизм | Ваш муж – ни рыба ни мясо. |
Сказуемое – один из главных членов предложения. Оно крайне важно, так как выражает связь сообщения с временем и реальностью. Оно быть разных видов (простое глагольное, составное глагольное и составное именное). Соответственно, сказуемое может выражаться разными самостоятельными частями речи (по сути, всеми, кроме деепричастия), а также синтаксически неделимым сочетанием и фразеологизмом.
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 71.
Чем может быть выражено сказуемое
Русский язык дает огромное количество способов выражения мысли благодаря своей структуре. Возможность использования различных порядков слов в предложении и использование в качестве главных членов самых разных частей речи делает язык красивым и певучим, крайне изобразительным и ярким.
Сказуемое — это один из главных членов предложения, согласующийся с подлежащим (в числе, роде, лице) и отвечающий на вопросы: «что предмет делает?», «каков он?», «кто он?», «что он такое?», «что с ним происходит?»Синтаксис в русском языке дает широкие возможности для составления предложений. Сказуемым может выступать глагол, наречие, прилагательное и даже существительное.
Чаще всего сказуемое может быть выражено глаголом. При этом выделяют простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое. К простым глагольным сказуемым относятся:
— глаголы в повелительном, изъявительном или сослагательном наклонении (например: «Не тронь игрушку!», «Дождь идет», «Прогуляться бы с друзьями»);- фразеологические обороты на основе глаголов («Он вышел из себя»);
— словосочетания из двух глаголов одинаковой формы, первый из которых обозначает действие, второе — цель действия («Пойду посмотрю, все ли в порядке»).
Составное глагольное сказуемое представляет собой словосочетание, грамматическое и лексическое значение которого выражено разными словами: вспомогательным и основным глаголом, последний при этом употребляется в неопределенной форме и несет в себе лексическое значение сказуемого («Я хотел поговорить о тебе»). Составное глагольное сказуемое может быть осложненным, если состоит из нескольких вспомогательных слов («Он решил перестать сердиться»).
Составное именное сказуемое выражено словосочетанием из глагола-связки и именной части.
Глаголом-связкой могут выступать:- глагол «быть», лишенный в данном случае своего лексического значения «существовать», «иметься в наличии» («Она была студенткой»);
— полузнаменательные глаголы «казаться», «оказаться», «бывать», «являться», «стать», «становиться», «слыть», «считаться» и некоторые другие («Он ей казался героем»);
— полнозначные глаголы, выражающие действие, движение, состояние («Дети пришли к гостям уже чумазые»). Сказуемое может быть выражено только наречием, без употребления связки, в том случае, если в предложении нет необходимости уточнять время происходящего действия («Это просто чудовищно!», сравните: «Это было чудовищно!»). Краткое прилагательное часто используется в качестве сказуемого в разговорном и художественном стилях («Наш дед в душе еще не стар»). Использование такого приема позволяет варьировать состав предложения, улучшить читабельность текста.Имя существительное становится сказуемым в предложениях-определениях и часто отделяется от подлежащего тире. Например: «Моя мама — повар», «Книга — кладезь мудрости».
Также иногда в качестве сказуемого выступает и имя числительное («Дважды три — шесть»).
Сказуемое в английском языке: простое, составное
Сказуемое в английском языке (The predicate) обозначает действие или состояние предметов, лиц, действий, которыми выражено подлежащее. Данный член предложения отвечает на следующие вопросы: Что делается с подлежащим? Что делает подлежащее? Что оно такое? Каково оно? Рассмотрим особенности образования сказуемого, основные его формы, а также наведем примеры для лучшего усвоения темы.
Сказуемое в английском языке: основные виды
Сказуемое подразделяется на несколько определенных видов. Оно бывает:
Если говорить о составных сказуемых, то они делятся на два типы:
Первое образуется следующим способом => глагол-связка + именная часть.
Способ образования второго => модальный глагол + инфинитив
Это только основная схема, но важно помнить, что в составном именном сказуемом глагол-связка выражается to be в разных формах, но… в качестве связки могут выступать слова to look, to seem, to turn, to get, to become и пр. Что касается именной части, то ею могут выступать – герундий, причастие, числительное, инфинитив, местоимение, наречие, прилагательное, существительное.
В составном глагольном сказуемом в качестве модальных глаголов используются must, may, can, ought etc. Причем обратите внимание, что составным глагольным сказуемым может служить также конструкция, которая состоит из некоторых глаголов + инфинитива или герундия.
Простые сказуемые
Обратите внимание! Сказуемое в английском языке может представлять собой как одно слово, так и состоять из нескольких слов. В последнем случае мы будем использовать вспомогательные и смысловые глаголы.
Сказуемые могут выражаться глаголами в любых залогах и видоизмененных формах (таблица это наглядно показывает):
Составное именное сказуемое
Как мы уже говорили, оно состоит из глагола связки и именной части. Говоря о глаголе-связке, то в большинстве случаев им будет выступать глагол to be, который может быть в любом лице и времени => is/are/were/was/am…
На заметку! в отличие от русского языка, в английском глагол to be не опускается в настоящем времени.
Что касается именной части, то она служит для выражения основного смыслового значения сказуемого. При этом именная часть характеризует подлежащее => что оно собой представляет, каково оно, что оно такое, или кто.
На заметку! Под именной частью речи мы подразуемваем любую часть речи, кроме междометия и союза. К тому же, именная часть может выражаться придаточным предложением.
Составное глагольное сказуемое
Схема образования такого сказуемого => комбинация modal verb+infinitive.
Модальные глаголы, которые используются в составных глагольных сказуемых:
После модальных глаголов идет смысловой глагол, который выражается инфинитивом без частицы to:
Как вы заметили, в последних двух примерах частицу to мы используем. Но это не исключение из правил, а особенность образования модального глагола, который в своем составе имеет частицу to (have to, be to, ought to).
Еще несколько ярких примеров составных глагольных сказуемых в предложениях:
Подводим итоги
Сказуемое в английском языке играет важную роль при построении предложения. Научившись правильно их употреблять в разных формах, временах и лицах, вы научитесь грамотно говорить, без ошибок и ляпов. При этом обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого в английском языке.
С примеров, приведенных выше, видно, с какими предлогами, частицами и связками употребляются основные члены предложения и в какой форме, числе и лице их лучше использовать. Но… английская грамматика богата исключениями, что и определяет интересность ее изучения. Изучая подлежащее и сказуемое вместе, вы повышаете шансы на лучшее понимание темы. И тут грамматика вам тоже в помощь!
Урок-исследование «Всегда ли глагол — сказуемое?»
Всегда ли глагол – сказуемое?
Урок-исследование в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
— Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
— Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
— А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
— А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. — Приводят примеры).
— Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
— А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
(Мы отвечали на вопрос: «Всегда ли глагол – сказуемое?»).
— На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
— Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался «Всегда ли сказуемое – глагол?» Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
— А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
— А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
— На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
— Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
— А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
— А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
__ — задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
Продолжить составление Сборника полезных советов
Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым
Составить кроссворд на тему «Синтаксис»
Сказуемое и его основные типы
2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бацпрямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
Сам спать не спит и другим не даёт. Жду не дождусь весны.
ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:
1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.
Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).
Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:
Я начал хотеть есть.Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.
Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться — в лес не ходить.
Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых.
Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:
Не прийти — значит обидеть.
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:
2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.
Например: Он оказался студентом. Она казалась усталой.
3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.
Например: Мы вернулись домой усталые. Он работал дворником. Он жил отшельником.
1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.
Например: Он учитель / был учителем. Юбка была в клетку.
2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.
Например: Слова его были умны. Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.
6) наречие: Разговор будет начистоту. Мне было жаль старика.
Например: Она хотела казаться усталой. Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.
Сказуемое в предложении. Типы сказуемых в русском языке. Примеры
Сказуемое — это один из главных членов предложения. Сказуемое описывает действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?
Подлежащее и сказуемое
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается двумя чертами, подлежащее — одной чертой.
Если в предложении есть только подлежащее и/или сказуемое, то это нераспространенное предложение. Если же кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) — это уже распространенное предложение.
Читайте подробнее: Распространенное предложение — что это? Главные и второстепенные члены предложения
Бывают предложения, в которых есть сказуемое, но нет подлежащего:
Типы (виды) сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Примеры
В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.
Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.
Как выписать или подчеркнуть сказуемое в предложении
Чтобы найти сказуемое в предложении, задайте подходящий вопрос:Я вас любил. Я что делал? Любил.
Если в предложении есть подлежащее (кто? что?), сказуемое зависит от него и согласуется с подлежащим.
Редкая птица долетит до середины Днепра!Птица что сделает? Долетит.
Мой дядя самых честных правил.Что говорится о дяде? Каков он? Самых честных правил.
Сказуемое описывает действие или состояние предмета, указанного с помощью подлежащего.
Во время синтаксического разбора предложения сказуемое подчеркивают двумя чертами.
Однородные сказуемые. Предложения с однородными сказуемыми — примеры
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Сказуемые также могут быть однородными, если относятся к одному и тому же подлежащему. Однородные сказуемые могут быть выражены разными частями речи — глаголами, прилагательными, существительными.
Примеры однородных сказуемых:
В деревне мы купались, катались на велосипедах и загорали.Однородные сказуемые: купались, катались, загорали.
Морковь — полезная еда, источник витаминов.Однородные сказуемые: еда, источник.
Чтобы опознать однородные сказуемые, нужно поставить вопрос и убедиться: они относятся к одному и тому же подлежащему, отвечают на один и тот же вопрос.
Дорога вела вперед, кружила, звала за собой.
Дорога что делала? Вела, кружила, звала. Это однородные сказуемые.
Однородные сказуемые. Как ставить запятые?
Запятые при однородных сказуемых ставятся по тем же правилам, что и при других однородных членах:
Однородные сказуемые, выраженные разными частями речи
Сказуемые могут быть выражены разными частями речи — глаголами, существительными, прилагательными, причастиями. Иногда однородные сказуемые выражаются разными частями речи.
Мебель куплена и уже собирается. Первое сказуемое — причастие, второе — глагол.
Ночь была темна и наполнена звуками. Первое сказуемое — прилагательное, второе — причастие.
Что такое грамматическое сказуемое?
Грамматическое сказуемое — это сказуемое в собственном смысле, сказуемое как член предложения.
Этот термин используют, чтобы отличать настоящее сказуемое от «логического сказуемого» (по смыслу оно может включать дополнительные слова, другие члены предложения) и «психологического сказуемого» (состояния или действия, на котором автор акцентирует внимание, даже если оно выражено не сказуемым).
Тире между подлежащим и сказуемым. Правило и примеры предложений
Сказуемое в русском языке
Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.
Сказуемое отвечает на вопросы: «Что делает предмет?», «Что с ним происходит?», «Каков он?», «Что он такое?», «Кто он такой?» и др.
Сказуемое может быть простым глагольным (ПГС), составным глагольным (СГС), составным именным (СИС).
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.
начинаю волноваться, начала бы готовиться, можешь не беспокоиться и т. д.
а) сочетания кратких прилагательных рад, должен, обязан и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.
Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит их двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части (существительного, прилагательного, числительного, наречия и др.), выражающей его основное лексическое значение.
«Она была не тороплива, не холодна, не говорлива» (А. Пушкин).
«Дворец казался островом печальным» (А. Пушкин).
«Девушка пришла довольная».
Именная часть СИС может быть выражена:
часть речи | пример |
именем существительным | «Он был студентом». «Небо — бездна» |
именем прилагательным | «Она казалась усталой». «Он стал выше отца» |
именем числительным | «Пятью пять — двадцать пять» |
наречием | «Мне грустно». «Мне очень жаль» |
словом состояния | «Разговор будет начистоту» |
причастием | «Письмо не было распечатано» |
фразеологизмом | «Он был притчей во языцех» (= был известным) |
Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки: