в чем разница между архитектором и инженером архитектором
«Дом, который построил Джек» — другой взгляд на фильм Триера
Не так давно в российский прокат вышла новая, возможно, последняя полнометражная работа Ларса фон Триера — «Дом, который построил Джек». Сначала лента вызвала много шума на Каннском фестивале, а потом и среди мировых зрителей. Одни увидели в картине Триера не что иное, как личное, искреннее высказывание, граничащее с провокацией и издевкой над обществом.
Павел Левицкий
Журналистика, 1 курс
Будут спойлеры.
Аллюзия на картину Эжена Делакруа «Ладья Данте».
Фильм открывается диалогом Джека с Верджем (он же Вергилий), который, отсылаясь на «Божественную комедию» Данте Алигьери, выступает в роли психопомпа для главного героя — проводника по кругам Ада.
— Можно задать вопрос?
— Не могу обещать, что отвечу.
— Про это я и хотел спросить. По дороге можно разговаривать? Я подумал, есть какие-то правила.
— Скажем так, мало кому удается не проронить по пути ни единого слова. Людей в это время охватывает странное неудержимое желание во всем признаться. То, что они говорят, не имеет большой риторической ценности. Но ты вполне можешь говорить. Только не думай, что сможешь рассказать мне то, чего я еще не слышал.
Диалог Джека с Верджем.
То, что происходит далее, те жестокие сцены убийств — отходят в картине на второй план, но все еще играют большую роль. Основным, центральным конфликтом действа является тот самый диалог, а конкретно две проблемы: стремление Джека стать «архитектором» и вопрос искусства — может ли оно быть создано на разрушении, деструкции?
Джек — Триер?
Джек — разбирающийся в искусстве, имеющий чуткий эстетический вкус, высокоинтеллектуальный маньяк, постепенно лишенный типичных человеческих черт и моральных норм. Он — это метаобраз любого серийного убийцы.
Многие говорят, что Джек — это сам фон Триер. Во многом так и есть, но они точно не тождественны. Если вы знаете английский или же смотрели фильм в субтитрах, то вам известно, что «домкрат» переводится как «jack»: Джек в руках Ланса фон Триера лишь инструмент, и тот сломанный. А сломан он оттого, что решил стать «архитектором».
«Инженер» и «архитектор».
Сквозь все полотно жирным мазком проводится параллель между человеком воспроизводящим и демиургом (богом либо человеком созидающим) — «инженером» и «архитектором мироздания».
Джек, по образованию инженер, захотел построить дом, стать архитектором, но никак не мог выбрать материал, который подходил бы ему, пока Вергилий не подсказал ему путь. — проблема ограниченности создателя.
— А в чем разница между архитектором и инженером?
— Архитектор рисует дома.
— А инженер?
— Тоже рисует дома.
— Ну и где тут разница? Инженер читает ноты, архитектор творит музыку, если твое умишко в состоянии такое осилить.
Диалог Джека с Глупышкой.
Все ближе приближаясь к статусу творца, Джек теряет свое человеческое начало: ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) испаряется, его перестает волновать все, кроме того, что он умеет делать — убивать людей.
Человек внутри него находится настолько глубоко, что почувствовать его практически невозможно. Сцена в пятом акте это подтверждает: Джек пускает слезу, вспоминая свое детство и гармонию, царящую там, но, несмотря на это, «того» Джека больше нет.
Открыв ранее запертую дверь в морозильнике, он переступил черту, которая сдерживает человека и смог сотворить свой шедевр, вымостив себе дорогу в Ад — катабасис.
Гленн Гульд — «архитектор»?
По мнению Ларса — определенно. Фон Триер не просто так выбрал кадры, на которых Гленн Гульд репетирует «Партиту №2» Иоганна Себастьяна Баха — хотя лучше сказать, что он репетирует ноты.
«Инженер», в отличие от «архитектора», способен лишь воспроизвести то, что создано до него, он не может привнести в этот мир что-то новое. Слушая игру этого композитора, то, как он исполняет «Партиту №2» — с каким погружением и восторгом он это делает, не остается ничего другого, как заявить, что вы слышите не композицию Баха, а игру Гульда по нотам Баха.
Искусство разрушения.
Джек декларирует, что его убийства — это часть искусства. Он утверждает, что нечто воистину великое может строиться не только на любви. Искусство также создается и на деструкции: будь то естественное разложение клеток или жизнь, полная горя и страданий — например, как у норвежского художника Эдварда Мунка: его творчество — полное отражение его жизни.
Данное высказывание вполне пересекается с жизнью режиссера: она полна депрессий, страхов и самобичевания. Его методы работы также соотносятся со словами Джека: во время рабочего процесса фон Триер не чурается доводить людей до слез и раздеваться догола во время съемок.
Роль Шпеера в вопросе искусства.
Альберт Шпеер — главный архитектор Третьего Рейха — является, по мнению Джека (самого Триера?), тем самым «архитектором», но нас интересует его «теория ценности руин», а не личность или принадлежность к Третьему Рейху.
Гитлер любил объяснять, что он строит, чтобы запечатлеть для потомства свое время и его дух. В конце концов, о великих исторических эпохах будет напоминать только их монументальная архитектура, говорил он. Что осталось от императоров Великой Римской империи? Что свидетельствовало об их существовании, если бы не их зодчество? В истории народа время от времени случаются периоды слабости, и тогда здания начинают говорить о былом могуществе. Конечно, одним этим не разбудишь новое национальное сознание. Но если после длительного периода упадка вновь оживает чувство национального величия, то эти памятники предков становятся лучшим напоминанием. Так зодчество Римской империи позволило Муссолини воззвать к героическому духу Рима, когда он хотел донести до своего народа свою идею современной империи. И к совести Германии грядущих столетий должно взывать то, что мы построим. При помощи этого аргумента Гитлер подчеркивал также значение качественного исполнения. Строительство на Цеппелинфельде было немедленно начато, чтобы, по крайней мере, построить трибуну к открытию съезда. Ему мешало нюрнбергское трамвайное депо. После того, как его взорвали, я проходил мимо этого хаоса из разрушенных железобетонных конструкций; арматура торчала наружу и уже начала ржаветь. Было легко себе представить, как она будет разрушаться дальше. Это неутешительное зрелище дало мне импульс к размышлениям, которые я позднее изложил Гитлеру под несколько претенциозным названием « Теория ценности руин» здания. Ее исходным пунктом было то, что современные здания, смонтированные из строительных конструкций, без сомнения, мало подходили для того, чтобы стать «мостом традиции», который, по замыслу Гитлера, следовало перебросить к будущим поколениям: немыслимо, чтобы ржавеющие кучи обломков вызывали бы то героическое воодушевление, которое восхищало Гитлера в монументах прошлого. Эту дилемму должна бы решить моя теория: использование особых материалов, а также учет их особых статических свойств должны позволить создать такие сооружения, руины которых через века или (как мы рассчитывали) через тысячелетия примерно соответствовали бы римским образцам. Чтобы придать моим мыслям наглядность, я велел изготовить романтический рисунок. Он изображал трибуну Цеппелинфельда, заброшенную на протяжении нескольких поколений, увитую плющом, с обрушившимися колоннами, тут и там разрушенной кладкой, но в целом еще сохранившую первоначальные очертания. В окружении Гитлера этот рисунок сочли «кощунственным». Само по себе представление, что рассчитал период упадка для только что основанного тысячелетнего рейха, многим казалось неслыханным. Однако Гитлер нашел эту мысль убедительной и логичной; он распорядился, чтобы в будущем важные объекты рейха строились в соответствии с этим «законом развалин».
Альберт Шпеер, «Воспоминания».
Макет Альберта Шпеера.
Проблема искусства в том, что поистине оно не долговечно. Картины можно запечатлеть на фотографиях либо в музеях на выставках, кино можно пересматривать сколько угодно раз и литературные произведения можно перечитывать сотни раз, но оно — не долговечно, оно не сохранит того величия, что было изначально: что-то теряется, что-то покрывается пылью времени и уже не так интересует публику — меняется начальное восприятие.
Есть такая картина, как «Поцелуй» Густава Климта. Ее ключевая особенность в том, что автор для передачи сюжета, необходимого цвета и рельефа использовал листовое сусальное золото — да, картина известная и является национальным достоянием Австрии, но проблема не в признании: проблема в восприятии картины сквозь пелену веков. Она по-прежнему прекрасна, даже на картинках в интернете, но из-за материала, что использовал Климт, она больше не сияет так, как сияла ранее — мы не можем воочию и в полной мере насладиться мастерством художника.
Эту проблему попытался решить Альберт Шпеер вышеупомянутой «теорией ценных руин»: возводить здания таких форм и из таких материалов, чтобы через тысячелетия его постройки напоминали людям об эпохе, в которой он жил и о нем самом, так же как и строения эпохи Великой Римской Империи доносятся гулом до нас сквозь века, но, по иронии обстоятельств, единственное его творение, что увидело свет, не простояло и десяток лет.
Профессия архитектор: где учиться и зачем
Выпускница архитектурного факультета делится опытом: как готовиться к поступлению, каково учиться у советских преподавателей и ради чего становиться архитектором
Учиться на архитектора я решила случайно. Где-то за год до поступления поняла, что хочу заниматься чем-то осязаемым, что смогу потрогать. Впрочем, тяга к организации пространства у меня была давно: в детстве я любила переставлять мебель в кукольном домике и строить шалаши.
В 2016 году я окончила Государственный университет землеустройства. Сейчас работаю по специальности в архитектурной фирме. Расскажу, какие сложности у меня были на пути с поступления до работы.
Чем занимается архитектор
Архитектор — это человек, который знает, как удобно и надёжно расположить объекты в пространстве. Он проектирует здания, контролирует строительство и занимается документацией по проекту.
Ещё есть инженеры-проектировщики. Если архитектор скорее придумывает, как здание будет выглядеть снаружи и внутри, то инженер разрабатывает и просчитывает конструкции. Работать инженером можно и с архитектурным образованием, но лучше доучиться.
Куда поступать
В Москве 10 вузов с архитектурной специальностью:
МАРХИ — главный и самый старый архитектурный вуз страны, в других институтах есть только архитектурные кафедры. Именно он задаёт учебные программы и котируется больше остальных. Поэтому поступить в МАРХИ сложно: там очень высокий конкурс. Я знаю людей, которые поступали туда несколько лет.
Остальные вузы попроще, но, по большому счету, качество образования одинаково во всех вузах. Потому что по одной и той же программе учат одни и те же преподаватели — они переходят из одного вуза в другой.
При выборе института роль играет скорее статусность: многие работодатели принимают на работу только выпускников МАРХИ. Также стоит смотреть на уклон вуза. Например, в МГСУ это строительство, в ГУЗе — землеустройство.
Что нужно для поступления
Экзамены. Чтобы поступать на архитектора, достаточно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку. Большее значение имеют творческие экзамены: рисунок и черчение. На рисунке нужно рисовать голову и капитель. На черчении — выполнить аксонометрию, то есть начертить фасад, вид сбоку и план сверху объемной детали. Также в некоторых вузах на вступительных есть живопись.
Сроки. Я подготовилась меньше чем за год, но это были критические сроки. Начинать лучше за год-два. Особенно, если за плечами нет художественной школы. Некоторые мои однокурсники закончили художку и уже умели делать то, что я осваивала в ускоренном темпе.
С другой стороны, успешная сдача экзаменов зависит скорее от желания, чем от способностей. Чем сильней ты хочешь в архитектуру, тем больше у тебя шансов поступить.
Где готовиться. Главное — найти хорошего преподавателя, который натаскает по основным экзаменам. Советую искать его в том институте, куда собираетесь поступать. Также при вузах есть подготовительные курсы. Но они дают гораздо меньше, чем индивидуальные занятия.
Каково учиться
Сейчас по программе бакалавриата архитекторы учатся 5 лет. Я же застала то время, когда учились все 6.
Предметы. Профильный предмет в архитектурном — это проект. На нем выдают объекты, которые ты должен придумать от начала до конца. Поначалу это что-то простое: детская площадка или бензозаправка. На следующих курсах мы проектировали банки, музеи, дома отдыха и другие сложные общественные здания.
Работа над проектом была интересной, но больше всего мне нравилась история архитектуры. Особенно нам повезло с преподавателем по современной архитектуре — это направление я открыла для себя только благодаря ему.
Вообще, архитектурное искусство позволяет по-другому смотреть на окружающее тебя пространство. Не так, как привык видеть среднестатистический человек. Ты идешь по улице и понимаешь время, стиль, почему так произошло именно с этой улицей. Начинаешь разбираться в искусстве, интересоваться живописью. Это очень приятно и здорово.
Сложности. С самого начала учебы нам приходилось выкручиваться. Не знаю как в других вузах, но в ГУЗе преподавали плохо. Уже на первой паре нам задали собрать проект, но не объяснили, как это сделать. Преподаватель использовал термины, которые я слышала впервые — например, «генплан» и «экспликация». Но как они должны выглядеть, никто не показал. В итоге у нас было два дня, чтобы достать чертежи и сведения.
Но это было неплохой школой: по жизни нужно уметь самому находить необходимую тебе информацию. Самообразование в институте подготовило меня к этому.
Другая трудность касалась компьютеров и архитектурных программ. Нам разрешили в них чертить только на четвертом курсе — преподаватели были уверены, что компьютер всё делает за нас. За чертежи, сделанные в программе, даже снижали оценки. А преподаватели, которые вели занятия по программам, не знали их. Поэтому нам пришлось разбираться самим.
Думаю, это связано с поколением преподавателей. В большинстве своём они выходили ещё из старой советской школы и не были заинтересованы в том, чтобы передавать нам информацию.
Конечно, были и достойные преподаватели, которые интересно проводили занятия и охотно делились знаниями. Они пришли к нам на четвертом курсе. Один из них вёл проекты, и это был «горящий» своей работой человек, всегда желающий узнать что-то новое. Он поддерживал наши идеи и делал так, что работа над проектом была нам в радость.
Практика
В конце каждого курса у нас была практика. В первый год мы поехали на обмеры в г. Борисоглебск. Там нас распределили на группы и отправили к зданиям — как правило, полуразрушенным или историческим. Суть была в том, чтобы сделать замеры, начертить это здание и сдать как проект.
На другом курсе нас отправили на реставрационную практику в усадьбу Суханово. Мне это было интересно, потому что мы жили на территории усадьбы и могли обойти все постройки, посмотреть их и пощупать. Но вначале организовали эту практику неважно: нам не дали ни инструментов, ни аптечек, ни нормальных стремянок. А мы должны были подготовить здание к реставрации: очистить стены и карнизы, вырубить подлесок. Потом всё выдали, но поначалу приходилось пользоваться подручными средствами на свой страх и риск.
На шестом курсе в качестве практики мы должны были найти место — архитектурную фирму, бюро или компанию — и проработать там два месяца. Но никто из работодателей не хотел брать к себе студента даже за просто так. Ведь по факту мы еще ничего не умели, и никто не хотел тратить на нас время. В итоге все мы устроились в последний момент только благодаря знакомым, родственникам и друзьям, которые имели какие-то связи в архитектуре.
Где работать
Специальности. После архитектурного можно работать по любой прикладной специальности, связанной с рисунком и черчением: архитектором, дизайнером, проектировщиком, инженером-конструктором. Они нужны в архитектурных фирмах, бюро, студиях дизайна.
Также можно стать художником и свободно рисовать, например, делать декорации в театре. Или пойти преподавателем по этим специальностям.
Опыт. Чтобы к концу учебы получить опыт работы, устраиваться нужно как можно раньше. Но физически это сложно: из-за нагрузок и объемных заданий мы часто не спали по ночам. У меня не получилось выделить время и силы на работу. Некоторым ребятам удавалось подрабатывать, хотя и в ущерб учебе. Думаю, они правильно делали — работодателей в итоге интересует только опыт, а не твои диплом и оценки.
Сколько получают архитекторы
Есть два способа работать архитектором.
В офисе. Это работа с 9 до 18, где ты вместе с другими архитекторами участвуешь в проекте. Задания распределяются между всеми: кто-то чертит, кто-то едет на обмеры или выбирать материалы. Контролирует проект главный архитектор. Он же общается с клиентами.
💰 Зарплата офисного работника где-то от 30 000 до 150 000 рублей. Последняя — главного архитектора по проекту.
На себя. Архитектор может уйти из офиса и сам искать клиентов. Но если ты уходишь на фриланс, то должен буквально жить архитектурой. Потому что такие люди никогда не отдыхают, и архитектура для них — образ жизни.
Архитектор на фрилансе полностью ведёт проект в одиночку. Он общается с заказчиками, чертит, ездит на объекты, подбирает мебель, контролирует подрядчиков и следит за стройкой. Плюс у него выше ответственность: за надежность конструкций тоже отвечает он.
💰 Это уже, конечно, совсем другие деньги. Гораздо больше, чем можно получить в офисе. Например, на проекте целого дома, с полным устройством и инженерией, можно заработать 600 000 рублей.
Ради чего стоит идти в архитектурный
Не могу сказать, что профессия архитектора востребована. Работу найти сложно. Сейчас всем нужны айтишники и программисты, которые создают виртуальную реальность.
Но заниматься архитектурой интересно: здорово, когда ты можешь создать что-то приятное глазу. Поэтому если вы идете в архитектурный, то должны это очень сильно любить. Не чувствуете, что это для вас жизненная необходимость — не идите. В архитектуре много творчества, и оно отнимает всего тебя.
В конце концов вы, конечно, займёте своё место. Но только при большой любви к архитектуре вы добьётесь настоящих успехов.
Изображение на обложке: Timothy J. Reynolds
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Чем занимается архитектор и как им стать?
Перед вами пустое пространство — а уже через год на нем будет работать новый ресторан. Заложить фундамент, организовать инфраструктуру и удобно расставить мебель — вот чем будет заниматься архитектор с самого начала до конца проекта. О специфике профессии рассказала архитектор Елена Грейскоп.
Как освоить профессию архитектора?
Кто такой архитектор и чем он занимается
Архитектор — это тот, кто сможет создать благоприятную атмосферу везде. Будь то офисные здания, рестораны, уютные домики, маленькие пекарни у дома или даже целые города. Ко всему, что мы видим вокруг, приложил руку мастер своего дела — архитектор.
Что же это все значит? Интерьер — это все, что мы видим внутри здания, внутреннее пространство здания. Соответственно экстерьер, наоборот, все, что мы видим вне здания, то есть само строение. Идёшь по улице и видишь здание музея — экстерьер, а как только заходишь внутрь, идёшь по коридорам и смотришь на экспозиции — интерьер.
Эргономика в руках архитектора позволяет реализовать проект комфорта для человека. Никогда не задумывались, как определяют высоту кухонных шкафчиков или рабочего стола? Все это не прописано в едином мануале, специалист для каждого проекта подбирает самый удобный вариант. В таком случае итог получится не только красивым, но и удобным во всех проявлениях: от стороны открытия двери до расположения монитора.
Малые архитектурные формы встречаются повсюду. Фонарь на улице, забор у парка, беседки во дворе и скульптуры — все это дело рук архитекторов.
Ключевые навыки архитектора
Тут спектр огромен: от знаний физики до умения работать в специальных программах по типу ArchiCAD. Не обойдётся без базовых знаний в рисунке: пропорции и светотени, объём и пространственное мышление. Чтобы создать один проект, необходимо изучить сотни подобных, потому насмотренность — один из важнейших факторов.
Нужно ли учиться в художественной школе
Художественная школа обучит рисунку, но не архитектуре. Это полезный бонус, но можно обойтись и без него.
Куда поступать, чтобы стать архитектором
Без вуза не обойтись. Тут ответ очевиден — поступать стоит в архитектурный университет или колледж. В Москве это МАРХИ, в Питере — СпбГАСУ, подобные учебные заведения есть во многих городах. Обучение в таких вузах не из легких. Бессонные ночи при подготовке проекта или десятки неудачных эскизов, которые не одобрил преподаватель, — всё это неотъемлемая часть обучения. Но в результате случается магия, и из зарисовок и набросков получается полноценный проект.
Возникает вопрос: а можно ли обойти эти условия длиной в 4 года и обучиться на курсах? Теоретически да, возможно. Но есть несколько особенностей:
Если познать архитектуру хочется все-таки на курсах, то стоит обратить внимание на курсы от университетов и академий: обучение на таких курсах может длиться как один год в вузе, 8 месяцев. Так возможно получить более обширные знания.
Из чего состоит работа архитектора
Вот заказчик загорелся идеей: «Хочу уютный ресторан в французском стиле! Чтобы компании могли собираться для уютных посиделок». Архитектор кивает на эту идею головой и приступает к делу.
Первый шаг — обмеры и диагностика объекта. А после начинается волшебство. Как в нескольких десятках метров уместить кухню, зал, так ещё и сделать планировку эргономичной? На все эти вопросы архитектор отвечает в процессе работы над проектом.
Посмотрим на примере, как реализуется проект.
На этапе проектирования уже должно быть представление о конечном дизайне. Ведь сносить и строить новые стены, проводить электрику и разделять пространство получится только тогда, когда знаешь, где и что будет расположено в дальнейшем.
Далее начинается детализация и создаются подробные проекты для каждого пространства: от расстановки мебели до раскладки плитки.
На этапе реализации не без помощи команды, строителей и прораба все чертежи выше становятся реальностью.
Сколько длится один проект
Тут все зависит от того, что это за проект. Объём работы, сроки доставки мебели и перепланировки — это все влияет на длительность.
Можно ли работать сразу на нескольких проектах
Кажется, это совсем нереально. Нужно ведь все учесть! От и до архитектор следит за тем, что происходит на стройке. Как шпаклюют стены и расставляют элементы декора. Неужели можно успеть делать это сразу в нескольких направлениях? Да, настоящие профессионалы могут совмещать несколько проектов одновременно.
Архитектор чертит, рисует или расставляет мебель? Или все сразу?
Конечно, архитектор не работает один. Идея — точно на нем, а вот реализация — не только. Прорабы, строители, скульпторы — все эти ребята точно необходимы, для того чтобы проект был реализован.
Стройкой руководит прораб, в подчинении которого штат рабочих. Прораб следит за сроками выполнения и качеством исполнения строительных работ. Смежники — это профессионалы узкопрофильных работ: деревяшечники, ковщики, стекольщики, художники, скульпторы, флористы, корпусники и т. д. Каждый в ответе за свой сегмент. Но во главе — архитектор.
О плюсах и минусах профессии архитектора
Быть архитектором трудно, с этим не поспоришь. Приходится держать руку на пульсе, следить за всем происходящим на стройке и не забывать про другие проекты. Но профессия творческая, а каждый заказ не похож на другой.
Есть ли разница между работой в агентстве и фрилансом
Конечно, и довольно значительная. В агентстве сильно не разгуляешься: идеи генерирует архитектор, но выбор лучшей лежит не на нем. К тому же, самостоятельно выбирать объекты не получится — что дали, с тем и придётся работать.
Самостоятельная работа не только даёт пространство для творчества, но и возможность регулировать как рабочий график, так и набор проектов. Однако работа в агентстве — хороший первый шаг для начала карьеры. К тому же фрилансеру не всегда удается быстро найти удачный заказ.
Быть архитектором — значит уметь создать невероятное из ничего. Руководить процессом, генерировать идеи, творить и делать все для комфортной жизни людей — вот основная задача профессионала.