в чем разница между фэнтези и фантастикой
В чем разница между фантастикой и фэнтези
Научная фантастика — это литература, которая показывает представленный мир, нереальный с точки зрения читателя и основанный на фантастических допущениях в области науки.
Фэнтези-литература отличается от научной фантастики тем, что в ней происходят сверхъестественные явления и все необъяснимое объясняется магией. Оба эти жанра подпадают под понятие фантастика.
Существует еще поджанр «Космическая опера», который представляет собой нечто среднее между научной фантастикой и фэнтези. Лучший пример — «Звездные войны», действие в котором разворачиваются в будущем с помощью современных технологий, но магия там тоже существует. В таких произведениях есть элементы как научной фантастики, так и фэнтези.
Различия между научной фантастикой и фэнтези: подробно
Наиболее подходящие слова, иллюстрирующие различия между мирами двух этих жанров, были произнесены Станиславом Лемом: «Если герой летает на ковре-самолете, у нас есть фэнтези, а если он сидит на антигравитационном табурете, то научная фантастика».
Разницу между научной фантастикой и фэнтези легче всего наблюдать на примере технологических различий. Мир, представленный в фэнтези, напоминает средневековье, крестьяне в нем работают своими руками, лопатами и вилами, они не используют машины, потому что у них нет соответствующей техники.
Еще одно видимое технологическое различие — способ путешествовать, в произведениях жанра фэнтези герои большую часть времени передвигаются на лошадях, но они также часто вынуждены совершать долгие и трудные пешие походы. Возможны также и более необычные путешествия, например, полет на ковре-самолете.
В научно-фантастических романах путешествия происходят совершенно иначе. Космические корабли в книге Станислава Лема представляют собой тесные неудобные контейнеры, а в «Черных океанах» фантаста Дукая путешествия происходят с помощью комфортабельных, технологически продвинутых кораблей.
Несмотря на то, что технологии в фэнтези не очень развиты, в этом жанре есть иная сила. Это магия, считающаяся ересью и подавляемая инквизиторами. Такая литература, как правило, мифологична, в ней обычно присутствуют разные мифические существа: эльфы, ведьмы, гномы, драконы, маги. В фантастике за основу взята реальность, но при этом имеют место определенные допущения, например мутации, путешествия во времени и т. д.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что различий между жанрами больше, чем сходства. Хотя оба жанра относятся к фантастической литературе, между ними существует постоянный конфликт. Сторонники научной фантастики говорят, что у читателей фэнтези задача проще, потому что магия просто существует и ее не нужно понимать, а фанаты фэнтези смеются над утверждением, что научная фантастика лучше, потому что она говорит о будущем и науке.
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Фантастика и фэнтези — два огромных направления, в рамках которых увидело свет множество самых разных книг. Однако до сих пор многие читатели путаются или спорят о терминологии. Фэнтези — часть фантастики? Что появилось первым? В чем разница между научной и остальной фантастикой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, что отличает жанр фэнтези и фантастику.
Ни для кого не секрет, что фантастика в своей основе содержит фантастическое допущение — прием, с помощью которого автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат.
Истории зарождения фантастики мы посвятили отдельный материал. Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.
Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, хронооперу, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую…
С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.
С другой стороны, фэнтези — самый что ни на есть поджанр фантастики. Просто исторически так сложилось, что его часто обособляют от остальной фантастики, и на то есть причины — например, то, что в рамках фэнтези тоже есть множество поджанров и направлений: эпическое, героическое, городское, детективное, юмористическое, технофэнтези.
Другой фактор обособления фэнтези — его высокий спрос среди читателей. Примечательно, что поклонники фантастики и фэнтези могут не пересекаться. Одни целенаправленно читают только про «магию и драконов», другим нужны звездолеты, роботы или новейшие научные изобретения. И отделять одно от другого просто удобно для всех. Впрочем, разумеется, немало читателей с удовольствием берутся за книги обоих направлений.
Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».
Впрочем, бывает и такое, что книгу можно занести в оба жанра. Действие книги может происходить, например, в космосе, но если в сюжете присутствует магия, то от фэнтези никуда не деться. И наоборот: мир, в котором отсутствует магия, но сам по себе он полностью вымышленный, все равно причисляется к фэнтези. И таких примеров очень много.
Но как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.
Нередко можно встретить мнение, что хорошая книга едва ли укладывается в рамки каких-то жанров. Многие авторы даже намеренно сочетают жанры, чтобы их истории получались по-настоящему запоминающимися, необычными и яркими. Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.
Чем отличается фэнтези от фантастики?
Если перечислить главные бестселлеры, вышедшие за последние лет десять-двадцать, и затем обозначить их жанры, то подавляющее большинство названий окажется в разделе «Фэнтези». «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Сумерки» С. Майер, «Дозоры» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.
При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.
Сходства и различии фэнтези от фантастики коротко в таблице
Пункты сравнения | Фэнтези | Фантастика |
Мир | Уникальный, со своими законами | Похож на реальность либо на предсказания ученых |
Законы существования | Иррациональные, часто есть сверхъестественные силы, магия | Рациональные, строгое научное обоснование |
Развитие героя | Легко прослеживается | Может быть, как в фэнтези, а может и отсутствовать |
Время действия | Прошлое или настоящее | Будущее |
Главная идея | Общечеловеческие вопросы о нравственности и добре | Может совпадать с фэнтези либо быть более узко-философской |
Противостояние сил добра и зла
Для научной фантастики либо не характерно такое противостояние, либо же оно выражено менее однозначно. В конце перед читателем чаще всего оказывается вопрос без ответа: кто прав и как лучше было поступать.
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Чем отличается фэнтези от научной фантастики
Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же «Понедельник начинается в субботу».
Законы, действующие в мире
В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.
Главная отличительная особенность фэнтези
Неудивительно, что в наш век научного объяснения всего и полной рациональности в жизни, на первый план выходит уже не научная фантастика, а фэнтези. Слишком много науки во всем уже приелось, для отдыха человеку требуется свободно помечтать, не обосновывая свои фантазии и не поверяя лирику математикой.
Это прекрасная отличительная черта фэнтези, главная изюминка, которая привлекает к жанру множество поклонников. Будущему писателю стоит помнить об этом и не привносить излишние объяснения из чуждой научной области. Вообще не стоит стараться все объяснить читателю, оставьте место для его воображения.
Развитие героев
Фэнтези роднит со сказкой еще и то, как развиваются главные герои на протяжении всех перипетий и приключений, выпадающих на их долю. Как Иванушка-дурачок становится в конце сказки Иваном-царевичем, так и герой фэнтези очень часто меняется кардинальным образом в лучшую сторону.
Читатель радуется, сопереживая изменениям героя, возможно, даже переживает собственные мечты об изменении себя и жизни. Дайте же ему почувствовать это благодаря вашей книге! Пусть трудности закаляют героев, а нравственный выбор помогает становиться мудрее, ведь именно это привлекает многих людей к жанру фэнтези.
Чем герои научной фантастики отличаются от героев фэнтези
Научная фантастика намного реже показывает весь путь становления героя от начала и до конца. Гораздо чаще характеры персонажей изначально заданы и почти не меняются со временем, все сосредоточено на действии или же рациональных объяснениях.
«Между прошлым и будущим…»
Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ.
Не зря ведь Жюль Верн в своих произведениях предвосхитил открытие вертолета и подводной лодки, Герберт Уэллс описал космическую ракету и межпланетные перелеты задолго до их технической разработки, а Нил Стивенсон стал первым, кто вообразил себе мир виртуальной реальности.
Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе
Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.
Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.
Социальные инновации
Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас. Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире.
Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.
Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей
Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.
Исторический подход
Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.
Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра
Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.
Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.
Мечты становятся новой реальностью
Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.
Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.
Фантастика-это связано с космосом, техническим прогрессом. Это почти всегда будущее время. развитие нашего мира в будущем. Летающие машины, роботы, космические войны.
Вот тебе пример классной Фантастики: » Метро 2033 »
А вот пример офигительного Фэнтези: » Властелин колец «
Прочти и сравнивай сам!
Фэ́нтези, (также фэ́нтази, фэ́нтэзи, фе́нтези) (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Сформировался в начале XV века. С середины 20 века значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин
Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, колдовства, мифических существ, привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
а фантастика Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приёмы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
Это определение разделяют множество писателей-фантастов и литературных критиков. Братья Стругацкие предлагали определение фантастики как отрасли литературы, «характеризующейся специфическим литературным приёмом: введением элемента необычайного» По определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение» По мнению А. Шалганова, фантастика — это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. Согласно Большой советской энциклопедии, «её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью»
Громов и Ладыженский предлагают такую классификацию допущений
Чем отличается фэнтези от фантастики
Мир научной фантастики и фэнтези не имеет границ и часто пересекается. Это воображаемый мир, где авторы говорят о вещах и существах, которые не существуют и основаны на их полете воображения. Люди часто путают разницу между фантастикой и научной фантастикой и используют слова взаимозаменяемо, что неправильно. Вот простое объяснение этих двух понятий, чтобы вы могли легко определить, что есть что.
Многие любят время от времени прочесть хорошую книгу. На полках библиотек сегодня много жанров художественной литературы. Некоторые из самых популярных жанров позволяют своим читателям убежать в далекие страны и жить другие жизни на своих страницах. Особенно такие жанры как научная фантастика или sci-fi и фэнтези романы, стали фаворитами читателей с самого появления этих жанров. Несмотря на то, что многие издатели специализируются на том, что они не делают различая между этими двумя видами фантастических романов * “sci-fi /Fantasy” есть действительно много координальных различий между этими направлениями и читателями этих двух жанров.
Научная фантастика
Фэнтези
Это полет воображения окутанный тайной и магией. Художественная литература не имеет никакого отношения к науке и автор может говорить о чем угодно, что может быть или не быть возможным. Если вы читали «Алису в Стране чудес», то знаете, о чем я говорю. Автор может говорить о говорящих динозаврах или даже создавать мифических существ, не давая никаких оправданий или объяснений их существованию. Если автор говорит о миссии на солнце, нет ничего плохого в том, что вы забываете о том, как это невозможно или сложно с научной точки зрения.
Разница между фэнтези и научной фантастикой
Кажется, что между этими двумя направлениями в литературе существует довольно много совпадений, но если вы посмотрите поближе, то обнаружите, что, хотя научная фантастика может выглядеть невероятной, она отдаленно возможна. С другой стороны, художественная литература пытается создать волшебный мир (как Гарри Поттер), который не может и не будет существовать никогда.
Если автор говорит о путешествии во времени, хотя оно и не может быть реальным сегодня, то это все же находится в сфере возможностей, поскольку основано на научных принципах. Другими словами, лучше думать о научной фантастике как о науке, ожидающей своего часа. Тогда как Фэнтези — это часто сказочный мир, где магия распространена и не следует никаким научным принципам. Люди принимают это за чистую монету, не задумываясь о том, что это такое.
Тем не менее, писатель может нарушить и смешать эти два направления, говоря о летающих динозаврах и пришельцах с Марса. Тогда становится трудно классифицировать его как чисто фэнтези или научно-фантастическую литературу.
Выводы:
* Научная фантастика основана на научных принципах и хотя она не может быть реальностью сегодня, имеет потенциал стать возможной в будущем. Фэнтези с другой стороны это полет воображения который не имеет ничего общего с наукой.
* Научная фантастика говорит о вещах и местах, которые так или иначе связаны с реальным миром, тогда как фэнтези говорит о существах, которые находятся только в сфере воображения.
* Фэнтези говорит о магии и сверхъестественном, в то время как научная фантастика говорит о вещах, которые отдаленно возможны.