в чем разница между евреями и иудеями
Разница между иудеем и евреем
В современном русском языке отличие еврея от иудея определено четко. Еврей – национальная принадлежность, иудей – религиозная. Однако в разное время и у разных народов разделение значения этих слов было не столь конкретным. Особенно учитывая, что раньше, когда людей вне религии просто не существовало (за очень-очень большим исключением), принадлежность к еврейскому народу автоматически приравнивалась к иудейскому вероисповеданию. Давайте рассмотрим нюансы семантики в исторической ретроспективе и разберемся, чем отличается иудей от еврея в разных странах в века минувшие.
Сходство и различие
Термин «еврей» впервые зафиксирован в Ветхом Завете, который у последователей иудаизма носит название «Танах». Прародитель евреев Авраам назван там «Авраам ха-иври». Слово «иудей» также впервые встречается в Танахе –Ветхом Завете. Происходит оно от имени четвертого сына Яакова – Иегуды, что значит «лев». Имя клана Иегуды после разрушения Первого храма (6 век до н. э.) и увода в рабство десяти колен (родов) Израилевых было перенесено на всех евреев, так как потомки Иегуды стали количественно преобладать.
Потом, когда Ближний Восток стал частью Римской империи, евреи расселились по ее просторам, положив начала «диаспоре» – то есть рассеянию или расселению, по дословному переводу с греческого. В то время отличие иудея от еврея было еще неактуально, поскольку значения этих слов тесно переплетались; пожалуй, даже можно сказать, что тогда они были синонимами. Казалось бы – сравнительно малочисленные группы евреев, живущие далеко друг от друга и от исторической Родины в окружении других народов, неизбежно должны быть ассимилированы. Однако этого не произошло. Почему?
Во-первых, в еврейской религии – иудаизме – заложен постулат о богоизбранности народа. Согласитесь, этот фактор дисциплинирует человека и укрепляет национальную идентичность. Кроме того, в традиционном еврейском праве – Танахе – заложены четкие критерии, кого можно считать евреем, а кого нет. Например, стать евреем можно, пройдя специальный обряд – гиюр.
Сравнение
Еврейская диаспора издавна существовала во многих странах. Учитывая, что в древности и в Средние века отношения между странами нередко были затруднены – по причине отдаленности, из-за непрекращающихся войн или из-за религиозных разногласий титульных наций, –общины долгое время существовали замкнуто, забывая язык предков и создавая новые языки (например, когда при образовании государства Израиль в конце 1940-х годов туда приехали евреи со всего мира, оказалось, что они являются носителями нескольких десятков языков). Часто менялся даже антропологический тип: например, внешне евреи Северной Африки и Европы различаются, так как последние веками жили в окружении германцев и славян и вследствие смешивания с ними приобрели несколько иной облик. Хотя количество смешанных браков было все же невелико из-за предубеждения к евреям и из-за их замкнутости.
Интересно, что с точки зрения ортодоксальных (то есть религиозных) евреев разницы между евреями и иудеями не существует. Людей, незнакомых с еврейской культурой, сбивает с толку, что у тех не существует разницы между национальностью и религией. Например, еврей-атеист является полноправным евреем, а вот еврей, искренне принявший христианство или ислам – нет. Потому что с точки зрения иудейской религии Христос не является мессией, а Мухаммед – пророком, и человек, утверждающий обратное, не может являться евреем (или иудеем, что для них одно и то же). Такая вот еврейская логика.
Таблица
В приведенной ниже таблице указано, в чем разница между иудеем и евреем. Правда, это касается только значения этих слов в русском языке. В то время как во многих других языках «еврей» и «иудей» по-прежнему, как и много лет назад, являются синонимами.
ЖИДЫ, ЕВРЕИ, ИУДЕИ… Путаница и путаники
Первое упоминание о жидах мы встречаем во Святом Евангелии. Наперсник Христов, св. апостол Иоанн говорит о «праздниках жидовских» (Иоан. 6,4), о том, что «жиды искали Его (Иисуса)», «жиды спорили между собой» (Иоан 7,11 и 6,52). В синодальном переводе с церковнославянского на русский эти места переведены с употреблением слова «иудеи», но это неверно, ибо апостол Иоанн сам использует слово «иудеи» наравне со словом «жиды», однако – с другим значением (см. например, Иоан. 7,15). Получается, что два разных понятия переведены на современный русский язык одним словом, что, согласитесь, вносит большую путаницу.
Также и святой первоверховный апостол Павел в послании к Галатам (Гал. 1, 13-14) говорит, что он «будучи в жидовстве, премного гнал Церковь Божию и разрушал ее», «преуспевал в жидовстве паче многих сверстников». И здесь опять на современный русский язык это переведено как «преуспевал в иудействе». Хотя апостол Павел тоже употребляет слова «иудеи» «иудейство», явно придавая им иной смысл, нежели «жидовству». Иначе зачем было богодухновенному автору использовать два разных термина там, где можно обойтись одним?
В многотомных «Житиях Святых» святителя Дмитрия Ростовского, изданных на русском языке в 1902-1910 годах и многократно переизданных уже в наши дни по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мы встречаем ту же путаницу. Так, в житии преподобного Евстратия Постника, умученного от жидов (память 28 марта ст.ст.), читаем: «Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах». И тут же: «Жидовин начал ругаться над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом Иисусом Христом… Жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного… Тело святого мученика жидовин, сняв с креста, ввергнул в море».
Как видим, и здесь продолжается путаница, связанная с тем, что понятия «еврей» и «жид» употребляются в качестве синонимов. Справедливости ради скажем, что иудеи сами виноваты в ее возникновении. На протяжении долгих веков раввины утверждали, что еврей – это не только и не столько национальность, сколько религиозная принадлежность.
Они и сейчас так утверждают. Например, главный хасидский раввин, сатанист хабадец Берл Лазар девятого августа 2005 года в интервью «Газете.ru» так охарактеризовал известных российских евреев: «Березовский родился евреем, потом крестился. Отец Ходорковского – еврей. Но сам бизнесмен… евреем не является». Таким образом он жестко связал принадлежность к национальности с иудейским вероисповеданием. Ты не ходишь в синагогу, ты крестился – и ты уже не еврей. Твоя мать не еврейка (а законы иудаизма утверждают, что еврей – это человек, рожденный еврейкой) – ты тоже не наш…
Ещё более ясно выразился на эту тему президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер. Корреспондент «Комсомольской правды» спрашивает его:
– Евреи, как известно, бывают разные. В России много крещеных евреев. Религиозные еврейские организации их за своих не признают.
На это Слуцкер отвечает:
– И правильно делают. Слово «еврей» на иврите означает «иехуди». Это слово в еврейском языке имеет очень много смыслов, и если разбирать его по буквам оно означает «благословленный, представитель Творца в народах мира, тот, кто руководствуется волей Творца». А посему он не может не выполнять Его заветов, а их – 613. И выполнение этих заповедей называется иудаизмом. Тут кровь ничего не определяет. Тот, кто соблюдает меньшее число заповедей, называется по-другому. А тот, кто соблюдает заповеди по христианскому или какому-нибудь другому обряду, евреем не является».
Таким образом, основой всей той путаницы, которая царит вокруг понятий «жид», «еврей» и «иудей», являются сами жиды-евреи-иудеи, намеренно смешивающие национальность с религией. «Не подлежит сомнению, – пишет еврейский писатель Лео И. Леви, – что у евреев раса и религия настолько между собою спаяны, что никто не может сказать, где кончается одна и где начинается другая.
Вся жизнь еврея, весь его быт, определены до мельчайших подробностей национально-религиозным законодательством раввинизма. Каждый его шаг – от колыбели до гроба – нормирован законом. В этих законах вылилась душа еврейского племени, столь исключительная, столь непохожая и столь враждебная психологии других племен и народов, – эта исполненная страстной ненависти душа, не разгадав которой, невозможно разгадать и тайны исторической судьбы еврейства, и той роли, которую оно играло и играет в истории народов, среди которых живёт».
ТАЙНЫ «ЗАПРЕТНОГО» СЛОВА
Что касается слова «жид», то оно по каким-то таинственным причинам особенно сильно раздражает профессиональных «борцов с антисемитизмом». Причём, все их объяснения, что это, мол, бранная кличка, оскорбительное прозвище и т.д. не выдерживают никакой критики. В большинстве европейских языков (французском, английском, польском, немецком и т.д.) «жиды» – это исконное самоназвание евреев. Да и в русском языке слово «еврей» появилось только в XIX веке.
Но в России жидовствующие «правозащитники» почему-то с особым рвением стараются запретить русским людям пользоваться термином «жид». Даже требуют у прокуратуры возбуждать уголовные дела по пресловутой 282 статье УК РФ – «за разжигание» – против тех, кто осмеливается употреблять это «страшное» и «запретное» слово. Впрочем, пока у наших прокуроров хватает здравого смысла не карать российских граждан за то, что они пользуются родным языком в полном объеме Толкового словаря В.И. Даля.
Однако делают они это весьма неуклюже. Так, в мае 2005 года прокуратура Санкт-Петербурга отказала в возбуждении уголовного дела против главного редактора «Руси Православной» Константина Душенова, которого два жидолюбивых «правозащитника» – Линьков и Вдовин – призывали посадить в тюрьму за использование на страницах газеты «запретного» слова. Заместитель прокурора города А.Д.Корсунов тогда счел, что «слово «жид» и его грамматические модификации не являются официально признанным указанием на принадлежность к определённой религии». Как говорится, спасибо и на том. Но так и хочется спросить: а если бы и являлось, что тогда? Назвать жида жидом, мусульманина – мусульманином, а христианина – христианином, разве это оскорбление.
Почему же тогда слуцкеры, лазары и иже с ними рабиновичи так упорно стараются «запретить» неудобное слово? Да потому, что именно оно раскрывает всю их сатанинскую суть, ясно обозначает их дьявольскую, богоборческую, человеконенавистническую сущность. Митрополит Иоанн (Снычев) говорил об этом так: «“жидовство”, «жидовское иго» есть иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть жидами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами. Здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо чётко понимать».
Жиды – это сатанисты-христоненавистники, которым Сам Господь сказал: «Отец ваш дьявол» (Иоан. 8,44). Именно в таком смысле используют этот термин святые апостолы Иоанн и Павел, отличая таковых закоренелых злодеев от тогдашних, ветхозаветных иудеев, среди которых было много будущих христиан. Но после распятия Христа Спасителя богоубийцы и их потомки полностью перекроили иудаизм под свои черные нужды.
Сегодня они набрали такую силу, что пытаются стереть в народах даже самую память о своем страшном преступлении, хотят предстать перед нами в «цивилизованном» виде, стремятся замаскировать свою адскую сущность, лукаво жонглируя понятиями «еврей» и «иудей», путая и смешивая религиозные и национальные аспекты проблемы. Как же им не злобиться, когда – несмотря на все их усилия – кто-нибудь вдруг возьмет да и назовет их настоящим именем, несущем на себе неизгладимую печать богоотвержения и инфернальной злобы…
НАГЛАЯ И ТРУСЛИВАЯ ЖИДОВСКАЯ СВОЛОЧЬ
Подведем итог. С православной точки зрения понятие «жид» имеет вполне определённый смысл. Термин «жид» в церковном его понимании не является определением национальной принадлежности. Не все евреи – жиды. И наоборот, не все жиды – евреи. Есть, к сожалению, «жидовствующие» французы, китайцы, татары, калмыки…
«Жид» также не является определением религиозной, вероисповедной принадлежности. Не все иудеи – жиды (хотя, увы – большинство из них). И, опять жидовствующие вероотступники и среди православных, даже среди высокопоставленных наших иерархов…
Читатель, конечно, вправе спросить: тогда кто же они, эти таинственные «жиды»? С православной точки зрения ответ весьма прост: жиды – это потомки (и по крови, но главное – по духу, сатанинскому богоборческому духу) тех богоубийц, кто требовал распятия Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кто кричал перед Пилатом на площади: «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27,25). Это слуцкеры, лазары и им подобные. К другим евреям (например – к крещенным и искренне отвергшим сатанизм Талмуда и Шулхан-Аруха) у нас, православных, претензий нет…
Так что прокуратура напрасно так долго изучала этот простой вопрос и мучительно решала, есть ли в слове «жид» национальный или религиозный подтекст. И мы, православные русские люди, наконец-то можем в своей собственной стране безбоязненно, открыто и публично сказать, как презираем мы всю эту наглую и трусливую жидовскую сволочь, как – в полном соответствии с вероучением Святой Церкви – гнушаемся отвратительным жидовским нечестием, сатанизмом и дьяволопоклонством.
Новое в блогах
ПАМЯТКА (чем жиды отличаются от евреев)
Численностью примерно 15 миллионов человек.
О: Главным образом, обрезанными членами. Хотя обрезание практикуется и у аборигенов Африки и Австралии, а также и у приверженцев ислама.
Евреями могут быть учителя, учёные, врачи, журналисты, чистильщики сапог, милиционеры.
А так как стремление смошенничать, обмануть, нагреть, облапошить своего партнёра, клиента, покупателя, не гнушаясь при этом нарушений уголовных законов и человеческой этики, у евреев в крови, то, начав заниматься коммерцией, частным бизнесом и финансовой деятельностью, еврей волей-неволей превращается в жида.
Ну не может еврей заниматься честно бизнесом, торговлей, финансами, хоть убейте.
Мошенничество, обман, обвес получаются у него на подсознательном уровне, как врожденный основной инстинкт.
О: Евреи никакой опасности для государства, приютившего их, не представляют. Наоборот, евреи привносят какой-то особенный национальный колорит, среди них много умных, талантливых людей, самородков.
Но как только еврей начинает превращаться в жида, он сразу начинает представлять угрозу государственной безопасности, а также расшатывать морально-этические устои общества.
О: Да. Любое государство, если оно в действительно заботится о собственной безопасности, если ему небезразличны процветание, благополучие, нравственность своих граждан, обязано бороться с жидами.
Немалую роль играет профилактика жидовства.
Законами должно быть предусмотрено запрещение евреям заниматься любыми видами частнопредпринимательской деятельности на территории страны.
В случае же нелегальной трансформации евреев в жидов, выявленные жиды должны немедленно арестовываться, предаваться суду, а их имущество должно подлежать конфискации в пользу государства.
Сбежавшие за границу жиды, успевшие вывезти награбленное и украденное с собой, должны предаваться суду заочно, а приговоры должны приводиться в исполнение любыми доступными путями.
В: Евреи могут трансформироваться в жидов.
О: Да, возможна. Но только путём принудительного лечения здоровым физическим трудом.
В: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с евреями и жидами в России.
О: В Российской Федерации проживает примерно полмиллиона евреев.
Это нормально, потому что критическое количество любого нацменьшинства, не представляющее угрозу национальной безопасности страны, составляет один процент.
Евреи веками живут бок о бок с русскими, произошла своеобразная русско-еврейская контаминация, некоторые евреи обрусели, а некоторые русские, наоборот, объевреились.
Но, видимо, в России какая-то особенная, благодатная почва для зарождения жидовства, потому что жидовство при попустительстве властей в разные, трудные для России времена представляло для неё существенную угрозу.
Представляет оно угрозу и сейчас.
В период вынужденной при переходе от прогнившего социализма к зачаточному капитализму приватизации государственной собственности Россия была буквально разграблена начавшими безудержно размножаться в благоприятной обстановке коррупции и безвластия жидами.
Почувствовав безнаказанность, жиды начали беззастенчиво наглеть, совершенно не боясь ни российского народа, ни российского государства.
Особо разжиревшие на воровских харчах жиды полезли в политику, не гнушаясь элементарного подкупа разинувших карман чиновников и разинувшего рот народа.
Они начали пытаться диктовать государству, власти, стране, народу, что делать и как себя вести.
Это недопустимо.
И, хотя в период президентства В.В.Путина, кое-какая борьба с жидами проводится (например, посажен Ходорковский, начаты развал и национализация «Юкоса»), но принятые правительством меры совершенно недостаточны.
Необходимо провести массовые аресты всех российских жидов, национализацию их имущества, нажитого разбойничьим путём со времён горбачёвской перестройки.
Капиталы, вывезенные жидами за границу, должны быть возвращены и обобществлены в бюджет.
Всё это должно быть сделано ради всех российских граждан, в том числе и евреев.
Не выплеснуть вместе с жидом и еврея.
Наказание должны понести только жиды.
Укропенеан Таврический # написал комментарий 17 мая 2020, 17:45 Вся жидовня и дети жидовни
Продукт безмозглой мерзкой болтовни
И все кричат и Ой и Ах и Нах
И разговоры только о жидах
— Кто скажет как решить проблему?
— Давайте сменим тему.
Мы всх жидов розоблочили
И их на шею получили)
Владимир Курюкин # написал комментарий 17 мая 2020, 18:01 И.Губерман
Везде одинаков Господен посев,
И врут нам о разнице наций.
Все люди — евреи, и просто не все
Нашли пока смелость признаться.
года середины 70-х, разгул брежневского застоя, толпа ломится на «земли обетованные», их не пущают.
Станция метро «Василеостровская», напротив входа по противоположной стороне на Среднем проспекте стояла будочка чистильщика сапог. Для того времени это было нормальное дело. Понятия не имею, то ли это была какая то артель, то ли типа кооператива, ххх их знает, как они были организованы, но, наверное, у них были и начальники, и бухгалтеры-счетоводы, менеджеры (мать их так. ), были и непосредственно чистильщики этих самых сапог. Тогда, напротив той станции сидела в будке чистильщика толстая, старая еврейка. Она была неряшливая, курила, как тот самый сапожник, громко материлась не обращая внимания ни на кого. Весь её мир был в той самой будке чистильщика сапог. Раз, как то, стоял с букетом цветов, на выходе из метро, ждал свою девушку. Пока ждал, интересно было наблюдать за той еврейкой. Работа вроде была не очень то пыльная и сложная, но платили ей довольно прилично, видел и полтинники кидали в её корзинку, но были и рубли.
В чем разница между евреями и иудеями
September 16th, 2011
«Иудаизм и христианство» – понятное противопоставление. Однако, мало кто понимает, что слово «иудей» может быть противоположно и «еврею», и «израильтянину». Простейший пример: как объяснить, почему Павел называет себя иногда иудеем, а иногда израильтянином?
Полезно помнить, что царство Соломона, как его описывает Библия, состояло не только из Иудеи — региона вокруг Иерусалима. Если смотреть на карты и представлять себе Израиль как дом («дом Израиля»), то фундаментом — самой южной частью — будет Идумея, парадным первым этажом — Иудея (Иерусалим), мансардой — Самария, а чердаком — Галилея. Так — прои условии, что у карты вверху север, но в древности «верх» предполагался на востоке, где заря, что вообще-то довольно «естественно».
Представим себе, что Сталин не просто расправился со «старыми большевиками», не просто восстановил дореволюционные формы — раздельное обучение, погоны, иерархию в армии и не только, паспорта, но ещё и попросил «белоэмигрантов» вернуться и занять подобающее место в обществе.
Понятно, как вернувшиеся будут смотреть на тех, кто опять оказался под их властью?
Как смотрели вернувшиеся после депортации евреи на тех, кто не был депортирован, ясно из Библии. Нету в Библии никого, кроме вернувшихся. На тех, кто не побывал в депортации, смотрели в лучшем случае как на пустое место. Не замечали. Не упоминали. Не интересовались их историей. В худшем случае — смотрели как на предателей и выродков.
Изгнание длилось 60 лет. Это не так уж много, но достаточно, чтобы изгнанники и, особенно, их потомство, изменились. Для белоэмигрантов, к примеру, религия стала значить несравненно больше, чем во время их жизни в России. Генерал, который до 1917 года в церкви бывал раз в год, в Париже, имея куда меньше времени в качестве таксиста, в церкви стал бывать чаще, а иногда его гараж и становился храмом. Гром грянет, так и генерал перекрестится. Родную землю нельзя унести на подошвах башмаков, говорил Дантон. Материалист, но прав: родную землю можно унести в виде набора религиозных обрядов. Пока ты в России, ты русский и без храма, а в Париже, чтобы остаться русским — а во французы-то не очень принимают — пойдёшь в храм.
Религия — точнее, этнические измерения религии — становится средством сохранения своего «я», если «я» не очень глубокое. Ровно то же самое произошло с евреями в Плену. Религия стала для них эрзацем родины, синонимом национального. Они вернулись — и поразились тому, что на родство с ними претендуют люди, к религии довольно равнодушные.
Так появилось противопоставление «иудеев» и «израильтян», «иудеев» и «амхарецов» – «землепашцев», тех, кто пахал Обетованную Землю, но не рассматривался как «земляк» в полном, «религиозном» смысле слова. Потому что пахал, а не изучал Закон Моисеев. Дочерей выдавал спокойно за иноверцев, а в Плену евреи выживали как евреи, потому что браки заключали между собой. Большинство может позволить себе не впадать в фанатизм без риска раствориться, меньшинство — если оно не хочет ассимилироваться — должно ужесточать критерии, отделяющие их от большинства.
Вернувшие из Плена евреи получили назад столицу — Иерусалим, получили назад Иудею, и постепенно «иудей» стало обозначать не просто жителя одного из районов Обетованной Земли, но именно «белую кость», элиту — политическую и религиозную — Израиля. Так происходит всюду, где роль столицы очень велика. «Парижанин» – это эталон француза, идеальный француз. «Римлянин» стало синонимом «итальянца». (А вот «москвич» – отнюдь не идеальный русский, он такой же нетипичный русский, как житель Нью-Йорка — нетипичный американец).
Вот почему историк Даниил Боярин говорил, что термин «ехудим» – «иудей» – нельзя переводить как «еврей» в смысле «еврей вообще». «Иудей» – это либо (в древности) «житель Иудеи», либо — после Плена – «граждане Государства-Храма, созданного вернувшимися из Плена». Теперь все иудеи — израильтяне, но далеко не все израильтяне — иудеи.
Ситуацию обострило завоевание иудейскими правителями Хасмонеями — за сто лет до Ирода Великого — значительных земель. Границы «Иудеи» раздвинулись почти до легендарных границ царства Давида. «Иудеи» из Иудеи стали расселяться на завоёванных территориях, навязывая им свои представления о том, что такое религия Моисея. Весьма фанатичные представления… Теперь уже не обязательно стало жить в Иудее, чтобы быть иудеем. Точно так же Павел, живя в Малой Азии, в тысяче километров и от Рима, и от Иудеи, был «римлянин» – «гражданин Рима», и одновременно был «иудей».
В результате, к примеру, в кумранских рукописях община «истинных верующих» называется «Ехуда» – «Иудеи», а фарисеи и саддукеи проходят как граждане второго сорта, люди из колена Ефрема и Манассии.
Вот почему Павел претендует быть «иудеем». Он знает, что «иудей» – это особо набожный еврей, соблюдающий Закон во всей полноте, и он согласен с первой частью тезиса, но не принимает второго. Павел «переопределяет» (выражение историка Кельвина Рецля) понятие «иудей»: да, верный Богу, но именно поэтому — принимающий Христа, а не Закон. Истинный иудей проверяется не «делами Закона», а «верностью Христу» (Гал. 2, 16). В этом письме и только в нём Павел дважды называет свою религию «иудаизмом». На славянском это читается в одно из воскресений осени и звучит кошмарно: «Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю, … и преспевах в жидовстве».
Павел, стоит заметить, говорит, что преуспевал в иудаизме, но не говорит, что перешёл в христианство. Принять Христа означает ещё более быть иудеем! Из иудея по плоти стать иудеем по духу, а Бог и есть не плоть, а Дух. А вот в послании к коринфянам (1, 19-23) слово «иудей» Павел употребляет в более тривиальном смысле, близком к слову «фарисей» – тот, кто тщательно соблюдает Закон. Пытаясь примирить людей такого типа с теми, что кому-то Закон соблюдать не обязателен, Павел с «иудеями» – «иудей», с не иудеями — не иудей.
Павел защищал от «иудеев» не только «грешников из язычников», но и «израильтян». В послании к римлянам он говорит о том, что спасён будет «весь Израиль» – именно «Израиль», «семя Авраамово», а не «иудеи» – исполнители Закона Моисеева. «Иудей», оказывается, и слишком материалистичен, и слишком спиритуалистичен. Как материалист, «иудей» отвергает Дух, как спиритуалист — отвергает «семя Авраамово», ставит самарян (да и галилеян) вне закона.
РАЗНОЕ
НА ЛОВЦА И БОГ ЛЕТИТ
Пророк Амос пытался описать «механизм» пророчества — вывалил ворох метафор. Сравнения Амоса настолько яркие, что их рассматриваешь увлечённо и не сразу понимаешь, что они, во-первых, противоречат друг другу, во-вторых, довольно странно рисуют отношения Бога и человека. При этом есть ещё и «в-нулевых», главный парадокс пророчества как жанра. Пророчество угроза погубить, высказанная для того, чтобы не погубить. Как в анекдоте коммунистических времён про заявление женщины в партком: «Мой муж пьяница и сволочь, верните мне его!» Бог — Израилю: «Ты сволочь, вернись немедленно!»
Если бы у Амоса был редактор… Если бы Амос хотя бы сам перечитал, что написал… В общем, если бы Амос был не поэт, а учёный… Тогда бы у него не начиналось со сравнения, уподобляющего Бога и пророка двум абсолютно равным персонажам: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» Какое уж тут «сговорившись» – все последующие метафоры рисуют не «сговор», а глубочайший раздрай, абсолютное неравенство: лев и жертва, птица и ловушка для птицы, пожарная сирена (ну, «труба») и толпа. Добыча с львом не «сговариваются», тем более птица с ловушкой.
Метафор у Амоса семь, – отличное священное и поэтическое число. Первая — путешественники (те самые, которые договариваются вместе идти в путь). Метафора убаюкивающаяся — всё добровольно. Сговариваются, очевидно, потому что в пути подстерегают опасности, и двое помогут друг другу.
Рёв льва перед добычей. Нет добычи — лев молчит. Бог, конечно, лев. А его любимый избранник, стало быть, добыча? Хорошенькое дело — значит, кого люблю, того съём? Звучит жутковато, видимо, поэтому Амос добавляет ту же метафору, но упакованную в памперс: не лев, а львёнок, не в лесу, а в логове.
Тем не менее, не испуг — главное, что хочет выразить Амос. Центральная метафора вроде бы опять про охоту, но в роли охотника выступает уже человек, а не Бог:
«Попадёт ли птица в петлю на земле, когда силка нет для неё?
Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в неё?»
Главное здесь — не кто имеется в виду под птицей, а кто — птицелов. Главное — движение. Молниеносное до неуловимости движение птицы вниз, к приманке на земле, и фонтанирующий взлёт петли, схватившей птицу. С неба — и к небу. Это не две метафоры, а одна. Бог пикирует на людей, люди взмывают к Богу. Бог пойман людьми или Бог поймал людей? Как и подобает хорошей метафоре, тут есть базовая неопределённость, создающая комический эффект. Бог — не лев, который ловит добычу. Человечество — не птицелов, который ловит птицу. Хотя похожи, что создаёт ещё и нервозность. Даже непонятно, что хуже: Бог, который терзает человека, или человек, который терзает Бога.
Успокоение вносит седьмая метафора: в городе звучит сигнал тревоги. Все пугаются — но угроза исходит не от трубача. Вот если бы трубач заснул, это было бы действительно опасно. Если бы Бог не пугал, Бога стоило бы пугаться. Но Бог пугает, Бог рычит, трубит, слетает, рискуя попасть в силки, – и поэтому Бога нужно не пугаться, а бояться.Уж очень Он к нам расположен. У царя Додона петушок на шпиле предупреждал о врагах, а нас — сам Бог. Правда, враги-то, оказывается, мы сами себе… Себя надо страшиться, себя любить, себя предавать Богу.