в чем разница между g02 и g03
Краткое руководство по G-Code. Круговая интерполяция G02 и G03.
Круговая интерполяция G02 и G03 — это движение по круговой дуге
Круговое движение — это режим, инициируемый через G02 и G03
Как и линейное движение (инициированное G00 и G01), круговое движение — это режим, инициированный через G02 и G03. G02 устанавливает режим для дуг окружности по часовой стрелке. G03 устанавливает режим для дуг окружности против часовой стрелки.
Определение дуги для контроллера ЧПУ
После того, как установлен режим G02 или G03, дуги определяются в G-коде путем идентификации двух конечных точек и центра, который должен быть равноудаленным от каждой конечной точки, в противном случае возникнет аварийный сигнал.
Определение центра через относительные смещения IJK
Центр чаще всего идентифицируется с помощью I, J или K для определения относительного смещения от начальной точки дуги к центру. Вот типичная дуга по часовой стрелке:
Буквы I и J указывают относительные координаты от начальной точки до центра. Другими словами, если мы добавим значение I к X начальной точки и значение J к Y начальной точки, мы получим X и Y для центра.
Определение центра через радиус с помощью «R»
Мы также можем определить центр, просто указав радиус круга. Допустим радиус нашего круга равен 2, поэтому g-код может быть простым:
Многие из вас прямо здесь и сейчас решат, что, поскольку R проще для понимания и короче для написания, вы просто собираетесь использовать R и забыть о IJK. Но мастера ЧПУ обработки советуют использовать команды IJK. Их аргумент состоит в том, что, используя IJK, вы дважды проверяете правильность дуги.
Потому что контроллер может вычислить фактический набор координат для центра через IJK. Получив координаты центра, он может проверить, что он одинаково удален от обеих конечных точек. Проверка каждого из этих двух расстояний — это двойная проверка. В случае формата «R» контроллер не имеет такой двойной проверки. Он должен выбрать центр, который гарантирует равное расстояние.
Лично я не знаю, согласен ли я с инструкторами ЧПУ в том, что это обеспечивает дополнительную проверку или нет. Я говорю, что используйте тот подход, который имеет смысл в вашей конкретной ситуации, но вы определенно должны быть знакомы с обоими. В любом случае вам нужно будет привыкнуть к относительным координатам, поскольку они чертовски удобны.
Варианты синтаксиса Arc для различных диалектов и режимов G-кода
Это еще одно из тех мест, где происходит много непонятных вещей, например, что будет делать ваш контроллер. Обычно предполагается, что если у вас есть и IJK, и R в одном блоке, R имеет приоритет, а IJK игнорируется. Но есть контроллеры, которые работают не так, поэтому убедитесь, что вы знаете, что происходит.
Есть несколько параметров, которые определяют, как работают дуги.
Давайте рассмотрим эти варианты:
— Инкрементальный против абсолютного IJK : мы обсуждали IJK как представление координат относительно начальной точки для центра. Добавьте I к X, J к Y и K к Z начальной точки, и вы получите центр. Многие элементы управления также имеют возможность использовать IJK как абсолютные координаты центра.
— Модальные центры IJK : когда IJK являются абсолютными координатами центра, некоторые контроллеры запоминают последний определенный центр, поэтому в этом случае IJK является модальным. При использовании такой настройки управления вы можете просто продолжать вводить команды XYZ для дуг без необходимости каждый раз определять новый центр. Однако не ясно, что вы сэкономите много — как часто вы хотите делать несколько дуг с одним и тем же центром?
— Модальные центры R : Еще одна разновидность идеи модального центра состоит в том, чтобы позволить радиусу, определенному буквой «R», быть модальным. Каким бы ни был последний использованный R, контроллер запоминает и снова использует это значение, если R не задано. Это кажется более полезным, чем модальный IJK. Например, у кармана могут быть дуги для углов одинакового радиуса.
— Приоритет R : как уже упоминалось, большинство контроллеров будут использовать «R», если «R» и «IJK» указаны в одном блоке. Н
— Helical Interp. : Эта опция определяет, разрешает ли ваш контроллер спиральную интерполяцию.
Наиболее распространенная проблема при настройке постпроцессора CAM или симулятора ЧПУ: абсолютный и относительный IJK
У всех нас был опыт, когда мы смотрели на симуляцию проходов (или, что еще хуже, видели его в реальном движении инструмента, что довольно пугающе), и видели гигантские почти полные круги без каких-либо признаков знакомых движений деталей, которые мы ожидали увидеть. Вот типичный пример:
Если вы видите такие вещи, первое, что нужно проверить, — это абсолютный IJK в сравнении с относительным IJK для дуг. Настройка должна соответствовать между тем, что выдает CAM, и тем, чтополучает контроллер или симулятор.
Дроби круга, квадранты и регуляторы
Первое, что нужно знать о дуге, это то, что невозможно указать дугу более 360 градусов. В некоторых контроллерах для спиральной интерполяции есть некоторые исключения (см. Ниже) просто потому, что это может быть полезно для спиралей. Если требуется полный круг, установите начальную и конечную точки равными друг другу:
G02 X3.25 Y2.0 I-1.25 J0
Интересно, что вы не можете указать полный круг с помощью «R». Это связано с тем, что существует бесконечное количество кругов, которые начинаются и заканчиваются в одной и той же точке определенного радиуса, поэтому контроллер не знает, какой круг может быть правильным.
Есть еще более забавный ньюанс с «R» и более крупными дугами. Например, дуга все еще может иметь определенный радиус и по часовой стрелке (или против часовой стрелки), но центр будет разным, если вы перемещаетесь более чем на 90 градусов. Например:
Учитывая два показанных варианта, контроллер выбирает путь на основе знака радиуса. Отрицательное получает более длинную дугу, положительное — короче. Отрицательный знак заставляет контроллер искать дугу более 180 градусов.
Некоторые контроллеры еще более чувствительны и не будут программировать дугу, пересекающую линию квадранта. Следовательно, наибольший угол, по которому может следовать дуга, составляет 90 градусов, и этот угол не должен пересекать 0, 90, 180 или 270 градусов. Углы в 90 градусов, пересекающие линию квадранта, должны быть разбиты на две части, причем соединение между частями должно быть прямо на линии квадранта.
Полные круги без XYZ
Полные круги появляются, когда начальная и конечная точки идентичны, а центр указан через IJK (помните, что R ведет к бесконечному количеству кругов). Учитывая, что вы хотите, чтобы начальная и конечная точки были одинаковыми, возможно, вам не придется беспокоиться даже об указании конечной точки с помощью XYZ. Некоторым контроллерам это может потребоваться, но большинству — нет. Вот простая программа с g-кодом, которая таким образом создает 3 круга:
N45 G0 X-2. Y.75
N46 G1 Z-.5 F10.
N47 Y.5 F30. S2000
N48 G2 J-1.1
N49 G1 Y.75
N50 Z.2
N51 G0 X.75 Y-3.4
N52 G1 Z-.5 F10.
N53 X.5 F30.
N54 G2 I-1.1
N55 X.75
N56 Z.2
N57 G0 X-4.75 Y-3.4
N58 G1 Z-.5 F10.
N59 X-4.5 F30.
N60 G2 I1.1
N61 G1 X-4.75
N62 Z.2
А вот как выглядит визуализация:
Совет по упрощению программирования дуги: начните с сегментов
Когда я прокладываю траекторию инструмента, я предпочитаю оставлять дуги напоследок. Вместо каждой дуги я просто помещаю отрезок линии, конечные точки которого соответствуют конечным точкам дуги. Это позволяет быстро собрать грубый набросок траектории инструмента, и часто кажется, что легче вернуться и преобразовать линии в дуги, когда базовая структура уже установлена.
Спиральная интерполяция
Вот пример кода программы фрезерования резьбы:
Это формат «R» (радиус) для дуг, и обратите внимание, что есть координата Z, чтобы указать изменение глубины для конечной точки каждой дуги. В этом коде используется относительное движение (G91), поэтому каждый «Z0.0179» перемещает фрезу на 0,0179 дюйма глубже.
Мы вернемся к резьбофрезерованию более подробно в следующей главе, полностью посвященной этой теме. А пока мы просто хотели, чтобы вы познакомились с идеей создания спиралей, а также плоских двумерных дуг.
Создание траекторий движения инструмента понравится вашей машине
Каждый раз, когда резак меняет направление, он добавляет определенное напряжение. Резак будет врезаться в материал больше или меньше, чем был, в зависимости от того, меняется ли направление на заготовку (или неразрезанный материал) или от нее. Ваша машина будет намного счастливее, если вы запрограммируете дугу, а не резкое изменение направления по прямой. Даже дуга с очень маленьким радиусом позволит контроллеру избежать мгновенного изменения направления, что может оставить след на поверхности в лучшем случае и вызвать вибрацию или другие проблемы в худшем случае. Для небольших изменений направления это может не иметь смысла. Но чем резче изменение, тем больше вероятность, что вам следует использовать дугу для облегчения поворота.
Наиболее важные команды G-кода
Если ваша работа или хобби касаются станков с ЧПУ или 3D-принтеров, то понимание того, что такое G-код и как он работает, имеет важное значение для вас. Итак, в этом руководстве мы изучим основы языка G-кода, каковы наиболее важные или распространенные команды G-кода, и мы объясним, как они работают.
Что такое G-код?
G-code — это язык программирования для станков с ЧПУ (числовое программное управление). G-код означает «геометрический код». Мы используем этот язык, чтобы сказать машине, что делать или как что-то делать. Команды G-кода указывают машине, куда двигаться, с какой скоростью двигаться и по какому пути двигаться.
В случае станка, такого как токарный или фрезерный, режущий инструмент приводится в действие этими командами, чтобы следовать определенной траектории инструмента, срезая материал, чтобы получить желаемую форму.
Точно так же в случае аддитивного производства или 3D-принтеров команды G-кода инструктируют машину наносить материал слой за слоем, формируя точную геометрическую форму.
Как читать команды G-кода?
На первый взгляд, когда вы видите файл G-кода, он может показаться довольно сложным, но на самом деле его не так уж и сложно понять.
Если мы внимательно посмотрим на код, мы можем заметить, что большинство строк имеют одинаковую структуру. Кажется, что «сложная» часть G-кода — это все те числа, которые мы видим, которые являются просто координатами.
Давайте взглянем на одну строчку и объясним, как она работает.
G01 X247.951560 Y11.817060 Z-1.000000 F400.000000
Строка имеет следующую структуру:
Наиболее важные / распространенные команды G-кода
Итак, теперь, когда мы знаем, как читать строку G-кода, мы можем взглянуть на наиболее важные или часто используемые команды G-кода. Мы узнаем, как работает каждый из них, на нескольких примерах, и к концу этого руководства мы сможем полностью понять, как работает G-код, как читать, как изменять и даже как писать наш собственный G-код. К основным командам G-кода еще можно добавить команды управления оборудованием станка с ЧПУ, которые так же называются М-код. Они отвечают за такие действия как включение шпинделя, подача СОЖ, смена инструмента и так далее.
G00 — быстрое перемещение
Команда G00 перемещает станок с максимальной скоростью движения из текущего положения в заданную точку или координаты, указанные в команде. Станок будет перемещать все оси одновременно, поэтому они завершают движение одновременно. Это приводит к прямолинейному перемещению к новой точке положения.
G00 не является режущим движением, и его цель — просто быстро переместить машину в желаемое положение, чтобы начать какую-либо работу, такую как резка или печать.
G01 — линейная интерполяция
В отличие от команды G00, которая используется только для позиционирования, команда G01 используется, когда станок выполняет свою основную работу. В случае токарного или фрезерного станка — резка материала по прямой линии, а в случае 3D-принтера — экструзии материала по прямой линии.
G02 — круговая интерполяция по часовой стрелке
Команда G02 указывает машине двигаться по часовой стрелке по круговой схеме. Принцип тот же что и у команды G01, и она используется при выполнении соответствующего процесса обработки. В дополнение к параметрам конечной точки здесь нам также необходимо определить центр вращения или расстояние начальной точки дуги от центральной точки дуги. Начальная точка фактически является конечной точкой предыдущей команды или текущей точкой.
Для лучшего понимания мы добавим команду G02 после команды G01 из предыдущего примера.
Итак, в первом примере у нас есть команда G01, которая перемещает машину в точку X5, Y12. Теперь это будет отправной точкой для команды G02. С помощью параметров X и Y команды G02 мы устанавливаем конечную точку. Теперь, чтобы добраться до этой конечной точки, используя круговое движение или дугу, нам нужно определить ее центральную точку. Мы делаем это с помощью параметров I и J. Значения I и J относятся к начальной или конечной точке предыдущей команды. Итак, чтобы получить центральную точку по X5 и Y7, нам нужно сделать смещение 0 по оси X и смещение -5 по оси Y.
Конечно, мы можем установить центральную точку в любом другом месте, таким образом мы получим другую дугу, которая заканчивается в той же конечной точке. Вот пример этого:
Итак, здесь у нас все еще есть та же конечная точка, что и в предыдущем примере (X10, Y7), но теперь центральная точка находится в другом положении (X0, Y2). Благодаря этому мы получили более широкую дугу по сравнению с предыдущей.
G00, G01, G02 Пример — ручное программирование G-кода
Давайте посмотрим на простой пример фрезерования с ЧПУ с использованием этих трех основных команд G-кода: G00, G01 и G02.
Чтобы получить траекторию для формы, показанной на изображении выше, нам нужно выполнить команды G-кода:
Как только мы достигаем точки C (5,25), у нас есть еще одна команда G01 для достижения точки D (25,25). Затем мы используем команду G02, круговое движение, чтобы добраться до точки E (35,15) с центральной точкой (25,15). На самом деле у нас есть такая же центральная точка (25,15) для следующей команды G02, чтобы добраться до точки F (31,7). Однако мы должны отметить, что параметры I и J отличаются от предыдущей команды, потому что мы смещаем центр от последней конечной точки или точки E. Мы завершаем траекторию инструмента другой командой G01, которая выводит нас из точки F (31, 7) вернуться к пункту Б (5,5).
Итак, вот как мы можем вручную запрограммировать G-код для создания этой формы. Однако мы должны отметить, что это не полный G-код, потому что нам не хватает еще нескольких основных команд. Мы сделаем полный G-код в следующем примере, так как сначала нам нужно объяснить эти команды G-кода.
G03 — круговая интерполяция против часовой стрелки
Как и G02, команда G-кода G03 определяет движение станка по круговой схеме. Единственная разница здесь в том, что движение идет против часовой стрелки. Все остальные функции и правила такие же, как у команды G02.
G20 / G21 — Выбор единиц
Команды G20 и G21 определяют единицы G-кода: дюймы или миллиметры.
Отметим, что единицы должны быть установлены в начале программы. Если мы не укажем единицы измерения, машина будет рассматривать значения по умолчанию, установленные предыдущей программой.
G17 / G18 / G19 — выбор плоскости G-кода
С помощью этих команд G-кода мы выбираем рабочую плоскость станка.
G17 используется по умолчанию для большинства станков с ЧПУ, но два других также можно использовать для выполнения определенных движений.
G28 — Возвращение домой
Команда G28 указывает станку переместить инструмент в исходную точку или исходное положение. Чтобы избежать столкновения, мы можем включить промежуточную точку с параметрами X, Y и Z. Инструмент пройдет через эту точку, прежде чем перейти к контрольной точке. G28 X## Y## Z##
G90 / G91 — команды позиционирования G-кода
В абсолютном режиме инструмент всегда позиционируется от абсолютной точки или от нуля. Таким образом, команда G01 X10 Y5 переместит инструмент в эту точную точку (10,5), независимо от предыдущей позиции.
С другой стороны, в относительном режиме инструмент позиционируется относительно последней точки. Таким образом, если станок в настоящее время находится в точке (10,10), команда G01 X10 Y5 переведет инструмент в точку (20,15). Этот режим также называется «инкрементным режимом».
Другие команды G-кода
Итак, команды G-кода, которые мы описали выше, являются наиболее распространенными, но их гораздо больше. Существуют такие команды, как компенсация резца, масштабирование, системы координат заготовки, выдержка и т. Д.
Помимо G-кода, существуют также команды M-кода, которые используются при генерации реальной полноценной программы G-кода. Вот несколько распространенных команд M-кода:
В случае 3D-принтера:
Некоторым из этих команд требуются соответствующие параметры. Например, при включении шпинделя с помощью M03 мы можем установить скорость шпинделя с помощью параметра S. Итак, линия M30 S1000 будет включать шпиндель со скоростью 1000 об / мин.
То же самое относится и к параметру скорости подачи F. Нам не нужно включать его в каждую строку, если мы не хотим изменить его значение.
В некоторых файлах G-кода вы также можете видеть « N ## » перед командами. Слово N просто для нумерации строки или блока кода. Это может быть полезно для идентификации конкретной строки в случае ошибки в огромной программе.
Пример простой программы G-кода
Тем не менее, после прочтения всего этого, теперь мы можем вручную создать настоящий, актуальный код. Вот пример:
Описание программы G-кода:
Круговая интерполяция (G02, G03, CIP)
Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 13209 ; Нарушение авторских прав
При круговой интерполяции, кроме задания координат конечной точки дуги окружности под адресами X, Y, Z, необходимо под адресами I, J, K задать координаты положения центра окружности по соответствующим осям.
Предварительные установки G90/G91 абсолютного или составного размера действуют только для конечной точки окружности. Координаты центра I, J, K стандартно вводятся в составном размере относительно начальной точки окружности. Абсолютное указание центра относительно нулевой точки детали программируется покадрово с помощью адресов: I=AC(…), J=AC(…), K=AC(…).
Если дуга программируется с центром, но без конечной точки, то получается полный круг.
Возможно несколько способов программирования обработки окружности или дуги.
Ø Программирование дуги окружности с центром и конечной точкой
Круговое движение описывается через:
— конечную точку в декартовых координатах X, Y, Z и
—
центр окружности по адресам I, J, K.
Пример программирования фрезерной обработки (рис.18):
N10 G00 G17 G90 X67.5 Y80.211
N20 G03 X17.203 Y38.029 I–17.5 J–30.211 F500 (Координаты центра заданы относительно начальной точки)
N10 G00 X67.5 Y80.211
N20 G03 X17.203 Y38.029 I=AC(50) J=AC(50) (Координаты центра заданы относительно нуля детали в абсолютной системе координат)
Пример программирования токарной обработки (рис.13):
N125 G01 X40 Z-25 F0.2
N130 G03 X70 Z-75 I-3.335 K-29.25 (Координаты центра заданы относительно начальной точки)
N125 G01 X40 Z-25 F0.2
N130 G03 X70 Z-75 I=AC(33.33) K=AC(-54.25) (Координаты центра заданы нуля детали в абсолютной системе координат)
Ø Программирование окружности с радиусом и конечной точкой
При этом способе программирования координаты центра не указывается. Наряду с радиусом окружности посредством знака + или – необходимо указать, должен ли угол перемещения быть больше или меньше 180°. Положительный знак не нужен. Круговое движение описывается через:
— радиус окружности CR=-…: угол меньше или равен 180°
— радиус окружности CR=…: угол больше 180°
— конечную точку в декартовых координатах X, Y, Z.
Пример программирования фрезерной обработки (рис.18,б):
N10 G00 G17 X67.5 Y80.511
N20 G03 X17.203 Y38.029 CR=-34.913
N40 M30 Конец программы
Пример программирования токарной обработки (рис.19):
N125 G1 X40 Z-25 F0.2
N130 G3 X70 Z-75 CR=-30
Полные круги (угол перемещения 360°) программируются не с помощью CR=, а через конечную точку окружности и параметры интерполяции.
Пример фрезерования кругового паза (рис.20).
N10 G90 G00 X45 Y60 Z2 T1 S2000 M3 (Ввод абсолютного размера, перемещение на ускоренном ходу на позицию XYZ, выбор инструмента, задание скорости вращения шпинделя, вращение вправо)
N20 G01 G 94 Z-5 F500 (Подача инструмента вдоль оси Z с подачей 500 мм/мин)
N30 G02 X20 Y35 I=AC(45) J=AC(35) (Фрезерование паза по часовой стрелке с заданием центра окружности в абсолютном размере)
N30 G02 X20 Y35 I0 J-25 (Центр окружности в составном размере)
N40 G00 Z2 (Отвод инструмента на ускоренном ходу)
N50 M02 (Конец программы )
Примертокарной обработки с круговой интерполяцией (рис.21)
N5 T1 S2000 M3 D1 (Инструмент, шпиндель включен вправо)
N10 G00 G90 X11 Z1 (Ввод абсолютного размера, ускоренным ходом на позицию XZ)
N20 G01 Z-15 F0.2 (Обработка цилиндрического участка)
N30 G03 X11 Z-27 I=AC(-5) K=AC(-21) (Обработка сферического участка. Центр окружности в абсолютном размере)
N30 G03 X11 Z-27 I-6 K-6 (Центр окружности в составном размере)
N40 G01 Z-40 (Обработка цилиндрического участка)
G02/G03 (круговая интерполяция)
Основные G-функции
Внимание! При вводе числовых параметров разделительным знаком числа является точка «.», а не запятая «,».
1.1. G00 (ускоренный ход)
Используется для выполнения ускоренных (быстрых) перемещений в точку с заданными координатами в абсолютных величинах (по G90, см. разд. 1.7) или в относительных приращениях (по G91, см. разд. 1.7). Каждая ось при этом имеет отдельный предел скорости. Оси с наибольшим временем отработки заданного перемещения выходят в заданную координату последними. При ускоренном перемещении не выполняется сопряжение соседних кадров. Функция активна до тех пор, пока не будет отменена вводом другой G-фунции.
Координаты
X=Xк, Z=Zк (при перемещении в абсолютных величинах);
X=Xк-Xи, Z=Zк-Zи (при перемещении в относительных приращениях).
Синтаксис
G00X_Z_ (перемещение одновременно по двум осям, см. рис. а);
G00X_ (перемещение только по оси Х, см. рис. б).
G00Z_ (перемещение только по оси Z, см. рис. в).
G01 (линейная интерполяция)
Используется для выполнения линейных перемещений на рабочей подаче – минутной (по G98, см. разд. 1.8) или оборотной (по G99, см. разд. 1.8) – в точку с заданными координатами в абсолютных величинах (поG90, см. разд. 1.7) или в относительных приращениях (по G91, см. разд. 1.7). Функция активна до тех пор, пока не будет отменена вводом другой G-фунции.
Координаты
Координаты вычисляются аналогично случаю с ускоренными перемещениями.
Синтаксис
G01X_Z_F_ (перемещение одновременно по двум осям, см. рис. 2, а, причем параметр величины подачи F не является обязательным; если он не указан, то действует предыдущее заданное значение подачи);
G01X_ (перемещение только по оси Х, см. рис. 2, б).
G01Z_(перемещение только по оси Z, см. рис. 2, в).
G02/G03 (круговая интерполяция)
Используется для выполнения перемещений по дуге окружности (от одного до четырех квадрантов) на рабочей подаче – минутной (по G98, см. разд. 1.8) или оборотной (по G99, см. разд. 1.8) – в точку с заданными координатами в абсолютных величинах (по G90, см. разд. 1.7) или в относительных приращениях (по G91, см. разд. 1.7). Функция G02 обеспечивает движение по часовой стрелке, функция G03 – против часовой стрелки. Функция активна до тех пор, пока не будет отменена вводом другой G-фунции.
Координаты
X и Z – координаты конечной точки дуги относительно начала координат, см. рис. 3.
· X=Xк, Z=Zк (при перемещении в абсолютных величинах);
· X=Xк-Xи, Z=Zк-Zи (при перемещении в относительных приращениях).
I и K – координаты центра дуги относительно начальной точки дуги по осям Х и Z соответственно.
Данные параметры математически вычисляются аналогично для обеих функций G02 и G03.
Синтаксис
G02X_Z_I_K_F_ (см. рис. 3, параметр величины подачи F не является обязательным; если он не указан, то действует предыдущее заданное зна-чение подачи);
G03X_Z_I_K_F_.
Пример
Круговая интерполяция по часовой стрелке для данного контура будет выражена следующим образом:
G02X15Z-150I-46K-6 (при перемещении в абсолютных величинах)
G02X-38Z-116I-46K-6 (при перемещении в относительных приращениях)
Плоскость интерполяции определяется G-функциями: G17 – плоскость ХУ, G18 – плоскость ХZ, G19 – плоскость YZ. По умолчанию всегда активна G18.
1.4. G04 (программная задержка)
После функций перемещения (G00, G01, G02, G03) в программе может вводиться задержка в секундах, величина которой определяется параметром Х. Диапазон временной задержки варьируется от 0.001 до 99999.999 сек.
Синтаксис
G04X_
Синтаксис
G52X_Z_
Отмена локальной системы выполняется кадром G52X0Z0.
Требования, которые надо учитывать при вводе компенсации
Плоскость
Для компенсации надо назначить несколько параметров. Во-первых, плоскость выполнения компенсации — может быть выбрана любая плоскость в пространстве XYZ путем задания G-функции G17, G18, G19. Например, G17 при описании вектора, параллельного оси Z, в отрицательном направлении определяет в плоскости XY компенсацию при обходе слева и справа. Эти же функции определяют плоскость круговой интерполяции. (Для токарного станка плоскость интерполяции задана при загрузке системы, и указывать её необязательно.)
Направление
Направление обхода контура при компенсации определяется функциями G41и G42. Эти функции также включают (активируют) компенсацию. Отмена компенсации выполняется функцией G40.
T1m06d1 G90 g00z0x20 G98F100
//ВКЛ КОРРЕКЦИИ
G42g01x10 z-10 x0 z10 x10 z0
//ОТМЕНА КОРРЕКЦИИ
G40x20
Параметры
S – скорость резания.
Синтаксис
G86S_ (включение режима постоянной скорости резания, только для рабочих перемещений.)
G87 (выключение режима постоянной скорости резания)
После выполнения программы активной остается последняя использо-ванная G-функция, которая будет активная перед началом выполнения следующей программы.
Пример: g86s90
Синтаксис
G90 (абсолютные перемещения)
G91 (относительные перемещения)
При включении ЧПУ активна функция G90 абсолютного отсчета.
После выполнения программы активной остается последняя использованная G-функция, которая будет активная перед началом выполнения следующей программы.
Синтаксис
G98 (минутная подача)
G99 (оборотная подача)
При включении ЧПУ автоматически активна функция G98, режим минутной подачи.
После выполнения программы активной остается последняя использованная G-функция, которая будет активная перед началом выполнения следующей программы.
Работы по техническому обслуживанию станков с ПУ:
Смазывать узлы и механизмы станка. Чистить насос для СОЖ и проводить техническое обслуживание. Выполнять натяжение ремней привода шпинделя, зубчатых ремней привода для серводвигателя оси Z, зубчатых ремней привода для серводвигателя оси X. Собирать и удалять стружку. Устранять простые механические неполадки.
С 01.01.80
Настоящий стандарт устанавливает правила указания допусков формы и расположения поверхностей на чертежах изделий всех отраслей промышленности.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 368-76.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Допуски формы и расположения поверхностей указывают на чертежах условными обозначениями.
Вид допуска формы и расположения поверхностей должен быть обозначен на чертеже знаками (графическими символами), приведенными в таблице.
Группа допусков | Вид допуска | Знак |
Допуск формы | Допуск прямолинейности | |
Допуск плоскостности | ||
Допуск круглости | ||
Допуск цилиндричности | ||
Допуск профиля продольного сечения | ||
Допуск расположения | Допуск параллельности | |
Допуск перпендикулярности | ||
Допуск наклона | ||
Допуск соосности | ||
Допуск симметричности | ||
Позиционный допуск | ||
Допуск пересечения, осей | ||
Суммарные допуски формы и расположения | Допуск радиального биения Допуск торцового биения Допуск биения в заданном направлении | |
Допуск полного радиального биения Допуск полного торцового биения | ||
Допуск формы заданного профиля | ||
Допуск формы заданной поверхности |
Формы и размеры знаков приведены в обязательном приложении 1.
Примеры указания на чертежах допусков формы и расположения поверхностей приведены в справочном приложении 2.
Примечание. Суммарные допуски формы и расположения поверхностей, для которых не установлены отдельные графические знаки, обозначают знаками составных допусков в следующей последовательности: знак допуска расположения, знак допуска формы.
— знак суммарного допуска параллельности и плоскостности;
— знак суммарного допуска перпендикулярности и плоскостности;
— знак суммарного допуска наклона и плоскостности.
1.2. Допуск формы и расположения поверхностей допускается указывать текстом в технических требованиях, как правило, в том случае, если отсутствует знак вида допуска.
1.3. При указании допуска формы и расположения поверхностей в технических требованиях текст должен содержать:
указание поверхности или другого элемента, для которого задается допуск (для этого используют буквенное обозначение или конструктивное наименование, определяющее поверхность);
числовое значение допуска в миллиметрах;
указание баз, относительно которых задается допуск (для допусков расположения и суммарных допусков формы и расположения);
указание о зависимых допусках формы или расположения (в соответствующих случаях).
1.4. При необходимости нормирования допусков формы и расположения, не указанных на чертеже числовыми значениями и не ограничиваемых другими указанными в чертеже допусками формы и расположения, в технических требованиях чертежа должна быть приведена общая запись о неуказанных допусках формы и расположения со ссылкой на ГОСТ 25069-81 или другие документы, устанавливающие неуказанные допуски формы и расположения.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
Черт. 1
Черт. 2
2.2. Рамки следует выполнять сплошными тонкими линиями. Высота цифр, букв и знаков, вписываемых в рамки, должна быть равна размеру шрифта размерных чисел.
Графическое изображение рамки приведено в обязательном приложении 1.
2.3. Рамку располагают горизонтально. В необходимых случаях допускается вертикальное расположение рамки.
Не допускается пересекать рамку какими-либо линиями.
2.4. Рамку соединяют с элементом, к которому относится допуск, сплошной тонкой линией, заканчивающейся стрелкой (черт. 3).
Черт. 3
Соединительная линия может быть прямой или ломаной, но направление отрезка соединительной линии, заканчивающегося стрелкой, должно соответствовать направлению измерения отклонения. Соединительную линию отводят от рамки, как показано на черт. 4.
Черт. 4
В необходимых случаях допускается:
проводить соединительную линию от второй (последней) части рамки (черт. 5а);
заканчивать соединительную линию стрелкой и со стороны материала детали (черт. 5б).
Черт. 5
2.5. Если допуск относится к поверхности или ее профилю, то рамку соединяют с контурной линией поверхности или ее продолжением, при этом соединительная линия не должна быть продолжением размерной линии (черт. 6,7).
Черт. 6
Черт. 7
2.6. Если допуск относится к оси или плоскости симметрии, то соединительная линия должна быть продолжением размерной линии (черт. 8а, б). При недостатке места стрелку размерной линии допускается совмещать со стрелкой соединительной линии (черт. 8в).
Черт. 8
Если размер элемента уже указан один раз, то на других размерных линиях данного элемента, используемых для условного обозначения допуска формы и расположения, его не указывают. Размерную линию без размера следует рассматривать как составную часть условного обозначения допуска формы или расположения (черт. 9).
Черт. 9
Черт. 10
2.7. Если допуск относится к боковым сторонам резьбы, то рамку соединяют с изображением в соответствии с черт. 10а.
Если допуск относится к оси резьбы, то рамку соединяют с изображением в соответствии с черт. 10б.
2.8. Если допуск относится к общей оси (плоскости симметрии) и из чертежа ясно, для каких поверхностей данная ось (плоскость симметрии) является общей, то рамку соединяют с осью (плоскостью симметрии) (черт. 11а, б).
Черт. 11
2.9. Перед числовым значением допуска следует указывать:
символ Æ, если круговое или цилиндрическое поле допуска указывают диаметром (черт. 12а);
символ R, если круговое или цилиндрическое поле допуска указывают радиусом (черт. 12б);
символ Т, если допуски симметричности, пересечения осей, формы заданного профиля и заданной поверхности, а также позиционные допуски (для случая, когда поле позиционного допуска ограничено двумя параллельными прямыми или плоскостями) указывают в диаметральном выражении (черт. 12в);
символ Т/2 для тех же видов допусков, если их указывают в радиусном выражении (черт. 12г);
слово «сфера» и символы Æ или R, если поле допуска сферическое (черт. 12д).
Черт. 12
2.10. Числовое значение допуска формы и расположения поверхностей, указанное в рамке (черт. 13а), относится ко всей длине поверхности. Если допуск относится к любому участку поверхности заданной длины (или площади), то заданную длину (или площадь) указывают рядом с допуском и отделяют от него наклонной линией (черт. 13 б, в), которая не должна касаться рамки.
Если необходимо назначить допуск на всей длине поверхности и на заданной длине, то допуск на заданной длине указывают под допуском на всей длине (черт. 13г).
Черт. 13
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.11. Если допуск должен относиться к участку, расположенному в определенном месте элемента, то этот участок обозначают штрихпунктирной линией и ограничивают размерами согласно черт. 14.
Черт. 14
2.12. Если необходимо задать выступающее поле допуска расположения, то после числового значения допуска указывают символ
Черт. 15
2.13. Надписи, дополняющие данные, приведенные в рамке допуска, следует наносить над рамкой под ней или как показано на черт. 16.
Черт. 16
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.14. Если для одного элемента необходимо задать два разных вида допуска, то допускается рамки объединять и располагать их согласно черт. 17 (верхнее обозначение).
Если для поверхности требуется указать одновременно условное обозначение допуска формы или расположения и ее буквенное обозначение, используемое для нормирования другого допуска, то рамки с обоими условными обозначениями допускается располагать рядом на соединительной линии (черт. 17, нижнее обозначение).
2.15. Повторяющиеся одинаковые или разные виды допусков, обозначаемые одним и тем же знаком, имеющие одинаковые числовые значения и относящиеся к одним и тем же базам, допускается указывать один раз в рамке, от которой отходит одна соединительная линия, разветвляемая затем ко всем нормируемым элементам (черт. 18).
Черт. 17
Черт. 18
2.16. Допуски формы и расположения симметрично расположенных элементов на симметричных деталях указывают один раз.
ОБОЗНАЧЕНИЕ БАЗ
3.1. Базы обозначают зачерненным треугольником, который соединяют при помощи соединительной линии с рамкой. При выполнении чертежей с помощью выводных устройств ЭВМ допускается треугольник, обозначающий базу, не зачернять.
Треугольник, обозначающий базу, должен быть равносторонним, высотой приблизительно равной размеру шрифта размерных чисел.
3.2. Если базой является поверхность или ее профиль, то основание треугольника располагают на контурной линии поверхности (черт. 19а) или на ее продолжении (черт. 19б). При этом соединительная линия не должна быть продолжением размерной линии.
Черт. 19
3.3. Если базой является ось или плоскость симметрии, то треугольник располагают на конце размерной линии (черт. 18).
В случае недостатка места стрелку размерной линии допускается заменять треугольником, обозначающим базу (черт. 20).
Черт. 20
Если базой является общая ось (черт. 21а) или плоскость симметрии (черт. 21б) и из чертежа ясно, для каких поверхностей ось (плоскость симметрии) является общей, то треугольник располагают на оси.
Черт. 21
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4. Если базой является ось центровых отверстий, то рядом с обозначением базовой оси делают надпись «Ось центров» (черт. 22).
Допускается обозначать базовую ось центровых отверстий в соответствии с черт. 23.
Черт. 22
Черт. 23
3.5. Если базой является определенная часть элемента, то ее обозначают штрихпунктирной линией и ограничивают размерами в соответствии с черт. 24.
Если базой является определенное место элемента, то оно должно быть определено размерами согласно черт. 25.
Черт. 24
Черт. 25
3.6. Если нет необходимости выделять как базу пи одну из поверхностей, то треугольник заменяют стрелкой (черт. 26б).
3.7. Если соединение рамки с базой или другой поверхностью, к которой относится отклонение расположения, затруднительно, по поверхность обозначают прописной буквой, вписываемой в третью часть рамки. Эту же букву вписывают в рамку, которую соединяют с обозначаемой поверхностью линией, закапчивающейся треугольником, если обозначают базу (черт. 27а), или стрелкой, если обозначаемая поверхность не является базой (черт. 27б). При этом букву следует располагать параллельно основной надписи.
Черт. 26
Черт. 27
3.8. Если размер элемента уже указан один раз, то на других размерных линиях данного элемента, используемых для условного обозначения базы, его не указывают. Размерную линию без размера следует рассматривать как составную часть условного обозначения базы (черт. 28).
Черт. 28
3.9. Если два или несколько элементов образуют объединенную базу и их последовательность не имеет значения (например, они имеют общую ось или плоскость симметрии), то каждый элемент обозначают самостоятельно и все буквы вписывают подряд в третью часть рамки (черт. 25, 29).
3.10. Если необходимо задать допуск расположения относительно комплекта баз, то буквенные обозначения баз указывают в самостоятельных частях (третьей и далее) рамки. В этом случае базы записывают в порядке убывания числа степеней свободы, лишаемых ими (черт. 30).
Черт. 29
Черт. 30
Черт. 31
Черт. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗНАКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ПРИМЕРЫ УКАЗАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ ДОПУСКОВ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ
1. В приведенных примерах допуски соосности, симметричности, позиционные, пересечения осей, формы заданного профиля и заданной поверхности указаны в диаметральном выражении.
Допускается указывать их в радиусном выражении, например:
В ранее выпущенной документации допуски соосности, симметричности, смещения осей от номинального расположения (позиционного допуска), обозначенные соответственно знаками или текстом в технических требованиях, следует понимать как допуски в радиусном выражении.
2. Указание допусков формы и расположения поверхностей в текстовых документах или в технических требованиях чертежа следует приводить по аналогии с текстом пояснении к условным обозначениям допусков формы и расположения, приведенным в настоящем приложении.
При этом поверхности, к которым относятся допуски формы и расположения или которые приняты за базу, следует обозначать буквами или проводить их конструкторские наименования.
Допускается вместо слов «допуск зависимый» указывать знак и вместо указаний перед числовым значением символов Æ; R; Т; Т/2 запись текстом, например, «позиционный допуск оси 0,1 мм в диаметральном выражении» или «допуск симметричности 0,12 мм в радиусном выражении».
3. Во вновь разрабатываемой документации запись в технических требованиях о допусках овальности, конусообразности, бочкообразности и седлообразности должна быть, например, следующей: «Допуск овальности поверхности А 0,2 мм (полуразность диаметров).
В технической документации, разработанной до 01.01.80, предельные значения овальности, конусообразности, бочкообразности и седлообразности определяют как разность наибольшего и наименьшего диаметров.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Рабочее место оператора представляет собой отдельный производственный участок, закрепленный за одним рабочим или за бригадой рабочих. Рациональная организация рабочего места повышает эффективность использования станков с ЧПУ и способствует выполнению работы на них c наименьшими затратами труда. Основными факторами, влияющими на организацию рабочего места, являются технологический процесс и организация производства, а также система обеспечения рабочего места заготовками, технической документацией, инструментом, приспособлениями и ремонтообслуживанием оборудования.
Одной из наиболее важных характеристик рабочего места является эффективность его внутренней планировки.
На рис. 7.1 показаны рациональные планировки рабочих мест операторов-станочников, обслуживающих токарные (рис. 7.1, а), фрезерные (рис. 7.1, б), сверлильные (рис. 7.1, в) и расточные (рис. 7.1, г) станки с ЧПУ. Планировки разработаны для условий мелкосерийного производства, когда на рабочем месте могут выполняться операции по обработке большой номенклатуры различных заготовок. При этом предполагается, что оператор обслуживает только один станок.
Яндекс.ДиректВсе объявленияФрезерные станки с ЧПУ POLYAX 3D/2D Рабочее поле 1500х2500×250мм. По дереву,цветным металлам. От 445 000рАдрес и телефон polyax.ru
Рис. 7.1. Рациональные планировки рабочих мест операторов станков с ЧПУ:
1. Базирование деталей (заготовок) при обработке.
При разработке технологического процесса механической обработки важным является правильное базирование заготовки.
Под термином база понимают совокупность поверхностей, линий или точек, по отношению к которым ориентируются другие поверхности данной детали или другие детали изделия при их обработке, измерении или сборке.
Базированием заготовки называют установку и закрепление ее в определенном положении относительно станка и режущего инструмента. От правильности расположения заготовки относительно ста