в чем разница между дорогим и дешевым велосипедом
Дорогой велосипед VS дешевый: в чем разница
Разумеется, разница в цене. Но чем обусловлена дороговизна? Стоит ли тратить лишние деньги?
Знайте: удачный выбор не всегда зависит от дороговизны и бренда. Велосипед – достаточно простая конструкция. Поэтому детали и системы, их функции в продукции недорогих и дорогих брендов существенно не отличаются. Хотя, принципиально важные моменты таки есть. Вот они.
Механика
По большому счету, все запчасти штампуют на одних и тех же заводах в где-нибудь в Китае. Далее их раскупают бренды, маркируют, и подают под своим «эксклюзивным соусом». Так что по большому счету разница не принципиальная (за исключением топовых деталей, которые производят тоже в Китае). Другое дело, когда даже визуально заметно, что деталь прикручена как попало. Такое замечается только за дешевыми производителями велосипедов. Дорогие же бренды свою продукцию собирают качественно, на советь.
Но есть и заводы, на которых изготавливают высококачественные детали. Они легче, надежнее, прочнее. И стоят на порядок дороже. За это платить стоит. Если вы – новичок, для вас самый простой способ отличить качественную высококлассную деталь от бюджетной – посмотреть маркировку:
Колеса
Это вторая самая важная часть велосипеда. Качественные колеса главным образом имеют А-образные ободья. Такая конструкция повышает их прочность: при наездах на кочки / бордюры / прочие препятствия ободья не будут деформироваться и начинать «ходить восьмерками». Среднестатистическая высота их профиля – 20-30 мм.
Хорошие ободья – из сплава облегченного алюминия. Лучшие ободья – из карбона + специальные аэродинамические спицы + высота обода – от 50 мм. Но такие колеса – дорого. В основном используются они в профессиональных гонках вроде Тур де Франс. Обычным же велосипедистам сгодятся и такие же обычные алюминиевые колеса с обычными спицами и не самым высоким профилем.
Главный признак, благодаря которому вам проще будет сориентироваться, качественные ли колеса – цена велосипеда. С такими велосипед обычно стоит не дешевле 350-400 евро.
Карбоновые колеса. Весят мало, стоят дорого
Велосипедная резина
Производители велосипедов практически никогда не производят велосипедную резину. Даже если на ней стоит маркировка вело-бренда, это все равно еще ничего не означает.
На дешевые велосипеды ставятся тяжелые покрышки с минимальной защитой от повреждений:
Хорошая резина – легкая, с кевларовым кордом, хорошими протекторами и шипами. Если последнее визуально оценить еще можно, то корд и вес – никак. Тут, как и с колесами, тоже приходится ориентироваться по цене: хорошую резину ставят на хороший (не дешевый) велосипед.
Рама
Монококи – дорого. Обычно это сверхпрочные и сверхлегкие карбоновые рамы.
Рама — главнейший компонент любого велосипеда
Вилка
На дешевые велосипеды ставят вилки с имитаторами амортизаторов. Такие могут сломаться – от магазина до дома не успеете доехать.
Существуют дорогие вилки без амортизаторов. Причина – материал: карбон. Такие, как правило, ставят на шоссейные велосипеды и циклокроссовые, что, по большому счету, почти одно и то же.
Звезды и системы переключения передач
Современный рынок перегружен производителями звезд и систем переключения передач. Проверить их качество на месте сложно, так как в магазине все системы мастера подгоняют под идеальное состояние. Качественные системы медленнее расстраиваются, звезды служат дольше.
Даже самые качественные системы, они все равно расстраиваются / периодически им нужно проводить ТО
Сопутствующие компоненты
Остальные компоненты (седло, педали, руль, вынос руля, тормозные колодки и прочее) – все это обычно закупают на заводах Китая, брендируют и монтируют на велосипеды. На дорогие байки – более легкие детали. Дешевым же велосипедам достается все тяжелое, грубое, часто некачественное или вовсе бракованное.
Итоги
Чем еще могут отличаться дорогой и дешевый велосипед? Ответ узнайте в следующем ролике:
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
В чём разница между дорогим и дешёвым велосипедом?
В производстве велосипедов, как и большинства других товаров, существует связь цены и качества. Общее правило «чем дороже, тем лучше» в целом правдиво, но связь не линейна.
Геометрия
Длина труб рамы и углы между ними составляют набор геометрических характеристик или, говоря проще, геометрию велосипеда. От неё зависит стабильность, управляемость, сцепление колёс с дорогой, возможность быстро набирать и поддерживать скорость, а также посадка и удобство велосипедиста в разных условиях.
Производители недорогих велосипедов как правило не уделяют разработке геометрии рам много внимания. Для этого нужны опытные инженеры-конструкторы и неоднократные тесты множества образцов, а это дополнительное время и деньги.
Крупные фирмы-производители постоянно ищут компромиссы между различными характеристиками при разработке оптимальной геометрии для каждого типа велосипедов, экспериментируют с материалами, формой, диаметром и углами соединения труб. На это уходят средства, которые затем учитываются при формировании цены на конечный продукт.
Отдавая за велосипед больше денег, вы фактически оплачиваете стоимость его разработки и тестов, но также с большой долей вероятности получаете подходящий размер, удобство и удовольствие от езды.
Материалы
Материал, из которого изготовлена рама, влияет на то, сколько велосипед весит, как ведёт себя в движении, разгоняется, выглядит и, конечно, сколько стоит.
Стоит учитывать, что у одного материала могут быть разные классы с разными свойствами, которые будут работать лучше или хуже — и стоить соответственно. Например, два велосипеда из алюминия могут иметь разный вес и выдерживать разные нагрузки при прочих равных условиях, потому что один сделан из металла более высокого класса, чем другой.
Качество компонентов
У крупных производителей, таких как Shimano и Sram, есть разные группы запчастей, отличающиеся по качеству и, соответственно, цене. На недорогие велосипеды обычно устанавливают комплектующие из начальных групп (например, Shimano Tourney), а иногда и вовсе китайские безымянные детали. На более дорогие модели ставят комплектующие из групп высокого уровня.
Разница может быть не видна на первый взгляд, но ощутима во время езды. Дорогие компоненты переключают передачи легче и чётче, а их настройку получается выполнить более точно и делать это нужно реже.
К тому же чем дороже детали, тем они меньше весят и дольше изнашиваются. Например, дорогая цепь вероятнее всего будет облегчённой, иметь покрытие, устойчивое к коррозии, удобный замок и может прослужить в несколько раз дольше.
Кроме трансмиссии на комфорт влияют и другие компоненты. Так от формы и материалов седла зависит, через сколько километров пути у вас заболит зад, от качества грипсов — насколько удобно руки будут лежать на руле, от педалей — сколько усилий уйдёт на то, чтобы их крутить. Для лёгкой и приятной поездки имеет значение каждая мелочь. Дьявол в деталях.
Качество сборки
У недорогих брендов крупноузловую сборку выполняет чаще всего низкоквалифицированная рабочая сила — люди с минимальными знаниями и небольшим опытом. Их работа оценивается не качеством, а количеством велосипедов, которые они могут собрать за день.
У человека, который контролирует рабочих на линии, скорее всего тоже знаний негусто и лишь чуть больше опыта, и он не собирается тратить много времени, чтобы внимательно проверять каждую единицу.
Поэтому у недорогих велосипедов бывают соединения, которые затянуты недостаточно или слишком сильно. Бывают детали, которые слабо смазаны или, наоборот, буквально залиты смазкой, и прочие подобные недочёты.
Такой велосипед может некоторое время ездить нормально. Но если вы не проверите его у компетентного механика и не исправите ошибки сборки, неправильно установленные компоненты будут изнашиваться гораздо раньше, чем должны, и это рано или поздно скажется на качестве езды. В худшем случае что-то сломается — как это бывает, в самый неподходящий момент — и в результате вы можете остаться без велика или получить травму.
Заслуживающие доверия производители уделяют сборке велосипедов много внимания, поэтому гораздо более вероятно, что все узлы будут собраны со всей тщательностью, закручены с тем усилием, с которым нужно, и правильно смазаны.
Два велосипеда с похожими рамами, например, из стали, могут значительно отличаться по весу.
Во-первых, разные марки одного и того же металла имеют разные физические свойства, в том числе и вес.
Во-вторых, технология производства играет большую роль. Тесты показали, что нагрузки на раму неравномерные: максимальное напряжение образуется на концах труб в местах сварки, минимальное — в центре. Крупные производители пошли по пути использования баттированных труб (butted tubing) с большей толщиной стенок на концах и меньшей в середине, что позволило уменьшить вес рам. Производство таких труб более дорогое, и в моделях низшего ценового диапазона их не используют.
Общий вес велосипеда также зависит от комплектующих. Несколько лишних граммов на одной детали, несколько — на другой, и вот уже набежала существенная разница в весе между дорогим велосипедом и вариантом подешевле.
Вспомните, сколько раз вы выбирали более длинный путь вместо того, чтобы поехать короткой дорогой, но немного пронести велосипед в руках, например, через подземный пешеходный переход? Одно дело тащить на себе 18-килограммовый AIST и совсем другое — современный велик, который в два раза легче.
Дизайн
Внешний вид — исключительно дело вкуса. Кто-то любит яркие краски и обилие декора, кому-то по душе лаконичные монохромные варианты. Разница между дорогими и дешёвыми велосипедами в том, что первые гораздо чаще выглядят стильно и современно, а вторые даже в год выпуска кажутся устаревшими лет на 15.
Дело в том, что в крупных брендах работают собственные профессиональные дизайнеры, которые отслеживают тенденции не только в оформлении велосипедов, но и в целом изучают вкусы и предпочтения людей и отражают их в каждой новой коллекции каждый новый сезон. Они подбирают компоненты, учитывая общий дизайн будущей модели, поэтому готовые велики выглядят гармонично.
Недорогие марки обычно привлекают сторонних художников или вовсе оставляют выбор дизайна за китайскими фабриками. Компоненты заказывают стандартные в тех цветах, которые им предлагают поставщики, главное — цена пониже. В итоге получаются аляповатые чудовища, разукрашенные «под хохлому».
Конечно, то, как выглядит велик, не влияет на качество езды напрямую, но имеет большое значение для отношения к поездкам в целом. Красивыми вещами приятно пользоваться, это хочется делать чаще, и велосипед станет любимым только тогда, когда в нём будет нравится всё, даже его внешность. Почти как с выбором партнёра — внешность не играет решающую роль, но всё-таки лучше, если она нравится 🙂.
Бренд
Как и в любой отрасли, у многих крупных производителей есть репутация, которая в некоторой степени оправдывает высокую цену. Эта репутация основана на множестве дополнительных факторов, таких как гарантии, отличное обслуживание, признанное качество сборки, привлечение профессиональных спортсменов к тестированию и рекламе и тому подобное.
Многие марки за годы своего существования создали себе репутацию, которую люди считают достойной того, чтобы заплатить больше. Это может быть оправданно, но лишь отчасти.
Знаменитый логотип на раме не добавит вам удобства, скорости и манёвренности, поэтому будет разумно выбрать велосипед известного, но менее «крутого» бренда, чем модель с такими же характеристиками от производителя с репутацией элитного. Так вы получите аналогичное качество, но по более низкой цене.
Стоит ли покупать дорогой велосипед?
Подвох дешёвых велосипедов в том, что они, как правило, неудобные: тяжёлые, медленные и плохо управляемые. Если это так, то вы, скорее всего, будете ездить мало и неохотно. Будь велик получше, вы бы больше наслаждались каждой поездкой и, вероятно, ездили бы чаще.
Частота использования — важный аспект, который определяет полезность купленной вещи лично для вас и часто напрямую зависит от цены. Купив недорогой велосипед, у вас больше шансов разочароваться в нём и ездить мало.
Например, на велосипеде за $200 вы прокатитесь всего 5 раз за лето, а остальное время он просто простоит немым укором. Цена одного использования в таком случае составит $50.
Среднестатистический комьютер не нуждается в какой-то исключительной скорости, которую обеспечат рама и колёса из карбона. Не нужен ему и велосипед повышенной прочности, который справится с горными спусками. А вот качественная и подходящая трансмиссия, чтобы не потеть на горках, и небольшой вес, чтобы легко носить велосипед по ступенькам и лифтам, будут полезны.
Если вы ездите каждый день на работу и хотите приезжать сухим и бодрым, разумно потратить чуть больше денег и выбрать лёгкий и манёвренный велик.
Если же вы хотите достигнуть серьёзных результатов, побить рекорды в Strava и у вас есть деньги, то почему бы не воспользоваться всеми дополнительными преимуществами, которые дают дорогие материалы и компоненты?
Производители велосипедов, как правило, предлагают похожие модели по сходным ценам. При этом у одного велосипеда будут лучшие тормоза, а у другого — большее количество передач. Каждый бренд экономит на одних элементах и вкладывает максимум в другие, чтобы использовать последние как преимущество перед конкурентами.
Поэтому в рамках одной ценовой группы вы можете встретить велосипеды с разным уровнем компонентов и материалов. Это отличная возможность выбрать ту модель, которая отвечает вашим потребностям, и не платить больше за то, что для вас не имеет значения.
И каждый раз, выбирая велик, помните о том, что за более высокой ценой обычно стоит комфорт и, как следствие, ваше желание ездить. А ведь это именно то, ради чего и совершается покупка.
Велосипеды: главные отличия дорогих моделей от дешевых
Цена, на первый взгляд, одинаковых велосипедов может отличаться в 10 раз. Яркий вариант с рамой из алюминия, 21 скоростью, тормозами на ободе и передней амортизационной вилкой обойдется в 14 000 рублей. Другая модель стоит 130 000 рублей, хотя кардинальных внешних отличий нет. За счет чего такая разница в цене? И есть ли у дорогой модели действительно важные преимущества?
На самом деле 130 000 рублей для велосипеда далеко не предел. Профессиональные спортивные велосипеды могут стоить в раз дороже. Их главная особенность невероятная легкость. Дошло до того, что Международный союз велосипедистов ее даже ограничил машины на соревнованиях не могут весить меньше 6 килограммов 800 граммов.
Но в продаже можно найти и экземпляры массой всего в 5 кг. Достигается это благодаря прочному и почти невесомому углепластику, более известному как карбон: из него сделаны рама, вилка, руль и другие части.
В цену любительского велосипеда за 130 000 рублей заложена карбоновая рама, которая дает вес 10,5 кг против почти 16 кг у дешевого. Тормоза, почти как у мотоциклов, дисковые гидравлические они эффективнее обычных зажимов на ободе и требуют меньше внимания с точки зрения обслуживания. А еще здесь современная трансмиссия: одна звездочка впереди и 12 сзади. Это облегчает конструкцию и повышает надежность. А непривычно большая задняя звездочка служит для упрощения подъема в гору.
Во время испытаний дешевой модели проблемы начались почти сразу. Задние тормоза отказывались нормально зажимать обод колеса ездить было небезопасно. Пришлось замедлиться. Быстрая регулировка почти не помогла, эффективность тормозов оставляла желать лучшего, как и переключение передач. Механизм оказался слишком тугим, провернуть было непросто, а цепь меняла положение не очень четко.
У дорогого велосипеда переключение происходило легко, быстро и с отчетливой фиксацией. А тормоза порой казались даже слишком эффективными. Если за рулем окажется неопытный наездник, велик шанс перескочить через руль машина останавливается как вкопанная. Не хватало разве что маневренности довольно крупных колес. В остальном не придраться.
За месяц почти непрерывного использования с дорогим велосипедом не произошло ничего. Все узлы продолжали работать, никаких проблем с тормозами и системой переключения передач не возникало.
В дешевом велосипеде тормоза требовали постоянной настройки, а колеса за месяц деформировались восьмеркой, и регулярно возникали сложности с задним переключателем скоростей, который, кстати, из экономии закреплен здесь напрямую к раме, без одной маленькой, но важной детали, которая служит как предохранитель.
Самый дешевый велосипед вряд ли станет покупкой, которая будет вас радовать. Но и самые дорогие модели для обычной жизни не самый разумный вариант. Заплатив 20 000 25 000 рублей, вполне можно получить велосипед с легкой алюминиевой рамой, усиленными ободами, чтобы не приходилось вечно выправлять колеса, и качественным навесным оборудованием: надежной трансмиссией и эффективными дисковыми тормозами.
Плюс нужно потратить некоторую сумму и на безопасность. Шлем за 3000 рублей поможет защитить голову при падении и сделает заметным на дороге. В тыльной части есть светодиодные ходовые огни и указатели поворота, которые активируются с пульта на руле. Благодаря динамикам и микрофону с шумоподавлением можно слушать музыку и отвечать на звонки прямо на ходу. А если встроенный акселерометр зафиксирует падение, шлем автоматически включит световую сигнализацию и отправит сообщение SOS выбранным контактам.
Существует также светоотражающий спрей для одежды. Днем он остается прозрачным, а ночью работает. Цена баллончика 1500 рублей.
Чем отличаются велосипеды разной стоимости и вида
Давайте разберемся, почему велосипеды, на первый взгляд отличающиеся только расцветкой, могут разниться в цене в несколько раз.
Велосипед состоит не только из рамы, но и из большого количества различных компонентов. Эти компоненты можно отнести к следующим группам:
Все производители выпускают множество различных компонентов, которые имеют разное предназначение, изготавливаются из разных материалов и, соответственно, имеют различную стоимость. При производстве компонентов производители стараются сделать их надежными, прочными и одновременно легкими. Так как велосипед приводится в действие физической силой человека, необходимо минимизировать его массу для уменьшения затрачиваемых сил, но нельзя забывать про прочность и надежность, потому что во время катания, тем более во время спортивных соревнований или экстрима, велосипед испытывает большие нагрузки. Гонка разных производителей за минимальным весом без потери в прочности и надежности в какой-то степени двигает прогресс велосипедной индустрии, применяются новые материалы и технологии. Для создания дорогих спортивных компонентов применяются особые материалы, например, карбон, сложные сплавы или титан. Так, возникают ситуации, когда один лишь компонент может стоить больше целого велосипеда начального уровня. Если планируется катание в горах, необходимо позаботится, чтобы велосипед и, в частности его компоненты, были надежными, прочными и одновременно легкими. Совсем дешевые компоненты, на изготовлении которых производитель экономит, за счет применения дешевых и тяжелых материалов, не годятся для высоких нагрузок или длительного износа. Чем лучше компоненты, тем дольше они прослужат. Профессиональные компоненты еще различаются по назначению: одни предназначены для марафонов и имеют экстремально низкий вес и необходимую для такого применения прочность, другие имеют относительно большой вес, и рассчитаны по прочности и надежности для применения в самых жестких экстремальных дисциплинах. Кроме того, большой разницей обладают компоненты подвески велосипеда: передний (амортизационная вилка) и задний амортизаторы. Амортизаторы имеют множество типов устройства, разное назначение, вес, прочность и настройки. Дешевые амортизаторы могут настолько плохо работать, что только добавляют лишний вес велосипеду, а самые качественные делают езду по пересеченной местности сплошным удовольствием, обрабатывая самые мелкие неровности. Стоимость одной амортизационной вилки для скоростного спуска или марафона может составлять стоимость нескольких велосипедов среднего уровня.
Ценовые категории велосипедов
У каждого производителя собственное представление о различных категориях, для которых они выпускают компоненты. Часто производители делят категории по стилям катания, однако стили рождаются и развиваются каждый год и человеку «не в теме» сложно сразу во все вникнуть. Попробуем выделить некоторые универсальные типы:
1. Велосипеды начального уровня – для велосипедов данной категории выпускаются самые дешевые компоненты. Такой велосипед стоит покупать, если планируются выезды в парк пару раз в месяц, где асфальтовые или ровные грунтовые дорожки. Дешевые компоненты не блещут надежностью, нагрузки на велосипед на пересеченной местности могут быстро привести к выходу из строя различных частей велосипеда: начнут плохо переключаться передачи, дешевые цепь и подшипники в разных узлах велосипеда придут в негодность, совсем дешевые покрышки имеют плохое сцепление с дорогой и т.д. Часто велосипеды такой ценовой категории оснащаются безродными компонентами, не имеют амортизации и выполнены по старым технологиям, например, рама будет сделана из стали или будет использован устаревший для горных велосипедов стандарт 1 дюймовых рулевых колонок. Цена на такие велосипеды доходит до 10 000 рублей.
2. Велосипеды для активного отдыха и туризма – это основная категория велосипедов для широкого круга покупателей. Цена на такие велосипеды начинается примерно от 10 и заканчивается 25..30 тысячами рублей. Такие велосипеды выполнены на основе алюминиевой рамы с учетом основных стандартов индустрии, что позволяет легко найти замену любому компоненту или запчасти. Так, на одной и той же раме могут быть собраны несколько моделей, отличающиеся компонентами и, соответственно, ценой. Все велосипеды данной категории обычно оснащаются амортизационной вилкой, компонентами известных фирм производителей (например, Shimano или Sram для трансмиссии), крепкими колесами с двойными ободами. Большинство таких велосипедов оснащены дисковыми тормозами. Для сборки велосипедов применяются надежные компоненты, правда, не самые легкие в линейке каждого производителя, но стоит понимать, что они не предназначены для экстремальных нагрузок. Более дорогие велосипеды данной категории оснащаются хорошо работающими амортизационными вилками, в то время как самые дешевые модели могут иметь лишь плохо работающий муляж.
3. Спортивные и экстремальные велосипеды – велосипеды данной категории оснащаются прочными и надежными компонентами в соответствии с предназначением данного велосипеда, они полностью готовы к эксплуатации в боевых условиях гонок или на склонах гор. Разница в цене тут обусловлена тем, что более дорогие компоненты имеют больше настроек, а, значит, лучше работают для каждого конкретного человека: больший ресурс службы и меньший вес. Конечно, в верхней ценовой категории, предназначенной для профессионалов, идет сражение за экономию десятков граммов на каждый компонент, так как для целого велосипеда это может вылиться в целый килограмм. Для спортсменов мирового уровня разница в весе всего в килограмм может означать выигрыш ценных секунд на трассе, а то и минут марафона. Естественно, что цена таких компонентов близка к космической, стоит ли говорить, что они устанавливаются на соответствующие рамы, со сложными схемами подвески с применением инновационных материалов и технологий. Отсюда получается и стоимость велосипедов в 100 – 200 тысяч рублей.
Виды спортивных велосипедов по предназначению
Спортивные велосипеды разделяются по видам спорта и стилям катания. В основном сегодня устоялись следующие стили: Cross country (ХС), Trail, Enduro, All mountain (AM), Four cross (4Х), Downhill (DH), Dirt jumping (DJ), Slopestyle (SS), Freeride (FR), NorthShore (NS) и немного в стороне стоит Trial.
Некоторые виды, например ХС, 4X, DH, имеют серьезную спортивную основу, по ним проводятся чемпионаты и кубки мира. Какие-то виды, вроде DJ или SS, не имеют отдельного зачета кубка мира, но по ним тоже проводятся крупные соревнования по всему миру. При этом есть велосипеды для несколько серий соревнований, сочетающих множество видов и стилей сразу, например, серии MegaAvalanche и MaxiAvalanche сочетают DH, XC и Enduro притом, что это многокилометровый марафон. Стили Trail, Enduro, All mountain (AM) были придуманы, чтобы разделить всевозможные направления катания в горах. Кроме этого, есть катание Freeride, фактически «куда глаза глядят», по бездорожью в горной местности, подразумевающее большие прыжки со скал, серьезные препятствия и нагрузки, а NorthShore предполагает катание по узким деревянным мостикам, трамплинам и хитрым препятствиям.
Различия в велосипедах разных предназначений в первую очередь обусловлены рамой велосипеда, ее геометрией, количеством хода подвески (если есть), прочностью и весом, применяемыми стандартами для креплений компонентов. Во вторую очередь разница, безусловно, заключается и компонентах, навешанных на раму, – ходе и прочности амортизационной вилки, классе компонентов трансмиссии, прочности и весе средств управления, мощности тормозов и, конечно, установленными колесами и покрышками. Рамы всегда проектируются не просто с учетом назначения, но и с учетом стандартов для установки компонентов, соответствующих задуманному стилю катания.
Чтобы не запутаться во всех стандартах, применяемых в велосипедной индустрии, обычному покупателю проще купить велосипед в сборе, который будет готов к поездке сразу после выхода из магазина. Если же велосипед выбирается со строго определенной целью, например для соревнований высокого уровня, то сборка по частям из отдельных компонентов будет полностью соответствовать предпочтениям райдера. Правда, это сильно дороже покупки велосипеда в сборе.