в чем разница между джином и шайтаном
Кто такой шайтан? В чём отличие между джиннами и шайтанами?
Всевышний Аллах относительно джиннов ниспослал в Коране целую суру, которая имеет соответствующее название. Нет никаких сомнений, что их существование является истиной, в которой должен быть убежден каждый мусульманин.
Некоторые заблудшие полагают, что джинны — это некая злая сила, а поэтому они не имеют своей сущности. Подобное мнение является явным заблуждением, поскольку Аллах сказал в Коране:
وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ
«А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (15:27)
Из аята понимается, что джинны являются творениями Аллаха, которые имеют свою сущность и живут своей жизнью. Это подтверждается и историей об Иблисе, который был одним из джиннов.
Уместно также упомянуть об отличии шайтанов и джиннов. Некоторые люди путают эти понятия, что не является правильным.
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
«Так Мы определили для каждого пророка врагов — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112)
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
«…от зла искусителя отступающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей» (114:4-6)
Из этих аятов мы понимаем, что шайтанами могут быть как люди, так и джинны, а объединяет их неверие и ослушание Аллаха.
Слово шайтан также применяется в арабском языке и к непокорным животным, которые ослушаются своего хозяина. Поэтому неправильно называть всех джиннов шайтанами, по причине того, что среди джиннов есть и покорные Аллаху мусульмане. Так, Аллах говорит в Коране, приводя слова джиннов о самих себе:
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ
«Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого» (72:11)
قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا
هْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا
«Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”»» (72:1-2)
Поэтому не всякий джинн является шайтаном, как и не всякий шайтан является джинном. На это нужно обращать внимание!
Отличие шайтана от джинна
Aug 18, 2015 · 8 min read
[1/6] Вопрос: «Какая разница между шайтаном и джинном?».
Ответ: «Шайтаны из числа джиннов — это непокорные и худшие из них (распространяющие нечестие и зло). Так же как шайтаны из числа людей — это непокорные и худшие из них (желающие нечестия и зла).
Поэтому среди джиннов и людей есть шайтаны — непокорные и худшие среди них, из числа неверующих нечестивцев. К тому же среди джиннов, так же как и среди людей, есть мусульмане — лучшие и добрые джинны и люди.
Всевышний Аллах сказа л : «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы Твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» («аль-Ан’ам»: 112).
Согласно мнению некоторых ученых, Шайтан — это праотец джиннов, который ослушался своего Господа, из-за гордости отказавшись поклониться Адаму.
Аллах изгнал его (из Рая) и отдалил от Своей милости.
По мнению других ученых, Шайтан — из среды одной из групп ангелов, которых называют «джиннами». Он возгордился поклониться (Адаму), и Аллах изгнал его и отдалил от Своей милости. После чего он стал предводителем для каждого зловредного и скверного, а также для каждого неверующего и беззаконника.
Продолжение, ин шаа Аллах, следует
Отличие шайтана от джинна
«Если я намереваюсь в сердце совершить доброе дело, знает ли об этом шайтан и пытается ли он помешать этому?».
Ответ: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что шайтан побуждает человека к злу и призывает его к нему. К тому же шайтан знает и осведомлен, согласно предоставленной Аллахом способности, — о хороших и плохих делал, которые раб хочет и намеревается совершить.
Ангел же побуждает человека к добру и призывает его к нему. Аллах предоставил им эту способность. То есть, наделил ею двух спутников: из числа джиннов и из числа ангелов. И даже с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, находился шайтан, спутник из числа джиннов, как говорилось в вышеприведенном хадисе.
С каждым человеком находится спутник из ангелов и спутник из джиннов. Верующий же одолевает шайтана при помощи проявления покорности Аллаху и стойкости в Его религии. Он принижает шайтана до такой степени, что тот стает слабым, и уже не может воспрепятствовать верующему совершить добро или вовлечь его во зло, кроме как по воле Аллаха. А грешник посредством ослушания и греховных поступков помогает своему шайтану, так что у того появляется возможность содействовать ему в порочных делах, побуждать к ним и удерживать его от добра.
Причем ему необходимо стараться всеми силами помочь своему ангелу на пути покорности Аллаху и Его Посланнику, в соблюдении велений Пречистого и Всевышнего Аллаха» («Маджмуа аль-фатава Ибн База», 9/370).
Отличие шайтана от джинна
«Правда ли, что с каждым человеком находится джин и ангел?»
С каждым человеком находится шайтан и ангел, как сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «С каждым из вас находится спутник из джиннов и спутник из ангелов». Кто-то спросил: «И даже с тобой, Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже со мной. Только Аллах помог мне одолеть его, он принял Ислам и побуждает меня лишь к благим (поступкам)» («Маджмуа аль-фатава Ибн База», 9/369)».
Отличие шайтана от джинна
«Есть ли джинны мусульмане, которые выполняют указания людей мусульман, подобно тому, как они исполняли работу, порученную Сулейманом, мир ему? И если джинны могут содействовать человеку, то почему джинны мусульмане не помогают мусульманам из числа людей в войне против неверных, в передаче их тайн и в стремлении к победе Ислама? И если в действительности такое происходит, то есть ли какие-то реальные примеры этому?».
Ответ: «Джинны мусульмане побуждают своих братьев джиннов к покорности Аллаху и Его посланнику, подобно людям. А в некоторых ситуациях их побуждают люди, возможно даже сами не зная этого. Например, во время обучения (шариата) или напоминания, люди могут побуждать джиннов к проявлению покорности Аллаху и Его Посланнику. Джин может посещать религиозные уроки людей в мечетях и других местах, и получать из них пользу.
Причем люди также могут слышать от них полезные слова. К примеру, джинны могут будить их на молитву, обращать их внимание на пагубные и полезные для них вещи. Все это происходит, хоть даже они не принимают облик перед людьми.
Иногда джинн предстает перед человеком в каком-либо облике, чтобы указать ему на добро либо зло. Такое случается, но только редко. Чаще всего они не появляются перед человеком, хоть он и слышит иногда их голос. К примеру, они будят его на молитву или сообщают некоторые новости.
Следовательно, верующие джинны помогают верующим (людям), даже если они этого не знают. К тому же эти джинны желают им лишь добра. Так же и верующие люди желают своим верующим братьям джиннам только добра и просят Аллаха, чтобы Он даровал им блага.
Верующие джинны могут посещать религиозные уроки. Им нравится слушать Коран и лекции (на шариатские темы), как уже затрагивалось раньше. Время от времени, в некоторых местностях, они посещают религиозные уроки людей, извлекая при этом из них пользу. Все это реальность и хорошо известная действительность. Об этом говорили многие ученые, которым звонили джинны и спрашивали о шариатских вопросах. Они сообщали им, что посещают их религиозные уроки. Все это хорошо известно. И да поможет Аллах» («Маджмуа аль-фатава Ибн База», 9/372).
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[1], а после того как (в конце её) он произнёс слова таслима, его спросили: “О посланник Аллаха, разве с молитвой что-нибудь произошло?”[2] Он сказал: “А в чём дело?” (Люди) сказали: “Ты молился так-то и так-то[3]”. Тогда он преклонил колени, обратился к кибле, совершил два земных поклона и (снова) произнёс после них слова таслима, a когда повернулся к нам, сказал: “Поистине, если бы с молитвой что-нибудь произошло, я обязательно сообщил бы вам об этом, но я ведь такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам. Если я забуду (снова), напомните мне, если же кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы[4], пусть стремится к правильному[5] и завершит свою молитву, (исходя из этого,) потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона[6]”». См. также хадисы №№404, 1226, 6671 и 7249. Этот хадис передали аль-Бухари 401, Муслим 572, Абу Дауд. 1020, ан-Насаи 3/28 и Ибн Маджах 1211.
[1] Ибрахим, передававший этот хадис со слов ‘Алькъамы, который слышал его от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знаю, увеличил он эту молитву или уменьшил*».
[2] Люди хотели узнать, не было ли во время молитвы ниспослано новое откровение относительно изменения количества рак’атов.
[3] То есть вместо положенного количества ракатов ты совершил их столько-то.
[4] Иначе говоря, если кто-нибудь забудет, сколько ракатов он совершил, или будет испытывать неуверенность относительно других элементов молитвы.
[5] Tак, например, если человек не уверен, сколько ракатов он совершил − три или четыре, пусть исходит из того, что было совершено три раката.
[6] В качестве искупления за невнимательность /сахв/.
Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Мои желания) совпали с (волей) моего Господа в трёх (случаях. Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?” − после чего был ниспослан айат(, в котором говорилось): “Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы”.[1] (Что касается) айата о покрывале, то (однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, не повелишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!” − после чего был ниспослан айат о покрывале[2]. (Третий случай связан с тем, что однажды всех) жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватила ревность к нему, и я сказал им: “Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас жён лучше вас”, а потом этот айат был ниспослан (свыше)[3]». См. также хадисы №№4483, 4790 и 4916. Этот хадис передал аль-Бухари 402.
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, очищая им свои души, повинуйтесь вашим правителям и вы войдёте в рай вашего Господа”». Этот хадис передали ат-Тирмизи 616, Ибн Хиббан 4563, аль-Хаким 1/52 со слов Абу Умамы.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 109, «Мишкат аль-масабих» 571, «Сильсиля ас-сахиха» 867.
Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь во время прощального паломничества,[7] сказал: “Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, очищая им свои души, повинуйтесь вашим правителям и вы войдёте в рай вашего Господа”». Этот хадис передали Ахмад 5/251, Абу Дауд 1955, Ибн Хиббан 4563, аль-Хаким 1/52, ат-Тирмизи 616, который сказал: “Хороший достоверный хадис”.
Сура 2 Корова аят 125: Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц. 33 Сура Сонмы аят 59 О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный.66 Сура Запрещение Ат-Тахрим аят 5 Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком[2] в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным». Этот хадис передали Ахмад 3/323, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 483 и Муслим 2578.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 102.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Остерегайтесь совершения двух поступков, навлекающих проклятие!» (Люди) спросили: «Что это за поступки о посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Это когда кто-либо испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)». Этот хадис передали Ахмад 2/372, Муслим 269, Ибн Хиббан 1415, Ибн Хузайма 66, аль-Хаким 1/273, аль-Байхакъи 1/97, Абу Я’ля 6483.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 110, «аль-Ирваъ» 1/100, «Сильсиля ас-Сахиха» 5/459, «Мишкат аль-масабих» 339, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 145.
Шайтан Джинны Ислам
Мнения ученных, по поводу ответа на вопрос: является ли Шайтан джинном или ангелом разделяются. Некоторые считают его ангелом, приводя пример аяты, где Шайтан изгоняется из общества ангелов:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих.» (сура Аль-Бакара, аят 34)
«Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих.» (сура Сад, аяты 73-74)
Другие же считают его из числа джиннов, опираясь на следующий аят:
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (Сура Кахф, аят 50)
Мы же придерживаемся мнения, что Шайтан был из числа джиннов, а не ангелов по нижеследующим причинам:
· В 50 аяте суры Кахф явно говорится, что «он был одним из джиннов».
Имам Шанкити сказал: «В этом аяте очевиден тот факт, что Шайтан не был из джиннов.
إِلَّا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ «Кроме Иблиса, он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» является самым ярким доказательством.» (Аш-Шанкити, Азвадуль-баян, 4\121)
· Как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка САВ, Шайтан описывается как возгордившийся и ослушавшийся своего Господа. А как нам известно, данное состояние свойственно джиннам, но ни коим образом не присущее ангелам. Ангелы же:
لَّا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
«Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено.» (сура Ат-Тахрим, аят 6)
Ибни Касир сказал по этому поводу следующее: « Всевышний Аллах обратился к ангелам, чтобы те поклонились Адаму (А.С.), и это обращение касалось так же и Шайтана. И не потому что Шайтан был одним из ангелов, а совершив одинаковый с ангелами поступок, по велению Всевышнего, должен был стать похожим на них. Однако воспротивившись, был низвергнут. (Ас-Сабуни, Мухтасару Тафсири Ибни Касир, 1\53)
Аз-Замахшари же считает: « Шайтану пришло такое же повеление, как и ангелам, потому что он был дружен с ними и выполнял совместное поклонение». (Аз-Замахшари, Тафсируль-Кашшаф. 2\555)
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Виды джиннов и шайтанов
Прежде всего необходимо знать, что перечислять имена джиннов или шайтанов (дьяволов), говорить об их промыслах, видах и формах существования, даже просто произносить их имена – очень нежелательное действие. Одно только произнесение их имён может повредить человеку. Поэтому мы даём ограниченные сведения о них, чтобы люди имели общее представление о том, насколько велик вред, наносимый джиннами и шайтанами, чтобы знали, как предостеречь себя и своих близких от их вреда. Лучше будет не говорить о них, их проделках и кознях и никогда не произносить их имён, названий и т. д.
Виды джиннов:
Аль-Амиру – джинны, которые на невидимом уровне пребывают с людьми в их домах. В основном они не вредят людям, за редким исключением. Но те из них, которые пребывают в санузлах (ванная, туалет), – это будут шайтаны (дьяволы). Поэтому нам велено произносить «а’узубилляh» (славословие-оберег от колдовства и одоления бесами, джиннами) перед вхождением в туалет. Произнесение «а’узубилляhи мина шайтани рраджим» защищает человека от их вреда.
Аль-Карину – джинн, сопровождающий человека пожизненно, с его рождения и до смерти (другими словами – рождённый с человеком и приставленный к нему пожизненно). Он внушает плохие мысли, заставляет совершать дурные поступки, вызывает постоянные сомнения (васвасы разного рода), приводящие человека ко многим грехам и плохому исходу дел. Его промысел – наущение дурному и отвращение человека от хорошего, дозволенного.
Аль-Мариду – джинны с огромными телами, можно сказать, джинны-гиганты.
Умёму-Сибъян. Данный вид джиннов становится преградой для зачатия у женщин (он способен вызвать бесплодие). Кроме того, он умерщвляет детей, не достигших семилетнего возраста, вносит раздор в семью, вызывает фитну между мужем и женой. Этот тип также облизывает немытые грязные рты детей, вызывает у них рвоту, ослабляет их, наводит на них различные болезни.
Аль-Гавлу (Гилан) – в переводе с арабского означает «проявляющаяся в ночи». Он сопровождает человека, вышедшего в сафар (любая поездка) в одиночку. Он также появляется возле людей одиноких (у которых нет семьи, детей). Его промысел – нагнетание страха человеку в пути (в любой дороге, поездке), устрашение его, причинение разного рода вреда, препятствий в дороге, будь это сбивание с пути (наущая неправильную дорогу) или что-либо другое. В результате действий джиннов этого типа человек попадает в непредвиденные неприятные ситуации, хитросплетения и сихр. Однажды у Пророка ﷺ спросили: «Что представляет собой джинн аль-Гилан?» Пророк ﷺ ответил, что это джинн, работающий над сихром (то есть занимающийся сихром, уловками).
Ас-Сулат, Ад-Далгаб, Аш-Шик – джиннов очень много, не будем всех их перечислять и остановимся на этом.
Виды шайтанов (дьяволов):
Небольшая информация о видах шайтанов:
Ханзаб – досаждающий человеку во время намаза, вызывающий всякого рода васвасы – внося и вселяя сомнения, путаницу и неуверенность в сердце человека насчёт того, что касается намаза.
Гаффаф – наносит человеку вред, пугает его, может появиться в образе страшных животных.
Залнабур – пребывающий на рынках, в торговых точках, работает над обманом и одурачиванием покупателей. Его промысел – хитрить и лукавить во время торговли, заставлять продавца обсчитывать покупателя, восхвалять товар, скрывая имеющиеся недостатки.
Валлгаа – настигает человека во время совершения омовения, внушая сомнения в ритуалах.
Сабар – усиливает гнев, злобу тех, кого постигла какая-либо беда; заставляет человека царапать лицо, кричать, срывать одежду и т. д., насылает на человека тяжесть его положения, нагнетает обстановку.
Агвар – приводит человека к зина (прелюбодеянию). Это шайтан, работающий над блудом и половым распутством людей.
Даасим – разводит фитну и раздоры в семье.
Матриш – работает над распространением ложных слухов.
Даггар – вызывает ночные кошмары и пугает людей во время сна.
Тамрих – отвлекает людей от их обязанностей.
Миклас – притягивает человека к азартным играм, преподносит их в красочном, азартном виде.
Валагам, Ажда, Авар и многие другие, их много, мы намеренно не говорим обо всех, так как это очень нежелательно. Для того чтобы иметь общее представление о вреде, наносимом джиннами и шайтанами человеку, вышесказанного вполне достаточно.
Из книги «Сады здоровья» Мухаммадхабиба Будунова
Перевод Халимат Магомедовой
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Как выглядит шайтан? Могут ли джинны и шайтаны менять свой облик?
В Коране и Сунне приходит большое количество аятов и хадисов, посвященных джиннам и шайтанам. Поэтому, является важным как следует понять эту тему.
يَا بَنِي آدَمَ لَا يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْآتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لَا تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ
«О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют» (7:27)
Как мы видим, Аллах говорит: « Вы их не видите ».
2. Существуют исключения, которые имели место быть в период ниспослания Откровения.
Все случаи видения джиннов и шайтанов во времена пророчества, в свою очередь, можно разделить на две группы :
Так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал:
وكلني رسول الله صلى الله عليه وسلم بحفظ زكاة رمضان، فأتاني آت فجعل يحثو من الطعام، فأخذته، وقلت والله لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم. قال: إني محتاج، وعلي عيال، ولي حاجة شديدة. قال فخليت عنه فأصبحت فقال النبي صلى الله عليه وسلم: ((يا أبا هريرة ما فعل أسيرك البارحة)). قال قلت يا رسول الله شكا حاجة شديدة وعيالا فرحمته، فخليت سبيله. قال: ((أما إنه قد كذبك وسيعود)). فعرفت أنه سيعود لقول رسول الله صلى الله عليه وسلم إنه سيعود. فرصدته فجاء يحثو من الطعام فأخذته فقلت لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم. قال دعني فإني محتاج، وعلي عيال لا أعود، فرحمته، فخليت سبيله فأصبحت، فقال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((يا أبا هريرة، ما فعل أسيرك)). قلت يا رسول الله شكا حاجة شديدة وعيالا، فرحمته فخليت سبيله. قال: ((أما إنه قد كذبك وسيعود)). فرصدته الثالثة فجاء يحثو من الطعام، فأخذته فقلت لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم، وهذا آخر ثلاث مرات أنك تزعم لا تعود ثم تعود. قال دعني أعلمك كلمات ينفعك الله بها. قلت ما هو قال إذا أويت إلى فراشك فاقرأ آية الكرسي: <الله لا إله إلا هو الحي القيوم>حتى تختم الآية، فإنك لن يزال عليك من الله حافظ ولا يقربنك شيطان حتى تصبح. فخليت سبيله فأصبحت، فقال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما فعل أسيرك البارحة)). قلت يا رسول الله زعم أنه يعلمني كلمات، ينفعني الله بها، فخليت سبيله. قال: ((ما هي)). قلت قال لي إذا أويت إلى فراشك فاقرأ آية الكرسي من أولها حتى تختم: <الله لا إله إلا هو الحي القيوم>وقال لي لن يزال عليك من الله حافظ ولا يقربك شيطان حتى تصبح، وكانوا أحرص شيء على الخير. فقال النبي صلى الله عليه وسلم: ((أما إنه قد صدقك وهو كذوب، تعلم من تخاطب منذ ثلاث ليال يا أبا هريرة)). قال لا. قال: ((ذاك شيطان)).
« (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят, а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я — в крайней нужде!»
Тогда я отпустил его, а утром пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся».
Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся».
И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришёл и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Поистине, (теперь-то) я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!» (Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня, (а за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай аят Трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, (от начала и) до конца, (и, если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» — и я отпустил его.
А утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне: “Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца аят Трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, — и ещё он сказал мне: “C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!”»
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, или другой передатчик этого хадиса сказал): «А они больше всего стремились к благу».
(Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «(Выслушав меня,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он действительно сказал тебе правду(, несмотря) на то, что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?” Я сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Это — шайтан” » (Бухари 2311).
Также существует хадис, из которых мы узнаем, что во времена посланника Аллаха ﷺ в Медине некоторые джинны могли повстречаться людям в образе собаки или змеи.
Так передается, что посланник Аллаха сказал:
الجِنُّ ثَلاَثَةُ أَصْنافٍ فَصِنْفٌ لَهُمْ أَجْنِحَةٌ يَطِيرُونَ بِهَا فِي الْهَوَاءِ وَصِنْفٌ حَيَّاتٌ وَكِلَابٌ وَصِنْفٌ يَحِلُّونَ وَيَظْعَنُونَ
« Джинны бывают трёх видов: одни имеют крылья и летают по воздуху, другие (принимают облик) змей и собак, а третьи — останавливаются и путешествуют » (Хаким 3754, Табарани 18020, Ибн Хиббан 6256).
Этот хадис передается разными путями и с многочисленными добавлениями, но все они являются слабыми. Именно эта версия, которую приводит имам Хаким, является достоверной.
Необходимо отметить, что в этом хадисе имеются ввиду не все змеи и собаки, а только те, которые в тот момент встречались в Медине. На это указывают другие хадисы, в которых посланник Аллаха ﷺ побуждал убивать в Медине собак, поскольку их образ принимали неверные шайтаны и не трогать трое суток змей, даже если они заползали в дома, поскольку среди них были и верующие джинны. Всё это было чудесами посланника Аллаха ﷺ и касалось определенного места и времени.
قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَّا يَنبَغِي لِأَحَدٍ مِّن بَعْدِي إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
فَسَخَّرْنَا لَهُ الرِّيحَ تَجْرِي بِأَمْرِهِ رُخَاءً حَيْثُ أَصَابَ
وَالشَّيَاطِينَ كُلَّ بَنَّاءٍ وَغَوَّاصٍ
وَآخَرِينَ مُقَرَّنِينَ فِي الْأَصْفَادِ
«Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий». Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов — всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (38:35-38)
Аллах ответил на дуа Сулеймана, мир ему, и подчинил ему шайтанов из числа джиннов, сделав это одним из знамений.
Также от Абу Хурайры передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن عفريتا من الجن تفلت علي البارحة- أو كلمة نحوها- ليقطع علي الصلاة، فأمكنني الله منه، فأردت أن أربطه إلى سارية من سواري المسجد، حتى تصبحوا وتنظروا إليه كلكم، فذكرت قول أخي سليمان رب هب لي ملكا لا ينبغي لأحد من بعدي
« Вчера меня неожиданно посетил могущественный демон из джиннов, намеревавшийся испортить мою молитву, но Аллах дал мне силу одержать над ним верх, поэтому я поймал его и хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы все вы могли взглянуть на него, но я вспомнил молитвенное обращение моего брата Сулеймана: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня», — вот я и отпустил его, посрамленного » (Бухари 461).
Ещё одним подтверждением особого положения Сулеймана, мир ему, и его власти над джиннами, являются аяты:
قَالَ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ
قَالَ عِفْرِيتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ
«Он сказал: “О знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными?”. Силач из числа джиннов сказал: “Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого”» (27:38-39)
Таким образом, мы приходим к пониманию, что власть Сулеймана, мир ему, над джиннами — была его караматом, которым Аллах наделил его в ответ на дуа. И подчинение джиннов человеку — являлось особенностью его времени и одним из чудес пророчества. Точно так же и возможность видеть некоторых из джиннов, являлась отличительной особенностью времен пророчества других пророков.
Так, Ибн ‘Аббас сказал:
صارت الأوثان التي كانت في قوم نوح في العرب بعد، أما ود كانت لكلب بدومة الجندل، وأما سواع كانت لهذيل، وأما يغوث فكانت لمراد ثم لبني غطيف بالجرف عند سبا، وأما يعوق فكانت لهمدان، وأما نسر فكانت لحمير، لآل ذي الكلاع. أسماء رجال صالحين من قوم نوح، فلما هلكوا أوحى الشيطان إلى قومهم أن انصبوا إلى مجالسهم التي كانوا يجلسون أنصابا، وسموها بأسمائهم ففعلوا فلم تعبد حتى إذا هلك أولئك وتنسخ العلم عبدت
« Идолы, которые существовали среди народа Нуха, впоследствии появились среди арабов. Что касается Вудда, то он был идолом у племени Кельба, населявшего Думат аль-Джандаль. Сува был идолом племени Хузал. Йагусу поклонялись племя Мурада, а затем и племя Гатийф из аль-Джурф, недалеко от местности Сабаа. Йаука был идолом для племени Хамдана, а Наср — для Химьяра семейства Зу Киля. Это имена праведников, которые жили среди народа Нуха (Ноя), мир ему. Когда они умерли, сатана внушил людям слепить их статуи, поставить их в том месте, где они обычно устраивали посиделки, и назвать их именами этих праведников. Люди так и сделали, но статуям не поклонялись, пока не умерли строители этих статуй и пока не было потеряно знание. После этого люди сделали эти статуи своими идолами » (Бухари 4920).
Мы видим, что во времена пророка Нуха, мир ему, к людям пришел шайтан. И условием к утверждению этого является подтверждение этого факта Откровением.
Важно заметить, что Аллах позволил шайтану приходить к людям в образе человека именно во времена пророчества, когда ниспосылалось Откровение, и посланник находился среди людей, увещевая их. Во все остальные времена Аллах не даёт шайтану таких полномочий.
Из хадиса мы поняли, что существуют только три вида джиннов и на какую-либо другую их разновидность нет доказательства в Исламе, как нет довода и на то, чтобы джинны являлись когда-либо и к кому-либо в образе людей.
Сейчас же, когда двери пророчества закрыты, увидеть ни шайтанов ни джиннов невозможно в соответствии с основой, которую устанавливает аят: « Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите ». И лгут те, которые заявляют, что видели джиннов, разговаривали с ними и так далее.
Тем более неправильными являются слова о том, что джинны могут совокупляться с женщинами из числа людей, иметь от них детей и так далее. Всё это — только вымыслы, которые не имеют под собой никакой основы в религии Аллаха, несмотря на то, что подобные высказывания принадлежат некоторым известным имамам.